Министерство образования и науки РФ
Отдел образования администрации Косинского муниципального района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Косинская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
объединения
«ОЧ.умелые ручки»
для 5 класса
Составитель:
учитель начальных классов
Федосеева Валентина Валериановна
с. Коса
Пояснительная записка.
В современном мире художественное мышление, связывающее нас с прошлым, с духовным наследием наших предков, является непреходящей ценностью. А воплощение этого мышления и есть декоративно-прикладное искусство. Оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Поэтому очень важно для детей видеть красоту предметов декоративно-прикладного искусства, пробовать изготовить их своими руками.
Актуальность. Образовательная программа дополнительного образования детей актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности. Программа содержит установку на познание многообразия живых существ на земле, свойства и строение дерева – самого распространенного природного материала, на раскрытие потребностей детей творить и осознавать свои возможности.
Новизна данной программы заключается в объединении традиций народов России в изготовлении декоративно-прикладных изделий из древесины и реализации творческой индивидуальности каждого обучающегося; в программе рассмотрены все элементы технологии - начиная с формирования художественного образа прикладного изделия из природного материала и заканчивая его представлением на выставках.
Цель программы «ОЧ.умелые ручки» – сформировать устойчивую мотивацию к познанию окружающего мира природы с помощью обучения детей творческой, вдумчивой работе с выбранными материалами для декоративно-прикладного творчества, а также обеспечение всестороннего развития личности подростка, удовлетворение потребности в практической деятельности, осуществляемых по законам красоты.
развитие художественно-творческой активности детей, знакомство с современными видами рукоделия и традиционной народной культурой и ремеслами.
Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам».
Задачи программы:
Ø знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;
Ø раскрыть истоки народного творчества;
Ø формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
Ø совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
Ø обучить изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов: спилы древесина, переработанная древесина (опил) и природного материала;
Ø учить соблюдать требования охраны труда и техники безопасности;
Ø развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
Ø формирование творческих способностей, духовной культуры;
Ø воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству, природе и окружающему миру.
Ø воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.
Ø воспитывать и развивать художественный вкус и уважение к труду, чувство товарищества, чувство личной ответственности.
Программа «ОЧ.умелые ручки» рассчитана на 1 год обучения (35 часов) и предназначена для детей 11-13 лет. Занятия проводятся 1 раза в неделю по 1 часу.
В программу включены следующие разделы:
o Работа с природным материалом (береста, древесина)
o Поделки из бросовых материалов (древесный опил, луковая шелуха)
o Выставки, конкурсы.
Информативный материал по каждому разделу, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед обучающимися ставится задача определить назначение своего изделия. С первых же занятий дети приучаются работать по плану:
1. эскиз,
2. воплощение в материале,
3. выявление формы с помощью декоративных фактур.
Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Образовательная дополнительная программа «ОЧ,умелые ручки» - художественно - эстетического направления, которая носит индивидуальный и групповой характер обучения.
В программе отражается специфика стороны, которая присуща предметам практической деятельности, как мощному средству назначения и развития, учитывающая все требования к декоративно – прикладному образованию, которые до сих пор не используются в системе школьного и дополнительного образования.
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, формированию разносторонне - развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Изучением творческих способностей занимались многие психологи, философы, педагоги. Достаточно назвать таких деятелей науки, как Л. Н. Коган, Л. С. Выготский, Н. А. Бердяев, Д. С. Лихачёв, А. С. Каргин, В. А. Разумный, О.И. Мотков и другие.
В результате многолетних экспериментальных исследований психологов Э. Фромма, И. П. Волкова, Р. Бернса, О. И. Моткова и других установлено, что свойства психики человека, основа интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Детство - это особый период постижения мира. Всё воспринимается в этот период остро и оставляет глубокий след в душе ребёнка на всю жизнь.
Необходимо воспитывать подрастающее поколение на традициях своего народа. И эту работу надо начинать со школьного возраста. Изучая историю прошлого — мы воспитываем в детях чувство патриотизма и гражданственности.
Знакомя с декоративно- прикладным искусством народов ребята знакомятся с образом жизни наших предков с их мастерством и умением. Красивые изделия из бересты и лыка, из глины и дерева, красочные узоры вышивки и тканья — всё это формирует у ребят чувство прекрасного.
