Содержание
1 Пояснительная записка
1. Общая характеристика курса коррекционно-развивающих занятий
2. Описание места учебного предмета в учебном плане
2 Планируемые результаты программы логопедических занятий
3 Содержание программы логопедических занятий
4 Тематическое планирование программы логопедических занятий
4.1 Тематическое планирование индивидуальных логопедических занятий с учащимися, имеющими фонетико-фонематическое нарушение речи
4.2 Тематическое планирование индивидуальных логопедических занятий с учащимися, имеющими фонетическое нарушение речи
4.3 Тематическое планирование логопедических занятий с группой учащихся с фонетико-фонематическим и фонетическим недоразвитием речи
4.4 Тематическое планирование логопедических занятий с группой учащихся с общим недоразвитием речи
4.5 Тематическое планирование логопедических занятий с группой учащихся с недостатками письма и чтения, обусловленными фонематическим недоразвитием речи
1 Пояснительная записка
Рабочая программа логопедических занятий разработана на основе Концепции стандарта второго поколения с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Организация учебной деятельности ребенка тесно связана с проблемой развития его речи. Поэтому формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение и различение звуков, словарный запас, грамматический строй), а также умений и навыков свободно пользоваться этими средствами в целях общения. Однако контингент общеобразовательных школ за последние годы потерпел изменения. С каждым годом среди учащихся увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом развитии, что препятствует формированию их полноценной учебной деятельности. Некоторые из них можно устранить на специально организованных занятиях. В данной программе, представлено тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с обучающимися, испытывающими трудности в усвоении образовательных программ в связи с отклонениями в речевом развитии.
Цель: устранение недостатков устной речи и предупреждение нарушений письменной речи у обучающихся 3-4-х классов; устранение нарушений письменной речи и чтения, вследствие недостаточной сформированности фонематического компонента речевой системы у обучающихся 3-4-х классов.
Данные группы испытывают трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы, вследствие недостаточно сформированной речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.
Формы работы: занятия с учащимися, зачисленными в логопедический кружок, проводятся групповые. Основной формой являются групповые занятия с наполняемостью 12-15 человек. Периодичность коррекционных занятий 1 раз в неделю на протяжении учебного года. Продолжительность группового занятия составляет 40 минут. Периодичность, протяженность занятий, наполняемость групп определяется тяжестью нарушения речевого развития и согласовывается с родителями и классным руководителем.
Коррекционное обучение в логопедическом кружке осуществляется фронтальным способом. Однако, успех логопедической работы определяется умением индивидуализировать коррекционное воздействие.
Программа способствует решению следующих задач:
• оказание логопедической помощи с учётом особенностей развития индивидуальных возможностей детей;
• развитие речи, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• освоение обучающимися первоначальных знаний о фонетике, лексике, грамматике русского языка;
• развивать звуковую сторону речи, исправлять нарушения звукопроизношения (воспитывать правильное речевое дыхание, воспитывать правильную артикуляцию звуков родного (русского) языка);
• формировать полноценные представления о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова;
• закреплять звуко-буквенные связи;
• формировать готовность к восприятию определённых орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова;
• развивать лексический запас и грамматический строй речи: в течение всего учебного года (уточнять и расширять словарный запас, как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования);
• развивать и совершенствовать психологические предпосылки к обучению: внимание, способность к запоминанию, способность к переключению, самоконтроль, познавательную активность, произвольность общения и поведения;
• развивать коммуникативную готовность к обучению;
• дифференцировать смешиваемые на письме буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным свойствам звуки;
• овладение обучающимися умениями правильно писать и читать;
• овладение умениями участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания, письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объема;
• воспитание у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку;
• побуждение стремления совершенствовать свою речь.
1. Общая характеристика курса коррекционно-развивающих занятий
Данная программа разработана на основании анализа результатов углубленной диагностики речевого развития учащихся.
Занятия проводятся в соответствии с перспективно-тематическим планированием и
сопровождаются разнообразными видами деятельности: речевой гимнастикой, физкультминутками, сюрпризными моментами, игровыми упражнениями и т.д. В данной
системе обучения предусмотрены специальные упражнения для развития психических познавательных процессов. Дети, имеющие речевые нарушения, при обучении особо нуждаются во вспомогательных средствах, облегчающих и направляющих процесс становления связной речи. Важнейшим из таких средств является наглядность, при которой происходит речевой акт, и моделирование плана высказывания. Методика работы по данной программе предусматривает обязательное ее использование.
