Министерство образования и науки РФ
Отдел образования администрации Косинского муниципального района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Косинская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
для 1 класса
«ОЧ.умелые ручки»
в соответствии с ФГОС II поколения
Составитель:
учитель начальных классов
Федосеева Валентина Валериановна
с. Коса
«Истоки творческих способностей
и дарований детей на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря,
идут тончайшие ручейки,
которые питают
источник творческой мысли.
Другими словами: чем больше мастерства
в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Сухомлинский В.А
Пояснительная записка
Программа кружка «ОЧ.умелые ручки» разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художественное творчество» Просняковой Т.Н. Курс кружка носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации.
Работа с бумагой, природным и бросовым материалом, тканью – это самые распространенные виды декоративно – прикладного искусства среди школьников. Несложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений, материалов, доступность работы позволяют заниматься декоративно- прикладным творчеством учащимся начальной школы. Теоретическая часть включает краткие пояснения по темам занятий и приемам работы, а практическая состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы осваивают приемы обработки материала. Необходимо воспитывать у детей умение доводить начатое дело до конца, следить за соблюдением элементарных правил культуры труда, приучать экономно и аккуратно использовать материалы, пользоваться инструментами и хранить их. Особое внимание в работе кружка уделено вопросам безопасности труда и санитарной гигиены
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное воспитание младшего школьника. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:
· патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
· трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
· ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;
· ценностного отношения к природе, окружающей среде;
· ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).
Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
· интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
· формирование информационной грамотности современного школьника;
· развитие коммуникативной компетентности;
· формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
· овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, построения рассуждений.
Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.
Работу в кружке планирую так, чтобы она не дублировала программный материал по труду, а чтобы внеклассные занятия расширяли и углубляли сведения по работе с бумагой и картоном, тканью, пластилином, а также по работе с другими материалами, совершенствовали навыки и умения, получаемые детьми на уроках. Работу кружка буду организовывать с учётом опыта детей и их возрастных особенностей. С детьми, не имеющих навыков работы с бумагой, тканью и другими материалами буду начинать с более простых поделок, то есть четвёртому классу даётся более сложная работа, нежели малышам.
Дети не любят однообразного монотонного труда, он их быстро утомляет, вследствие этого у детей может пропасть интерес к работе, поэтому на каждом занятии виды поделок необходимо менять. Важно, чтобы в работе дети могли проявить выдумку, творчество, фантазию, что, несомненно, будет способствовать повышению эффективности труда. Правильно поставленная работа кружка имеет большое воспитательное значение. У детей развивается чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других.
Работа в кружке - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.
Дети, видя готовые поделки, сравнивают их, находят достоинства и недостатки, критически подходят к своей работе, у них вырабатывается аналитический ум. Особенно важно, что дети познают значимость своего труда, его полезность для окружающих.
На каждом занятии должны решаться задачи общеобразовательного характера, сообщаться сведения о материалах и инструментах.
На занятиях с детьми необходимо уделить внимание учащихся не на изготовление конкретной поделки, а на её конструктивном построении, общей закономерности устройства изделия этого типа, показать варианты, чтобы дети смогли бы дома самостоятельно сделать нужную поделку. А это является главным отличием от уроков трудового обучения.
Занятия можно организовать по – разному, но нет необходимости в том, чтобы сначала выполнить все поделки из одного материала, потом из другого и т.д. Виды работ через несколько занятий желательно менять.
В рабочей комнате будет проводиться постоянно действующая выставка детских работ. Дети видят результаты своего труда, сравнивают сделанное, обсуждают изделия, выделяют наиболее интересные работы.
К концу 1 года обучения учащиеся должны знать:
§ название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;
§ название и назначение ручных инструментов и приспособлений- ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток;
§ правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными инструментами.
К концу 1 года обучения учащиеся должны уметь:
§ анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
§ правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
§ соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
§ экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, вышивать стежками “вперед иголка”.
Планируемые результаты освоения учащимися программы курса
«Оч. умелые ручки»
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
· интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
· познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
· адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
· внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
· выраженной познавательной мотивации;
· устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
· планировать свои действия;
· осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
· адекватно воспринимать оценку учителя;
· различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
· проявлять познавательную инициативу;
· самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
· допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
· учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· договариваться, приходить к общему решению;
· соблюдать корректность в высказываниях;
· задавать вопросы по существу;
· контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
· учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
· владеть монологической и диалогической формой речи;
· осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
· осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
· высказываться в устной и письменной форме;
· анализировать объекты, выделять главное;
· осуществлять синтез (целое из частей);
· проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
· устанавливать причинно-следственные связи;
· строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
· осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
· осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
· использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
На реализацию курса «ОЧумелые ручки» в 1 классе отводится 33 ч в год (1 час в неделю). В 2014-2015 учебном году будет проводиться апробация данного курса. В дальнейшем, во 2-4 классах, планируется расширение изучаемого материала
Разделы программы.
