ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по музыке для 2 класса составлена на основе следующих нормативных документов:
1.Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г;
2.Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (ФГОС НОО -для начальных классов, ФГОС ООО- для 5-9 классов, ФГОС СОО- для 10-11 классов) со всеми изменениями и дополнениями, приказ Минобрнауки России от 31.12.2015г;
3.Основная образовательная программа начального общего образования- для 1-4 классов,
МБОУ СШ№75;
4.«Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях» ( СанПиН 2.4.2.2821-10 с изменениями от 24 декабря 2015года).
5. Положение о рабочей программе по учебному предмету (курсу) в связи с введением ФГОС НОО, ФГОС ООО ,СОО, утвержденного МБОУ СШ№75.
6.Учебный план МБОУ СШ№75 на 2020-2021 уч.год.
7.Примерная программа по учебному предмету составлена на основе авторской программы Г.П.Сергеевой, Е.Д Критской, Т.С Шмагиной «Музыка. 1 – 4 классы». М.: Просвещение 2013г. и основной образовательной программы школы.
8.Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательной деятельности в организациях осуществляющих образовательную деятельность.
Количество часов в год – 34 часа
Количество часов в неделю – 1 час
Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебника: Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка.2 класс»: Учебник для учащихся 2 класса, М., Просвещение, 2020 г.
Цель : формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников – наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Задачи : воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса ,нравственных и эстетических чувств, любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям ,музыкальной культуре разных народов мира, во всем многообразии его форм и жанров
Воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка» 1-4 классы
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России
- целостный , ориентированный взгляд на мир в его разнообразии природы, культур народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов ,национальностей.
- уважительное отношение к культуре других народов, сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств
- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости
- развитие музыкально-эстетического чувства
Метапредметные:.
Регулятивные УУД: умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальном произведении) в устной форме ; осуществление элементов синтеза как составление целого из частей; умение формулировать собственное мнение и позицию.
Владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий
-принимать и сохранять учебную, в т. ч. музыкально-исполнительскую задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы;
-планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий;
-выполнять действия (в устной форме) опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир;
-эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных произведений разных жанров;
-осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах музыкальной деятельности.
Познавательные УУД: -осуществлять поиск нужной информации в словарике и из дополнительных источников, расширять свои представления о музыке и музыкантах;
умение проводить простые сравнения между музыкальными произведениями музыки и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям умение устанавливать простые аналогии между произведениями музыки и изобразительного искусства; осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника.
Воспринимать учебный материал небольшого объема со слов учителя, умение внимательно слушать
Сопоставлять народные и профессиональные инструменты, их своеобразие и интонационное звучание, сходства и различия.
Коммуникативные УУД: наличие стремления находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально- творческих задач; участие в музыкальной жизни класса (школы, ).
-выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения, используя разные речевые средства (монолог, диалог, письменно);
-выразительно исполнят музыкальные произведения, принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности;
-понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке;
-проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки;
-контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения;
Предметные результаты отражают
- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии,
- формирование общего представления о музыкальной картине мира,
- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений,
- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности,
- формирование основ музыкальной культуры, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям
- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений : фольклору, религиозной музыке, классической и современной, понимать содержание произведений разных жанров
- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций , исполнение вокально-хоровых произведений
Учащийся научится: воспринимать музыку различных жанров , размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека , эмоционально откликаться на искусство, ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, сопоставлять различные образцы музыки ,определять характер и настроение музыки музыкальные инструменты (рояль, пианино, скрипка, флейта, арфа), а также народные инструменты (гармонь, баян. балалайка); проявлять навыки вокально- хоровой деятельности (воспринимать музыку различных жанров; воплощения различных художественных образов. узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров.
Учащийся получит возможность научиться: исполнять муз. произведения разных форм и жанров, определять виды музыки, владеть некоторыми основами нотной грамоты: названия нот, темпов динамики, сопоставлять муз. образы в звучании различных музыкальных инструментов, эмоцмонально откликатся на муз. произведение и выразить свое впечатление в пении игре , пластике и др.
Содержание курса
Музыка в жизни человека
Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений , чувств и характера человека. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, кантата, сюита, мюзикл. Отечественные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор песни, танцы, действа , обряды, скороговорки, загадки, игры- драматизации. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм , темп, тембр, динамика, лад и др.). Музыкальная речь как общение между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как фиксация музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Развитие музыки – сопоставление музыкальных интонаций, тем , художественных образов. Формы построения музыки как выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двухчастные, трехчастные, рондо , вариации и др.
