Программа курса

  • doc
  • 07.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Программа Человек и общество.doc

 

Школа-гимназия № 33

с углубленным изучением экономики и права г. Бишкек

 

 

 

 

Модульно-рейтинговая программа

курса  «ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО»

для учащихся 9-11 классов

 

 

 

Тип программы: адаптированная

 

Где используется: государственный компонент

 

 

 

Прокушкин Анатолий Вячеславович

учитель в/к, пед. стаж 12 лет

 

 

 

«Утверждена»

на заседании НМС ШГ № 33

                                                                  протокол №   от «__» ______ 2013 г.

 

 

 

 

 

БИШКЕК 2013

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

В успешном решении задач формирования правового государства важное значение имеет главный институт политической системы – государство, отличительная особенность которого – суверенность. Суверенность государства выражается в том, что ему принадлежит право официально представлять все общество в целом, издавать законы и другие нормативные акты, обязательные к выполнению всеми членами общества, осуществлять правосудие.

Правовое государство (в отличие от неправового) осуществляет управление обществом в нормативном порядке, т.е. через законы, а не индивидуальные акты – приказы, команды. Кроме того, сами законы отражают объективную необходимость, закрепляют естественно складывающиеся отношения в обществе. Таким образом, источником законов становится гражданское общество, а не государство.

Выражая в своих законах волю граждан, государство устанавливает, чтобы законы точно и неуклонно исполнялись всеми гражданами, чтобы никто не допускал произвола и беззакония.

Школьный курс «Человек и общество» призван дать наиболее полное представление о человеке, обществе и государстве. Базовыми науками, которые включаются в курс в 9-11 классах являются правоведение, социология, философия, политология и др.

Изучение этого курса имеет целью ознакомить учащихся с основными положениями учения о государстве и праве, дать представление о важнейших отраслях права КР, сформировать начальные знания политологии, рассказать о социальных взаимосвязях в обществе, дать представление об основных философских учениях и типах цивилизаций.

Поскольку содержание некоторых тем курса «Человек и общество» тесно соприкасается с известными уже учащимся понятиями из курса «Граждановедение», требуется, чтобы объяснение содержания тем носило не только информационный характер, но и систематизировало и расширяло накопленные знания.

Отличие данной программы от типовой, состоит в том, что подача материала осуществляется модулями. Модуль – это блок уроков по одной теме, выделенный в тематическом плане в качестве минимальной единицы учебного процесса. При этом объединение материала в блоки (модули) происходит несколько по иному, чем предлагается в типовой программе, принципу. Так, н-р, в 9 классе ознакомление учащихся с основными отраслями права предполагается проводить не по отраслевому признаку, а в связи с видами юридической ответственности. Изучив тему «Правонарушения и юр. ответственность», ребята переходят к изучению административного, уголовное, гражданского, трудового и семейного права, при этом в каждой теме делается акцент на ответственности за неисполнение каждой конкретной правой нормы. Изучение Конституции КР и правового положения гражданина в КР, предполагается проводить без отрыва от изучения основ конституционного права, при этом связывая данную тему с понятием права как системы нормативных установок установленных государством. 

В 10 классе изучение роли ООН в мире и Международного Билля прав человека объединяется в один блок с международными механизмами защиты прав человека при этом становится возможно более подробно изучение данных механизмов и осознанное понимание их учащимися.

В 11 классе темы «Политический статус личности», «Духовная деятельность», «Культура и религия» изучаются в комплексе с темами «Политика», «Духовная культура», «Исторический процесс и его участники».

Уроки в блок объединяются по следующему принципу: в начале проводятся уроки изучения нового материала, которые проводятся в форме лекции, эвристической беседы. Затем следуют уроки закрепления, в которых выделяются уроки тренинг-минимумы (отработка первичных знаний по образцу) и тренинг-семинары (самостоятельная работа учащихся по разрешению творческих задач). По завершении каждого модуля предусмотрен повторительно-обобщающий урок, в рамках которого учитель проверяет выполнение домашних заданий и творческих работ, заданных в течение модуля.  Все виды работ выполненных учащимися в течение модуля оцениваются, затем они складываются и вычисляется средняя оценка (рейтинг). Чем больше оценок  у ученика к моменту окончания модуля,  тем точнее и объективнее рейтинг. Эта средняя оценка выставляется в качестве оценки за урок обобщающего повторения.

