Программа обучения мезенской росписи
Оценка 4.7

Программа обучения мезенской росписи

Оценка 4.7
doc
07.08.2022
Программа обучения мезенской росписи
Программа обучения мезен.росп. Пономарева.doc

 

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

 

ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕБЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ШКОЛА № 1404  «ГАММА»

 

107014 г. Москва, ул. Большая Оленья, д.3, тел.: 268-46-86

 

                                 Согласовано                                                                         Рассмотрено

                 Зам. Директора по УВР                                                                      на заседании МО ДО

                      ____________________                                                                    ________________

                _____________                                                   ___________

 

 

 Программа внеурочной деятельности

студии «Ступеньки творчества»

по обучению мезенской  росписи

для 4 -6 класса средней школы

 

 

 

 

 

 

 


     

     

                                                             

      

 

 

 

                                                            Автор-составитель:

  Пономарева Надежда Федоровна,

                                                             учитель  

 

                                                         

 

 

 

Москва, 2021-2022учебный год.

 

Содержание:

1.  Пояснительная записка.

2.  Содержание программы.

3.  Формы контроля и оценочные материалы.

4.  Организационно-педагогические условия реализации программы.

5.  Приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
   Главным направлением деятельности студии «Ступеньки творчества» является обучение детей   технологии мезенской  росписи.

     Во всем мире народное искусство вызывает неподдельный интерес. В нашей стране, имеющей глубокие корни декоративно-прикладного творчества, есть и промыслы, и мастера. Искусство, впитавшее в себя народную мудрость, народный вкус, народное понимание жизни, оказалось глубоко притягательным и необходимым современному человеку. Можно, конечно, обойтись без деревянных, расписных ложек, когда есть дешовые,  пластмассовые или металлические. Но людям хочется видеть вокруг себя не только стандартные массовые изделия, но и рукотворные предметы,  несущие тепло рук  мастера, красивые и неповторимые. Правда, функция их несколько изменилась. Теперь эти предметы служат  украшением быта, а раньше чаще всего несли  утилитарную функцию. Такие вещи есть почти в каждом доме, но редко  кто может сказать, какой это промысел, как называется игрушка, предмет. Привлекает людей духовная и эстетическая – «праздничная» функция народного искусства.

     Для  тех же,  кто изучает народное искусство, оно становится неисчерпаемым источником творчества. Нередко можно слышать мнение,  что «школьное обучение» никакого касательства не имеет к народным промыслам. Но  ведь даже те, кто работает в мастерских того или иного промысла,  далеко не всегда обладают исключительными способностями и талантом. Однако,  то, что сделано их руками, редко становится объектом  уничижительной оценки.

 

Занятия   декоративной росписью по дереву

·       развивают пространственное воображение, память, творческие и  исследовательские способности, чертежные навыки, мелкую мускулатуру    кистей рук, концентрацию  внимания, уверенность в своих силах и  способностях, так как неуспевающих на занятиях  нет;

·       знакомят  с основными геометрическими понятиями;

·        улучшают  способность следовать устным инструкциям;

·       расширяют коммуникативные способности;

·       воспитывают личность как члена общества с его нравственными,   патриотическими, интернациональными чувствами;

·       воспитывают наблюдательность, художественно-эстетический вкус детей,   самостоятельность и аккуратность при работе.

Кроме того, занятия в студии не отрицают возможности того, что воспитанники  овладеют всеми приемами, технологиями  и станут теми, кто продолжит традиции мастеров  декоративно-прикладного творчества,   способствуют профессиональному самоопределению учащихся и  направлены  на то, чтобы каждый воспитанник проявил творчество и мастерство и реализовал себя как личность.

 

 

           Программа обучения  росписи имеет   общекультурную направленность, создана на основе результатов многолетней работы по обучению учащихся основам кистевого  письма.  

 

Обучение проходит в два этапа:

·        овладение основами   мезенской  росписи,

·        овладение  технологией    росписи  изделий (плоскостных и объемных).

 

Цель:  овладение учащимися навыками мезенской  росписи.

Задачи:

·       обучение  детей основным приемам мезенского  письма по дереву;

·       развитие    кистевого письма, отрабатывая точность и чистоту выполнения элементов;

·       воспитание эстетического  отношение к народному искусству,

·       способствование   развитию индивидуальных интересов и склонностей.

