Программа по экологическому воспитанию
Оценка 4.9

Программа по экологическому воспитанию

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
18.05.2021
Программа по экологическому воспитанию
Программа по экологическому воспитанию младших школьников
Программа образования и внеклассной работы по экологическому воспитанию.doc

Программа образования и внеклассной работы по экологическому воспитанию

1 «А»класса МОУ СОШ с.Ленинское

 

В.А. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств и творчества.

"Я вижу, - писал Сухомлинский, - воспитательный смысл в то, чтобы ребенок видел, понимал, ощущал, переживал, постигал, как большую тайну, пробуждение жизни в природе".

Природа - наш родной край, земля, которая нас вырастила и кормит, земля, которая преобразованная нашим трудом. Сама природа не воспитывает, воспитывает только активное взаимодействие с ней. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатство, нужно прививать ему эти чувства с раннего детства.

Встреча с природой - всегда праздник и новый шаг к познанию мира.

Острота современных экологических проблем в нашей стране не уменьшается. Как следствие этого возрастает значимость и необходимость экологического воспитания каждого члена общества, в том числе и учащихся начальной школы. Конечная цель экологического воспитания - формирование у человека готовности к рациональной деятельности в природе, при которой сохраняется соответствующие  природной среде равновесие или создаются возможности для его восстановления.

Основным принципам экологического образования являются:


1. междисциплинарный подход в формировании экологической культуры школьников;
2. систематичность и непрерывность изучения экологического материала;
3. единство интеллектуального и эмоционального, волевого начала в деятельности учащихся по изучению природы;
4. взаимосвязь глобального, национального и краеведческого раскрытия экологических проблем в учебном процессе.

Указанные принципы реализуются при решении задач школьного экологического образования:


1. усвоение ключевых идей, понятий и научных фактов о природе, что позволяет определить оптимальное воздействие человека на природу сообразно ее законам;


2. понимание материальной и духовной ценности природы для общества и отдельного человека;


3. развитие потребности общения с природой, восприятие ее облагораживающего воздействия, стремление к познанию реального мира в единстве с нравственно-эстетическими переживаниями;


4. сознательное наблюдение норм поведения в природе, исключающее нанесения вреда или ущерба.

 

Проектно-исследовательская деятельность учащихся 1 «А» класса
МОУ СОШ  с.Ленинское
"Я познаю мир"

 

Орешек знаний тверд
Но все же
Мы не привыкли отступать.
Нам расколоть его поможет
Девиз "Хочу все знать!"

Новое направление в российском образовании продуктивное обучение, базируется на проектном методе. Сущность метода проектов - стимулирование интереса детей к обучению через организацию их самостоятельной деятельности, постановки  перед ними целей и проблем, решение которых ведет к появлению новых знаний и умений.

В продуктивном обучении метод проектов используется для развития творчества, познавательной активности, самостоятельности, построение индивидуальных образовательных маршрутов.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Метод проектов всегда предполагает решение проблемы, предусматривающей с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

По определению проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел  для создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность учащихся.

История человечества неразрывно связана с природой. В наше время взаимное влияние человека и природы стало общепланетарной экологической проблемой .

Человечество еще может если не исправить допущенный дисбаланс в природе, то, по крайней мере, сохранить для потомков многие богатства Земли.

На Земле живут разные существа. Это люди, домашние и дикие животные, насекомые, птицы, рыбы, моллюски и др. Всего несколько миллионов видов живых существ населяют нашу планету.

А растений на Земле около 500 000 видов. А еще человека на Земле окружает вода, воздух, почва.

Человек взаимодействует со всем, что его окружает на Земле, и использует и воду, и воздух, и почву, и животных, и растения для своей пользы.

Человек должен знать, как пользуясь всем, чем богата земля, не навредить ей... Помочь человеку в этом должна наука "Экология". В переводе с греческого языка слово "экология" означает "изучение дома", общего для всех людей дома - нашу Землю.