Поэтапное планирование представлено перечнем конкретных тем развивающих занятий и включает содержание работы по преодолению отклонений речевого развития и психологической базы речи. Выбор тем предопределен основной задачей этапа обучения.
Количество часов, планируемых на каждую тему, зависит от состава учащихся конкретной
группы. Преодоление речевых нарушений может производиться в групповой и индивидуальной форме работы.
1.2 Описание места учебного предмета в учебном плане
Коррекционно-развивающие логопедические занятия с обучающимися, испытывающими трудности в усвоении образовательных программ, в связи с отклонениями в речевом развитии, проводятся вне учебного плана 1 раз в неделю. Одна неделя в начале и конце учебного года проводится диагностика уровня речевого развития обучающихся.
2 Планируемые результаты программы логопедических занятий
В ходе коррекционно-развивающей работы обеспечиваются условия для достижения
обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами логопедической коррекционно-развивающей деятельности являются:
- готовность ученика к саморазвитию, целенаправленному использованию знаний в учении и в повседневной жизни для исследования языковой системы (явления, события, факты);
- способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных лингвистических задач могут быть им успешно решены;
- наличие познавательного интереса к обучению;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- возникновение интереса к учебному материалу;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- наличие знаний об основах моральных норм и приобретение опыта положительного
на чувства, поступки других людей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности.
Метапредметными результатами логопедической коррекционно-развивающей
деятельности являются:
- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения языковых характеристик;
- устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира;
- строить алгоритм поиска необходимой информации;
- определять логику решения практической и учебной задачи;
- умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности
конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- владение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации;
- умение слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь собственную;
- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами (адекватность бытового поведения ребёнка с точки зрения опасности (безопасности) для себя и окружающих, способность прогнозировать последствия своих поступков; понимание значения символов, фраз и определений, обозначающих опасность и умение действовать в соответствии с их значением);
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.
Предметными результатами логопедической коррекционно-развивающей деятельности являются:
- овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
- владение навыками звукобуквенного анализа и синтеза;
- отсутствие дефектов звукопроизношения и умение различать правильное и неправильное произнесение звука;
- сформированность фонематического и зрительно-пространственного восприятия;
- достаточный уровень развития мелкой моторики и моторики артикуляционного аппарата;
- овладение основными лексико-грамматическими конструкциями;
- умение правильно воспроизводить различной сложности звуко-слоговую структуру слов как изолированных, так и в условиях контекста;
- развитие наблюдательности к языковым явлениям, развитие слухового внимания и
памяти;
- развитие самоконтроля, контрольных действий, способности к переключению;
- умение правильно осуществлять членение речевого потока посредством пауз, логического ударения, интонационной интенсивности;
- расширение лексического запаса, обогащение активного словаря как путем накопления новых слов, относящихся к разным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;
- сформированность языковых операций, необходимых для овладения чтением и письмом;
-сформированность психофизиологического, психологического, лингвистического уровней, обеспечивающих овладение чтением и письмом;
- владение письменной формой коммуникации (техническими и смысловыми компонентами чтения и письма).
3 Содержание программы логопедических занятий
Рабочая программа включает в себя три этапа коррекционно – развивающей работы:
1) развитие фонетико-фонематической стороны речи:
а) формирование фонематических процессов;
б) устранение дефектов звукопроизношения;
2) развитие лексико-грамматической стороны речи:
а) формирование грамматического строя речи;
б) уточнение и расширение лексического запаса;
3)развитие связной речи:
а) формирование полноценной самостоятельной речи.
Работа строится интегрировано, охватывая все этапы одновременно. Количество занятий по каждой теме определяется составом конкретной группы обучающихся, уровнем сформированности у них того или иного речевого компонента. Некоторые темы даются с опережением традиционной программы, создавая тем самым базу для более успешного их усвоения на уроках русского языка и чтения. Другие темы, наоборот, систематизируют и углубляют знания, полученные на уроках. При подборе речевого материала учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, специфика речевого нарушения данной группы.
