ПРОГРАММА КУРСА
|
«Мое здоровье» . 5- 6 КЛАСС.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа рассчитана на 66 часов (2 часа резерв).
Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современного образования. Предлагаемый курс занятий «Здоровый образ жизни» нацелен на формирование у ребёнка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре.
Цель курса:
1.Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы.
2.Обобщить и расширить знания учащихся о строении и функциях человеческого организма.
3.Создать условия для формирования и развития у обучающихся:
- практические умения в ходе проведения и выполнения практических работ;
- творческих способностей;
- коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений
- работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:
- наблюдать и изучать явления, происходящие в жизни человека;
- описывать результат наблюдений;
- выдвигать гипотезы;
- обсуждать результаты практических работ, участвовать в
- дискуссии;
- проводить анкетирование и социологические опросы;
- оформлять наблюдения в виде плакатов.
Перечисленные умения формируются на основе следующих знаний:
- правилах пользования предметами личной гигиены;
- правилах профилактики заболеваний;
- оказания I-ой медицинской помощи.
Занятия по здоровому образу жизни несут прежде всего профилактическую
функцию и требуют соблюдения определённых принципов.
Задачи курса:
- формирование отношения к своему здоровью и здоровью окружающих как к важнейшей социальной ценности;
- выработка умений и навыков сохранения и укрепления здоровья,
- безопасного и ответственного поведения;
- закрепления гигиенических навыков и привычек;
- приобщение к разумной физической активности;
- обеспечение физического и психического саморазвития;
- формирование у учащихся мотивационной сферы гигиенического
- поведения, безопасность жизни, физического воспитания;
- обучение умению противостоять разрушительным для здоровья формам поведения.
Мало научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, жизни. Только человек живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров. На уроках здоровья оценок нет. На поставленный вопрос ребёнок может дать любой ответ. Для того чтобы дети без страха включались в обсуждение разных вопросов, не следует отрицательно реагировать на их ответы. Нужно быть всегда доброжелательным, выслушивать ответы, не показывая своего несогласия с позицией ребёнка.
Наиболее целесообразна на занятиях групповая работа учащихся с презентацией полученных группами результатов и выводов для всего класса.
Достижение намеченных образовательных результатов фиксируется на полноте и правильности выполнения обучающимися заданий, выходу на более высокий уровень социальной активности и познавательной самостоятельности, по становлению экологической культуры обучающихся.
Завершается обучение курса итоговым занятием «Здоровье – богатство во все времена» по проблемам здоровья обучающихся и окружающей среды, подготовленной учащимися под руководством классного руководителя, медицинского работника школы, актива родителей.
Изучение курса «Здоровый образ жизни» будет способствовать развитию кругозора обучающихся, их приобщению к мышлению масштабами общества, государства, человечества, участию молодежи в реальном улучшении окружающей среды, совершенствованию своего образа жизни.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение – 1ч.
Содержание, цели и задачи курса .
Место человека в живой природе. Значение здоровья человека для общества. Организм человека.
Практическая работа № 1. Взвешивание и измерение организма человека. Занесение антропометрических данных в «Индивидуальный паспорт здоровья».
Вода и здоровье ученика – 5ч.
Актуализация знаний: Значение воды для здоровья человека.
Закаливание водой. Значение гигиены тела для здоровья.
Правила безопасного поведения на воде.
Практическая работа № 2.Игры и упражнения на воде.
Закаливание и здоровье – 3ч.
Актуализация знаний: Виды закаливающих процедур.
Значение закаливания для организма. Закаливание воздухом и солнцем. Гигиена закаливания. Значение физической культуры для здоровья человека.
Практическая работа № 3. Составление памятки «Правила закаливания».
Забота об организме человека – 15ч.
Актуализация знаний: Профилактика заболеваний глаз.
Значение и гигиена питания. Уход за зубами. Уход за ушами.
Забота о коже. Сон и здоровье. Скелет – опора организма.
Предупреждение плоскостопия, искривление позвоночника.
Практическая работа № 4. Разучивание точечного массажа.
Практическая работа № 5. Определение срока годности продуктов, состава продуктов.