По итогам каждого модуля проводится контрольный урок с использованием широкого набора проверочных заданий (кроссворды, блок-схемы, лото, творческие задание, составление мини-проектов, тесты и т.д.). Оценка, полученная на контрольном уроке, абсолютна, так как отражает достигнутый учеником уровень. За учебную четверть, учитываются две оценки от каждого блока уроков (модуля) – средняя относительная и абсолютная контрольная.

Подача материала крупными блоками позволяет систематизировать учебный материал изучить близкие по смыслу темы  во взаимосвязи, сэкономить время на объяснении нового материала и выделить отдельные уроки для закрепления и отработки практических навыков.

Проведение уроков по модульно-рейтинговой системе позволяет использовать при обучении интерактивные технологии и  отойдя от традиционной оценки учащихся проводить оценивание все сторон участия учащихся в образовательном процессе, сделать оценивание более гибки и прозрачным.

Требования к уровню подготовки учащихся

Программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных

способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Человек и общество» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;

объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;

применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.)

работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);

формулирование полученных результатов;

создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том

числе с использованием мультимедийных технологий;

пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

В результате изучения курса «Человек и общество»  ученик должен:

Знать и понимать:

- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

- тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;

- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

- особенности социально-гуманитарного познания;

Уметь:

- характеризовать основные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

- анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая человека и общество, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;

- извлекать из неадаптированных, оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

- готовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

- совершенствования собственной познавательной деятельности;

- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации;

осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах, определения личной и гражданской позиции;

- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.

 

«Модульно-рейтинговая программа курса «Человек и общество» используется в качестве экспериментальной программы в рамках экспериментальной площадки «Социально-экономическое профильное образование» и рассчитана на 1 ч. в неделю 34 ч. в год в 9-11 классах.

 

 

 

ПРОГРАММА КУРСА «ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО»

 

9 класс

 

Тема 1. «Личность» - 4 часа

Понятия личность, индивидуум, индивидуальность. Параметры личности. Понятие об устойчивости личности. Приспособление. Самооценка. Самосознание. Мотивы поступков и поведения человека. Ценностные ориентиры. Личные интересы.

 

Тема 2. «ООН и Всеобщая  Декларация прав человека» - 4 часа

Из истории прав человека. Создание ООН. Символы ООН. Цель деятельности ООН. ВДПЧ. КПР и ее основные положения. Международные организации по защите прав детей.

 

Тема 3. «Понятие право и права человека» - 8 ч.

Понятие права. Признаки права. Объективное и субъективное право. Источники права. Законы. Правоотношения. Субъекты права: физические и юридические лица. Юридические факты: события и действия. Конституция – основной закон гос-ва. Содержание и принципы Конституции КР. Конституционное право – ведущая отрасль права. Права и свободы человека. Гражданин и гражданство. Конституция и обязанности граждан. Личные права. Политические права. Экономические. Социальные права. Культурные права.

 

Тема 4. «Отрасли права и юридическая ответственность» - 10 ч.

Правонарушение. Признаки правонарушения. Преступление и проступок. Юридическая ответственность. Виды наказаний. Административное право. Административно-пресекательные и административно-предупредительные меры. Виды административных взысканий. Правомерное и неправомерное поведение. Понятие преступления. Понятие наказания. Гражданское право – как отрасль права. Имущественные. Личные неимущественные отношения, их виды. Субъекты гражданского права. Гражданская правосубъектность. Сущность сделки, ее определение. Виды и формы сделок. Гражданско-правовая ответственность. Право на труд. Трудовой договор. Рабочее время и время отдыха. Семья и семейные отношения. Брак и условия его заключения. Права и обязанности супругов.

 

Тема 5. «Система гос. органов в КР». – 8 ч.

Президент КР. Исполнительная власть. Правительство КР и местные гос. администрации. Жогорку Кенеш КР. Суды и правосудие в КР. Местное самоуправление.

 

ИТОГО:  34 часа

 

 

10 класс

 

Тема 1 «Общение» - 6 часов

Общение и его виды. Роль общения. Техника и приемы общения. Развитие общения. Средства общения.