Содержание рабочей программы логопедических занятий представлено в трех направлениях:
1) исправление дефектов произношения (работа ведется с учащимися 3-4-х классов на индивидуальных занятиях, занятия проводятся 1 раз в неделю);
2) преодоление нарушений устной речи, пропедевтика нарушений письменной речи (работа ведется с учащимися 3-4-х классов на групповых занятиях, занятия проводятся 1 раз в неделю);
3) коррекция нарушений письменной речи и чтения (работа ведется с учащимися 3-4-х классов на групповых занятиях, занятия проводятся 1 раз в неделю).
Исправление дефектов произношения
Формирование фонематических процессов.
Формирование фонематических процессов включает в себя изучение следующих разделов: развитие и совершенствование фонематических представлений (формирование общих представлений); речь; предложение; словосочетание; слово; слог; ударение; гласные и согласные звуки; твёрдые и мягкие согласные звуки; звонкие и глухие согласные звуки; обозначение звука буквой; анализ и синтез звуко– слогового состава слова; звуковой анализ и синтез слова; слоговой анализ и синтез слова; звуко – буквенные связи; дифференциация звуков (букв);дифференциация звуков (букв), не имеющих акустико – артикуляционного сходства (в тяжѐлых случаях смешения); дифференциация звуков (букв), не имеющих акустико – артикуляционного сходства по признаку глухости – звонкости, твёрдости – мягкости; дифференциация гласных звуков (букв) по признаку ударности – безударности; дифференциация букв, имеющих оптическое сходство.
Устранение дефектов звукопроизношения.
Устранение дефектов звукопроизношения включает в себя изучение следующих разделов: значение речи в жизни человека; знакомство с артикуляционным аппаратом; создание артикуляционной базы для постановки звуков; формирование артикуляционных укладов, необходимых для нормированного произношения звуков; выработка направленного речевого выдоха; постановка дефектно-произносимых звуков; свистящие звуки; шипящие звуки; сонорные звуки; другие звуки; автоматизация поставленных звуков: в изолированном виде, в слогах, в предложениях, в стихотворных текстах, в речевом потоке.
Преодоление нарушений устной речи, пропедевтика нарушений письменной речи
Чтобы предупредить возникновение нарушений письменной речи, необходимо стимулировать развитие предпосылок письменной речи, таких как:
- фонетической стороны речи (правильное произношение всех звуков родного языка);
- фонематического слуха (выделения звуков из речи, дифференциации, различения фонем);
- фонематического восприятия;
- лексико-грамматической стороны речи;
- зрительного анализа и синтеза (способности определять сходство и различие букв);
- развитие языкового анализа и синтеза на уровнях слога, слова, предложения, текста;
- пространственных представлений;
- зрительного мнезиса (возможности запоминания зрительного образа буквы);
- предпосылок графомоторных навыков;
- развитие внимания, памяти, мышления;
- формирование и развитие связной выразительной речи, обогащение словарного запаса.
Можно выделить три основных направления коррекционной работы по пропедевтике нарушений письменной речи:
- устранение предпосылок дисграфии, обусловленной преимущественно несформированностью устной речи;
- устранение предпосылок дисграфии, обусловленной преимущественно несформированностью зрительных функций;
- устранение предпосылок дисграфии, обусловленной преимущественно несформированностьюграфомоторных навыков.
Коррекция нарушений письменной речи и чтения
Основные задачи направления:
- формирование в языковом сознании учащихся семантических полей, позволяющих рационально сгруппировать и систематизировать лексические единицы;
- расширение словарного запаса;
- совершенствование фонетико-фонематичекой стороны речи: формирование звукопроизношения и звуко-слоговой структуры слова; развитие слогового анализа и синтеза; развитие фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза;
- формирование умения уточнять и сопоставлять звуки в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения;
- формирование умения дифференцировать на слух, в произношении и на письме смешиваемые звуки;
- формирование грамматического строя речи;
- формирование синтаксической структуры предложения;
- развитие языковой интуиции;
- развитие анализаторов (слухового, зрительного и кинестетического), участвующих в акте речи, письма и чтения;
- развитие и уточнение пространственно-временных представлений;
- формирование просодической стороны речи;
- формирование психологической базы речи (внимания, восприятия различной модальности, памяти, мышления);
- преодоление имеющихся у детей учебных затруднений, формирование и развитие навыков учебной деятельности, мотивации к овладению письменной деятельностью;
- развитие связной речи.
