Программа индивидуального развития одарённого ребенка
Составила : Артеменко Ирина Валерьевна,
Учитель английского языка
МАОУ Востряковского лицея №1
г.Домодедово
2018г.
Основания для составления индивидуальной программы развития ре-бёнка и актуальность проблемы.
Основная цель работы нашего лицея - формирование личности разно-сторонней, думающей, самостоятельно мыслящей, воспитание человека вы-соконравственного, глубоко и разносторонне образованного. Для этого необ-ходим поиск новых эффективных форм и методов обучения, которые фор-мировали бы человека умеющего и любящего учиться, подготовленного к жизни в самом широком смысле. Но в школу приходят разные дети, боль-шинство из них способны или очень способны, а вот можно ли назвать их одарёнными? Тем не менее, я для себя признала, что «каждый ребёнок та-лантлив» и поэтому необходимо определить принципы, цели, содержание и методы обучения в работе с одарёнными детьми, что я и сделала.
К общим принципам обучения одаренных, как и вообще всех детей школь-ного возраста, относятся:
· Принцип развивающего и воспитывающего обучения.
· Принцип индивидуализации и дифференциации обучения.
· Принцип учета возрастных возможностей.
Для всех детей основной целью обучения и воспитания является обеспе-чение условий для раскрытия и развития всех его дарований. Поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей — это особо важная задача обучения одаренных детей. В этой связи я не могу не коснуться и содержания образования, которое осу-ществляется благодаря четырём основным подходам к разработке содержа-ния учебных программ.
1. Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития.
2. Углубление. Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности.
3. . Обогащение. Этот подход ориентирован на содержание обучения с выхо-дом за рамки изучения традиционных тем. Обогащенная программа предпо-лагает обучение детей разнообразным приемам умственной работы, способ-ствует формированию таких качеств, как инициатива, самоконтроль, критич-ность, широта умственного кругозора.
4. Проблематизация. Этот подход предполагает стимулирование личностного развития учащихся. Ребёнку предоставляется возможность использовать оригинальные объяснения, поиск новых смыслов и интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания.
В работе с одарёнными детьми, ведущими и основными являются ме-тоды творческого характера проблемные, поисковые, эвристические, ис-следовательские, проектные в сочетании с методами самостоятельной, ин-дивидуальной и групповой работы. Они исключительно эффективны для развития познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству.
Ведущими педагогическими идеями, положенными в основу моей про-граммы стали:
– развитие творческих способностей лицеистов, формирование черт творче-ской личности;
– уважение к таланту и творческой личности;
– широкая образованность, разностороннее развитие лицеистов;
– взаимное доверие педагога и лицеистов.
Особое значение при составлении программы индивидуального развития детей, я придаю психолого-педагогической поддержке одарённых детей,
сотрудничество учителя с психологической службой лицея помогает выявлению и развитию способностей таких учащихся, поддержке интеллектуальной и творческой одаренности. Данная совместная работа оказывает квалифицированную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, а так же их саморазвитию, эффективному межличностному общению.
Предложенная программа индивидуального развития одарённого ребенка создаёт такую образовательную среду, которая вызывает у школьников интерес, возможности для реализации их индивидуальных способностей, да-рований, талантов. Программа включает в себя систему участия обучающих-ся не только в предметных олимпиадах, но и в муниципальных, региональ-ных, всероссийских конкурсах самого разного уровня. Особую роль в выяв-лении одаренных учащихся, в развитии их способностей играет проектная, творческая учебно-исследовательская, научно-исследовательская деятель-ность лицеистов, ориентируемая на максимальное развитие индивидуально-сти ребенка и являющаяся одной из эффективных современных образова-тельных технологий. Интеллектуальные и творческие состязания, которые предлагает данная программа, отличаются разнообразием. В неё входят не только конкурсы, которые предлагает нам образовательная программа «Ин-теллектуально-творческий потенциал России» (а их более пятидесяти), но и традиционные конкурсы по русскому языку «Русский медвежонок», по ма-тематике «Кенгуру», «Интеллектуальные игры», «Инфоурок», «Наше насле-дие», организация участия в олимпиаде по английскому языку «Британский бульдог», в игре по истории «Золотое руно» и др. Конечно предполагается участие и в лицейских конкурсах, которые являются мощным стимулятором самореализации учащихся лицея, способствуют выявлению и поддержке одаренных, способных, талантливых детей, а также в муниципальных и реги-ональных конкурсах.
Кроме того в программу включена и совместная работа с педагогами дополнительного образования, которое даёт каждому ребенку возможность включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей.
Таким образом, данная программа индивидуального развития ребёнка позволяет создать систему работы с одарёнными детьми, в которой учиты-ваются интересы одаренного ребенка, предусматривается наличие и свобод-ное использование разнообразных источников и способов получения инфор-мации, включаются элементы индивидуализированной психологической поддержки и помощи с учетом индивидуального своеобразия личности каж-дого одаренного ребенка.
Нормативно-правовые основания программы:
Конвенция о правах ребенка,
Закон об образовании
Программа индивидуального развития
Цель программы:
Создание условий, способствующих полноценному развитию личности ре-бенка, раскрытие его талантов и одарённости.
