Программа
по коррекции фонетических и фонематических нарушений
Пояснительная записка
Программа составлена на основе рекомендаций и разработок ведущих специалистов коррекционной педагогики Филичевой Т.Б., Тумановой Т.В., Чиркиной Г.В., Каше Г.А., Фомичевой М.Ф., Ткаченко Т.А.
У дошкольников, испытывающих затруднения в произношении звуков, наблюдается отставание в развитии речевых навыков. К речевым навыкам относят умение четко, в соответствии с нормой, произносить все звуки речи, различать их на слух, выделять из слова; наличие достаточного словарного запаса и полной сформированности грамматического строя; умение связно высказываться по темам, доступным пониманию ребенка.
У части детей могут сохраняться проявления инфантильной речи по типу легкого физиологического косноязычия. Могут наблюдаться и затруднения в произношении более сложных по звукослоговой структуре слов. Типична нестойкость этих расстройств, их тесная зависимость от утомления.
При поступлении в 1 класс, у детей, как правило, появляются недостатки чтения и письма, которые являются вторичным проявлением недостаточной сформированности устной речи (ОНР, ФФН). Это все обуславливает актуальность данной программы.
С детьми, имеющими недостатки звукопроизношения, проводятся индивидуальные занятия.
Цель данной программы - формирование у детей правильной устной речи.
Задачи:
1. формировать правильное произношение фонем;
2. учить различать оппозиционные фонемы;
3. развивать связную речь;
4. развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы.
5. обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся.
6. создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его.
Формы работы:
1. Обследование:
· фронтальное;
· индивидуальное.
2.Диагностика.
3. Коррекционные занятия.
Формы контроля:
· анализ устной речи в начале и в конце года (фронтальный и индивидуальный);
· ИКТ диагностика.
Направления работы:
1. Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи.
2. Развитие связной речи.
3. Обогащение словарного запаса.
Предполагаемый результат:
Ребёнок в ходе реализации данной программы должен:
· научиться правильно произносить звуки;
· пользоваться этими звуками в речи;
· различать оппозиционные фонемы;
· овладеть навыками звукобуквенного и слогового анализа и синтеза;
· овладеть навыками построения связного высказывания.
Условия реализации программы:
1) Наличие необходимых условий для занятий.
· логопедического кабинета для занятий;
· наглядных пособий;
· дидактического материала;
· учебной литературы;
· зеркал;
· средств ИКТ.
2) Обеспечение систематических занятий.
3) Последовательное выполнение всех задач.
4) Привлечение родителей к работе с детьми дома.
5) Посещение врачей-специалистов и выполнение их рекомендаций.
В структуру занятий может входить:
- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
- упражнения для развития психических процессов;
- дыхательная гимнастика;
- формирование фонематических процессов;
- работа со словами, звукослоговой анализ слов;
- работа над предложением;
- обогащение и активизация словарного запаса.
Объем учебного материала рассчитан в соответствии с физиологическими возрастными нормативами, это позволяет избежать переутомления и дезадаптации воспитанников. Как и любая программа, «Программа по коррекции звукопроизношения», имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:
- гуманизма – вера и возможности ребенка, субъективного, позитивного подхода;
- системности – рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающего субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;
- реалистичности – учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;
- деятельностного подхода – опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;
- индивидуально-дифференцированного подхода – изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы;
- системного подхода — взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.
Общеобразовательные задачи реализуются с синхронным выравниванием речевого и психического развития детей, т.е. один из основных принципов программы — природосообразность. Программа учитывает общность детей с нарушениями речи и основывается на онтогенетическом принципе.
В основе программы лежат принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации. Это позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения и обеспечивает поступательное развитие.
Учителем – логопедом проводится просветительская работа среди родителей и воспитателей.
В течение учебного года проводятся групповые и индивидуальные консультации для родителей.
Темы групповых консультаций для родителей.
1. «Речевая готовность ребенка к овладению грамотой».
2. «Результаты обследования учащихся. Причины нарушения речи».
3. «Охрана органов речи».
Индивидуальные консультации для родителей и учителей проводятся по необходимости.
