курса «ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО»
для учащихся 9-11 классов
Тип программы: адаптированная
Где используется: государственный компонент
Прокушкин Анатолий Вячеславович
учитель в/к, пед. стаж 12 лет
«Утверждена»
на заседании НМС ШГ № 33
протокол № от «__» ______ 2013 г.
БИШКЕК 2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В успешном решении задач формирования правового государства важное значение имеет главный институт политической системы – государство, отличительная особенность которого – суверенность. Суверенность государства выражается в том, что ему принадлежит право официально представлять все общество в целом, издавать законы и другие нормативные акты, обязательные к выполнению всеми членами общества, осуществлять правосудие.
Правовое государство (в отличие от неправового) осуществляет управление обществом в нормативном порядке, т.е. через законы, а не индивидуальные акты – приказы, команды. Кроме того, сами законы отражают объективную необходимость, закрепляют естественно складывающиеся отношения в обществе. Таким образом, источником законов становится гражданское общество, а не государство.
Выражая в своих законах волю граждан, государство устанавливает, чтобы законы точно и неуклонно исполнялись всеми гражданами, чтобы никто не допускал произвола и беззакония.
Школьный курс «Человек и общество» призван дать наиболее полное представление о человеке, обществе и государстве. Базовыми науками, которые включаются в курс в 9-11 классах являются правоведение, социология, философия, политология и др.
Изучение этого курса имеет целью ознакомить учащихся с основными положениями учения о государстве и праве, дать представление о важнейших отраслях права КР, сформировать начальные знания политологии, рассказать о социальных взаимосвязях в обществе, дать представление об основных философских учениях и типах цивилизаций.
Поскольку содержание некоторых тем курса «Человек и общество» тесно соприкасается с известными уже учащимся понятиями из курса «Граждановедение», требуется, чтобы объяснение содержания тем носило не только информационный характер, но и систематизировало и расширяло накопленные знания.
Отличие данной программы от типовой, состоит в том, что подача материала осуществляется модулями. Модуль – это блок уроков по одной теме, выделенный в тематическом плане в качестве минимальной единицы учебного процесса. При этом объединение материала в блоки (модули) происходит несколько по иному, чем предлагается в типовой программе, принципу. Так, н-р, в 9 классе ознакомление учащихся с основными отраслями права предполагается проводить не по отраслевому признаку, а в связи с видами юридической ответственности. Изучив тему «Правонарушения и юр. ответственность», ребята переходят к изучению административного, уголовное, гражданского, трудового и семейного права, при этом в каждой теме делается акцент на ответственности за неисполнение каждой конкретной правой нормы. Изучение Конституции КР и правового положения гражданина в КР, предполагается проводить без отрыва от изучения основ конституционного права, при этом связывая данную тему с понятием права как системы нормативных установок установленных государством.
В 10 классе изучение роли ООН в мире и Международного Билля прав человека объединяется в один блок с международными механизмами защиты прав человека при этом становится возможно более подробно изучение данных механизмов и осознанное понимание их учащимися.
В 11 классе темы «Политический статус личности», «Духовная деятельность», «Культура и религия» изучаются в комплексе с темами «Политика», «Духовная культура», «Исторический процесс и его участники».
Уроки в блок объединяются по следующему принципу: в начале проводятся уроки изучения нового материала, которые проводятся в форме лекции, эвристической беседы. Затем следуют уроки закрепления, в которых выделяются уроки тренинг-минимумы (отработка первичных знаний по образцу) и тренинг-семинары (самостоятельная работа учащихся по разрешению творческих задач). По завершении каждого модуля предусмотрен повторительно-обобщающий урок, в рамках которого учитель проверяет выполнение домашних заданий и творческих работ, заданных в течение модуля. Все виды работ выполненных учащимися в течение модуля оцениваются, затем они складываются и вычисляется средняя оценка (рейтинг). Чем больше оценок у ученика к моменту окончания модуля, тем точнее и объективнее рейтинг. Эта средняя оценка выставляется в качестве оценки за урок обобщающего повторения.