Особое внимание к проблемам экологического образования детей младшего школьного возраста можно объяснить двумя основными причинами: необходимостью рассматривать экологическое воспитание как непрерывный и систематический  процесс в течение всего периода школьного обучения и актуальностью формирования элементарной экологической культуры в наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с природой.

Успех в решении проблем экологического воспитания и образования во многом зависят от первого этапа обучения в начальной школе. В связи с этим вопросы экологического воспитания и образования младших школьников приобретают особую значимость.

Проектно-исследовательская деятельность учащихся 1-4 классов в программе "Я познаю мир" представляет достаточно большие возможности для разработки системы заданий, позволяющих углубить, закрепить экологические понятия и проверить степень их усвоения. Выполнение учебно-познавательных заданий на распознавание природных объектов, на понимание роли охраняемого объекта в природных процессах биосферы и его значение в жизни человека, на применение природоохранных умений в типичной и критической ситуациях позволит учащимся начальной школы более осознанно воспринимать материал экологической тематики.

Процесс работы по методу проектов состоит из нескольких основных этапов:


1. Составление плана
2. Выполнение данного проекта:
    а) Собирание конкретных фактов, самостоятельно наблюдаемых и изучаемых учениками
    б) Группировка материала и установка общих положений
    в) Применение полученных знаний на практике
3. Подведение итогов произведенной работы, коллективное обсуждение и оценка ее и составление отчета по ней.

Объяснительная записка.

Обоснование проблемы.

Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающему миру. Необходимость экологического воспитания-следствие из вышесказанного.

Экология - наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой. Но в нашей действительности экология - это не просто наука, это новое мировоззрение. Человек - не главное действующее лицо, а особая, разумная, но всё же только часть природы. Необходимо помочь детям осознать реальное положение человека, как биологического вида, существующего на нашей планете наравне с другими, не менее значимыми. Люди должны соблюдать законы природы и изменить своё потребительское отношение к ней на признание её самоценности. Охранять природу необходимо не потому, что она "наше богатство", а потому, что она самоценна, человек не может существовать без природного окружения, а вот природа без человека - может. Вот почему нужно формировать у детей систематические экологические знания, а не сводить познание к биологическим и географическим терминам.

Таким образом, конкретно формулируются задачи экологического воспитания:

  1. Понимание самоценности природы.
  2. Осознание себя, как части природы.
  3. Воспитание уважительного отношения ко всем, без исключения, видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий.
  4. Понимание взаимосвязи и взаимозависимости в природе.
  5. Воспитание активной жизненной позиции.
  6. Обучение азам экологической безопасности.
  7. Формирование умения рационально использовать природные богатства.

Формирование эмоционально-положительного отношения к чтобы направить инициативу детей в их творческую активность. Для этого следует соблюдать несколько правил:

  • не заставлять играть ребенка, а создавать условия для возникновения интереса,
  • не сдерживать двигательную активность детей,
  • хвалить ребенка за успехи,
  • не давать отрицательных оценок ошибкам детей.

Помимо игровой деятельности очень важно вовлекать ребят в исследовательскую работу - проведение простейших опытов, наблюдений. Опыты чем-то напоминают фокусы, они необычны, а главное - ребята все проделывают сами.

Исследовательская работа помогает развить познавательный интерес ребенка, его мышление, умение обобщать. Поэтому в начале проведения опытов полезно предложить ребятам высказать свои гипотезы об ожидаемых результатах. А в конце работы обязательно обсудить их.

Особенности структуры и содержания программы.

Цель данной программы: осознание ребенком неразрывного единства мира природы и человека, постижение причинно-следственных связей в окружающем мире, формирование первоначальных понятий о путях созидания своего здоровья, формирование начала экологического мировоззрения и культуры.