Работая над изготовлением поделок своими руками, они познают секрет мастерства наших предков. Одновременно дети знакомятся с культурой других народов.
Мне хочется научить наших детей работать с нетрадиционными материалами, с которыми не работают на уроках технологии. Чтоб дети почувствовали его необычность, красоту. Ведь береста по сути - это та же самая бумага, только намного прочнее. А рисунок древесины неописуемо красив, когда рассматриваешь его спилы и срезы.
Наибольшие
возможности для развития творческих способностей детей среднего школьного
возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако, по
базисному учебному плану в 5-7 классах на изучение курса «Технология»
отводится всего 2 часа в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского
творчества. Улучшить ситуацию можно за счет проведения кружковой работы.
Занятия кружка позволяют дать детям дополнительные сведения по
трудовому обучению: ребята знакомятся с культурой и историей родного края, с
разными видами декоративно - прикладного искусства народа, проживающего в
родной местности.
Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями: столяр-плотник, краснодеревщик, маляр, станочник деревообрабатывающих станков. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.
Программа рассчитана на учащихся 5-6 классов. Предусматривает групповые и индивидуальные занятия. Материал программы предусматривает теоретические и практические занятия. В процессе занятий уделяется особое внимание вопросам техники безопасности. Коллективность выполнения отдельных изделий развивает у школьников чувства взаимопомощи и ответственности за общее дело.
Работа кружка направлена на трудовое, эстетическое, нравственное воспитание школьников. Кружок «ОЧ.умелые ручки» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Формы организации образовательного процесса
Для решения обучающих, развивающих и воспитательных задач используются формы обучения:
Фронтальная форма
Предусматривает подачу учебного материала всему коллективу учеников.
Индивидуальная форма
Предполагает самостоятельную работу обучающихся. Она предполагает оказание такой помощи каждому из них со стороны педагога, которая позволяет, не уменьшая активности ученика, содействовать выработке навыков самостоятельной работы.
Групповая форма
В ходе групповой работы учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Все это способствует более быстрому и качественному выполнению задания.
Групповая работа позволяет выполнить наиболее сложные и масштабные работы с наименьшими материальными затратами, так как каждый обучающийся может научиться конкретному приему на отдельном образце, который является частью изделия. Особым приемом при организации групповой формы работы является ориентирование учеников на создание так называемых «творческих пар» или подгрупп с учетом их возраста и опыта работы в кружке.
Методы проведения занятий
1. Словесные методы обучения:
§ устное изложение;
§ беседа;
2. Наглядные методы обучения:
§ показ видеоматериалов, иллюстраций;
§ показ, исполнение педагогом;
§ наблюдение;
§ работа по образцу
3 Практические методы обучения
§ практическая работа
Ожидаемые результаты:
В конце обучения дети должны получить знания:
· о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
· в области композиции, формообразовании, цветоведения;
· о праздничных традициях.
умения:
· работать нужными инструментами и приспособлениями;
· последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала);
· пользоваться разными видами клея;
· готовить материал для работы;
· наносить рисунок на древесину с помощью копировальной бумаги;
· мастерить поделки из бересты и из спилов(срезов) древесины в различных техниках аппликации;
Форма подведения итогов программы дополнительного образования детей – выставки и конкурсы.
Дидактический материал:
Книги, журналы, статьи, публикации с описанием техники изготовления поделок.
Фотографии, схемы, эскизы будущих изделий.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
№ п/п |
Разделы |
Количество часов |
|
||
|
всего |
теория |
Практи ческие |
|
|
1. 2.
3.
4. |
Введение в тему курса. Технология обработки бросового материала: l древесные опилки; l карандашная стружка; l луковая и чесночная шелуха.
