ПРОГРАММА КУРСА «Мое здоровье» . 5- 6 КЛАСС.
Оценка 4.7

ПРОГРАММА КУРСА «Мое здоровье» . 5- 6 КЛАСС.

Оценка 4.7
docx
26.05.2021
ПРОГРАММА КУРСА  «Мое здоровье» .  5- 6 КЛАСС.
Доп. Образ. 5 класс.docx

ПРОГРАММА КУРСА

 

 

«Мое здоровье» .  5- 6 КЛАСС.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА.

Программа рассчитана на 66 часов (2 часа резерв).

Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современного образования. Предлагаемый курс занятий «Здоровый образ жизни» нацелен на формирование у ребёнка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре.

Цель курса:

1.Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы.

2.Обобщить и расширить знания учащихся о строении и функциях человеческого организма.

3.Создать условия для формирования и развития у обучающихся:

- практические умения в ходе проведения и выполнения практических работ;

- творческих способностей;

- коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений

- работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:

- наблюдать и изучать явления, происходящие в жизни человека;

- описывать результат наблюдений;

- выдвигать гипотезы;

- обсуждать результаты  практических работ, участвовать в

- дискуссии;

- проводить анкетирование и социологические опросы;

- оформлять наблюдения в виде плакатов.

Перечисленные умения формируются на основе следующих знаний:

- правилах пользования предметами личной гигиены;

- правилах профилактики заболеваний;

- оказания I-ой медицинской помощи.

Занятия по здоровому образу жизни несут прежде всего профилактическую

функцию и требуют соблюдения определённых принципов.

Задачи курса:

- формирование отношения к своему здоровью и здоровью окружающих как к важнейшей социальной ценности;

- выработка умений и навыков сохранения и укрепления здоровья,

- безопасного и ответственного поведения;

- закрепления гигиенических навыков и привычек;

- приобщение к разумной физической активности;

- обеспечение физического и психического саморазвития;

- формирование у учащихся мотивационной сферы гигиенического

- поведения, безопасность жизни, физического воспитания;

- обучение умению противостоять разрушительным для здоровья формам поведения.

Мало научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, жизни. Только человек живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров. На уроках здоровья оценок нет. На поставленный вопрос ребёнок может дать любой ответ. Для того чтобы дети без страха включались в обсуждение разных вопросов, не следует отрицательно реагировать на их ответы. Нужно быть всегда доброжелательным, выслушивать ответы, не показывая своего несогласия с позицией ребёнка.

Наиболее целесообразна на занятиях групповая работа учащихся с презентацией полученных группами результатов и выводов для всего класса.

Достижение намеченных образовательных результатов фиксируется на полноте и правильности выполнения обучающимися заданий, выходу на более высокий уровень социальной активности и познавательной самостоятельности, по становлению экологической культуры обучающихся.

Завершается обучение курса  итоговым занятием «Здоровье – богатство во все времена» по проблемам здоровья обучающихся и окружающей среды, подготовленной учащимися под руководством классного руководителя, медицинского работника школы, актива родителей.

Изучение курса «Здоровый образ жизни» будет способствовать развитию кругозора обучающихся, их приобщению к мышлению масштабами общества, государства, человечества, участию молодежи в реальном улучшении окружающей среды, совершенствованию своего образа жизни.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение – 1ч.

Содержание, цели и задачи курса .

Место человека в живой природе. Значение здоровья человека для общества. Организм человека.

Практическая работа № 1.  Взвешивание и измерение организма человека. Занесение антропометрических данных в «Индивидуальный паспорт здоровья».

                           

Вода и здоровье ученика – 5ч.

Актуализация знаний: Значение воды для здоровья человека.

 Закаливание водой. Значение гигиены тела для здоровья.

 Правила безопасного поведения на воде.

Практическая работа № 2.Игры и упражнения на воде.

                           Закаливание и здоровье – 3ч.

Актуализация знаний: Виды закаливающих процедур.

