Программа коррекционного курса «Развитие связной описательной речи»
Оценка 4.8

Программа коррекционного курса «Развитие связной описательной речи»

Оценка 4.8
Документация
docx
дефектология
17.11.2022
Программа коррекционного курса «Развитие связной описательной речи»
Цель курса: развитие связной описательной речи у обучающихся 2 классов, имеющих ЗПР и умственную отсталость легкой степени, способствующее социальной адаптации, познавательному и личностному развитию детей.
программа.docx

Программа коррекционного курса «Развитие связной описательной речи»

 

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Цель курса: развитие связной описательной речи у обучающихся 2 классов, имеющих ЗПР и умственную отсталость легкой степени, способствующее социальной адаптации, познавательному и личностному развитию детей.

Нормативно-правовое обеспечение коррекционного курса

Программа коррекционного курса «Развитие связной описательной речи» составлена на основе следующих нормативных документов:

- Федерального государственного образовательного стандарта

 начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

- Федерального  государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- Основной адаптированной общеобразовательной программы .

Характеристика коррекционного курса

Данный коррекционный курс направлен на:

- обогащение и активизацию словаря обучающихся;

- развитие и совершенствование грамматического строя речи;

    - развитие умения строить развернутые предложения;

    - развитие умения строить связное высказывание;

- развитие коммуникативной функции речи.

Описание места коррекционного курса

Коррекционный курс «Развитие связной описательной речи» является элементом коррекционно-развивающей области и реализуется  в рамках внеурочной деятельности в форме специально организованных занятий, с учетом актуального состояния  здоровья воспитанников и социального заказа родителей. Проводятся учителем-логопедом в рамках внеурочной деятельности. 

  Содержание программы составлено с учетом результатов логопедического обследования обучающихся. Организационный период, предшествующий началу систематических логопедических занятий, рассчитан на первые 2 недели учебного года.

Форма организации занятий – подгрупповые занятия.

Частота занятий составляет 1 раз в неделю. Продолжительность проведения – 30-40 минут.

Логопедические занятия с детьми проводятся после учебных занятий (уроков) в соответствии с режимом дня и с учетом школьной нагрузки обучающихся. Логопед ведет работу в тесном контакте с учителями, воспитателями, дефектологами, психологами и медицинскими работниками, а также вовлекает родителей в речевую работу с детьми.

Прохождение данного курса тесно связано с содержанием коррекционного курса «Логопедические занятия», а также пронизывает содержание всех образовательных областей.  В рамках коррекционного курса «Логопедические занятия» осуществляется формирование и развитие различных видов устной речи, обогащение и развитие словаря, уточнение значения слова, развитие лексической системности, формирование семантических полей, развитие и совершенствование грамматического строя речи. Данные речевые умения закрепляются и совершенствуются на занятиях коррекционного курса «Развитие связной описательной речи».

Планируемые результаты освоения коррекционного курса

К целевым ориентирам программы данного коррекционного курса относятся следующие характеристики возможных достижений ребенка:

- проявляет заинтересованность по отношению к окружающим предметам и явлениям;

- усваивает значения новых слов по результатам наблюдения за предметами и явлениями окружающей действительности;

- умеет выделять качественные характеристики предметов и явлений самостоятельно или по вопросам педагога;

- умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением;

- правильно употребляет грамматические формы слов;

- умеет строить простые распространенные предложения, предложения с однородными членами, простые виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;

- умеет пользоваться схемами-алгоритмами для составления описательных рассказов;

- самостоятельно (с опорой на наглядную модель высказывания) составляет последовательный, логичный описательный  рассказ, в котором присутствуют основные структурные части;

- использует при составлении описательного рассказа предметную, предикативную, адъективную лексику.

Система оценки достижения планируемых результатов

Во время прохождения программы коррекционного курса предусмотрены:

- входящая диагностика;

- текущий мониторинг;

- итоговая диагностика.

Входящая и итоговая диагностика осуществляются на индивидуальных логопедических занятиях по протоколу логопедического обследования.

