ПРОГРАММА КРУЖКА
АЗБУКА ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
СОДЕРЖАНИЕ
1 |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ КРУЖКА |
4 |
2 |
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КРУЖКА |
5 |
3 |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КРУЖКА |
6 |
4 |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ КРУЖКА |
9 |
5 |
УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КРУЖКА |
10 |
1 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ КРУЖКА АЗБУКА ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
1.1. Область применения программы
Программа кружка является частью внеурочной программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальностям СПО
1.2. Цели и задачи кружка – требования к результатам освоения программы кружка
Цель освоения дисциплины «Защита в чрезвычайных ситуациях» состоит в формировании у студентов знаний о теоретических и практических основах обеспечения жизни и деятельности человека в условиях чрезвычайных ситуациях (ЧС), умений и навыков участвовать в мероприятиях по защите объектов экономики, предупреждению и ликвидации последствий ЧС, при которых с достаточно высокой вероятностью исключаются опасности, т.е. возможность опасных и вредных воздействий на людей, окружающую среду, а в случае возникновения таких воздействий предусмотрено все необходимое для успешной ликвидации этих последствий.
Освоение кружка предполагает:
- формирование навыков в применении методик прогнозирования развития и оценки последствий ЧС;
- изучение систем мероприятий по защите объектов техносферы от ЧС;
- освоение способов повышения устойчивости функционирования промышленных и иных объектов в ЧС мирного и военного времени.
знать:
- способы защиты населения в ЧС;
- организационную структуру, силы и задачи ГО и РСЧС;
- знать основы планирования и последовательность работ по ликвидации последствий ЧС;
- социально-психологические предпосылки несчастных случаев;
уметь:
- прогнозировать развитие ЧС в техносфере, оценивать их поражающие факторы и возможные последствия;
- оценивать устойчивость функционирования объектов экономики в условиях чрезвычайных ситуаций; владеть:
- эффективными способами повышения устойчивости функционирования промышленных и иных объектов в ЧС мирного и военного времени.
1.3. Рекомендуемое количество часов/зачетных единиц на освоение рабочей программы кружка:
Максимальной учебной нагрузки студента 194 часов, в том числе:
- теоретические занятия 194 часов;
- практические занятия 0 часов
3 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КРУЖКА
3.1. Объем кружка и виды внеучебной работы
Вид внеучебной работы |
Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
194 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
194 |
в том числе теоретические занятия: |
194 |
3.2. Тематический план и содержание кружка
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
1 |
2 |
3 |
Теоретический блог |
||
Тема 1. Классификация чрезвычайных ситуаций |
Содержание учебного материала: 1.Понятие о чрезвычайных ситуациях 2. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного происхождения. 3. Стихийные явления, характерные для Российской Федерации. 4. Действие поражающих факторов ЧС природного происхождения на производственные объекты. 5. Прогнозирование ЧС природного происхождения. 6. Техногенные ЧС 7.ЧС военного времени, их виды и поражающие факторы. 8. Ядерное оружие, его поражающие факторы, зоны разрушения и радиоактивного заражения. 9. Химическое оружие, токсикологические характеристики отравляющих веществ. |
18 |
Тема 2. Прогнозирование масштабов техногенных чрезвычайных ситуаций. |
Содержание учебного материала |
30 |
1. Химически опасные объекты, их группы и классы опасности. 2.Виды происшествий на ХОО. 3.Аварии на химически опасных объектах (ХОО). 4.Общие меры профилактики на ХОО. 5. Прогнозирование аварий. 6. Параметры и классификации пожаров. 7.Поражающие факторы при пожаре. 8.Классификация пожароопасных объектов по подверженности пожарам. 9.Аварии на пожароопасных объектах. Открытые пожары. 10.Особенности пожаров нефтепродуктов. 11. Аварии на радиационно-опасных объектах. 12. Радиационные аварии, их виды, динамика развития, действия поражающих факторов. 13.Меры по предупреждению аварий. 14.Принципы радиационной безопасности. 15.Оценка и прогноз радиационной обстановки. |
||
Тема 3. Государственная концепция защиты населения и территорий в ЧС |
Содержание учебного материала: |
16 |
1. Структура гражданской обороны на промышленном объекте и службы гражданской обороны. 2. Единая государственная система предупреждения и действий в ЧС (РСЧС), задачи, структура, органы управления, силы, фонды. 3.Основные правовые нормативные акты, определяющие направления, меры и мероприятия, снижающие вероятность реализации поражающего потенциала техногенных ЧС. 4. Направление подготовки объекта и персонала к действиям в ЧС |
||
Тема 4. Защитные мероприятия при чрезвычайных ситуациях. |
Содержание учебного материала: |
36 |
1. Защитные мероприятия при авариях на химически-опасных объектах. 2. Химический контроль и химическая защиты: общее положение, цели, задачи, мероприятия. 3. Способы защиты производственного персонала, населения, территории и воздушного пространства от аварийно-химически опасные вещества. 4. Защитные мероприятия при авариях на радиационно-опасных объектах. 5. Радиационный (дозиметрический) контроль. 6. Организация защитных мероприятий на промышленном объекте. 7. Структура гражданской защиты на промышленном объекте. 8. Планирование защитных мероприятий, оповещение. 9. Критерии принятия решений для эвакуации людей. |
||
Тема 5. Устойчивость функционирования объектов в чрезвычайных ситуациях.
