Муниципальное казенное учреждение
«Управление образования Карасукского района» Новосибирской области
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Дом детского творчества
Карасукского района Новосибирской области
Рассмотрена на заседании педагогического совета от «____»__________20____ г. Протокол № _______
|
Утверждаю: Директор МБУ ДО ДДТ
|
_____________ Л.Д. Зайцева |
|
Приказ № _______ от «____»__________20____ г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Азбука дорожного движения»
Стартовый уровень
Возраст обучающихся: 7-12 лет
Автор-составитель:
Фахрутдинова Жулдиз Мержакыповна,
педагог дополнительного образования
г. Карасук, 2021 г
РАЗДЕЛ № 1 КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Азбука дорожного движения» имеет социально-гуманитарную направленность.
Актуальность программы состоит в том, что в настоящее время возросло количество ДТП из-за несоблюдения детьми требований сигналов светофора и других правил дорожного движения. Основной причиной происшествий на протяжении ряда лет является переход дороги в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Поэтому профилактика детского травматизма на дорогах становится необходимой нормой современного образования.
Основными направлениями реализации программы «Азбука дорожного движения» являются:
1. Организация пропаганды безопасности дорожного движения (проведение отдельных бесед, выпуск стенгазет, выставки рисунков, оформление уголков по безопасности дорожного движения, подготовка и проведение массовых мероприятий, игр, викторин, конкурсов на базе школы, внедрение обучающих компьютерных игр по правилам дорожного движения).
2. Шефство над детскими садами в плане пропаганды Правил дорожного движения (проведение викторин, бесед, игр, организация конкурсов, обеспечение детского сада наглядными пособиями, выполненными воспитанниками объединения на занятиях).
3. Участие в практической деятельности, направленной на обеспечение безопасности обучающихся (патрулирование у школ перед началом занятий и после окончания их).
4. Привитие обучающимся практических навыков правильного поведения на улицах и дорогах (организация практических занятий по правилам дорожного движения, участие в соревнованиях юных инспекторов движения).
Отличительные особенности программы, новизна
Отличительной особенностью программы является разработка творческих проектов, что позволяет активнее вовлечь обучающихся в данный вид деятельности. Программа предполагает профилактическую работу с воспитанниками детского сада через организацию воспитательных мероприятий. Ребята учатся сами и учат других, что способствует углубленному усвоению знаний, и принятие на себя ответственности за младших детей. В этой работе дети воплощают свои замыслы и фантазии, используя освоенные теоретические и практические навыки.
Адресат программы
Программа адресована обучающимся от 7 до 12 лет.
Для обучения принимаются все желающие, имеющие желание активно участвовать в работе отряда ЮИД.
Количество обучающихся - 15
Объем и срок освоения программы
Объём программы –72 часа.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Форма обучения – очная.
Уровень программы – стартовый.
Особенности организации образовательного процесса: формируются группы учащихся одного возраста, являющиеся основным составом, состав группы постоянный.
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа – 45 минут.
Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Общее количество занятий в неделю - 2 раза.
Общее количество часов в неделю: 2 раза по 1 часу.
Форма обучения – очная.
1.2.Цель и задачи программы
Цель: формирование культуры безопасного поведения на дорогах через пропагандистскую деятельность отряда юных инспекторов движения.
Задачи:
Личностные:
· формировать волевые и социальные качества личности: дисциплинированность, целеустремлённость, трудолюбие, сознательное и ответственное отношение к собственной жизни и здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих;
· формировать навыки дорожного этикета.
Метапредметные:
· развивать умение ориентироваться в дорожно–транспортной ситуации;
· способствовать развитию у детей быстроты реакции, внимательности, наблюдательности, зрительного и слухового восприятия, логического мышления, самообладания, находчивости, иных личностных качеств, способствующих улучшению поведения на улицах и дорогах.
Предметные:
· повысить уровень знаний у обучающихся по Правилам дорожного движения;
· способствовать выработке навыков правильного поведения на улицах и дорогах;
· способствовать приобретению навыков социально–значимой деятельности (волонтерской, пропагандистской и пр.) по профилактике детского дорожно–транспортного травматизма
· Повысить ответственность детей за своё поведение на дороге:
– организация отряда юных инспекторов дорожного движения
– формирование системы знаний по правилам дорожного движения;
– развитие умений, навыков, способностей быстро реагировать в сложных, экстремальных ситуациях на дороге;
– формирование системы знаний по оказанию первой медицинской помощи;
– развитие творческих способностей обучающихся;
– создание условий для формирования ценностных ориентиров к установленным государством правилам дорожного движения.
