Программа "Индивидуальные и групповые занятия по русскому языку 1-4класс"
Оценка 4.9

Программа "Индивидуальные и групповые занятия по русскому языку 1-4класс"

Оценка 4.9
Документация
docx
русский язык
1 кл—4 кл
14.01.2020
Программа "Индивидуальные и групповые занятия по русскому языку 1-4класс"
Программа индивидуальных и групповых занятий по русскому языку 1-4класс
ИГЗ.docx

Отдел образования Администрации Тальменского района Алтайского края

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Тальменская средняя общеобразовательная школа №1»

Тальменского района Алтайского края

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

курса  «Индивидуальные и групповые занятия

по русскому языку»

для 1-4 класса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:

учитель начальных классов

Гордиенко Елена Сергеевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тальменка

1.Общая характеристика программы

Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребенка, направленной на изменение самого себя - субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения. Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности встречает немало учащихся, которые испытывают трудности при ус­воении учебного материала. Без выявления причин этих трудностей, носящих в значительном числе случаев психологический характер, невозможна эффективная работа по их преодолению и, в конечном итоге, повышение школьной успеваемости.

Психологические причины, вызывающие отставание в учении, многообразны и находятся в сложной взаимосвязи с внешними про­явлениями школьных трудностей. Необходимо учитывать, что очень часто отсутствует прямое и однозначное соответствие между внеш­ними проявлениями трудностей в учении и их психологическими причинами: в основе одной какой-либо трудности в учебной работе могут лежать различные психологические причины, а в основе раз­ных по внешним проявлениям трудностей может быть одна и та же психологическая причина. Например, невнимательность ученика, на которую часто жалуются учителя и родители. Она может быть след­ствием разных причин несформированности собственно процессов произвольного внимания, результатом недостаточного развития мыс­лительной деятельности, отсутствия интереса к учению, наличия ка­ких-либо личных проблем. Невнимательность ученика, особенно если она появляется после некоторого периода напряженной умственной деятельности, может быть связана с индивидуально-типологическими особенностями школьника (слабость нервной системы), в ряде случа­ев затрудненность носового дыхания школьника может также приво­дить к невнимательности.

А в основе таких разных школьных трудностей учащихся, как пло­хая память, неумение выделять в учебном материале существенное, трудности с решением арифметических задач, может лежать одна и та же психологическая причина - несформированность мыслительной операции анализа.

Однако отсутствие достаточно разработанных и удобных для практического использования учителем способов психологического анализа конкретных случаев школьной неуспеваемости делают его работу по преодолению трудностей в обучении детей малоэффектив­ной, так как в большинстве случаев учитель пользуется традицион­ным способом работы со слабоуспевающими учащимися: проводит с ними дополнительные занятия, состоящие в основном в повторении и дополнительном разъяснении учебного материала. Но, как показыва­ет опыт многих учителей, эти занятия, к которым негативно относят­ся учащиеся и которые требуют большой затраты времени и сил как учителя, так и учеников, далеко не всегда дают желаемый результат. В лучшем случае они могут привести лишь к временным положи­тельным сдвигам в учении и не устраняют подлинные причины труд­ностей школьников.

Совершенно очевидно, что эффективная помощь учащимся может быть оказана только на путях психологического подхода к анализу и устранению возникших у них в процессе обучения трудностей.

Разработка различных способов выявления психологических при­чин трудностей в обучении должна способствовать принципиальному изменению содержания дополнительной работы учителя. Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит курс “Занимательный русский язык”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

2. Методологические и теоретические

основы программы

  Принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней: Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;
  • научность;
  • сознательность и активность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • связь теории с практикой;
  • индивидуальный подход к учащимся.
  • гуманизма- вера и возможности ребенка, субъективного, позитивного подхода;
  • системности- рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающего субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;

Не менее важными методологическими основами и теоретическими предпосылками для создания данной программы явились зарекомендовавшие себя в науке разработки научных представлений о различных формах речевых нарушений и создание эффективных методик их преодоления Р.Е Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау, Локаловой Н.Т. и др., которые базируются на учении Л.С.Выготского, А.Р.Лурии и А.А Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности.