По итогам каждого модуля проводится контрольный урок с использованием широкого набора проверочных заданий (кроссворды, блок-схемы, лото, творческие задание, составление мини-проектов, тесты и т.д.). Оценка, полученная на контрольном уроке, абсолютна, так как отражает достигнутый учеником уровень. За учебную четверть, учитываются две оценки от каждого блока уроков (модуля) – средняя относительная и абсолютная контрольная.
Подача материала крупными блоками позволяет систематизировать учебный материал изучить близкие по смыслу темы во взаимосвязи, сэкономить время на объяснении нового материала и выделить отдельные уроки для закрепления и отработки практических навыков.
Проведение уроков по модульно-рейтинговой системе позволяет использовать при обучении интерактивные технологии и отойдя от традиционной оценки учащихся проводить оценивание все сторон участия учащихся в образовательном процессе, сделать оценивание более гибки и прозрачным.
Требования к уровню подготовки учащихся
Программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных
способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Человек и общество» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.)
работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
формулирование полученных результатов;
создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том
числе с использованием мультимедийных технологий;
пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
В результате изучения курса «Человек и общество» ученик должен:
Знать и понимать:
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания;
Уметь:
- характеризовать основные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая человека и общество, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
- извлекать из неадаптированных, оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- готовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации;
осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах, определения личной и гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.
«Модульно-рейтинговая программа курса «Человек и общество» используется в качестве экспериментальной программы в рамках экспериментальной площадки «Социально-экономическое профильное образование» и рассчитана на 1 ч. в неделю 34 ч. в год в 9-11 классах.
ПРОГРАММА КУРСА «ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО»
9 класс
Тема 1. «Личность» - 4 часа
Понятия личность, индивидуум, индивидуальность. Параметры личности. Понятие об устойчивости личности. Приспособление. Самооценка. Самосознание. Мотивы поступков и поведения человека. Ценностные ориентиры. Личные интересы.
Тема 2. «ООН и Всеобщая Декларация прав человека» - 4 часа
Из истории прав человека. Создание ООН. Символы ООН. Цель деятельности ООН. ВДПЧ. КПР и ее основные положения. Международные организации по защите прав детей.
Тема 3. «Понятие право и права человека» - 8 ч.
Понятие права. Признаки права. Объективное и субъективное право. Источники права. Законы. Правоотношения. Субъекты права: физические и юридические лица. Юридические факты: события и действия. Конституция – основной закон гос-ва. Содержание и принципы Конституции КР. Конституционное право – ведущая отрасль права. Права и свободы человека. Гражданин и гражданство. Конституция и обязанности граждан. Личные права. Политические права. Экономические. Социальные права. Культурные права.
Тема 4. «Отрасли права и юридическая ответственность» - 10 ч.
Правонарушение. Признаки правонарушения. Преступление и проступок. Юридическая ответственность. Виды наказаний. Административное право. Административно-пресекательные и административно-предупредительные меры. Виды административных взысканий. Правомерное и неправомерное поведение. Понятие преступления. Понятие наказания. Гражданское право – как отрасль права. Имущественные. Личные неимущественные отношения, их виды. Субъекты гражданского права. Гражданская правосубъектность. Сущность сделки, ее определение. Виды и формы сделок. Гражданско-правовая ответственность. Право на труд. Трудовой договор. Рабочее время и время отдыха. Семья и семейные отношения. Брак и условия его заключения. Права и обязанности супругов.
Тема 5. «Система гос. органов в КР». – 8 ч.
Президент КР. Исполнительная власть. Правительство КР и местные гос. администрации. Жогорку Кенеш КР. Суды и правосудие в КР. Местное самоуправление.
ИТОГО: 34 часа
10 класс
Тема 1 «Общение» - 6 часов
Общение и его виды. Роль общения. Техника и приемы общения. Развитие общения. Средства общения.
Тема 2 «Общество и государство» - 10 часов
Гражданское общество. Понятие, признаки и функции государства. Формы государственного устройства и правления. Гос. органы. Правовое государство. Сущность и содержание власти. Демократия. Организация власти при демократии. Антидемократические режимы.
Тема 3 «Международные организации и права человека» - 8 ч.
ООН и ее роль в мире. Структура ООН. Международный билль о правах человека. ВДПЧ. Механизмы защиты прав человека. Международное гуманитарное право. Деятельность МККК.
Тема 4 «Права, свободы, гражданин и гражданство» - 10 ч.
