Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение,
реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы
«Школа-интернат № 10»
Программа адаптации и творческого развития
Бедарева Руслана,
обучающегося 6 класса,
по форме наставничества «учитель- ученик с ОВЗ»
на 2022– 2023 учебный год
«СТУПЕНИ ТВОРЧЕСТВА»
Разработчик программы: Орлик Татьяна Сергеевна, учитель изобразительного искусствапедагог - наставник.
|
|
|
г.Бикин 2022 год
РАЗДЕЛ 1. Пояснительная записка.
Нормативная база программы наставничества
Программа «Ступени творчества», разработана в соответствии с нормативно - правовой базой:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 47 п.2);
- Распоряжение Министерства образования и науки Хабаровского края «Об утверждении региональной методологии (целевой модели) наставничества для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования в Хабаровском крае» № 887 от 10 сентября 2020 года;
- локальные акты КГКОУ ШИ 10.
Обоснование выбора формата наставничества
Наставник способен стать для подростка человеком, который окажет комплексную поддержку на пути социализации, взросления, поиске индивидуальных жизненных целей и путей их достижения, в раскрытии творческого потенциала и возможностей саморазвития и профориентации.
Для детей с нарушением интеллекта характерно недоразвитие познавательной деятельности, которое выражается в том, что они меньше, чем их сверстники, испытывают потребность в познании. Данная программа наставничества направлена на развитие творческих способностей у обучающегося Взаимодействие по форме наставничества «учитель- ученик с ОВЗ» в процессе которого происходит педагогическая и психологическая поддержка такого ученика, способствует создание условий для осознанного выбора оптимальной траектории, повышению мотивации к учебе, улучшению образовательных результатов обучающегося, развитие его творческих и коммуникативных навыков, адаптации в школьном коллективе.Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности у ребёнка воспитывается эмоциональное отношение к миру, развивается восприятие, воображение, память, зрительно-двигательная координация. Овладение углубленными знаниями изобразительного искусства поможет раскрыть творческий потенциал ребенка и в тоже время обучить его технологическим приемам, овладение которыми может быть более широкое применение, позволит ему увереннее чувствовать себя в школе, и за ее пределами.
Проблема на решение, которой направлена программа.
Проблемы обучающегося образовательной организации решаемые с помощью наставничества:
● отсутствие осознанной позиции, необходимой для выбора образовательной траектории;
● низкая информированность о перспективах самостоятельного выбора векторов творческого развития;
● низкий уровень сформированности ценностных и жизненных позиций и ориентиров;
● конфликтность, неразвитые коммуникативные навыки, затрудняющие социальное движение;
● низкий уровень общей культуры, отсутствие или неразвитость навыков целеполагания, планирования и самореализации, пессимистичные ожидания от будущего и самого общества;
● невозможность реализовать творческий потенциал в силу отсутствия опыта и жизненных ресурсов.
Проблема наставляемого
Программа составлена дляобучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), имеющего различные нарушения общего развития.У обучающегося нарушены все стороны развития: мотивационно- потребностная, социально-эмоциональная, моторно- двигательная, познавательная деятельность (восприятие, память, мышление и речь). Обучающийся, которому приходится преодолевать психологические барьеры, онимеет творческие способности, но с из-за отсутствия знаний не неможет реализовать свой творческий потенциал.
РАЗДЕЛ 2. Общая характеристика программы
Цель программы:
Цель программы заключаетсяв раскрытие творческого потенциала, развитие художественно-творческих способностей, эстетической культуры, реализациижизненных ориентировобучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям).
Задачи программы:
1. создание условий для формирования умений и навыков в художественном творчестве, помощь обучающемуся в раскрытии и оценке творческого потенциала и самовыражения;
2. повышение мотивации к творческой деятельности и саморазвитию, развитие и совершенствование индивидуального мастерства обучающегося;
3. формирование ценностных и жизненных ориентиров,развитие мотивовправильного выбора профессии с учетом личных интересов, склонностей, физических возможностей и состояния здоровья
4. развитие коммуникативных навыков,создание условий для становления социально-адаптированной личности
Формат наставничества
«Учитель-ученик с ОВЗ» в процессе которого происходит педагогическая и психологическая поддержка обучающихся с нарушением интеллекта.
