Функциональная грамотность
Рабочая программа кружка
Пояснительная записка
Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо:появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере.
В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д.
В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью.
Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным ответить на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?», - является PISA (Programme for International Student Assessment). И функциональная грамотность понимается PISA как знания и умения, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе. PISA в своих мониторингах оценивает 4 вида грамотности: читательскую, математическую, естественнонаучную и финансовую.
Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 6-8 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.
Программа нацелена на развитие:
- способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность);
- способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность);
- способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием (естественнонаучная грамотность)[1];
- человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
Содержание деятельности кружка
Программа реализуется из части учебного плана, формируемого внеурочной деятельности и включает 3 модуля (естественно-научная, математическая и финансовая грамотность).
Количество часов на один год обучения в одном классе 17 -, т.е по 1 часу в две неделю:
- 5 часов на модули «математическая грамотность», «финансовая грамотность»;
-5 часов для модуля естественно-научной грамотности;
- 1 час на введение в курс;
- 1 час на проведение аттестации, завершающих освоение программы по соответствующему году обучения.
Реализация программы начинается с модуля «математическая грамотность», далее – модуль «естественнонаучная грамотность» и завершается курс модулем «финансовая грамотность»
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности.
В 6 классе формируется умение применять знания о математических, естественнонаучных, финансовых и общественных явлениях для решения поставленных перед учеником практических задач.
В 7 классе обучающиеся учатся анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания в разном контексте. Проблемы, которые ученику необходимо проанализировать и синтезировать в единую картину могут иметь как личный, местный, так и национальный и глобальный аспекты. Школьники должны овладеть универсальными способами анализа информации и ее интеграции в единое целое.
В 8 классе школьники учатся оценивать и интерпретировать различные поставленные перед ними проблемы в рамках предметного содержания.
Основные виды деятельности обучающихся: самостоятельное чтение и обсуждение полученной информации с помощью вопросов (беседа, дискуссия, диспут); выполнение практических заданий; поиск и обсуждение материалов в сети Интернет; решение ситуационных и практико-ориентированных задач; проведение экспериментов и опытов.
В целях развития познавательной активности обучающихся на занятиях можно использовать деловые и дидактические игры, разрабатывать и реализовывать мини-проекты, организовывать турниры и конкурсы.
Планируемые результаты
Метапредметные и предметные
|
Грамотность |
||
Математическая |
Естественно-научная |
Финансовая |
|
6 класс Уровень понимания и применения |
применяет математические знания для решения разного рода проблем
|
объясняет и описывает естественно-научные явления на основе имеющихся научных знаний |
применяет финансовые знания для решения разного рода проблем |
7 класс Уровень анализа и синтеза |
формулирует математическую проблему на основе анализа ситуации |
распознает и исследует личные, местные, национальные, глобальные естественно-научные проблемы в различном контексте |
анализирует информацию в финансовом контексте |
8 класс Уровень оценки (рефлексии) в рамках предметного содержания |
интерпретирует и оценивает математические данные в контексте лично значимой ситуации |
интерпретирует и оценивает личные, местные, национальные, глобальные естественнонаучные проблемы в различном контексте в рамках предметного содержания |
оценивает финансовые проблемы в различном контексте |
Личностные результаты
|
Грамотность |
||
Математическая |
Естественно-научная |
Финансовая |
|
5-9 классы |
объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческая-ких ценностей |
объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе естественно-научных знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей |
оценивает финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина страны |
Календарно-тематическое планирование занятий кружка «Функциональная грамотность»
6 класс
№ занятия |
Дата занятия |
Тема занятия |
Часы |
Примечания |
|
Введение |
1 |
|
|
1.1. |
|
Введение в курс |
|
|
|
Модуль «математическая грамотность» |
5 |
|
|
2.1. |
|
Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления. |
|
|
3.2. |
|
Сюжетные задачи |
|
|
4.3. |
|
