Пояснительная записка
Направленность программы кружка
В основу структуры и содержания планирования положены народные традиции. Ремесло росписи по дереву рассматривается как составная часть народного искусства, часть фольклора, в которой опыт поколений выражен в художественных формах на основе образного метафорического мышления. Роспись подчиняется общим законам декоративно-прикладного творчества.
Актуальность проблемы
Ремесло росписи по дереву является частью давнего народного искусства, частью фольклора. Не случайно термин «фольклор» трактуется и как народное творчество, и как народная мудрость, и как народные знания, опыт, а в настоящее время снова возникла необходимость обращения к народному искусству. Возрождение искусства росписи является частью знаний по традиционной культуре. При этом развитие творческих способностей у детей, осваивающих этот вид художественной деятельности, должно осуществляться в единстве с формированием духовно-нравственных качеств личности. Опора на национальное, народное искусство, родное и близкое, позволяет сделать молодое поколение наследниками своей культуры, передать им традиции, национальную культуру.
|
Цели и задачи
Цель - познакомить детей с Городецкой росписью и научить их основам этой росписи.
На основе народного художественного творчества можно способствовать формированию основ целостной эстетической культуры через развитие исторической памяти, знакомство с национальной культурой, а также развитию творческих способностей и задатков через освоение народной живописи.
В связи с поставленной целью, ставятся следующие задачи:
Обучающие:
- учить основам художественной росписи по дереву,
- учить основам цветосочетания,
- учить элементарным приемам расположения композиции на плоскости,
- прививать практические навыки росписи по дереву.
- Воспитательно-развивающие:
- прививать эстетический вкус,
- приобщать детей к народным традициям,
- приучать к самостоятельности, трудолюбию, коллективизму.
- Возраст обучающихся.
Художественная роспись доступна для детей разных возрастных групп (от 11 до 16 лет),
различие здесь в степени сложности используемого материала.
-Форма занятий:
Тематическое планирование является смешанным по полу и сочетает две формы: индивидуальную и групповую. Система обучения от простого к сложному, способствует приобретению знаний и умений в области декоративно-прикладного искусства. Занятия проводятся один раз в неделю.
Типы занятий:
1) Вводные занятия:
- первичное ознакомление с материалом,
- образование понятий, усвоение новых знаний,
- установление законов и правил,
- повторение, закрепление изучаемого материала,
- навыки, применение полученных знаний на практике,
- проверка и оценка знаний.
2) Комбинированные
занятия,
решающие различные дидактические задачи:
- закрепление и повторение пройденного,
- самостоятельная деятельность,
- применение знаний, умений, навыков в новых условиях.
Курс обучения, включает в себя: теоретическую часть, практическую работу, коллективное творчество.
Уровень освоения материала выявляется в беседах, в выполнении практических упражнений и творческих заданий.
Важными показателями успешности освоения программы являются: развитие интереса детей к народному искусству, их участие в мероприятиях и жизнедеятельности школы.
Так же формой проверки являются выставки, участие в различных конкурсах.
Ожидаемые результаты обучения
По итогам школьник будет:
- иметь общее представления о росписи
- владеть основными приемами художественного письма при выполнении элементов росписи;
- владеть материалом (гуашевые краски и акварель);
- уметь работать самостоятельно и в коллективе;
- владеть приемами росписи по дереву;
- знать законы ритма и виды орнамента;
- уметь творчески использовать свои умения и навыки.
В целом обучающийся должен быть заинтересован и способен к постоянному росту и усовершенствованию своего мастерства. Должен знать основы своего культурного наследия, ценить и уважать народное искусство.
Методы обучения
Объяснительно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, объяснение, демонстрация иллюстраций, репродукций.
Репродуктивные методы: выполнение действий на уровне подражаний, тренировочные упражнения по образцам из книг, альбомов, рабочих таблиц, выполнение практических заданий по готовым изделиям
Условия эффективного развития творческой активности детей
1. Максимальная дифференциация заданий по уровню доступности для учащихся.
2. Ориентация на естественную, наиболее приемлемую для каждого конкретного ребёнка логику проявления творческой активности.
Всё планирование основано на организации радостных переживаний познания, на организации успеха, на коллективном труде, на самореализации, на принципе сотрудничества и соучастия.
