Урок политехнической направленности в 11 классе "Катализаторы и ферменты. Катализ"
Оценка 4.8

Урок политехнической направленности в 11 классе "Катализаторы и ферменты. Катализ"

Оценка 4.8
docx
26.05.2021
Урок политехнической направленности в 11 классе "Катализаторы и ферменты. Катализ"
Урок Катализ.docx

Предмет, класс

Урок химии – 11 класс

Тема урока, номер урока

Урок №14 Катализаторы и ферменты. Катализ.

Тип урока

Усвоение новых знаний

Цель урока

·        Показать влияние на скорость химических реакций такого явления как катализ.

·        Изучить механизм гомогенного и гетерогенного катализа.

Задачи урока

обучающие

-актуализировать знания о скорости химических реакций и факторах, влияющих на нее;

-дать понятие о механизме действия катализаторов;

-расширить знания о катализе, катализаторах и ферментах;

-показать практическую значимость изучаемого материала.

 

 

развивающие

-развивать умение самостоятельно работать с текстом учебника;

-развивать умение поиска информации в ресурсах Интернета;

 

 

 

воспитательные

-формировать активную и сознательную позицию к усвоению нового материала;

-развивать любознательность;

- совершенствовать навыки планирования учебного труда и самообразования.

 

Требования  ФГОС СОО (предполагае-мые результаты обучения)

предметные

знать:

- понятия «катализ», «катализаторы», «ферменты» и особенности их функционирования;

- классификацию химических реакций по участию катализатора и по фазовому состоянию реагирующих веществ и катализатора

- практическую значимость изучаемого материала

уметь:

- определять зависимость скорости химических реакций от различных факторов.

 

метапредметные

Познавательные УУД:

-умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемых явлениях.

-владеть постановкой эксперимента и анализировать его результат;

-умение работать с различными источниками информации.

-систематизировать информацию и ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи.

Регулятивные УУД:

-уметь определять цель учебной деятельности, планировать пути её выполнения;

- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат своей работы;

-сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников;

-представлять информацию в виде таблиц и схем.

Коммуникативные УУД:

- уметь самостоятельно организовывать учебное взаимодействие;

- вести диалог, уметь выдвигать аргументы и контраргументы;

- критично относиться к своим действиям, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его.

 

личностные

- развитие интеллектуальных и творческих способностей;

- формирование экологической культуры;

-формирование целостного мировоззрения;

-развитие коммуникативной компетенции и уважительного отношения к людям и результатам их труда.

 

ОБОРУДОВАНИЕ:

- Диски: «Виртуальная лаборатория»; «Общая и неорганическая химия»;

- растворы: RCNS,  FeCL3, Na2S2O3, CuSO4, NH4OH, H2O, HCOH$

- сахар кристаллический, пепел, гранулы алюминия, поваренная соль;

- сырой картофель, мясо сырое и вареное, молоко, синька;

- пробирки, горелка, лучинки, мерный цилиндр, стаканы.

 

 

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I Оргмомент.

Здравствуйте! На доске вы видите слова русского философа Михаила Михайловича Бахтина:

«Истина не рождается в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно ищущими истину в процессе их диалогического общения».

Поэтому сегодня я жду от вас продуктивного диалога.

Один учащийся зачитывает

Изречение Бахтина.

II Постановка проблемы, определение темы урока и задач урока.

Вам необходимо удалить со скатерти пятно от мясного соуса. Соседка посоветовала вам прокипятить скатерть в порошке «Био-С». Однако, пятно не исчезло. Почему? Можно ли удалить это пятно с помощью биопорошка?

Инструкция на коробке порошка: энзимы – биологические катализаторы, регулирующие биохимические процессы в живых организмах.

- В рецептах для очистки кожи лица рекомендуют применять отруби, так как в них содержатся ферменты. Как, по вашему мнению, эффективнее пользоваться этим средством: размешать в теплой воде и потом нанести на лицо или заварить кипятком и только после этого нанести на лицо? Что объединяет эти ситуации? О чем идет речь?

Проблема: выяснить условия протекания ферментативных реакций.

Сформулируйте тему урока.

-хорошо, а теперь зафиксируйте в тетрадях задачи сегодняшнего урока.

Выдвигают свои версии, обсуждают их и отвечают на вопросы учителя.

Делают вывод: пятно не исчезло потому, что при высоких температурах биологические катализаторы разрушаются.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают в тетрадь тему урока и задачи урока.

 

IIIАктуализация знаний.

Друзья! На прошлом уроке мы с вами познакомились с понятием «скорость химических реакций» и изучили факторы, на них влияют. Давайте их вспомним.

 

 

 

 

Кроме того на  прошлом уроке  группа экспертов получила задание провести эксперимент по сквашиванию молока. Давайте заслушаем их отчет.

 

 

 

 

 

 

 

После отчета учитель:

- Как вы думаете, почему молоко, в которое добавили сметану и хлеб, прокисло быстрее.

- какие подобные примеры вы можете привести?