Вид наставничества
В работе с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям) реально применять два вида наставничества - это наставничество, где происходит передача готовых идей и решений и менторство, где педагог делиться своим опытом с наставляемым,оказывает поддержку, анализирует и оценивает перспективы, оказывает помощь в постановке целей и разработке их достижения, в выполнении практических заданий, контролирует и дает рекомендации для дальнейшей деятельности.
РАЗДЕЛ 3 Реализация программы
Срок реализации Программы: 2022-2023 год, программа рассчитана на 1 учебный год.
Участники реализации Программы
- обучающийся 6 класса Бедарев Руслан;
- педагог – наставник Орлик Татьяна Сергеевна;
- педагог – психолог школы – интерната;
Содержание Программы. Взаимодействие педагога с наставляемым носит индивидуальный характер, взаимодействие осуществляется в режиме работы наставнической пары (педагог наставник – ученик ОВЗ).
Программа включает в себя три этапа: подготовительный-диагностико –проектировочный, основной-деятельностно – творческий, итоговый- контрольно – оценочный.
1.Подготовительный этап. Проводится диагностика (анкетирование, тестирование и т. д.) определения приоритетных направлений, разрабатывается план по преодолению трудностей в достижении творческих результатов. Знакомство наставляемого с содержанием программы.
2.Основной этап. Установление эмоционального контакта. Теоретические знания по искусству. Формирование осознанного интереса к художественной культуре. Индивидуальные занятия, посещение музеев (онлайн)выставок, проведение тренинга и промежуточного мониторинга. Наставляемый принимает участие в конкурсах, олимпиадах, творческих выставках и мастерских, мастер –классах. Вовлечение наставляемого в проектную деятельность. Проводятся теоретические и практические занятия по рисунку, живописи, декоративно-прикладному искусству.
3.Итоговый этап. Проведение мониторинга личной удовлетворенности участием в программе, качества реализации программы наставничества Сравнительный анализ полученных результатов.Отчеты по итогам наставнической программы. Обобщение опыта. Рекомендации по дальнейшему развитию ребенка.
РАЗДЕЛ 4. Результаты реализации Программы.
Планируемые результаты
· повышение творческого потенциала и психоэмоционального фона обучающего.
· повышение интереса к участию в выставках, конкурсах, олимпиадах.
· планирование предстоящей практической работы, осуществление
текущего самоконтроля выполняемых практических действий;
· понимание значимости своих достижений в области творческой деятельности.
· принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
· развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в процессе творческой деятельности;
· формирование эстетических потребностей, ценностей;
· развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
· наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
План
реализации мероприятий программы наставничества
|
Мероприятие |
Сроки реализации |
Ответственный |
Продукт, ожидаемый результат |
1. |
Подготовительный этап |
|
|
|
1 |
Формирование базы наставляемого. Сбор данных. |
сентябрь |
Учитель ИЗО Орлик Т.С.
|
Проведение анкетирования. |
2 |
Провести диагностику на предмет определения приоритетных направлений в творчестве. |
сентябрь |
Учитель ИЗО Орлик Т.С. Педагог -психолог
|
Определен перечень дефицитных компетенций требующих развития; сформирован план перечень бесед с наставляемым. |
|
Разработать план по преодолению трудностей (личностных компетенций, достижении творческих результатов) |
сентябрь |
Учитель ИЗО Орлик Т.С.
|
Разработаны меры преодоления трудностей и ожидаемые результаты по итогам реализации |
|
Знакомство наставляемого с содержанием программы, демонстрационными материалами, литературой |
сентябрь |
Учитель ИЗО Орлик Т.С.
|
Вдумчивость, серьезность во время просмотра и бесед о искусстве |
|
Основной этап |
|
|
|
|
Установление эмоционального контакта с наставляемым.
|
сентябрь |
Учитель ИЗО Орлик Т.С. Педагог -психолог
|
развитие навыков сотрудничества,отношения в условиях доверия, взаимообогащения и открытого диалога |
|
Участие в международном конкурсе «Красота Божьего мира». |
октябрь |
Учитель ИЗО Орлик Т.С.