Текущий мониторинг осуществляется путем наблюдения за успехами детей в овладении навыками составления описательного рассказа, за качеством лексико-грамматического оформления связных высказываний.

 

II. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Программа имеет три раздела, которые тесно связаны между собой и реализуются параллельно:

1. Расширение и активизация словаря;

2. Развитие грамматического строя речи;

3. Развитие умения строить связное высказывание описательного характера.

1. Расширение и активизация словаря.

- Расширение объема и уточнение предметного, предикативного и адъективного словаря импрессивной речи. Усвоение значения новых слов на основе углубления знаний о предметах и явлениях  окружающей действительности.

- Активизация пассивного словаря.

- Обучение детей умению подбирать слова с противоположным (яркий-тусклый, мокрый-сухой, солнечный-пасмурный) и сходным  (лохматый-мохнатый-пушистый, вкусный-аппетитный, красивое-прекрасное) смыслом.

- Обучение детей использованию качественных прилагательных (молодой, синий, большой, ароматный).

- Обучение детей использованию относительных прилагательных (деревянный, стеклянный, железный, тканевый, апельсиновый, овощной).

2. Развитие грамматического строя речи.

- Развитие понимания предложно-падежных конструкций.

- Совершенствование навыков употребления форм единственного и множественного числа.

- Обучение детей употреблению в экспрессивной речи качественных прилагательных, образованных с помощью суффиксов -еньк-, -ив-, -чив-, -лив-, -оват- (серенький, улыбчивый, дождливый, красноватый). 

- Совершенствование навыка образования слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

- Развитие навыка употребления притяжательных прилагательных, образованных с помощью суффиксов -ин-, -и- и относительных прилагательных с суффиксами –ов-, -ев-, -ан-, -енн.

- Обучение правильному употреблению притяжательных прилагательных с суффиксом -и- (медвежий, волчий).

- Обучение употреблению сравнительной и превосходной степени прилагательных.

- Развитие умения строить грамматически правильные развернутые предложения.

3. Развитие умения строить связное высказывание описательного характера.

- Обучение умению выделять качественные характеристики предметов и явлений.

- Обучение детей умению слушать рассказ педагога, анализировать его структуру.

- Обучение детей рассказыванию по образцу педагога.

- Обучение детей умению строить связное, логичное и  последовательное высказывание, включающее в себя основные структурные части (начало, середина, конец), связующие элементы.

- Обучение детей умению описывать предметы и явления с опорой на наглядную модель высказывания (картинный план, силуэтные изображения, картинно-графическую схему) и вопросы педагога.

- Обучение детей умению составлять сравнительные описательные рассказы  о двух предметах с контрастными признаками, основанные на поэтапном сопоставлении их однозначных признаков (цвет, величина, форма, материал, детали).

- Обучение детей умению составлять сравнительные описательные рассказы  о двух предметах с менее выраженными отличительными признаками.

- Обучение детей умению составлять описательные рассказы об игрушках и натуральных предметах, а также описательные рассказы по предметным, сюжетным и пейзажным картинам.


 

III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата

Тема

Словарь

Грамматический строй

Связная речь

1

 

 

Входящая диагностика

2

 

3

 

Дидактическая игра «Какой? Какая? Какое? Какие?»

Подбор заданных  слов-признаков к предметам

 

Согласование прилагательных с существительными мужского. Женского и среднего рода

Составление предложений по предметным картинкам

4

 

Игрушки

Подбор слов-признаков к предметам

Существительные: мяч, кубик, зайчик, мишка, пирамидка, юла.

Глаголы: бросать, играть, катать, кружить, кормить, ухаживать, строить, собирать, убирать.

Прилагательные: круглый, квадратный, большой, маленький, милый, пушистый, быстрый, яркий, твердый, мягкий, резиновый, пластмассовый, деревянный, плюшевый.

Обучение употреблению существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Согласование местоимений мой, моя, моё, мои с существительными

Развитие умения выделять отличительные признаки предметов: составлять загадки с опорой на эти признаки.

