Программа факультативных занятий психолога для старшеклассников « Путь к себе »
Оценка 4.6

Программа факультативных занятий психолога для старшеклассников « Путь к себе »

Оценка 4.6
Документация
doc
детская психология +1
5 кл—9 кл
10.11.2021
Программа факультативных занятий психолога для старшеклассников  « Путь к себе »
Занятия с подростками в форме игр с элементами тренинга
психологический факультатив Путь к себе.doc

Программа кружковых занятий для старшеклассников

 « Путь к себе »

 

Пояснительная записка

 

Актуальность данного курса

На современном этапе развития выявлена тенденция, что старшеклассники психически не готовы к вступлению во взрослую жизнь. Очень часто это связано с  неумением  выражать свои мысли четко и ясно. А ведь общение – это самая большая ценность в нашей жизни. Словом  можно окрылить человека, воодушевить его на благие дела, а можно и ранить, погрузить в состояние полного отчуждения. К сожалению, дар общения ценится все меньше и меньше.

Наблюдая за молодежью, их общением часто замечается, что словарный запас очень беден. Жаргонные выражения стали частью жизни. Дети не умеют «презентовать» себя, не знают и не понимают себя. Им трудно построить свои отношения с окружающими.

Исходя из этого, формирование навыков вербального и невербального общения, понимания и выражения эмоций и чувств, как собственных, так и окружающих, развитие уверенного поведения во взаимодействии с другими людьми, умением преподносить себя заслуживает особого внимания, так как является наиболее актуальным в профессиональном становлении и личностном развитии каждого человека.

Цель программы: формирование психологической готовности старшеклассников к вступлению во взрослую жизнь.

Задачи программы:

1.     Углубить знания старшеклассников в области их личностных особенностей (характер, темперамент, потребности, интеллект).

2.     Создать условия для формирования и развития у них интеллектуальных и практических умений в области самопознания, интереса к изучению собственной личности.

3.     Развивать навыки групповой работы.

4.     Формировать умение быть открытым в процессе общения.

5.     Развивать интуитивное понимание своего состояния и состояния другого человека.

6.     Развивать умение преодолевать барьеры общения; распознавать манипуляции.

7.     Развивать вербальные и невербальные методы общения.

   8.  Развивать умение выражать свою позицию, стереотипы поведения.

Методы работы:

Работа осуществляется с помощью игровых методов, элементов тренинга, диагностики, метода групповой дискуссии, арт-терапии, проективных методов “репетиции поведения” и элементов психогимнастики.

Занятия для детей девятых классов проводятся по принципу социально-психологического тренинга в классном кабинете, где можно свободно располагаться и передвигаться. Их продолжительность не превышала одного школьного урока, один раз в неделю.

Ожидаемый результат:

В ходе работы дети должны овладеть навыками межличностного и коммуникативного взаимодействия. Научиться понимать себя и окружающих. Научиться  преодолевать барьеры общения. У детей должны сформироваться умения выражать свою позицию, преподносить себя окружающим.

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематический план программы «Путь к себе» для старшеклассников

п/п

Название раздела и темы

Количество часов

Дата

проведения

Всего

Теория

Практика

1

Знаете ли вы себя?

1

0.5

0.5

 

2

Что такое тренинг? Правила тренинговых занятий

1

0.5

0.5

 

3

Понятие о личности

1

0.5

0.5

 

4

Ценности ориентации личности

1

0.5

0.5

 

5

Характер

1

0.5

0.5

 

6

Потребности человека

1

0.5

0.5

 

7

Мышление

1

0.5

0.5

 

8-10

Каналы восприятия информации

 Умение распознавать людей с учетом ведущего канала восприятия

3

1

2

 

11-14

Защита от манипуляций (как распознавать и противостоять манипуляциям)

4

2

2

 

15

Эмоции, мимика, жесты

1

0.5

0.5

 

16

Конструктивное взаимодействие

1

0.5

0.5

 

17

Умение понимать других

1

0.5

0.5

 

18

Я воспринимаю мир таким, какой он есть

1

0.5

0.5

 