Практическая работа № 6. Составление примерного дневного меню.
Практическая работа № 7. Определение плоскостопия.
Экскурсия в школьную столовую.
Вредные привычки – 4ч.
Актуализация знаний: Что такое вредные привычки?.
Влияние курения и алкоголя на организм человека.
Влияние наркотиков на организм.
Практическая работа № 8. Социологический опрос «Что вы знаете о вреде курения?».
Настроение и здоровье – 3ч.
Актуализация знаний: Что такое настроение? Настроение в школе и после школы. Поведение в школе.
Практическая работа № 9. Овладение приемами аутотренинга.
Тематическое планирование курса
5класс (35 часов).
(первый год обучения)
Тема урока |
Количество часов |
Характеристика деятельности учащихся |
Дата проведения урока план |
Дата проведения урока факт |
Введение |
1 |
Знать понятия: анатомия, физиология, гигиена человека, антропометрические данные человека. Объяснять: -Место человека в живой природе. -Значение здоровья человека для общества. Уметь измерять антропометрические данные человека. |
|
|
Вода и здоровье человека: |
5 |
|
|
|
Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. |
1 |
Знать понятия: здоровье, закаливание, гигиена. Объяснять и понимать значение гигиены и закаливания для организма. |
|
|
Гигиена тела. |
1 |
Знать понятия: здоровье, закаливание, гигиена. Объяснять и понимать значение гигиены и закаливания для организма. |
|
|
Закаливание водой. |
1 |
Знать: Значение воды для здоровья человека. Закаливающие водные процедуры. Методику закаливания водой Порфирия Иванова. |
|
|
Правила безопасного поведения на воде
|
1 |
Знать Правила безопасного поведения на воде. Понимать роль воды и закаливания для здоровья человека. Уметь проводить водные закаливающие процедуры,
|
|
|
Игры и упражнения на воде. |
1 |
Знать игры и упражнения на воде. Правила безопасного поведения на воде. |
|
|
Забота об организме человека. |
15 |
|
|
|
Глаза-главные помощники человека. Как мы видим?
|
1 |
Знать: -Строение органа зрения. -Формирование изображения на сетчатке. -Заболевания глаз: коньюктивит, катаракта, глаукома, дальнозоркость, близорукость.
-Корректировка зрения. Подбор очков и линз. -Правила ухода за очками и линзами. Уметь объяснять: - причины возникновения болезней глаз. - оказывать первую помощь при травме глаз. |
|
|
Зубы человека: молочные и постоянные.
|
1 |
Знать: -Строение зубного аппарата человека. -Понятие о молочных и постоянных зубах. -Сходство зубов человека и млекопитающихся животных. -Взаимосвязь строения зубов с их функциями. -Значение жевательной резинки в гигиене полости рта. Уметь: -Ухаживать за зубами. -Правильно выбирать зубную щетку и пасту в зависимости от состояния ротовой полости. |
|
|
Питание - необходимое условие для жизни человека. Состав продуктов.
|
1 |
Знать: -Значение пищи для организма человека. -Состав продуктов. -Люди-вегетарианцы Уметь объяснять: - вред «фаст-фудов». -необходимость тепловой обработки продуктов питания. -методику составления меню. Уметь: -определять дневной набор продуктов и их калорийность. -составлять сбалансированное меню. |
|
|
Здоровая пища для всей семьи.
|
1 |
Знать: -Что такое «диета»?. -Правила и нормы питания. -Режим питания людей разного возраста. -Сроки хранения продуктов. -Применение фруктов и овощей. Уметь: -определять дневной набор продуктов и их калорийность. -составлять сбалансированное меню в зависимости от физической нагрузки. |
|
|
Экскурсия в школьную столовую.
|
1 |
Знакомятся: со способами приготовления пищи, - составлением меню для разных возрастных категорий. Уметь объяснять необходимость соблюдения правил гигиены при приготовлении и употреблении пищи. Составлять таблицу « Содержание витаминов в продуктах питания»
|
|
|
Практическая работа «Составление примерного дневное меню для людей с разной степенью физической нагрузки». |
1 |
|
|
|
Уход за ушами. |
1 |
Знать: -Строение слухового аппарата. -Правила ухода за ушами. -Правила профилактики отитов и глухоты Уметь объяснять влияние шума на здоровье человека. |
|
|
Практическая работа «Гигиена слуха» |
1 |
Составляют памятку по уходу за ушами. |
|
|
Строение и значение кожи. Забота о коже.