Технология обработки бересты l работа с мелкими деталями, кусочками бересты. Работа над мозаикой, с использованием геометических фигур разной формы. l Работа над аппликацией с использованием кусковой бересты. l Плетение из бересты, (прямое переплетение)
Технология обработки древесины l работа со срезами веточек деревьев различной породы; |
1 13
4 5 4
16 10
4
2
5 |
1 2
2
1 |
3 4 4
8
4
2
4 |
|
|
Итого: |
35 |
6 |
29 |
|
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
5 класс
№ урока |
РАЗДЕЛЫ. Темы уроков. Содержание урока
|
Задачи урока |
|
1. |
Ведение в тему курса объединения «ОЧ.умелые ручки» |
Сбор природного материала, наблюдение за природой осенью, анализировать и сравнивать объекты природы и природный материал с целью выделения у них существенных признаков. |
|
2. |
Технология работы с опилом. (инструменты, материалы) Выбор сюжета. Композиция. Подбор материала. Цветовая гамма.
|
Освоение нового вида деятельности. Планирование последовательности практических действий. Осуществление самоконтроля, корректировки хода работы и конечного результата. Сравнение изделий. |
|
3. |
Технология работы с опилом. Выполнение творческой работы |
Участие в диалоге и анализе работ. Коллективная деятельность, взаимопомощь, обобщение нового. Создание композиции изделия. Осуществление самоконтроля и корректировки хода работы. Сравнение и анализ изделий.
|
|
4. |
Технология работы с опилом. Выполнение творческой работы. Отделка. |
Планирование последовательности практических действий. Осуществление самоконтроля, корректировки хода работы и конечного результата. Сравнение и анализ изделий |
|
5. |
Технология работы с опилом. Выполнение творческой работы. Завершение работы. Организация выставки в классе. |
||
6. |
Технология работы с бросовым материалом ( карандашная стружка) подбор картины |
Освоение нового вида деятельности. Планирование последовательности практических действий. Осуществление самоконтроля, корректировки хода работы и конечного результата. Сравнение изделий. |
|
7. |
Технология работы с бросовым материалом ( карандашная стружка) Создание картины, используя стружку разной формы (круглую, угольную) |
Планирование последовательности практических действий. Осуществление самоконтроля, корректировки хода работы |
|
8. |
Технология работы с бросовым материалом ( карандашная стружка) Завершение работы. Организация выставки в классе. |
Планирование последовательности практических действий. Осуществление самоконтроля, корректировки хода работы Сравнение и анализ изделий.
|
|
9. |
Технология работы с бросовым материалом ( карандашная стружка) Коллективная работа |
Участие в диалоге и анализе работ. Коллективная деятельность, взаимопомощь, обобщение нового. Создание композиции изделия. Осуществление самоконтроля и корректировки хода работы. |
|
10. |
Технология работы с бросовым материалом (карандашная стружка) Коллективная работа в группах. Завершение работы. |
Участие в диалоге и анализе работ. Коллективная деятельность, взаимопомощь, обобщение нового. Создание композиции изделия. Осуществление самоконтроля и корректировки хода работы. Сравнение и анализ изделий |
|
11. |
Технология обработки луковой и чесночной шелухи. Используемые инструменты и материалы. Подбор картины, сюжета. |
Освоение нового вида деятельности. Подбор материала и сюжета. Планирование последовательности практических действий. Осуществление самоконтроля, корректировки хода работы. |
|
12. |
Технология обработки луковой шелухи. Выполнение творческой работы. |
Освоение нового вида деятельности. Подбор материала и сюжета. Планирование последовательности практических действий. Осуществление самоконтроля. |
|
13. |
Технология обработки луковой шелухи. Выполнение творческой работы. |
Планирование последовательности практических действий. Осуществление самоконтроля. |
|
14. |
Технология обработки луковой шелухи. Завершение работы: Отделка; Организация выставки. |
Планирование последовательности практических действий. Сравнение и анализ выполненных изделий. Организация выставки в классе. |
|
15. |
Беседа «Русская красавица — берёзка» Технология обработки бересты. Свойства бересты: § многослойность и многоцветность; § прочность; изделия из бересты. (просмотр презентации) |
Освоение нового вида деятельности. Исследовать материал, учиться подбирать бересту по цвету, по размеру и направлению «чечевичек» Анализ старинных изделий из бересты. |
|
16. |
Технология обработки бересты. Выполнение мозаики из бересты, используя разную геометрическую форму (выбор сюжета, композиция) |
Освоение нового вида деятельности. Исследовать материал, учиться подбирать бересту по цвету, по размеру и направлению «чечевичек» Заготовить и вырезать детали разной геометрической формы. Планирование последовательности практических действий. Осуществление самоконтроля, корректировки хода работы и конечного результата. Сравнение и анализ изделий. |
|
17. |
Технология обработки бересты. Выполнение мозаики из кусочков бересты. |
||
18. |
Технология обработки бересты.