 

Тема 2 «Общество и государство» - 10 часов

Гражданское общество. Понятие, признаки и функции государства. Формы государственного устройства и правления. Гос. органы. Правовое государство. Сущность и содержание власти. Демократия. Организация власти при демократии. Антидемократические режимы.

 

Тема 3 «Международные организации и права человека» - 8 ч.

ООН и ее роль в мире. Структура ООН. Международный билль о правах человека. ВДПЧ. Механизмы защиты прав человека. Международное гуманитарное право.  Деятельность МККК.

 

Тема 4 «Права, свободы, гражданин и гражданство» - 10 ч.

Права, свободы и достоинство человека. Гражданские права и свободы. Неприкосновенность личности. Гражданство. Гражданин и его ответственность перед обществом. Политические права и свободы.

Экономические права и свободы. Социальные и культурные права и свободы.

Права ребенка.

 

 

ИТОГО:  34 часа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11 класс

 

Тема 1 «Человек. Деятельность. Общение» - 8 часов

Общество и общественные отношения. Человек. Индивид. Личность. Сущность человеческой деятельности. Многообразие деятельности. Деятельность и общение. Социальные нормы и девиантное поведение.

 

Тема 2 «Духовная сфера жизни общества» - 8 часов

Познавательная деятельность человека. Деятельность и духовный мир. Духовная культура. Наука и религия. Мировоззрение, убеждение, вера. Моральная оценка личности. Материально-производственная деятельность человека.

 

Тема 3 «Политическая и социальная сферы жизни общества» - 10 часов

Исторический процесс и его участники. Общественный прогресс. Политическая деятельность. Политическая система общества. Демократия. Политический статус личности. Социальная структура и социальные отношения. Нации и межнациональные отношения. Социальный статус личности. – 10 часов

 

Тема 4  «Человеческое общество в развитии» - 8 часов

Смысл и направленность общественного развития. Особенности древних цивилизаций. Древние цивилизации Европы. Древние мыслители о мире и человеке. Европейская цивилизация Средневековья. Переход к индустриальной цивилизации. Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху. Глобальные проблемы современности.

 

ИТОГО:  34 часа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

«ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО»

9 класс

Разделы, темы уроков

Основное содержание

Модуль 1

1.

Введение в курс.

 

Знакомство с учебником. Основные методы применяемые на уроках.

2.

Личность и ее свойства.

 

Понятия личность, индивидуум, индивидуальность. Параметры личности.

3.

Устойчивость и  направленность личности.

Понятие об устойчивости личности. Приспособление. Самооценка. Самосознание. Мотивы поступков и поведения человека. Ценностные ориентиры. Личные интересы.

4.

Семинар по теме «Личность»

 

5.

ООН и Всеобщая Декларация прав человека.

 

Из истории прав человека. Создание ООН. Символы ООН. Цель деятельности ООН. ВДПЧ.

6.

Права ребенка.

 

КПР и ее основные положения. Международные организации по защите прав детей.

7.

Повторительно-обобщающий урок

 

8.

Контрольный урок по итогам 1 модуля

Контроль знаний. Обобщение и систематизация изученного.

Модуль 2

9.

Понятие, признаки  и источники права.

Понятие права. Признаки права. Объективное и субъективное право. Источники права. Законы.

10.

Правоотношения. Юридические факты

 

Правоотношения. Субъекты права: физические и юридические лица. Юридические факты: события и действия.

11.

Понятие и сущность конституции. Основы конституционного права.

 

Конституция – основной закон гос-ва. Содержание и принципы Конституции КР. Конституционное право – ведущая отрасль права. Принципы Конституции.

12.

Конституционные основы положения человека и гражданина в КР.

Конституционные обязанности гражданина КР.

Права и свободы человека. Гражданин и гражданство. Конституция и обязанности граждан.

13.

Права и свободы человека.

Права на жизнь. Пытки. Право на личную неприкосновенность. Право на свободу. Особенности политических прав.  Право на труд и собственность. Права потребителя.  Право на соц. защиту. Право на бесплатное мед. обслуживание. Право на образование.

14.

Урок-тренинг по теме «Право и права человека»

 

15.

Повторительно-обобщающ. урок

 

16

Контрольный урок по итогам 2 модуля

 

Модуль 3

17.