1.3. Содержание программы
Учебный план
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
Формы промежуточной аттестации/ контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1 |
Вводное занятие |
2 |
2 |
- |
|
2 |
Вопросы техники безопасности |
4 |
2 |
2 |
устный опрос |
3 |
История автомототранспорта и безопасности движения |
4 |
2 |
2 |
устный опрос |
4 |
История правил дорожного движения. |
2 |
2 |
- |
устный опрос |
5 |
Правила дорожного движения – общие положения |
4 |
2 |
2 |
тестирование |
6 |
Экскурсии по улицам села |
4 |
- |
4 |
другие формы |
7 |
Организация дорожного движения |
|
|
|
устный опрос |
8 |
Светофорное регулирование движения транспорта и пешеходов |
4 |
2 |
2 |
устный опрос |
9 |
Дорожные знаки, их группы |
4 |
2 |
2 |
устный опрос |
10 |
Сигналы регулировщика |
4 |
2 |
2 |
устный опрос |
11 |
Первая медицинская помощь |
4 |
2 |
2 |
тестирование |
12 |
Конкурсные встречи |
2 |
- |
2 |
тестирование |
13 |
Правила дорожные – компас взрослых и ребят |
4 |
2 |
2 |
тестирование |
14 |
Функции служб участвующих в раскрытии дорожно-транспортного происшествия. |
4 |
2 |
2 |
тестирование |
15 |
Агитация и пропаганда правил дорожного движения |
8 |
4 |
4 |
выставки, конкурсы, концерты на классных родительских собраниях, |
16 |
Оформление стенда по ПДД |
6 |
2 |
4 |
тестирование |
17 |
Традиционно-массовые мероприятия на базе школы |
6 |
2 |
4 |
выставки, конкурсы, концерты |
18 |
Правила велосипедистов |
4 |
|
|
тестирование |
19 |
Зачетные мероприятия: тестовые задания, конкурс среди велосипедистов «Безопасное колесо» (Приложение 1) |
2 |
- |
2 |
тестирование |
|
ИТОГО: |
72 |
30 |
42 |
|
Содержание учебного плана
Тема 1
Положение об отрядах ЮИД. Определение состава и структуры отряда. Выборы командира отряда, его заместителя, командиров групп. Разработка символа отряда, выбор девиза, разучивание отрядной песни. Выборы редколлегии, печатного органа отряда.
Проектная работа: изготовить и вывесить в учреждении многоцветный плакат о целях и задачах ЮИД предстоящей работе.
Тема 2
Техника безопасности. Инструктаж по безопасной работе за компьютером, с велосипедами и другим инструментарием.
Тема 3
История автомототранспорта и безопасности движения. Отечественные автомобили и мотоциклы, велосипеды. Отечественные Правила дорожного движения, их история.
Проектная работа: Придумать и сделать макет автомобиля будущего. На улицах города сделать фотографии автомобилей различных марок и видов и поместить их в альбом. (x2)
Тема 4
История и развитие Правил дорожного движения. Информация о первом светофоре, автотранспорте – легковом, грузовом, общественном, о велосипеде в России. Первые дорожные знаки, жезлы, разметки.
Проектная работа: Изготовление макетов первого светофора, автомобиля, знаков. Оформить собранную информацию в альбом.
Тема 5
Правила дорожного движения. Общие положения. Общие обязанности водителей. Обязанности пешеходов и пассажиров.
Практика: изучить общие обязанности участников дорожного движения и отработать навыки безопасного поведения на улице. Прочитать в младших классах рассказ о знаке «Пешеходный переход».
Экскурсии по улицам города
Проектная работа: Оценить дорожную ситуацию на перекрестке, предвидеть скрытую опасность. Научиться оценивать скорость и направление движения машин. Из участников дорожного движения выделить «образцовых и нарушителей». Сфотографировать пешеходов, пользующихся переходами, придумать над этими снимками агитационные подписи. Сфотографировать пешеходов, нарушающих ПДД и придумать под снимками интересные подписи. (x3)
Тема 7
Организация дорожного движения. Предмет организации дорожного движения транспорта и пешеходов. Как изучают состав, размеры движения транспорта. Планирование дорожной сети в городе. Развитие технических средств регулирования движения.
Проектная работа: Подготовиться и провести с младшими школьниками занятие под названием: «Какими станут улицы нашего города». Сфотографировать и поместить в отрядном альбоме фотоснимки средств организации и регулирования движения. Подсчитать общее количество и определить состав транспортного потока на дороге, прилегающей к школе, или по месту жительства, занести наблюдения в рабочую тетрадь.
