Предмет, класс |
Урок химии – 11 класс |
|
Тема урока, номер урока |
Урок №14 Катализаторы и ферменты. Катализ. |
|
Тип урока |
Усвоение новых знаний |
|
Цель урока |
· Показать влияние на скорость химических реакций такого явления как катализ. · Изучить механизм гомогенного и гетерогенного катализа. |
|
Задачи урока |
обучающие |
-актуализировать знания о скорости химических реакций и факторах, влияющих на нее; -дать понятие о механизме действия катализаторов; -расширить знания о катализе, катализаторах и ферментах; -показать практическую значимость изучаемого материала.
|
|
развивающие |
-развивать умение самостоятельно работать с текстом учебника; -развивать умение поиска информации в ресурсах Интернета;
|
|
воспитательные |
-формировать активную и сознательную позицию к усвоению нового материала; -развивать любознательность; - совершенствовать навыки планирования учебного труда и самообразования.
|
Требования ФГОС СОО (предполагае-мые результаты обучения) |
предметные |
знать: - понятия «катализ», «катализаторы», «ферменты» и особенности их функционирования; - классификацию химических реакций по участию катализатора и по фазовому состоянию реагирующих веществ и катализатора - практическую значимость изучаемого материала уметь: - определять зависимость скорости химических реакций от различных факторов.
|
метапредметные |
Познавательные УУД: -умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемых явлениях. -владеть постановкой эксперимента и анализировать его результат; -умение работать с различными источниками информации. -систематизировать информацию и ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи. Регулятивные УУД: -уметь определять цель учебной деятельности, планировать пути её выполнения; - выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат своей работы; -сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; -представлять информацию в виде таблиц и схем. Коммуникативные УУД: - уметь самостоятельно организовывать учебное взаимодействие; - вести диалог, уметь выдвигать аргументы и контраргументы; - критично относиться к своим действиям, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его.
|
|
личностные |
- развитие интеллектуальных и творческих способностей; - формирование экологической культуры; -формирование целостного мировоззрения; -развитие коммуникативной компетенции и уважительного отношения к людям и результатам их труда. |
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Диски: «Виртуальная лаборатория»; «Общая и неорганическая химия»;
- растворы: RCNS, FeCL3, Na2S2O3, CuSO4, NH4OH, H2O, HCOH$
- сахар кристаллический, пепел, гранулы алюминия, поваренная соль;
- сырой картофель, мясо сырое и вареное, молоко, синька;
- пробирки, горелка, лучинки, мерный цилиндр, стаканы.
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
I Оргмомент. Здравствуйте! На доске вы видите слова русского философа Михаила Михайловича Бахтина: «Истина не рождается в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно ищущими истину в процессе их диалогического общения». Поэтому сегодня я жду от вас продуктивного диалога. |
Один учащийся зачитывает Изречение Бахтина. |
II Постановка проблемы, определение темы урока и задач урока. Вам необходимо удалить со скатерти пятно от мясного соуса. Соседка посоветовала вам прокипятить скатерть в порошке «Био-С». Однако, пятно не исчезло. Почему? Можно ли удалить это пятно с помощью биопорошка? Инструкция на коробке порошка: энзимы – биологические катализаторы, регулирующие биохимические процессы в живых организмах. - В рецептах для очистки кожи лица рекомендуют применять отруби, так как в них содержатся ферменты. Как, по вашему мнению, эффективнее пользоваться этим средством: размешать в теплой воде и потом нанести на лицо или заварить кипятком и только после этого нанести на лицо? Что объединяет эти ситуации? О чем идет речь? Проблема: выяснить условия протекания ферментативных реакций. Сформулируйте тему урока. -хорошо, а теперь зафиксируйте в тетрадях задачи сегодняшнего урока. |
Выдвигают свои версии, обсуждают их и отвечают на вопросы учителя. Делают вывод: пятно не исчезло потому, что при высоких температурах биологические катализаторы разрушаются.
Записывают в тетрадь тему урока и задачи урока.
|
IIIАктуализация знаний. Друзья! На прошлом уроке мы с вами познакомились с понятием «скорость химических реакций» и изучили факторы, на них влияют. Давайте их вспомним.
