Программа индивидуального развития одаренного ребенка
Оценка 4.9

Программа индивидуального развития одаренного ребенка

Оценка 4.9
Семинары
docx
01.02.2021
Программа индивидуального развития одаренного ребенка
Индивидуальная программа развития одаренного ребенка.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа индивидуального развития одарённого ребенка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                Составила : Артеменко Ирина Валерьевна,                                                                   

                                                                       Учитель английского языка

                                                                       МАОУ Востряковского лицея №1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Домодедово

2018г.

 

Основания для составления индивидуальной программы развития ре-бёнка и актуальность проблемы.

Основная цель работы нашего лицея - формирование личности разно-сторонней, думающей, самостоятельно мыслящей, воспитание человека вы-соконравственного, глубоко и разносторонне образованного. Для этого необ-ходим поиск новых эффективных форм и методов обучения, которые фор-мировали бы человека умеющего и любящего учиться, подготовленного к жизни в самом широком смысле. Но в школу приходят разные дети, боль-шинство из них способны или очень способны, а вот можно ли назвать их одарёнными? Тем не менее, я для себя признала, что «каждый ребёнок та-лантлив» и поэтому необходимо определить принципы, цели, содержание и методы обучения в работе с одарёнными детьми, что я и сделала.

К общим принципам обучения одаренных, как и вообще всех детей школь-ного возраста, относятся:

·        Принцип развивающего и воспитывающего обучения.

·        Принцип индивидуализации и дифференциации обучения.

·        Принцип учета возрастных возможностей.

 

Для всех детей основной целью обучения и воспитания является обеспе-чение условий для раскрытия и развития всех его дарований. Поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей — это особо важная задача обучения одаренных детей. В этой связи я не могу не коснуться и содержания образования, которое осу-ществляется благодаря четырём основным подходам к разработке содержа-ния учебных программ.

1.     Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития.

2.     Углубление. Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности.

3.     . Обогащение. Этот подход ориентирован на содержание обучения с выхо-дом за рамки изучения традиционных тем. Обогащенная программа предпо-лагает обучение детей разнообразным приемам умственной работы, способ-ствует формированию таких качеств, как инициатива, самоконтроль, критич-ность, широта умственного кругозора.

4.       Проблематизация. Этот подход предполагает стимулирование личностного развития учащихся. Ребёнку предоставляется возможность использовать оригинальные объяснения, поиск новых смыслов и интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания.

В работе с одарёнными детьми, ведущими и основными являются ме-тоды творческого характера  проблемные, поисковые, эвристические, ис-следовательские, проектные  в сочетании с методами самостоятельной, ин-дивидуальной и групповой работы. Они исключительно эффективны для развития познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству.

 

Ведущими педагогическими идеями, положенными в основу моей про-граммы стали:

– развитие творческих способностей лицеистов, формирование черт творче-ской личности;

– уважение к таланту и творческой личности;

– широкая образованность, разностороннее развитие лицеистов;

– взаимное доверие педагога и лицеистов.

Особое значение при составлении программы индивидуального развития детей, я придаю психолого-педагогической поддержке одарённых детей,

сотрудничество учителя с психологической службой лицея помогает выявлению и развитию способностей таких учащихся, поддержке интеллектуальной и творческой одаренности. Данная совместная работа оказывает квалифицированную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, а так же их саморазвитию, эффективному межличностному общению.