Тема 8
Светофорное регулирование движения транспорта и пешеходов. Значение сигналов светофора. Поведение пешеходов на перекрестке. Сигналы автомобиля.
Задание: Изучить фазы работы светофора, также провести занятия по правилам поведения пешехода и велосипедиста при работающем и неработающем светофоре. Сфотографировать работающий светофор. Провести для воспитанников детского сада беседу «Светофор Сфетофорыч». На базе мультимедийного диска «ПДД для детей» провести небольшую викторину о светофоре или разрешить виртуальную задачу на дороге с присутствием светофора.
Тема 9
Дорожные знаки, их группы. Значение отдельных дорожных знаков. Ответственность за повреждение дорожных знаков. Ознакомление с инструкцией и порядком установки дорожных знаков.
Проектная работа: Изучить дорожные знаки и провести практическое занятие среди детей-пешеходов и детей-велосипедистов, используя полученные знания о дорожных знаках.
Используя теоретический материал компьютерной обучающей игры «ПДД для детей», зарисовать в рабочей тетради дорожные знаки, написать их название и значение. Сфотографировать на дорогах дорожные знаки и поместить фотоснимки в альбом.
Тема 10
Сигналы регулировщика. Изучение и тренировка в подаче сигналов регулировщика. Наблюдение за работой регулировщика.
Задание: изучить и отработать все сигналы регулировщика с жезлом.
На перекрестке сфотографировать все положения регулировщика и фото поместить в альбом. Выпустить отрядную газету о работе отряда ЮИД. На базе мультимедийного диска «ПДД для детей» провести небольшую викторину о работе регулировщика или разрешить виртуальную задачу на дороге с участием регулировщика.
Тема 11
Первая медицинская помощь. Травмы, переломы, ушибы. Аптечка автомобилиста. Транспортировка пострадавшего.
Практика: Оказание первой медицинской помощи. Перевязка. Вызов врача: разговор по телефону.
Тема 12
Конкурсные встречи.
Практика: Составление сценарных планов мероприятия. Подбор информации и составление дидактического материала с использованием знания ПДД и навыков работы с профильной литературой. Психологический тренинг на общение. Провести беседы, игры, соревнования, зачетные занятия в объединениях образовательного учреждения, используя современные IT-технологии и различные обучающие компьютерные игры по правилам дорожного движения.
Тема 13
«Правила дорожные – компас взрослых и ребят».
Проектная работа: Нарисовать схему маршрута «Дом-школа-дом», развод автотранспорта и пешеходов на макете. Пантомима в изучении ПДД для пассажиров. Внести в дневник учащихся первых классов схему-маршрут «Дом-школа-дом».
Тема 14
Функции служб участвующих в раскрытии дорожно-транспортного происшествия. История создания и развития милиции и Госавтоинспекции – ГИБДД. История детского объединения ЮИД в России. Положение об отрядах ЮИД. Цели и задачи отрядов ЮИД.
Практика: Творческая встреча с инспектором по пропаганде безопасности дорожного движения. (x2)
Тема 15
Агитация и пропаганда Правил дорожного движения. Сбор материала по ПДД в вопросах и ответах, ситуативных картинках, загадках, стихах, песнях. (x2)
Проектная работа: Оформить для родителей выставку поделок по темы ПДД (дневник, закладка, вышивка, оригами, объемный светофор, рисунки и т.д.). (x3) Провести с учащимися младших классов беседы «Регулировщик - постовой», «Мы по улице идем и дорогу перейдем», «Мой друг - велосипед»
Тема 16
Оформление стенда по ПДД. Помощь младшим классам в оформлении уголков безопасности движения.
Проектная работа: Оформить наглядную агитацию по ДПП в учреждении. (x2)
Тема 17.
Традиционно-массовые мероприятия . (x2)
Практика: Подготовка и оформление материала для включения в сценарий. Участие в районных и городских мероприятиях по ПДД. Встречи с сотрудниками ГИБДД. (x2)
Тема 18
Правила для велосипедистов
Практика: На базе школы провести обучение по дорожным знакам, запрещающим проезд на велосипеде, а также знакам велосипедных дорожек.
Тема 19.
Прием зачета по ПДД, техника езды на велосипеде. Обобщение положительного опыта работы ЮИД. (x2)
Практика: Проведение мероприятия «Безопасное колесо» на базе школы.
