Программа коррекционного курса «Развитие связной описательной речи»
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель курса: развитие связной описательной речи у обучающихся 2 классов, имеющих ЗПР и умственную отсталость легкой степени, способствующее социальной адаптации, познавательному и личностному развитию детей.
Нормативно-правовое обеспечение коррекционного курса
Программа коррекционного курса «Развитие связной описательной речи» составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- Федерального
государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями);
- Основной адаптированной общеобразовательной программы .
Характеристика коррекционного курса
Данный коррекционный курс направлен на:
- обогащение и активизацию словаря обучающихся;
- развитие и совершенствование грамматического строя речи;
- развитие умения строить развернутые предложения;
- развитие умения строить связное высказывание;
- развитие коммуникативной функции речи.
Описание места коррекционного курса
Коррекционный курс «Развитие связной описательной речи» является элементом коррекционно-развивающей области и реализуется в рамках внеурочной деятельности в форме специально организованных занятий, с учетом актуального состояния здоровья воспитанников и социального заказа родителей. Проводятся учителем-логопедом в рамках внеурочной деятельности.
Содержание программы составлено с учетом результатов логопедического обследования обучающихся. Организационный период, предшествующий началу систематических логопедических занятий, рассчитан на первые 2 недели учебного года.
Форма организации занятий – подгрупповые занятия.
Частота занятий составляет 1 раз в неделю. Продолжительность проведения – 30-40 минут.
Логопедические занятия с детьми проводятся после учебных занятий (уроков) в соответствии с режимом дня и с учетом школьной нагрузки обучающихся. Логопед ведет работу в тесном контакте с учителями, воспитателями, дефектологами, психологами и медицинскими работниками, а также вовлекает родителей в речевую работу с детьми.
Прохождение данного курса тесно связано с содержанием коррекционного курса «Логопедические занятия», а также пронизывает содержание всех образовательных областей. В рамках коррекционного курса «Логопедические занятия» осуществляется формирование и развитие различных видов устной речи, обогащение и развитие словаря, уточнение значения слова, развитие лексической системности, формирование семантических полей, развитие и совершенствование грамматического строя речи. Данные речевые умения закрепляются и совершенствуются на занятиях коррекционного курса «Развитие связной описательной речи».
Планируемые результаты освоения коррекционного курса
К целевым ориентирам программы данного коррекционного курса относятся следующие характеристики возможных достижений ребенка:
- проявляет заинтересованность по отношению к окружающим предметам и явлениям;
- усваивает значения новых слов по результатам наблюдения за предметами и явлениями окружающей действительности;
- умеет выделять качественные характеристики предметов и явлений самостоятельно или по вопросам педагога;
- умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением;
- правильно употребляет грамматические формы слов;
- умеет строить простые распространенные предложения, предложения с однородными членами, простые виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;
- умеет пользоваться схемами-алгоритмами для составления описательных рассказов;
- самостоятельно (с опорой на наглядную модель высказывания) составляет последовательный, логичный описательный рассказ, в котором присутствуют основные структурные части;
- использует при составлении описательного рассказа предметную, предикативную, адъективную лексику.
Система оценки достижения планируемых результатов
Во время прохождения программы коррекционного курса предусмотрены:
- входящая диагностика;
- текущий мониторинг;
- итоговая диагностика.
Входящая и итоговая диагностика осуществляются на индивидуальных логопедических занятиях по протоколу логопедического обследования.
Текущий мониторинг осуществляется путем наблюдения за успехами детей в овладении навыками составления описательного рассказа, за качеством лексико-грамматического оформления связных высказываний.
II. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Программа имеет три раздела, которые тесно связаны между собой и реализуются параллельно:
1. Расширение и активизация словаря;
2. Развитие грамматического строя речи;
3. Развитие умения строить связное высказывание описательного характера.
1. Расширение и активизация словаря.
- Расширение объема и уточнение предметного, предикативного и адъективного словаря импрессивной речи. Усвоение значения новых слов на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающей действительности.
- Активизация пассивного словаря.
- Обучение детей умению подбирать слова с противоположным (яркий-тусклый, мокрый-сухой, солнечный-пасмурный) и сходным (лохматый-мохнатый-пушистый, вкусный-аппетитный, красивое-прекрасное) смыслом.
- Обучение детей использованию качественных прилагательных (молодой, синий, большой, ароматный).