Права, свободы и достоинство человека. Гражданские права и свободы. Неприкосновенность личности. Гражданство. Гражданин и его ответственность перед обществом. Политические права и свободы.
Экономические права и свободы. Социальные и культурные права и свободы.
Права ребенка.
ИТОГО: 34 часа
11 класс
Тема 1 «Человек. Деятельность. Общение» - 8 часов
Общество и общественные отношения. Человек. Индивид. Личность. Сущность человеческой деятельности. Многообразие деятельности. Деятельность и общение. Социальные нормы и девиантное поведение.
Тема 2 «Духовная сфера жизни общества» - 8 часов
Познавательная деятельность человека. Деятельность и духовный мир. Духовная культура. Наука и религия. Мировоззрение, убеждение, вера. Моральная оценка личности. Материально-производственная деятельность человека.
Тема 3 «Политическая и социальная сферы жизни общества» - 10 часов
Исторический процесс и его участники. Общественный прогресс. Политическая деятельность. Политическая система общества. Демократия. Политический статус личности. Социальная структура и социальные отношения. Нации и межнациональные отношения. Социальный статус личности. – 10 часов
Тема 4 «Человеческое общество в развитии» - 8 часов
Смысл и направленность общественного развития. Особенности древних цивилизаций. Древние цивилизации Европы. Древние мыслители о мире и человеке. Европейская цивилизация Средневековья. Переход к индустриальной цивилизации. Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху. Глобальные проблемы современности.
ИТОГО: 34 часа
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
«ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО»
9 класс
Разделы, темы уроков |
Основное содержание |
|
Модуль 1 |
||
1. |
Введение в курс.
|
Знакомство с учебником. Основные методы применяемые на уроках. |
2. |
Личность и ее свойства.
|
Понятия личность, индивидуум, индивидуальность. Параметры личности. |
3. |
Устойчивость и направленность личности. |
Понятие об устойчивости личности. Приспособление. Самооценка. Самосознание. Мотивы поступков и поведения человека. Ценностные ориентиры. Личные интересы. |
4. |
Семинар по теме «Личность» |
|
5. |
ООН и Всеобщая Декларация прав человека.
|
Из истории прав человека. Создание ООН. Символы ООН. Цель деятельности ООН. ВДПЧ. |
6. |
Права ребенка.
|
КПР и ее основные положения. Международные организации по защите прав детей. |
7. |
Повторительно-обобщающий урок |
|
8. |
Контрольный урок по итогам 1 модуля |
Контроль знаний. Обобщение и систематизация изученного. |
Модуль 2 |
||
9. |
Понятие, признаки и источники права. |
Понятие права. Признаки права. Объективное и субъективное право. Источники права. Законы. |
10. |
Правоотношения. Юридические факты
|
Правоотношения. Субъекты права: физические и юридические лица. Юридические факты: события и действия. |
11. |
Понятие и сущность конституции. Основы конституционного права.
|
Конституция – основной закон гос-ва. Содержание и принципы Конституции КР. Конституционное право – ведущая отрасль права. Принципы Конституции. |
12. |
Конституционные основы положения человека и гражданина в КР. Конституционные обязанности гражданина КР. |
Права и свободы человека. Гражданин и гражданство. Конституция и обязанности граждан. |
13. |
Права и свободы человека. |
Права на жизнь. Пытки. Право на личную неприкосновенность. Право на свободу. Особенности политических прав. Право на труд и собственность. Права потребителя. Право на соц. защиту. Право на бесплатное мед. обслуживание. Право на образование. |
14. |
Урок-тренинг по теме «Право и права человека» |
|
15. |
Повторительно-обобщающ. урок |
|
16 |
Контрольный урок по итогам 2 модуля |
|
Модуль 3 |
||
17. |
Правонарушение и юридическая ответственность. |
Правонарушение. Признаки правонарушения. Преступление и проступок. Юридическая ответственность. Виды наказаний. |
18. |
Основы адм. права. Адм. ответственность.
|
Административное право. Административно-пресекательные и административно-предупредительные меры. Виды административных взысканий. |
19. |
Основы уголовного права.