5

 

Учебные принадлежности

Подбор слов-признаков к предметам

Существительные: линейка, ручка, карандаш, ластик, тетрадь, картон, ножницы, клей

Глаголы: чертить, писать, рисовать, измерять, стирать, листать, резать, вырезать, клеить

Прилагательные: прямой, кривой, длинный, короткий, толстый, тонкий, твердый, острый, липкий, жидкий

Совершенствования навыка изменения существительных по числам.

Согласование существительных с местоимениями он, она, оно, они.

Развитие навыка правильного построения предложений.

Развитие умения выделять отличительные признаки предметов. Составление предложений с однородными членами (прилагательными).

6

 

Овощи

Подбор слов-признаков к предметам

Существительные: капуста, морковь, свекла, картофель, репа, лук, чеснок, кабачок, баклажан, помидор, огурец, огород, урожай, овощи.

Глаголы: собирать, поливать, мыть, готовить, резать, заготавливать, консервировать.

Прилагательные: сочный, вкусный, полезный, горький, хрустящий, мягкий, крепкий, гладкий, прилагательные, обозначающие цвет, форму, величину.

Согласование прилагательных с существительными мужского и женского рода.

Различение и употребление существительных единственного и множественного числа (игра «Один-много»).

Развитие навыка правильного построения предложения.

Знакомство с наглядной схемой составления описательного рассказа (картинно-графическим планом). Пересказ описательного рассказа с опорой на предметно-графический план и вопросы педагога

7

 

Антонимы

Подбор антонимов к словам.

Сладкий-горький, мягкий-твердый, тонкий-толстый, большой-маленький, длинный-короткий, гладкий-шершавый

Согласование прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода.

Развитие умения составлять сложносочиненные предложения с союзом а (линейка длинная, а карандаш короткий)

Развитие умения выделять отличительные признаки предметов. Совершенствование умения составлять предложения с однородными членами

8

 

Синонимы

Подбор синонимов к словам.

Твердый-крепкий, лохматый-мохнатый-пушистый, вкусный-аппетитный, красивый-прекрасный-милый-прелестный.

Согласование прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода.

 

Развитие умения выделять отличительные признаки предметов. Совершенствование умения составлять предложения с однородными членами

9

 

Овощи. Помидор и лук

Подбор антонимов и синонимов к названиям овощей

Прилагательные: круглый, сочный, твердый, мягкий, горький, сладкий, желтый, красный, гладкий, шероховатый, большой, маленький, полезный, томатный, луковый.

Совершенствование умения составлять сложносочиненные предложения с союзом а.

Согласование прилагательных с существительными мужского рода

Пересказ сравнительного рассказа описательного характера с опорой на предметно-графический план и вопросы педагога

10

 

Овощи. Капуста и морковь

Подбор антонимов и синонимов к названиям овощей.

Прилагательные: круглый, треугольный, вытянутый, оранжевый, зеленый, большой, огромный, маленький, полезный, сладкий, морковный, капустный.

Совершенствование умения составлять сложносочиненные предложения с союзом а.

Согласование прилагательных с существительными женского рода

Составление сравнительного рассказа описательного характера с опорой на предметно-графический план и вопросы педагога

11

 

Фрукты

Подбор слов-признаков к предметам

Существительные: яблоко, апельсин, банан, груша, лимон, мандарин, фрукты, сад, дерево, урожай, компот, сок

Глаголы: собирать, срывать, резать, чистить, варить, угощать.

Прилагательные: спелый, сочный, сладкий, кислый, ароматный, прилагательные, обозначающие цвет, форму, величину.

Согласование существительных с местоимениями он, она, оно, они.

Совершенствование умения образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Развитие умения употреблять предложно-падежные конструкции с предлогами на, под, за, в (на дереве, под кустом, в тарелке)

Составление плана пересказа.

Пересказ рассказа описательного характера с опорой на картинно-графический план.

12

 

Фрукты. Груша и лимон

Подбор антонимов и синонимов

Прилагательные: желтый, сладкий, кислый, сочный, спелый, ароматный, овальный, треугольный

Совершенствование умения составлять сложносочиненные предложения с союзом а.