3. Цели и задачи программы

Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи курса:

Обучающие:

  • развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  • приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  • развитие мотивации к изучению русского языка;
  • развитие творчества и обогащение словарного запаса;
  • совершенствование общего языкового развития учащихся;
  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
    • Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся.
    • Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.

Воспитывающие:

  • воспитание культуры обращения с книгой;
  • формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

  • развивать смекалку и сообразительность;
  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
  • развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой

 4. Организация работы по программе

IV. Формы проведения занятий

  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
  • анализ и просмотр текстов;
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;
  • теоретическая;
  • практическая.

В структуру занятия может входить:

- упражнения для развития артикуляционной моторики; - упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук; дыхательная гимнастика; коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков; формирование фонематических процессов; работа со словами, звуко-слоговой анализ слов; работа над предложением; обогащение и активизация словарного запаса.

Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в последующем классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.

Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.

V. Основные методы и технологии

  • технология разноуровневого обучения;
  • развивающее обучение;
  • технология обучения в сотрудничестве;
  • коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

VI. Описание места курса в учебном плане

Программа рассчитана на 4 года, 135 часов. В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе), по 40 минут в 2-4 классах. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–4-х классов.

VI. Планируемые результаты.

1-й класс

Личностные результаты:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметне результаты

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

2-й класс

Личностные результаты:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказыватьнебольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

3-4-й классы

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.




1-й класс

Тематическое планирование (33 часа)

Тема

Кол-во ч.

Хар-ка деят.-ти уч-ка

УУД

I

Формирование первоначальных представлений о слове

2

Составлятьрассказ в 5-6 предложений на предложенную тему. Составлятьпредложения по сюжетным картинкам.

Находить слова с заданными звуками.

Характеризоватьзвуки (гласные – ударные, безударные; согласные – звонкие, глухие; парные –

непарные; твёрдые – мягкие, парные – непарные).

Ставить ударение,делить слова на слоги.

Соотносить слова со слогоударной схемой.

Подбирать слова, соответствующие схеме.

Характеризоватьфункцию букв гласных

сравниватьнаписанное с образцом.

Записывать под диктовку отдельные слова, предложения.

Списывать слова и предложения в соответствии с заданным алгоритмом,

контролироватьэтапы своей работы.

Составлять ичитать схему предложения, конструировать предложение по схеме.

Участвовать в учебном диалоге,включаться в групповую работу

Личностные результаты:

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметне результаты

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цельдеятельности с помощью учителя;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Деление слов на группы в соответствии с вопросами, на которые они отвечают.

Сказка « Колобок»

1

Деление слов на группы в соответствии с вопросами, на которые они отвечают. Сказка « Репка»

1

II

Звуки и буквы

14

Звук и буква « А»

1

Звук и буква « О»

1

Звук и буква « ы», « и»

1

Звук и буква « Э» « У»

1

К тайнам звуков и букв

1

Слог как минимальная произносительная единица

1

Гласные и согласные звуки. Слогообразующая роль гласных звуков.

1

Смыслоразличительная роль гласных и согласных звуков

2

Обозначение твердости-мягкости согласных звуков гласными буквами.

1

В страну Слогов.

1

Ударение. смыслоразличительная роль ударения в слове

2

Звонкие и глухие согласные звуки.

1

Чудеса в Стране Слов.

1

Алфавит

2

III

Правописание буквосочетаний

4

Жи-ши

1

Чу-щу.

1

Ча-ща

1

ЧК, чн

1

IV

Предложение как речевая структурная единица

7

Предложение и слово.

1

Большая буква в начале предложения

2

Раздельное написание слов в предложении

2



Знаки препинания в конце предложения

2

Связь слов в предложении

V

Слова противоположные и сходные по значению

2

Слова, противоположные по смыслу

1

Слова, сходные по смыслу

1

VI

Итоговое занятие. Игротека.

1

Итого: 33ч

 

Основные требования к знаниям и умениям

учащихся к концу 1-го класса

Обучающиеся должны знать:

Отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим).
Признаки гласных и согласных звуков.
Буквы русского алфавита. Антонимы, синонимы (без использования термина), многозначные слова. Системные связи слов.

Обучающиеся должны уметь:

Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко - буквенный анализ слов. 
Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах. 
Делить слова на слоги. 
Объединять слова в группы.
Составлять текст (устно) по вопросам учителя. 
Отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады.

