МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство просвещения и воспитания Ульяновской области
Управление образования администрации города Ульяновска
МБОУ "Средняя школа № 50 имени Д.С.Сухорукова"
РАССМОТРЕНО
методическим объединением учителей развивающего цикла
С.В. Сизова Протокол №1 от "" г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
Е.А.Коршунова Протокол №
от "" г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор
Н.В.Симонова Приказ №
от "" г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 3435693)
учебного предмета
«Музыка»
для 3 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год
Составитель: Сизова Светлана Валентиновна
учитель музыки
Ульяновск 2022
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» в 3 классе составлена на основе нормативно-правовых документов:
1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования).
3. Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015г. №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373».
4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания".
5. Музыка. 1-4 классы._ Авторы: Алеев В.В., Науменко Т.И.,Кичак Т.Н._
6. Учебник_ «Музыка. 3 класс», авторы Алеев В.В., Науменко Т.И., Кичак Т.Н.(М.: Дрофа, 2022.)
7. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Средняя школа № 50», утвержденная приказом № 239 от 30.06.2015г.
8. Положение о рабочей программе школы, рассмотрено и одобрено решением Педагогического Совета от 27.08.2021г., протокол № 1, утверждено приказом от 27.08.2021г. № 278.
9. Годовой календарный учебный график МБОУ «Средняя школа № 50 имени Д.С.Сухорукова» №247 от 29.08.2022г.
Формы учёта рабочей программы воспитания
в рабочей программе по музыке
Рабочая программа воспитания МБОУ «Средняя школа №50 имени Д.С.Сухорукова» реализуется в том числе и через использование воспитательного потенциала уроков музыки. Эта работа осуществляется в следующих формах:
· Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации.
· Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений, событий через:
¾ демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности
— обращение внимания на ярких деятелей культуры, связанных с изучаемыми в данный момент темами, на тот вклад, который они внесли в развитие нашей страны и мира, на достойные подражания примеры их жизни, на мотивы их поступков;
— использование на уроках информации, затрагивающей важные социальные, нравственные, этические вопросы
· Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей через подбор соответствующих текстов для чтения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе
· Инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам, произведениям художественной литературы и искусства.
· Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока.
· Применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся.
· Применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют развитию навыков командной работы и взаимодействию с другими обучающимися.
· Выбор и использование на уроках методов, методик, технологий , оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания.
· Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в форме включения в урок различных исследовательских заданий, что дает возможность обучающимся приобрести навыки самостоятельного решения теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных гипотез, уважительного отношения к чужим идеям, публичного выступления, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
· Установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между учителем и учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды.
Рабочая программа по музыке на уровне 3 класса начального общего образования составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.2020). Программа разработана с учётом актуальных целей и задач обучения и воспитания, развития обучающихся и условий, необходимых для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов при освоении предметной области «Искусство» (Музыка).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия, универсальным способом коммуникации. Особенно важна музыка для становления личности младшего школьника — как способ, форма и опыт самовыражения и естественного радостного мировосприятия.
В течение периода начального общего музыкального образования необходимо заложить основы будущей музыкальной культуры личности, сформировать представления о многообразии проявлений музыкального искусства в жизни современного человека и общества. Поэтому в содержании образования должны быть представлены различные пласты музыкального искусства: фольклор, классическая, современная музыка, в том числе наиболее достойные образцы массовой музыкальной культуры (джаз, эстрада, музыка кино и др.). При этом наиболее эффективной формой освоения музыкального искусства является практическое музицирование — пение, игра на доступных музыкальных инструментах, различные формы музыкального движения. В ходе активной музыкальной деятельности происходит постепенное освоение элементов музыкального языка, понимание основных жанровых особенностей, принципов и форм развития музыки.
Программа предусматривает знакомство обучающихся с некоторым количеством явлений, фактов музыкальной культуры (знание музыкальных произведений, фамилий композиторов и исполнителей, специальной терминологии и т. п.). Однако этот уровень содержания обучения не является главным. Значительно более важным является формирование эстетических потребностей, проживание и осознание тех особых мыслей и чувств, состояний, отношений к жизни, самому себе, другим людям, которые несёт в себе музыка как «искусство интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев).
