Программа кружковых занятий для старшеклассников « Мой мир»
Пояснительная записка
Актуальность данного курса
На современном этапе развития выявлена тенденция, что старшеклассники психически не готовы к вступлению во взрослую жизнь. Очень часто это связано с неумением выражать свои мысли четко и ясно. А ведь общение – это самая большая ценность в нашей жизни. Словом можно окрылить человека, воодушевить его на благие дела, а можно и ранить, погрузить в состояние полного отчуждения. К сожалению, дар общения ценится все меньше и меньше.
Наблюдая за молодежью, их общением часто замечается, что словарный запас очень беден. Жаргонные выражения стали частью жизни. Дети не умеют «презентовать» себя, не знают и не понимают себя. Им трудно построить свои отношения с окружающими.
Исходя из этого, формирование навыков вербального и невербального общения, понимания и выражения эмоций и чувств, как собственных, так и окружающих, развитие уверенного поведения во взаимодействии с другими людьми, умением преподносить себя заслуживает особого внимания, так как является наиболее актуальным в профессиональном становлении и личностном развитии каждого человека.
Цель программы: формирование психологической готовности старшеклассников к вступлению во взрослую жизнь.
Задачи программы:
1. Углубить знания старшеклассников в области их личностных особенностей (характер, темперамент, потребности, интеллект).
2. Создать условия для формирования и развития у них интеллектуальных и практических умений в области самопознания, интереса к изучению собственной личности.
3. Развивать навыки групповой работы.
4. Формировать умение быть открытым в процессе общения.
5. Развивать интуитивное понимание своего состояния и состояния другого человека.
6. Развивать умение преодолевать барьеры общения; распознавать манипуляции.
7. Развивать вербальные и невербальные методы общения.
8. Развивать умение выражать свою позицию, стереотипы поведения.
Методы работы:
Работа осуществляется с помощью игровых методов, метода групповой дискуссии, проективных методов “репетиции поведения” и элементов психогимнастики.
Занятия для детей девятых классов проводятся по принципу социально-психологического тренинга в классном кабинете, где можно свободно располагаться и передвигаться. Их продолжительность не превышала одного школьного урока, один раз в неделю.
Ожидаемый результат:
В ходе работы дети должны овладеть навыками межличностного и коммуникативного взаимодействия. Научиться понимать себя и окружающих. Научиться преодолевать барьеры общения. У детей должны сформироваться умения выражать свою позицию, преподносить себя окружающим.
Календарно-тематический план программы «Мой мир» для старшеклассников
№ п/п |
Название раздела и темы |
Количество часов |
Дата проведения |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1 |
Знаете ли вы себя? |
1 |
0.5 |
0.5 |
|
2 |
Что такое тренинг? Правила тренинговых занятий |
1 |
0.5 |
0.5 |
|
3 |
Понятие о личности |
1 |
0.5 |
0.5 |
|
4 |
Ценности ориентации личности |
1 |
0.5 |
0.5 |
|
5 |
Характер |
1 |
0.5 |
0.5 |
|
6 |
Потребности человека |
1 |
0.5 |
0.5 |
|
7 |
Мышление |
1 |
0.5 |
0.5 |
|
8-10 |
Каналы восприятия информации Умение распознавать людей с учетом ведущего канала восприятия |
3 |
1 |
2 |
|
11-14 |
Защита от манипуляций (как распознавать и противостоять манипуляциям) |
4 |
2 |
2 |
|
15 |
Эмоции, мимика, жесты |
1 |
0.5 |
0.5 |
|
16 |
Конструктивное взаимодействие |
1 |
0.5 |
0.5 |
|
17 |
Умение понимать других |
1 |
0.5 |
0.5 |
|
18 |
Я воспринимаю мир таким, какой он есть |
1 |
0.5 |
0.5 |
|
19 |
Общение без слов |
1 |
0.5 |
0.5 |
|
20 |
Глаза зеркало души |
1 |
0.5 |
0.5 |
|
21 |
Познавая себя – познаешь других |
1 |
0.5 |
0.5 |
|
22 |
Приглядись к тому, кто рядом |
1 |
0.5 |
0.5 |
|
23-24 |
Дружба |
2 |
1 |
1 |
|
25-26 |
Дружба – это доверие без границ |
2 |
1 |
1 |
|
27-28 |
Друг познается в беде |
2 |
1 |
1 |
|
29-30 |
Мы – команда |
2 |
1 |
1 |
|
31-32 |
Наша будущая профессия |
2 |
1 |
1 |
|
33-34 |
Экзамены это не страшно |
2 |
1 |
1 |
|
|
Итого |
34 |
16.5 |
17.5 |
|
|
Содержание тем учебного курса
Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе
После реализации программы дети должны приобрести следующие знания, умения и навыки:
- навыки межличностного взаимодействия;
- умения коммуникативного взаимодействия;
- навыки понимания себя и окружающих;
- умения преодоления барьеров общения;
- умения выражать свою позицию, преподносить себя окружающим;
Литература
1. Дубровина И. В. Рабочая книга школьного психолога. – М.: Международная академия,1995.
2. Гонохова Т. Трудно быть собой. Уроки психологии в старших классах, Школьный психолог.-2003.-№ 41, 42.
3. Лидерс А. Г. Психологический тренинг с подростками. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
4. Мостовая Л. Женские хитрости, Школьный психолог. – 2003.
5. Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. – Спб.: Питер,2003.
6. Самоукина Н. В. Игры в школе и дома. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.