Программа наставничества"учитель-ученик с ОВЗ"
Оценка 4.7

Программа наставничества"учитель-ученик с ОВЗ"

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
изобразительное искусство
Все классы
15.11.2022
Программа наставничества"учитель-ученик с ОВЗ"
Данная программа наставничества направлена на развитие творческих способностей у обучающегося Взаимодействие по форме наставничества «учитель- ученик с ОВЗ» в процессе которого происходит педагогическая и психологическая поддержка такого ученика, способствует создание условий для осознанного выбора оптимальной траектории, повышению мотивации к учебе, улучшению образовательных результатов обучающегося, развитие его творческих и коммуникативных навыков, адаптации в школьном коллективе
программа наставничества Орлик ТС.docx

Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение,

реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы

«Школа-интернат № 10»

 

 

 

 

 

 

 

Программа адаптации и творческого развития

Бедарева Руслана,

обучающегося 6 класса,

по форме наставничества                                                                               «учитель- ученик с ОВЗ»

на 2022– 2023 учебный год

 

«СТУПЕНИ ТВОРЧЕСТВА»

 

 

 

 

Разработчик программы:       Орлик Татьяна Сергеевна,

учитель изобразительного искусствапедагог - наставник.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        г.Бикин   2022 год

                                                

 

 

РАЗДЕЛ 1. Пояснительная записка.

 

Нормативная база программы наставничества

Программа «Ступени творчества», разработана в соответствии с нормативно - правовой базой:

-     Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 47 п.2);

-     Распоряжение Министерства образования и науки Хабаровского края «Об утверждении региональной методологии (целевой модели) наставничества для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования в Хабаровском крае» № 887 от 10 сентября 2020 года;

-     локальные акты КГКОУ ШИ 10.

 

Обоснование выбора формата наставничества

 

Наставник способен стать для подростка человеком, который окажет комплексную поддержку на пути социализации, взросления, поиске индивидуальных жизненных целей и путей их достижения, в раскрытии творческого потенциала и возможностей саморазвития и профориентации. 

Для детей с нарушением интеллекта характерно недоразвитие познавательной деятельности, которое выражается в том, что они меньше, чем их сверстники, испытывают потребность в познании. Данная программа наставничества направлена на развитие творческих способностей у обучающегося Взаимодействие по форме наставничества «учитель- ученик с ОВЗ» в процессе которого происходит педагогическая и психологическая поддержка такого ученика, способствует создание условий для осознанного выбора оптимальной траектории, повышению мотивации  к учебе,  улучшению образовательных результатов обучающегося, развитие его творческих и коммуникативных навыков, адаптации в школьном коллективе.Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности у ребёнка воспитывается эмоциональное отношение к миру, развивается восприятие, воображение, память, зрительно-двигательная координация. Овладение углубленными знаниями  изобразительного искусства поможет раскрыть творческий потенциал ребенка и в тоже время обучить его технологическим приемам, овладение которыми может быть более широкое применение, позволит ему увереннее чувствовать себя в школе, и за ее пределами.

Проблема на решение, которой направлена программа.

Проблемы обучающегося образовательной организации решаемые с помощью наставничества:

● отсутствие осознанной позиции, необходимой для выбора образовательной траектории;

● низкая информированность о перспективах самостоятельного выбора векторов творческого развития;

● низкий уровень сформированности ценностных и жизненных позиций и ориентиров;

● конфликтность, неразвитые коммуникативные навыки, затрудняющие социальное движение;

● низкий уровень общей культуры, отсутствие или неразвитость навыков целеполагания, планирования и самореализации, пессимистичные ожидания от будущего и самого общества;

● невозможность реализовать творческий  потенциал в силу отсутствия опыта и жизненных ресурсов.