- Обучение детей использованию относительных прилагательных (деревянный, стеклянный, железный, тканевый, апельсиновый, овощной).
2. Развитие грамматического строя речи.
- Развитие понимания предложно-падежных конструкций.
- Совершенствование навыков употребления форм единственного и множественного числа.
- Обучение детей употреблению в экспрессивной речи качественных прилагательных, образованных с помощью суффиксов -еньк-, -ив-, -чив-, -лив-, -оват- (серенький, улыбчивый, дождливый, красноватый).
- Совершенствование навыка образования слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
- Развитие навыка употребления притяжательных прилагательных, образованных с помощью суффиксов -ин-, -и- и относительных прилагательных с суффиксами –ов-, -ев-, -ан-, -енн.
- Обучение правильному употреблению притяжательных прилагательных с суффиксом -и- (медвежий, волчий).
- Обучение употреблению сравнительной и превосходной степени прилагательных.
- Развитие умения строить грамматически правильные развернутые предложения.
3. Развитие умения строить связное высказывание описательного характера.
- Обучение умению выделять качественные характеристики предметов и явлений.
- Обучение детей умению слушать рассказ педагога, анализировать его структуру.
- Обучение детей рассказыванию по образцу педагога.
- Обучение детей умению строить связное, логичное и последовательное высказывание, включающее в себя основные структурные части (начало, середина, конец), связующие элементы.
- Обучение детей умению описывать предметы и явления с опорой на наглядную модель высказывания (картинный план, силуэтные изображения, картинно-графическую схему) и вопросы педагога.
- Обучение детей умению составлять сравнительные описательные рассказы о двух предметах с контрастными признаками, основанные на поэтапном сопоставлении их однозначных признаков (цвет, величина, форма, материал, детали).
- Обучение детей умению составлять сравнительные описательные рассказы о двух предметах с менее выраженными отличительными признаками.
- Обучение детей умению составлять описательные рассказы об игрушках и натуральных предметах, а также описательные рассказы по предметным, сюжетным и пейзажным картинам.
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Дата |
Тема |
Словарь |
Грамматический строй |
Связная речь |
1 |
|
Входящая диагностика |
|||
2 |
|
||||
3 |
|
Дидактическая игра «Какой? Какая? Какое? Какие?» |
Подбор заданных слов-признаков к предметам
|
Согласование прилагательных с существительными мужского. Женского и среднего рода |
Составление предложений по предметным картинкам |
4 |
|
Игрушки |
Подбор слов-признаков к предметам Существительные: мяч, кубик, зайчик, мишка, пирамидка, юла. Глаголы: бросать, играть, катать, кружить, кормить, ухаживать, строить, собирать, убирать. Прилагательные: круглый, квадратный, большой, маленький, милый, пушистый, быстрый, яркий, твердый, мягкий, резиновый, пластмассовый, деревянный, плюшевый. |
Обучение употреблению существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Согласование местоимений мой, моя, моё, мои с существительными |
Развитие умения выделять отличительные признаки предметов: составлять загадки с опорой на эти признаки. |
5 |
|
Учебные принадлежности |
Подбор слов-признаков к предметам Существительные: линейка, ручка, карандаш, ластик, тетрадь, картон, ножницы, клей Глаголы: чертить, писать, рисовать, измерять, стирать, листать, резать, вырезать, клеить Прилагательные: прямой, кривой, длинный, короткий, толстый, тонкий, твердый, острый, липкий, жидкий |
Совершенствования навыка изменения существительных по числам. Согласование существительных с местоимениями он, она, оно, они. Развитие навыка правильного построения предложений. |
Развитие умения выделять отличительные признаки предметов. Составление предложений с однородными членами (прилагательными). |
6 |
|
Овощи |
Подбор слов-признаков к предметам Существительные: капуста, морковь, свекла, картофель, репа, лук, чеснок, кабачок, баклажан, помидор, огурец, огород, урожай, овощи. Глаголы: собирать, поливать, мыть, готовить, резать, заготавливать, консервировать. Прилагательные: сочный, вкусный, полезный, горький, хрустящий, мягкий, крепкий, гладкий, прилагательные, обозначающие цвет, форму, величину. |
Согласование прилагательных с существительными мужского и женского рода. Различение и употребление существительных единственного и множественного числа (игра «Один-много»). Развитие навыка правильного построения предложения. |
Знакомство с наглядной схемой составления описательного рассказа (картинно-графическим планом). Пересказ описательного рассказа с опорой на предметно-графический план и вопросы педагога |
7 |
|
Антонимы |
Подбор антонимов к словам. Сладкий-горький, мягкий-твердый, тонкий-толстый, большой-маленький, длинный-короткий, гладкий-шершавый |
Согласование прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода. Развитие умения составлять сложносочиненные предложения с союзом а (линейка длинная, а карандаш короткий) |
Развитие умения выделять отличительные признаки предметов. Совершенствование умения составлять предложения с однородными членами |
8 |
|
Синонимы |
Подбор синонимов к словам. Твердый-крепкий, лохматый-мохнатый-пушистый, вкусный-аппетитный, красивый-прекрасный-милый-прелестный. |
Согласование прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода.