Свойственная музыкальному восприятию идентификация с лирическим героем произведения (В. В. Медушевский) является уникальным психологическим механизмом для формирования
мировоззрения ребёнка опосредованным недирективным путём. Поэтому ключевым моментом при составлении программы является отбор репертуара, который должен сочетать в себе такие качества, как доступность, высокий художественный уровень, соответствие системе базовых национальных ценностей.
Одним из наиболее важных направлений музыкального воспитания является развитие эмоционального интеллекта обучающихся. Через опыт чувственного восприятия и художественного исполнения музыки формируется эмоциональная осознанность, рефлексивная установка личности в целом.
Особая роль в организации музыкальных занятий младших школьников принадлежит игровым формам деятельности, которые рассматриваются как широкий спектр конкретных приёмов и методов, внутренне присущих самому искусству — от традиционных фольклорных игр и театрализованных представлений к звуковым импровизациям, направленным на освоение жанровых особенностей,
элементов музыкального языка, композиционных принципов.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка жизненно необходима для полноценного развития младших школьников. Признание самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности.
Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление, воспитание чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и сопереживания).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим направлениям:
1) становление системы ценностей обучающихся в единстве эмоциональной и познавательной сферы;
2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как универсального языка общения, художественного отражения многообразия жизни;
3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к музицированию.
Важнейшими задачами в начальной школе являются:
1. Формирование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное в жизни и в искусстве.
2. Формирование позитивного взгляда на окружающий мир, гармонизация взаимодействия с природой, обществом, самим собой через доступные формы музицирования.
3. Формирование культуры осознанного восприятия музыкальных образов. Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт эмоционального переживания.
4. Развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими познавательными и регулятивными универсальными учебными действиями. Развитие ассоциативного мышления и продуктивного воображения.
5. Овладение предметными умениями и навыками в различных видах практического музицирования. Введение ребёнка в искусство через разнообразие видов музыкальной деятельности, в том числе:
а) Слушание (воспитание грамотного слушателя);
б) Исполнение (пение, игра на доступных музыкальных инструментах); в) Сочинение (элементы импровизации, композиции, аранжировки);
г) Музыкальное движение (пластическое интонирование, танец, двигательное моделирование и др.); д) Исследовательские и творческие проекты.
6. Изучение закономерностей музыкального искусства: интонационная и жанровая природа музыки, основные выразительные средства, элементы музыкального языка.
7. Воспитание уважения к цивилизационному наследию России; присвоение интонационно- образного строя отечественной музыкальной культуры.
8. Расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной культуре других стран, культур, времён и народов.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является обязательным для изучения и преподаётся в начальной школе с 1 по 4 класс включительно.
Содержание предмета «Музыка» структурно представлено восемью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой дошкольного и основного общего образования, непрерывность изучения предмета и образовательной области
«Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения:
модуль № 1 «Музыкальная грамота»; модуль № 2 «Народная музыка России»; модуль № 3 «Музыка народов мира»; модуль № 4 «Духовная музыка»; модуль № 5 «Классическая музыка»;
модуль № 6 «Современная музыкальная культура»; модуль № 7 «Музыка театра и кино»;
модуль № 8 «Музыка в жизни человека».
Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социо-культурную деятельность обучающихся, участие в музыкальных праздниках, конкурсах, концертах, театрализованных действиях, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами образовательной программы, как «Изобразительное искусство», «Литературное чтение»,
«Окружающий мир», «Основы религиозной культуры и светской этики», «Иностранный язык» и др. Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Музыка» в 3 классе, составляет 33 часа (не менее 1 часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Модуль «МУЗЫКА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»
Музыкальные пейзажи
Образы природы в музыке. Настроение музыкальных пейзажей. Чувства человека, любующегося природой. Музыка — выражение глубоких чувств, тонких оттенков настроения, которые трудно передать словами
Музыкальные портреты
Музыка, передающая образ человека, его походку, движения, характер, манеру речи. «Портреты», выраженные в музыкальных интонациях
Музыка на войне, музыка о войне
Военная тема в музыкальном искусстве. Военные песни, марши, интонации, ритмы, тембры (призывная кварта, пунктирный ритм, тембры малого барабана, трубы и т. д.)