Правонарушение и юридическая ответственность.

Правонарушение. Признаки правонарушения. Преступление и проступок. Юридическая ответственность. Виды наказаний.

18.

Основы адм.  права.

Адм. ответственность.

 

Административное право. Административно-пресекательные и административно-предупредительные меры. Виды административных взысканий.

19.

Основы уголовного права.

 

Правомерное и неправомерное поведение. Понятие преступления. Понятие наказания.

20

Основы гражданского права. Субъекты гражданского права.

Гражданское право – как отрасль права. Имущественные. Личные неимущественные отношения, их виды. Субъекты гражданского права. Гражданская правосубъектность.

21.

Сделки: их формы и виды. Ответственность по ГП.

Сущность сделки, ее определение. Виды и формы сделок. Гражданско-правовая ответственность.

22.

Основы трудового права.

 

Право на труд. Трудовой договор. Рабочее время и время отдыха.

23.

Основы семейного права.

 

Семья и семейные отношения. Брак и условия его заключения. Права и обязанности супругов.

24.

Урок-тренинг по теме «Отрасли права и юр. ответственность»

 

25.

Повторительно-обобщающий урок

 

26.

Контрольный урок по итогам 3 модуля

Контроль знаний. Обобщение и систематизация изученного.

Модуль 4

27.

Система гос. органов в КР. Президент КР.

Система органов гос. власти.  Порядок избрания и полномочия Президента КР. 

28.

Исполнительная власть.

 

Функции и полномочия, порядок формирования правительства.

29.

Жогорку Кенеш КР.

Порядок избрания и полномочия ЖК КР.

30.

Суды и правосудие в КР.

Суды и отправление правосудия.

31.

Местное самоуправление.

Организация деятельность МСУ в КР.

32.

Урок-тренинг по теме «Система гос. органов КР»

 

33.

Повторительно-обобщающий урок

 

34.

Контрольный урок по итогам 4 модуля

Контроль знаний. Обобщение и систематизация изученного.

 

 

 

 

 

10 класс

 

 

Разделы, темы уроков

Основное содержание

Модуль 1

1.

Общение и его виды.

 

Понятие общения. Сущность и аспекты общения. Содержание, сущность и средства общения.

2.

Роль общения

 

Общение и его значение в формировании и развитии человеческой личности. Роль общения в развитии ребенка.

3.

Техника и приемы общения.

 

Модель общения. Средства общения, техника и приемы общения. Передача информации. Невербальные знаки и сигналы.

4.

Развитие общения.

 

Содержание общения. Личностное общение и его этапы. Средства общения. Жесты. Культура общения.

5.

Повторительно-обобщающий урок

 

6.

Контрольная работа по итогам 1 модуля

 

Модуль 2

7.

Гражданское общество

 

Понятие общество. Гражданское общество. Гражданин и гражданское общество. Элементы гражданского общества.

8.

Понятие, признаки и функции государства.

Понятие гос-во. Признаки гос-ва. Внутренние и внешние функции гос-ва.

9.

Формы государственного устройства и правления.

 

Средства и методы осуществления гос. власти. Форма правления. Монархия, республика. Форма устройства. Унитарное гос-во. Федерация. Конфедерация.

10.

Гос. органы. Правовое государство.

Понятие гос. орган. Виды гос. органов. Полномочия гос. органов. Правовое гос-во. Принципы правового гос-ва.

11.

Сущность и содержание власти.

Понятие «власть». Виды власти. Гос. власть и ее институты. Общественная власть. Власть в демократич. гос-ве.

12.

Демократия. Организация власти при демократии.

 

Понятие «полит. режим». Типы полит. режимов. Демократия. Признаки демократии. Формы демократии. Выборы и избират. права граждан. Типы избирательных систем. СМИ. Свобода слова. Полит. партии.

13.

Антидемократические режимы.

Антидемократич. режим – его виды, признаки. Тоталитаризм. Авторитаризм.

14.

Повторительно-обобщающий урок

 

15.

Контрольная работа по итогам 2 модуля

 

 

16.

Зачет за 1 полугодие

 

 

 

 

Модуль 3

17.

ООН и ее роль в мире.