Значение закаливания для организма. Закаливание воздухом и солнцем. Гигиена закаливания. Значение физической культуры для здоровья человека.

Практическая работа № 3.  Составление памятки «Правила закаливания».

                          

Забота об организме человека – 15ч.

Актуализация знаний: Профилактика заболеваний глаз.

Значение и гигиена питания. Уход за зубами. Уход за ушами.

Забота о коже. Сон и здоровье. Скелет – опора организма.

Предупреждение плоскостопия, искривление позвоночника.

Практическая работа № 4.  Разучивание точечного массажа.

Практическая работа № 5.  Определение  срока  годности  продуктов, состава продуктов.

Практическая работа № 6.  Составление примерного дневного меню.

Практическая работа № 7.  Определение плоскостопия.

Экскурсия  в школьную столовую.

                           

Вредные привычки – 4ч.

Актуализация знаний: Что  такое вредные привычки?.

Влияние курения и алкоголя на организм человека.

Влияние наркотиков на организм.

Практическая работа № 8.  Социологический опрос «Что вы знаете  о вреде курения?».

                         

Настроение и здоровье – 3ч.

Актуализация знаний: Что такое настроение? Настроение в школе и после школы. Поведение в школе.

Практическая работа № 9.  Овладение приемами аутотренинга.

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование  курса  

 5класс  (35 часов).

(первый год обучения)

 

Тема урока

Количество

часов

Характеристика деятельности учащихся

Дата проведения урока

план

Дата проведения урока

факт

Введение

1

Знать понятия: анатомия,  физиология, гигиена человека, антропометрические данные человека.

Объяснять:

-Место  человека в  живой природе.

-Значение здоровья  человека для  общества.

Уметь измерять антропометрические данные человека.

 

 

 Вода и здоровье человека:

5

 

 

 

Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.

1

Знать понятия: здоровье, закаливание, гигиена.

Объяснять и понимать значение гигиены и закаливания для организма.

 

 

Гигиена тела.

1

Знать понятия: здоровье, закаливание, гигиена.

Объяснять и понимать значение гигиены и закаливания для организма.

 

 

Закаливание водой.

1

Знать: Значение воды для  здоровья человека.

Закаливающие водные процедуры.

Методику закаливания водой Порфирия  Иванова.

 

 

 Правила безопасного поведения на воде

 

1

Знать Правила безопасного поведения на воде.

Понимать роль воды и закаливания для здоровья человека.

 Уметь проводить водные закаливающие процедуры,

 

 

 

Игры и упражнения на воде.

1

Знать игры и упражнения на воде.

Правила безопасного поведения на воде.

 

 

Забота об организме человека.

15

 

 

 

Глаза-главные помощники человека. Как мы видим?

 

1

Знать:

-Строение органа зрения.

-Формирование изображения на сетчатке.

-Заболевания глаз: коньюктивит, катаракта, глаукома, дальнозоркость, близорукость.

 

-Корректировка зрения. Подбор очков и линз.

-Правила ухода за очками и линзами.

Уметь объяснять:

- причины возникновения болезней глаз.

- оказывать первую помощь при травме глаз.

 

 

Зубы  человека: молочные и постоянные.

 

1

Знать:

-Строение зубного аппарата человека.

-Понятие о молочных и постоянных зубах.

-Сходство зубов человека и млекопитающихся животных.

-Взаимосвязь строения зубов с их функциями.

-Значение жевательной резинки в гигиене

полости рта.

Уметь:

-Ухаживать за зубами.

-Правильно  выбирать зубную щетку и пасту в зависимости от состояния ротовой полости.

 

 

Питание - необходимое условие для жизни человека. Состав продуктов.

 

1

Знать:

-Значение пищи для организма человека.

-Состав продуктов.

-Люди-вегетарианцы

Уметь объяснять:

- вред «фаст-фудов».

еобходимость тепловой обработки продуктов питания.

-методику составления меню.

