Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Юный художник» является программой художественно-эстетической направленности,по функциональному предназначению - учебно-познавательной, по времени реализации – до 3-х лет.
Программа рассчитана на работу с детьми младшего школьного возраста (7-11 лет).
Занятия проводятся 1раз в неделю по 45 минут.
Программа относится к образовательной области «Искусство», является модифицированной и дополняет школьную программу в сфере освоения графических видов деятельности. При разработке данной программы использовалась типовая программа для образовательных учреждений под редакцией Кузина В.С. «Изобразительное искусство», рекомендованная Министерством образования и науки Российской Федерации.
Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно – эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, даёт возможность каждому обучающемуся реально открывать для себя волшебный мир искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.
Цель: – создание условий для развития личности и творческого потенциала обучающихся.
Задачи:Учебные:
· Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
· Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
Воспитательные:
· Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность.
· Прививать навыки работы в группе.
· Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.
Развивающие:
· Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
· Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, выходов на натурные зарисовки к памятникам архитектуры, на природу.
Особенность программы заключается во взаимосвязи занятий по рисованию, лепке, аппликации.
Программа предусматривает групповую, фронтальную и индивидуальную формы организации учебной работы сиспользованием следующих методов:
1) по источнику передачи и восприятия знаний:
· практические (упражнения, рисование с натуры, рисование на темы, выполнение творческой работы)
2) По характеру познавательной деятельности:
· репродуктивные (воспроизводящий)
· частично-поисковые (выполнение заданий с элементами творчества);
· творческие (творческие задания по видам деятельности).
3) По степени самостоятельности:
· работа под непосредственным руководством педагога;
· совместная работа;
· самостоятельная работа.
Основной формой работы являются учебные занятия. Отчет о работе проходит в форме выставок, открытых занятий, конкурсов, фестивалей, массовых мероприятий.
Видыучебнойдеятельностиучащихся
-Выполнение простейших исследований (наблюдение, сравнение, сопоставление);
-осуществление практическогопоиска и открытие нового знания и умения;
-решение доступных творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);
-простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей объекта;
Первый год обучения.
Это начинающий этап в процессе приобретения знаний, привитии умений и навыков. На первом году обучения детям прививается интерес к изобразительной деятельности, они учатся ценить искусство, получают элементарные знания, умения и навыки, которые будут развиваться в процессе деятельности.
Основные задачи:
- познакомить обучающихся с изобразительными материалами и
приемами их использования;
- изучить основные формы предметов, уметь изобразить их на
листе бумаги или вылепить из пластилина;
- использовать сочетание цветов (холодные, теплые и др.)
Учебно – тематический план
№ |
Содержание блока |
Кол-во час. |
|
Знакомство с искусством
|
9 |
|
Рисование и иллюстрирование на тему «В мире много интересного»
|
7 |
|
Рисование, лепка, аппликация на тему «Красота в умелых руках»
|
10 |
|
Рисование на тему «Весна» |
7 |
Всего часов |
33
|
Календарно – тематическое планирование
№ |
Тема |
Кол-во часов. |
Знакомство с искусством |
9 |
|
|
Инструктаж по ОТ. Волшебный мир красок. Рисование по представлению. |
1 |
|
Форма и цвет предметов. Рисование по представлению. |