|
1 |
Знать: -строение кожи. -правила оказания первой помощи при нарушении кожного покрова, -возрастные изменения кожи. -»юношеские» угри, типы кожи -виды косметических средств, правила их применения. Уметь примерять правила гигиены кожи. |
|
|
Возрастные изменения кожи. Применение косметических средств.
|
1 |
Знать: -возрастные изменения кожи. -»юношеские» угри, типы кожи -виды косметических средств, правила их применения. Уметь примерять правила гигиены кожи. |
|
|
Скелет – наша опора.
|
1 |
Знать изменения в строении скелета человека, в связи с приспособлением к прямохождению. Уметь показывать на макете, рисунках части скелета и наиболее крупные кости. |
|
|
Правильная осанка – что это?
|
1 |
Знать: -правила определения правильной осанки. - причины искривления позвоночника, их определения. -профилактику искривлений позвоночника. -правила посадки за партой. |
|
|
Практическая работа «Определение плоскостопия»
|
1 |
Знать: -понятие плоскостопие. -правила определения плоскостопия. -профилактика плоскостопия. |
|
|
Вредные привычки. |
4 |
|
|
|
Что такое вредные привычки? Влияние курения на организм человека
|
1 |
Знать: -причины возникновения«вредных привычек», их влияние на здоровье человека. -влияние курения на здоровье человека. Уметь: - противостоять пагубному воздействию вредных привычек. -проводить интервью по анкете. |
|
|
Влияние алкоголя на организм человека.
|
1 |
Знать: -причины возникновения«вредных привычек», их влияние здоровье человека. -что такое алкоголизм? -влияние алкоголя на здоровье. Уметь: - противостоять пагубному воздействию вредных привычек. -проводить интервью по анкете. |
|
|
Влияние наркотиков на организм человека.
|
1 |
Знать: -виды наркотиков. -влияние наркотиков на организм человека. - правила профилактики наркомании, курения и алкоголизма.
- противостоять пагубному воздействию вредных привычек. -проводить интервью по анкете. |
|
|
Практическая работа «Социологический опрос: что ты знаешь о вредных привычках» |
|
Уметь: проводить интервью по анкете. |
|
|
Настроение и здоровье. |
3 |
|
|
|
Что такое настроение? |
1 |
Знать: -что такое настроение? -от чего зависит настроение человека? -факторы, улучшающие настроение человека. -правила поведения в школе и дома. Уметь управлять собой, применяя приемы аутотренинга. |
|
|
Практическая работа «Овладение приемами аутотренинга». |
1 |
Знать: приемы аутотренинга. Уметь управлять собой, применяя приемы аутотренинга. |
|
|
КВН «За здоровый образ жизни».
|
2 |
Объяснять фразу: « Здоровье организма- в руках человека.» |
|
|
Содержание курса «Здоровый образ жизни»
6 класс (32 часа, резерв – 2 часа).
Введение. 1ч.
Содержание, цели и задачи курса .
Опасные факторы здоровья человека.
Значение своевременности оказания I-ой медицинской помощи.
Наше здоровье. 12 ч.
Актуализация знаний : Причины и признаки заболеваний.
Понятие об иммунитете. Укрепление иммунитета.
Что нужно знать о лекарствах. Понятие об «аллергии» и «аллергенах».
Значение прививок в укреплении иммунитета.
Понятие «здорового образа жизни».
Практическая работа №1. Составление перечня лекарственных средств для домашней аптечки.
Профилактика травм и оказание первой медицинской помощи. 19 ч.
Актуализация знаний: Виды травм. Первая помощь при ушибах.
Виды кровотечений, оказание I-ой доврачебной помощи.
Растяжение связок и вывихи. Первая помощь при переломах.
Первая помощь при перегревании и тепловом ударе.