Согласование прилагательных с существительными мужского и женского рода

Составление сравнительного рассказа описательного характера с опорой на картинно-графический план

13

 

Деревья, кусты

Существительные: дерево, куст, елка, береза, дуб, рябина, ствол, ветка, листва, хвоя.

Глаголы: растет, висит, цветет, опадает, зеленеет, колышется

Прилагательные: хвойное, лиственное, высокий, низкий, толстый, тонкий, березовый, рябиновый, дубовый, прилагательные, обозначающие цвет.

Образование родственных слов (лист, листва, лиственный)

Образование сложноподчиненных предложений с придаточными причины (из-за того, что;  потому что).

Совершенствование умения употреблять существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Составление описательного рассказа с опорой на картинно-графический план и вопросы педагога

14

 

Осень

Подбор слов-признаков к явлению

Существительные: дождь, туча, грязь, слякоть, ветер, листопад, осадки,  осень, сентябрь, октябрь, ноябрь

Глаголы: льет, моросит, капает, дует, опадают, летят, кружатся.

Прилагательные: осенний, дождливый, хмурый, теплый, грибной, холодный, разноцветные, золотая, ранняя, поздняя.

Совершенствование умения согласовывать прилагательные с существительными мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе.

Развитие навыка правильного построения предложений с однородными членами.

Развитие умения составлять последовательное, логичное связное высказывание описательного характера  с использованием связующих элементов

Творческий пересказ текста описательного характера по заданному началу рассказа с опорой на картинно-графический план и вопросы педагога

15

 

Одежда

Существительные: свитер, брюки, куртка, шуба, пальто, платье, юбка, сарафан, шорты, футболка, рубашка, майка, блузка, пиджак, трико, колготки, рукав, воротник, манжет, подол, карман, одежда.

Глаголы: приставочные формы глагола одевать, носить, ухаживать, чистить, гладить, зашивать, стирать.

Прилагательные: демисезонная, детская, взрослая, теплая, легкая, нарядная, праздничная, уличная, школьная, длинная, короткая, цветная, кожаная, тканевая, меховая, драповое.

Образование существительных множественного числа в Родительном падеже.

Согласование прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода.

Образование сравнительной степени прилагательный (длиннее, наряднее, теплее).

 

Составление описательного рассказа с опорой на картинно-графический план

16

 

Обувь

Существительные: кроссовки, кеды, ботинки, тапочки, шлепки, туфли, босоножки, сапоги, валенки, обувь, шнурки, язычок, подошва, застежка.

Глаголы: завязывать, шнуровать, застегивать, надевать, снимать, чистить, носить, протирать, ремонтировать.

Прилагательные: демисезонная, зимняя, летняя, женская, мужская, детская, красивая, блестящая, гладкая, резиновые, кожаные, тканевые, удобная, спортивная.

Согласование прилагательных с существительными мужского и женского рода.

Изменение существительных по падежам.

 

Составление описательного рассказа с опорой на картинно-графический план

17

 

Зима. Зимние забавы.

Подбор слов-признаков к явлению

Существительные: снег, снегопад, снеговик, снегокат, вьюга, метель, мороз, забавы, санки, лыжи, коньки, крепость, ком, клюшка, шайба, каток, лед, иней, спячка

Глаголы: хрустеть, катать, бросать, метет, завывает, кружится, забивать, строить

Прилагательные: лютый, суровый, морозный, холодный, снежный, ледяной, веселый, забавный, санный, деревянный, зимний, крепкий, хрупкий, тонкий.

Словообразование сложных слов  (снегокат, снегоход, ледокол).

Употребление имен существительных в форме Дательного падежа («Кому что нужно?»)

 

Развитие умения составлять последовательное, логичное связное высказывание описательного характера  с использованием связующих элементов

Составление описательного рассказа с опорой на картинно-графический план и вопросы педагога

18

 

Зима в картинах русских художников

Прилагательные: заснеженный, пушистый, холодный, замерзший, белоснежный.

