Программа логопедической работы по коррекции ФФНР и ФНР
Оценка 4.6

Программа логопедической работы по коррекции ФФНР и ФНР

Оценка 4.6
Документация
docx
дефектология
Детсад—1 кл
03.01.2023
Программа логопедической работы по коррекции ФФНР и ФНР
Программа может быть использована учителями-логопедами в коррекционной работе с дошкольниками и учащимися первых классов
Программа коррекции ФНР и ФФНРсад.docx

 

 

 

 

Программа

по коррекции фонетических и фонематических нарушений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 Программа составлена на основе рекомендаций и разработок ведущих специалистов коррекционной педагогики Филичевой Т.Б., Тумановой Т.В., Чиркиной Г.В., Каше Г.А., Фомичевой М.Ф., Ткаченко Т.А.

 

У дошкольников, испытывающих затруднения в произношении звуков, наблюдается отставание в разви­тии речевых навыков. К речевым навыкам относят умение четко, в соответствии с нормой, произносить все звуки речи, различать их на слух, выде­лять из слова; наличие достаточного словарного запаса и полной сформированности грамматического строя; умение связно высказываться по темам, доступным пони­манию ребенка.

У части детей могут сохраняться проявления инфан­тильной речи по типу легкого физиологического косноязычия. Могут наблюдаться и затруднения в произношении более сложных по звукослоговой структуре слов. Типична нестойкость этих расстройств, их тесная зависимость от утомления.

При поступлении в 1 класс, у детей, как правило, появляются недостатки чтения и письма, которые являются вторичным проявлением недостаточной сформированности устной речи (ОНР, ФФН). Это все обуславливает актуальность данной программы.

С детьми, имеющими недостатки звукопроизношения, проводятся индивидуальные занятия.

Цель данной программы - формирование у детей правильной устной речи.

 Задачи:

1. формировать правильное произношение фонем;

2. учить различать оппозиционные фонемы;

3. развивать связную речь;

4. развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы.

5. обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся.

6. создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его.

Формы работы:

1. Обследование:

·         фронтальное;

·         индивидуальное.

2.Диагностика.

3. Коррекционные занятия.

Формы контроля:

·         анализ устной  речи в начале и в конце года (фронтальный и индивидуальный);

·         ИКТ диагностика.

 Направления работы:

1.      Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи.

2.      Развитие связной речи.

3.      Обогащение словарного запаса.

Предполагаемый результат:

Ребёнок в ходе реализации данной программы должен:

·         научиться правильно произносить звуки;

·         пользоваться этими звуками в речи;

·         различать оппозиционные фонемы;

·         овладеть навыками звукобуквенного и слогового анализа и синтеза;

·         овладеть навыками построения связного высказывания.

 

Условия реализации программы:

1) Наличие необходимых условий для занятий.

·                    логопедического кабинета для занятий;

·                    наглядных пособий;

·                    дидактического материала;

·                    учебной литературы;

·                    зеркал;

·                    средств ИКТ.

2) Обеспечение систематических занятий.

3) Последовательное выполнение всех задач.

4) Привлечение родителей к работе с детьми дома.

5) Посещение врачей-специалистов и выполнение их рекомендаций.

 В структуру занятий может входить:

- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

- упражнения для развития психических процессов;

 - дыхательная гимнастика;

 - формирование фонематических процессов;

 - работа со словами, звукослоговой анализ слов;

 - работа над предложением;

 - обогащение и активизация словарного запаса.

Объем учебного материала рассчитан в соответствии с физиологическими возрастными нормативами, это позволяет избежать переутомления и дезадаптации воспитанников. Как и любая программа, «Программа по коррекции звукопроизношения», имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:

- гуманизма – вера и возможности ребенка, субъективного, позитивного подхода;

- системности – рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающего субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;

- реалистичности – учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;

- деятельностного подхода – опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;

- индивидуально-дифференцированного подхода – изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы;

- системного подхода — взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.

Общеобразовательные задачи реализуются с синхронным выравниванием речевого и психического развития детей, т.е. один из основных принципов программы — природосообразность. Программа учитывает общность детей с нарушениями речи и основывается на онтогенетическом принципе.

В основе программы лежат принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации. Это позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения и обеспечивает поступательное развитие.

Учителем – логопедом проводится просветительская работа среди родителей и воспитателей.