|
Правомерное и неправомерное поведение. Понятие преступления. Понятие наказания. |
20 |
Основы гражданского права. Субъекты гражданского права. |
Гражданское право – как отрасль права. Имущественные. Личные неимущественные отношения, их виды. Субъекты гражданского права. Гражданская правосубъектность. |
21. |
Сделки: их формы и виды. Ответственность по ГП. |
Сущность сделки, ее определение. Виды и формы сделок. Гражданско-правовая ответственность. |
22. |
Основы трудового права.
|
Право на труд. Трудовой договор. Рабочее время и время отдыха. |
23. |
Основы семейного права.
|
Семья и семейные отношения. Брак и условия его заключения. Права и обязанности супругов. |
24. |
Урок-тренинг по теме «Отрасли права и юр. ответственность» |
|
25. |
Повторительно-обобщающий урок |
|
26. |
Контрольный урок по итогам 3 модуля |
Контроль знаний. Обобщение и систематизация изученного. |
Модуль 4 |
||
27. |
Система гос. органов в КР. Президент КР. |
Система органов гос. власти. Порядок избрания и полномочия Президента КР. |
28. |
Исполнительная власть.
|
Функции и полномочия, порядок формирования правительства. |
29. |
Жогорку Кенеш КР. |
Порядок избрания и полномочия ЖК КР. |
30. |
Суды и правосудие в КР. |
Суды и отправление правосудия. |
31. |
Местное самоуправление. |
Организация деятельность МСУ в КР. |
32. |
Урок-тренинг по теме «Система гос. органов КР» |
|
33. |
Повторительно-обобщающий урок |
|
34. |
Контрольный урок по итогам 4 модуля |
Контроль знаний. Обобщение и систематизация изученного. |
10 класс
|
Разделы, темы уроков |
Основное содержание |
Модуль 1 |
||
1. |
Общение и его виды.
|
Понятие общения. Сущность и аспекты общения. Содержание, сущность и средства общения. |
2. |
Роль общения
|
Общение и его значение в формировании и развитии человеческой личности. Роль общения в развитии ребенка. |
3. |
Техника и приемы общения.
|
Модель общения. Средства общения, техника и приемы общения. Передача информации. Невербальные знаки и сигналы. |
4. |
Развитие общения.
|
Содержание общения. Личностное общение и его этапы. Средства общения. Жесты. Культура общения. |
5. |
Повторительно-обобщающий урок |
|
6. |
Контрольная работа по итогам 1 модуля |
|
Модуль 2 |
||
7. |
Гражданское общество
|
Понятие общество. Гражданское общество. Гражданин и гражданское общество. Элементы гражданского общества. |
8. |
Понятие, признаки и функции государства. |
Понятие гос-во. Признаки гос-ва. Внутренние и внешние функции гос-ва. |
9. |
Формы государственного устройства и правления.
|
Средства и методы осуществления гос. власти. Форма правления. Монархия, республика. Форма устройства. Унитарное гос-во. Федерация. Конфедерация. |
10. |
Гос. органы. Правовое государство. |
Понятие гос. орган. Виды гос. органов. Полномочия гос. органов. Правовое гос-во. Принципы правового гос-ва. |
11. |
Сущность и содержание власти. |
Понятие «власть». Виды власти. Гос. власть и ее институты. Общественная власть. Власть в демократич. гос-ве. |
12. |
Демократия. Организация власти при демократии.
|
Понятие «полит. режим». Типы полит. режимов. Демократия. Признаки демократии. Формы демократии. Выборы и избират. права граждан. Типы избирательных систем. СМИ. Свобода слова. Полит. партии. |
13. |
Антидемократические режимы. |
Антидемократич. режим – его виды, признаки. Тоталитаризм. Авторитаризм. |
14. |
Повторительно-обобщающий урок |
|
15. |
Контрольная работа по итогам 2 модуля |
|
16. |
Зачет за 1 полугодие
|
|
Модуль 3 |
||
17. |
ООН и ее роль в мире. |
Причины и цели создания ООН. Устав ООН. Эмблема и гимн ООН. Принципы ООН. |
18. |
Структура ООН |
Структура ООН. Роль ООН в мире. |
19. |
Международный билль о правах человека. ВДПЧ. |
ВДПЧ – история принятия. Основные права человека. Международные пакты. |
20. |
Механизмы защиты прав человека. |
Важнейшие международные док-ты по защите ПЧ. Механизмы защиты ПЧ. Гарантии прав и свобод граждан. Нарушения ПЧ в современном мире. Обществ. объед. по защите ПЧ. Межд. орг-ции по защите ПЧ. |
21. |
Международное гуманитарное право. Деятельность МККК. |
Основные права человека в ситуациях вооруженного конфликта. Деят-ть МККК. |
22. |
Повторительно-обобщающий урок |
|
23. |
Контрольная работа по итогам 3 модуля |
|
Модуль 4 |
||
24 |
Права, свободы и достоинство человека.