Мозаика. Подбор цветовой гаммы бересты. |
||
19. |
Технология обработки бересты.
Выполнение мозаики. |
||
20. |
Технология обработки бересты. Мозаика. Продолжение работы. |
||
21. |
Технология обработки бересты. Мозаика Отделка мелких деталей. |
||
22. |
Технология обработки бересты. Мозаика. Отделка мелких деталей. |
||
23. |
Технология обработки бересты. Мозаика. Завершение работы. |
|
|
24. |
Технология обработки бересты. Мозаика Завершение работы. Отделка. Организация выставки |
Сравнение и анализ изделий. Организация выставки готовых изделий. |
|
25. |
Технология обработки бересты. Аппликация. Выбор композиции
|
Освоение нового вида деятельности. Исследовать материал, учиться подбирать бересту по цвету, по размеру и направлению «чечевичек» Заготовить пластовую бересту. Выбор сюжета. Планирование последовательности практических действий. Осуществление самоконтроля, корректировки хода работы.
|
|
26. |
Технология обработки бересты. Аппликация. Подбор бересты по цвету. |
Исследовать материал, учиться подбирать бересту по цвету, по размеру и направлению «чечевичек» Заготовить пластовую бересту и вырезать детали выбранного сюжета. Планирование последовательности практических действий. Осуществление самоконтроля, корректировки хода работы и конечного результата. Сравнение и анализ изделий. |
|
27. |
Технология обработки бересты. Аппликация. Подбор бересты по цвету. |
||
28. |
Технология обработки бересты. Аппликация. Завершение работы. Отделка. |
Сравнение и анализ изделий. Организация выставки готовых изделий. |
|
29. |
Технология обработки бересты. Плетение из бересты. Косое переплетение. «Золотая рыбка» |
Освоение нового вида деятельности. Исследовать материал, учиться подбирать бересту по цвету, по размеру и направлению «чечевичек» Заготовить пластовую бересту и вырезать детали длинных полосок для плетения игрушки.. Планирование последовательности практических действий. Осуществление самоконтроля, корректировки хода работы и конечного результата. Сравнение и анализ изделий. |
|
30. |
Технология обработки бересты. Плетение из бересты. Косое переплетение. «Золотая рыбка» Продолжение творческой работы. |
||
31. |
Технология обработки древесины. Создание картины из срезов деревьев разной породы. Выбор сюжета, композиции. Техника безопасности при работе с резцами. |
Освоение нового вида деятельности. Исследовать материал, учиться подбирать материал древесины по цвету, размеру. Готовить детали для работы. Правильно и аккуратно работать с резцами. Планирование последовательности практических действий. Осуществление самоконтроля, корректировки хода работы и конечного результата.
|
|
32. |
Технология обработки древесины. Создание картины из срезов деревьев разной породы. Выбор сюжета, композиции. Техника безопасности при работе с резцами. |
Освоение нового вида деятельности. Исследовать материал, учиться подбирать материал древесины по цвету, размеру. Готовить детали для работы. Правильно и аккуратно работать с резцами. Планирование последовательности практических действий. Осуществление самоконтроля, корректировки хода работы и конечного результата. Сравнение и анализ изделий. |
|
33. |
Технология обработки древесины. Создание картины из срезов деревьев разной породы. Выбор сюжета, композиции. Техника безопасности при работе с резцами. |
|
|
34. |
Технология обработки древесины. Создание картины из срезов деревьев разной породы. Выбор сюжета, композиции. Техника безопасности при работе с резцами. |
Освоение нового вида деятельности. Исследовать материал, учиться подбирать материал древесины по цвету, размеру. Готовить детали для работы. Правильно и аккуратно работать с резцами. Планирование последовательности практических действий. Осуществление самоконтроля, корректировки хода работы и конечного результата. Сравнение и анализ изделий. |
|
35 |
Технология обработки древесины. Создание картины из срезов деревьев разной породы.
Техника безопасности при работе с резцами. Завершение работы. Отделка. Организация выставки. |
Сравнение и анализ изделий. Организация выставки готовых изделий. |
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.