 Предложенная программа индивидуального развития одарённого ребенка создаёт такую образовательную среду, которая вызывает у школьников интерес, возможности для реализации их индивидуальных способностей, да-рований, талантов. Программа включает в себя систему участия обучающих-ся не только в предметных олимпиадах, но и в муниципальных, региональ-ных, всероссийских конкурсах самого разного уровня. Особую роль в выяв-лении одаренных учащихся, в развитии их способностей играет проектная, творческая учебно-исследовательская, научно-исследовательская деятель-ность лицеистов, ориентируемая на максимальное развитие индивидуально-сти ребенка и являющаяся одной из эффективных современных образова-тельных технологий. Интеллектуальные и творческие состязания, которые предлагает данная программа, отличаются разнообразием. В неё входят не только конкурсы, которые предлагает нам образовательная программа «Ин-теллектуально-творческий потенциал России» (а их более пятидесяти), но и традиционные конкурсы по русскому языку «Русский медвежонок», по ма-тематике «Кенгуру», «Интеллектуальные игры», «Инфоурок», «Наше насле-дие», организация участия в олимпиаде по английскому языку «Британский бульдог», в игре по истории «Золотое руно» и др. Конечно предполагается участие и в лицейских конкурсах, которые являются мощным стимулятором самореализации учащихся лицея, способствуют выявлению и поддержке одаренных, способных, талантливых детей, а также в муниципальных и реги-ональных конкурсах.

 

Кроме того в программу включена и совместная работа с педагогами дополнительного образования, которое даёт каждому ребенку возможность включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей.

 Таким образом, данная программа индивидуального развития ребёнка позволяет создать систему работы с одарёнными детьми, в которой учиты-ваются интересы одаренного ребенка, предусматривается наличие и свобод-ное использование разнообразных источников и способов получения инфор-мации, включаются элементы индивидуализированной психологической поддержки и помощи с учетом индивидуального своеобразия личности каж-дого одаренного ребенка.

Нормативно-правовые основания программы:

Конвенция о правах ребенка,

Закон об образовании

 

Программа индивидуального развития

 

Цель программы:

Создание условий, способствующих полноценному развитию личности ре-бенка, раскрытие его талантов и одарённости.

Задачи программы:

1. диагностическая деятельность по изучению индивидуальных возмож-ностей ребёнка;

2. поддержка высокой учебной мотивации ребёнка;

3. поощрение активности и самостоятельности учащегося, расширение его возможностей и способностей;

4. формирование умения учиться – ставить цели, планировать и органи-зовывать собственную деятельность;

5. содействие творческому развитию;

6. создать условия для активного сотрудничества родителей, ребёнка, пе-дагога.

 

Рабочая гипотеза:

Если будет осуществляться индивидуальная программа развития ребёнка, позволяющая создать систему работы с одарёнными детьми при активном включении его в творческую деятельность, в самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, то, возможно качественно повысить уровень развития познавательной деятельности учащегося и его одарённости.

 

 

 

Направления программы:

1. Познавательная деятельность учащихся.

2. Эмоционально-личностная сфера.

3. Межличностные отношения.

4. Психологическое и физическое здоровье.

 

Сроки реализации программы.

Программа рассчитана на 2018 – 2019 учебный год.

 

Промежуточные результаты.

Результаты участия в творческих конкурсах, конференциях, выставках, олимпиадах.

 

Этапы работы над программой:

1 этап - информационно-диагностический и аналитический.

На данном этапе собирается и анализируется фактическая информация. Используются различные методы (наблюдение, анкетирование учащегося и родителей, собеседование). По результатам работы составляется «Карта ин-дивидуального развития ученика». Проводится индивидуальная встреча с учеником и его родителями, обсуждается проанализированная информация и составляется индивидуальный план на год, в котором предполагается:

- постановка цели на предстоящий учебный год;

- выявление проблем и имеющихся ресурсов;

-составление банка данных о ребенке.

 

Таблица 1

 Виды работ

Формы работы

 

 

Целенаправленная работа по диагно-стике ребенка.

Беседы с родителями, педагогическое тестирование и анкетирование учеников и родителей, диагностическая работа психологической службы, пе-дагогов дополнительного образова-ния.

Изучение учащегося и составление «Карты индивидуального развития ученика» Сбор материалов. Анализ результатов диагностических данных.

Сбор материалов, составление характеристики ученика и выявление первоочередных задач воспитания и обучения, развивающих способности и талант ребёнка.

 

 

 

 

 

 

 

2 этап - организационно-деятельностный.

Таблица 2

Виды работ

Формы работы

Распределение учащихся на группы по интересам.

Различные виды внеурочной дея-тельности, индивидуальные задания.