|
Классификация прав человека. Естественные права. Право. Права человека. Свобода. Достоинство. Равенство. |
25. |
Гражданские права и свободы. Неприкосновенность личности. |
Право на жизнь и смертная казнь. Право на свободу и личную неприкосновенность. Право на неприкосновенность личной жизни. Право на свободу передвижения. |
26. |
Гражданство.
|
Понятие гражданство. Правовой статус гражданина. Приобретение гражданства. |
27. |
Гражданин и его ответственность перед обществом. |
Ответственность граждан перед обществом. Конституционные обязанности граждан. Участие граждан в жизни общества. |
28. |
Политические права и свободы. |
Свобода слова и мысли. Свобода собраний. Право на объединения. Право на участие в управлении гос-вом. |
29. |
Экономические права и свободы. |
Право на труд. Право на собственность. Права потребителя. |
30. |
Социальные и культурные права и свободы. |
Право на соц. защиту. Право на бесплатное мед. обслуживание. Право на образование. Культурные права. |
31. |
Права ребенка.
|
КПР, ее основные положения. Права детей. Нарушение и защита прав детей. |
32. |
Повторительно-обобщающий урок |
|
33. |
Контрольная работа по итогам 4 модуля |
|
34. |
Зачет за 2 полугодие |
|
11 класс
|
Темы уроков |
Основное содержание |
Модуль 1 |
||
1. |
Общество и общественные отношения. |
Понятие «общество». Взаимосвязь общества и природы. Сферы общественной жизни. Общественные науки. |
2. |
Человек. Индивид. Личность. |
Многообразие наук о человеке. Индивид и индивидуальность. Личность – сознат. сущность человека. |
3. |
Сущность человеческой деятельности.
|
Роль деятельности в развитии личности. Отличие деятельности человека от поведения животных. Структура деятельности. Мотивы деятельности. |
4. |
Многообразие деятельности. |
Виды деятельности. Творческая деятельность. Трудовая деятельность. Игра – как вид деятельности. |
5. |
Деятельность и общение.
|
Соотношение понятий деятельность и общение. Многообразие форм общения. Функции общения. |
6. |
Социальные нормы и девиантное поведение. |
Соц. Нормы, их значение. Отклоняющееся поведение. Преступность. |
7. |
Семинар по теме «Человек. Деятельность. Общение» |
|
8 |
Контрольная работа по итогам 1 модуля |
|
Модуль 2 |
||
9. |
Познавательная деятельность человека.
|
Знания, их роль в жизни общества и человека. Как добывают знания. Простое и сложное в науке. Теория и опыт. Методы научного познания. Мифология. Жизненный опыт. Народная мудрость. Искусство. |
10. |
Деятельность и духовный мир. |
Сущность и виды духовной деятельности. Духовное производство. Сохранение духовных ценностей. Духовное потребление. Особенности соц. познания. Конкретно-исторический подход к соц. явлениям. Соц. факты. |
11 |
Духовная культура.
|
Понятие «культура». Духовная и материальная культура. Виды культур. |
12 |
Наука и религия.
|
Наука, как вид деятельности. Роль науки в современном мире. Тенденции развития образования. Религиозная вера, обряды и культура. Мировые религии. Роль религии в современно мире. |
13. |
Мировоззрение, убеждение, вера. Моральная оценка личности. |
Сущность мировоззрения. Убеждения и вера. Менталитет. Личность и моральная ответственность. Мораль. Добро и зло. Долг и совесть. Нравственная культура. Современный этикет. |
14. |
Материально-производственная деятельность человека. |
Материальное производство. Трудовая деятельность. Этапы изобретательской деятельности. Психологические аспекты изобретательства. |
15 |
Семинар по теме «Духовная сфера жизни общества» |
|
16 |
Контрольная работа по итогам 2 модуля Зачет за 1 полугодие. |
|
Модуль 3 |
||
17. |
Исторический процесс и его участники. Общественный прогресс. |
Сущность историч. процесса, его участники. Учение о роли народных масс и элиты. Прогрессии регресс. Противоречивость прогресса. Критерии прогресса. |
18. |
Политическая деятельность.