Согласование прилагательных с существительными.

Развитие умения строить грамматически правильные предложения.

Составление описательного рассказа по пейзажной картине И.И. Шишкина «Зима».

Развитие связности, цельности, последовательности высказывания.

19

 

Домашние животные

Существительные: названия домашних животных и их детенышей, названия частей тела, стадо, ферма, пастух, конюшня, сено, луг, корм, овес, творог, молоко, кефир, кумыс, сметана, ряженка, сыр

Глаголы: пасутся, скачет, сторожит, бодает, кусается, царапает, лягает, перевозит, глаголы, обозначающие голоса животных.

Прилагательные: лохматый, пушистый, косматый, пятнистый, гнедой, вороной, рогатый, сильный, ловкий, быстрый, зубастый, осторожный, острые

Образование названий детенышей животных.

Образование существительных в Родительном падеже мн. числа с уменьшительно-ласкательными суффиксами (много козлят)

Образование притяжательных прилагательных мужского и женского рода  (игра «Чей хвост?»)

Составление описательного рассказа с опорой на картинно-графический план

20

 

Домашние птицы

Существительные: названия домашних птиц и их детенышей, курятник, пруд, ряска, птицеферма, яйцо, перо, клюв, гребень, шпоры, перепонки.

Глаголы: щиплют, клюют, поет, глаголы, обозначающие голоса птиц.

Прилагательные: петушиный, куриный, утиный, цветной, задиристый

Образование Родительного падежа существительных со значением отсутствия («Нет чего?», «Что спрятано», «Чего не хватает?».

Согласование существительного с числительным.

Развитие навыка построения простых распространенных предложений.

Составление описательного рассказа с опорой на картинно-графический план и силуэтные изображения.

21

 

Лесные звери

Существительные: волк, лиса, медведь, заяц, еж, белка, лось, животные, хвост, мех, шерсть, клыки, рога, лапы, иголки, когти, берлога, логово, нора, дупло, спячка.

Глаголы: прыгать, бегать, запасаться, прятаться, колоться, бродить, зимовать, добывать, подстерегать, охотиться, подкрадываться, выть, рычать, пищать, реветь.

Прилагательные: косматый, пушистый, голодный, колючий, трусливый, неуклюжий, косолапый, косой, ловкий, хищный, осторожный, хитрый, запасливый, прилагательные, обозначающие цвет и величину.

Образование существительных с помощью увеличительных суффиксов (еж-ежище, волк-волчище).

Согласование прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода.

Совершенствование умения составлять сложносочиненные предложения с союзом а.

Составление сравнительного описательного рассказа с опорой на картинно-графический план (медведь и заяц, белка и лиса)

22

 

Животные жарких стран и животные Севера

Существительные: жираф, лев, тигр, обезьяна, бегемот, носорог, зебра, слон, белый медведь, морж, тюлень, олень, мох, грива, полоски, шерсть, хобот, ноздри, клыки, пасть, водопой, Африка, Антарктида, Северный полюс.

Глаголы: добывать, ловить, кривляться, рычать, топать, жевать, срывать, плавать, защищаться, охотиться, питаться.

Прилагательные: жаркий, холодный, грозный, хищный, травоядный, ленивый, неторопливый, быстрый, грациозный, полосатый, пятнистый, крупный, громадный.

Развитие умения строить грамматически правильные развернутые предложения.

Совершенствование умения составлять сложносочиненные предложения с союзом а.

Согласование прилагательных с существительными мужского и женского рода.

Составление сравнительного описательного рассказа с опорой на картинно-графический план

23

 

Посуда

Существительные: кастрюля, сковорода, тарелка, блюдце, чайник, кружка, стакан, поварешка, ложка, вилка, нож, сахарница, хлебница, салатница, посуда, орнамент, узор, крышка, носик, донышко, ручка.

Глаголы: готовить, варить, жарить, мыть, накрывать, наливать, насыпать, накладывать, разбить.

Прилагательные: кухонная, столовая, чайная, металлическая, деревянная, эмалированная, стеклянная, глубокая, мелкая, острый.