В течение учебного года проводятся групповые и индивидуальные консультации для родителей.

Темы групповых консультаций для родителей.

1. «Речевая готовность ребенка к овладению грамотой».

 2. «Результаты обследования учащихся. Причины нарушения речи».

 3. «Охрана органов речи».

Индивидуальные консультации для родителей и учителей проводятся по необходимости.

Темы групповых консультаций для воспитателей:

1. «Учимся говорить правильно».

 2. «Развитие фонематического восприятия у младших школьников».

Содержание программы по разделам:

 Первый этап: диагностика

Цель: постановка логопедического заключения, изучение уровня развития психических процессов, уровня речевого развития.

Учителя- логопеды проводят обследование с 1по 15 сентября и 15 по 25 мая.

• Исследование нерече­вых психических функций;

•Сбор анамнестических данных;

•Обследование состояния звукопроизношения, речи в целом.

Второй этап: развитие общей и речевой моторики

Цель: Развитие мелких движений кистей рук и пальцев, формирование артикуляторной базы, развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникабельности, готовности к обучению.

         развитие органов артикуляции;

         развитие слухового внимания и слухового контроля;

         развитие звукового восприятия;

         развитие мелкой моторики пальцев рук.

Третий этап: постановка и коррекция звука

Цель: постановка звука (изолировано).

         коррекция дефектов произношения;

         формирование полноценных фонетических представлений (на базе развития фонематического восприятия) и совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе;

         развитие психических функций;
развитие мелкой моторики, органов артикуляции.

Четвертый этап: автоматизация поставленного звука в речи; развитие фонематического восприятия, фонематических представлений и аналитическо-синтетической
деятельности

Цель: закрепление звука в речи.

         коррекция дефектов произношения;

         развитие психических функций;

         развитие мелкой моторики, органов артикуляции.

Пятый этап: автоматизация и дифференциация» звука в самостоятельной речи. Закрепление звука в речи

Цель: дифференциация поставленных звуков, развитие фонематических представлений.

  • коррекция дефектов произношения;
  • дифференциация поставленных звуков;
  • развитие фонематических представлений;

·        развитие психических функций;

·        активизация и расширение словарного запаса;

·        развитие мелкой моторики.

Количество часов, указанных в программе, примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планирование по коррекции фонетических и фонематических недостатков речи

Сонорная группа звуков (Р, Рь, Л, Ль)

 

Темы

Кол-во часов

Содержание работы

 

Развитие мелкой и речевой моторики

1-5

1. Развитие мелких движений кистей рук и пальцев

2. Развитие речевого слуха,  зрительного, слухового внимания, памяти

3. Развитие подвижности артикуляционного аппарата

а) Упражнения, направленные на развитие
     подвижности губ:

          «Лягушка»;

          «Хоботок»;

          «Лягушка» - «Хоботок»;

          «Трубочка»;

   раздельное поднимание верхней губы и опускание нижней губы;

          удерживание бумажных трубочек;

          комбинированные упражнения под счет

б) Упражнения, направленные на развитие
    подвижности мышц языка:

          язык широкий («Лопаткой»);

          язык узкий («Иголочка»);

   поочередное высовывание языка («Лопат­кой», «Иголочка») 4-5 раз подряд;

   «Качели»;

          «Маятник»;

           «Маляр»;

          «Грибок»;

          «Лошадка»;

   «Барабан»;

   «Комарик»;

   «Моторчик»

 

Постановка и коррекция звука

1-5

Знакомство с артикуляцией звука

1)Показ артикуляции перед зеркалом.
2) Показ профиля данного звука.

З) Показ положения языка кистью руки.
4)Наглядная демонстрация вибрации языка.
5) Закрепление артикуляционных упражнений.

Специальные упражнения для звука [Р]
1. Работа над вспомогательными звуками:
• многократные удары кончика языка у верхних десен (шепотное т - т -                       т);
• присоединение голоса(.д - д - д.);.
• выполнение сильного задували, вызывающего дрожание кончика    языка (т - т - т - ттрррр)
2. Механическая помощь при постановке
звука:
• удерживание кончика языка у верхних десен шпателем;
• вызывание дрожания кончика языка от звуков «зззз., •ЖжжЖ., чаще •дддд, (упражнение «Балалайка»).