Содержание занятий направлено на активную работу по коррекции дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза; аграмматической дисграфии; аграмматической дислексии; оптической дисграфии и оптической дислексии.
Коррекция дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза.
Развитие звуковой стороны речи
Задачи: развитие навыка анализа и синтеза речевых единиц, включающее в себя: определение количества, последовательности и места слов в предложении; выделение гласного звука из слога, слова; работа по дифференциации гласных и согласных звуков в составе слова; определение количества, места слога в слове; составление слов путем перестановки добавления звуков, слогов; вычленение первого и последнего звука из слова, определение его места; определение последовательности, количества и позиционного места в слове.
Развитие лексического запаса и грамматического строя речи
Задачи: уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса, как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования; уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.
Формирование связной речи
Задачи: развитие навыков построения связного высказывания; программирование смысла и смысловой культуры высказывания; установление логики (связности, последовательности), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения.
Коррекция аграмматической дисграфии и аграмматической дислексии.
Основное внимание уделяется восполнению пробелов на фонематическом, лексико-грамматическом, синтаксическом уровнях.
Восполнение пробелов на фонематическом уровне
Следует отметить, что в связи со сложностью речевого дефекта, коррекционная работа на этом этапе ведётся над закреплением навыка сложных форм фонематического анализа и совершенствования слогового анализа и синтеза. Речевой материал подбирается от простого к сложному.
Задачей этого этапа является коррекционная работа над дифференциацией гласных I и II ряда. Дифференциация гласных I и II ряда проводится по плану: сначала ведётся коррекционная работа отдельно над каждым дифференцируемым звуком. Потом дифференциация этих звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Затем совершенствуется умение сравнивать оппозиционные звуки по артикуляции, звучанию и смыслоразличительной роли в слове и формируется навык в письменных упражнениях.
Восполнение пробелов на лексико-грамматическом уровне
Словарный запас характеризует общее развитие ученика. А главным в пополнении словарного запаса является усвоение значения слов: подбор синонимов, антонимов, работа над многозначностью и переносным значением слов. Лексическая работа неразрывно связана с изучением частей речи, их словообразованием и словоизменением.
Необходимо формировать устойчивый навык в различии разных частей речи. Для этого следует включать упражнения лексико-классификационного характера (подбор прилагательных по материалу, месту, времени, цвету, вкусу, запаху, размеру, весу и т.д.). А также формировать умение изменять части речи по числам и родам; согласовывать прилагательные с существительными.
Восполнение пробелов на синтаксическом уровне
Основные синтаксические единицы, которые учащиеся должны осознать, т.е. знать их отличительные признаки, уметь различать при языковом анализе. Основные направления при изучении предложения и словосочетания:
- выделение предложения из сплошного текста;
- умение писать предложение с заглавной буквы и ставить знаки препинания в конце, отличать главные и второстепенные члены;
- формировать умение устанавливать связь слов в предложении.
Коррекции оптической дисграфии и оптической дислексии.
Задачи:
- развитие зрительного восприятия, узнавания цвета, формы и величины (зрительного гнозиса);
- расширение объёма и уточнение зрительной памяти;
- формирование пространственных представлений;
- развитие зрительного анализа и синтеза.
В процессе работы по формированию пространственных представлений необходимо учитывать особенности и последовательность формирования пространственного восприятия и пространственных представлений в онтогенезе, психологическую структуру оптико-пространственного гнозиса и праксиса, состояние этих функций у детей с дислексией и дисграфией. Пространственные ориентировки включают в себя два вида ориентировки, тесно связанных между собой: ориентировку в собственном теле и в окружающем пространстве.
При устранении оптической дислексии и дисграфии параллельно с развитием пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза проводится работа над речевыми обозначениями этих отношений: над пониманием и употреблением предложных конструкций, наречий.
Таким образом, устранение оптической дислексии и дисграфии осуществляется приёмами, направленными на развитие зрительного гнозиса, мнезиса, пространственных представлений и их речевых обозначений, развитие зрительного анализа и синтеза. Большое внимание уделяется сравнению смешиваемых букв с максимальным использованием различных анализаторов.
