Программа кружковых занятий для старшеклассников
« Путь к себе »
Пояснительная записка
Актуальность данного курса
На современном этапе развития выявлена тенденция, что старшеклассники психически не готовы к вступлению во взрослую жизнь. Очень часто это связано с неумением выражать свои мысли четко и ясно. А ведь общение – это самая большая ценность в нашей жизни. Словом можно окрылить человека, воодушевить его на благие дела, а можно и ранить, погрузить в состояние полного отчуждения. К сожалению, дар общения ценится все меньше и меньше.
Наблюдая за молодежью, их общением часто замечается, что словарный запас очень беден. Жаргонные выражения стали частью жизни. Дети не умеют «презентовать» себя, не знают и не понимают себя. Им трудно построить свои отношения с окружающими.
Исходя из этого, формирование навыков вербального и невербального общения, понимания и выражения эмоций и чувств, как собственных, так и окружающих, развитие уверенного поведения во взаимодействии с другими людьми, умением преподносить себя заслуживает особого внимания, так как является наиболее актуальным в профессиональном становлении и личностном развитии каждого человека.
Цель программы: формирование психологической готовности старшеклассников к вступлению во взрослую жизнь.
Задачи программы:
1. Углубить знания старшеклассников в области их личностных особенностей (характер, темперамент, потребности, интеллект).
2. Создать условия для формирования и развития у них интеллектуальных и практических умений в области самопознания, интереса к изучению собственной личности.
3. Развивать навыки групповой работы.
4. Формировать умение быть открытым в процессе общения.
5. Развивать интуитивное понимание своего состояния и состояния другого человека.
6. Развивать умение преодолевать барьеры общения; распознавать манипуляции.
7. Развивать вербальные и невербальные методы общения.
8. Развивать умение выражать свою позицию, стереотипы поведения.
Методы работы:
Работа осуществляется с помощью игровых методов, элементов тренинга, диагностики, метода групповой дискуссии, арт-терапии, проективных методов “репетиции поведения” и элементов психогимнастики.
Занятия для детей девятых классов проводятся по принципу социально-психологического тренинга в классном кабинете, где можно свободно располагаться и передвигаться. Их продолжительность не превышала одного школьного урока, один раз в неделю.
Ожидаемый результат:
В ходе работы дети должны овладеть навыками межличностного и коммуникативного взаимодействия. Научиться понимать себя и окружающих. Научиться преодолевать барьеры общения. У детей должны сформироваться умения выражать свою позицию, преподносить себя окружающим.
Календарно-тематический план программы «Путь к себе» для старшеклассников
№ п/п |
Название раздела и темы |
Количество часов |
Дата проведения |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1 |
Знаете ли вы себя? |
1 |
0.5 |
0.5 |
|
2 |
Что такое тренинг? Правила тренинговых занятий |
1 |
0.5 |
0.5 |
|
3 |
Понятие о личности |
1 |
0.5 |
0.5 |
|
4 |
Ценности ориентации личности |
1 |
0.5 |
0.5 |
|
5 |
Характер |
1 |
0.5 |
0.5 |
|
6 |
Потребности человека |
1 |
0.5 |
0.5 |
|
7 |
Мышление |
1 |
0.5 |
0.5 |
|
8-10 |
Каналы восприятия информации Умение распознавать людей с учетом ведущего канала восприятия |
3 |
1 |
2 |
|
11-14 |
Защита от манипуляций (как распознавать и противостоять манипуляциям) |
4 |
2 |
2 |
|
15 |
Эмоции, мимика, жесты |
1 |
0.5 |
0.5 |
|
16 |
Конструктивное взаимодействие |
1 |
0.5 |
0.5 |
|
17 |
Умение понимать других |
1 |
0.5 |
0.5 |
|
18 |
Я воспринимаю мир таким, какой он есть |
1 |
0.5 |
0.5 |
|
19 |
Общение без слов |
1 |
0.5 |
0.5 |
|
20 |
Глаза зеркало души |
1 |
0.5 |
0.5 |
|
21 |
Познавая себя – познаешь других |
1 |
0.5 |
0.5 |
|
22 |
Приглядись к тому, кто рядом |
1 |
0.5 |
0.5 |
|
23-24 |
Дружба |
2 |
1 |
1 |
|
25-26 |
Дружба – это доверие без границ |
2 |
1 |
1 |
|
27-28 |
Друг познается в беде |
2 |
1 |
1 |
|
29-30 |
Мы – команда |
2 |
1 |
1 |
|
31-32 |
Наша будущая профессия |
2 |
1 |
1 |
|
33-34 |
Экзамены это не страшно |
2 |
1 |
1 |
|
|
Итого |
34 |
16.5 |
17.5 |
|
|
Содержание тем учебного курса
Содержание тем учебного курса составлено на основе примерной программы по организации групповой психопрофилактической работы по развитию культуры общения в подростковой среде. Автор - составитель О. Н. Рудякова. Волгоград: Учитель, 2011.
Занятие 1. «Знаете ли вы себя?» - 1 час
Знакомство, диагностика ожиданий, обсуждение целей и задач, информирование о науке психологии, тест «Довольны ли вы собой?».
Занятие 2. «Что такое тренинг? Правила тренинговых занятий» – 1 час.
Обсуждение определения и функций тренинга, правил тренинговых занятий, техника «Письмо себе любимому».
Занятие 3. «Понятие о личности» - 1 час.