2 класс

Тематическое планирование (34 часа)

Тема

Кол-во ч.

Хар-ка деят.-ти уч-ка

УУД

I

Звуки и буквы

9

Находить слова с заданными звуками.

Характеризоватьзвуки (гласные – ударные, безударные; согласные – звонкие, глухие; парные –

непарные; твёрдые – мягкие, парные – непарные).

Ставить ударение,делить слова на слоги.

Соотносить слова со слогоударной схемой.

Подбирать слова, соответствующие схеме.

Характеризоватьфункцию букв гласных

сравниватьнаписанное с образцом.

Записывать под диктовку отдельные слова, предложения.

Списывать слова и предложения в соответствии с заданным алгоритмом,

контролироватьэтапы своей работы.

Составлять ичитать схему предложения, конструировать предложение по схеме.

Участвовать в учебном диалоге,включаться в групповую работу

Личностные результаты:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • обращать вниманиена особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • определять и формулироватьцель деятельности с помощью учителя;
  • учитьсявысказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • учиться работатьпо предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовыватьинформацию из одной формы в другую: подробнопересказыватьнебольшие тексты.
  • пользоватьсясловарями, справочниками

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и пониматьречь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
  • выразительно читать ипересказыватьтекст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Что мы знаем о звуках и буквах

3

Обозначение звука « Й» на письме

1

Какую работу выполняет ь?

1

Что такое фонетика?

1

Непроизносимые согласные

1

Бывают ли непроизносимые гласные?

1

Что такое орфоэпия. Орфоэпический словарь.

1

II

Лексическое значение слов

5

Что такое лексика? Толковые словари

1

Многозначные слова

1

Антонимы

2

Синонимы

1

III

Что такое орфография

3

Орфография и орфографические словари

1

Игры со словарными словами

1

Ошибкоопасные места

2

IV

Предложение как речевая структурная единица

6

Раздельное написание слов в предложении

1

Знаки препинания в конце предложения

1

Связь слов в предложении

2

Пословицы и поговорки

1

Фразеологизмы

1

V

Текст. Тема. Главная мысль

7

Тема и основная мысль текста.

1

Заголовок- всему голова

1

Художественный стиль речи и учебно- деловой стиль

1

План текста. Части текста.

2

Написание короткого письма и смс- сообщения.

1

Речевая этика.

( Приглашение, поздравление, просьба)

1

VI

Повторение.

3

Где же хранятся слова?

1

Не лезьте за словом в карман.

1

Итоговое занятие. Игротека.

1

Итого: 34ч

 

Основные требования к знаниям и умениям

учащихся к концу 2 - го класса

Обучающиеся должны знать:

Правила правописания слов с изученными орфограммами.
Признаки согласных и гласных звуков.

  • Гласные ударные и безударные
  • Согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие

Правила переноса слов

Обучающиеся должны уметь:

Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
Составлять рассказы по картинке.

Устанавливать связь слов в предложении, составлять предложение из набора слов.

Употреблять большую букву в начале предложения; ставить точку, вопросительный или восклицательный знак в конце предложения.

3 класс

Тематическое планирование. (34 часа)

Тема занятия

Кол-во ч

Хар-ка деят.-ти уч-ка

УУД

1

Сказочное царство слов .

1

пользоватьсясловарями, справочниками;

осуществлятьанализ и синтез;

устанавливатьпричинно-следственные связи;

строитьрассуждения;

производить морфемный разбор слов

распознавать части речи и их грамматические признаки

устанавливать связь слов между словами в предложении, вычленять из них словосочетание

ставить вопрос к слову и по нему определять слова, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета

составлять план решения учебной задачи

использовать различные виды словарей в соответствии с поставленной задачей

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать иопределять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умениеосознавать иопределять эмоции других людей;сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствоватькрасоту и выразительность речи,стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознаниеответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельноформулировать тему и цели урока;
  • составлять планрешения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью,корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки иопределять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать ипреобразовыватьинформацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоватьсясловарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливатьпричинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать иобосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышатьдругих, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

2-3

Путешествие в страну Слов.

2

4 - 5

Чудесные превращения слов.