1 |
|
Рисование с натуры фруктов. |
1 |
|
Рисование с натуры овощей. |
1 |
|
Рисование с натуры. Осенние листья. |
1 |
|
Рисование по представлению на тему «Осенний пейзаж». |
1 |
|
Рисование по представлению на тему «Осенний пейзаж». |
1 |
|
Аппликация из бумаги «Осень» |
1 |
|
Лепка из пластилина овощей и фруктов |
1 |
|
Рисование и иллюстрирование на тему «В мире много интересного» |
7 |
10. |
Рисование рыб с натуры или по памяти. |
1 |
|
Рисование птиц с натуры или по памяти. |
1 |
|
Иллюстрирование «Моя любимая сказка». Рисование по представлению. |
1 |
|
Иллюстрирование «Моя любимая сказка». Рисование по представлению. |
1 |
|
Рисование с натуры. Ёлочная игрушка. |
1 |
|
Рисование по представлению на тему «Новогодний праздник» |
1 |
|
Рисование по представлению на тему «Новогодний праздник» |
1 |
|
Рисование, лепка, аппликация на тему «Красота в умелых руках» |
10 |
|
Аппликация из бумаги «Геометрический орнамент в полосе» |
1 |
|
Декоративное рисование «Элементы цветочного узора Городца» |
1 |
|
Декоративное рисование «Растительный орнамент в полосе» |
1 |
|
Декоративное рисование «Растительный орнамент в круге» |
1 |
|
Рисование с натуры или по представлению игрушечных зверей. |
1 |
|
Лепка животных из пластилина. |
1 |
|
Рисование по представлению на тему: «Моя любимая мама». |
1 |
|
Рисование по представлению на тему: «Моя любимая мама». |
1 |
|
Декоративное рисование (Дымковская игрушка) |
1 |
|
Аппликация из бумаги «Геометрический орнамент в квадрате». |
1 |
|
Рисование на тему «Весна» |
7 |
|
Рисование по представлению на тему «Весна». |
1 |
|
Рисование по представлению на тему «Весна». |
1 |
|
Рисование с натуры или по памяти. Весенний цветок. |
1 |
|
Рисование по представлению на тему «День победы». |
1 |
|
Рисование по представлению на тему «День победы». |
1 |
|
Рисование по представлению на тему «Лето». |
1 |
|
Рисование по представлению на тему «Лето». |
1 |
|
33 |
Содержание учебного материала.
Знакомство с искусством 9 часов.
Виды деятельности: рисование, лепка, аппликация.
Основные понятия: приемы, холодные, теплые тона. Овалы, треугольник, прямоугольник, узоры, сюжетная композиция. Конструктивный способ лепки.
Практическая работа: рисование животных, лепка овощей и фруктов, краски радуги.
Рисование и иллюстрирование на тему «В мире много интересного» 7 часов.
Виды деятельности: рисование.
Основные понятия: Овалы, круги, треугольник, прямоугольник. Творческий подход, фантазия, композиция.
Практическая работа: коллективная работа. Рисование птиц, рыб, елочных игрушек, иллюстраций.
Рисование, лепка, аппликация на тему «Красота в умелых руках»10 часов.
Виды деятельности: аппликация, рисование, лепка.
Основные понятия: овалы, круги, треугольник, прямоугольник. Сюжетная композиция. Роспись, декоративное рисование. Маленькое и большое. Дальше, ближе.
Практическая работа: поздравительная открытка к 8 Марта. Рисование орнамента, с натуры. Лепкаживотных. Аппликация орнамента.
Рисование на тему«Весна» 7 часов.
Виды деятельности: рисование.
Основные понятия: композиция из овалов, кругов, прямоугольников. Творческая работа.
Практическая работа: рисование весеннего пейзажа, весеннего цветка. Композиция весна, день победы. Творческая работа на свободную тему.
Второй год обучения
На данном этапе обучающиеся на основе приобретенных ранее знаний, умений и навыков, стараются осознанно рисовать, творчески мыслить, самостоятельно обдумывать и выбирать композицию, выделять главное и второстепенное. Вводится изображение человека, частей тела. Основные задачи:
- составлять композицию;
- изображать пространство…
|
Рисование на тему «Золотая осень»
|
6 |
|
Декоративное рисование на тему сказки и персонажи |
8 |
|
Рисование на тему «Мир, в котором мы живем»
|
12 |
|
Рисование на тему «Весеннее пробуждение»
|
8 |
Всего часов |
34
|
Учебно-тематический план.
