Отдел образования Администрации Тальменского района Алтайского края
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Тальменская средняя общеобразовательная школа №1»
Тальменского района Алтайского края
Рабочая программа
курса «Индивидуальные и групповые занятия
по русскому языку»
для 1-4 класса
Составитель:
учитель начальных классов
Гордиенко Елена Сергеевна
Тальменка
1.Общая характеристика программы
Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребенка, направленной на изменение самого себя - субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения. Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности встречает немало учащихся, которые испытывают трудности при усвоении учебного материала. Без выявления причин этих трудностей, носящих в значительном числе случаев психологический характер, невозможна эффективная работа по их преодолению и, в конечном итоге, повышение школьной успеваемости.
Психологические причины, вызывающие отставание в учении, многообразны и находятся в сложной взаимосвязи с внешними проявлениями школьных трудностей. Необходимо учитывать, что очень часто отсутствует прямое и однозначное соответствие между внешними проявлениями трудностей в учении и их психологическими причинами: в основе одной какой-либо трудности в учебной работе могут лежать различные психологические причины, а в основе разных по внешним проявлениям трудностей может быть одна и та же психологическая причина. Например, невнимательность ученика, на которую часто жалуются учителя и родители. Она может быть следствием разных причин несформированности собственно процессов произвольного внимания, результатом недостаточного развития мыслительной деятельности, отсутствия интереса к учению, наличия каких-либо личных проблем. Невнимательность ученика, особенно если она появляется после некоторого периода напряженной умственной деятельности, может быть связана с индивидуально-типологическими особенностями школьника (слабость нервной системы), в ряде случаев затрудненность носового дыхания школьника может также приводить к невнимательности.
А в основе таких разных школьных трудностей учащихся, как плохая память, неумение выделять в учебном материале существенное, трудности с решением арифметических задач, может лежать одна и та же психологическая причина - несформированность мыслительной операции анализа.
Однако отсутствие достаточно разработанных и удобных для практического использования учителем способов психологического анализа конкретных случаев школьной неуспеваемости делают его работу по преодолению трудностей в обучении детей малоэффективной, так как в большинстве случаев учитель пользуется традиционным способом работы со слабоуспевающими учащимися: проводит с ними дополнительные занятия, состоящие в основном в повторении и дополнительном разъяснении учебного материала. Но, как показывает опыт многих учителей, эти занятия, к которым негативно относятся учащиеся и которые требуют большой затраты времени и сил как учителя, так и учеников, далеко не всегда дают желаемый результат. В лучшем случае они могут привести лишь к временным положительным сдвигам в учении и не устраняют подлинные причины трудностей школьников.
Совершенно очевидно, что эффективная помощь учащимся может быть оказана только на путях психологического подхода к анализу и устранению возникших у них в процессе обучения трудностей.
Разработка различных способов выявления психологических причин трудностей в обучении должна способствовать принципиальному изменению содержания дополнительной работы учителя. Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит курс “Занимательный русский язык”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
2. Методологические и теоретические
основы программы
Принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней: Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
Не менее важными методологическими основами и теоретическими предпосылками для создания данной программы явились зарекомендовавшие себя в науке разработки научных представлений о различных формах речевых нарушений и создание эффективных методик их преодоления Р.Е Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау, Локаловой Н.Т. и др., которые базируются на учении Л.С.Выготского, А.Р.Лурии и А.А Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности.
3. Цели и задачи программы
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи курса:
Обучающие:
Воспитывающие:
Развивающие:
4. Организация работы по программе
IV. Формы проведения занятий
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
В структуру занятия может входить:
- упражнения для развития артикуляционной моторики; - упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук; дыхательная гимнастика; коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков; формирование фонематических процессов; работа со словами, звуко-слоговой анализ слов; работа над предложением; обогащение и активизация словарного запаса.
Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в последующем классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.
Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
V. Основные методы и технологии
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
VI. Описание места курса в учебном плане
Программа рассчитана на 4 года, 135 часов. В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе), по 40 минут в 2-4 классах. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–4-х классов.