Профилактика ожогов и обморожений, оказание первой помощи.
Безопасность при любой погоде.
Оказание первой помощи при укусах змей, собак и кошек.
Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос.
Оказание первой помощи при отравлении угарным газом, ядовитыми и химическими веществами, лекарствами и пищевыми продуктами.
Чтобы огонь не причинил вреда. Как вести себя на улице и в транспорте.
Опасность в нашем доме. Как уберечься от поражения электрическим током.
Практическая работа №2. Первая помощь при ушибах.
Практическая работа №3. Остановка кровотечения.
Практическая работа №4. Оказание I-ой помощи при растяжении и вывихах.
Практическая работа №5. Наложение шины при переломах.
Практическая работа №6. Первая помощь при перегревании и тепловом ударе.
Практическая работа №7. Эвакуация из задымленного помещения.
Тематическое планирование курса
6 класс (35 часов).
(второй год обучения)
Тема урока |
Количество часов |
Характеристика деятельности учащихся |
Дата проведения урока план |
Дата проведения урока фак |
Введение
|
1 |
Понимать: - роль курса «Уроки здоровья», -значение знаний о строении и функциях своего организма. Уметь проводить наблюдения, записывать результаты, делать выводы. |
|
|
Наше здоровье. |
12 |
|
|
|
Причины и признаки болезней.
|
1 |
Знать: - причины и признаки наиболее распространенных заболеваний, -способы сохранения иммунитета. Уметь принимать верное решение при появлении симптомов того или иного заболевания. |
|
|
Инфекционные болезни. |
1 |
Знать: - причины и признаки наиболее распространенных инфекционных заболеваний, |
|
|
|
|
- способы профилактики инфекционных заболеваний, Уметь примерять правила личной гигиены для предупреждения инфекционных заболеваний. |
|
|
Иммунитет, способы укрепления иммунитета.
|
1 |
Знать: -что такое иммунитет, - виды иммунитета, -правила укрепления иммунитета. Уметь объяснять различия между врожденным (естественным) иммунитетом и приобретенном (искусственным) иммунитетом. |
|
|
Прививки от болезней: «за» и «против».
|
1 |
Знать: понятия «вакцина» и «сыворотка». Объяснять необходимость прививки для выработки искусственного иммунитета от наиболее тяжелых инфекционных заболеваний. |
|
|
Аллергия. Пищевые аллергены
|
1 |
Знать: -понятия «аллергия», «анафилаксия», «пищевая аллергия», -причины возникновения пищевых аллергических реакций, -свои аллергены и правила, исключающие аллергические реакции. Уметь оказывать первую доврачебную помощь при аллергическом отеке. |
|
|
Аллергии на лекарства и пыльцу растений. Укусы насекомых.
|
1 |
Знать: -понятия «аллергия», «анафилаксия». -причины возникновения аллергических реакций, -свои аллергены и правила, исключающие аллергические реакции. Уметь оказывать первую доврачебную помощь при аллергическом отеке. |
|
|
Какие врачи нас лечат? |
1 |
Знать: -основные врачебные специальности; -при каких симптомах к какому специалисту обращаться. Уметь принимать верное решение для обращения к тому или иному врачу. |
|
|
Какие лекарства мы выбираем?
|
1 |
Знать: - что такое лекарство? - правила приема лекарственных препаратов и неукоснительно их выполнять. Запомни: -Безвредных лекарств не бывает! -Лекарство следует принимать только по рекомендации врача и в присутствии взрослых! |
|
|
Что должно быть в домашней аптечке?
|
1 |
Знать: -требования к составу и хранению аптечки? -виды аптечек, -что должно содержаться в аптечке неотложной помощи? Запомни: В состав домашней аптечки входит минимальный набор лекарств, который должен быть всегда под рукой! |
|
|
Здоровый образ жизни. |
1 |
Знать: -понятие здоровый образ жизни; -комплекс составляющих компонентов здорового образа жизни. Уметь объяснять значение здорового образа жизни для успешной жизни человека. |
|
|
Тестирование «Твое здоровье».