Темы групповых консультаций для воспитателей:
1. «Учимся говорить правильно».
2. «Развитие фонематического восприятия у младших школьников».
Содержание программы по разделам:
Первый этап: диагностика
Цель: постановка логопедического заключения, изучение уровня развития психических процессов, уровня речевого развития.
Учителя- логопеды проводят обследование с 1по 15 сентября и 15 по 25 мая.
• Исследование неречевых психических функций;
•Сбор анамнестических данных;
•Обследование состояния звукопроизношения, речи в целом.
Второй этап: развитие общей и речевой моторики
Цель: Развитие мелких движений кистей рук и пальцев, формирование артикуляторной базы, развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникабельности, готовности к обучению.
• развитие органов артикуляции;
• развитие слухового внимания и слухового контроля;
• развитие звукового восприятия;
• развитие мелкой моторики пальцев рук.
Третий этап: постановка и коррекция звука
Цель: постановка звука (изолировано).
• коррекция дефектов произношения;
• формирование полноценных фонетических представлений (на базе развития фонематического восприятия) и совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе;
•
развитие
психических функций;
развитие мелкой моторики, органов артикуляции.
Четвертый
этап: автоматизация поставленного звука в речи; развитие
фонематического восприятия, фонематических представлений и аналитическо-синтетической
деятельности
Цель: закрепление звука в речи.
• коррекция дефектов произношения;
• развитие психических функций;
• развитие мелкой моторики, органов артикуляции.
Пятый этап: автоматизация и дифференциация» звука в самостоятельной речи. Закрепление звука в речи
Цель: дифференциация поставленных звуков, развитие фонематических представлений.
· развитие психических функций;
· активизация и расширение словарного запаса;
· развитие мелкой моторики.
Количество часов, указанных в программе, примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.
Планирование по коррекции фонетических и фонематических недостатков речи
Сонорная группа звуков (Р, Рь, Л, Ль)
Темы |
Кол-во часов |
Содержание работы |
Развитие мелкой и речевой моторики |
1-5 |
1. Развитие мелких движений кистей рук и пальцев 2. Развитие речевого слуха, зрительного, слухового внимания, памяти 3. Развитие подвижности артикуляционного аппарата а) Упражнения, направленные на
развитие • «Лягушка»; • «Хоботок»; • «Лягушка» - «Хоботок»; • «Трубочка»; • раздельное поднимание верхней губы и опускание нижней губы; • удерживание бумажных трубочек; • комбинированные упражнения под счет б) Упражнения,
направленные на развитие • язык широкий («Лопаткой»); • язык узкий («Иголочка»); • поочередное высовывание языка («Лопаткой», «Иголочка») 4-5 раз подряд; • «Качели»; • «Маятник»; • «Маляр»; • «Грибок»; • «Лошадка»; • «Барабан»; • «Комарик»; • «Моторчик»
|
Постановка и коррекция звука |
1-5 |
Знакомство с артикуляцией звука 1)Показ артикуляции перед зеркалом. З) Показ положения языка кистью руки. |
Специальные упражнения для звука [Р]
|
||
|
|
Специальные
упражнения для звука [Л]: |
Коррекция звука. Работа над: •
точностью; |
||
Автоматизация
поставленного звука в речи ( развитие фонематического |
10-20 |
Работа
над звуком Развитие
фонематического восприятия, аналитико-синтетической деятельности и
фонематических представлений 1)Поднять
руку на заранее обусловленный звук, слог, слово. 5)Удержать
в памяти ряды слогов, слов (воспроизведение показом картинок). 2. Формирование фонематического анализа 1)Определить
первый звук в слоге, слове. 3. Развитие аналитико-синтетической деятельности 1)Определить первый
звук в слоге, слове. 5) Составление и распространение предложений. 6) Определение последовательности слов в предложении.