|
По итогам участия в конкурсе в зависимости от полученного статуса, с последующим разбором полученного опыта |
Составление композиции и разработка эскиза по теме: «Преподобный Сергий Радонежский» |
октябрь |
Учитель ИЗО Орлик Т.С.
|
||
Выполнение конкурсной работы. |
октябрь |
Учитель ИЗО Орлик Т.С.
|
||
|
Теоретические знания. Формирование осознанного интереса к художественной культуре. |
октябрь |
Учитель ИЗО Орлик Т.С.
|
Попытка воспроизвести то что понравилось в своем собственном произведении. |
Практические занятия.Просмотр произведений художников пейзажистов. |
октябрь |
Учитель ИЗО Орлик Т.С.
|
||
Рисунок пейзажа в технике «монотипия»
|
октябрь |
Учитель ИЗО Орлик Т.С.
|
||
|
Теоретические знания. Рисунок. |
Октябрь-ноябрь |
Учитель ИЗО Орлик Т.С. |
Создание условий для творческого потенциала. Оригинальность в выборе сюжета. |
Практические занятия. Разработка эскиза и создание рисунка в технике «зентагл» |
Октябрь-ноябрь |
Учитель ИЗО Орлик Т.С. |
||
|
Посещение (онлайн)выставок творческой направленности. Тематические беседы: «Импрессионисты», « Художники –передвижники» |
В течении учебного года |
Учитель ИЗО Орлик Т.С.
|
Может высказать свое собственное мнение о произведении искусства, Социальная адаптация.
|
|
Теоретические знания. Живопись. |
декабрь |
Учитель ИЗО Орлик Т.С. |
Проявление фантазии в творческих работах. Разнообразие творческих работ с учетом возраста Развитие творческого мышления, художественных способностей.
|
Практические занятия. «Декоративный натюрморт»
|
декабрь |
Учитель ИЗО Орлик Т.С. |
||
|
Проведение тренинга по повышению мотивации к занятию творчеством. |
декабрь |
Учитель ИЗО Орлик Т.С. Педагог -психолог
|
Отношение к творческой деятельности имеет положительный характер, определенную устойчивость и целеустремленность |
|
Проведение промежуточного мониторинга
|
декабрь |
Учитель ИЗО Орлик Т.С.
|
Сравнительный анализ полученных результатов с входящим. |
|
Участие в конкурсах, олимпиадах,творческих выставках, по результатам с последующим разбором полученного опыта |
В течении учебного года |
Учитель ИЗО Орлик Т.С. Педагог- организатор |
По итогам участия в олимпиаде конкурсе в зависимости от полученного статуса. |
|
Теоретические знания. Декоративно- прикладное искусство. Развитие творческой фантазии. |
ноябрь |
Учитель ИЗО Орлик Т.С.
|
Совершенствование индивидуальных способностей. Преобразования материала из одной формы выражения в другую. |
Практические занятия. Виды декоративно прикладного искусства. Хохлома |
ноябрь |
Учитель ИЗО Орлик Т.С.
|
||
Городец |
|
|
||
|
Участие в выставке рисунков, посвященных Дню инвалида. |
декабрь |
Учитель ИЗО Орлик Т.С. |
Социализация.По итогам участия в конкурсе в зависимости отполученного статуса. |
Практическая работа «Мы все равны»
|
|
|
||
Участие в выставках рисунков, посвященных Новогодним праздникам. |
декабрь |
Учитель ИЗО Орлик Т.С. |
Социализация.По итогам участия в конкурсе в зависимости от полученного статуса. |
|
Практическая работа. «Руковичка для Деда Мороза» |
декабрь |
Учитель ИЗО Орлик Т.С. |
||
|
Проведение тренинга-Снятие эмоционального напряжения. |
январь |
Учитель ИЗО Орлик Т.С. Педагог -психолог
|
Эмоциональное раскрепощение; проявление чувств и желаний |
|
Фестиваль «Когда мы вместе»
|
февраль |
Учитель ИЗО Орлик Т.С.
|
Участие в организованных творческих площадках для детей с ОВЗ |
|
Участие в выставке рисунков, посвященных Дню защитника отечества |
февраль |
Учитель ИЗО Орлик Т.С.
|
Социализация.По итогам участия в конкурсе в зависимости от полученного статуса. |
Практическая работа.
|
февраль |
Учитель ИЗО Орлик Т.С.