 

Проблема наставляемого

Программа составлена дляобучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), имеющего различные  нарушения общего развития.У  обучающегося нарушены все стороны развития: мотивационно- потребностная, социально-эмоциональная, моторно- двигательная, познавательная деятельность (восприятие, память, мышление и речь). Обучающийся, которому приходится преодолевать психологические барьеры, онимеет творческие способности, но с из-за отсутствия знаний не неможет  реализовать свой творческий потенциал.

 

РАЗДЕЛ 2. Общая характеристика программы

Цель программы:

Цель программы заключаетсяв раскрытие творческого потенциала, развитие художественно-творческих способностей, эстетической культуры, реализациижизненных ориентировобучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям).

 

Задачи программы:

1.     создание условий для формирования умений и навыков в художественном творчестве, помощь обучающемуся в раскрытии и  оценке  творческого потенциала и самовыражения;

2.     повышение мотивации к творческой деятельности и саморазвитию, развитие и совершенствование индивидуального мастерства обучающегося;

3.     формирование ценностных и жизненных ориентиров,развитие мотивовправильного выбора профессии с учетом личных интересов, склонностей, физических возможностей и состояния здоровья

4.     развитие коммуникативных навыков,создание условий для становления социально-адаптированной личности

 

 

 

Формат наставничества

«Учитель-ученик с ОВЗ» в процессе которого происходит педагогическая и психологическая поддержка обучающихся с нарушением интеллекта.

Вид наставничества

В работе с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям) реально применять два вида наставничества -  это наставничество, где происходит передача готовых идей и решений и менторство, где педагог делиться своим опытом с наставляемым,оказывает  поддержку, анализирует и оценивает  перспективы, оказывает помощь в постановке целей и разработке их достижения, в выполнении  практических заданий,  контролирует  и дает рекомендации для дальнейшей деятельности.

 

РАЗДЕЛ 3 Реализация программы

Срок реализации Программы: 2022-2023 год, программа рассчитана на 1 учебный год. 

Участники реализации Программы

- обучающийся 6 класса Бедарев Руслан;

- педагог наставник Орлик Татьяна Сергеевна;

- педагог психолог школы интерната;

Содержание Программы. Взаимодействие педагога с наставляемым носит индивидуальный характер, взаимодействие осуществляется в режиме работы наставнической пары (педагог наставник – ученик ОВЗ).

Программа включает в себя три этапа: подготовительный-диагностико –проектировочный, основной-деятельностно – творческий, итоговый- контрольно – оценочный.

1.Подготовительный этап. Проводится диагностика (анкетирование, тестирование и т. д.) определения приоритетных направлений, разрабатывается план по преодолению трудностей в достижении творческих результатов. Знакомство наставляемого с содержанием программы.

2.Основной этап. Установление эмоционального контакта. Теоретические знания по искусству. Формирование осознанного интереса к художественной культуре.  Индивидуальные занятия, посещение музеев (онлайн)выставок, проведение тренинга и промежуточного мониторинга. Наставляемый принимает участие в конкурсах, олимпиадах, творческих выставках и мастерских, мастер –классах.  Вовлечение наставляемого в проектную деятельность. Проводятся теоретические и практические занятия по рисунку, живописи, декоративно-прикладному искусству.

 

3.Итоговый этап. Проведение мониторинга личной удовлетворенности участием в программе, качества реализации программы наставничества Сравнительный анализ полученных результатов.Отчеты по итогам наставнической программы. Обобщение опыта. Рекомендации по дальнейшему развитию ребенка.

 

РАЗДЕЛ 4. Результаты реализации Программы.

 

 Планируемые результаты

 

·        повышение творческого потенциала и психоэмоционального фона обучающего.

·        повышение интереса к участию в выставках, конкурсах, олимпиадах.

·        планирование предстоящей практической работы, осуществление

текущего самоконтроля выполняемых практических действий;

·        понимание значимости своих достижений в области творческой  деятельности.

·        принятие и освоение социальной роли обучающегося,  формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

·        развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в процессе творческой деятельности;

·        формирование эстетических потребностей, ценностей;

·        развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

·        наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;

 

План

реализации мероприятий программы наставничества

 

 

Мероприятие

Сроки реализации

Ответственный

Продукт, ожидаемый результат

1.