I. «Работа с бумагой и картоном». (9 часов)
Бумага находит применение практически во всех областях человеческой деятельности. Трудно найти более подходящий материал для детского творчества, чем бумага. Бумага один из самых доступных материалов, не требует большой набор инструментов при работе с ней. Очень ценное качество бумаги – способность сохранять ту форму, которую ей придали, что позволяет изготавливать из неё различные поделки, игрушки, а так же предметы, которые мы можем использовать в повседневной жизни.
Работа с бумагой очень увлекательное и полезное занятие – развивает мелкую моторику, фантазию и творческую индивидуальность. Существует множество видов бумажного творчества. Очень многие известные люди занимались различными видами бумажного искусства, которые хранятся в музеях многих стран мира.
Беседы «Как появились ножницы». «История создания бумаги».
II. «Работа с природным материалом». (8 часов)
Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.
Беседа «Флористика».
III. «Работа с тканью». (2 часов)
В ходе работы с тканью учащиеся знакомятся с основами дизайна, углубляют знания по конструированию и моделированию, развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве, дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, развивается художественный вкус, формируются профессиональные навыки.
Беседа: «Откуда ткани к нам пришли?».
IV. «Рукоделие из ниток». (5 часов)
Нитки – один из самых ярких материалов. С помощью ниток, фактуры полотна-фона можно создавать прекрасные картины с различными сюжетами на разные темы.
Нитки являются достаточно простым и доступным подручным материалом для изготовления поделок, который, к тому же, имеется в каждом доме и с которым мы знакомы с самых ранних лет. Ниткография, техника изонить также применяет в своей работе нитки.
V. «Работа с бросовым материалом». (4 часа)
«Бросовый материал – это все то, что можно было без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю безграничной детской фантазии». О. Шлосс.
Сейчас стало модным говорить об экологии, о новых способах использования мусора для всеобщего блага. Но мы поговорим совершенно не об этом, а о той огромной радости, которую доставляют детям творчество, рукоделие. Практически каждый день мы выбрасываем пластиковые бутылки, одноразовую посуду, упаковки от продуктов, всевозможные коробки, трубочки, старые фломастеры, газеты, бутылочные пробки, фантики от конфет и т.д. И вряд ли задумываемся о том, что многое из этого мусора может получить новое применение, став основой для оригинальной детской поделки или увлекательной игрушки. Ненужные вещи, от которых мы стремимся избавиться как можно скорее, несут в себе множество возможностей для такого творчества.
VI. Работа с пластилином (5 часов) Пластилинография.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: « графия»- создать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивают простейшие приёмы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание. Это даёт предпосылки к созданию сложных лепных композиций: выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путём примазывания одной части к другой. Каждое занятие содержит не только практические задачи, но и воспитательно - образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребёнка.
Работа с такими материалами способствует развитию конструкторской деятельности детей. С помощью различных инструментов они учатся обрабатывать и соединять детали из различных материалов, узнают их свойства, что содействует развитию их воображения, техническим навыков. Работа с разного рода материалами расширяет круг знаний детей об окружающем мире.
Литература для учителя
1. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
2. Гудилина С. И. “Чудеса своими руками»
3. Гукасова А. М. “Рукоделие в начальных классах”.
4. Гусакова М. А. “Аппликация”. М., Просвещение.
5. Гусакова М. А. “Подарки и игрушки своими руками”.
6. Докучаева Н. “Сказки из даров природы”.
7. Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги - Ярославль: Академия развития, 2006.