Используются все 3 вида общения: учебное сотрудничество детей между собой, детей с учителем, с самим собой.
Требовательность используется только на основе уважения. Чаще применяется метод поощрения, общественное мнение.
Все это способствует созданию благоприятных условий для формирования у ребят мотиваций к познанию, к творчеству и самоопределению.
Во время проведения занятий широко используются разные наглядные пособия: альбомы с образцами изделий, технологические карты, схемы и таблицы, которые создаются самим педагогом. Таблицы, карточки и образцы с элементами росписи различной сложности готовятся заранее и раздаются детям на занятиях. Так же помещение, где проводятся занятия, должно быть оборудовано для работы соответствующей мебелью, достаточно освещено.
Календарно - тематическое планирование кружка «Художественная роспись по дереву»
№п/п |
Количество часов |
Сроки |
Тематический материал |
|
|
|
I четверть - 4 часа |
1. |
1ч. |
|
Вводное занятие. Правила поведения и безопасной работы с материалами, инструментами и приспособлениями. |
|
|
|
|
2. |
1ч. |
|
Основные материалы, инструменты и приспособления необходимые для занятий художественной росписи. |
3. |
1ч. |
|
Основы цветоведения.
|
4. |
1ч. |
|
Ознакомление с традиционными видами росписи по дереву. Городецкая роспись. |
5. |
1ч. |
|
II четверть - 7 часов Основные элементы народной росписи. (капелька, с левым и правым поворотом). Практическое выполнение данного элемента. |
6. |
1ч. |
|
Листок и кустик. Практическое выполнение данного элемента. |
7. |
1ч. |
|
Дуга («серпик» или «»скобочка). Практическое выполнение данного элемента. |
8. |
1ч. |
|
Спираль. Практическое выполнение данного элемента. |
9. |
1ч. |
|
Усик, штрих, точка. Практическое выполнение данного элемента. |
10. |
1ч. |
|
Тычок. Практическое выполнение данного элемента. |
11. |
1ч. |
|
Розан. Практическое выполнение данного элемента. |
|
|
|
III четверть - 10 часов |
13-14. |
2ч. |
|
Ромашка. Практическое выполнение данного элемента. |
15-16. |
2ч. |
|
Купавка. Практическое выполнение данного элемента. |
17. |
1ч. |
|
Бутон. Практическое выполнение данного элемента. |
18-19. |
2ч. |
|
Роза. Практическое выполнение данного элемента. |
20. |
1ч. |
|
Бордюры, пояски. Практическое выполнение данного элемента. |
21. |
1ч. |
|
Украшки и рамки. Практическое выполнение данного элемента. |
23. |
1ч. |
|
Ленточки и бордюры. Практическое выполнение данных элементов. |
25. |
1ч. |
|
IV четверть – 6 часов Углы и приписки. Практическое выполнение данных элементов. |
26. |
1ч. |
|
Трилистник. Практическое выполнение данного элемента.
|
27. |
2ч. |
|
Древо и цветы. Практическое выполнение данных элементов. |
28-29. |
2ч. |
|
Практическое занятие на составление рисунка по теме: «Городецкая роспись». |
30. |
1ч. |
|
Практическое занятие по выполнению рисунка по теме: «Городецкая роспись». |
Список воспитанников
|
Фамилия Имя ученика |
класс |
1 |
Наумова Мария |
5б класс |
2 |
Маландин Дмитрий |
5а класс |
3 |
Григорьева Эльвира |
6 класс |
4 |
Смолин Михаил |
7класс |
5 |
Бажин Сергей |
8класс |
6 |
Ягодарова Эвелина |
9класс |
|
|
|
Литература:
1. Барадулин В.А., Коромыслов Б.И., Максимов Ю.В. и др. Основы художественного ремесла. - М., 1979.
2. Величко Н., Роспись, Москва «АСТ - Пресс» 1999
3. Дорожин Ю.Г., Простые узоры и орнаменты. Учебное издание.- М., Издательство «Мозаика - Синтез», 2003.
4. Дорожин Ю.Г., Городецкая роспись. Учебное издание.- М., Издательство «Мозаика - Синтез», 2003.
5. О. Некрасова М.А. Истоки городецкой росписи и ее художественный стиль. М., 1973, с. 156-179.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.