Гармоничное развитие личности ребенка в целом и экологическое воспитание дошкольника в частности опирается на систему знаний. Эта система включает в себя элементарные знания о биосфере, ноосфере, сущности вещей и явлений (живая природа - растения, животные, человек и неживая природа), об экологическом пространстве, здоровье, жизни, смерти, движении - основных началах природоведения. Особое значение в этой системе занимают знания о человеке, как части природы, как самого разумного существа, от которого в значительной степени зависит ее сохранение.

Чтобы знания перешли в потребностно-мотивационную сферу личности ребенка, необходимо сделать приобретение этих знаний эмоционально окрашенными радостью от встречи с природой, чувством сопричастности, единения с ней, эмпатией, любовью к родной земле, стремлением глубже познать природу, чувством ответственности перед ней.

Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребенка: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств. Приоритет в обучении отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, элементам системного анализа, совместной практической деятельности воспитателя и детей.

Программа содержит базовый компонент, который конкретизируется с учетом местных условий. Она состоит из 4 разделов. В первом разделе "Мир вокруг нас" дети знакомятся с различными, доступными их пониманию, компонентами окружающего мира (отдельные объекты и явления). Последующие разделы дают дополнительную информацию о каждом компоненте. Затем они рассматриваются во взаимосвязи. Раздел "Планета - наш дом, а мы - хозяева в нем" является обобщающим по отношению к предшествующим.

В каждом разделе выделены 2 части: обучающий (первоначальные сведения о природе) и воспитывающий компонент (понимание значения природы, ее эстетическая оценка, бережное к ней отношение).

Реализация программы предполагает интегрированный подход в обучении. Экологические знания и навыки дети получают не только на специально организованных занятиях по ознакомлению с окружающим, но и во время прогулок, экскурсий, чтения книг, изобразительных и музыкальных занятий и др.

Содержание программы рассчитано на образовательный курс в 20 дней. Работа с детьми проводится ежедневно по 3 часа. Материал скомпонован по тематическим разделам, каждый из которых имеет своё целеполагание и содержание. Содержание разработано таким образом, что одновременно представляет систему сведений и подходов, которые должен усвоить дошкольник, и является доступным по форме рассказом, который можно просто прочесть детям. В конце каждой части выделены основные принципы, на основе которых закладывается экологическое сознание дошкольника. Педагоги имеют возможность самостоятельно выбирать материал в соответствии с сезоном, особенностями контингента детей, личными интересами. В качестве методической помощи программа содержит перечень основных видов детской деятельности, примерную структуру каждого образовательного дня на неделю, рекомендации по организации различных направлений работы, а также списки рекомендуемых художественных и музыкальных произведений.

ЧАСТЬ 1. "Мир вокруг нас"

Цель:

Формирование системы представлений об окружающем материальном мире.

Задачи:

  1. Расширять и углублять знания детей об отдельных явлениях и объектах окружающей среды, формировать умение воспринимать окружающий мир как гармоничное целое.
  2. Учить классифицировать объекты окружающего мира по различным признакам (происхождению, отношению к определённому классу или виду, сенсорным характеристикам и т.д.). Формировать у детей диалектический и системный способ мышления, развивать воображение.
  3. Формировать у детей осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы, эмоциональный отклик, радость от общения с природой. Воспитывать интерес и стремление к созидательному познанию окружающего мира.

Содержание.

Мы живём в удивительном мире. Всё, что нас окружает, создано либо природой (природный мир), либо человеком (рукотворный мир). Природа предусмотрела всё, что необходимо её обитателям для жизни: чистый воздух, воду для утоления жажды, питательную почву для растений, способы приспособления к сезонным изменениям и т.д. Человек научился сам создавать те вещи, которые ему необходимы: готовить еду, шить одежду, строить дома, добывать полезные ископаемые.

С давних времён человек учился познавать окружающий мир и использовать его себе во благо. Он наблюдал за изменениями во временах года (лето, осень, зима, весна) и учился земледелию, садоводству; изучал способы защиты животных от врагов и находил свои пути выживания; приручал диких животных, чтобы использовать их силу в своём хозяйстве….

Природа щедро отдавала людям свои богатства. Как человеку выразить свою благодарность?