№ |
Тема |
Кол-во часов |
1 |
Рисование на тему «Золотая осень» |
8 |
|
Инструктаж поОТ. Рисование с натуры осенних деревьев. |
1 |
|
Рисование с натуры фруктов и овощей. «Дары осени» |
1 |
|
Декоративная работа «Весёлые узоры». Рисование узоров с образцов декоративно-прикладного искусства. |
1 |
|
Декоративная работа «Осенний узор». |
1 |
|
Рисование по памяти и впечатлению на тему «В гостях у осени». |
1 |
|
Рисование по памяти и впечатлению на тему «В гостях у осени». |
1 |
|
Рисование по памяти и представлению на тему «Богатый урожай» |
1 |
|
Рисование по памяти и представлению на тему «Богатый урожай» |
1 |
2. |
Декоративное рисование на тему сказки и персонажи |
8 |
|
Декоративная работа «Мы рисуем сказочную птицу». Рисование стилизованных и декоративных форм. |
1 |
|
Декоративная работа «Мы рисуем сказочную птицу». Рисование стилизованных и декоративных форм. |
1 |
|
Рисование с натуры или по памяти гуся. «Мы готовимся к рисованию сказки». |
1 |
|
Рисование с натуры или по памяти гуся. «Мы готовимся к рисованию сказки». |
1 |
|
Иллюстрирование русской народной сказки «Гуси-лебеди». |
1 |
|
Рисование иллюстрации к сказке «Гуси-лебеди» |
1 |
|
Декоративная работа «Мы рисуем сказочную ветку». Рисование по образцам городецкой росписи. |
1 |
|
Декоративная работа «Мы рисуем сказочную ветку». Рисование по образцам городецкой росписи. |
1 |
3 |
Рисование на тему «Мир, в котором мы живем» |
12 |
|
Рисование по памяти и впечатлению на тему «Наши зимние забавы». |
1 |
|
Рисование по памяти и впечатлению на тему «Наши зимние забавы». |
1 |
|
Рисование с натуры любимых животных «Друзья детства» |
1 |
|
Рисование с натуры любимых животных «Друзья детства» |
1 |
|
Декоративная работа «Мои любимые игрушечные животные». Рисование по образцам расписных глиняных игрушек. |
1 |
|
Декоративная работа «Мои любимые игрушечные животные». Рисование по образцам расписных глиняных игрушек. |
1 |
|
Рисование на тему «Мои друзья на границе». Рисование композиций на выбранный сюжет о служебных собаках. |
1 |
|
Рисование на тему «Мои друзья на границе». Рисование композиций на выбранный сюжет о служебных собаках. |
1 |
|
Декоративная работа «Мы любим родную природу». Рисование по памяти и представлению. |
1 |
|
Декоративная работа «Мы любим родную природу». Рисование по памяти и представлению. |
1 |
|
Рисование по памяти и представлению на тему «Мои друзья» |
1 |
|
Рисование по памяти и представлению на тему «Мои друзья» |
1 |
4. |
Рисование на тему «Весеннее пробуждение» |
6 |
|
Рисование по памяти и впечатлению на тему «С чего начинается Родина» |
1 |
|
Рисование с натуры натюрморта «Школа» |
1 |
|
Рисование с натуры. «Цветы нашей Родины» |
1 |
|
Рисование по памяти и впечатлению на тему «Мы рисуем праздник» |
1 |
|
Рисование по памяти и впечатлению на тему «Мы рисуем праздник» |
1 |
|
Декоративная работа «Наши любимые узоры». Рисование узоров из декоративно переработанных форм растительного мира. |
1 |
|
Итого: |
34 |
Содержание учебного материала.
Рисование на тему «Золотая осень» 8 часов.
Виды деятельности: рисование.
Основные понятия: конус, квадрат. Штрих.
Практическая работа: рисование форм конуса, квадрата, штриховка, свет, тень, полутень.
Декоративное рисование на тему сказки и персонажи8 часов.
Виды деятельности: рисование.
Основные понятия: Овалы. Приемы рисования. Теплые, холодные тона.
Практическая работа: рисование осени приемами (белка, щетина). Рисунки птиц овалами (построение овалов).
Рисование на тему «Мир, в котором мы живем» 12 часов.
Виды деятельности: рисование, декоративное рисование.
Основные понятия: композиция из овалов, конусов, треугольников, прямоугольников. Животные в движении. Контраст, лаконичность, фантазия. Строение человека в движении. Перспектива.
Практическая работа: рисование, животных в движении. Рисование человека, окружающего мира, древний мир. Рисование транспорта.
Рисование на тему «Весеннее пробуждение» 6 часов.
Виды деятельности: рисование, декоративная работа.
Основные понятия: композиция из овалов, кругов. Дымковская роспись. Коллективная работа, творческая работа. Постановка (рисование с натуры), построение, фантазия.
Практическая работа: рисование цветов, весеннего дня, натюрморта. Декоративное рисование узоров.