Подготовительный этап

 

 

 

1

Формирование базы наставляемого. Сбор данных.

сентябрь

Учитель ИЗО

Орлик Т.С. 

 

Проведение анкетирования.

2

Провести диагностику на предмет определения приоритетных направлений в творчестве.

сентябрь

Учитель ИЗО

Орлик Т.С. 

Педагог -психолог

 

 

Определен перечень дефицитных компетенций требующих развития; сформирован план перечень бесед с       наставляемым.

 

Разработать план по преодолению трудностей (личностных компетенций, достижении творческих результатов)

сентябрь

Учитель ИЗО

Орлик Т.С. 

 

Разработаны меры преодоления трудностей и ожидаемые результаты по итогам реализации

 

Знакомство наставляемого с содержанием программы, демонстрационными материалами, литературой

сентябрь

Учитель ИЗО

Орлик Т.С. 

 

Вдумчивость, серьезность во время просмотра и бесед о искусстве

 

Основной этап

 

 

 

 

Установление эмоционального контакта с наставляемым.

 

 

сентябрь

Учитель ИЗО

Орлик Т.С. 

Педагог -психолог

 

развитие навыков сотрудничества,отношения в условиях доверия, взаимообогащения и открытого диалога

 

Участие в международном конкурсе «Красота Божьего мира».

октябрь

Учитель ИЗО

Орлик Т.С. 

 

По итогам участия в конкурсе в зависимости от полученного  статуса, с последующим разбором полученного опыта

Составление  композиции и разработка эскиза по  теме: «Преподобный Сергий Радонежский»

октябрь

Учитель ИЗО

Орлик Т.С. 

 

Выполнение конкурсной работы.

октябрь

Учитель ИЗО

Орлик Т.С. 

 

 

Теоретические знания. Формирование осознанного интереса к художественной культуре.

октябрь

Учитель ИЗО

Орлик Т.С. 

 

Попытка воспроизвести то что понравилось в своем собственном произведении.

Практические занятия.Просмотр произведений художников пейзажистов.

октябрь

Учитель ИЗО

Орлик Т.С. 

 

Рисунок пейзажа в технике «монотипия»

 

октябрь

Учитель ИЗО

Орлик Т.С. 

 

 

Теоретические знания. Рисунок.

Октябрь-ноябрь

Учитель ИЗО

Орлик Т.С. 

Создание условий для творческого потенциала. Оригинальность в выборе сюжета.

Практические занятия.

Разработка эскиза и создание рисунка в технике «зентагл»

Октябрь-ноябрь

Учитель ИЗО

Орлик Т.С. 

 

Посещение (онлайн)выставок творческой направленности.

Тематические беседы:

«Импрессионисты»,     « Художники –передвижники»

В течении учебного года

 

Учитель ИЗО

Орлик Т.С. 

 

Может высказать свое собственное мнение  о произведении искусства,

Социальная адаптация.

 

 

 

Теоретические знания. Живопись.

декабрь

Учитель ИЗО

Орлик Т.С. 

Проявление фантазии в творческих работах. Разнообразие творческих работ с учетом возраста Развитие творческого мышления, художественных способностей.       

 

Практические занятия.

«Декоративный натюрморт»

 

декабрь

Учитель ИЗО

Орлик Т.С. 

 

Проведение тренинга по повышению мотивации к занятию творчеством.

декабрь

Учитель ИЗО

Орлик Т.С. 

Педагог -психолог

 

Отношение к творческой деятельности имеет положительный характер, определенную устойчивость и целеустремленность

 

Проведение промежуточного мониторинга

 

декабрь

Учитель ИЗО

Орлик Т.С. 

 

Сравнительный анализ полученных результатов  с входящим.

 

 Участие в конкурсах, олимпиадах,творческих выставках, по результатам с последующим разбором полученного опыта

В течении учебного года

Учитель ИЗО

Орлик Т.С. 

