Пояснительная записка
Программа предназначена для дополнительного углубленного изучения предмета “Общая биология” по разделу “Основы генетики. Генетика человека”. В программе для общеобразовательной школы(базовый уровень) на прохождение этого раздела отводится всего девять часов. Этого времени недостаточно, особенно для тех учащихся, которые собираются сдавать ЕГЭ по биологии. Кроме того, этот раздел биологии вызывает немалый интерес у ребят.
Цель:
В результате обучения учащиеся должны:
Знать:
Уметь:
Личностные результаты обучения
Учащиеся должны:
-проявлять самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
-быть убеждены в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологии для дальнейшего развития человеческого общества;
-проявлять уважение к творцам наук, к авторам открытий и изобретений;
-быть готовы к обоснованному выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями.
Предлагаемая программа может изучаться как самостоятельный курс и проводится параллельно с уроками общей биологии.
Программа позволяет ориентироваться на интересы учащихся и поэтому помогает решать важные учебные задачи, систематизируя, углубляя и расширяя биологические знания.Содержание учебного материала программы соответствует целям профильного обучения и в определенной степени дополняет учебную программу, благодаря чему обеспечивает знакомство с отраслями биологии, медицины, готовит учащихся к выпускным и вступительным экзаменам, вхождению во взрослую жизнь.Основными формами и методами изучения курса являются лекции, семинары, защита рефератов, практикумы по решению задач, устные сообщения учащихся с последующей дискуссией. Предусматривается и индивидуальная форма работы.
Программа рассчитана на 34 часа для учащихся 10 класса (1 час в неделю).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ГЕНЕТИКЕ 10 КЛАСС
№ занятия |
Тема занятия |
|
Раздел-1. Генетика. Основные понятия генетики — 1 час |
1 |
Основные понятия генетики |
|
Закономерности наследования признаков — 17 часов |
1 |
Гибридологический метод изучения наследования признаков Г. Менделя. |
2 |
Законы Менделя. Первый закон Менделя — закон единообразия гибридов первого поколения. |
3 |
Решение типовых задач применительно к первому закону Менделя. |
4 |
Второй закон Менделя — закон расщепления. Алгоритм решения задач. |
5 |
Закон чистоты гамет. |
6 |
Решение задач по теме «Моногибридное скрещивание» |
7 |
Дигибридное и полигибридное скрещивание. Третий закон Менделя — закон независимого комбинирования. |
8 |
Решение задач по теме «Дигибридное и полигибридное скрещивание». |
9 |
Хромосомная теория наследственности. |
10 |
Сцепленное наследование генов. |
11 |
Генетика пола. Наследование признаков сцепленных с полом. |
12 |
Практикум «Генетика пола. Наследование признаков сцепленных с полом». |
13-14 |
Экскурсия на кафедру генетики медицинского университета. |
15 |
Генотип как целостная система. Взаимодействие генов. |
16 |
Взаимодействие аллельных генов. |
17 |
Взаимодействие неаллельных генов |
|
Раздел-2. Закономерности изменчивости — 4 часа |
1 |
Наследственная (генотипическая) изменчивость. |
2 |
Зависимость проявления генов от условий внешней среды (фенотипическая) изменчивость. |
3,4 |
Экскурсия на кафедру генетики аграрного университета |
|
Раздел-3. Основы селекции-8 часов |
1 |
Создание пород животных и сортов растений |
2 |
Разнообразие и продуктивность культурных растений. |
3 |
Центры многообразия и происхождения культурных растений. |
4 |
Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости |
5 |
Методы селекции растений и животных: отбор и гибридизация |
6 |
Методы селекции растений и животных: искусственный мутагенез. |
7 |
Селекция микроорганизмов (встреча с работниками противочумного института) |
8 |
Достижения и основные направления современной селекции |
|
Раздел-4. Медицинская генетика-4 часа |
1 |
Наследственные болезни и их причины. Лечение наследственных болезней. |
2 |
Наследственность и онкологические заболевания. |
3 |
Можно ли предупредить наследственные болезни? |
4 |
Лечение наследственных болезней. |
5 |
Наследуются ли способности? |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.