Главный принцип жизни человека в гармонии с природой: "Не навреди". Познавая, не разрушай. Не бери у природы больше, чем тебе необходимо. Прежде, чем сделать, ответь себе на три вопроса:

  1. Что ты хочешь сделать?
  2. Зачем тебе это нужно?
  3. Кто (что) при этом приобретёт, а кто (что) потеряет?

Подумай о последствиях!

ЧАСТЬ 2. "Живая природа"

Цель:

Формирование осознание ребёнком себя человеком, как части природного мира.

Задачи:

  1. Развивать интерес к физической стороне бытия объектов живой природы, формировать у детей представления о том, что животные и растения живут не изолированно, а в сообществах (лес, луг, водоем и т.д.); представления о целостности и уникальности каждого сообщества, о разнообразии животных и растений на Земле.
  2. Формировать представления о сходстве и различии общевитальных (дыхание, движение, рост, питание, размножение) и анатомических (структурных) признаков, условий жизнедеятельности и развития объектов живой природы (людей, животных, растений). Учить находить общие закономерности построения и развития организмов.
  3. Формировать элементарные представления о строении и функциях органов и систем организма человека; формировать понимание зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды.
  4. Воспитывать стремление к здоровому образу жизни в гармонии с природой.

Содержание.

"Посмотрите, это Я"

Мир живой природы имеет своё строение. Он состоит из двух основных частей: растительный и животный мир. К растительному миру относятся деревья, кустарники, травы. К животному - люди, звери, рыбы, птицы, земноводные, пресмыкающиеся, насекомые, членистоногие1.

Представители каждого класса (растения, животные) схожи между собой по внешнему виду, месту обитания, способам передвижения и т.д. В то же время все представители живой природы имеют общие признаки: растут, размножаются, питаются, дышат, ощущают окружающий мир. У живых существ очень сходное строение, но каждое из них (животное, растение, человек) неповторимо и уникально.

Человек, как представитель животного мира, отличается от своих "собратьев" разумом: он умеет изменять окружающую действительность, подчинять её своим интересам и потребностям. Ты наделён способностью мыслить и принимать решения. Поэтому ты в ответе за свои поступки.

 

"Наши маленькие помощники".

У каждого из нас есть пять "маленьких помощников". Благодаря им, мы воспринимаем, ощущаем и познаём окружающий мир. Эти "помощники" (анализаторы) - глаза, нос, уши, язык и кожа. Каждый из них выполняет свою "работу". Получить полное представление помогают опыт и разум2.

"Помощники" есть не только у людей. Животные и растения также ощущают своё присутствие в мире. Только не умеют об этом рассказать. Они так же испытывают приятные воздействия и боль, холод и тепло…

Все объекты живой природы нуждаются в бережном обращении. Чтобы это понять, представь себя одним из них. Как бы ты хотел, чтобы к тебе относились умные и сильные люди?

 

"Из чего мы состоим".

Каждый представитель животного и растительного мира имеет особенности внешнего и внутреннего строения: у деревьев есть ствол, а у кустарников - нет; рыбы покрыты чешуёй, а большинство зверей - шерстью и т. д.

От внутреннего строения зависит жизнь живых организмов. Каждый внутренний орган отвечает за выполнения какой-то важной функции: у человека лёгкие обеспечивают дыхание, а растение "дышит" поверхностью листа и т.д.

Все системы живого организма взаимосвязаны. Например, при заболеваниях дыхательных органов у человека нарушается работа сердца; если нарушается корневая система растения, то засыхают листья…

Нормальная работа всех внутренних и внешних систем зависит от общего состояния организма - здоровья.

В природе нет ничего лишнего. Как человеку нужны все части тела, все внутренние органы и системы, так и растениям, и животным необходимо всё, что им дано природой от рождения. Вспомни об этом, прежде, чем сорвать листок с куста или словить бабочку.

 

"Я расту".

