Программа кружка Функциональная грамотность
Оценка 4.9

Программа кружка Функциональная грамотность

Оценка 4.9
Разработки курсов
docx
13.07.2021
Программа кружка Функциональная грамотность
программа кружка Функциональная грамотность.docx

Функциональная грамотность

 

Рабочая программа кружка

 

 

Пояснительная записка

 

Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо:появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере.

В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д.

В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью.

Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным ответить на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?», - является PISA (Programme for International Student Assessment). И функциональная грамотность понимается PISA как знания и умения, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе. PISA в своих мониторингах оценивает 4 вида грамотности: читательскую, математическую, естественнонаучную и финансовую.

Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 6-8 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.

Программа нацелена на развитие:

- способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность);

- способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность);

- способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием (естественнонаучная грамотность)[1];

- человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

Содержание деятельности кружка

 

Программа реализуется из части учебного плана, формируемого внеурочной деятельности и включает 3 модуля (естественно-научная, математическая и финансовая грамотность).

Количество часов на один год обучения в одном классе 17 -, т.е по 1 часу в две неделю:

- 5 часов на модули «математическая грамотность», «финансовая грамотность»;

-5 часов для модуля естественно-научной грамотности;

- 1 час на введение в курс;

- 1 час на проведение аттестации, завершающих освоение программы по соответствующему году обучения.

Реализация программы начинается с модуля «математическая грамотность», далее – модуль «естественнонаучная грамотность» и завершается курс модулем «финансовая грамотность»

Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности.

В 6 классе формируется умение применять знания о математических, естественнонаучных, финансовых и общественных явлениях для решения поставленных перед учеником практических задач.

В 7 классе обучающиеся учатся анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания в разном контексте. Проблемы, которые ученику необходимо проанализировать и синтезировать в единую картину могут иметь как личный, местный, так и национальный и глобальный аспекты. Школьники должны овладеть универсальными способами анализа информации и ее интеграции в единое целое.

В 8 классе школьники учатся оценивать и интерпретировать различные поставленные перед ними проблемы в рамках предметного содержания.

Основные виды деятельности обучающихся: самостоятельное чтение и обсуждение полученной информации с помощью вопросов (беседа, дискуссия, диспут); выполнение практических заданий; поиск и обсуждение материалов в сети Интернет; решение ситуационных и практико-ориентированных задач; проведение экспериментов и опытов.

В целях развития познавательной активности обучающихся  на занятиях можно использовать деловые и дидактические игры, разрабатывать и реализовывать мини-проекты, организовывать турниры и конкурсы.

 

Планируемые результаты

Метапредметные и предметные

 

Грамотность

Математическая

Естественно-научная

Финансовая

6 класс

Уровень понимания и применения

применяет математические знания для решения разного рода проблем

 

объясняет и описывает естественно-научные явления на основе имеющихся научных знаний

применяет финансовые знания для решения разного рода проблем

7 класс

Уровень анализа и синтеза

формулирует математическую проблему на основе анализа ситуации

распознает и исследует личные, местные, национальные, глобальные естественно-научные проблемы в различном контексте

анализирует информацию в финансовом контексте

8 класс

Уровень оценки (рефлексии) в рамках предметного содержания

интерпретирует и оценивает математические данные в контексте лично значимой ситуации

интерпретирует и оценивает личные, местные, национальные, глобальные естественнонаучные проблемы в различном контексте в рамках предметного содержания

оценивает финансовые проблемы в различном контексте

Личностные результаты

 

Грамотность

Математическая

Естественно-научная

Финансовая

5-9 классы

объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческая-ких ценностей

объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе естественно-научных знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей

оценивает финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина страны

Календарно-тематическое планирование занятий кружка «Функциональная грамотность»

6 класс

№ занятия

Дата занятия

Тема занятия

Часы

Примечания

 

Введение

1

 

1.1.

 

Введение в курс

 

 

 

Модуль «математическая грамотность»

5

 

2.1.

 

Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления.

 

 

3.2.

 

Сюжетные задачи

 

 

4.3.

 

Логические задачи: задачи о «мудрецах», o лжецах и тех, кто всегда говорит правду.

 

 

5.4.

 

Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры.

 

 

6.5.

 

Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура, расстояние.

 

 

 

Модуль «естественнонаучной грамотности»

5

 

7.1.

 

Звуковые явления. Звуки живой и неживой природы. Слышимые и неслышимые звуки.

 

 

8.2.

 

Шум и его воздействие на человека.

 

 

9.3.

 

Вода. Уникальность воды.

 

 

10.4.

 

Углекислый газ в природе и его значение.

 

 

11.5.

 

Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле. Свойства живых организмов.

 

 

 

Модуль «финансовая грамотность»

5

 

12.1.

 

Как появились деньги? Что могут деньги?

 

 

13.2.

 

Деньги в разных странах

 

 

14.3.

 

Как разумно делать покупки?

 

 

15.4.

 

Личные деньги

 

 

16.5.

 

Кто такие мошенники?

 

 

 

Заключение

1

 

17.1.

 

Что я узнал нового

 

 

 

Календарно-тематическое планирование занятий кружка «Функциональная грамотность»

7 класс

№ занятия

Дата занятия

Тема занятия

Часы

Примечания

 

Введение

1

 

1.1.