4. Развитие фонематических представлений 1)Подобрать
слово на заданный звук, слог. 5. Развитие словообразования, грамматических представлений 1) Образование слов с уменьщительно-ласкательным значением, названий детенышей животных, относительных и притяжательных прилагательных. 2) Образование форм множественного числа существительных в именительном и родительном падежах, согласование различных частей речи в роде, числе, падеже.
|
Автоматизация и дифференциация» звука в самостоятельной речи. Закрепление звука в речи |
|
1)Пересказ различных текстов. Продолжение работы над чистотой и легкостью произношения. Введение звука в самостоятельную речь.
|
Планирование при коррекции фонетических и фонематических недостатков речи. Свистящая и шипящая группа звуков [с], [с’], [з], [з’], [ш], [ж], аффрикат [ц]
Этапы |
Кол-во часов |
Содержание работы |
Развитие мелкой и речевой моторики |
1-5 |
Развитие мелких движений кистей рук и пальцев (для
дизартриков):
• «Собираем
ягоды», «Пальчики здороваются», «Пальчики моются», «Замочек», «Пальцы
шагают», «Колечко», «Гармошка», «Бутончик", «Зайка» Развитие речевого слуха, зрительного, слухового внимания и памяти Развитие подвижности артикуляционного аппарата |
Постановка и коррекция звука |
1-5 |
Знакомство с артикуляцией звука. 1)Показ артикуляции перед зеркалом. б) Работа с профилями гласных звуков Специальные упражнения для звуков с,сь з, зь‚ц Специальные упражнения для звуков Ш, Ж от Р + «Чашечка» Коррекция звука: Работа над
звуком |
Автоматизация
поставленного звука в речи (развитие фонематического |
10-20 |
Работа
над звуком Развитие
фонематического восприятия, аналитико-синтетической деятельности и
фонематических представлений 1)Поднять
руку на заранее обусловленный звук, слог, слово. 5)Удержать
в памяти ряды слогов, слов (воспроизведение показом картинок). 2. Формирование фонематического анализа 1)Определить
первый звук в слоге, слове. 3. Развитие аналитико-синтетической деятельности 1)Определить первый
звук в слоге, слове. 5) Составление и распространение предложений. 6) Определение последовательности слов в предложении.
4. Развитие фонематических представлений 1)Подобрать
слово на заданный звук, слог. 5. Развитие словообразования, грамматических представлений 1) Образование слов с уменьщительно-ласкательным значением, названий детенышей животных, относительных и притяжательных прилагательных. 2) Образование форм множественного числа существительных в именительном и родительном падежах, согласование различных частей речи в роде, числе, падеже.
|
Автоматизация и дифференциация» звука в самостоятельной речи. Закрепление звука в речи |
|
Продолжение работы над чистотой и лёгкостью произношения. Введение звука в самостоятельную речь. |
Список литературы
1. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям, М., 1994;
2. Закон РФ "Об образовании" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
3. Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения», Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ) Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения // Дефектология. — 2010. — №1.
4. Каше Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников – М.: «Просвещение» 1971.
5. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи,- М., 1985.
6. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ред. Ю.Ф.Гаркуши. - М., 1999.
7. Логопедия : Учеб.пособие /Под ред. Л.С.Волковой.- 3-е изд. - М., 1998.
8. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. - М., 1998.
9. Методика обследования нарушений речи у детей: Сборник научных труд /АПН СССР; Отв.ред.: T.А.Власова, И.Т.Власенко, Г.В.Чиркина.- М., 1982.
10. Письмо Минобразования РФ от 22 января 1998 г. N 20-58-07ин/20-4 "Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования".
11. Письмо Минобразования РФ от 27 июня 2003 г. N 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования».
12. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами".
13. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (в подготовительной к школе группе) /Сост.Г.А.Каше, Т.Б.Филичева.- М., 1978.
14. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет.
15. Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учись говорить правильно: Сб.речевого материала для логопедических занятий с детьми. - 2-е изд., испр. и доп.- Кызыл, 1993.
16. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада): Учеб.пособие.- М., 1993.
17. Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: «Просвещение» 1989.
18. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения." 3-е изд., перераб. и доп. - М., 1980.
19. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. — М.: Аркти, 2000. — 56 с.: илл. (Библиотека практикующего логопеда).
20. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно - методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе». – М.: «Когито – Центр», 1996 г. подготовленное Министерством образования РФ от 14 декабря 2000г. №2
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.