Уметь:

-определять дневной набор продуктов и их калорийность.

-составлять сбалансированное меню.

 

 

 Здоровая пища для всей семьи.

 

1

Знать:

-Что такое «диета»?.

-Правила и нормы питания.

-Режим питания людей разного возраста.

-Сроки хранения продуктов.

-Применение фруктов и овощей.

Уметь:

-определять дневной набор продуктов и их калорийность.

-составлять сбалансированное меню в зависимости от физической нагрузки.

 

 

Экскурсия в школьную столовую.

 

1

Знакомятся: со способами приготовления пищи, - составлением меню для разных возрастных категорий.

Уметь объяснять необходимость соблюдения правил гигиены при приготовлении и употреблении пищи.

Составлять таблицу « Содержание витаминов в

продуктах питания»

 



 

 

Практическая работа «Составление примерного дневное меню для людей с разной степенью физической нагрузки».

1

 

 

 

Уход за ушами.

1

Знать:

-Строение слухового аппарата.

-Правила ухода  за ушами.

-Правила профилактики  отитов и  глухоты

Уметь объяснять влияние шума на здоровье человека.

 

 

Практическая работа «Гигиена слуха»

1

Составляют памятку по уходу за  ушами.

 

 

Строение и значение кожи. Забота о коже.



1

 Знать:

-строение кожи.

-правила  оказания первой помощи при нарушении кожного покрова,

озрастные изменения кожи.

-»юношеские» угри, типы кожи

-виды косметических средств, правила их

 применения.

Уметь примерять правила гигиены кожи.

 

 

Возрастные изменения кожи.

Применение косметических  средств.

 

1

Знать:

озрастные изменения кожи.

-»юношеские» угри, типы кожи

-виды косметических средств, правила их

 применения.

Уметь примерять правила гигиены кожи.

 

 

Скелет – наша опора.



1

Знать изменения в строении скелета человека, в связи с приспособлением к прямохождению.

Уметь показывать на макете, рисунках части скелета и наиболее крупные кости.

 

 

Правильная осанка – что  это?

 

1

Знать:

-правила определения  правильной осанки.

- причины искривления позвоночника, их определения.

-профилактику искривлений позвоночника.

-правила посадки за партой.

 

 

Практическая работа «Определение плоскостопия»

 

1

Знать:

-понятие плоскостопие.

-правила определения плоскостопия.

-профилактика плоскостопия.

 

 

Вредные привычки.

4

 

 

 

Что такое вредные привычки? Влияние курения  на организм человека

 

1

Знать:

-причины возникновения«вредных привычек», их влияние на здоровье человека.

-влияние курения на здоровье человека.

Уметь:

- противостоять пагубному воздействию вредных привычек.

-проводить интервью по анкете.

 

 

Влияние алкоголя на организм человека.



1

Знать:

-причины возникновения«вредных привычек», их влияние здоровье человека.

-что такое алкоголизм?

-влияние алкоголя на здоровье.

Уметь:

- противостоять пагубному воздействию вредных привычек.

-проводить интервью по анкете.

 

 

Влияние наркотиков на организм человека.



1

Знать:

иды наркотиков.

-влияние наркотиков на организм человека. - правила профилактики наркомании, курения и алкоголизма.

 

- противостоять пагубному воздействию вредных привычек.

-проводить интервью по анкете.

 

 

Практическая работа «Социологический опрос: что ты знаешь о вредных привычках»

 

Уметь: проводить интервью по анкете.

 

 

Настроение и здоровье.

3

 

 

 

Что такое настроение?

1

Знать:

-что такое настроение?

-от чего зависит настроение человека?

-факторы, улучшающие настроение человека.

-правила поведения в школе и дома.

Уметь управлять собой, применяя приемы аутотренинга.

 

 

Практическая работа «Овладение приемами аутотренинга».

1

Знать: приемы аутотренинга.

Уметь управлять собой, применяя приемы аутотренинга.