|
Развитие умения выделять отличительные признаки предметов. Совершенствование умения составлять предложения с однородными членами |
9 |
|
Овощи. Помидор и лук |
Подбор антонимов и синонимов к названиям овощей Прилагательные: круглый, сочный, твердый, мягкий, горький, сладкий, желтый, красный, гладкий, шероховатый, большой, маленький, полезный, томатный, луковый. |
Совершенствование умения составлять сложносочиненные предложения с союзом а. Согласование прилагательных с существительными мужского рода |
Пересказ сравнительного рассказа описательного характера с опорой на предметно-графический план и вопросы педагога |
10 |
|
Овощи. Капуста и морковь |
Подбор антонимов и синонимов к названиям овощей. Прилагательные: круглый, треугольный, вытянутый, оранжевый, зеленый, большой, огромный, маленький, полезный, сладкий, морковный, капустный. |
Совершенствование умения составлять сложносочиненные предложения с союзом а. Согласование прилагательных с существительными женского рода |
Составление сравнительного рассказа описательного характера с опорой на предметно-графический план и вопросы педагога |
11 |
|
Фрукты |
Подбор слов-признаков к предметам Существительные: яблоко, апельсин, банан, груша, лимон, мандарин, фрукты, сад, дерево, урожай, компот, сок Глаголы: собирать, срывать, резать, чистить, варить, угощать. Прилагательные: спелый, сочный, сладкий, кислый, ароматный, прилагательные, обозначающие цвет, форму, величину. |
Согласование существительных с местоимениями он, она, оно, они. Совершенствование умения образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Развитие умения употреблять предложно-падежные конструкции с предлогами на, под, за, в (на дереве, под кустом, в тарелке) |
Составление плана пересказа. Пересказ рассказа описательного характера с опорой на картинно-графический план. |
12 |
|
Фрукты. Груша и лимон |
Подбор антонимов и синонимов Прилагательные: желтый, сладкий, кислый, сочный, спелый, ароматный, овальный, треугольный |
Совершенствование умения составлять сложносочиненные предложения с союзом а. Согласование прилагательных с существительными мужского и женского рода |
Составление сравнительного рассказа описательного характера с опорой на картинно-графический план |
13 |
|
Деревья, кусты |
Существительные: дерево, куст, елка, береза, дуб, рябина, ствол, ветка, листва, хвоя. Глаголы: растет, висит, цветет, опадает, зеленеет, колышется Прилагательные: хвойное, лиственное, высокий, низкий, толстый, тонкий, березовый, рябиновый, дубовый, прилагательные, обозначающие цвет. |
Образование родственных слов (лист, листва, лиственный) Образование сложноподчиненных предложений с придаточными причины (из-за того, что; потому что). Совершенствование умения употреблять существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. |
Составление описательного рассказа с опорой на картинно-графический план и вопросы педагога |
14 |
|
Осень |
Подбор слов-признаков к явлению Существительные: дождь, туча, грязь, слякоть, ветер, листопад, осадки, осень, сентябрь, октябрь, ноябрь Глаголы: льет, моросит, капает, дует, опадают, летят, кружатся. Прилагательные: осенний, дождливый, хмурый, теплый, грибной, холодный, разноцветные, золотая, ранняя, поздняя. |
Совершенствование умения согласовывать прилагательные с существительными мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе. Развитие навыка правильного построения предложений с однородными членами. |
Развитие умения составлять последовательное, логичное связное высказывание описательного характера с использованием связующих элементов Творческий пересказ текста описательного характера по заданному началу рассказа с опорой на картинно-графический план и вопросы педагога |
15 |
|
Одежда |
Существительные: свитер, брюки, куртка, шуба, пальто, платье, юбка, сарафан, шорты, футболка, рубашка, майка, блузка, пиджак, трико, колготки, рукав, воротник, манжет, подол, карман, одежда. Глаголы: приставочные формы глагола одевать, носить, ухаживать, чистить, гладить, зашивать, стирать. Прилагательные: демисезонная, детская, взрослая, теплая, легкая, нарядная, праздничная, уличная, школьная, длинная, короткая, цветная, кожаная, тканевая, меховая, драповое. |
Образование существительных множественного числа в Родительном падеже. Согласование прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода. Образование сравнительной степени прилагательный (длиннее, наряднее, теплее).