 

Программа рассчитана на 2 года  обучения и тесно привязана к школьной возрастной классификации. Такой набор в группы наиболее эффективен и органично вписывается в работу школьного учреждения, на базе которого ведутся занятия. Дети приходят в студию по желанию,   в течение всего процесса обучения можно принимать новых детей, так как предлагаемый курс обучения автономен. Конечно, у этих воспитанников не будет еще тех навыков, которые имеют дети,  начавшие обучение раньше, но к середине года  их возможности  сравниваются.

    Ребята начинают заниматься в студии с 10 лет. Этот младший школьный возраст получил название «правильный возраст». Важнейшая социально- педагогическая задача этого возраста – усвоение типического опыта: научиться, накопить, выполнить. В этом возрасте важно не эксплуатировать нормативность ребенка, уважать его достоинство, развивать огромный личный потенциал. Как показывает опыт работы в студии,  этим детям чаще требуется демонстрация образцов, поэтапное выполнение и объяснение. Главная задача  – помочь учащимся успешно освоить различные системы учебных требований, поощрять стремление к творчеству.

Основой успешной реализации данной программы является соблюдение принципов обучения:

·        учебный курс должен опираться на традиционные промыслы России, работы лучших мастеров, специальную методическую литературу, использование таблиц,  схем, иллюстраций;

·        содержательные задачи решаются методом освоения материала «от простого к сложному» в соответствии с возрастными особенностями детей;

·        материал дается постепенно, доступно для понимания детей и наработки у них умений и навыков;

·        должны учитываться возрастные и индивидуальные особенности воспитанников;

·        должна осуществляться связь с окружающим миром.

Настоящая программа включает в себя материалы, освоение которых позволит учащимся добиться хороших результатов не только в изучении декоративно-прикладного искусства,  но  и на основе этого обучения развивать творческое воображение, фантазию, эстетический вкус, волю, усидчивость, т.е. она направлена на всестороннее развитие личности.

         На протяжении всего обучения на занятиях  применяются   различные методы и технологии  обучения, но все они направлены на реализацию интересов и способностей  воспитанников. К каждому этапу обучения применяется конкретная методика обучения.

Методы можно объединить по следующим признакам:

·        словесные:   объяснение, пояснение, беседа, рассказ, инструктаж (вводный, текущий, частичный), используемый чаще всего на занятиях по закреплению или выполнению элементов и мотивов росписи;

·        наглядные: демонстрация образцов, выполненных мастерами, иллюстраций, схем и таблиц;

·        практические: показ способов  росписи, различные упражнения в приобретении умений, индивидуальная отработка, работа над эскизами, роспись  шаблонов  изделий , разметка изделий и т.п.

  Все они используются в комплексе и направлены на лучшее усвоение программы с учетом способностей обучающихся, сложности работы, скорости выполнения задания, на занятиях в студии используются и другие, например – проектная.

Также различны и формы организации занятий. В зависимости от задач

занятия, с воспитанниками можно заниматься фронтально, модульной группой, индивидуально, когда требуется отработка того или иного навыка. Хорошие результаты можно получить, используя форму экспресс - обучения, когда с ребенком отрабатывается навык в его свободное время.

   

Занятия состоят из теоретической и практической части.

Для повышения мотивации учащихся можно проводить и нестандартные занятии: экскурсии, зачеты, конкурсы, КВН, праздники, соревнования, защиту проектов. Однако,  превращать такие занятия в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообразно из-за большой потери времени, отсутствии познавательного труда, невысокой результативности.

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей.

         Занятия проводятся 2 раза в неделю в учебном кабинете, библиотеке или компьютерном классе (когда необходим поиск информации по истории развития промысла).

         1.2 ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

В этом отношении приоритетными для обучения в студии являются:

-осознание исторических и  характерных особенностей городецких узоров.