|
Содержание учебного материала: |
18 |
1. Понятия устойчивости объектов в ЧС. 2. Устойчивость функционирования объектов в ЧС мирного и военного времени. 3. Факторы, влияющие на устойчивость функционирования объектов. 4. Организация исследования устойчивости объекта. 5. Методика оценки защищенности персонала. 6. Методика оценки физической устойчивости производственных зданий. 7. Методика устойчивости физической устойчивости материально-технического снабжения и системы управления. 8. Принципы и способы повышения устойчивости функционирования объектов в ЧС. 9. Мероприятия по повышению устойчивости инженерно-технического комплекса и системы управления объектом. |
||
Тема 6. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций. |
Содержание учебного материала: |
32 |
1. Виды аварийно-спасательных работ. 2. Привлекаемые силы и организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСНДР). 3. Способы ведения и основы управления АСНДР. 4. Методика и порядок выработки решения на проведение аварийно-спасательных работ. 5. Организация подготовки поисково-спасательных служб к действиям в чрезвычайных ситуациях. 6. Планирование мероприятий по подготовке и применению сил и средств в чрезвычайных ситуациях. 7. Методика оценки инженерной обстановки на объекте, возникшей в результате ЧС, и определения состава сил и средств для ликвидации последствий ЧС. 8. Безопасность аварийно-спасательных работ при чрезвычайных ситуациях. |
||
Тема 7 Медико-санитарная подготовка |
Содержание учебного материала: |
20 |
1. Всероссийская служба медицины катастроф 2. Оказание первой доврачебной помощи при ранениях. 3. Оказание первой доврачебной помощи при переломах и кровотечениях. 4. Изготовление и правила использование ватно-марлевых повязок 5. Приказ Министерства здравоохранения РФ "Об утверждении положения о функциональной подсистеме медико-санитарной помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях в организациях (на объектах), находящихся в ведении ФМБА России, а также организаций и территорий, обслуживаемых ФМБА России, единой государственной системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций" |
||
Тема 8 Проектная деятельность |
1. Разработка и написание проектов |
24 |
Блог экскурсий |
||
Экскурсии (проводятся вместо теоретических занятий) |
Экскурсия в Отряд противопожарной службы Хабаровского края № 35 (Хабаровск, Тихоокеанская улица, 155а) |
|
Экскурсия в Тихоокеанский государственный университет на кафедру «Техносферной безопасности» |
||
Экскурсия в ФГБУ Судебно-экспертное учреждение Федеральной противопожарной службы Испытательная пожарная лаборатория по Хабаровскому краю (Хабаровск, Тихоокеанская улица, 162) |
||
Экскурсия на набережную города Хабаровска для рассмотрения дамб на реке Амур |
|
|
|
Всего |
194 |
4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ КРУЖКА
4.1. Требования к минимальному материально – техническому обеспечению
Реализация программы кружка требует наличия учебного кабинета общеобразовательных дисциплин.
4.2. Оборудование учебного кабинета:
1. Общевойсковой защитный комплект (ОЗК)
2. Общевойсковой противогаз или противогаз ГП-7
3. Респиратор Р-2
4. Ватно-марлевая повязка
5. Противопыльная тканевая маска
6. Аптечка индивидуальная (АИ-2) 12. Бинты марлевые
7. Жгуты кровоостанавливающие резиновые
8. Ножницы для перевязочного материала прямые
9. Столы и стулья для студентов;
10.Доска;
11.Персональный компьютер
12.Мультимедийная доска
5. УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Основная литература:
1. Стригун, Л.М. Защита в чрезвычайных ситуациях: учеб. пособие для студентов бакалавриата по направлению подгот. "Техносфер. безопасность" / Л. М. Стригун; Калинингр. гос. техн. ун-т. - Калининград: КГТУ, 2015. - 197 с.
2. Юртушкин, В.И. Чрезвычайные ситуации: защита населения и территорий [Электронный ресурс]: учебное пособие / В.И. Юртушкин. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: КноРус, 2017. – 366 с. (ЭБС «Book.ru»).
3. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие / В. М. Минько, Н. В. Погожева, Р. Ф. Ильюша ; ФГОУ ВПО "КГТУ". - Калининград: КГТУ, 2016. - 363 с.
Дополнительная литература:
1. Мастрюков, Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях: учеб. / Б. С. Мастрюков. - 2-е изд., стер. - Москва: Академия, 2015. - 333 с.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.