Тематическое планирование программы логопедических занятий
№ занятия |
Раздел. Тема занятия |
Кол-во часов |
1-3 |
Текст. Предложение. (Деформированный текст) |
3 |
4-5 |
Предложение. Слово. |
2 |
6-7 |
Предложение. Грамматическая основа предложения. |
2 |
8-9 |
Предложение. Порядок слов в предложении. (Деформированное предложение) |
2 |
10-11 |
Предложение. Связь слов в предложении. |
2 |
12 |
Слово (лексическое значение). Антонимы. |
1 |
13 |
Слово (лексическое значение). Синонимы. |
1 |
14 |
Проверочная работа «Текст. Предложение. Слово» |
1 |
15 |
Звуки речи: гласные и согласные. Дифференциация гласных и согласных звуков |
1 |
16 |
Гласные первого ряда |
1 |
17 |
Гласные второго ряда. |
1 |
18 |
Дифференциация гласных IиII ряда. |
1 |
19 |
Ударение |
1 |
20 |
Слоговой состав слова |
1 |
21 |
Проверочная работа «Гласные звуки» |
1 |
22 |
Согласные: твердые и мягкие |
1 |
23 |
Обозначение мягкости согласных на письме с помощью гласных второго ряда. Буква Я, Ё, разделительный мягкий знак |
1 |
24 |
Обозначение мягкости согласных на письме с помощью гласных второго ряда. Буква Ю, Е, разделительный мягкий знак |
1 |
25 |
Обозначение мягкости согласных на письме с помощью гласных второго ряда. |
1 |
26 |
Проверочная работа «Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных на письме с помощью гласных» |
1 |
27 |
Подбор синонимов, антонимов, работа над многозначностью и переносным значением слов. |
1 |
28 |
Мягкий знак – показатель мягкости и разделительный мягкий знак |
1 |
29 |
Развитие умений и навыков построения связного высказывания – последовательный пересказ с опорой на картинки и вопросы Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака |
1 |
30 |
Развитие умений и навыков составления повествовательного рассказа |
1 |
31 |
Развитие умений и навыков построения связного высказывания – пересказ текста описательного характера с опорой на картинки и план |
1 |
32 |
Развитие умений и навыков составления описательного рассказа |
1 |
33 |
Составление рассказа на заданную тему |
1 |
34 |
Обобщение пройденного |
1 |
1.Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Владос, 2001. – 336с.
2.Закон Российской Федерации « О специальном образовании», 1995,ст.15.п.2.
3.Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах.- М., 1999.- 218с.
4.Мазанова Е.В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы. - ГНОМ и Д, 2009.
5.Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. 2-е издание, исправленное.- ГНОМ и Д, 2010
6.Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. 2-е издание, исправленное.- ГНОМ и Д,2010
7..Парамонова Л.Г. Упражнения для развития письма.- С – Пб.: Дельта,1998.- 208с.
8.Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоления у младших школьников. М.: Владос,1997.- 256с.
9. Ястребова А.В, Бессонова Т.П. Инструктивно – методическое письмо о работе учителя – логопеда при общеобразовательной школе. – М.: Когито – Центр, 1996. – 97с.