- овладение принципами построения композиции,

-формирование умения различать разные виды одной и той же росписи,

  Коммуникативные

- уметь ставить вопросы, если непонятен процесс росписи;

- представление своего опыта ;

Регулятивные

- осознание процесса создания  продукта;

- самостоятельное создание  композиции творческого  характера;

Личностные

- самоопределение;

-нравственно- эстетическое оценивание;

 

2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

2.1 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№п/п

Наименование темы

Количество часов

Формы аттестации (контроля)

всего

теория

практика

1

Введение

2

1

1

Изучение правил техники безопасности.  Зачет

2

Знакомство с мезенской росписью.

2

1

1

Викторина «Мезенская роспись»

3

Основные элементы и мотивы мезенской  росписи

24

4

20

Творческая работа.

Зачет

4

Проектная  работа:  роспись деревянного изделия (доски простой геометрической формы)

20

2

18

Защита проектов

5

Композиция мезенских  узоров.

24

4

20

Общешкольная выставка. Оформление стенда в фойе школы.

Итого:

72

12

60

 

 

 

2. 2.  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО) ПЛАНА

 

Раздел 1. Введение

Тема 1.1. Материалы и оборудование для занятий мезенской росписью (2 часа)
Теория (1 ч.). Различные виды изделий с мезенской росписью.
техника безопасности и организация рабочего места для занятий мезенской росписью.
Практика (1 ч.) Игра «Да»-«Нет» по правилам техники безопасности. Зачет.

 Отработка приемов организации рабочего места для росписи.

Раздел 2 Знакомство с мезенской росписью (2часа)

Тема 1.2. Знакомство с мезенской росписью (2часа)
Теория (1ч). История возникновения и развития промысла. Основы цветоведения (черный и красный). Ярусность и геометричность орнаментов
Практика (1ч). Пробная отработка края  листа А4 геометрическим узором.

Раздел 3.  Основные элементы и мотивы  мезенской росписи.

Теория  (4часа)

Тема 1-2.Основы  цветоведения  в мезенской росписи (красный и черный) . 

Тема 3-4. Символика мезенских узоров. Трехъярусность композиции.

Практика (20ч).

Тема 5-6. Практика  Узоры в полосе с мезенскими символами.

Тема 7. Практика  Мотивы «квадраты». Разнообразие заполнения.   

Тема 8-9. Практика  Мотив «птицы» и их разновидности.

Тема 10. Практика  Узор с «птицами».                              

Тема 11-12. Практика  Мотив  «конь» и его разновидностями. 

Тема 13. Практика  Композиция с конем в квадрате.        

Тема 14-15. Практика  Мотив «олень» и его разновидности.    

Тема 16. Практика  Узор с оленями в круге.                              

Тема 17. Практика  Мотив «лось» и его разновидности.

Тема 18-19. Практика  Узор в прямоугольнике с конями или лосем.

Тема 20.  Практика  Выставка для родителей.

Раздел 4  Проектная  работа:  роспись деревянного изделия (доски простой геометрической формы)

Тема: Проектная  работа:  роспись деревянного изделия (доски простой геометрической формы)

Тема 4.1. Теория (2часа).  Ярусность  мезенской композиции. Заполнение всего пространства. Правила построения ярусной композиции.           

Тема 4.2. 6  Практика. Мезенский конь.

Тема 4.2. 9 Практика  Мезенский олень, лось.                                                                                     Тема 4.2. 10  Практика Композиция в прямоугольнике (орнаментальная краевая полоса)                                                                                                                                      Тема 4.2.11-12 Практика  Композиция с конем или лосем.        

Тема 4.2. 13 Практика  Композиция с конем  (дополнительные элементы росписи -заполнение пространства)                                     

Тема 4.2. 14-15  Практика Отработка дополнительных элементов росписи.  Тема 4.2. 16  Практика  Мезенские птицы. Отработка письма разных птиц.

Тема 4.2.17  Практика  Композиция в круге (роспись  орнамента с птицами).

Тема 4.2.18-19  Практика  Варианты отделки края изделия (с разными птицами)

Тема 4.2.20   Практика Резервное занятие.

Тема 4.2.21.-22 Теория (2часа)  Экскурсия «Чудеса рядом» и мастер-класс  для учащихся младших классов.

Раздел 5  Композиция мезенских  узоров.