Mодуль «МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА»
Музыкальный язык
Темп, тембр. Динамика (форте, пиано, крещендо, диминуэндо и др.). Штрихи (стаккато, легато, акцент и др.)
Дополнительные обозначения в нотах
Реприза, фермата, вольта, украшения (трели, форшлаги)
Ритмические рисунки в размере 6/8
Размер 6/8. Нота с точкой. Шестнадцатые. Пунктирный ритм
Размер
Равномерная пульсация. Сильные и слабые доли. Размеры 2/4, 3/4, 4/4
Модуль «КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»
Вокальная музыка
Человеческий голос — самый совершенный инструмент. Бережное отношение к своему голосу. Известные певцы. Жанры вокальной музыки: песни, вокализы, романсы, арии из опер. Кантата.
Песня, романс, вокализ, кант.
Композиторы — детям
Детская музыка П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Д. Б. Кабалевского и др. Понятие жанра. Песня, танец, марш
Программная музыка
Программная музыка. Программное название, известный сюжет, литературный эпиграф
Оркестр
Оркестр — большой коллектив музыкантов. Дирижёр, партитура, репетиция. Жанр концерта — музыкальное соревнование солиста с оркестром
Музыкальные инструменты. Флейта
Предки современной флейты. Легенда о нимфе Сиринкс. Музыка для флейты соло, флейты в сопровождении фортепиано, оркестра
Музыкальные инструменты. Скрипка, виолончель
Певучесть тембров струнных смычковых инструментов. Композиторы, сочинявшие скрипичную музыку. Знаменитые исполнители, мастера, изготавливавшие инструменты
Русские композиторы-классики
Творчество выдающихся отечественных композиторов
Европейские композиторы-классики
Творчество выдающихся зарубежных композиторов
Модуль «ДУХОВНАЯ МУЗЫКА»
Искусство Русской православной церкви
Музыка в православном храме. Традиции исполнения, жанры (тропарь, стихира, величание и др.). Музыка и живопись, посвящённые святым. Образы Христа, Богородицы
Религиозные праздники
Праздничная служба, вокальная (в том числе хоровая) музыка религиозного содержания
Модуль «НАРОДНАЯ МУЗЫКА РОССИИ»
Сказки, мифы и легенды
Народные сказители. Русские народные сказания, былины. Эпос народов России. Сказки и легенды о музыке и музыкантах
Народные праздники
Обряды, игры, хороводы, праздничная символика — на примере одного или нескольких народных праздников
Модуль «МУЗЫКА ТЕАТРА И КИНО»
Опера. Главные герои и номера оперного спектакля
Ария, хор, сцена, увертюра — оркестровое вступление. Отдельные номера из опер русских и зарубежных композиторов
Патриотическая и народная тема в театре и кино
История создания, значение музыкально-сценических и экранных произведений, посвящённых нашему народу, его истории, теме служения Отечеству. Фрагменты, отдельные номера из опер, балетов, музыки к фильмам
Балет. Хореография — искусство танца
Сольные номера и массовые сцены балетного спектакля. Фрагменты, отдельные номера из балетов отечественных композиторов
Сюжет музыкального спектакля
Либретто. Развитие музыки в соответствии с сюжетом. Действия и сцены в опере и балете. Контрастные образы, лейтмотивы
Оперетта, мюзикл
История возникновения и особенности жанра. Отдельные номера из оперетт И. Штрауса, И. Кальмана, мюзиклов Р. Роджерса, Ф. Лоу и др.
Модуль «СОВРЕМЕННЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА»
Джаз
Особенности джаза: импровизационность, ритм (синкопы, триоли, свинг). Музыкальные инструменты джаза, особые приёмы игры на них. Творчество джазовых музыкантов.
Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное взаимодействие, смысловое единство трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для начального общего образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности; знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов и традиций республик Российской Федерации; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; уважение к достижениям отечественных мастеров культуры; стремление участвовать в творческой жизни своей школы, города, республики.
Духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего и других народов; умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой; стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Ценности научного познания:
первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной картины мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде; бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в музыкально- исполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос); профилактика умственного и физического утомления с использованием возможностей музыкотерапии.
Трудового воспитания:
установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
Экологического воспитания:
бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении предмета «Музыка»:
1. Овладение универсальными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
- сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры; устанавливать основания для сравнения, объединять элементы музыкального звучания по определённому признаку;
- определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты (музыкальные инструменты, элементы музыкального языка, произведения, исполнительские составы и др.);находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях музыкального искусства, сведениях и наблюдениях за звучащим музыкальным материалом на основе предложенного учителем алгоритма;
- выявлять недостаток информации, в том числе слуховой, акустической для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях музыкального восприятия и исполнения, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между реальным и желательным состоянием музыкальных явлений, в том числе в отношении собственных музыкально- исполнительских навыков;
с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых упражнений, планировать изменения результатов своей музыкальной деятельности, ситуации совместного музицирования;
сравнивать несколько вариантов решения творческой, исполнительской задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей предмета изучения и связей между музыкальными объектами и явлениями (часть — целое,
причина — следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (в том числе в форме двигательного моделирования, звукового эксперимента, классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие музыкального процесса, эволюции культурных явлений в различных условиях.
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
анализировать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;
анализировать музыкальные тексты (акустические и нотные) по предложенному учителем алгоритму;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Невербальная коммуникация:
воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания;
выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки (соло или в коллективе);
передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению;
осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении.
Вербальная коммуникация:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Совместная деятельность (сотрудничество):
стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях совместного восприятия, исполнения музыки;
переключаться между различными формами коллективной, групповой и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи;
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные, творческие задания с опорой на предложенные образцы.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия и т. д.).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют начальный этап формирования у обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством, позитивном ценностном отношении к музыке как важному элементу своей жизни.
Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету «Музыка»:
с интересом занимаются музыкой, любят петь, играть на доступных музыкальных инструментах,
умеют слушать серьёзную музыку, знают правила поведения в театре, концертном зале; сознательно стремятся к развитию своих музыкальных способностей;
осознают разнообразие форм и направлений музыкального искусства, могут назвать музыкальные произведения, композиторов, исполнителей, которые им нравятся, аргументировать свой выбор;
имеют опыт восприятия, исполнения музыки разных жанров, творческой деятельности в различных смежных видах искусства;
с уважением относятся к достижениям отечественной музыкальной культуры; стремятся к расширению своего музыкального кругозора.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений:
Модуль «Музыка в жизни человека»:
исполнять Гимн Российской Федерации, Гимн своей республики, школы, исполнять песни, посвящённые Великой Отечественной войне, песни, воспевающие красоту родной природы, выражающие разнообразные эмоции, чувства и настроения;
воспринимать музыкальное искусство как отражение многообразия жизни, различать обобщённые жанровые сферы: напевность (лирика), танцевальность и маршевость (связь с движением), декламационность, эпос (связь со словом);
осознавать собственные чувства и мысли, эстетические переживания, замечать прекрасное в окружающем мире и в человеке, стремиться к развитию и удовлетворению эстетических потребностей.
Модуль «Народная музыка России»:
определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных произведений к родному фольклору, русской музыке, народной музыке различных регионов России;
определять на слух и называть знакомые народные музыкальные инструменты; группировать народные музыкальные инструменты по принципу звукоизвлечения: духовые,
ударные, струнные;
определять принадлежность музыкальных произведений и их фрагментов к композиторскому или народному творчеству;
различать манеру пения, инструментального исполнения, типы солистов и коллективов — народных и академических;
создавать ритмический аккомпанемент на ударных инструментах при исполнении народной песни; исполнять народные произведения различных жанров с сопровождением и без сопровождения; участвовать в коллективной игре/импровизации (вокальной, инструментальной, танцевальной) на
основе освоенных фольклорных жанров.