1.4. Планируемые результаты
Личностные:
У обучающихся будут сформированы:
· волевые и социальные качества личности (дисциплина и ответственность за свое поведение на дороге);
· навыки дорожного этикета;
· сознательное и ответственное отношение к собственной жизни и здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Метапредметные:
У обучающихся будут развиты:
· умение ориентироваться в дорожно–транспортной ситуации;
· быстрота реакции, внимательность, наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, самообладание, находчивость и иные личностные качества, способствующие улучшению поведения на улицах и дорогах.
Предметные:
В процессе освоения программы обучающиеся:
· повысят уровень знаний правил дорожного движения;
· выработают навыки правильного поведения на улицах и дорогах;
· приобретут навыки социально значимой деятельности (волонтерской, пропагандистской и пр.) по профилактике детского дорожно–транспортного травматизма.
Раздел № 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Количество учебных недель – 36;
Количество учебных дней – 72;
Даты начала и окончания учебного периода – с 01 сентября по 31 мая (Приложение 1)
2.2. Условия реализации программы
1.Материально – техническое оснащение:
2. Информационное обеспечение
3.Кадровое обеспечение
2.3.Формы аттестации
Для проверки эффективности и качества реализации программы применяются различные способы отслеживания результатов.
Виды контроля включают:
1) входной контроль проводится в начале учебного года (сентябрь). Ведется для выявления у учащихся имеющихся знаний, умений и навыков;
2) промежуточный контроль (январь–февраль) проводится в середине учебного года.
По его результатам, при необходимости, происходит коррекция учебно-тематического плана;
3) итоговый контроль (май) проводится в конце каждого учебного года, позволяет оценить результативность работы педагога за учебный год.
2.4. Оценочные материалы
Достижения обучающимися планируемых результатов определяются : Викторина
Дидактическая игра
Кроссворд
Нормативные таблицы
Работа на тренажёрах
Теоретическая викторина и практическое применение на местности
Участие в соревнованиях НО-ТССР и родственных клубов
Экспресс опрос (фронтальный опрос)
2.5. Методические материалы
Форма и методы
Основными формами работы, характерными для данной программы, являются индивидуальные и групповые занятия, которые делятся на теоретические и практические, причем большее количество времени занимает практическая часть. Основное место проведение практических занятий – оборудованный детский автогородок.
Программа предусматривает
– работу в микрогруппах над созданием воспитательных мероприятий для младших школьников, агитбригад, рисунков, плакатов;
– отработку практических навыков безопасного поведения на улице;
– проведение различных городских мероприятий по правилам дорожного движения;
– внедрение в обучение различных современных компьютерных развивающих и обучающих игр, которые помогут наиболее эффективно усвоить все нормы дорожного движения;
– реализация творческих проектов.
Педагогические технологии: технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология развивающего обучения, технология проектного обучения, игровые технологии.
Здоровьесберегающие технологии.
Формы организации учебного занятия: игра, викторина, мастер-класс, практическое занятие, презентация, посиделки.
Алгоритм учебного занятия
1. Актуализация знаний.
2. Разминка.
3. Учебная информация.
4. Техника безопасности.
5. Практическая деятельность.
6. Рефлексия.
Дидактические материалы: схемы построения рисунков; компьютерные распечатки кукол; фотографии образцов; технологические карты по изготовлению кукол; вырезки из журналов моды.
Личностные результаты: диагностика личностного роста методом опроса, тестирования, наблюдения.
Критерии
- Мотивация познавательной деятельности.
- Сформированность интеллектуальных умений (анализа, синтеза, сравнения, установления закономерностей):
- Степень обучаемости:
- Навыки учебного труда
- Результативность индивидуальных занятий:
- Уровень утомляемости:
- Целеустремленность:
- Дисциплина и организованность:
- Коммуникабельность. Степень влияния в коллективе:
- Внешний вид и аккуратность:
- Соблюдение правил личной гигиены, уровень развития навыков самообслуживания:
- Работа над вредными привычками:
- Уровень этической культуры:
- Интересы и увлечения:
- Общественная активность:
- Отношение к безопасности на дороге:
- Исполнение должностных обязанностей:
- Отношение к установленным государством нормам и правилам
2.6. Рабочая программа воспитания
1. Цель программы воспитания: Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.
Задачи: Обучение детей правилам дорожного движения. Обучение детей навыкам безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.
2. Особенности организуемого воспитательного процесса в детском образовательном объединении
Процесс воспитания в кружке «Азбука дорожного движения» основывается на принципах взаимодействия педагога, обучающихся, родителей и ориентирован на создание в объединении психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие.