Музыкальная картина мира
Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Исполнительские коллективы (хоровые и симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей, радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи. Различные виды музыки вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса детские, женские, мужские. Хоры детский, женский ,мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры симфонический, духовой, народный. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие культур и традиций.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРЕДМЕТА
МУЗЫКА – 2 КЛАСС
№ |
Разделы и темы |
Кол-во часов |
|
|
Раздел 1 «Россия-Родина моя». |
3 |
|
1 |
Мелодия. |
1 |
|
2 |
Здравствуй, Родина моя! НРК. Музыкальные образы родного края. |
1 |
|
3 |
Гимн России. |
1 |
|
|
Раздел 2 «День, полный событий». |
6 |
|
4 |
Музыкальные инструменты (фортепиано) |
1 |
|
5 |
Природа и музыка. Прогулка. |
1 |
|
6 |
Танцы, танцы, танцы… |
1 |
|
7 |
Эти разные марши. Звучащие картины. |
1 |
|
8 |
Расскажи сказку. Колыбельные. Мама. |
1 |
|
9 |
Урок -концерт |
1 |
|
|
Раздел 3 «О России петь – что стремиться в храм». |
3 |
|
10 |
Великий колокольный звон. Звучащие картины. |
1 |
|
11 |
Святые земли русской |
1 |
|
12 |
Молитва |
1 |
|
|
Раздел 4 «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» |
4 |
|
13 |
Русские народные инструменты |
1 |
|
14 |
Музыка в народном стиле |
1 |
|
15 |
Музыка на новогоднем празднике |
1 |
|
16 |
Урок концерт. |
1 |
|
Раздел 5 «В музыкальном театре». |
7 |
|
|
17 |
Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр. |
1 |
|
18 |
Опера Балет. |
1 |
|
19 |
Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера. |
1 |
|
20 |
Опера «Руслан и Людмила» Сцены из оперы. |
1 |
|
21 |
Какое чудное мгновенье Увертюра. Финал. |
1 |
|
22 |
Проводы зимы |
1 |
|
23 |
Встреча весны |
1 |
|
|
Раздел 6 «В концертном зале». |
5 |
|
24 |
Симфоническая сказка. С. Прокофьев «Петя и |
1 |
|
25 |
Картинки с выставки. Музыкальное впечатление |
1 |
|
26 |
Урок концерт. |
.1 |
|
27 |
Звучит нестареющий Моцарт |
1 |
|
28 |
Симфония № 40. Увертюра |
|
|
|
Раздел 7 «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье». |
6 |
|
29 |
Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты (орган). И все это – Бах. |
1 |
|
30 |
Все в движении. Попутная песня. |
1 |
|
31 |
Музыка учит людей понимать друг друга |
1 |
|
32 |
Природа и музыка. |
1 |
|
33 |
«Печаль моя светла» |
1 |
|
34
|
Заключительный урок концерт |
1 |
|
|
итого |
34 |
Приложение 2
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 -класс
34 часов 1-час в неделю
№ п/п ур-ка
|
Темы и содержание уроков |
Дата проведения (по плану ) |
Дата проведения (по факту ) |
|
Раздел 1 « Россия-Родина моя »(3 часа)
|
||
1
интенсив |
Мелодия. Музыкальный материал: М.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке
Дом, который звучит (изучение и закрепление новых знаний; урок-путешествие в музыкальный театр) |
|
|
2
интенсив |
Здравствуй, Родина Моя! Моя Россия!. Музыкальный материал : Ю.Чичков «Здравствуй Родина моя!», Г.Струве «Моя Россия»
Опера-сказка. (закрепление изученного материала; урок-игра)
|
|
|
3
интенсив |
Гимн России. Музыкальный материал : А.Александров «Гимн России», Ю.Чичков «Здравствуй Родина моя!», Г.Струве «Моя Россия»
«Ничего на свете лучше нету...» (обобщение и систематизация знаний; урок-концерт)
|
|
|
|
Раздел 2 «День полный событий»(6 часов)
|
||
4 |
Музыкаль-ные инструмен-ты (фортепиа-но)
Музыкальный материал: С.Прокофьев «Детская музыка» П.Чайковский «Марш деревянных солдатиков»
|
|
|
5 |
Природа и музыка. Прогулка
Музыкальный материал : С.Прокофьев «Утро» «Вечер» «Прогулка»
|
|
|
6 |
Танцы. Танцы. Танцы.
Музыкальный материал : П.Чайковский Музыка из «Детского альбома» С.Прокофьев «Детская музыка» |
|
|
7 |
Эти разные марши. Звучащие картины
Музыкальный материал : П.Чайковский Музыка из «Детского альбома» С.Прокофьев «Детская музыка»
|
|
|
8 |
Расскажи сказку. Колыбельная. Мама.
Музыкальный материал : П.Чайковский «Нянина сказка» С.Прокофьев «Сказочка»
|
|
|
9 |
Урок-концерт
Музыкальный материал Слушание и исполнение произведений по выбору уч-ся
|
|
|
|
Раздел 3 «О России петь ,что стремится в Храм»(3 часа)
|
||
10 |
Великий колокольный звон. Звучащие картины.