Модуль «Музыкальная грамота»:
классифицировать звуки: шумовые и музыкальные, длинные, короткие, тихие, громкие, низкие, высокие;
различать элементы музыкального языка (темп, тембр, регистр, динамика, ритм, мелодия, аккомпанемент и др.), уметь объяснить значение соответствующих терминов;
различать изобразительные и выразительные интонации, находить признаки сходства и различия музыкальных и речевых интонаций;
различать на слух принципы развития: повтор, контраст, варьирование;
понимать значение термина «музыкальная форма», определять на слух простые музыкальные формы — двухчастную, трёхчастную и трёхчастную репризную, рондо, вариации;
ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона;
исполнять и создавать различные ритмические рисунки; исполнять песни с простым мелодическим рисунком.
Модуль «Классическая музыка»:
различать на слух произведения классической музыки, называть автора и произведение, исполнительский состав;
различать и характеризовать простейшие жанры музыки (песня, танец, марш), вычленять и называть типичные жанровые признаки песни, танца и марша в сочинениях композиторов-классиков;
различать концертные жанры по особенностям исполнения (камерные и симфонические, вокальные и инструментальные), знать их разновидности, приводить примеры;
исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения композиторов-классиков; воспринимать музыку в соответствии с её настроением, характером, осознавать эмоции и чувства,
вызванные музыкальным звучанием, уметь кратко описать свои впечатления от музыкального восприятия;
характеризовать выразительные средства, использованные композитором для создания музыкального образа;
соотносить музыкальные произведения с произведениями живописи, литературы на основе сходства настроения, характера, комплекса выразительных средств.
Модуль «Духовная музыка»:
определять характер, настроение музыкальных произведений духовной музыки, характеризовать её жизненное предназначение;
исполнять доступные образцы духовной музыки;
уметь рассказывать об особенностях исполнения, традициях звучания духовной музыки Русской православной церкви (вариативно: других конфессий согласно региональной религиозной традиции).
Модуль «Музыка театра и кино»:
определять и называть особенности музыкально-сценических жанров (опера, балет, оперетта, мюзикл);
различать отдельные номера музыкального спектакля (ария, хор, увертюра и т. д.), узнавать на слух и называть освоенные музыкальные произведения (фрагменты) и их авторов;
различать виды музыкальных коллективов (ансамблей, оркестров, хоров), тембры человеческих голосов и музыкальных инструментов, уметь определять их на слух;
отличать черты профессий, связанных с созданием музыкального спектакля, и их роли в творческом процессе: композитор, музыкант, дирижёр, сценарист, режиссёр, хореограф, певец, художник и др.
Модуль «Современная музыкальная культура»:
иметь представление о разнообразии современной музыкальной культуры, стремиться к расширению музыкального кругозора;
различать и определять на слух принадлежность музыкальных произведений, исполнительского стиля к различным направлениям современной музыки (в том числе эстрады, мюзикла, джаза и др.);
анализировать, называть музыкально-выразительные средства, определяющие основной характер, настроение музыки, сознательно пользоваться музыкально-выразительными средствами при исполнении;
исполнять современные музыкальные произведения, соблюдая певческую культуру звука.