-Молодцы, верно.

 

 

-Что повлияло на скорость сквашивания молока?

 

-  Вспомните, что такое ферменты?

Перенесите в тетради таблицу «Ферменты пищеварительной системы»

(таблица прилагается).

- Называют факторы, влияющие на скорость реакции:

- природа реагирующих веществ;

- концентрация реагирующих веществ;

- температура протекания реакции (правило Вант-Гоффа);

- катализаторы.

- Отчет экспертов:

Мы разлили молоко по трем стаканам. В первый стакан ничего не добавляли, во второй добавили ложку сметаны, в третий – кусочек черного хлеба. Все стаканы оставили на столе при комнатной температуре. На второй день молоко во втором и третьем стаканах сквасилось, а в первом - нет.

Отвечают: сметана и хлеб ускорили процесс.

Отвечают:

- Соляная кислота активирует действие пепсина желудочного сока.

- Желчные кислоты  активирует действие панкриатической липазы.

Отвечают:

Ферменты.

Отвечают на вопрос:

Ферменты – это биологические катализаторы белковой природы.

IV Открытие новых знаний.

-Как называются вещества, которые ускоряют реакции?

- Верно! Вспомните определение катализатор и реакции, которые проходят  при участии катализаторов.

 

-Давайте отправимся в виртуальную лабораторию и проделаем опыт, подтверждающий определение катализатора.

 

- Почему при действии катализатора скорость химической реакции увеличивается?

(На этот вопрос нам поможет ответить сообщение, которое подготовил Анопко Вадим).

- Какие виды катализа вам известны?

- Дайте определение гомогенного и гетерогенного катализа?

- Проведите опыт: «Гомогенный и гетерогенный катализ».

(Класс разбивается на 6 групп. Каждая группа имеет на столе описание опыта, необходимое оборудование и реактивы).

Давайте обсудим результаты наших опытов.

- Каковы же механизмы гомогенного и гетерогенного катализа? Ответ подтвердите конкретными реакциями.

 

 

 

 

 

-Согласна. А что же происходит при гетерогенном катализе? Ответ на этот вопрос найдите в учебнике.

- Составьте вопросы по протеканию каталитических реакций реакций и задайте их одноклассникам.

Запишите определение в тетрадях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- В чем сходство и различия ферментов и катализаторов? Сообщение по данному вопросу подготовила Абрамова Дарья.

-Заполните таблицу «Сходство и различия ферментов и катализаторов».
(Таблица прилагается).

 

-Предлагаю опытным путем выявить условия протекания ферментативных реакций.

Опыт 1:действие дегидрогеназы на метиленовый синий (стиральная синька).

Возьмите 2 пробирки. В каждую из них прилейте по 5мл свежего молока. Добавьте по 15 капель 0,5% раствора формальдегида и по 5 капель - метиленового синего.

-Что вы наблюдаете?

-Почему это происходит?

В обе пробирки влейте немного растительного масла, чтобы изолировать смесь воздуха. Первую пробирку поставьте в пустой стакан, а вторую – в стакан с горячей водой (примерно 35-40 градусов).

-Где быстрее происходит обесцвечивание? Почему?

Опыт 2: Действие катализатора на пероксид водорода.

Возьмите 5 пробирок и в каждую налейте по 2 мл раствора пероксида водорода. В первую опустите кусочек сырого мяса. Что наблюдаете?

Поднесите к отверстию пробирки тлеющую лучину. Что наблюдаете?

-Во  вторую пробирку опустили кусочек сырого картофеля и поднесли тлеющую лучинку. Что наблюдаете?

 

-В третью пробирку опустили измельченный на терке картофель и поднесли тлеющую лучинку.  Что наблюдаете?

 

 

 

 

-  В четвертую и пятую пробирки опустили по кусочку вареного мяса и вареного картофеля.  Что наблюдаете?

 

- К какому выводу мы пришли, проанализировав наши опыты?

- Запишите этот вывод в тетрадь.

 

 

 

 

 

 

Ребята! А как вы думаете: могут ли вещества не ускорять, а замедлять реакцию? Найдите ответ на этот вопрос в тексте параграфа.

V Закрепление  нового материала

- Итак, какие основные понятия нам потребовались для решения поставленных задач?

- В качестве закрепления предлагаю выполнить небольшое тестовое задание.

VI Рефлексия

-Как вы считаете, достигли ли мы поставленной цели?

-Какие виды деятельности на уроке для вас наиболее интересны?

-Что вызывало затруднение и удалось ли их преодолеть в ходе урока?

-Кто из одноклассников сегодня был особенно активен, чьи ответы были наиболее полные и грамотные?

(Выставляются отметки).

-Запишите задание на дом: сделайте подборку материалов об использовании катализаторов и ферментов в промышленности.

Спасибо за совместную работу

 

Отвечают на вопросы учителя:

- Ферменты или катализаторы.

- Дают определение «катализатор» и «каталитические реакции».