Тема 5. Теория  (4часа)

Основы композиции при заполнении разных геометрических форм  мезенскими мотивами узора.
Тема 5..Практика. Подготовка разделочной доски к росписи (очистка поверхности, разметка узора).                                             

Тема 6-7. Практика. Роспись разделочной доски (графическая разметка).   

Тема 8-9. Практика. Роспись разделочной доски  (замалевок- красным).

Тема 10-11. Практика.  Роспись разделочной доски (теневка-черным).       

Тема 12-13.  Практика. Роспись разделочной доски (оживка-добавление мелких элементов).

Тема 14-17. Практика.  Роспись разделочной доски (отделка края),

Тема 18. Практика. Лакировка.

Тема 19. Практика. Подготовка выставки. Анкетирование

Тема 20. Практика. Выставка изделий в фойе школы с презентацией-рассказом о своей работе.

 

 

 

Формы контроля и оценочные материалы.

В целях оценки  результативности занятий проводится ежедневный анализ  (маленькие выставки, устное обсуждение успехов и недостатков работы),

занятия – смотры выполненных изделий с анализом учащихся, мини-викторины,  анкетирование.

Итоговый контроль проводится в форме  занятий – соревнований, контрольных занятий, выставок (школьных, окружных,  городских), участия в конкурсах и фестивалях, защиты творческих проектов. Итоги проведенных мероприятий анализируются с учащимися и их родителями.


2.5. Организационно-педагогические условия реализации  Программы.
- материально-технические условия реализации Программы:
Обучение  по данной программе предполагает наличие кабинета, в котором имеются необходимые материалы и инструменты:  необходимое количество банок для воды, краски разные  по составу  свойствам, кисти, карандаши, наглядные пособия, литература для детей и учителя, столярные изделия, лакокрасочная продукция и многое другое.

 Образовательная деятельность требует и финансового обеспечения.  В основном, это личные средства родителей,  которым необходимо объяснить важность занятий их детей  росписью.

Педагог, работающий по данной программе, должен владеть  технологией мезенской  росписи, уметь не только заинтересовать и научить детей, но и обеспечить непрерывный процесс обучения.

 

 

5.     ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Правила  техники безопасности при работе с лакокрасками .

1.     Работать в хорошо освещенном помещении.

2.     Проветривать помещение.

3.     Предохранять одежду и мебель от лакокрасочной продукции, так остаются трудновыводимые пятна.

4.     Во время росписи по дереву следить за чистотой рук, как можно меньше касаться пальцами зачищенной поверхности, так как в этих местах могут остаться пятна.

5.     Во время шлифовки деревянных изделий следует делать перерыв и сразу вытирать древесную пыль.

6.     После работы с лаком и красками (только в перчатках!) очистить руки и вымыть с мылом.

7.     Не оставлять кисти не отмытыми от краски, испортится ворс.

 

Методика обучения мезенской  росписи.

 

В начале обучения очень важно научиться правильно держать кисть. Она должна находиться строго в вертикальном положении относительно работы. Локоть фиксируется, а кисть руки полностью свободна для выполнения неразрывных пластичных дужек и мазков, как на гладких плоскостях, так и на сферических, цилиндрических и других поверхностях. В процессе работы можно опираться на оттопыренный мизинец, слегка касаясь им изделия.

Учить детей росписи следует начинать в альбомах, начиная с самых простых элементов (точки, капли, дужки и т.п.), а затем – с мотивов ( квадрат. птицы. кони. лоси. олени), отрабатывая одновременно технику выполнения  замалевка красным цветом, теневки черным  и оживки (добавления мелких элементов на все пространство росписи).

Только когда воспитанники овладеют некоторыми навыками кистевого письма , мотивы можно объединять в узоры, изучая одновременно законы композиционного построения узора в мезенской  росписи.

После того, как учащиеся научатся  писать  узоры в полосе, квадрате, круге, прямоугольнике, готовится эскиз для разделочной доски  на  бумажном шаблоне. Это может быть как повтор образца Мастера, так и самостоятельная композиция. Таких эскизов готовится несколько,  чтобы у учащихся был выбор и одновременно вырабатывался навык порядка работы и техники письма.