VI. Планируемые результаты.
1-й класс
Личностные результаты:
Метапредметне результаты
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
2-й класс
Личностные результаты:
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
3-4-й классы
Личностные результаты
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
1-й класс
Тематическое планирование (33 часа)
№ |
Тема |
Кол-во ч. |
Хар-ка деят.-ти уч-ка |
УУД |
I |
Формирование первоначальных представлений о слове |
2 |
Составлятьрассказ в 5-6 предложений на предложенную тему. Составлятьпредложения по сюжетным картинкам. Находить слова с заданными звуками. Характеризоватьзвуки (гласные – ударные, безударные; согласные – звонкие, глухие; парные – непарные; твёрдые – мягкие, парные – непарные). Ставить ударение,делить слова на слоги. Соотносить слова со слогоударной схемой. Подбирать слова, соответствующие схеме. Характеризоватьфункцию букв гласных сравниватьнаписанное с образцом. Записывать под диктовку отдельные слова, предложения. Списывать слова и предложения в соответствии с заданным алгоритмом, контролироватьэтапы своей работы. Составлять ичитать схему предложения, конструировать предложение по схеме. Участвовать в учебном диалоге,включаться в групповую работу |
Личностные результаты: осознавать роль языка и речи в жизни людей; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Метапредметне результаты Регулятивные УУД: определять и формулировать цельдеятельности с помощью учителя; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; учиться работать по предложенному учителем плану Познавательные УУД: находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). |
Деление слов на группы в соответствии с вопросами, на которые они отвечают. Сказка « Колобок» |
1 |
|||
Деление слов на группы в соответствии с вопросами, на которые они отвечают. Сказка « Репка» |
1 |
|||
II |
Звуки и буквы |
14 |
||
Звук и буква « А» |
1 |
|||
Звук и буква « О» |
1 |
|||
Звук и буква « ы», « и» |
1 |
|||
Звук и буква « Э» « У» |
1 |
|||
К тайнам звуков и букв |
1 |
|||
Слог как минимальная произносительная единица |
1 |
|||
Гласные и согласные звуки. Слогообразующая роль гласных звуков. |
1 |
|||
Смыслоразличительная роль гласных и согласных звуков |
2 |
|||
Обозначение твердости-мягкости согласных звуков гласными буквами. |
1 |
|||
В страну Слогов. |
1 |
|||
Ударение. смыслоразличительная роль ударения в слове |
2 |
|||
Звонкие и глухие согласные звуки. |
1 |
|||
Чудеса в Стране Слов. |
1 |
|||
Алфавит |
2 |
|||
III |
Правописание буквосочетаний |
4 |
||
Жи-ши |
1 |
|||
Чу-щу. |
1 |
|||
Ча-ща |
1 |
|||
ЧК, чн |
1 |
|||
IV |
Предложение как речевая структурная единица |
7 |
||
Предложение и слово. |
1 |
|||
Большая буква в начале предложения |
2 |
|||
Раздельное написание слов в предложении |
2 |
|||
|
Знаки препинания в конце предложения |
2 |
||
Связь слов в предложении |
||||
V |
Слова противоположные и сходные по значению |
2 |
||
Слова, противоположные по смыслу |
1 |
|||
Слова, сходные по смыслу |
1 |
|||
VI |
Итоговое занятие. Игротека. |
1 |
||
Итого: 33ч |
Основные требования к знаниям и умениям
учащихся к концу 1-го класса
Обучающиеся должны знать:
Отличие
звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим).
Признаки гласных и согласных звуков.
Буквы русского алфавита. Антонимы, синонимы (без использования термина),
многозначные слова. Системные связи слов.
Обучающиеся должны уметь:
Правильно
произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко - буквенный анализ
слов.
Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.
Делить слова на слоги.
Объединять слова в группы.
Составлять текст (устно) по вопросам учителя.
Отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады.