 

 

КВН «За здоровый образ жизни».

 

2

Объяснять фразу: « Здоровье организма- в руках человека.»

 

 

 



 

 

 

 

 


Содержание курса «Здоровый образ жизни»

  6 класс (32 часа, резерв – 2 часа).

                       Введение. 1ч.

Содержание, цели и задачи курса .

Опасные факторы здоровья человека.

Значение своевременности оказания I-ой медицинской помощи.

                        Наше здоровье. 12 ч.

Актуализация знаний : Причины и признаки заболеваний.

Понятие об иммунитете. Укрепление иммунитета.

Что нужно знать о лекарствах. Понятие об «аллергии» и «аллергенах».

Значение прививок в укреплении иммунитета.

Понятие «здорового образа жизни».

Практическая работа №1. Составление перечня лекарственных средств для домашней аптечки.

Профилактика травм и оказание первой медицинской помощи. 19 ч.

Актуализация знаний: Виды травм. Первая помощь при ушибах.

Виды кровотечений, оказание I-ой доврачебной помощи.

Растяжение связок и вывихи. Первая помощь при переломах.

Первая помощь при перегревании и тепловом ударе.

Профилактика ожогов и обморожений, оказание первой помощи.

Безопасность при любой погоде.

Оказание первой помощи при укусах змей, собак и кошек.

Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос.

Оказание первой помощи при отравлении угарным газом, ядовитыми и химическими веществами, лекарствами и пищевыми продуктами.

Чтобы огонь не причинил вреда. Как вести себя на улице и в транспорте.

Опасность в нашем доме. Как уберечься от поражения электрическим током.

Практическая работа №2. Первая помощь при ушибах.

Практическая работа №3. Остановка кровотечения.

Практическая работа №4. Оказание I-ой помощи при растяжении и вывихах.

Практическая работа №5. Наложение шины при переломах.

Практическая работа №6. Первая помощь при перегревании и тепловом ударе.

Практическая работа №7. Эвакуация из задымленного помещения.

 

Тематическое планирование  курса  

 6 класс  (35 часов).

(второй год обучения)

 

 

Тема урока

Количество

часов

Характеристика деятельности учащихся

Дата проведения урока

план

Дата проведения урока

фак

Введение

 

 

 

 

 

1

Понимать:

- роль курса «Уроки здоровья»,

-значение знаний о строении и функциях своего организма.

Уметь проводить наблюдения, записывать результаты, делать выводы.

 

 

Наше здоровье.

12

 

 

 

Причины и признаки болезней.

 

1

Знать:

- причины и признаки наиболее распространенных заболеваний,

-способы сохранения иммунитета.

Уметь принимать верное решение при появлении  

симптомов того или иного заболевания.

 

 

Инфекционные болезни.

1

Знать:

- причины и признаки наиболее распространенных инфекционных заболеваний,

 

 

 

 

- способы профилактики инфекционных заболеваний,

Уметь примерять правила личной гигиены для предупреждения инфекционных заболеваний.

 

 

Иммунитет, способы укрепления иммунитета.

 

1

Знать:

-что такое иммунитет,

- виды иммунитета,

-правила укрепления иммунитета.

Уметь объяснять различия между врожденным (естественным) иммунитетом и приобретенном (искусственным) иммунитетом.

 

 

Прививки от болезней: «за» и «против».

 

1

Знать: понятия «вакцина» и «сыворотка».

Объяснять необходимость прививки для выработки искусственного иммунитета от наиболее тяжелых инфекционных заболеваний.

 

 

Аллергия. Пищевые аллергены

 

1

Знать:

-понятия «аллергия», «анафилаксия», «пищевая аллергия»,

-причины возникновения пищевых аллергических реакций,

-свои аллергены и правила, исключающие аллергические реакции.

Уметь оказывать первую доврачебную помощь при аллергическом отеке.

 

 

Аллергии на лекарства и пыльцу растений. Укусы

насекомых.