Кроме того на прошлом уроке группа экспертов получила задание провести эксперимент по сквашиванию молока. Давайте заслушаем их отчет.
После отчета учитель: - Как вы думаете, почему молоко, в которое добавили сметану и хлеб, прокисло быстрее. - какие подобные примеры вы можете привести? -Молодцы, верно.
-Что повлияло на скорость сквашивания молока?
- Вспомните, что такое ферменты? Перенесите в тетради таблицу «Ферменты пищеварительной системы» (таблица прилагается). |
- Называют факторы, влияющие на скорость реакции: - природа реагирующих веществ; - концентрация реагирующих веществ; - температура протекания реакции (правило Вант-Гоффа); - катализаторы. - Отчет экспертов: Мы разлили молоко по трем стаканам. В первый стакан ничего не добавляли, во второй добавили ложку сметаны, в третий – кусочек черного хлеба. Все стаканы оставили на столе при комнатной температуре. На второй день молоко во втором и третьем стаканах сквасилось, а в первом - нет. Отвечают: сметана и хлеб ускорили процесс. Отвечают: - Соляная кислота активирует действие пепсина желудочного сока. - Желчные кислоты активирует действие панкриатической липазы. Отвечают: Ферменты. Отвечают на вопрос: Ферменты – это биологические катализаторы белковой природы. |
IV Открытие новых знаний. -Как называются вещества, которые ускоряют реакции? - Верно! Вспомните определение катализатор и реакции, которые проходят при участии катализаторов.
-Давайте отправимся в виртуальную лабораторию и проделаем опыт, подтверждающий определение катализатора.
- Почему при действии катализатора скорость химической реакции увеличивается? (На этот вопрос нам поможет ответить сообщение, которое подготовил Анопко Вадим). - Какие виды катализа вам известны? - Дайте определение гомогенного и гетерогенного катализа? - Проведите опыт: «Гомогенный и гетерогенный катализ». (Класс разбивается на 6 групп. Каждая группа имеет на столе описание опыта, необходимое оборудование и реактивы). Давайте обсудим результаты наших опытов. - Каковы же механизмы гомогенного и гетерогенного катализа? Ответ подтвердите конкретными реакциями.
-Согласна. А что же происходит при гетерогенном катализе? Ответ на этот вопрос найдите в учебнике. - Составьте вопросы по протеканию каталитических реакций реакций и задайте их одноклассникам. Запишите определение в тетрадях.
- В чем сходство и различия ферментов и катализаторов? Сообщение по данному вопросу подготовила Абрамова Дарья. -Заполните
таблицу «Сходство и различия ферментов и катализаторов».
-Предлагаю опытным путем выявить условия протекания ферментативных реакций. Опыт 1:действие дегидрогеназы на метиленовый синий (стиральная синька). Возьмите 2 пробирки. В каждую из них прилейте по 5мл свежего молока. Добавьте по 15 капель 0,5% раствора формальдегида и по 5 капель - метиленового синего. -Что вы наблюдаете? -Почему это происходит? В обе пробирки влейте немного растительного масла, чтобы изолировать смесь воздуха. Первую пробирку поставьте в пустой стакан, а вторую – в стакан с горячей водой (примерно 35-40 градусов). -Где быстрее происходит обесцвечивание? Почему? Опыт 2: Действие катализатора на пероксид водорода. Возьмите 5 пробирок и в каждую налейте по 2 мл раствора пероксида водорода. В первую опустите кусочек сырого мяса. Что наблюдаете? Поднесите к отверстию пробирки тлеющую лучину. Что наблюдаете? -Во вторую пробирку опустили кусочек сырого картофеля и поднесли тлеющую лучинку. Что наблюдаете?
-В третью пробирку опустили измельченный на терке картофель и поднесли тлеющую лучинку. Что наблюдаете?
- В четвертую и пятую пробирки опустили по кусочку вареного мяса и вареного картофеля. Что наблюдаете?
- К какому выводу мы пришли, проанализировав наши опыты? - Запишите этот вывод в тетрадь.