 

 

 

Специальные упражнения для звука [Л]:
П е р в ы й   с п о с о б: вызывание межзубного [Л]:
• «Улыбка»;
• прикусывание языка посередине и дутье на него (язык широкий);
• так же, с последующей артикуляцией гласных без участия голоса
В то р о й   с п о с о б: постановка звука [Л] от
вспомогательных звуков [А] или [Ы]:
• «Качели» (для губного [Л]);
• «Качели» с одновременным произнесением А-А-ААА, или «ы ы ыыы».
Т р е т и й  с п о с о б: механическая помощь при постановке звука: прижатие шпателем широкого языка к верхним деснам.

Коррекция звука.  Работа над:

• точностью;
• чистотой (без вспомогательных движений);
• плавностью (без толчков);
силой (с напряжением);
темпом (от замедленного к быстрому);
• достижением устойчивости  полученного.

Автоматизация поставленного звука в речи ( развитие фонематического
восприятия, фонематических представлений
и аналитическо-синтетической
деятельности. словообразования, грамматических представлений
)

10-20

Работа над звуком
1) Звук в слоге:
• открытом; • закрытом; • в звукосочетаниях
2) Звук в слове:
• в начале; • в середине; • в конце;
• в сочетаниях с гласными
3) Звук в предложении.
4) Звук в тексте.
5) Пословицы, поговорки, стихи.
6) Скороговорки.

Развитие фонематического восприятия, аналитико-синтетической деятельности и фонематических представлений
1.  Узнавание звука на фоне слога, слова.

1)Поднять руку на заранее обусловленный звук, слог, слово.
2) Запомнить со слуха и повторить ряд слогов, слов в определенной последовательности.
3)Запомнить первый названный звук, слог, слово в ряду звуков, слогов, слов.
4) Игра «Услышь свое имя».

5)Удержать в памяти ряды слогов, слов (воспроизведение показом картинок).
б) Отхлопать ритмическую структуру слова.

2.  Формирование фонематического анализа

1)Определить первый звук в слоге, слове.
2)Определить последний звук в слове.
3)Назвать все входящие в слово звуки.
4)Определить количество звуков.

3. Развитие аналитико-синтетической  деятельности

1)Определить первый звук в слоге, слове.
2)Определить последний звук в слове.
3)Назвать все входящие в слово звуки.
4)Определить количество звуков.

5) Составление и распространение предложений.

6) Определение последовательности слов в предложении.

 

 

4. Развитие фонематических представлений

 1)Подобрать слово на заданный звук, слог.
2)Придумать слово по количеству звуков, слогов.
3)Подобрать картинки на заданный звук.
4) Преобразовать слова:
• добавить начальный или конечный звук;
• изменить гласный или согласный;
• назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке;
• работать с использованием схем (вписывать буквы в кружки); разгадывать ребусы, шарады

5. Развитие словообразования, грамматических представлений

1) Образование слов с уменьщительно-ласкательным значением, названий детенышей животных, относительных и притяжательных прилагательных.

2) Образование форм множественного числа существительных в именительном и родительном падежах, согласование различных частей речи в роде, числе, падеже.


6. 
Дифференциация смешиваемых звуков (слуховая).

Автоматизация и дифференциация» звука в самостоятельной речи.

Закрепление звука в речи

 

1)Пересказ различных текстов.
2) Составление рассказов:
•по опорным словам;
• по сюжетным картинкам;
• на заданную тему;
• придумывание части рассказа
3) Инсценирование сказок.

Продолжение работы над чистотой и легкостью произношения.

Введение звука в самостоятельную речь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планирование при коррекции фонетических и фонематических недостатков речи. Свистящая и шипящая группа звуков [с], [с’], [з], [з’], [ш], [ж], аффрикат [ц]

Этапы
работы

Кол-во часов

Содержание работы

Развитие мелкой и речевой моторики

1-5

Развитие мелких движений кистей рук и пальцев (для дизартриков):                                                                                              • «Собираем ягоды», «Пальчики здороваются», «Пальчики моются», «Замочек», «Пальцы шагают», «Колечко», «Гармошка», «Бутончик", «Зайка»
• разбирание по сортам семян, мозаик — по цвету;
• складывание ладоней перед собой и постукивание пальцами каждой пары;                                                                                                                     • сжимание резиновой груши ;
• вычерчивание  фигур;
• обведение шаблонов;
• штриховка