Причины и цели создания ООН. Устав ООН. Эмблема и гимн ООН. Принципы ООН.

18.

Структура ООН

Структура ООН. Роль ООН в мире.

19.

Международный билль о правах человека. ВДПЧ.

ВДПЧ – история принятия. Основные права человека. Международные пакты.

20.

Механизмы защиты прав человека.

Важнейшие международные док-ты по защите ПЧ. Механизмы защиты ПЧ. Гарантии прав и свобод граждан. Нарушения ПЧ в современном мире. Обществ. объед. по защите ПЧ. Межд.  орг-ции по защите ПЧ.

21.

Международное гуманитарное право.

Деятельность МККК.

Основные права человека в ситуациях вооруженного конфликта. Деят-ть МККК.

22.

Повторительно-обобщающий урок

 

23.

Контрольная работа по итогам 3 модуля

 

Модуль 4

24

Права, свободы и достоинство человека.

 

Классификация прав человека. Естественные права. Право. Права человека. Свобода. Достоинство. Равенство.

25.

Гражданские права и свободы. Неприкосновенность личности.

Право на жизнь и смертная казнь. Право на свободу и личную неприкосновенность. Право на неприкосновенность личной жизни. Право на свободу передвижения.

26.

Гражданство.

 

Понятие гражданство. Правовой статус гражданина. Приобретение гражданства.

27.

Гражданин и его ответственность перед обществом.

Ответственность граждан перед обществом. Конституционные обязанности граждан. Участие граждан в жизни общества.

28.

Политические права и свободы.

Свобода слова и мысли. Свобода собраний. Право на объединения. Право на участие в управлении гос-вом.

29.

Экономические права и свободы.

Право на труд. Право на собственность. Права потребителя.

30.

Социальные и культурные права и свободы.

Право на соц. защиту. Право на бесплатное мед. обслуживание. Право на образование. Культурные права.

31.

Права ребенка.

 

КПР, ее основные положения. Права детей. Нарушение и защита прав детей.

32.

Повторительно-обобщающий урок

 

33.

Контрольная работа по итогам 4 модуля

 

34.

Зачет за 2 полугодие

 

 

 

 

11 класс

 

 

Темы уроков

Основное содержание

Модуль 1

1.

Общество и общественные отношения.

Понятие «общество». Взаимосвязь общества и природы. Сферы общественной жизни. Общественные науки. 

2.

Человек. Индивид. Личность.

Многообразие наук о человеке. Индивид и индивидуальность. Личность – сознат. сущность человека.

3.

Сущность человеческой деятельности.

 

Роль деятельности в развитии личности. Отличие деятельности человека от поведения животных. Структура деятельности. Мотивы деятельности.

4.

Многообразие деятельности.

Виды деятельности. Творческая деятельность. Трудовая деятельность. Игра – как вид деятельности.

5.

Деятельность и общение.

 

Соотношение понятий деятельность и общение. Многообразие форм общения. Функции общения.

6.

Социальные нормы и девиантное поведение.

Соц. Нормы, их значение. Отклоняющееся поведение. Преступность.

7.

Семинар по теме «Человек. Деятельность. Общение»

 

8

Контрольная работа по итогам 1 модуля

 

Модуль 2

9.

Познавательная деятельность человека.

 

Знания, их роль в жизни общества и человека. Как добывают знания.

Простое и сложное в науке. Теория и опыт. Методы научного познания. Мифология. Жизненный опыт. Народная мудрость. Искусство.

10.

Деятельность и духовный мир.

Сущность и виды духовной деятельности. Духовное производство. Сохранение духовных ценностей. Духовное потребление. Особенности соц. познания. Конкретно-исторический подход к соц. явлениям. Соц. факты.

11

Духовная культура.

 

Понятие «культура». Духовная и материальная культура. Виды культур.

12

Наука и религия.

 

Наука, как вид деятельности. Роль науки в современном мире. Тенденции развития образования.

Религиозная вера, обряды и культура. Мировые религии. Роль религии в современно мире.

13.

Мировоззрение, убеждение, вера. Моральная оценка личности.

Сущность мировоззрения. Убеждения и вера. Менталитет.  Личность и моральная ответственность. Мораль. Добро и зло. Долг и совесть. Нравственная культура. Современный этикет.

14.