Музыкальный материал М.Мусоргский «Великий колокольный звон»
|
|
|
11 |
Святые земли Русской. Князь Александр Невский.. Сергий Радонежский
Музыкальный материал С.Прокофьев «Песнь об Александре Невском» «Песнь о Сергии Радонежском» |
|
|
12 |
Молитва.
Музыкальный материал П.Чайковский «Утренняя молитва» «В церкви»
|
|
|
|
Раздел 4 «Гори гори ясно» (4 часа)
|
||
13 |
Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши.
Музыкальный материал «Калинка» р.н.п. «Камаринская» Р.н.п «Светит месяц»
|
|
|
14 |
Музыка в народном стиле.
Музыкальный материал С.Прокофьев «Ходит месяц» «Камаринская» В.Комраков «Прибаутки»
|
|
|
15 |
Музыка на Новогоднем празднике.
Музыкальный материал Ф.Грубер «Тихая ночь» П.Синявский «Рождественская песенка» |
|
|
16 |
Урок-концерт
Музыкальный материал Слушание и исполнение произведений по выбору уч-ся
|
|
|
|
Раздел 5 « В Музыкальном театре» (7 часов)
|
||
17 |
Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр.
Музыкальный материал Песня из фильма «новогодние приключения Маши и Вити» Марш из балета «Щелкунчик»
|
|
|
18 |
Опера. Балет.
Музыкальный материал М.Коваль Опера «Волк и семеро козлят» С.Прокофьев Фрагменты из балета «Золушка»
|
|
|
19 |
Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера.
Музыкальный материал П.Чайковский Фрагменты из балета «Щелкунчик»
|
|
|
20 |
Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы.
Музыкальный материал Увертюра к опере «Руслан и Людмила» Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила»
|
|
|
21 |
Какое чудное мгновение
Музыкальный материал Увертюра. Финал. из оперы «Руслан и Людмила»
|
|
|
22 |
Проводы зимы
Музыкальный материал «Масленичных песен» «Едет масленица дорогая» «А мы масленицу дожидаем
|
|
|
23 |
Встреча весны. Музыкальный материал Песенки – Веснянки, Весенние заклички. |
|
|
|
Раздел 6 «В Концертном зале» (5 часов)
|
||
24 |
Симфоническая сказка. С.Прокофьев. «Петя и волк».
Музыкальный материал Симфоническая сказка «Петя и волк» |
|
|
25 |
Картинки с выставки
Музыкальный материал М.Мусоргский Сюита «Картинки с выставки
|
|
|
26 |
Урок-концерт
Музыкальный материал Слушание и исполнение произведений по выбору уч-ся
|
|
|
27 |
Звучит нестареющий Моцарт.
Музыкальный материал : Увертюра к опере «Свадьба Фигаро» |
|
|
28 |
ВА.Мо-царт. Симфония № 40.
Музыкальный материал е: Первая часть симфонии №40
|
|
|
|
Раздел 7 «Чтоб музыкантом быть»(7часов)
|
||
29 |
Волшебный цветик-семицве-тик. Музыкальные инструменты. (орган). И все это – Бах.
Музыкальный материал Слушание: И.С.Бах «Менуэт» «Токката» «Волынка»
|
|
|
30 |
Все в движении. Попутная песня
Музыкальный материал Слушание Г.Свиридов «Тройка» М.Глинка«Попутная песня»
|
|
|
31 |
Музыка учит людей понимать друг друга.
Музыкальный материал Слушание Д.Кабалевский«Клоуны» «Кавалерийская» «Карусель»
|
|
|
32 |
Природа и музыка
Музыкальный материал Слушание Г.Свиридов «Весна и Осень» М.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке»
|
|
|
33 |
Печаль моя светла. Мир композитора (П. Чайковский, С.Прокофьев, Глинка).
Музыкальный материал Слушание М.Глинка «Жаворонок» П.Чайковский «Первый концерт
|
|
|
34
|
Заключительные урок– концерт.
Музыкальный материал Слушание и исполне-ние произведений по выбору уч-ся |
|
|
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка.2 класс»: Учебник для учащихся 2 класса, М., Просвещение, 2020г.
Поурочное планирование Музыка 2 класс система уроков по учебнику Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной 2016 г
Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка. 2 класс» - (CD mp3,М.,Просвещение, 2009)
Сергеева Г.П. Уроки музыки.-1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Критская Е.Д., Сергеева Г.П. 4-е изд. - М.: Просвещение, 2009.
Приложение 3
Лист корректировки календарно-тематического планирования
№
|
Тема урока |
Количество часов |
Причина корректировки
|
Способы корректировки
|
1 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
8
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.