Развитие речевого слуха, зрительного, слухового внимания и памяти

Развитие подвижности артикуляционного аппарата
1) Упражнения, направленные на развитие подвижности губ:
• «Лопатка»,  «Блинчик», «Лепешка»;
• «Чашечка», «Ковшик»;
• «Заборчик», «Рупор», «Трубочка»;
• «Горка»,  «Киска сердится»;
• «Подуть через соломинку», «Шторм в стакане»;
• удерживание бумажных трубочек;
• комбинированные упражнения под счет
2) Упражнения. направленные на развитие подвижности мышц языка:
• язык широкий («чашечкой»);
• язык узкий («горкой»);
• поочередное высовывание языка («лопаткой», «жалом») 4—5 раз подряд;
• поднимание и опускание языка за верхние и нижние зубы;
 «Качели»;
• втягивание и вытягивание широкого языка;
• удерживание языка в состоянии покоя; упражнение в произнесении звуков т-с;
• прищелкивание;
• комбинированные упражнения для языка и нижней челюсти.

Постановка и коррекция звука

1-5

Знакомство с артикуляцией звука.

1)Показ артикуляции перед зеркалом.
2)Показ профиля данного звука.
3) Показ положения языка кистью руки.
4) Наглядная демонстрация желобка по сагиттальной линии языка.
5) Закрепление артикуляционных упражнений

 б) Работа с профилями гласных звуков

Специальные упражнения для звуков с,сь з, зь‚ц
1. Работа над вспомогательными звуками:
• многократные удары кончика языка у верхних десен (шепотное — с нижнего подъема «т-т-т»);
• с присоединением голоса(«д -д – д»);
• выполнение сильного задувания, вызывающего звуки «тс-с-с».
2. Механическая помощь при постановке звука:
• удерживание кончика языка у нижних резцов шпателем;
образование холодной струи воздуха (упражнение «Ледяная горка»).

Специальные упражнения для звуков Ш, Ж от Р + «Чашечка»

Коррекция звука: Работа над звуком                                                               
• точностью;
• чистотой (без вспомогательных движений);
• плавностью (без толчков);
• силой (с напряжением);
• темпом (от замедленного к быстрому);
• достижением устойчивости полученного результата.

Автоматизация поставленного звука в речи (развитие фонематического
восприятия, фонематических представлений
и аналитическо-синтетической
деятельности. словообразования, грамматических представлений)

10-20

Работа над звуком
1) Звук в слоге:
• открытом; • закрытом; • в звукосочетаниях
2) Звук в слове:
• в начале; • в середине; • в конце;
• в сочетаниях с гласными
3) Звук в предложении.
4) Звук в тексте.
5) Пословицы, поговорки, стихи.
6) Скороговорки.

Развитие фонематического восприятия, аналитико-синтетической деятельности и фонематических представлений
1.  Узнавание звука на фоне слога, слова.

1)Поднять руку на заранее обусловленный звук, слог, слово.
2) Запомнить со слуха и повторить ряд слогов, слов в определенной последовательности.
3)Запомнить первый названный звук, слог, слово в ряду звуков, слогов, слов.
4) Игра «Услышь свое имя».

5)Удержать в памяти ряды слогов, слов (воспроизведение показом картинок).
б) Отхлопать ритмическую структуру слова.

2.  Формирование фонематического анализа

1)Определить первый звук в слоге, слове.
2)Определить последний звук в слове.
3)Назвать все входящие в слово звуки.
4)Определить количество звуков.

3. Развитие аналитико-синтетической  деятельности

1)Определить первый звук в слоге, слове.
2)Определить последний звук в слове.
3)Назвать все входящие в слово звуки.
4)Определить количество звуков.

5) Составление и распространение предложений.

6) Определение последовательности слов в предложении.

 

 

4. Развитие фонематических представлений

 1)Подобрать слово на заданный звук, слог.
2)Придумать слово по количеству звуков, слогов.
3)Подобрать картинки на заданный звук.
4) Преобразовать слова:
• добавить начальный или конечный звук;
• изменить гласный или согласный;
• назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке;
• работать с использованием схем (вписывать буквы в кружки); разгадывать ребусы, шарады

5. Развитие словообразования, грамматических представлений

1) Образование слов с уменьщительно-ласкательным значением, названий детенышей животных, относительных и притяжательных прилагательных.