Знакомство с понятиями «личность», «индивидуальность», тест «Что вы за птица?».
Занятие 4. «Ценностные ориентации личности» - 1 час.
Понятие «ценности», активизирующий опросник «Как поживаешь?».
Занятие 5. «Характер» - 1 час.
Определение характера, Притча о каменотесе, который хотел себе другой жизни», игры «Качества» и «Черты характера».
Занятие 6. «Потребности человека» - 1 час.
Устное сочинение «Не от своего лица»(карточки), понятие о потребностях («мозговой штурм»), творческое задание по группам: «пирамида потребностей А. Маслоу), презентация работ.
Занятие 7. «Мышление» - 1 час.
Определение мышления, виды мышления, тест «Художник или мыслитель?», упражнение «Способы применения предметов».
Занятие 8 – 10. «Каналы восприятия информации. Умение распознавать людей с учетом ведущего канала восприятия» - 3 часа.
Определение каналов восприятия информации человеком: аудиальный канал, визуальный канал, кинестетический канал, выявление ведущего канала восприятия, характеристика человека, у которого тот или иной канал является ведущим, закрепление знаний в практических упражнениях.
Занятие 11. «Я воспринимаю мир таким, каким его ощущаю» - 1 час.
Игры и упражнения на выявление собственного ведущего канала. Дискуссия по притче «Три мудреца».
Занятие 12. «Глаза – зеркало души» - 1 час.
Игры и упражнения на развитие визуального канала восприятия информации.
Занятие 13 – 16. «Защита от манипуляций» - 4 часа.
Понятие, цель, свойство, виды манипуляций, примеры манипуляций, принципы самоконтроля, тест «Насколько вы проницательны?», ролевые игры на проблематику возможных действий при обнаружении манипуляций, тест «Способность воздействовать на окружающих».
Занятие 17. «Эмоции, мимика и жесты» - 1 час.
Понятия «эмоции», «интуиция», «наблюдательность», «ощущения», «восприятие», выполнение задания «Понимаете ли вы язык мимики?», понятие «жест», виды жестов, практические задания на развитие умения понимать язык жестов.
Занятие 18. «Конструктивное взаимодействие» - 1 час.
Понятие «конструктивное взаимодействие», «деструктивное взаимодействие», тест «Ваш стиль общения», разработка алгоритма успешного собеседника.
Занятие 19. «Умение понимать других» - 1 час.
Дискуссия о значении визуального контакта в процессе общения, техника «Письмо себе любимому», рефлексия в форме мини-сочинения «Что я знаю о себе».
Занятие 20. «Общение без слов» - 1 час.
Игры и упражнения на развитие невербальных средств выразительности.
Занятие 21 - 22. «Познавая себя – познаешь других» - 2 часа.
Игры и упражнения на развитие лидерских качеств, умение презентовать себя. Дискуссия по притче «Лавка возможностей».
Занятие 23 - 24. «Приглядись к тому, кто рядом» - 2 часа.
Игры и упражнения на развитие организаторских качеств, осознание того, какими нас видят другие и собственного желаемого образа.
Занятие 25 - 26. «Дружба» - 2 часа.
Игры и упражнения на расширение пространства доверия у участников группы, диагностическая методика «Куски пирога».
Занятие 27 – 28. «Дружба - это доверие без границ».
Игры и упражнения на развитие сенсорных каналов восприятия информации, расширение пространства доверия у подростков. Письменная рефлексия.
Занятие 29 -30. «Друг познается в беде» - 2 часа.
Игры и упражнения на развитие коммуникативных умений, активное взаимодействие участников группы.
Занятие 31 – 32. «Мы - команда» - 2 часа.
Моделирование проблемных игровых ситуаций с целью выявления групповой сплоченности (умение действовать сообща, быть мобильными, прислушиваться к мнению друг друга, разрешать спорные ситуации конструктивным образом, делать выбор).
Занятие 33 – 34. «Экзамены – это не страшно».
Знакомство с основными способами снижения тревоги в стрессовой ситуации. Анкета «Подготовка к экзамену. Как противостоять стрессу?» Игры и упражнения, направленные на умение справляться с тревогой и напряжением, а так же на повышение уверенности в себе.
Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе
После реализации программы дети должны приобрести следующие знания, умения и навыки:
- навыки межличностного взаимодействия и коммуникативного взаимодействия;
- навыки понимания себя и окружающих;
- умения преодоления барьеров общения;
- умения выражать свою позицию, преподносить себя окружающим;
- навыки снижения тревоги, напряжения и страха, уверенности в собственных силах;
Перечень учебно-методического обеспечения
Для обеспечения данной программы необходимо:
- Лекции, дневники;
- Учебно-наглядные пособия;
- Раздаточный диагностический материал;
- Материал для арт-терапии;
- Технические средства: аудио – видео техника;
Литература
1. Дубровина И. В. Рабочая книга школьного психолога. – М.: Международная академия,1995.
2. Гонохова Т. Трудно быть собой. Уроки психологии в старших классах, Школьный психолог.-2003.-№ 41, 42.
3. Лидерс А. Г. Психологический тренинг с подростками. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
4. Мостовая Л. Женские хитрости, Школьный психолог. – 2003.
5. Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. – Спб.: Питер,2003.
6. Самоукина Н. В. Игры в школе и дома. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004.
7. Немов Р. С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. - Владос 2000.
8. Дубровина И. В. Рабочая книга школьного психолога. – М. : Международная академия, 1995.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.