Все живые организмы имеют сходную линию жизни: рождаются, растут, взрослеют, стареют, умирают. Все представители живой природы изменяются во времени. По этим изменениям можно определить возраст. У человека со временем изменяется качество ума, увеличивается объём знаний. Но это зависит не от возраста, а от обучения.

Природой определена продолжительность жизни для представителей каждого класса живых объектов. Люди для защиты от посягательства на жизнь придумали законы и наказания. Природные объекты не всегда умеют постоять за себя. Но когда насилие над природой проявляется особенно сильно, случаются экологические катастрофы.

Знания, в том числе и о природе, нужны нам для того, чтобы не только ей не мешать, но и уметь оберегать и поддерживать.

Никто не имеет права самовольно прерывать жизнь другого.

 

"Если хочешь быть здоров".

Общее состояние живого организма называется здоровьем. Здоровье бывает хорошим и плохим, крепким и слабым. Болеют не только люди, но и животные, и растения, только у них свои особенные болезни. О состоянии здоровья можно судить по внешнему виду.

Растения и животные умеют лечиться сами. Звери лечатся травами. Деревья - смолой. Люди научились не только исцелять многие свои недуги, но и ухаживать за больными объектами живой природы.

Есть предметы и явления, которые укрепляют здоровье: полноценное питание, чистые вода и воздух, благоприятный климат. Для человека к этим факторам можно отнести радость, любовь, физический труд, физкультуру и спорт.

Факторы, противоположные по значению (плохая пища, загрязнённый воздух, некачественная вода, вредные микробы, курение, алкоголь, наркотики и пр.), здоровье подрывают.

Пища по происхождению бывает растительной и животной. Её качество зависит от того, в каких условиях она выросла: состав почвы, уровень химического и радиоактивного загрязнения окружающей среды.

Полноценное питание человека можно обеспечить, если употреблять здоровую (полезную) пищу: каши, овощи, фрукты, орехи и т.д. Продукты синтетического (искусственного) происхождения, очень сладкая и жирная пища вредна для здоровья.

Загрязнённый воздух, табачный дым отрицательно действуют на органы дыхания. Курящие люди чаще болеют, особенно туберкулёзом. Животные и растения тоже не выносят табачного дыма.

Каждый человек должен знать правила здорового образа жизни и выполнять их. Важно уметь распознавать вредные условия окружающей среды и исправлять их.

Природа позаботилась о том, чтобы её обитатели имели всё, что им нужно для полноценной жизни, умели заботиться о своём здоровье. Легче с момента рождения охранять и укреплять здоровье, чем после лечить заболевания. Чтобы сохранить своё здоровье, надо беречь "здоровье" окружающей природы.

ЧАСТЬ 3. "Неживая природа".

Цель:

Систематизация и углубление представлений детей о явлениях и объектах неживой природы как факторах экологического благополучия.

Задачи:

  1. Учить детей ориентироваться в мире физических явлений.
  2. Систематизировать знания детей о таких явлениях и объектах как свет, воздух, вода, почва, температура. Формировать основы понимания необходимости бережного отношения к компонентам неживой природы.
  3. Формировать представления о взаимосвязях живой и неживой природы, показать зависимость состояния живых организмов в частности и экологического благополучия на планете в целом от наличия и качества этих явлений и объектов.
  4. Развивать способность эстетической оценки окружающей природы.

Содержание.

Все живые организмы существуют и развиваются только при наличии соответствующих условий. Им нужна вода, воздух, определённая температура, свет, плодородная почва.

Для растений все названные факторы имеют значение в равной степени: почва и вода нужны как источник жизни и питания, свет как условия процессов обмена, температура и воздух как условие жизни.

Представителям животного воздух, вода, свет и определённая температура обеспечивают функционирование организма и комфортные условия существования. Почва является источником многих продуктов питания.

Человек, благодаря своим знаниям, опыту и разуму, научился выживанию при отсутствии некоторых факторов: изобрёл электричество, обогревающие устройства и пр. Но обеспечивать полноценное здоровье в искусственных условиях не умеет никто.