2

6 -7

В гостях у слов- родственников.

2

8- 9

Добрые слова.

2

10

Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.

1

11- 12

Новые слова в русском языке.

2

13

Встреча с зарубежными друзьями.

1

14- 15

Синонимы в русском языке.

2

16

Слова- антонимы.

1

17

Слова- омонимы.

1

18

Крылатые слова.

1

19- 20

В королевстве ошибок.

2

21-22

В стране Сочинителей.

2

23-24

Искусство красноречия.

2

25

Праздник творчества и игры.

1

26- 27

Трудные слова.

2

28- 29

Анаграммы и метаграммы.

2

30- 31

Шарады и логогрифы.

2

32

Откуда пришли наши имена.

1

33

Занимательное слообразование.

1

34

КВН по русскому языку.

1

Итого 34 часа

 

Основные требования к знаниям и умениям

учащихся к концу 3-го класса

Обучающиеся должны знать:

Правила правописания слов с изученными орфограммами.
Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола).
Состав слова.

Обучающиеся должны уметь:

Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
Обозначать на письме интонацию перечисления.
Разбирать слова по составу.
Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
Писать правильно слова с удвоенными согласными.
Определять род, число имен существительных и имен прилагательных.
Определять число, время глаголов.
Писать НЕ с глаголами.
Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
Составлять рассказы по картинке.

4 класс

Тематическое планирование (34 часа)

Тема занятия

Кол-во часов

Хар-ка деят.-ти уч-ка

УУД

Фонетика и орфоэпия (7 часов)

Находить слова с заданными звуками.

Характеризоватьзвуки (гласные – ударные, безударные; согласные – звонкие, глухие; парные –непарные; твёрдые – мягкие, парные – непарные).

Ставить ударение,делить слова на слоги.

Соотносить слова со слогоударной схемой.

Подбирать слова, соответствующие схеме.

Характеризоватьфункцию букв гласных

сравниватьнаписанное с образцом.

Записывать под диктовку отдельные слова, предложения.

Списывать слова и предложения в соответствии с заданным алгоритмом,

контролироватьэтапы своей работы.

Составлять ичитать схему предложения, конструировать предложение по схеме.

Участвовать в учебном диалоге,включаться в групповую работупользоватьсясловарями, справочниками;

осуществлятьанализ и синтез;

устанавливатьпричинно-следственные связи;

строитьрассуждения;

производить морфемный разбор слов

распознавать части речи и их грамматические признаки

устанавливать связь слов между словами в предложении, вычленять из них словосочетание

ставить вопрос к слову и по нему определять слова, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета

составлять план решения учебной задачи

использовать различные виды словарей в соответствии с поставленной задачей

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознаватьи определять(называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умениеосознавать иопределять эмоции других людей;сочувствоватьдругим людям,сопереживать;
  • чувство прекрасного – умениечувствоватькрасоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважениек Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознаниеответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельноформулироватьтему и цели урока;
  • составлять планрешения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью,корректироватьсвою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки иопределятьстепень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать ипреобразовыватьинформацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоватьсясловарями, справочниками;
  • осуществлятьанализ и синтез;
  • устанавливатьпричинно-следственные связи;
  • строитьрассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использоватьречевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать иобосновывать свою точку зрения;
  • слушать ислышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

1

Что такое орфоэпия?

1

2

Что такое фонография или звукозапись?

1

3

Звуки не буквы!

1

4

Звучащая строка.

1

5

Банты и шарфы.

1

6

«Пигмалион» учит орфоэпии.

1

7

Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях.

1

Лексикология и развитие речи (27 часов)

8

Имена вещей.

1

9

О словарях энциклопедических и лингвистических.

1

10

В царстве смыслов много дорог.

1

11

Как и почему появляются новые слова?

1

12

Многозначность слова.

1

13

«Откуда катится каракатица?»О словарях, которые рассказывают об истории слов.

1

14

Об одном и том же - разными словами.

1

15

Как возникают названия.

1

16

Слова – антиподы.

1

17

Фразеологические обороты.

1

18

Словари «чужих» слов.

1

19

Что такое эссе? Пишем эссе.

1

20

Текст- сообщение.

1

21

Текст- описание.