 

Введение в курс

 

 

 

Модуль «математическая грамотность»

5

 

2.1.

 

Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура, расстояние.

 

 

3.2.

 

Статистические явления, представленные в различной форме: текст, таблица.

 

 

4.3.

 

Решение задач реальной жизни.

 

 

5.4.

 

Задачи практико-ориентированного содержания: на движение, на совместную работу.

 

 

6.5.

 

       Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фигур, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания.

 

 

 

Модуль «естественнонаучной грамотности»

5

 

7.1.

 

Тело и вещество. Форма, объём, плотность.

 

 

8.2.

 

Тепловые явления. Тепловое расширение тел.

 

 

9.3.

 

Представления о Вселенной.

 

 

10.4.

 

Модель Солнечной системы. Изучение и исследование Луны.

 

 

11.5.

 

Царства живой природы.

 

 

 

Модуль «финансовая грамотность»

5

 

12.1.

 

Что такое налоги и почему мы их должны платить? Виды налогов. Подоходный налог.

 

 

13.2.

 

Что такое государственный бюджет? На что расходуются налоговые сборы?

 

 

14.3.

 

Виды социальных пособий. Если человек потерял работу.

 

 

15.4.

 

Вклады: как сохранить и приумножить? Пластиковая карта – твой безопасный Банк в кармане.

 

 

16.5.

 

История возникновения банков. Как накопить, чтобы купить? Всё про кредит.

 

 

 

Заключение

1

 

17.1.

 

Что я узнал нового

 

 

 

Календарно-тематическое планирование занятий кружка «Функциональная грамотность»

8 класс

№ занятия

Дата занятия

Тема занятия

Часы

Примечания

 

Введение

1

 

1.1.

 

Введение в курс

 

 

 

Модуль «математическая грамотность»

5

 

2.1.

 

Работа с информацией, представленной в форме таблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем.

 

 

3.2.

 

Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях и применение формул в повседневной жизни.

 

 

4.3.

 

Математическое описание зависимости между переменными в различных процессах.

 

 

5.4.

 

Решение геометрических задач исследовательского характера.

 

 

6.5.

 

Решение задач реальной жизни. на вероятность событий в

 

 

 

Модуль «естественнонаучной грамотности»

5

 

7.1.

 

Электромагнитные явления.

 

 

8.2.

 

Производство и использование электроэнергии.

 

 

9.3.

 

Глобальное потепление

 

 

10.4.

 

Парниковый эффект: действительность или вымысел?

 

 

11.5.

 

Медицина спорта

 

 

 

Модуль «финансовая грамотность»

5

 

12.1.

 

Как сберечь личный капитал? Модель трех капиталов.

 

 

13.2.

 

Бизнес и его формы. Риски предпринимательства.

 

 

14.3.

 

Бизнес-инкубатор. Бизнес-план. Государство и малый бизнес.

 

 

15.4.

 

Бизнес подростков и идеи. Молодые предприниматели.

 

 

16.5.

 

Кредит и депозит. Расчетно-кассовые операции и риски связанные с ними.

 

 

 

Заключение

1

 

17.1.

 

Что я узнал нового

 

 

 

Список литературы

Ермоленко, В. А., Перченок, Р. Л., Черноглазкин, С. Ю. Дидактические основы функциональной грамотности в современных условиях: Пособие для работников системы образования [Текст] / Российская академия образования, теории образования и педагогики. – М. : ИТОП РАО,1999. – 228 с.

Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. 5—7 классы: материалы для учащихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

 Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7 классы: учебная программа. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7 классы: методические рекомендации для учителя. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Галян С.В. Метапредметный подход в обучении школьников. Методические рекомендации. – Сургут, 2014. – С. 5–12.

  Громова В.И., Сторожева Т.Ю. ФГОС. Настольная книга учителя: учебно-методическое пособие. – Саратов, 2013. – С. 63.

 Пташкина В.Н., К.Е. Виноградова. Игровые технологии на уроках русского языка. – Волгоград: Учитель, 2009. – С. 5 – 14.

Скачано с www.znanio.ru



 

Функциональная грамотность

Функциональная грамотность

Содержание деятельности кружка

Содержание деятельности кружка

Основные виды деятельности обучающихся: самостоятельное чтение и обсуждение полученной информации с помощью вопросов (беседа, дискуссия, диспут); выполнение практических заданий; поиск и обсуждение материалов в сети

Основные виды деятельности обучающихся: самостоятельное чтение и обсуждение полученной информации с помощью вопросов (беседа, дискуссия, диспут); выполнение практических заданий; поиск и обсуждение материалов в сети

Календарно-тематическое планирование занятий кружка «Функциональная грамотность» 6 класс № занятия

Календарно-тематическое планирование занятий кружка «Функциональная грамотность» 6 класс № занятия

Календарно-тематическое планирование занятий кружка «Функциональная грамотность» 7 класс № занятия

Календарно-тематическое планирование занятий кружка «Функциональная грамотность» 7 класс № занятия

Календарно-тематическое планирование занятий кружка «Функциональная грамотность» 8 класс № занятия

Календарно-тематическое планирование занятий кружка «Функциональная грамотность» 8 класс № занятия

Список литературы Ермоленко,

Список литературы Ермоленко,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.07.2021