Помни:
В природе всё взаимосвязано. Если "теряет" неживая природа, то страдают растения, животные и люди. Навредить легко, исправить трудно!

 

ЧАСТЬ 4. "Планета - наш дом. Мы - хозяева в нём"

Цель:

Обобщение знаний природоведческого и природоохранного характера, формирование основ планетарного экологического сознания.

Задачи:

  1. Обобщить и систематизировать представления детей природоведческого и природоохранного характера.
  2. Упражнять в поиске и формулировке элементарных причинно - следственных связей между явлениями окружающей природы.
  3. Упражнять в прогнозировании глобальных изменений в окружающем мире, учить искать наиболее рациональные способы решения экологических проблем.
  4. Закреплять и обобщать правила экологически грамотного и безопасного для здоровья человека поведения в природе и в быту.
  5. Формировать понимание ответственности человека за сохранение природы.

 

Содержание.

Мы живём на планете Земля. Наша планета одна из самых прекрасных в космическом пространстве. Учёные пока не нашли ни одно другой планеты, на которой тоже были бы условия для жизни людей.

На нашей планете есть водное пространство (океаны, моря, реки, озёра…) и суша (материки и острова). На Земле есть территории с различными климатическими условиями: жаркие и холодный края, умеренный климат. В Зависимости от климата на разных территориях проживают различные животные, произрастают определённые растения.

На Земле живёт много людей. Они все разные по национальности, цвету кожи, интересам и привычкам. Но у всех одна забота - сохранить нашу планету для дальнейшей жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.ЛЕНИНСКОЕ

 

 

 

 

Рассмотрено                           «Согласовано»                                  «Утверждаю»

руководительТГ                    зам.директора поУВР                       директор ОУ

О.Н.Шеньшина                     Н.Б.Акентьева                                   И.Н.Игнатова

«___» ___________               «___» _____________                       «___» __________

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА

ПО ОБРАЗОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ

ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

«НАШ ДОМ – ЗЕМЛЯ!»

 

                            

                                                                                           Составила О.Н.Шеньшина

                                                                              учитель начальных классов

 

 

2009  г.


Скачано с www.znanio.ru

Программа образования и внеклассной работы по экологическому воспитанию 1 «А»класса

Программа образования и внеклассной работы по экологическому воспитанию 1 «А»класса

Проектно-исследовательская деятельность учащихся 1 «А» класса

Проектно-исследовательская деятельность учащихся 1 «А» класса

Человечество еще может если не исправить допущенный дисбаланс в природе, то, по крайней мере, сохранить для потомков многие богатства

Человечество еще может если не исправить допущенный дисбаланс в природе, то, по крайней мере, сохранить для потомков многие богатства

Объяснительная записка. Обоснование проблемы

Объяснительная записка. Обоснование проблемы

Особенности структуры и содержания программы

Особенности структуры и содержания программы

В качестве методической помощи программа содержит перечень основных видов детской деятельности, примерную структуру каждого образовательного дня на неделю, рекомендации по организации различных направлений работы, а…

В качестве методической помощи программа содержит перечень основных видов детской деятельности, примерную структуру каждого образовательного дня на неделю, рекомендации по организации различных направлений работы, а…

ЧАСТЬ 2. "Живая природа" Цель:

ЧАСТЬ 2. "Живая природа" Цель:

Помощники" есть не только у людей

Помощники" есть не только у людей

Если хочешь быть здоров". Общее состояние живого организма называется здоровьем

Если хочешь быть здоров". Общее состояние живого организма называется здоровьем

Формировать представления о взаимосвязях живой и неживой природы, показать зависимость состояния живых организмов в частности и экологического благополучия на планете в целом от наличия и…

Формировать представления о взаимосвязях живой и неживой природы, показать зависимость состояния живых организмов в частности и экологического благополучия на планете в целом от наличия и…

Содержание. Мы живём на планете

Содержание. Мы живём на планете

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.05.2021