|
1 |
|
|
|
Профилактика травм и оказание I-й медицинской помощи.
|
19 |
|
|
|
Виды травм. Первая помощь при ушибах.
|
1 |
Знать: -причины возникновения травм, -правила безопасного поведения в быту, Уметь: - оказать себе и окружающим первую медицинскую помощь при ушибах и ссадинах, -объяснять другим, работать с теоретическим и иллюстративным материалом. |
|
|
Виды кровотечений. Оказание I-й медицинской помощи.
|
1 |
Знать: -понятие «кровотечение», - виды кровотечений и их опасность, - правила остановки кровотечений и наложения жгута. Уметь: - оказать себе и окружающим первую медицинскую помощь при кровотечениях. |
|
|
Растяжение связок и вывихи.
|
1 |
Знать: -понятия «растяжение», «вывих». Уметь: - оказать себе и окружающим первую медицинскую помощь при растяжениях и вывихах. |
|
|
Первая помощь при переломах.
|
1 |
Знать: -понятие «перелом», -виды переломов. Уметь: - оказать себе и окружающим первую медицинскую помощь при переломах. |
|
|
Тепловой удар Первая помощь при перегревании и тепловом ударе.
|
1 |
Знать: -понятие «тепловой удар», -причины теплового удара. Уметь: - оказать себе и окружающим первую медицинскую помощь при тепловом ударе. |
|
|
Профилактика ожогов и обморожений.
|
1 |
Знать: -понятия «ожог», «обморожение», - типы ожогов и обморожений, -причины возникновения ожогов и обморожений. Уметь: - оказать себе и окружающим первую медицинскую помощь при ожогах и обморожениях. |
|
|
Безопасность при любой погоде.
|
1 |
Знать: - угрозы безопасности человека во время пребывания в условиях «дикой» природы, - правила безопасного поведения в условиях «дикой» природы. Запомни: соблюдение правила безопасного поведения в условиях «дикой» природы — залог вашего здоровья. |
|
|
Оказание первой помощи при укусах змей, собак, кошек.
|
1 |
Знать: - угрозы безопасности человека во время общения с животными. Уметь: - оказать себе и окружающим первую медицинскую помощь при укусах змей, собак, кошек. |
|
|
Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос.
|
1 |
Уметь: - оказать себе и окружающим первую медицинскую помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос. |
|
|
Профилактика отравлений угарным газом, дымом.
|
1 |
Знать: -признаки отравления угарным газом, -причины отравления угарным газом. Уметь: - оказать себе и окружающим первую медицинскую помощь при отравлении угарным газом. |
|
|
Профилактика отравлений лекарствами и пищей.
|
1 |
Знать: -признаки отравления лекарствами и пищей, -причины отравления лекарствами и пищей. Уметь: - оказать себе и окружающим первую медицинскую помощь при отравлении лекарствами и пищей. |
|
|
Чтобы огонь не причинил вреда.
|
1 |
Знать: -понятие «пожар», - виды пожаров, - меры профилактики пожаров. Уметь: - оказать себе и окружающим первую медицинскую помощь при ожогах. Запомни: - огонь- всегда опасен, - неукоснительно соблюдай правила профилактики пожара. |
|
|
Как вести себя на улице. |
1 |
Знать: -возможные опасности, которые таит улица, - правила безопасного поведения на улице. Владеть навыками безопасного поведения на улице. |
|
|
Опасности в нашем доме. |
1 |
Знать: -возможные опасности, которые таит дом, - правила безопасного поведения дома. Владеть навыками безопасного поведения дома. |
|
|
Как уберечься от поражений электрическим током.
|
1 |
Знать: - причины поражения электрическим током, - правила безопасности при работе с бытовыми электрическими приборами.. Владеть навыками безопасной работы с электроприборами. |
|
|
Меры предосторожности при обращении с животными.
|
1 |
Знать: - угрозы безопасности человека во время общения с животными. Уметь: - оказать себе и окружающим первую медицинскую помощь при укусах животных. |
|
|
Анкетирование «Безопасное поведение в природе» |
1 |
|
|
|
Игра «Путешествие в страну здоровья».
|
1 |
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.