|
Составление описательного рассказа с опорой на картинно-графический план |
16 |
|
Обувь |
Существительные: кроссовки, кеды, ботинки, тапочки, шлепки, туфли, босоножки, сапоги, валенки, обувь, шнурки, язычок, подошва, застежка. Глаголы: завязывать, шнуровать, застегивать, надевать, снимать, чистить, носить, протирать, ремонтировать. Прилагательные: демисезонная, зимняя, летняя, женская, мужская, детская, красивая, блестящая, гладкая, резиновые, кожаные, тканевые, удобная, спортивная. |
Согласование прилагательных с существительными мужского и женского рода. Изменение существительных по падежам.
|
Составление описательного рассказа с опорой на картинно-графический план |
17 |
|
Зима. Зимние забавы. |
Подбор слов-признаков к явлению Существительные: снег, снегопад, снеговик, снегокат, вьюга, метель, мороз, забавы, санки, лыжи, коньки, крепость, ком, клюшка, шайба, каток, лед, иней, спячка Глаголы: хрустеть, катать, бросать, метет, завывает, кружится, забивать, строить Прилагательные: лютый, суровый, морозный, холодный, снежный, ледяной, веселый, забавный, санный, деревянный, зимний, крепкий, хрупкий, тонкий. |
Словообразование сложных слов (снегокат, снегоход, ледокол). Употребление имен существительных в форме Дательного падежа («Кому что нужно?»)
|
Развитие умения составлять последовательное, логичное связное высказывание описательного характера с использованием связующих элементов Составление описательного рассказа с опорой на картинно-графический план и вопросы педагога |
18 |
|
Зима в картинах русских художников |
Прилагательные: заснеженный, пушистый, холодный, замерзший, белоснежный. |
Согласование прилагательных с существительными. Развитие умения строить грамматически правильные предложения. |
Составление описательного рассказа по пейзажной картине И.И. Шишкина «Зима». Развитие связности, цельности, последовательности высказывания. |
19 |
|
Домашние животные |
Существительные: названия домашних животных и их детенышей, названия частей тела, стадо, ферма, пастух, конюшня, сено, луг, корм, овес, творог, молоко, кефир, кумыс, сметана, ряженка, сыр Глаголы: пасутся, скачет, сторожит, бодает, кусается, царапает, лягает, перевозит, глаголы, обозначающие голоса животных. Прилагательные: лохматый, пушистый, косматый, пятнистый, гнедой, вороной, рогатый, сильный, ловкий, быстрый, зубастый, осторожный, острые |
Образование названий детенышей животных. Образование существительных в Родительном падеже мн. числа с уменьшительно-ласкательными суффиксами (много козлят) Образование притяжательных прилагательных мужского и женского рода (игра «Чей хвост?») |
Составление описательного рассказа с опорой на картинно-графический план |
20 |
|
Домашние птицы |
Существительные: названия домашних птиц и их детенышей, курятник, пруд, ряска, птицеферма, яйцо, перо, клюв, гребень, шпоры, перепонки. Глаголы: щиплют, клюют, поет, глаголы, обозначающие голоса птиц. Прилагательные: петушиный, куриный, утиный, цветной, задиристый |
Образование Родительного падежа существительных со значением отсутствия («Нет чего?», «Что спрятано», «Чего не хватает?». Согласование существительного с числительным. Развитие навыка построения простых распространенных предложений. |
Составление описательного рассказа с опорой на картинно-графический план и силуэтные изображения. |
21 |
|
Лесные звери |
Существительные: волк, лиса, медведь, заяц, еж, белка, лось, животные, хвост, мех, шерсть, клыки, рога, лапы, иголки, когти, берлога, логово, нора, дупло, спячка. Глаголы: прыгать, бегать, запасаться, прятаться, колоться, бродить, зимовать, добывать, подстерегать, охотиться, подкрадываться, выть, рычать, пищать, реветь. Прилагательные: косматый, пушистый, голодный, колючий, трусливый, неуклюжий, косолапый, косой, ловкий, хищный, осторожный, хитрый, запасливый, прилагательные, обозначающие цвет и величину. |