19

Общение без слов

1

0.5

0.5

 

20

Глаза зеркало души

1

0.5

0.5

 

21

Познавая себя – познаешь других

1

0.5

0.5

 

22

Приглядись к тому, кто рядом

1

0.5

0.5

 

23-24

Дружба

2

1

1

 

25-26

Дружба – это доверие без границ

2

1

1

 

27-28

Друг познается в беде

2

1

1

 

29-30

Мы – команда

2

1

1

 

31-32

Наша будущая профессия

2

1

1

 

33-34

Экзамены это не страшно

2

1

1

 

 

Итого

34

16.5

17.5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание тем учебного курса

 

Содержание тем учебного курса составлено на основе примерной программы по организации групповой психопрофилактической работы по развитию культуры общения в подростковой среде. Автор - составитель О. Н. Рудякова. Волгоград: Учитель, 2011.

Занятие 1. «Знаете ли вы себя?» -  1 час

Знакомство, диагностика ожиданий, обсуждение целей и задач, информирование о науке психологии, тест  «Довольны ли вы собой?».

Занятие 2. «Что такое тренинг? Правила тренинговых занятий» – 1 час.

Обсуждение определения и функций тренинга, правил тренинговых занятий, техника «Письмо себе любимому».

Занятие 3. «Понятие о личности» - 1 час.

Знакомство с понятиями «личность», «индивидуальность», тест «Что вы за птица?».

Занятие 4. «Ценностные ориентации личности» - 1 час.

Понятие «ценности», активизирующий опросник «Как поживаешь?».

Занятие 5. «Характер» - 1 час.

Определение характера, Притча о каменотесе, который хотел себе другой жизни», игры «Качества» и «Черты характера».

Занятие 6. «Потребности человека» - 1 час.

Устное сочинение «Не от своего лица»(карточки), понятие о потребностях («мозговой штурм»), творческое задание по группам: «пирамида потребностей А. Маслоу), презентация работ.

Занятие 7. «Мышление» - 1 час.

Определение мышления, виды мышления, тест «Художник или мыслитель?», упражнение «Способы применения предметов».

Занятие 8 – 10. «Каналы восприятия информации. Умение распознавать людей с учетом ведущего канала восприятия» - 3 часа.

Определение каналов восприятия информации человеком: аудиальный канал, визуальный канал, кинестетический канал, выявление ведущего канала восприятия, характеристика человека, у которого тот или иной канал является ведущим, закрепление знаний в практических упражнениях.

Занятие 11. «Я  воспринимаю мир таким, каким его ощущаю» - 1 час.

Игры и упражнения на выявление собственного ведущего канала. Дискуссия по притче «Три мудреца».

Занятие 12. «Глаза – зеркало души» - 1 час.

Игры и упражнения на развитие визуального канала восприятия информации.

Занятие 13 – 16. «Защита от манипуляций» - 4 часа.

Понятие, цель, свойство, виды манипуляций, примеры манипуляций, принципы самоконтроля, тест «Насколько вы проницательны?», ролевые игры на проблематику возможных действий при обнаружении манипуляций, тест «Способность воздействовать на окружающих».

Занятие 17. «Эмоции, мимика и жесты» - 1 час.

Понятия «эмоции», «интуиция», «наблюдательность», «ощущения», «восприятие», выполнение задания «Понимаете ли вы язык мимики?», понятие «жест», виды жестов, практические задания на развитие умения понимать язык жестов.

Занятие 18. «Конструктивное взаимодействие» - 1 час.

Понятие «конструктивное взаимодействие», «деструктивное взаимодействие», тест «Ваш стиль общения», разработка алгоритма успешного собеседника.

Занятие 19. «Умение понимать других» - 1 час.

Дискуссия о значении визуального контакта в процессе общения, техника «Письмо себе любимому», рефлексия в форме мини-сочинения «Что я знаю о себе».

Занятие 20. «Общение без слов» - 1 час.

Игры и упражнения на развитие невербальных средств выразительности.