|
||
|
Участие в выставках рисунков, посвященных международному женскому дню. |
март |
Учитель ИЗО Орлик Т.С.
|
Социализация.По итогам участия в конкурсе в зависимости от полученного статуса. |
Практическая работа |
март |
Учитель ИЗО Орлик Т.С.
|
||
|
Мероприятия по предпрофильному образованию. Творческая встреча с художником. |
март |
Учитель ИЗО Орлик Т.С. Социальный педагог. Творческая встреча с художником. |
Самоопределение детей с ОВЗ |
|
Вовлечение наставляемого в проектную деятельность. Подготовка, подбор материала, консультации. |
март |
Учитель ИЗО Орлик Т.С.
|
Имеет более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников творческие способности, возможности и проявления. Испытывает радость от творческого труда. |
Практическая работа. Разработка и выполнение проекта «» |
Март-апрель |
Учитель ИЗО Орлик |
||
|
Участие в школьном конкурсе плакатов и рисунков по экологии.
|
в течение года
|
Учитель ИЗО Орлик |
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; |
|
Творческие мастерские. Проведение мастер- классов «Нетрадиционные техники рисования» |
апрель |
Учитель ИЗО Орлик Т.С.
|
Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; проявление мастерства, ситуации успеха |
Практическая работа. Выполнение творческой работы в технике «Зентагл»
|
|
|
||
|
Участие в выставках рисунков, посвященных дню Победы. |
май |
Учитель ИЗО Орлик Т.С. |
Социализация.По итогам участия в конкурсе в зависимости от полученного статуса. |
Практическая работа. |
|
|
||
|
Итоговый этап |
|
|
|
|
Проведение мониторинга личной удовлетворенности участием в программе наставничества. |
май |
Учитель ИЗО Орлик Т.С. Педагог-психолог |
Состояние личной удовлетворенности участие наставляемого в программе наставничества. |
|
Проведение мониторинга качества реализации программы наставничества |
май |
Учитель ИЗО Орлик Т.С. Педагог-психолог |
Сравнительный анализ полученных результатов за весь период программы |
|
Завершение наставничества Отчеты по итогам наставнической программы. |
май |
Учитель ИЗО Орлик Т.С.
|
Обобщение опыта. Рекомендации по дальнейшему развитию ребенка |
Контроль и мониторинг программы наставничества
Мониторинг и оценка влияния программы на участников
Помогает выявить условия реализациипрограммы наставничества, отследитьналичии положительной динамики влияния программы наставничества на повышение активности и заинтересованности участников в творческой деятельности.Основываясь на результатах данного этапа, можно планировать программу наставничества на следующий год обучения.
Качественные и количественные критерии эффективности реализации программы наставничества.
Критерии качества
Критерии |
Метод оценивания |
Начало уч. года |
Конец уч. года |
Уровень Вовлеченности в образовательный процесс |
анкетирование |
|
|
Сфера интересов обучающихся |
анкетирование |
|
|
Уровень сформированности коммуникативных норм социального взаимодействия |
наблюдение |
|
|
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств |
наблюдение |
|
|
Уровень мотивации к творческому труду, работе на результат. |
тестирование наблюдение |
|
|
Повышение интереса к творческой деятельности |
наблюдение
анкетирование |
|
|
Степень личной удовлетворенности участия наставляемого в программе наставничества. |
тестирование |
|
|
РАЗДЕЛ 5. Литература.
1. Как стать первым: диалог учителя и ученика, или индивидуализация обучения как система непрерывной работы с талантливыми, одаренными детьми: сборник методических рекомендаций. Под общ.ред. Н.Н. Быстровой, О.Л. Шаталовой- Хабаровск, ХК ИРО, 2013г.
2. Как достичь цели: индивидуальные траектории при сопровождении одаренных, способных детей. Под общ. ред. О.Л. Шаталовой. Хабаровск, ХК ИРО, 2018г.
3. Индивидуальный образовательный маршрут. Опыт сопровождения одаренных, способных детей: методические материалы с использованием опыта. Н.А. Насретдинова, С.В. Горбунов, Ю.Н. Киценко под общ. ред. О.Л. Шаталовой- Хабаровск, ХК ИРО, 2020г.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.