Логические задачи: задачи о «мудрецах», o лжецах и тех, кто всегда говорит правду. |
|
|
5.4. |
|
Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. |
|
|
6.5. |
|
Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура, расстояние. |
|
|
|
Модуль «естественнонаучной грамотности» |
5 |
|
|
7.1. |
|
Звуковые явления. Звуки живой и неживой природы. Слышимые и неслышимые звуки. |
|
|
8.2. |
|
Шум и его воздействие на человека. |
|
|
9.3. |
|
Вода. Уникальность воды. |
|
|
10.4. |
|
Углекислый газ в природе и его значение. |
|
|
11.5. |
|
Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле. Свойства живых организмов. |
|
|
|
Модуль «финансовая грамотность» |
5 |
|
|
12.1. |
|
Как появились деньги? Что могут деньги? |
|
|
13.2. |
|
Деньги в разных странах |
|
|
14.3. |
|
Как разумно делать покупки? |
|
|
15.4. |
|
Личные деньги |
|
|
16.5. |
|
Кто такие мошенники? |
|
|
|
Заключение |
1 |
|
|
17.1. |
|
Что я узнал нового |
|
|
Календарно-тематическое планирование занятий кружка «Функциональная грамотность»
7 класс
№ занятия |
Дата занятия |
Тема занятия |
Часы |
Примечания |
|
Введение |
1 |
|
|
1.1. |
|
Введение в курс |
|
|
|
Модуль «математическая грамотность» |
5 |
|
|
2.1. |
|
Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура, расстояние. |
|
|
3.2. |
|
Статистические явления, представленные в различной форме: текст, таблица. |
|
|
4.3. |
|
Решение задач реальной жизни. |
|
|
5.4. |
|
Задачи практико-ориентированного содержания: на движение, на совместную работу. |
|
|
6.5. |
|
Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фигур, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания. |
|
|
|
Модуль «естественнонаучной грамотности» |
5 |
|
|
7.1. |
|
Тело и вещество. Форма, объём, плотность. |
|
|
8.2. |
|
Тепловые явления. Тепловое расширение тел. |
|
|
9.3. |
|
Представления о Вселенной. |
|
|
10.4. |
|
Модель Солнечной системы. Изучение и исследование Луны. |
|
|
11.5. |
|
Царства живой природы. |
|
|
|
Модуль «финансовая грамотность» |
5 |
|
|
12.1. |
|
Что такое налоги и почему мы их должны платить? Виды налогов. Подоходный налог. |
|
|
13.2. |
|
Что такое государственный бюджет? На что расходуются налоговые сборы? |
|
|
14.3. |
|
Виды социальных пособий. Если человек потерял работу. |
|
|
15.4. |
|
Вклады: как сохранить и приумножить? Пластиковая карта – твой безопасный Банк в кармане. |
|
|
16.5. |
|
История возникновения банков. Как накопить, чтобы купить? Всё про кредит. |
|
|
|
Заключение |
1 |
|
|
17.1. |
|
Что я узнал нового |
|
|
Календарно-тематическое планирование занятий кружка «Функциональная грамотность»
8 класс
№ занятия |
Дата занятия |
Тема занятия |
Часы |
Примечания |
|
Введение |
1 |
|
|
1.1. |
|
Введение в курс |
|
|
|
Модуль «математическая грамотность» |
5 |
|
|
2.1. |
|
Работа с информацией, представленной в форме таблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем. |
|
|
3.2. |
|
Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях и применение формул в повседневной жизни. |
|
|
4.3. |
|
Математическое описание зависимости между переменными в различных процессах. |
|
|
5.4. |
|
Решение геометрических задач исследовательского характера. |
|
|
6.5. |
|
Решение задач реальной жизни. на вероятность событий в |
|
|
|
Модуль «естественнонаучной грамотности» |
5 |
|
|
7.1. |
|
Электромагнитные явления. |
|
|
8.2. |
|
Производство и использование электроэнергии. |
|
|
9.3. |
|
Глобальное потепление |
|
|
10.4. |
|
Парниковый эффект: действительность или вымысел? |
|
|
11.5. |
|
Медицина спорта |
|
|
|
Модуль «финансовая грамотность» |
5 |
|
|
12.1. |
|
Как сберечь личный капитал? Модель трех капиталов. |
|
|
13.2. |
|
Бизнес и его формы. Риски предпринимательства. |
|
|
14.3. |
|
Бизнес-инкубатор. Бизнес-план. Государство и малый бизнес. |
|
|
15.4. |
|
Бизнес подростков и идеи. Молодые предприниматели. |
|
|
16.5. |
|
Кредит и депозит. Расчетно-кассовые операции и риски связанные с ними. |
|
|
|
Заключение |
1 |
|
|
17.1. |
|
Что я узнал нового |
|
|
Список литературы
Ермоленко, В. А., Перченок, Р. Л., Черноглазкин, С. Ю. Дидактические основы функциональной грамотности в современных условиях: Пособие для работников системы образования [Текст] / Российская академия образования, теории образования и педагогики. – М. : ИТОП РАО,1999. – 228 с.
Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. 5—7 классы: материалы для учащихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7 классы: учебная программа. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7 классы: методические рекомендации для учителя. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Галян С.В. Метапредметный подход в обучении школьников. Методические рекомендации. – Сургут, 2014. – С. 5–12.
Громова В.И., Сторожева Т.Ю. ФГОС. Настольная книга учителя: учебно-методическое пособие. – Саратов, 2013. – С. 63.
Пташкина В.Н., К.Е. Виноградова. Игровые
технологии на уроках русского языка. – Волгоград: Учитель, 2009. – С.
5 – 14.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.