Образование существительных с помощью увеличительных суффиксов (еж-ежище, волк-волчище). Согласование прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода. Совершенствование умения составлять сложносочиненные предложения с союзом а. |
Составление сравнительного описательного рассказа с опорой на картинно-графический план (медведь и заяц, белка и лиса) |
22 |
|
Животные жарких стран и животные Севера |
Существительные: жираф, лев, тигр, обезьяна, бегемот, носорог, зебра, слон, белый медведь, морж, тюлень, олень, мох, грива, полоски, шерсть, хобот, ноздри, клыки, пасть, водопой, Африка, Антарктида, Северный полюс. Глаголы: добывать, ловить, кривляться, рычать, топать, жевать, срывать, плавать, защищаться, охотиться, питаться. Прилагательные: жаркий, холодный, грозный, хищный, травоядный, ленивый, неторопливый, быстрый, грациозный, полосатый, пятнистый, крупный, громадный. |
Развитие умения строить грамматически правильные развернутые предложения. Совершенствование умения составлять сложносочиненные предложения с союзом а. Согласование прилагательных с существительными мужского и женского рода. |
Составление сравнительного описательного рассказа с опорой на картинно-графический план |
23 |
|
Посуда |
Существительные: кастрюля, сковорода, тарелка, блюдце, чайник, кружка, стакан, поварешка, ложка, вилка, нож, сахарница, хлебница, салатница, посуда, орнамент, узор, крышка, носик, донышко, ручка. Глаголы: готовить, варить, жарить, мыть, накрывать, наливать, насыпать, накладывать, разбить. Прилагательные: кухонная, столовая, чайная, металлическая, деревянная, эмалированная, стеклянная, глубокая, мелкая, острый. |
Употребление существительных в форме творительного падежа (резать ножом, наливать поварешкой). Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (чашка – чашечка). Образование множественного числа существительных формы винительного и родительного падежа (стакан – стаканы – стаканов). Образование существительных с помощью суффикса -ниц- со значением вместилища (хлебница, сахарница, салатница). |
Составление описательного рассказа с опорой на картинно-графический план |
24 |
|
Мебель |
Существительные: шкаф, тумба, стол, кровать, диван, кресло, софа, табурет, этажерка, гарнитур, столяр, спинка, подлокотники, столешница, ножки, полки, мебель. Глаголы: расставить, отдыхать, раскладывать, хранить, чинить, протирать, изготавливать. Прилагательные: удобный, мягкий, пружинный, вместительный, высокий, деревянный, металлический, пластмассовый, кожаный, тканевый, классический, современный, кухонный, журнальный, кофейный, обеденный, узкий, широкий, детский, дубовый. |
Согласование числительных с существительными. Обучение правильному употреблению предлогов в, под, на, у, к, за, из, между. Образование относительных прилагательных Образование существительных Родительного падежа (Какой части нет у мебели?)
|
Составление описательного рассказа с опорой на картинно-графический план |
25 |
|
Весна. Признаки весны |
Подбор слов-признаков к явлению Существительные: весна, март, апрель, май, ручей, подснежник, капель, почки, проталины, лужи, ледоход, оттепель, грач, скворец, тепло. Глаголы: пришла, наступила, сошел, тает, капает, звенит, журчит, пробивается, цветет, поет, трещит, пробуждается, проклевывается, набухают, просыхает. Прилагательные: ранняя, поздняя, долгожданная, теплая, ласковая, шумная, радостная, клейкий, белоснежный, весенний, душистый, ароматный, грязный. |
Согласование прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода. Употребление глаголов совершенного и несовершенного вида (Что делал? Что делаю?, Что сделал? Что сделаю?). Составление предложений с предлогами на, с, в, от, возле, под, из-под.