№ п/п |
Наименование разделов и тем программы |
Количество часов |
Репертуар |
Дата изучения |
Виды деятельности |
Виды, формы контроля |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
||||
всего |
контрольные работы |
практические работы |
для слушания |
для пения |
для музицирования |
||||||
Модуль 1. Музыка в жизни человека |
|||||||||||
1.1. |
Музыкальные пейзажи |
1 |
0 |
0 |
П. И. Чайковский. "Вальс цветов"; М. П. Мусоргский. «Картинки с выставки»; Музыка к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» ("Утро"); А. Вивальди. Цикл концертов для скрипки соло, струнного квинтета, органа и чембало «Времена года» («Весна», «Зима»); |
А. Варламов. «Горные вершины» (сл. М. Лермонтова) |
Видео, плюс, минус, аккомпанемент |
|
Рисование «услышанных» пейзажей и/или абстрактная живопись — передача настроения цветом, точками, линиями.; |
Устный опрос; |
Российская Электронная Школа - https://resh.edu.ru/ Культура для школьников https://культурадляшкольников.рф/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/index.htm Классическая музыка http://www.muzzal.ru/index.htm Музыка и караоке для детей http://www.detkiuch.ru/dir/ Слушаем классическую музыку http://classic-online.ru/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/ |
1.2. |
Музыка на войне, музыка о войне |
1 |
0 |
0 |
М. Глинка. «Патриотическая песня» (сл. А. Машистова); С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский» (Ледовое побоище); П. Чайковский. Торжественная увертюра «1812 год» |
А. Варламов. «Горные вершины» (сл. М. Лермонтова) К. Я. Листов "В землянке" |
Видео, плюс, минус, аккомпанемент |
|
Дискуссия в классе. Ответы на вопросы: какие чувства вызывает эта музыка, почему? Как влияет на наше восприятие информация о том, как и зачем она создавалась?; |
Устный опрос; |
Российская Электронная Школа - https://resh.edu.ru/ Культура для школьников https://культурадляшкольников.рф/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/index.htm Классическая музыка http://www.muzzal.ru/index.htm Музыка и караоке для детей http://www.detkiuch.ru/dir/ Слушаем классическую музыку http://classic-online.ru/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/ |
Итого по модулю |
2 |
|
|||||||||
Модуль 2. Классическая музыка |
2.1. |
Вокальная музыка |
2 |
0 |
0 |
Сольное, хоровое, оркестровое исполнение. произведения в исполнении хоровых коллективов: Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А. Александрова, Государственного академического русского народного хора п/у А. В. Свешникова, Государственного академического русского народного хора им. М. Е. Пятницкого; Большого детского хора имени В. С. Попова |
К. Я. Листов "В землянке" |
Видео, плюс, минус, аккомпанемент |
|
Определение на слух типов человеческих голосов (детские, мужские, женские), тембров голосов профессиональных вокалистов.; |
Устный опрос; |
Российская Электронная Школа - https://resh.edu.ru/ Культура для школьников https://культурадляшкольников.рф/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/index.htm Классическая музыка http://www.muzzal.ru/index.htm Музыка и караоке для детей http://www.detkiuch.ru/dir/ Слушаем классическую музыку http://classic-online.ru/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/ |
Итого по модулю |
2 |
|
|||||||||
Модуль 3. Музыка театра и кино |
|||||||||||
3.1. |
Опера. Главные герои и номера оперного спектакля |
1 |
0 |
0 |
Режиссёр Г. Александров, композитор И. Дунаевский «Весна» (1947); Режиссёр И. Пырьев, композитор И. Дунаевский «Кубанские казаки» (1949); режиссёр М. Захаров, композитор Г. Гладков «Обыкновенное чудо» (1979) |
А.Ермолов "Будет!" |
Видео, плюс, минус, аккомпанемент |
|
Знакомство с тембрами голосов оперных певцов. Освоение терминологии. Звучащие тесты и кроссворды на проверку знаний.; |
Устный опрос; |
Российская Электронная Школа - https://resh.edu.ru/ Культура для школьников https://культурадляшкольников.рф/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/index.htm Классическая музыка http://www.muzzal.ru/index.htm Музыка и караоке для детей http://www.detkiuch.ru/dir/ Слушаем классическую музыку http://classic-online.ru/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/ |