2 класс
Тематическое планирование (34 часа)
№ |
Тема |
Кол-во ч. |
Хар-ка деят.-ти уч-ка |
УУД |
I |
Звуки и буквы |
9 |
Находить слова с заданными звуками. Характеризоватьзвуки (гласные – ударные, безударные; согласные – звонкие, глухие; парные – непарные; твёрдые – мягкие, парные – непарные). Ставить ударение,делить слова на слоги. Соотносить слова со слогоударной схемой. Подбирать слова, соответствующие схеме. Характеризоватьфункцию букв гласных сравниватьнаписанное с образцом. Записывать под диктовку отдельные слова, предложения. Списывать слова и предложения в соответствии с заданным алгоритмом, контролироватьэтапы своей работы. Составлять ичитать схему предложения, конструировать предложение по схеме. Участвовать в учебном диалоге,включаться в групповую работу |
Личностные результаты:
Метапредметные результаты Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
|
Что мы знаем о звуках и буквах |
3 |
|||
Обозначение звука « Й» на письме |
1 |
|||
Какую работу выполняет ь? |
1 |
|||
Что такое фонетика? |
1 |
|||
Непроизносимые согласные |
1 |
|||
Бывают ли непроизносимые гласные? |
1 |
|||
Что такое орфоэпия. Орфоэпический словарь. |
1 |
|||
II |
Лексическое значение слов |
5 |
||
Что такое лексика? Толковые словари |
1 |
|||
Многозначные слова |
1 |
|||
Антонимы |
2 |
|||
Синонимы |
1 |
|||
III |
Что такое орфография |
3 |
||
Орфография и орфографические словари |
1 |
|||
Игры со словарными словами |
1 |
|||
Ошибкоопасные места |
2 |
|||
IV |
Предложение как речевая структурная единица |
6 |
||
Раздельное написание слов в предложении |
1 |
|||
Знаки препинания в конце предложения |
1 |
|||
Связь слов в предложении |
2 |
|||
Пословицы и поговорки |
1 |
|||
Фразеологизмы |
1 |
|||
V |
Текст. Тема. Главная мысль |
7 |
||
Тема и основная мысль текста. |
1 |
|||
Заголовок- всему голова |
1 |
|||
Художественный стиль речи и учебно- деловой стиль |
1 |
|||
План текста. Части текста. |
2 |
|||
Написание короткого письма и смс- сообщения. |
1 |
|||
Речевая этика. ( Приглашение, поздравление, просьба) |
1 |
|||
VI |
Повторение. |
3 |
||
Где же хранятся слова? |
1 |
|||
Не лезьте за словом в карман. |
1 |
|||
Итоговое занятие. Игротека. |
1 |
|||
Итого: 34ч |
Основные требования к знаниям и умениям
учащихся к концу 2 - го класса
Обучающиеся должны знать:
Правила
правописания слов с изученными орфограммами.
Признаки согласных и гласных звуков.
Правила переноса слов
Обучающиеся должны уметь:
Различать
приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных,
непроизносимых согласных в корне слова.
Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
Составлять рассказы по картинке.
Устанавливать связь слов в предложении, составлять предложение из набора слов.
Употреблять большую букву в начале предложения; ставить точку, вопросительный или восклицательный знак в конце предложения.
3 класс
Тематическое планирование. (34 часа)
№ |
Тема занятия |
Кол-во ч |
Хар-ка деят.-ти уч-ка |
УУД |
1 |
Сказочное царство слов . |
1 |
пользоватьсясловарями, справочниками; осуществлятьанализ и синтез; устанавливатьпричинно-следственные связи; строитьрассуждения; производить морфемный разбор слов распознавать части речи и их грамматические признаки устанавливать связь слов между словами в предложении, вычленять из них словосочетание ставить вопрос к слову и по нему определять слова, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета составлять план решения учебной задачи использовать различные виды словарей в соответствии с поставленной задачей |
Личностные результаты
Метапредметные результаты Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
|
2-3 |
Путешествие в страну Слов. |
2 |
||
4 - 5 |
Чудесные превращения слов. |
2 |
||
6 -7 |
В гостях у слов- родственников. |
2 |
||
8- 9 |
Добрые слова. |
2 |
||
10 |
Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова. |
1 |
||
11- 12 |
Новые слова в русском языке. |
2 |
||
13 |
Встреча с зарубежными друзьями. |
1 |
||
14- 15 |
Синонимы в русском языке. |
2 |
||
16 |
Слова- антонимы. |
1 |
||
17 |
Слова- омонимы. |
1 |
||
18 |
Крылатые слова. |
1 |
||
19- 20 |
В королевстве ошибок. |
2 |
||
21-22 |
В стране Сочинителей. |
2 |
||
23-24 |
Искусство красноречия. |
2 |
||
25 |
Праздник творчества и игры. |
1 |
||
26- 27 |
Трудные слова. |
2 |
||
28- 29 |
Анаграммы и метаграммы. |
2 |
||
30- 31 |
Шарады и логогрифы. |
2 |
||
32 |
Откуда пришли наши имена. |
1 |
||
33 |
Занимательное слообразование. |
1 |
||
34 |
КВН по русскому языку. |
1 |
||
Итого 34 часа |
Основные требования к знаниям и умениям
учащихся к концу 3-го класса
Обучающиеся должны знать:
Правила
правописания слов с изученными орфограммами.
Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного,
местоимения, глагола).
Состав слова.
Обучающиеся должны уметь:
Различать
приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
Обозначать на письме интонацию перечисления.