8. Сайт Страна Мастеров
http://stranamasterov.ru
7. Сайт Всё для детей
http://allforchildren.ru
Тематическое планирование
1 класс, 33 часа
№ п/п |
Тема |
Материалы |
Деятельность обучающегося |
1 |
Аппликация из природных материалов на картоне. Картина из листьев «Тайна имени» Техника безопасности на занятиях |
Засушенные цветы, листья. |
Исследовать доступные материалы. Планирование последовательности практических действий. Осуществление самоконтроля, корректировки хода работы и конечного результата. Сравнение и анализ изделий. |
2 |
Беседа «Флористика». Картины из листьев. Продолжение работы. Тема «Мир природы» |
Засушенные цветы, листья, семена растений. |
|
3 |
Беседа «История создания бумаги». Оригами «Рамка» Создание одинаковых деталей |
Бумага ксероксная - разных цветов, ножницы |
Освоение нового вида деятельности. Планировать практическую деятельность: подобрать материалы, сделать детали. Сравнить и оценить результат деятельности. |
4 |
Беседа «Как появились ножницы». Изготовление одинаковых деталей оригами для создания рамки. |
Бумага ксероксная - разных цветов, ножницы |
|
5 |
Изготовление одинаковых деталей оригами для создания рамки. |
Бумага ксероксная - разных цветов, ножницы |
|
6 |
Сборка деталей оригами в рамочку. Оформление центра рамочки. |
Детали оригами, цветной картон, ножницы |
Расположить детали на основе, приклеить детали. Планирование последовательности практических действий. Осуществление самоконтроля, корректировки хода работы и конечного результата. Сравнение изделий. |
7 |
Изготовление объёмных цветов для оформления рамки |
Цветная ксероксная бумага, ножницы, клей. |
Планирование последовательности практических действий. Отрабатывать приемы работы с бумагой. |
8 |
Фантазии из «ладошек». Коллективная работа аппликация «Новогодний снеговик» |
Белая бумага, ножницы, клей. |
Освоение нового вида деятельности. Планировать практическую деятельность: подобрать материалы, сделать детали, расположить их на основе, приклеить детали. Осуществление самоконтроля, корректировки хода работы и конечного результата. Сравнить и оценить результат деятельности. |
9 |
Фантазии из «ладошек». Работа по группам – аппликация символ нового года « барашек» |
Белая бумага, ножницы, клей. |
|
10 - 11 |
Коллективная работа «Чудо-елочка». Моделирование |
Цветная бумага зелёного цвета, трафареты, клей. |
Планирование последовательности практических действий. Осуществление самоконтроля, корректировки хода работы и конечного результата. Сравнение и анализ изделий. |
12- 13 |
Рисование пластилином. Выкладывание рисунка при помощи скатанных шариков пластилина. |
Пластилин, картон, шаблон рисунка |
Планирование последовательности практических действий. Вылепливание деталей и их соединение. Создание композиции изделия. Осуществление самоконтроля и корректировки хода работы. Сравнение и анализ изделий. |
14 - 16 |
Работа с пластилином. Обратная мозаика на прозрачной основе. |
Пластилин, прозрачные капроновые крышки. |
Создание композиции изделия. Осуществление самоконтроля и корректировки хода работы. Сравнение и анализ изделий.
Планирование последовательности практических действий. Создание композиции изделия. |
17 - 18 |
Беседа: «Откуда ткани к нам пришли?». «Цветочная поляна». Аппликация из ткани |
|
Освоение нового вида деятельности. Планировать практическую деятельность: подобрать материалы, сделать детали. Сравнить и оценить результат деятельности. |
19 - 21 |
Аппликация из ниток. «Корзина с цветами» |
Картон, остатки шерстяных ниток, ножницы. |
Освоение нового вида деятельности. Планирование последовательности практических действий. Создание композиции изделия. Осуществление самоконтроля и корректировки хода работы. Сравнение и анализ изделий |
22 - 23 |
Изонить. Открытка – рамочка. |
Картон, шаблон, нитки, ножницы. |
|
24 - 27 |
Аппликация из бросового материала «Салфетка из фантиков» «Фантазии из карандашной стружки» «Волшебные свойства опила» |
Фантики, опил, карандашная стружка, |
Освоение нового вида деятельности. Исследовать доступные материалы, подобрать материалы, сделать детали. Планирование последовательности практических действий. Осуществление самоконтроля, корректировки хода работы и конечного результата. Сравнение и анализ изделий. |
28 - 30 |
Аппликация из бересты |
Картон, кусочки бересты, ножницы |
Освоение нового вида деятельности. Исследовать материал, учиться подбирать бересту по цвету, по размеру и направлению «чечевичек» Заготовить и вырезать детали. Планирование последовательности практических действий. Осуществление самоконтроля, корректировки хода работы и конечного результата. Сравнение и анализ изделий. |
31 - 33 |
Аппликация из срезов веток деревьев. |
Картон, древесина, срезы веточек деревьев, клей. |
Освоение нового вида деятельности. Исследовать материал, учиться подбирать материал древесины по цвету, размеру. Готовить детали для работы. Правильно и аккуратно работать с резцами. Планирование последовательности практических действий. Осуществление самоконтроля, корректировки хода работы и конечного результата. Сравнение и анализ изделий. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.