2) Образование форм множественного числа существительных в именительном и родительном падежах, согласование различных частей речи в роде, числе, падеже.


6. 
Дифференциация смешиваемых звуков (слуховая).

Автоматизация и дифференциация» звука в самостоятельной речи.

Закрепление звука в речи

 

Продолжение работы над чистотой и лёгкостью произношения.

Введение звука в самостоятельную речь.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.      Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям, М., 1994;

2.      Закон  РФ "Об образовании" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ

3.      Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения», Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ) Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения // Дефектология. — 2010. — №1.

4.      Каше Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников – М.: «Просвещение» 1971.

5.      Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи,- М., 1985.

6.      Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ред. Ю.Ф.Гаркуши. - М., 1999.

7.      Логопедия : Учеб.пособие /Под ред. Л.С.Волковой.- 3-е изд. - М., 1998.

8.      Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. - М., 1998.

9.      Методика обследования нарушений речи у детей: Сборник научных труд /АПН СССР; Отв.ред.: T.А.Власова, И.Т.Власенко, Г.В.Чиркина.- М., 1982.

10.  Письмо Минобразования РФ от 22 января 1998 г. N 20-58-07ин/20-4 "Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования".

11.  Письмо Минобразования РФ от 27 июня 2003 г. N 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования».

12.  Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами".

13.  Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (в подготовительной к школе группе) /Сост.Г.А.Каше, Т.Б.Филичева.- М., 1978.

14.  Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет.

15.  Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учись говорить правильно: Сб.речевого материала для логопедических занятий с детьми. - 2-е изд., испр. и доп.- Кызыл, 1993.

16.  Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада): Учеб.пособие.- М., 1993.

17.  Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: «Просвещение» 1989.

18.  Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения." 3-е изд., перераб. и доп. - М., 1980.

19.            Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. — М.: Аркти, 2000. — 56 с.: илл. (Библиотека практикующего логопеда).

20.  Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно - методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе». – М.: «Когито – Центр», 1996 г. подготовленное Министерством образования РФ от 14 декабря 2000г. №2

 


Скачано с www.znanio.ru

Программа по коррекции фонетических и фонематических нарушений

Программа по коррекции фонетических и фонематических нарушений

Пояснительная записка Программа составлена на основе рекомендаций и разработок ведущих специалистов коррекционной педагогики

Пояснительная записка Программа составлена на основе рекомендаций и разработок ведущих специалистов коррекционной педагогики

Условия реализации программы: 1)

Условия реализации программы: 1)

Программа учитывает общность детей с нарушениями речи и основывается на онтогенетическом принципе

Программа учитывает общность детей с нарушениями речи и основывается на онтогенетическом принципе

Пятый этап: автоматизация и дифференциация» звука в самостоятельной речи

Пятый этап: автоматизация и дифференциация» звука в самостоятельной речи

Планирование по коррекции фонетических и фонематических недостатков речи

Планирование по коррекции фонетических и фонематических недостатков речи

Механическая помощь при постановке звука: • удерживание кончика языка у верхних десен шпателем; • вызывание дрожания кончика языка от звуков «зззз

Механическая помощь при постановке звука: • удерживание кончика языка у верхних десен шпателем; • вызывание дрожания кончика языка от звуков «зззз

Игра «Услышь свое имя». 5)Удержать в памяти ряды слогов, слов (воспроизведение показом картинок)

Игра «Услышь свое имя». 5)Удержать в памяти ряды слогов, слов (воспроизведение показом картинок)

Автоматизация и дифференциация» звука в самостоятельной речи

Автоматизация и дифференциация» звука в самостоятельной речи

Планирование при коррекции фонетических и фонематических недостатков речи

Планирование при коррекции фонетических и фонематических недостатков речи

Работа над вспомогательными звуками: • многократные удары кончика языка у верхних десен (шепотное — с нижнего подъема «т-т-т»); • с присоединением голоса(«д -д – д»);…

Работа над вспомогательными звуками: • многократные удары кончика языка у верхних десен (шепотное — с нижнего подъема «т-т-т»); • с присоединением голоса(«д -д – д»);…

Автоматизация поставленного звука в речи (развитие фонематического восприятия, фонематических представлений и аналитическо-синтетической деятельности

Автоматизация поставленного звука в речи (развитие фонематического восприятия, фонематических представлений и аналитическо-синтетической деятельности

Список литературы 1.

Список литературы 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.01.2023