В кружке сформирована система традиционных мероприятий: «Регулировщик - постовой», «Мы по улице идем и дорогу перейдем», «Мой друг - велосипед»
Воспитательная работа ведётся в соответствии с модулями, которые соответствуют определенным направлениям:
Модуль «Патриот»
Задачи:
-воспитывать любовь и уважение к своей Родине; соблюдение законов и правил.
Модуль «Семья»
Задачи:
-формировать семейные ценности;
-вовлекать родителей в совместную творческую деятельность с детьми.
Модуль «Дорогами добра»
Задачи:
-развивать потребность делать добрые дела, быть чуткими и внимательными.
3.Виды, формы и содержание деятельности
Для достижения поставленной цели использую следующие виды деятельности: игровая, познавательная, трудовая, досугово-развлекательная.
Формы деятельности: конкурс поделок, выставка, акция, викторина, посиделки, презентация, беседа, практикум, игра.
4.Планируемые результаты: в процессе воспитательной деятельности, у обучающихся будут: сформированы элементарные представления о правилах безопасности дорожного движения; воспитано осознанное отношение к необходимости выполнения этих правил.
2.7. Календарный план воспитательной работы
№ п/п |
Модуль |
Название мероприятия, события, форма его проведения |
Краткое содержание |
Сроки проведения |
1 |
«Патриот»
|
Правила ПДД в России (круглый стол) |
Знакомство с правилами ПДД |
ноябрь |
Ретро автомобили (беседа) |
Знакомство с ретро автомобилями. |
январь |
||
Дорожные знаки нашего села (фотовыставка) |
Выставка фотографий рядом с дорожным знаком в селе Морозовка |
апрель |
||
2 |
«Семья»
|
Безопасный маршрут (создание маршрутных листов) |
Составление безопасных маршрутных листов для обучающихся « Я иду в школу» |
сентябрь |
Моя семья и автомобиль (создание буклетов) |
Правила поведения пассажиров в автомобиле (техника безопасности) |
октябрь |
||
Создание лэпбука « Я пассажир» |
Создание альбома лэпбука «Я пассажир» совместно с родителями. |
февраль |
||
3 |
«Дорогами добра»
|
Путешествие в детский сад (выступление) |
Познакомить воспитанников детского сада с правилами ПДД |
декабрь |
ЮИД (участие в районных мероприятиях) |
Участие отряда в районных мероприятиях |
По плану |
||
Буклет «Азбука дорожного движения» |
Раздача буклетов жителям села Морозовка |
март |
3. Список литературы
3.1. Нормативные документы
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный закон Российской Федерации от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».
3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (раздел VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи).
5. Проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030г.
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196».
8.Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)(разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 09-3242).
9.Примерная программа воспитания. Утверждена на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию 2.06.2020г.
10. Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе МБУ ДО ДДТ.
11. Положение о комплектовании и наполняемости групп МБУ ДО ДДТ.
3.2. Литература для педагога
1. «Методические рекомендации» по организации работы юных инспекторов движения в Ростовской области. Ростов-на-Дону, 2001 .
2.«Программа» по изучению ПДД и профилактике дорожно-транспортного травматизма 1-11 классы. Ставрополь. СКИПКРО. 2002.
3. Абрамова Г.С. Возрастная психология - М., 2000
4. Дмитрук В.П., Электронная книга "Правила дорожного движения для школьников"
5. Газета «Добрая дорога детства».
6.Журнал «Последний звонок» №2, 2011
7.Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел.- М., 1989.
8.Коноплянко В.И. Организация и безопасность дорожного движения Издательство: Высшая школа
9.Логинова Л. 365 уроков безопасности.- М.: Айрис-Пресс, 2000
10.Родичев В. А., Легковой автомобиль, издательство "Академия" – 2009
11.Фопель К. Как научить детей сотрудничать? психологические игры и упражнения. Практическое пособие. В 4 томах.-М.: Генезис,2001
Приложение № 1
Календарный учебный график
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Азбука дорожного движения»
«Азбука
дорожного движения» |
Дата начала обучения по программе |
Дата окончания обучения по программе |
Всего учебных недель |
Количество учебных дней |
Количество учебных часов |
Режим занятий |
1 год |
01.09 |
30.05 |
36 |
72 |
72 |
2 раза в неделю по 1 ч. |
Приложение № 2
Диагностический инструментарий
Приложения
Вопросы итогового контроля знаний учащихся
Назови участников дорожного движения.