Употребление существительных в форме творительного падежа (резать ножом, наливать поварешкой).

Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (чашка – чашечка).

Образование множественного числа существительных формы винительного и родительного падежа (стакан – стаканы – стаканов).

Образование существительных с помощью суффикса -ниц- со значением вместилища (хлебница, сахарница, салатница).

Составление описательного рассказа с опорой на картинно-графический план

24

 

Мебель

Существительные: шкаф, тумба, стол, кровать, диван, кресло, софа, табурет, этажерка, гарнитур, столяр, спинка, подлокотники, столешница, ножки, полки, мебель.

Глаголы: расставить, отдыхать, раскладывать, хранить, чинить, протирать, изготавливать.

Прилагательные: удобный, мягкий, пружинный, вместительный, высокий, деревянный, металлический, пластмассовый, кожаный, тканевый, классический, современный, кухонный, журнальный, кофейный, обеденный, узкий, широкий, детский, дубовый.

Согласование числительных с существительными.

Обучение правильному употреблению предлогов в, под, на, у, к, за, из, между.

Образование относительных прилагательных

Образование существительных Родительного падежа

(Какой части нет у мебели?)

 

Составление описательного рассказа с опорой на картинно-графический план

25

 

Весна. Признаки весны

Подбор слов-признаков к явлению

Существительные: весна, март, апрель, май, ручей, подснежник, капель, почки, проталины, лужи, ледоход, оттепель, грач, скворец, тепло.

Глаголы: пришла, наступила, сошел, тает, капает, звенит, журчит, пробивается, цветет, поет, трещит, пробуждается, проклевывается, набухают, просыхает.

Прилагательные: ранняя, поздняя, долгожданная, теплая, ласковая, шумная, радостная, клейкий, белоснежный, весенний, душистый, ароматный, грязный.

Согласование прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода.

Употребление глаголов совершенного и несовершенного вида (Что делал? Что делаю?, Что сделал? Что сделаю?).

Составление предложений с предлогами  на, с, в, от, возле, под, из-под.

 

Составление описательного рассказа с опорой на картинно-графический план

26

 

Весна. Весенние дела

Существительные: скворечник, рассада, подкорм, саженцы, кораблик.

Глаголы: копать, садить, срывать, обрезать, запускать, сколотить, кормить.

Прилагательные: трудолюбивый, деревянный, сытый, быстрый, мокрый, свежий.

Составление сложноподчиненных предложений с союзом потому что (Снег тает, потому что. Звенит капель, потому что)

Составление описательного рассказа по сюжетной картине «Весна пришла» с опорой на картинно-графический план

27

 

Осень и весна

Подбор схожих и различных признаков к явлениям

Прилагательные: весенний, осенний, яркое, тусклое, слабое, мокрая, теплая, демисезонная, запасаются, просыпаются, улетают, прилетают

Совершенствование умения составлять сложносочиненные предложения с союзом а.

Согласование прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода.

Развитие умения правильно употреблять предложно-падежные конструкции

Составление сравнительного рассказа описательного характера с опорой на картинно-графический план и вопросы педагога

28

 

Транспорт

Существительные: автобус, трамвай, троллейбус, электричка, поезд, самолет, вертолет, автомобиль, такси, мотоцикл, мопед, грузовик, корабль, катер, яхта, кабина, кузов, салон, руль, фары, вагон, пропеллер, трап, якорь, парус, топливо, бензин, рельсы, шоссе, трасса, аэропорт, пристань, гараж.

Глаголы: ездит, мчится, бежит, взлетает, летит, плывет, приземляется, отчаливает, отплывает.

Прилагательные: городской, пассажирский, наземный, воздушный, водный, грузовой, милицейская, пожарная, быстрый.

Образование существительных префиксальным способом.

Образование относительных прилагательных.

Составление описательного рассказа с опорой на картинно-графический план

29

 

Бытовые приборы

Существительные: электричество, электроприборы, холодильник, пылесос, блендер, мультиварка, утюг, электрочайник, электропечь, стиральная машина, фен, розетка, шнур, вилка.