Ребята! А как вы думаете: могут ли вещества не ускорять, а замедлять реакцию? Найдите ответ на этот вопрос в тексте параграфа. V Закрепление нового материала - Итак, какие основные понятия нам потребовались для решения поставленных задач? - В качестве закрепления предлагаю выполнить небольшое тестовое задание. VI Рефлексия -Как вы считаете, достигли ли мы поставленной цели? -Какие виды деятельности на уроке для вас наиболее интересны? -Что вызывало затруднение и удалось ли их преодолеть в ходе урока? -Кто из одноклассников сегодня был особенно активен, чьи ответы были наиболее полные и грамотные? (Выставляются отметки). -Запишите задание на дом: сделайте подборку материалов об использовании катализаторов и ферментов в промышленности. Спасибо за совместную работу
|
Отвечают на вопросы учителя: - Ферменты или катализаторы. - Дают определение «катализатор» и «каталитические реакции».
- Выполняют тест по технике безопасности и опыт «Зависимость скорости реакции от катализатора».
- Ученик зачитывает сообщение. - Отвечают на вопросы, в виде схемы фиксируют ответ на второй вопрос в тетради.
-Проводят опыты.
Обсуждают результаты опытов, отвечают на вопросы учителя, записывают реакции (Один учащийся на доске, остальные в тетрадях): CH3CHO=CH4+CO (гомогенная каталитическая реакция, катализатор йод, протекает в две стадии) CH3CHO+J2= CH3I+HJ+CO CH3I+HJ=CH4+J2 Работают с учебником. Отвечают на вопрос учителя.
Составляют вопросы и задают их; слушают ответы одноклассников: - Что называется энергией активации? Записывают ответ: Энергия активации – это избыточная энергия по сравнению с некоторой средней величиной, которой должна обладать реагирующая частица, чтобы осуществить химическую реакцию. - За счет чего катализаторы изменяют скорость химической реакции? Отвечают на вопрос и кратко записывают механизм действия катализатора: В ходе катализируемой химической реакции происходит образование промежуточных продуктов (образование связи между катализатором и реагирующим веществом). А +В = АВ, Реакция без катализатора идет очень медленно, а при добавлении катализатора К, он реагирует с одним из исходных веществ (например, с А), образуя очень непрочное и реакционноспособное промежуточное соединение АК: А + К = АК. Это промежуточное соединение реагирует с другим исходным веществом В, образуя конечный продукт АВ и катализатор выходит в первоначальном виде: АК + В = АВ + К. Катализатор может участвовать в реакции бесконечное число раз. Гомогенный катализ. 2SO2 + O2= 2SO3 (1), (А + В = АВ), Катализатор – NO.
O2 + 2NO = 2NO2 (2), (В + К = ВК), 2NO2 + 2SO2 = 2SO3+ 2NO (3), (ВК + А = АВ + К). Гетерогенный катализ. При гетерогенном катализе происходит адсорбция реагирующих веществ поверхностью катализатора (она неоднородна, и здесь расположены активные центры, под действием которых связь между атомами реагентов ослабляется, молекула деформируется, а иногда даже распадается). 2SO2 + O2 = 2SO3, Катализатор V2O5, Pt. SO2 + V2O5 = SO3 + 2VO2, 2VO2 + ½ O2= V2O5. Для катализатора характерна избирательность действия (определенный катализатор для определенной реакции). -Зачитывает сообщение.
-Заполняют таблицу.
-Проводят опыт1.
Наблюдаем, что краситель постепенно бледнеет и, в конце концов, обесцвечивается. Это объясняется тем, что благодаря содержащейся в молоке дегидрогеназе атомы водорода формальдегида присоединятся к молекуле красителя. Отвечают: Во второй пробирке реакция проходит быстрее, так как при нагревании скорость реакций возрастает.
Отвечают: -Выделяются пузырьки газа. -Лучинка вспыхивает и горит.
- То же выделяется газ и лучинка горит. - Происходит более интенсивное выделение газа, т. к. измельчив картофель, увеличилась площадь реагирующей поверхности. - Ничего не происходит, так как при варке ферменты белковой природы разрушаются. - Отвечают и записывают вывод в тетрадь: Оптимальными условиями ферментативных реакций являются: а) температура 370С; б) строго определенная среда раствора.
-Находят ответ и записывают определение «ингибиторы» в тетрадь.
Отвечают на вопросы учителя
Выполняют задание.
Отвечают на вопросы
Записывают домашнее задание. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.