Приступая к росписи доски, сначала необходимо научить ребят готовить ее под роспись, так неровная, не защищенная поверхность может свести на нет все полученные навыки у детей. Выбрав понравившийся узор, аккуратно размечают его согласно выполненному эскизу, делая на доске только необходимые пометки карандашом (без нажима). В дальнейшем, когда воспитанники овладеют композиционными умениями, необходимость такой разметки отпадает.

 

Алгоритм выполнении росписи на доске

1. подготовка поверхности доски под роспись.

2. легкая графическая  разметка.

3. замалевок красным цветом.

4. теневка черным цветом.

5. оживка и приписка элементов и символов для заполнения пространства композиции.

6. обработка края изделия и отводка.

7. лакировка и окончательная отделка изделия(зачистка обратной стороны).

 

После того,  как будет освоена роспись птиц и животных,  учащихся учат составлять сюжетные композиции на разных формах объемных (коробках, крышках) и  на деревянных изделиях. Это проектная работа, которая требует еще и применения исследовательских и презентационных умений.  Защищая проект, воспитанники показывают все навыки и умения, полученные во время обучения мезенской  росписи.

БИБЛИОГРАФИЯ

Список используемой литературы.

1.группа авторов , «Народное искусство», М.»Планета», 1984г.

2.Т.Я.Шпикалова «ИЗО в 1 классе», М., «Планета», 1987г.

3.Н.Величко «Роспись» энциклопедия, М.»АСТ-ПРЕСС», 1999г.

4.Л.Алферов «Технологии росписи», Ростов на Дону, «Феникс», 2000г.

Информация из Интернета .

Список рекомендуемой литературы (для детей)

1.Г.М.Блинов «Чудо-кони, чудо-птицы», М, «Детская литература», 1997г.

2.Группа авторов «Народное искусство», М., «Планета, 1987г..

3.Информация из Интернета (по запросу).

3.1.История Мезенской росписи

vuzlit.ru98830/istoriya_vozniknoveniya_razvitiya…

3.2Мезенская роспись. История и традиции »

peru.nica.rurukodelie…mezenskaya-rospisistoriya-i…

3.3.История появления мезенской росписи. Загадки...

moluch.ruНаучный журналМолодой учёный35793

3.4.Мезенская роспись 

liveinternet.ruusers/2930900/post143670962

3.5.livemaster.rutopic…istoriya-mezenskoj-rospis

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 



Скачано с www.znanio.ru

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА

Содержание: 1. Пояснительная записка

Содержание: 1. Пояснительная записка

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Главным направлением деятельности студии «Ступеньки творчества» является обучение детей технологии мезенской росписи

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Главным направлением деятельности студии «Ступеньки творчества» является обучение детей технологии мезенской росписи

Кроме того, занятия в студии не отрицают возможности того, что воспитанники овладеют всеми приемами, технологиями и станут теми, кто продолжит традиции мастеров декоративно-прикладного творчества, способствуют…

Кроме того, занятия в студии не отрицают возможности того, что воспитанники овладеют всеми приемами, технологиями и станут теми, кто продолжит традиции мастеров декоративно-прикладного творчества, способствуют…

России, работы лучших мастеров, специальную методическую литературу, использование таблиц, схем, иллюстраций; · содержательные задачи решаются методом освоения материала «от простого к сложному» в соответствии с…

России, работы лучших мастеров, специальную методическую литературу, использование таблиц, схем, иллюстраций; · содержательные задачи решаются методом освоения материала «от простого к сложному» в соответствии с…

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей

Защита проектов 5Композиция мезенских узоров

Защита проектов 5Композиция мезенских узоров

Тема: Проектная работа: роспись деревянного изделия (доски простой геометрической формы)

Тема: Проектная работа: роспись деревянного изделия (доски простой геометрической формы)

Организационно-педагогические условия реализации

Организационно-педагогические условия реализации

Только когда воспитанники овладеют некоторыми навыками кистевого письма , мотивы можно объединять в узоры, изучая одновременно законы композиционного построения узора в мезенской росписи

Только когда воспитанники овладеют некоторыми навыками кистевого письма , мотивы можно объединять в узоры, изучая одновременно законы композиционного построения узора в мезенской росписи

Г.М.Блинов «Чудо-кони, чудо-птицы»,

Г.М.Блинов «Чудо-кони, чудо-птицы»,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.