Глаголы: включать, выключать, работать, гудеть, убирать, готовить, помогать, гладить, замораживать, размораживать, пылесосить, стирать, сушить.

Прилагательные: электрический, двухкамерный, полезный, удобный, моющий, опасный, многофункциональный.

Согласование прилагательных с существительными мужского и женского рода

Употребление предложно-падежных конструкций

Составление описательного рассказа с опорой на картинно-графический план

30

 

Насекомые

Существительные: оса, пчела, шмель, муха, комар, шершень, бабочка, кузнечик, муравей, жук, гусеница, личинка, кокон, улей, муравейник, крыло, жало, усики, рой, яйца, насекомые.

Глаголы: летать, ползать, жалить, строить, собирать, жужжать, звенеть, кусать.

Прилагательные: трудолюбивый, легкая, яркая, полосатая, маленький, вредный,  красивый, полезный, мохнатый.

Употребление существительных  в Родительном падеже («Узнай, чье крылышко»).

Образование притяжательных прилагательных.

 

Составление описательного рассказа с опорой на картинно-графический план

31

 

Лето

Существительные: лето, солнце, жара, прохлада, тень, листва, цветы, растения, зелень, поляна, луг, шезлонг, сачок, игры.

Глаголы: купаться, загорать, отдыхать, нюхать, цвести, прятаться, наслаждаться.

Прилагательные: летний, солнечный, жаркий, знойный, прохладный, ясное, голубое, загорелый.

Употребление существительных в Творительном падеже («Скажи, чем?»).

Изменение глаголов по лицам и числам.

Образование наречий от прилагательных.

 

Составление описательного рассказа по сюжетной картине «Лето» с опорой на картинно-графический план

32

 

Лето в картинах русских художников

Существительные: цветы, кусты, рябина, трава, луг, поляна, облака, река, поток, тень.

Глаголы: бежит, светит, благоухает, цветет, питает, пьет, колышется.

Прилагательные: ароматный, нежный, сочная, зеленая, тонкая, быстрая, влажная, свежая, голубая, прозрачная,  глубокая, пушистые, воздушные, легкие, ватные, лиственные, мелкие.

Составление распространенных сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Согласование прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода.

Составление описательного рассказа по пейзажной картине А.А. Рылова «Полевая рябинка»  с использованием приема контрастной рамки

33

 

 

Итоговая диагностика

34

 

 

IV. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1. Игрушки, предметы, муляжи;

2. Дидактические настольные игры;

3. Наглядные модели высказывания (картинный план, схемы-алгоритмы, силуэтные изображения);

4. Предметные, сюжетные, пейзажные картины.


 

Программа коррекционного курса «Развитие связной описательной речи»

Программа коррекционного курса «Развитие связной описательной речи»

Проводятся учителем-логопедом в рамках внеурочной деятельности

Проводятся учителем-логопедом в рамках внеурочной деятельности

Система оценки достижения планируемых результатов

Система оценки достижения планируемых результатов

Развитие грамматического строя речи; 3

Развитие грамматического строя речи; 3

Обучение употреблению сравнительной и превосходной степени прилагательных

Обучение употреблению сравнительной и превосходной степени прилагательных

III . ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ №

III . ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ №

Прилагательные: круглый, квадратный, большой, маленький, милый, пушистый, быстрый, яркий, твердый, мягкий, резиновый, пластмассовый, деревянный, плюшевый

Прилагательные: круглый, квадратный, большой, маленький, милый, пушистый, быстрый, яркий, твердый, мягкий, резиновый, пластмассовый, деревянный, плюшевый

Совершенствования навыка изменения существительных по числам

Совершенствования навыка изменения существительных по числам

АнтонимыПодбор антонимов к словам

АнтонимыПодбор антонимов к словам

Прилагательные: круглый, сочный, твердый, мягкий, горький, сладкий, желтый, красный, гладкий, шероховатый, большой, маленький, полезный, томатный, луковый