|
Политика – как деятельность. Субъекты и объекты политики. Полит. деят-сть и мораль. Политич. действия. |
19. |
Политическая система общества.
|
Политич. сфера общества. Управление, власть, политика. Структура политич. Системы. Гос-во. Партии и партийные институты |
20 |
Демократия.
|
Принципы современной демократии, парламентаризм, плюрализм. |
21 |
Политический статус личности. |
Права и обязанности гражданина. Политические роли личности. Политические лидеры и культуры. |
22 |
Социальная структура и социальные отношения. |
Соц. группы, классы, страты. Семья. |
23 |
Нации и межнациональные отношения. |
Этнос, народ, нация. Национальное самосознание. Межнациональные конфликты. |
24 |
Социальный статус личности. |
Статус, статусный набор, статусные роли. Изменение соц. структуры. Соц. политика государства. |
25 |
Семинар по теме «Политическая и социальная сферы жизни общества» |
|
26. |
Контрольная работа по итогам 3 модуля |
|
Модуль 4 |
||
27. |
Смысл и направленность общественного развития |
Сформировать представления о мировом историческом процессе и направленности развития человечества. |
28. |
Особенности древних цивилизаций. Древние цивилизации Европы. |
Первобытность. Древность. Цивилизация. Признаки перехода к цивилизации. Др. цивилизации Востока. Античность. Эллинизм. Цивилизации Др.Греции и Рима . Миф, мифологич. сознание. |
29 |
Древние мыслители о мире и человеке. Европейская цивилизация Средневековья. Переход к индустриальной цивилизации. |
Идеальное гос-во Платона. Аристотель об общ-ве и государстве. Эпоха Средневековья. Феодализм. Особенности феодальной структуры. Монархизм. Церковь в средние века. Индустриальное общество. НТР. |
30-31. |
Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху |
Общественный договор. Теория естеств. права, обоснование принципа разделения права. Гражд. об-во. Теории обществ. формаций и прибавочной стоимости. Современная философия о сущности человека. Теория марксизма. Цивилизация. Соотношение понятий формация и цивилизация. Типы цивилизаций. |
32. |
Глобальные проблемы современности.
|
Понятие «глобальные проблемы». Экология, военные угрозы, демография, терроризм и др. |
33. |
Семинар по теме «Человеческое общество в развитии» |
|
34. |
Контрольная работа по итогам 4 модуля Итоговый зачет по курсу. |
|
Список рекомендуемой литературы:
1. «Обществознание» 10, 11 класс. Учебник в 2-х книгах. А.Ю. Лазебникова, Л.Н. Боголюбов М.2007
2. Методические рекомендации к учебнику А.Ю. Лазебниковой, Л.Н. Боголюбова «Обществознание» 10, 11 класс. В 2-х книгах. М. 2007
3. А.Ю. Лазебникова, Е.Н. Калачева, Б.В. Демидова. Поурочные методические разработки по обществоведению к учебнику «Обществознание 10-11 кл. под ред. А.Ю. Лазебниковой. М: 2005
4. «Через гуманизм к миру» Учебное пособие к курсу «Человек и общество» Б. 2002
5. А.Ю. Лазебникова, М.Ю. Брандт «Уроки обществознания в 11 классе» Методическое пособие по курсу «Человек и общество» М.2000
6. Обществознание. 10 класс. Поурочные планы по учебнику Л.Н. Боголюбова Часть 1, 2. Автор-составитель Н.С. Степанько В. 2006
7. Обществознание. 11 класс. Поурочные планы по учебнику Л.Н. Боголюбова. Автор-составитель Н.С. Степанько В. 2006
8. Обществознание. Уроки учительского мастерства. 10-11 классы. Составитель Т.А. Корнева. В.2006
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.