|
Составление описательного рассказа с опорой на картинно-графический план |
26 |
|
Весна. Весенние дела |
Существительные: скворечник, рассада, подкорм, саженцы, кораблик. Глаголы: копать, садить, срывать, обрезать, запускать, сколотить, кормить. Прилагательные: трудолюбивый, деревянный, сытый, быстрый, мокрый, свежий. |
Составление сложноподчиненных предложений с союзом потому что (Снег тает, потому что. Звенит капель, потому что) |
Составление описательного рассказа по сюжетной картине «Весна пришла» с опорой на картинно-графический план |
27 |
|
Осень и весна |
Подбор схожих и различных признаков к явлениям Прилагательные: весенний, осенний, яркое, тусклое, слабое, мокрая, теплая, демисезонная, запасаются, просыпаются, улетают, прилетают |
Совершенствование умения составлять сложносочиненные предложения с союзом а. Согласование прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода. Развитие умения правильно употреблять предложно-падежные конструкции |
Составление сравнительного рассказа описательного характера с опорой на картинно-графический план и вопросы педагога |
28 |
|
Транспорт |
Существительные: автобус, трамвай, троллейбус, электричка, поезд, самолет, вертолет, автомобиль, такси, мотоцикл, мопед, грузовик, корабль, катер, яхта, кабина, кузов, салон, руль, фары, вагон, пропеллер, трап, якорь, парус, топливо, бензин, рельсы, шоссе, трасса, аэропорт, пристань, гараж. Глаголы: ездит, мчится, бежит, взлетает, летит, плывет, приземляется, отчаливает, отплывает. Прилагательные: городской, пассажирский, наземный, воздушный, водный, грузовой, милицейская, пожарная, быстрый. |
Образование существительных префиксальным способом. Образование относительных прилагательных. |
Составление описательного рассказа с опорой на картинно-графический план |
29 |
|
Бытовые приборы |
Существительные: электричество, электроприборы, холодильник, пылесос, блендер, мультиварка, утюг, электрочайник, электропечь, стиральная машина, фен, розетка, шнур, вилка. Глаголы: включать, выключать, работать, гудеть, убирать, готовить, помогать, гладить, замораживать, размораживать, пылесосить, стирать, сушить. Прилагательные: электрический, двухкамерный, полезный, удобный, моющий, опасный, многофункциональный. |
Согласование прилагательных с существительными мужского и женского рода Употребление предложно-падежных конструкций |
Составление описательного рассказа с опорой на картинно-графический план |
30 |
|
Насекомые |
Существительные: оса, пчела, шмель, муха, комар, шершень, бабочка, кузнечик, муравей, жук, гусеница, личинка, кокон, улей, муравейник, крыло, жало, усики, рой, яйца, насекомые. Глаголы: летать, ползать, жалить, строить, собирать, жужжать, звенеть, кусать. Прилагательные: трудолюбивый, легкая, яркая, полосатая, маленький, вредный, красивый, полезный, мохнатый. |
Употребление существительных в Родительном падеже («Узнай, чье крылышко»). Образование притяжательных прилагательных.
|
Составление описательного рассказа с опорой на картинно-графический план |
31 |
|
Лето |
Существительные: лето, солнце, жара, прохлада, тень, листва, цветы, растения, зелень, поляна, луг, шезлонг, сачок, игры. Глаголы: купаться, загорать, отдыхать, нюхать, цвести, прятаться, наслаждаться. Прилагательные: летний, солнечный, жаркий, знойный, прохладный, ясное, голубое, загорелый. |
Употребление существительных в Творительном падеже («Скажи, чем?»). Изменение глаголов по лицам и числам. Образование наречий от прилагательных.
|
Составление описательного рассказа по сюжетной картине «Лето» с опорой на картинно-графический план |
32 |
|
Лето в картинах русских художников |
Существительные: цветы, кусты, рябина, трава, луг, поляна, облака, река, поток, тень. Глаголы: бежит, светит, благоухает, цветет, питает, пьет, колышется. Прилагательные: ароматный, нежный, сочная, зеленая, тонкая, быстрая, влажная, свежая, голубая, прозрачная, глубокая, пушистые, воздушные, легкие, ватные, лиственные, мелкие. |
Составление распространенных сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Согласование прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода. |
Составление описательного рассказа по пейзажной картине А.А. Рылова «Полевая рябинка» с использованием приема контрастной рамки |
33 |
|
Итоговая диагностика |
|||
34 |
|
IV. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1. Игрушки, предметы, муляжи;
2. Дидактические настольные игры;
3. Наглядные модели высказывания (картинный план, схемы-алгоритмы, силуэтные изображения);
4. Предметные, сюжетные, пейзажные картины.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.