3.2. |
Патриотическая и народная тема в театре и кино |
1 |
0 |
1 |
М. И. Глинка. "Иван Сусанин"; М. Глинка. «Патриотическая песня»; Музыка Г. Струве, слова Н. Соловьёвой. «Моя Россия» |
А.Ермолов "Будет!" |
Видео, плюс, минус, аккомпанемент |
|
Просмотр фрагментов крупных сценических произведений, фильмов. Обсуждение характера героев и событий.; |
Устный опрос; |
Российская Электронная Школа - https://resh.edu.ru/ Культура для школьников https://культурадляшкольников.рф/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/index.htm Классическая музыка http://www.muzzal.ru/index.htm Музыка и караоке для детей http://www.detkiuch.ru/dir/ Слушаем классическую музыку http://classic-online.ru/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/ |
Итого по модулю |
2 |
|
|||||||||
Модуль 4. Музыкальная грамота |
4.1. |
Музыкальный язык |
1 |
0 |
0 |
Б. Бриттен «Путеводитель по оркестру для молодежи»; |
группа "Солнышко", "Добрая песенка" |
Видео, плюс, минус, аккомпанемент |
|
Знакомство с элементами музыкального языка, специальными терминами, их обозначением в нотной записи.; |
Устный опрос; |
Российская Электронная Школа - https://resh.edu.ru/ Культура для школьников https://культурадляшкольников.рф/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/index.htm Классическая музыка http://www.muzzal.ru/index.htm Музыка и караоке для детей http://www.detkiuch.ru/dir/ Слушаем классическую музыку http://classic-online.ru/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/ |
4.2. |
Ритмические рисунки в размере 6/8 |
1 |
0 |
0 |
П. Чайковский. Фортепианный цикл «Времена года» («На тройке», «Баркарола») |
группа "Солнышко", "Добрая песенка" |
Видео, плюс, минус, аккомпанемент |
|
Определение на слух, прослеживание по нотной записи ритмических рисунков в размере 6/8.; |
Устный опрос; |
Российская Электронная Школа - https://resh.edu.ru/ Культура для школьников https://культурадляшкольников.рф/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/index.htm Классическая музыка http://www.muzzal.ru/index.htm Музыка и караоке для детей http://www.detkiuch.ru/dir/ Слушаем классическую музыку http://classic-online.ru/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/ |
Итого по модулю |
2 |
|
|||||||||
Модуль 5. Музыка в жизни человека |
|||||||||||
5.1. |
Музыкальные пейзажи |
1 |
0 |
0 |
Г.Свиридов. Музыкальные иллюстрации к поэме А.С.Пушкина "Метель". Тройка |
К.Костин "Лимонадный дождик" |
Видео, плюс, минус, аккомпанемент |
|
Рисование «услышанных» пейзажей и/или абстрактная живопись — передача настроения цветом, точками, линиями.; |
Устный опрос; |
Российская Электронная Школа - https://resh.edu.ru/ Культура для школьников https://культурадляшкольников.рф/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/index.htm Классическая музыка http://www.muzzal.ru/index.htm Музыка и караоке для детей http://www.detkiuch.ru/dir/ Слушаем классическую музыку http://classic-online.ru/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/ |
5.2. |
Музыкальные портреты |
1 |
0 |
0 |
М.Мусоргский . "Картинки с выставки". Баба-Яга или избушка на курьих ножках. |
К.Костин "Лимонадный дождик" |
Видео, плюс, минус, аккомпанемент |
|
Слушание произведений вокальной, программной инструментальной музыки, посвящённой образам людей, сказочных персонажей. Подбор эпитетов для описания настроения, характера музыки. Сопоставление музыки с произведениями изобразительного искусства.; |
Устный опрос; |
Российская Электронная Школа - https://resh.edu.ru/ Культура для школьников https://культурадляшкольников.рф/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/index.htm Классическая музыка http://www.muzzal.ru/index.htm Музыка и караоке для детей http://www.detkiuch.ru/dir/ Слушаем классическую музыку http://classic-online.ru/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/ |
Итого по модулю |
2 |
|
|||||||||
Модуль 6. Классическая музыка |
|||||||||||
6.1. |
Композиторы — детям |
1 |
0 |
1 |
С. В. Рахманинов. «Вокализ», |