Педагог- организатор

По итогам участия в олимпиаде конкурсе в зависимости от полученного  статуса.

 

Теоретические знания. Декоративно- прикладное искусство. Развитие творческой фантазии.

ноябрь

Учитель ИЗО

Орлик Т.С. 

 

 

 

 

Совершенствование индивидуальных способностей. Преобразования материала из одной формы выражения в другую.

Практические занятия.

Виды декоративно прикладного искусства.

Хохлома

ноябрь

Учитель ИЗО

Орлик Т.С. 

 

 

 

 

Городец

 

 

 

Участие в выставке рисунков, посвященных Дню инвалида.

декабрь

Учитель ИЗО Орлик Т.С.

Социализация.По итогам участия в  конкурсе в зависимости отполученного  статуса.

Практическая работа

«Мы все равны»

 

 

 

Участие в выставках рисунков, посвященных Новогодним праздникам.

декабрь

Учитель ИЗО Орлик Т.С.

Социализация.По итогам участия в  конкурсе в зависимости от полученного  статуса.

Практическая работа.

 «Руковичка для Деда Мороза»

декабрь

Учитель ИЗО Орлик Т.С.

 

Проведение тренинга-Снятие эмоционального напряжения.

январь

Учитель ИЗО

Орлик Т.С. 

Педагог -психолог

 

Эмоциональное раскрепощение; проявление чувств и желаний

 

Фестиваль «Когда мы вместе»

 

 

 

 

февраль

Учитель ИЗО

Орлик Т.С. 

 

Участие в организованных творческих площадках для детей с ОВЗ

 

Участие в выставке рисунков, посвященных Дню защитника отечества

февраль

Учитель ИЗО

Орлик Т.С. 

 

Социализация.По итогам участия в  конкурсе в зависимости от полученного  статуса.

Практическая работа.

 

февраль

Учитель ИЗО

Орлик Т.С. 

 

 

Участие в выставках рисунков, посвященных международному женскому дню.

март

Учитель ИЗО

Орлик Т.С. 

 

Социализация.По итогам участия в  конкурсе в зависимости от полученного статуса.

Практическая работа

март

Учитель ИЗО

Орлик Т.С. 

 

 

Мероприятия по предпрофильному образованию.

Творческая встреча с художником.

март

Учитель ИЗО

Орлик Т.С. 

Социальный педагог. Творческая встреча с художником.

Самоопределение детей  с ОВЗ

 

Вовлечение наставляемого в проектную деятельность.

Подготовка, подбор материала, консультации.

март

Учитель ИЗО

Орлик Т.С. 

 

Имеет более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников творческие способности, возможности и проявления. Испытывает радость от творческого труда.

Практическая работа.

Разработка и выполнение проекта «»

Март-апрель

Учитель ИЗО

Орлик

 

Участие в школьном конкурсе плакатов и рисунков по экологии.

 

 

в течение года

 

Учитель ИЗО

Орлик

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

 

Творческие мастерские. Проведение мастер- классов «Нетрадиционные техники рисования»

апрель

Учитель ИЗО

Орлик Т.С. 

 

 

Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; проявление мастерства,

ситуации успеха

Практическая работа.

Выполнение творческой работы в технике «Зентагл»

 

 

 

 

Участие в выставках рисунков, посвященных дню Победы.

май

Учитель ИЗО

Орлик Т.С.

Социализация.По итогам участия в  конкурсе в зависимости от полученного  статуса.

Практическая  работа.

 

 

 

Итоговый этап

 

 

 

 

Проведение мониторинга личной удовлетворенности участием в программе наставничества.

май

Учитель ИЗО

Орлик Т.С. 

Педагог-психолог

Состояние личной удовлетворенности  участие наставляемого в программе наставничества.

 

Проведение мониторинга качества реализации программы наставничества

май

Учитель ИЗО

Орлик Т.С. 