Перечисли машины, которые можно отнести к общественному транспорту.
Назови части городской (загородной) дороги.
Продолжи предложение: «Улица с двусторонним движением – это улица, по которой …»
Как называется место, где пересекаются улицы?
Назовите типы перекрёстков.
Какие бывают пешеходные переходы?
Расскажи свой путь «Дом – школа - дом».
Перечисли обязанности пешеходов (пассажиров).
Где следует ожидать общественный транспорт?
Расскажите о правилах посадки в общественный транспорт.
Расскажите о правилах выхода из общественного транспорта.
Где безопаснее переходить дорогу после выхода из автобуса (троллейбуса, трамвая)?
Что такое «зебра»?
Что такое «островок безопасности»?
Какими знаками обозначаются пешеходные переходы?
Какие бывают пешеходные переходы?
Как перейти улицу, где нет пешеходного перехода?
Как найти и определить безопасный ближайший переход улицы (дороги)?
Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?
Где должны ходить пешеходы?
Назови дорожные знаки, которые можно увидеть на переходах.
Какие дорожные знаки тебе известны?
Чем отличается регулируемый перекрёсток от нерегулируемого?
Какие бывают светофоры?
Что означает каждый сигнал светофора?
Может ли после красного светофора сразу загореться зелёный?
Чьи сигналы важнее: светофора или регулировщика?
Какое движение называют правосторонним и почему?
Что влияет на выбор безопасного пути к другу, в магазин, кинотеатр, библиотеку, на спортивную площадку?
Диагностические материалы по теоретической части курса ПДД
Контрольные вопросы
1 класс
Кого называют пешеходом?
Что такое транспорт?
Для чего предназначен тротуар?
Что такое перекресток?
Для чего служат ПДД?
Для чего служит проезжая часть?
Где надо переходить улицу?
Где нужно остановиться, если не успели закончить переход улицы?
Где можно играть?
Как нужно вести себя на улице?
Кому дает команды пешеходный светофор?
При каком сигнале светофора можно переходить улицу?
Что должен делать пешеход при красном сигнале светофора?
Зачем нужны дорожные знаки?
В каких местах устанавливается знак «Дети»?
Где можно кататься на велосипеде?
Почему опасно цепляться за автомобили?
Почему на санках нельзя кататься на улице?
Где нужно ожидать общественный транспорт?
Когда можно начинать посадку в общественный транспорт?
Как нужно себя вести в общественном транспорте?
2 класс
Почему нужно всегда соблюдать ПДД?
Как вы поступаете, когда нужно перейти улицу?
Какие дорожные знаки помогают пешеходу?
Для чего служит дорога?
Какие улицы называются улицами с односторонним движением?
Для чего предназначен тротуар?
Для чего служит проезжая часть?
Для чего нужна обочина на дороге?
Какие транспортные средства вы знаете?
Где и как ходить по улице, если нет тротуара?
Каковы особенности движения пешеходов?
Каковы правила движения пешеходов на загородных дорогах?
В какую сторону нужно посмотреть, дойдя до середины улицы?
Как нужно идти по пешеходному переходу?
Какие знаки устанавливаются на пешеходных переходах?
В каких местах можно переходить дорогу?
Можно ли переходить улицу при желтом сигнале светофора?
Кому дает команды пешеходный светофор?
При каком сигнале светофора можно переходить дорогу?
Что надо делать, если желтый сигнал светофора загорелся, когда ты дошел до середины улицы?
3 класс
Что понимается под улицей, и на какие части она делится?
Какие вы знаете элементы дороги?
Для чего служат тротуары и каков порядок движения по ним?
Пешеходы, двигаясь навстречу друг другу, должны в каждом направлении придерживаться правой стороны?
Где и для чего устанавливаются металлические ограждения тротуара?
Как отличить главную дорогу от второстепенной?
Что значит: улица односторонняя и двусторонняя?
Что нужно сделать пешеходу, прежде чем перейти дорогу?
4 класс
Для чего нужны дорожные знаки?
Где и как устанавливаются дорожные знаки?
На какие группы делятся все дорожные знаки?
Какие знаки для пешеходов есть в группе запрещающих знаков?
Какие знаки для пешеходов входят в группу информационно-
указательных знаков?
Какие знаки для велосипедистов вы знаете, и к каким группам они относятся?
Какой знак для водителей устанавливается перед пешеходным переходом?
Какой знак для водителей устанавливается в районе школ, детских садов?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.