Проведение классных олимпиад и различных интеллектуальных кон-курсов.

Организация школьных предметных олимпиад, интеллектуальных конкурсов.

Выявление победителей школьных туров, конкурсов и олимпиад.

Организация учащихся для представления на муниципальном и областном уровнях.

Проведение дистанционных конкур-сов, олимпиад («Кенгуру», «Русский медвежонок» и т.д.)

Организация учащихся для проведе-ния дистанционных интеллектуаль-ных конкурсов.

Выявление победителей дистанционных интеллектуальных конкурсов и олимпиад.

Поощрение, награждение победите-лей.

Проведение проектно-исследовательских работ учащихся

Организация проведения проектно-исследовательских работ учащихся, оформление работы, представление ее на защите в лицее и районных и всероссийских конкурсов.Поощрение и награждение победителей.

Создание самостоятельных творче-ских проектов учащихся

Организация презентаций творческих проектов учащихся. Поощрение по-бедителей.

Проведение психолого-педагогических занятий с элементами тренинга совместно с психологом лицея

Организация проведения психолого-педагогических занятий с элементами тренинга совместно с психологом лицея с целью создания благоприятного психологического комфорта учащихся и поддержки одаренных детей

 

 

 

 

 

 

 

 

3 этап - коррекционно-развивающий.

Таблица 3

Виды работ

Формы работы

Итоговая работа по диагностике ре-бенка.

 

Беседы с родителями, педагогическое тестирование и анкетирование уче-ников и родителей,диагностическая работа психологической службы.

 

Ведение документации, итоговое за-полнение «Карты индивидуального развития ученика», анализ текущих результатов.

 

Итоговое составление характеристи-ки ученика и дальнейшей стратегии развития его способностей.

 

Предупреждение нервно-психического утомления, нежела-тельного поведения.

 

Консультации учащихся, родителей педагогами и психологами.

 

 

4 этап – саморазвитие и рефлексия.

Таблица 4

Виды работ

Формы работы

Развивать активность и самостоя-тельность, расширять возможности обучения и самообучения

 

Включение ребёнка во внеклассные и внеурочные мероприятия, согласно интересам и желанию.

 

Формирование умения учиться - ста-вить цели, планировать и организо-вывать собственную деятельность

 

Составление плана индивидуальной работы с ребенком на следующий учебный год, организация самостоя-тельной работы ребенка.

 

Развитие рефлексивной и оценочной деятельности учащихся, воспитание способности к сопереживанию, фор-мирование культуры межличностных отношений.

 

Включение учащихся в коллективно-творческие дела класса, включение в систему дополнительного образова-ния, индивидуальные занятия c ре-бенком, рефлексия оценки и само-оценки учащихся.

 

 


 

Программа индивидуального развития одарённого ребенка

Программа индивидуального развития одарённого ребенка

Основания для составления индивидуальной программы развития ре-бёнка и актуальность проблемы

Основания для составления индивидуальной программы развития ре-бёнка и актуальность проблемы

В работе с одарёнными детьми, ведущими и основными являются ме-тоды творческого характера проблемные, поисковые, эвристические, ис-следовательские, проектные в сочетании с методами самостоятельной, ин-дивидуальной и групповой…

В работе с одарёнными детьми, ведущими и основными являются ме-тоды творческого характера проблемные, поисковые, эвристические, ис-следовательские, проектные в сочетании с методами самостоятельной, ин-дивидуальной и групповой…

Кроме того в программу включена и совместная работа с педагогами дополнительного образования, которое даёт каждому ребенку возможность включения в разнообразные виды деятельности с учетом их…

Кроме того в программу включена и совместная работа с педагогами дополнительного образования, которое даёт каждому ребенку возможность включения в разнообразные виды деятельности с учетом их…

Направления программы: 1. Познавательная деятельность учащихся

Направления программы: 1. Познавательная деятельность учащихся

Таблица 2 Виды работ

Таблица 2 Виды работ

Таблица 3 Виды работ

Таблица 3 Виды работ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2021