Материально-производственная деятельность человека.

Материальное производство. Трудовая деятельность. Этапы изобретательской деятельности. Психологические аспекты изобретательства. 

15

Семинар по теме «Духовная сфера жизни общества»

 

16

Контрольная работа по итогам 2 модуля  Зачет за 1 полугодие.

 

Модуль 3

17.

Исторический процесс и его участники. Общественный прогресс.

Сущность историч. процесса, его участники. Учение о роли народных масс и элиты. Прогрессии регресс. Противоречивость прогресса. Критерии прогресса.

18.

Политическая деятельность.

 

Политика – как деятельность. Субъекты и объекты политики. Полит. деят-сть и мораль. Политич. действия.

19.

Политическая система общества.

 

Политич. сфера общества. Управление, власть, политика. Структура политич. Системы.  Гос-во. Партии и партийные институты

20

Демократия.

 

Принципы современной демократии, парламентаризм, плюрализм.

21

Политический статус личности.

Права и обязанности гражданина. Политические роли личности. Политические лидеры и культуры.

22

Социальная структура и социальные отношения.

Соц. группы, классы, страты.  Семья.

23

Нации и межнациональные отношения.

Этнос, народ, нация. Национальное самосознание. Межнациональные конфликты.

24

Социальный статус личности.

Статус, статусный набор, статусные роли. Изменение соц. структуры. Соц. политика государства.

25

Семинар по теме «Политическая и социальная сферы жизни общества»

 

26.

Контрольная работа по итогам 3 модуля

 

Модуль 4

27.

Смысл и направленность общественного развития

Сформировать представления о мировом историческом процессе и направленности развития человечества.

28.

Особенности древних цивилизаций. Древние цивилизации Европы.

Первобытность. Древность. Цивилизация. Признаки перехода к цивилизации. Др. цивилизации Востока. Античность. Эллинизм. Цивилизации Др.Греции и Рима . Миф, мифологич. сознание.

29

Древние мыслители о мире и человеке. Европейская цивилизация Средневековья. Переход к индустриальной цивилизации.

Идеальное гос-во Платона. Аристотель об общ-ве и государстве. Эпоха Средневековья. Феодализм. Особенности феодальной структуры. Монархизм. Церковь в средние века. Индустриальное общество. НТР.

30-31.

Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху

Общественный договор. Теория естеств. права, обоснование принципа разделения права. Гражд. об-во. Теории обществ. формаций и прибавочной стоимости. Современная философия о сущности человека. Теория марксизма. Цивилизация. Соотношение понятий формация и цивилизация. Типы цивилизаций.

32.

Глобальные проблемы современности.

 

Понятие «глобальные проблемы». Экология, военные угрозы, демография, терроризм и др.

33.

Семинар по теме «Человеческое общество в развитии»

 

34.

Контрольная работа по итогам 4 модуля Итоговый зачет по курсу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список рекомендуемой литературы:

 

1.                          «Обществознание» 10, 11 класс. Учебник в 2-х книгах. А.Ю. Лазебникова,  Л.Н. Боголюбов М.2007

2.                          Методические рекомендации к учебнику А.Ю. Лазебниковой,  Л.Н. Боголюбова «Обществознание» 10, 11 класс. В 2-х книгах. М. 2007

3.                          А.Ю. Лазебникова, Е.Н. Калачева, Б.В. Демидова. Поурочные методические разработки по обществоведению к учебнику «Обществознание 10-11 кл. под ред. А.Ю. Лазебниковой. М: 2005

4.                          «Через гуманизм к миру» Учебное пособие к курсу «Человек и общество» Б. 2002

5.                          А.Ю. Лазебникова, М.Ю. Брандт «Уроки обществознания в 11 классе» Методическое пособие по курсу «Человек и общество» М.2000

6.                          Обществознание. 10 класс. Поурочные планы по учебнику Л.Н. Боголюбова Часть 1, 2. Автор-составитель Н.С. Степанько В. 2006

7.                          Обществознание. 11 класс. Поурочные планы по учебнику Л.Н. Боголюбова.  Автор-составитель Н.С. Степанько В. 2006

8.                          Обществознание. Уроки учительского мастерства. 10-11 классы.  Составитель Т.А. Корнева. В.2006