Занятие 21 - 22. «Познавая себя – познаешь других» - 2 часа.

Игры и упражнения на развитие лидерских качеств, умение презентовать себя. Дискуссия по притче «Лавка возможностей».

Занятие 23 - 24. «Приглядись к тому, кто рядом» - 2 часа.

Игры и упражнения на развитие организаторских качеств, осознание того, какими нас видят другие и собственного желаемого образа.

Занятие 25 - 26. «Дружба» - 2 часа.

Игры и упражнения на расширение пространства доверия у участников группы, диагностическая методика «Куски пирога».

Занятие 27 – 28. «Дружба - это доверие без границ».

Игры и упражнения на развитие сенсорных каналов восприятия информации, расширение пространства доверия у подростков. Письменная рефлексия.

Занятие 29 -30. «Друг познается в беде» - 2 часа.

Игры и упражнения на развитие коммуникативных умений, активное взаимодействие участников группы.

Занятие 31 – 32. «Мы - команда» - 2 часа.

Моделирование проблемных игровых ситуаций с целью выявления групповой сплоченности (умение действовать сообща, быть мобильными, прислушиваться к мнению друг друга, разрешать спорные ситуации конструктивным образом, делать выбор).

Занятие 33 – 34. «Экзамены – это не страшно».

Знакомство с основными способами снижения тревоги в стрессовой ситуации. Анкета «Подготовка к экзамену. Как противостоять стрессу?» Игры и упражнения, направленные на умение справляться с тревогой и напряжением, а так же на повышение уверенности в себе.

 

 

Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе

            После реализации программы дети должны приобрести следующие знания, умения и навыки:

- навыки межличностного взаимодействия и  коммуникативного взаимодействия;

- навыки понимания себя и окружающих;

- умения преодоления барьеров общения;

- умения выражать свою позицию, преподносить себя окружающим;

          - навыки снижения тревоги, напряжения и страха, уверенности в собственных силах;

 

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перечень учебно-методического обеспечения

 

Для обеспечения данной программы необходимо:

 - Лекции, дневники;

 - Учебно-наглядные пособия;

 -  Раздаточный диагностический материал;

 -  Материал для арт-терапии;

 -  Технические средства: аудио – видео техника;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Дубровина И. В. Рабочая книга школьного психолога. – М.: Международная  академия,1995.

 2. Гонохова Т. Трудно быть собой. Уроки психологии в старших классах, Школьный психолог.-2003.-№ 41, 42.

3. Лидерс А. Г. Психологический тренинг с подростками. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

4. Мостовая Л. Женские хитрости, Школьный психолог. – 2003.

5. Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. – Спб.: Питер,2003.

6. Самоукина Н. В. Игры в школе и дома. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004.

7. Немов Р. С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. -  Владос 2000.

8. Дубровина И. В. Рабочая книга школьного психолога. – М. : Международная академия, 1995.


Программа кружковых занятий для старшеклассников «

Программа кружковых занятий для старшеклассников «

Развивать навыки групповой работы

Развивать навыки групповой работы

Календарно-тематический план программы «Путь к себе» для старшеклассников № п/п

Календарно-тематический план программы «Путь к себе» для старшеклассников № п/п

Наша будущая профессия 2 1 1 33 - 34

Наша будущая профессия 2 1 1 33 - 34

Содержание тем учебного курса

Содержание тем учебного курса

Определение каналов восприятия информации человеком: аудиальный канал, визуальный канал, кинестетический канал, выявление ведущего канала восприятия, характеристика человека, у которого тот или иной канал является ведущим,…

Определение каналов восприятия информации человеком: аудиальный канал, визуальный канал, кинестетический канал, выявление ведущего канала восприятия, характеристика человека, у которого тот или иной канал является ведущим,…

Игры и упражнения на развитие невербальных средств выразительности

Игры и упражнения на развитие невербальных средств выразительности

Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе

Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе

Перечень учебно-методического обеспечения

Перечень учебно-методического обеспечения

Литература 1. Дубровина И. В

Литература 1. Дубровина И. В
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.11.2021