Задачи программы:
1. диагностическая деятельность по изучению индивидуальных возмож-ностей ребёнка;
2. поддержка высокой учебной мотивации ребёнка;
3. поощрение активности и самостоятельности учащегося, расширение его возможностей и способностей;
4. формирование умения учиться – ставить цели, планировать и органи-зовывать собственную деятельность;
5. содействие творческому развитию;
6. создать условия для активного сотрудничества родителей, ребёнка, пе-дагога.
Рабочая гипотеза:
Если будет осуществляться индивидуальная программа развития ребёнка, позволяющая создать систему работы с одарёнными детьми при активном включении его в творческую деятельность, в самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, то, возможно качественно повысить уровень развития познавательной деятельности учащегося и его одарённости.
Направления программы:
1. Познавательная деятельность учащихся.
2. Эмоционально-личностная сфера.
3. Межличностные отношения.
4. Психологическое и физическое здоровье.
Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на 2018 – 2019 учебный год.
Промежуточные результаты.
Результаты участия в творческих конкурсах, конференциях, выставках, олимпиадах.
Этапы работы над программой:
1 этап - информационно-диагностический и аналитический.
На данном этапе собирается и анализируется фактическая информация. Используются различные методы (наблюдение, анкетирование учащегося и родителей, собеседование). По результатам работы составляется «Карта ин-дивидуального развития ученика». Проводится индивидуальная встреча с учеником и его родителями, обсуждается проанализированная информация и составляется индивидуальный план на год, в котором предполагается:
- постановка цели на предстоящий учебный год;
- выявление проблем и имеющихся ресурсов;
-составление банка данных о ребенке.
Таблица 1
Виды работ |
Формы работы |
|
|
Целенаправленная работа по диагно-стике ребенка. |
Беседы с родителями, педагогическое тестирование и анкетирование учеников и родителей, диагностическая работа психологической службы, пе-дагогов дополнительного образова-ния. |
Изучение учащегося и составление «Карты индивидуального развития ученика» Сбор материалов. Анализ результатов диагностических данных. |
Сбор материалов, составление характеристики ученика и выявление первоочередных задач воспитания и обучения, развивающих способности и талант ребёнка. |
|
|
|
|
2 этап - организационно-деятельностный.
Таблица 2
Виды работ |
Формы работы |
Распределение учащихся на группы по интересам. |
Различные виды внеурочной дея-тельности, индивидуальные задания. |
Проведение классных олимпиад и различных интеллектуальных кон-курсов. |
Организация школьных предметных олимпиад, интеллектуальных конкурсов. |
Выявление победителей школьных туров, конкурсов и олимпиад. |
Организация учащихся для представления на муниципальном и областном уровнях. |
Проведение дистанционных конкур-сов, олимпиад («Кенгуру», «Русский медвежонок» и т.д.) |
Организация учащихся для проведе-ния дистанционных интеллектуаль-ных конкурсов. |
Выявление победителей дистанционных интеллектуальных конкурсов и олимпиад. |
Поощрение, награждение победите-лей. |
Проведение проектно-исследовательских работ учащихся |
Организация проведения проектно-исследовательских работ учащихся, оформление работы, представление ее на защите в лицее и районных и всероссийских конкурсов.Поощрение и награждение победителей. |
Создание самостоятельных творче-ских проектов учащихся |
Организация презентаций творческих проектов учащихся. Поощрение по-бедителей. |
Проведение психолого-педагогических занятий с элементами тренинга совместно с психологом лицея |
Организация проведения психолого-педагогических занятий с элементами тренинга совместно с психологом лицея с целью создания благоприятного психологического комфорта учащихся и поддержки одаренных детей |
3 этап - коррекционно-развивающий.
Таблица 3
Виды работ |
Формы работы |
Итоговая работа по диагностике ре-бенка.
|
Беседы с родителями, педагогическое тестирование и анкетирование уче-ников и родителей,диагностическая работа психологической службы.
|
Ведение документации, итоговое за-полнение «Карты индивидуального развития ученика», анализ текущих результатов.
|
Итоговое составление характеристи-ки ученика и дальнейшей стратегии развития его способностей.
|
Предупреждение нервно-психического утомления, нежела-тельного поведения.
|
Консультации учащихся, родителей педагогами и психологами.
|
4 этап – саморазвитие и рефлексия.
Таблица 4
Виды работ |
Формы работы |
Развивать активность и самостоя-тельность, расширять возможности обучения и самообучения
|
Включение ребёнка во внеклассные и внеурочные мероприятия, согласно интересам и желанию.
|
Формирование умения учиться - ста-вить цели, планировать и организо-вывать собственную деятельность
|
Составление плана индивидуальной работы с ребенком на следующий учебный год, организация самостоя-тельной работы ребенка.
|
Развитие рефлексивной и оценочной деятельности учащихся, воспитание способности к сопереживанию, фор-мирование культуры межличностных отношений.
|
Включение учащихся в коллективно-творческие дела класса, включение в систему дополнительного образова-ния, индивидуальные занятия c ре-бенком, рефлексия оценки и само-оценки учащихся.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.