 

1

Знать: -понятия «аллергия», «анафилаксия».

-причины возникновения аллергических реакций,

-свои аллергены и правила, исключающие аллергические реакции.

Уметь оказывать первую доврачебную помощь при аллергическом отеке.

 

 

Какие врачи нас лечат?

1

Знать:

-основные врачебные специальности;

-при каких симптомах к какому специалисту обращаться.

Уметь принимать верное решение для обращения к тому или иному врачу.

 

 

Какие лекарства мы выбираем?

 

1

Знать:

- что такое лекарство?

- правила приема лекарственных препаратов и неукоснительно их выполнять.

Запомни:

-Безвредных лекарств не бывает!

-Лекарство следует принимать только по рекомендации врача и в присутствии взрослых!

 

 

Что должно быть в домашней аптечке?

 

1

Знать:

-требования к составу и хранению аптечки?

-виды аптечек,

-что должно содержаться в аптечке неотложной помощи?

Запомни: В состав домашней аптечки входит минимальный набор лекарств, который должен быть всегда под рукой!

 

 

 Здоровый образ жизни.

1

Знать:

-понятие здоровый образ жизни;

-комплекс составляющих компонентов здорового образа жизни.

Уметь объяснять значение здорового образа жизни для успешной жизни человека.

 

 

Тестирование «Твое здоровье».

 

1

 

 

 

Профилактика травм и оказание I-й медицинской помощи.

 

19

 

 

 

Виды травм. Первая помощь при ушибах.

 

1

Знать:

-причины возникновения травм,

-правила безопасного поведения в быту,

Уметь:

- оказать себе и окружающим первую медицинскую помощь при ушибах и ссадинах,

-объяснять другим, работать с теоретическим

и иллюстративным материалом.

 

 

Виды кровотечений. Оказание I-й медицинской помощи.

 

1

Знать:

-понятие «кровотечение»,

- виды кровотечений и их опасность,

- правила остановки кровотечений и наложения жгута.

Уметь:

- оказать себе и окружающим первую медицинскую помощь при кровотечениях.

 

 

Растяжение связок и вывихи.

 

1

Знать:

-понятия «растяжение», «вывих».

Уметь:

- оказать себе и окружающим первую медицинскую помощь при растяжениях и вывихах.

 

 

Первая помощь при переломах.

 

1

Знать:

-понятие «перелом»,

-виды переломов.

Уметь:

- оказать себе и окружающим первую медицинскую помощь при переломах.

 

 

Тепловой удар Первая помощь при перегревании и

тепловом ударе.

 

1

Знать:

-понятие «тепловой удар»,

-причины теплового удара.

Уметь:

- оказать себе и окружающим первую медицинскую помощь при тепловом ударе.

 

 

Профилактика ожогов и обморожений.

 

1

Знать:

-понятия «ожог», «обморожение»,

- типы ожогов и обморожений,

-причины возникновения ожогов и обморожений.

Уметь:

- оказать себе и окружающим первую медицинскую помощь при ожогах и обморожениях.

 

 

Безопасность при любой погоде.

 

1

Знать:

- угрозы безопасности человека во время пребывания в условиях «дикой» природы,

- правила безопасного поведения в условиях «дикой» природы.

Запомни: соблюдение правила безопасного поведения в условиях «дикой» природы — залог вашего здоровья.

 

 

Оказание первой помощи при укусах змей, собак,

кошек.

 

1

Знать:

- угрозы безопасности человека во время общения с животными.

Уметь:

- оказать себе и окружающим первую медицинскую помощь при укусах змей, собак,

кошек.

 

 

Первая помощь при попадании  инородных тел

в глаз, ухо, нос.

 

1

Уметь:

- оказать себе и окружающим первую медицинскую помощь при попадании  инородных тел в глаз, ухо, нос.

 

 

Профилактика отравлений угарным газом, дымом.

 

1

Знать:

-признаки отравления угарным газом,

-причины отравления угарным газом.