Прилагательные: круглый, сочный, твердый, мягкий, горький, сладкий, желтый, красный, гладкий, шероховатый, большой, маленький, полезный, томатный, луковый

Существительные: яблоко, апельсин, банан, груша, лимон, мандарин, фрукты, сад, дерево, урожай, компот, сок

Существительные: яблоко, апельсин, банан, груша, лимон, мандарин, фрукты, сад, дерево, урожай, компот, сок

Совершенствование умения составлять сложносочиненные предложения с союзом а

Совершенствование умения составлять сложносочиненные предложения с союзом а

Составление описательного рассказа с опорой на картинно-графический план и вопросы педагога 14ОсеньПодбор слов-признаков к явлению

Составление описательного рассказа с опорой на картинно-графический план и вопросы педагога 14ОсеньПодбор слов-признаков к явлению

Глаголы: приставочные формы глагола одевать, носить, ухаживать, чистить, гладить, зашивать, стирать

Глаголы: приставочные формы глагола одевать, носить, ухаживать, чистить, гладить, зашивать, стирать

Глаголы: завязывать, шнуровать, застегивать, надевать, снимать, чистить, носить, протирать, ремонтировать

Глаголы: завязывать, шнуровать, застегивать, надевать, снимать, чистить, носить, протирать, ремонтировать

Глаголы: хрустеть, катать, бросать, метет, завывает, кружится, забивать, строить

Глаголы: хрустеть, катать, бросать, метет, завывает, кружится, забивать, строить

Домашние животные Существительные: названия домашних животных и их детенышей, названия частей тела, стадо, ферма, пастух, конюшня, сено, луг, корм, овес, творог, молоко, кефир, кумыс, сметана,…

Домашние животные Существительные: названия домашних животных и их детенышей, названия частей тела, стадо, ферма, пастух, конюшня, сено, луг, корм, овес, творог, молоко, кефир, кумыс, сметана,…

Домашние птицы Существительные: названия домашних птиц и их детенышей, курятник, пруд, ряска, птицеферма, яйцо, перо, клюв, гребень, шпоры, перепонки

Домашние птицы Существительные: названия домашних птиц и их детенышей, курятник, пруд, ряска, птицеферма, яйцо, перо, клюв, гребень, шпоры, перепонки

Глаголы: прыгать, бегать, запасаться, прятаться, колоться, бродить, зимовать, добывать, подстерегать, охотиться, подкрадываться, выть, рычать, пищать, реветь

Глаголы: прыгать, бегать, запасаться, прятаться, колоться, бродить, зимовать, добывать, подстерегать, охотиться, подкрадываться, выть, рычать, пищать, реветь

Африка, Антарктида, Северный полюс

Африка, Антарктида, Северный полюс

Глаголы: готовить, варить, жарить, мыть, накрывать, наливать, насыпать, накладывать, разбить

Глаголы: готовить, варить, жарить, мыть, накрывать, наливать, насыпать, накладывать, разбить

Составление описательного рассказа с опорой на картинно-графический план 24Мебель

Составление описательного рассказа с опорой на картинно-графический план 24Мебель

Согласование числительных с существительными

Согласование числительных с существительными

Согласование прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода

Согласование прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода

Совершенствование умения составлять сложносочиненные предложения с союзом а

Совершенствование умения составлять сложносочиненные предложения с союзом а

Глаголы: ездит, мчится, бежит, взлетает, летит, плывет, приземляется, отчаливает, отплывает

Глаголы: ездит, мчится, бежит, взлетает, летит, плывет, приземляется, отчаливает, отплывает

Прилагательные: электрический, двухкамерный, полезный, удобный, моющий, опасный, многофункциональный

Прилагательные: электрический, двухкамерный, полезный, удобный, моющий, опасный, многофункциональный

Прилагательные: трудолюбивый, легкая, яркая, полосатая, маленький, вредный, красивый, полезный, мохнатый

Прилагательные: трудолюбивый, легкая, яркая, полосатая, маленький, вредный, красивый, полезный, мохнатый

Лето в картинах русских художников

Лето в картинах русских художников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.11.2022