Педагог-психолог

Сравнительный анализ полученных результатов за весь период программы

 

Завершение наставничества Отчеты по итогам наставнической программы.

май

Учитель ИЗО

Орлик Т.С. 

 

Обобщение опыта. Рекомендации по дальнейшему развитию ребенка

 

Контроль и мониторинг программы наставничества

Мониторинг и оценка влияния программы на участников

Помогает выявить условия реализациипрограммы наставничества, отследитьналичии положительной динамики влияния программы наставничества на повышение активности и заинтересованности участников в творческой деятельности.Основываясь на результатах данного этапа, можно планировать программу наставничества на следующий год обучения.

 

 Качественные и количественные критерии эффективности реализации программы наставничества.

Критерии качества

 

Критерии

Метод оценивания

Начало уч. года

Конец уч. года

Уровень Вовлеченности в образовательный процесс

анкетирование

 

 

Сфера интересов обучающихся

анкетирование

 

 

Уровень сформированности коммуникативных  норм социального взаимодействия

наблюдение

 

 

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

наблюдение

 

 

Уровень мотивации к творческому труду, работе на результат.

тестирование наблюдение

 

 

Повышение интереса к творческой деятельности

наблюдение

 

анкетирование

 

 

Степень личной удовлетворенности  участия наставляемого в программе наставничества.

тестирование

 

 

 

РАЗДЕЛ 5. Литература.

 

1.     Как стать первым: диалог учителя и ученика, или индивидуализация обучения как система непрерывной работы с талантливыми, одаренными детьми: сборник методических рекомендаций. Под общ.ред. Н.Н. Быстровой, О.Л. Шаталовой- Хабаровск, ХК ИРО, 2013г.

2.     Как достичь цели: индивидуальные траектории при сопровождении одаренных, способных детей. Под общ. ред. О.Л. Шаталовой. Хабаровск, ХК ИРО, 2018г.

3.     Индивидуальный образовательный маршрут. Опыт сопровождения одаренных, способных детей: методические материалы с  использованием опыта. Н.А. Насретдинова, С.В. Горбунов, Ю.Н. Киценко под общ. ред. О.Л. Шаталовой- Хабаровск, ХК ИРО, 2020г.


 

Скачано с www.znanio.ru

Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат № 10»

Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат № 10»

РАЗДЕЛ 1. Пояснительная записка

РАЗДЕЛ 1. Пояснительная записка

Проблемы обучающегося образовательной организации решаемые с помощью наставничества: ● отсутствие осознанной позиции, необходимой для выбора образовательной траектории; ● низкая информированность о перспективах самостоятельного выбора векторов…

Проблемы обучающегося образовательной организации решаемые с помощью наставничества: ● отсутствие осознанной позиции, необходимой для выбора образовательной траектории; ● низкая информированность о перспективах самостоятельного выбора векторов…

Формат наставничества «Учитель-ученик с

Формат наставничества «Учитель-ученик с

Итоговый этап . Проведение мониторинга личной удовлетворенности участием в программе, качества реализации программы наставничества

Итоговый этап . Проведение мониторинга личной удовлетворенности участием в программе, качества реализации программы наставничества

Учитель ИЗО Орлик Т.С. Педагог -психолог

Учитель ИЗО Орлик Т.С. Педагог -психолог

Теоретические знания. Формирование осознанного интереса к художественной культуре

Теоретические знания. Формирование осознанного интереса к художественной культуре

Практические занятия. «Декоративный натюрморт» декабрь

Практические занятия. «Декоративный натюрморт» декабрь

Участие в выставке рисунков, посвященных

Участие в выставке рисунков, посвященных

Практическая работа март

Практическая работа март

Творческие мастерские. Проведение мастер- классов «Нетрадиционные техники рисования» апрель

Творческие мастерские. Проведение мастер- классов «Нетрадиционные техники рисования» апрель

Качественные и количественные критерии эффективности реализации программы наставничества

Качественные и количественные критерии эффективности реализации программы наставничества
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.11.2022