Уметь:

- оказать себе и окружающим первую медицинскую помощь при отравлении угарным газом.

 

 

Профилактика отравлений лекарствами и пищей.

 

1

Знать:

-признаки отравления лекарствами и пищей,

-причины отравления лекарствами и пищей.

Уметь:

- оказать себе и окружающим первую медицинскую помощь при отравлении лекарствами и пищей.

 

 

Чтобы огонь не причинил вреда.

 

1

Знать:

-понятие «пожар»,

- виды пожаров,

- меры профилактики пожаров.

Уметь:

- оказать себе и окружающим первую медицинскую помощь при ожогах.

Запомни:

- огонь- всегда опасен,

- неукоснительно соблюдай правила профилактики пожара.

 

 

Как вести себя на улице.

1

Знать:

-возможные опасности, которые таит улица,

- правила безопасного поведения на улице.

Владеть навыками безопасного поведения на улице.

 

 

Опасности в нашем доме.

1

Знать:

-возможные опасности, которые таит дом,

-  правила безопасного поведения дома.

Владеть навыками безопасного поведения дома.

 

 

Как уберечься от поражений электрическим током.

 

1

Знать:

- причины поражения электрическим током,

-  правила безопасности при работе с бытовыми электрическими приборами..

Владеть навыками безопасной работы с электроприборами.

 

 

Меры предосторожности при обращении с животными.

 

1

Знать:

- угрозы безопасности человека во время общения с животными.

Уметь:

- оказать себе и окружающим первую медицинскую помощь при укусах животных.

 

 

Анкетирование «Безопасное поведение в природе»

1

 

 

 

Игра «Путешествие в страну здоровья».

 

1

 

 

 

 


 

ПРОГРАММА КУРСА «Мое здоровье»

ПРОГРАММА КУРСА «Мое здоровье»

Мало научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу

Мало научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу

Закаливание и здоровье – 3ч.

Закаливание и здоровье – 3ч.

Тематическое планирование курса 5класс (35 часов)

Тематическое планирование курса 5класс (35 часов)

Уметь проводить водные закаливающие процедуры,

Уметь проводить водные закаливающие процедуры,

Питание - необходимое условие для жизни человека

Питание - необходимое условие для жизни человека

Практическая работа «Составление п римерного дневное меню для людей с разной степенью физической нагрузки»

Практическая работа «Составление п римерного дневное меню для людей с разной степенью физической нагрузки»

Правильная осанка – что это? 1

Правильная осанка – что это? 1

Влияние наркотиков на организм человека

Влияние наркотиков на организм человека

Содержание курса «Здоровый образ жизни» 6 класс ( 32 часа, резерв – 2 часа)

Содержание курса «Здоровый образ жизни» 6 класс ( 32 часа, резерв – 2 часа)

Практическая работа №5. Наложение шины при переломах

Практическая работа №5. Наложение шины при переломах

Уметь примерять правила личной гигиены для предупреждения инфекционных заболеваний

Уметь примерять правила личной гигиены для предупреждения инфекционных заболеваний

Аллергии на лекарства и пыльцу растений

Аллергии на лекарства и пыльцу растений

Запомни: В состав домашней аптечки входит минимальный набор лекарств, который должен быть всегда под рукой!

Запомни: В состав домашней аптечки входит минимальный набор лекарств, который должен быть всегда под рукой!

Растяжение связок и вывихи. 1

Растяжение связок и вывихи. 1

Знать: - угрозы безопасности человека во время пребывания в условиях «дикой» природы, - правила безопасного поведения в условиях «дикой» природы

Знать: - угрозы безопасности человека во время пребывания в условиях «дикой» природы, - правила безопасного поведения в условиях «дикой» природы

Чтобы огонь не причинил вреда. 1

Чтобы огонь не причинил вреда. 1

Владеть навыками безопасной работы с электроприборами

Владеть навыками безопасной работы с электроприборами
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.05.2021