Разбирать слова по составу.
Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных,
непроизносимых согласных в корне слова.
Писать правильно слова с удвоенными согласными.
Определять род, число имен существительных и имен прилагательных.
Определять число, время глаголов.
Писать НЕ с глаголами.
Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
Составлять рассказы по картинке.
4 класс
Тематическое планирование (34 часа)
№ |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Хар-ка деят.-ти уч-ка |
УУД |
|||
Фонетика и орфоэпия (7 часов) |
Находить слова с заданными звуками. Характеризоватьзвуки (гласные – ударные, безударные; согласные – звонкие, глухие; парные –непарные; твёрдые – мягкие, парные – непарные). Ставить ударение,делить слова на слоги. Соотносить слова со слогоударной схемой. Подбирать слова, соответствующие схеме. Характеризоватьфункцию букв гласных сравниватьнаписанное с образцом. Записывать под диктовку отдельные слова, предложения. Списывать слова и предложения в соответствии с заданным алгоритмом, контролироватьэтапы своей работы. Составлять ичитать схему предложения, конструировать предложение по схеме. Участвовать в учебном диалоге,включаться в групповую работупользоватьсясловарями, справочниками; осуществлятьанализ и синтез; устанавливатьпричинно-следственные связи; строитьрассуждения; производить морфемный разбор слов распознавать части речи и их грамматические признаки устанавливать связь слов между словами в предложении, вычленять из них словосочетание ставить вопрос к слову и по нему определять слова, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета составлять план решения учебной задачи использовать различные виды словарей в соответствии с поставленной задачей |
Личностные результаты
Метапредметные результаты Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
|
|||||
1 |
Что такое орфоэпия? |
1 |
|||||
2 |
Что такое фонография или звукозапись? |
1 |
|||||
3 |
Звуки не буквы! |
1 |
|||||
4 |
Звучащая строка. |
1 |
|||||
5 |
Банты и шарфы. |
1 |
|||||
6 |
«Пигмалион» учит орфоэпии. |
1 |
|||||
7 |
Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях. |
1 |
|||||
Лексикология и развитие речи (27 часов) |
|||||||
8 |
Имена вещей. |
1 |
|||||
9 |
О словарях энциклопедических и лингвистических. |
1 |
|||||
10 |
В царстве смыслов много дорог. |
1 |
|||||
11 |
Как и почему появляются новые слова? |
1 |
|||||
12 |
Многозначность слова. |
1 |
|||||
13 |
«Откуда катится каракатица?»О словарях, которые рассказывают об истории слов. |
1 |
|||||
14 |
Об одном и том же - разными словами. |
1 |
|||||
15 |
Как возникают названия. |
1 |
|||||
16 |
Слова – антиподы. |
1 |
|||||
17 |
Фразеологические обороты. |
1 |
|||||
18 |
Словари «чужих» слов. |
1 |
|||||
19 |
Что такое эссе? Пишем эссе. |
1 |
|||||
20 |
Текст- сообщение. |
1 |
|||||
21 |
Текст- описание. |
1 |
|||||
22 |
Текст- рассуждение. |
1 |
|||||
23 |
Слова, придуманные писателями. |
1 |
|||||
24 |
Слова уходящие и слова – новички. |
1 |
|||||
25 |
Словарь языка Пушкина. |
1 |
|||||
26 |
Паронимы, или «ошибкоопасные слова». |
1 |
|||||
27 |
Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». |
1 |
|||||
28 |
Какой словарь поможет избежать ошибок? |
1 |
|||||
29 |
Словарь- грамотей. |
1 |
|||||
30 |
Научная этимология. |
1 |
|||||
31 |
Какие бывают имена? |
1 |
|||||
32 |
Древнерусские имена. |
1 |
|||||
33 |
Отчество и фамилия. |
1 |
|||||
34 |
Итоговое занятие. Игротека. |
1 |
|||||
Итого 34 часа |
|||||||
Основные требования к знаниям и умениям
учащихся к концу 4-го класса
учащиеся должны знать:
-отличительные признаки основных языковых единиц;
- основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;
-значимые части слова;
-основные орфографические и пунктуационные правила;
-о некоторых нормах русского языка: орфоэпических, словоупотребительных;
-признаки изученных частей речи;
- типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске;
учащиеся должны уметь:
-четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;
- подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;
- различать слова- паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;
- пользоваться орфографическим, словобразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями
-анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова, части речи, предложение;
-находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю);
-создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Литература
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.