1

22

Текст- рассуждение.

1

23

Слова, придуманные писателями.

1

24

Слова уходящие и слова – новички.

1

25

Словарь языка Пушкина.

1

26

Паронимы, или «ошибкоопасные слова».

1

27

Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика».

1

28

Какой словарь поможет избежать ошибок?

1

29

Словарь- грамотей.

1

30

Научная этимология.

1

31

Какие бывают имена?

1

32

Древнерусские имена.

1

33

Отчество и фамилия.

1

34

Итоговое занятие. Игротека.

1

Итого 34 часа

Основные требования к знаниям и умениям

учащихся к концу 4-го класса

учащиеся должны знать:

-отличительные признаки основных языковых единиц;

- основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;

-значимые части слова;

-основные орфографические и пунктуационные правила;

-о некоторых нормах русского языка: орфоэпических, словоупотребительных;

-признаки изученных частей речи;

- типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске;

учащиеся должны уметь:

-четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;

- подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;

- различать слова- паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;

- пользоваться орфографическим, словобразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями

-анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова, части речи, предложение;

-находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю);

-создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

 

 

 

 

 

Литература

  1. Примерные программы внеурочной деятельности. Стандарты второго поколения. Начальное и основное образование. М. Просвещение. 2010
  2. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
  3. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
  4. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
  5. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
  6. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
  7. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.
  8. Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.
  9. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.
  10. Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.
  11. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.
  12. Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г
  13. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
  14. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
  15. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г.

 

Программа "Индивидуальные и групповые занятия по русскому языку 1-4класс"

Программа "Индивидуальные и групповые занятия по русскому языку 1-4класс"

Программа "Индивидуальные и групповые занятия по русскому языку 1-4класс"

Программа "Индивидуальные и групповые занятия по русскому языку 1-4класс"

Программа "Индивидуальные и групповые занятия по русскому языку 1-4класс"

Программа "Индивидуальные и групповые занятия по русскому языку 1-4класс"

Программа "Индивидуальные и групповые занятия по русскому языку 1-4класс"

Программа "Индивидуальные и групповые занятия по русскому языку 1-4класс"

Программа "Индивидуальные и групповые занятия по русскому языку 1-4класс"

Программа "Индивидуальные и групповые занятия по русскому языку 1-4класс"

Программа "Индивидуальные и групповые занятия по русскому языку 1-4класс"

Программа "Индивидуальные и групповые занятия по русскому языку 1-4класс"

Программа "Индивидуальные и групповые занятия по русскому языку 1-4класс"

Программа "Индивидуальные и групповые занятия по русскому языку 1-4класс"

Программа "Индивидуальные и групповые занятия по русскому языку 1-4класс"

Программа "Индивидуальные и групповые занятия по русскому языку 1-4класс"

Программа "Индивидуальные и групповые занятия по русскому языку 1-4класс"

Программа "Индивидуальные и групповые занятия по русскому языку 1-4класс"

Программа "Индивидуальные и групповые занятия по русскому языку 1-4класс"

Программа "Индивидуальные и групповые занятия по русскому языку 1-4класс"

Программа "Индивидуальные и групповые занятия по русскому языку 1-4класс"

Программа "Индивидуальные и групповые занятия по русскому языку 1-4класс"

Программа "Индивидуальные и групповые занятия по русскому языку 1-4класс"

Программа "Индивидуальные и групповые занятия по русскому языку 1-4класс"

Программа "Индивидуальные и групповые занятия по русскому языку 1-4класс"

Программа "Индивидуальные и групповые занятия по русскому языку 1-4класс"

Программа "Индивидуальные и групповые занятия по русскому языку 1-4класс"

Программа "Индивидуальные и групповые занятия по русскому языку 1-4класс"

Программа "Индивидуальные и групповые занятия по русскому языку 1-4класс"

Программа "Индивидуальные и групповые занятия по русскому языку 1-4класс"

Программа "Индивидуальные и групповые занятия по русскому языку 1-4класс"

Программа "Индивидуальные и групповые занятия по русскому языку 1-4класс"

Программа "Индивидуальные и групповые занятия по русскому языку 1-4класс"

Программа "Индивидуальные и групповые занятия по русскому языку 1-4класс"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.01.2020