Календарно- тематическое планирование
№ |
Тема занятия |
План |
Факт |
|
|
|
|
||
1 |
Предложение. |
|
Связь слов в предложении(составление предложений по опорным словам и картинкам) |
|
2 |
Текст. |
|
|
Подбор однокоренных (родственных) слов (зима - зимний, зимушка, зимовать |
3 |
Текст. (Деформированный текст) |
|
|
Образование существительных с помощью суффиксов (воспитатель - воспитательница) |
4 |
Предложение. |
|
Правильное употребление форм имен существительных единственного числа в родительном падеже (ножницы портного) |
|
5 |
Слово. |
|
|
Подбор однокоренных (родственных) слов (хлеб – хлебушек, хлебница)Образование относительных прилагательных (каша из риса – рисовая) |
6 |
Предложение. Грамматическая основа предложения. |
|
Формирование умения находить основу предложения.Формирование словообразования с помощью суффиксов («Назови ласково») |
|
7 |
Предложение. Грамматическая основа предложения. |
|
|
Формирование умения находить основу предложения.Образование существительных множ. числа («Один-много») |
8 |
Предложение. Порядок слов в предложении. |
|
Составление предложений. Образование глаголов с помощью приставок (шить – пришить, зашить, перешить) |
|
9 |
Деформированное предложение |
|
|
Развитие умения грамматически правильно строить предложения Образование относительных прилагательных, обознач. материал (шерсть-шерстяной) |
10 |
Предложение. Связь слов в предложении. |
|
Составление предложений. Формирование словообразования с помощью суффиксов(заяц-зайчик, зайчонок) Развитие умения грамматически правильно строить предложения |
|
11 |
Предложение. Связь слов в предложении. |
|
|
Выделение главных членов предложения; количество слов в предложении |
12 |
Слово (лексическое значение). Антонимы. |
|
Грамматическое оформление предложений |
|
13 |
Слово (лексическое значение). Синонимы. |
|
Развитие умения грамматически правильно строить предложения |
|
14 |
Проверочная работа «Текст. Предложение. Слово» |
|
Развитие умения грамматически правильно строить предложения |
|
15 |
Звуки речи: гласные и согласные. Дифференциация гласных и согласных звуков |
|
Упражнения, направленные на способность устанавливать связи между элементами материала |
|
16 |
Гласные первого ряда |
|
Гласные звуки. Упражнения на осознанное восприятие. Упражнение «Осознание визуального материала» |
|
17 |
Гласные второго ряда. |
|
Гласные звуки. Упражнения на осознанное восприятие. Упражнение «Осознание визуального материала» |
|
18 |
Дифференциация гласных I и II ряда. |
|
Гласные звуки. Упражнения на осознанное восприятие. Дифференциация гласных |
|
19 |
Ударение |
|
Ударение. Согласование имен существительных с числительными в роде и числе |
|
20 |
Слоговой состав слова |
|
Образование слов с помощью суффиксов (умен.-ласк.): дождь – дождик, ветер – ветерок. Разбор слов по составу |
|
21 |
Проверочная работа «Гласные звуки» |
|
Проверить изученный материал |
|
22 |
Согласные: твердые и мягкие |
|
Закрепление умение определять твердость и мягкость согласных Образование относительных прилагательных(сок из моркови – морковный) |
|
23 |
Обозначение мягкости согласных на письме с помощью гласных второго ряда. Буква Я, Ё, разделительный мягкий знак |
|
Мягкие и твердые согласные; образование существительных множественного числа («один-много») |
|
24 |
Обозначение мягкости согласных на письме с помощью гласных второго ряда. Буква Е ,Ю разделительный мягкий знак |
|
Звонкие и глухие согласные; согласование прилагательного с существительным в роде (сосновый – шишка, кресло, бор) |
|
25 |
Обозначение мягкости согласных на письме с помощью гласных второго ряда. |
|
Гласные и согласные звуки; образование существительных множ. числа в родительном падеже «Один-много» |
|
26 |
.Проверочная работа «Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных на письме с помощью гласных» |
|
Связь слов по типу управления (войти в класс – выйти из класса) |
|
27 |
Подбор синонимов, антонимов, работа над многозначностью и переносным значением слов |
|
Повторение изученого. Образование существительных с помощью суффиксов (улочка, мостик) |
|
28 |
Мягкий знак – показатель мягкости и разделительный мягкий знак |
|
Повторение написания разделительного мягкого знака. Составление текста по серии картинок .( устно) |
|
29 |
Развитие умений и навыков построения связного высказывания – последовательный пересказ с опорой на картинки и вопросы |
|
Обучение пересказу-близкому к тексту |
|
30 |
Развитие умений и навыков составления повествовательного рассказа |
|
|
Обучение краткому пересказу |
31 |
Развитие умений и навыков построения связного высказывания – пересказ текста описательного характера с опорой на картинки и план |
|
|
Составление творческого рассказа по опорным словам |
32- |
Развитие умений и навыков составления описательного рассказа |
|
Составление самостоятельных рассказов по серии картинок |
|
33 |
Составление рассказа на заданную тему |
|
|
Составление рассказа на заданную тему |
34 |
Обобщение пройденного |
|
|
Закрепление изученного |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.