Третий год обучения
Обучающиеся развивают свои умения, учатся работать в разных техниках («Аля-прима», «Гризайль»…), лепка народных игрушек, создание собственных проектов. Умение защитить свою работу, передать свои мысли и переживания.
Основные задачи:
- развивать и совершенствовать чувство цвета;
- передавать форму и структуру предметов, величину и
соотношение частей;
- выполнять творческие работы.
|
Рисование на тему «И снова наступила осень» |
8 |
|
Рисование на тему «Сказка вокруг нас» |
7 |
|
Декоративно прикладное искусство |
11 |
|
Рисование на тему «Весна уж к нам стучится» |
8 |
Всего часов |
34
|
Учебно-тематический план.
№ |
Тема |
Кол-во часов |
1 |
Рисование на тему «И снова наступила осень» |
8 |
|
Инструктаж по ОТ. Рисование по памяти и представлению «Прощаемся с тёплым летом». |
1 |
|
Изображение фигур в пространстве. |
1 |
|
Рисование с натуры «Осенние листья сложной формы». |
1 |
|
Декоративное рисование «Русская матрешка в осеннем узоре» |
1 |
|
Декоративное рисование «Русская матрешка в осеннем узоре» |
1 |
|
Натюрморт в холодной гамме (рисование). |
1 |
|
Натюрморт в теплой гамме (рисование). |
1 |
|
Рисование с натуры «Дары осеннего сада и огорода» |
1 |
2 |
Рисование на тему «Сказка вокруг нас» |
7 |
|
Рисование сказочных сюжетов. Иллюстрирование «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина |
1 |
|
Рисование сказочных сюжетов. Иллюстрирование «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина |
1 |
|
Рисование с натуры. Игрушка «золотая рыбка». |
1 |
|
Орнамент в круге, в квадрате (рисование). |
1 |
|
Тематическое рисование «В сказочном подводном царстве» |
1 |
|
Декоративное рисование «Сказочный букет» |
1 |
|
Декоративное рисование. Готовим наряд для сказочной ёлки. |
1 |
3 |
Декоративно прикладное искусство |
11 |
|
Натюрморт (техника «по сырому»). |
1 |
|
Декоративное рисование «Веселые игрушки» |
1 |
|
Декоративное рисование «Веселые игрушки» |
1 |
|
Тематическое рисование «Строение человека» |
1 |
|
Изучение пропорций лица. Портрет друга (рисование). |
1 |
|
Многофигурная композиция (лепка). |
1 |
|
Морской пейзаж(лепка). |
1 |
|
Дымковская игрушка (лепка). |
1 |
|
Филимоновская игрушка (лепка). |
1 |
|
Хохломская роспись (рисование). |
1 |
|
Гжель (рисование). |
1 |
4 |
Рисование на тему «Весна уж к нам стучится» |
8 |
|
Тематическое рисование «Полет на другую планету» |
1 |
|
Тематическое рисование «Полет на другую планету» |
1 |
|
Рисование с натуры «Ветка вербы » |
1 |
|
Весна в произведениях русских художников. Рисование выбранного сюжета |
1 |
|
Весна в произведениях русских художников. Рисование выбранного сюжета |
1 |
|
Тематическое рисование «Пусть всегда будет солнце» |
1 |
|
Тематическое рисование «Пусть всегда будет солнце» |
1 |
|
Рисование пейзажа с натуры. |
1 |
|
Итого: |
34 |
Содержание учебного материала.
Рисование на тему «И снова наступила осень»8 часов.
Виды деятельности: рисование.
Основные понятия: композиция из овалов, кругов. Объем, фактура. Теплое, холодное.
Практическая работа: рисование цветов, натюрморта. Монотипия бабочки, гербария.
Рисование на тему «Сказка вокруг нас»7 часов.
Виды деятельности: рисование, лепка, декоративное рисование.
Основные понятия: книга, обложка, титульный лист, заглавная буква. Овал, круг, композиция из них. Декор.
Практическая работа: оформление, рисование книги, птиц, животных, древних людей с элементами творчества. Роспись матрешки, квадрата, круга.
Декоративно прикладное искусство11 часов.
Виды деятельности: рисование, лепка.
Основные понятия: основы построения, техника по сырому. Пропорции. Творческий подход. Многофигурная композиция, портрет. Пропорции лица, фигуры. Перспектива. Скульптурная, комбинированная лепка.Росписи дымковская, филимоновская, хохломская, гжель. Декоративное рисование.