 

 

- Выполняют тест по технике безопасности и  опыт «Зависимость скорости реакции от катализатора».

 

 

 

 

 

- Ученик зачитывает сообщение.

- Отвечают на вопросы, в виде схемы фиксируют ответ на второй вопрос  в тетради.

 

-Проводят опыты.

 

 

Обсуждают результаты опытов, отвечают на вопросы учителя, записывают реакции (Один учащийся на доске, остальные в тетрадях):

CH3CHO=CH4+CO (гомогенная каталитическая реакция, катализатор йод, протекает в две стадии)

CH3CHO+J2= CH3I+HJ+CO

CH3I+HJ=CH4+J2

Работают с учебником.

Отвечают на вопрос учителя.

 

Составляют вопросы и задают их; слушают ответы одноклассников:

- Что называется энергией активации?

Записывают ответ:

Энергия активации – это избыточная энергия по сравнению с некоторой средней величиной, которой должна обладать реагирующая частица, чтобы осуществить химическую реакцию.

- За счет чего катализаторы изменяют скорость химической реакции?

Отвечают на вопрос и кратко записывают механизм действия катализатора:

В ходе катализируемой химической реакции происходит образование промежуточных продуктов (образование связи между катализатором и реагирующим веществом).

А +В = АВ,

Реакция без катализатора идет очень медленно, а при добавлении катализатора К, он реагирует с одним из исходных веществ (например, с А), образуя очень непрочное и реакционноспособное промежуточное соединение АК:  А + К = АК.

Это промежуточное соединение реагирует с другим исходным веществом В, образуя конечный продукт АВ и катализатор выходит в первоначальном виде:

АК + В = АВ + К.

Катализатор может участвовать в реакции бесконечное число раз. 

Гомогенный катализ.

2SO2 + O2= 2SO3 (1),

(А + В = АВ),

Катализатор – NO.

 

O2 + 2NO = 2NO2 (2),

(В + К = ВК),

2NO2 + 2SO2 = 2SO3+ 2NO (3),

(ВК + А = АВ + К).

 Гетерогенный катализ.

При гетерогенном катализе происходит адсорбция реагирующих веществ поверхностью катализатора (она неоднородна, и здесь расположены активные центры, под действием которых связь между атомами реагентов ослабляется, молекула деформируется, а иногда даже распадается).

2SO2 + O2 = 2SO3,

Катализатор V2O5, Pt.

 SO2 + V2O5 = SO3 + 2VO2,

2VO2 + ½ O2= V2O5.

Для катализатора характерна избирательность действия (определенный катализатор для определенной реакции).

-Зачитывает сообщение.

 

 

-Заполняют таблицу.

 

 

 

 

 

 

 

 

-Проводят опыт1.

 

 

 

Наблюдаем, что краситель постепенно бледнеет и, в конце концов, обесцвечивается.

Это объясняется тем, что благодаря содержащейся в молоке дегидрогеназе атомы водорода формальдегида присоединятся к молекуле красителя.

Отвечают:

Во второй пробирке реакция проходит быстрее, так как при нагревании скорость реакций возрастает.

 

Отвечают:

-Выделяются пузырьки газа.

-Лучинка вспыхивает и горит.

 

 

 

- То же выделяется газ и лучинка горит.

- Происходит более интенсивное выделение газа, т. к. измельчив картофель,  увеличилась площадь реагирующей поверхности.

- Ничего не происходит, так как при варке ферменты белковой природы разрушаются.

- Отвечают и записывают вывод в тетрадь:

Оптимальными условиями ферментативных реакций являются:

а) температура 370С;

б) строго определенная среда раствора.

 

-Находят ответ и записывают определение «ингибиторы»  в тетрадь.

 

 

Отвечают на вопросы учителя

 

 

Выполняют задание.

 

 

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают домашнее задание.

 

 

 

 

 

 

 


 

Предмет, класс Урок химии – 11 класс

Предмет, класс Урок химии – 11 класс

Предмет, класс Урок химии – 11 класс

Предмет, класс Урок химии – 11 класс

Деятельность учителяДеятельность учащихся

Деятельность учителяДеятельность учащихся

Кроме того на прошлом уроке группа экспертов получила задание провести эксперимент по сквашиванию молока

Кроме того на прошлом уроке группа экспертов получила задание провести эксперимент по сквашиванию молока

Анопко Вадим). - Какие виды катализа вам известны? -

Анопко Вадим). - Какие виды катализа вам известны? -

В чем сходство и различия ферментов и катализаторов?

В чем сходство и различия ферментов и катализаторов?

В чем сходство и различия ферментов и катализаторов?

В чем сходство и различия ферментов и катализаторов?

В третью пробирку опустили измельченный на терке картофель и поднесли тлеющую лучинку

В третью пробирку опустили измельченный на терке картофель и поднесли тлеющую лучинку

IV Открытие новых знаний. -Как называются вещества, которые ускоряют реакции? -

IV Открытие новых знаний. -Как называются вещества, которые ускоряют реакции? -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.05.2021