Практическая работа: рисование натюрморт по сырому. Изображение человека, лица. Многофигурная композиция, портрет. Лепка человека в движении, головы человека. Лепка дымковской и филимоновской игрушки, их роспись.
Рисование на тему «Весна уж к нам стучится»8 часов.
Виды деятельности: рисование.
Основные понятия: космос. Композиция из овалов, кругов, треугольников, прямоугольников, конусов. Объем. Построение, фантазия, творческий подход.
Практическая работа: рисование цветов, весеннего и летнего пейзажа, ледохода, натюрморта. Творческая работа.
Планируемые результаты.
· Личностными результатами обучения являются: в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений; в познавательной сфере – способность к художественному познанию мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности; в трудовой сфере - навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование).
· Метапредметными результатами являются: умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни; желание общаться с искусством; обогащение ключевых компетенций художественно-эстетическим содержанием; умение организовать самостоятельную художественно-творческую деятельность; формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
· Предметными результатами являются: в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; в ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; проявление интереса к художественным традициям своего и других народов; в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу; в ценностно-эстетической сфере – умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности.
Формирование универсальных учебных действий
Личностные УУД:
- ценностно-смысловая ориентация учащегося;
- действие смыслообразования;
- нравственно-этическое оценивание
Коммуникативные УУД:
- умение выражать свои мысли;
- разрешение конфликтов, постановка вопросов;
- управление поведением партнера: контроль, коррекция.
Регулятивные УУД:
- целеполагание;
- волевая саморегуляция;
- коррекция;
- оценка качества и уровня усвоения.
Познавательные универсальные действия
Общеучебные:
- умение структурировать знания;
- смысловое чтение;
- знаково-символическое моделирование;
- выделение и формирование учебной цели.
Логические:
- анализ объектов;
- синтез, как составление целого из частей;
- классификация объектов;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование;
- построение логической цепи рассуждения.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
- материалы и инструменты для выполнения работ, предусмотренные программным содержанием: тонированная или белая бумага для рисования, гуашевые краски, акварельные краски, кисти, простые карандаши различной твёрдости, фломастеры, восковые мелки, цветные карандаши, баночка для воды, карандашница, точилки, палитра, ветошь (для вытирания рук), пластилин.
- специально отведённые места и приспособления для рационального размещения, бережного хранения материалов и инструментов и оптимальной подготовки учащихся к занятиям: коробки, укладки, подставки, папки и пр.
- оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/) позволяет продемонстрировать учащимся образцы искусства различных жанров и различных народов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для учителя:
1. Мухина B.C. Возрастная психология.
2. Доронова Т.Н. Обучение детей рисованию.
3. Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству.
4.
Кузин B.C. Методика преподавания изобразительному искусству.
Пособие для учителя.
5.
Ростовцев Н.Н. Методика преподавания
изобразительному искусству в
школе.
6. Подласый И.П. Педагогика - М.,1999
7.
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и
методика
преподавания в начальной школе.
8. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе». Пособие для учителей.
9.
Шпикалова Т.Я. Народное искусство
на уроках декоративного
рисования». Пособие для учителей.
10. Шпикалова Т.Я. Программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства».
11. Программно-методические материалы «Изобразительное искусство»
Для учащихся:
1. Вильчинский В. М. Учитесь рисовать: Альбом для 3 класса. – Киев: Радянська школа, 1983 – 72 с.
2. Кузин В. С. Изобразительное искусство: рабочая тетрадь. 1 кл. – 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2006. – 63 с.
3. Кузин В. С. Изобразительное искусство: рабочая тетрадь. 2 кл. – 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2006. – 65 с.
4. Порте П. Учимся рисовать человека / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005.- 123 с.
5. Порте П. Учимся рисовать окружающий мир / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 124 с.
6. Порте П. Учимся рисовать диких животных / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 122 с.
7. Порте П. Учимся рисовать от А доЯ / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 123 с.
8. Стебловская Л. П. Учитесь рисовать: Альбом для учащихся второго года обучения. – Киев, Рад.шк., 1989. – 75 с.
9. Ушакова О. Д. Великие художники: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004. – 37 с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.