М.Фёдорова "Море" |
Видео, плюс, минус, аккомпанемент |
|
Музыкальная викторина.; |
Устный опрос; |
Российская Электронная Школа - https://resh.edu.ru/ Культура для школьников https://культурадляшкольников.рф/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/index.htm Классическая музыка http://www.muzzal.ru/index.htm Музыка и караоке для детей http://www.detkiuch.ru/dir/ Слушаем классическую музыку http://classic-online.ru/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/ |
6.2. |
Программная музыка |
1 |
0 |
0 |
С.Рахманинов. Второй концерт для фортепиано с оркестром (начало) |
М.Фёдорова "Море" |
Видео, плюс, минус, аккомпанемент |
|
Рисование образов программной музыки.; |
Устный опрос; |
Российская Электронная Школа - https://resh.edu.ru/ Культура для школьников https://культурадляшкольников.рф/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/index.htm Классическая музыка http://www.muzzal.ru/index.htm Музыка и караоке для детей http://www.detkiuch.ru/dir/ Слушаем классическую музыку http://classic-online.ru/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/ |
Итого по модулю |
2 |
|
|||||||||
Модуль 7. Музыкальная грамота |
7.1. |
Музыкальный язык |
1 |
0 |
0 |
В.А.Моцарт. "Маленькая ночная серенада. В.А.Моцарт. Реквием. Лякримоза(фрагмент) |
С. Смирнов - Не Грусти, Улыбнись и Пой |
Видео, плюс, минус, аккомпанемент |
|
Наблюдение за изменением музыкального образа при изменении элементов музыкального языка (как меняется характер музыки при изменении темпа, динамики, штрихов и т. д.).; |
Устный опрос; |
Российская Электронная Школа - https://resh.edu.ru/ Культура для школьников https://культурадляшкольников.рф/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/index.htm Классическая музыка http://www.muzzal.ru/index.htm Музыка и караоке для детей http://www.detkiuch.ru/dir/ Слушаем классическую музыку http://classic-online.ru/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/ |
7.2. |
Дополнительные обозначения в нотах |
2 |
0 |
1 |
Л.Делиб - "Пиццикато" из балета "Сильвия" К.Сен-Санс. Карнавал животных |
С. Смирнов - Не Грусти, Улыбнись и Пой |
Видео, плюс, минус, аккомпанемент |
|
Знакомство с дополнительными элементами нотной записи. Исполнение песен, попевок, в которых присутствуют данные элементы; |
Устный опрос; |
Российская Электронная Школа - https://resh.edu.ru/ Культура для школьников https://культурадляшкольников.рф/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/index.htm Классическая музыка http://www.muzzal.ru/index.htm Музыка и караоке для детей http://www.detkiuch.ru/dir/ Слушаем классическую музыку http://classic-online.ru/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/ |
Итого по модулю |
3 |
|
|||||||||
Модуль 8. Духовная музыка |
|||||||||||
8.1. |
Искусство Русской православной церкви |
1 |
0 |
0 |
Тропарь, молитва, величание. Н. Сидельников. Духовный концерт № 1; Знаменный распев; П. Чесноков. «Да исправится молитва моя»; |
Л. Скрягина - Песенка о счастье |
Видео, плюс, минус, аккомпанемент |
|
Поиск в Интернете информации о Крещении Руси, святых, об иконах; |
Устный опрос; |
Российская Электронная Школа - https://resh.edu.ru/ Культура для школьников https://культурадляшкольников.рф/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/index.htm Классическая музыка http://www.muzzal.ru/index.htm Музыка и караоке для детей http://www.detkiuch.ru/dir/ Слушаем классическую музыку http://classic-online.ru/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/ |
8.2. |
Религиозные праздники |
2 |
0 |
0 |
П. Чайковский. "Легенда" (сл. А. Плещеева); В. Гаврилин. По прочтении В. Шукшина: «Вечерняя музыка» (№ 10), «Молитва» (№ 17) |
Л. Скрягина - Песенка о счастье |
Видео, плюс, минус, аккомпанемент |
|
Слушание музыкальных фрагментов праздничных богослужений, определение характера музыки, её религиозного содержания.; |
Устный опрос; |
Российская Электронная Школа - https://resh.edu.ru/ Культура для школьников https://культурадляшкольников.рф/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/index.htm Классическая музыка http://www.muzzal.ru/index.htm Музыка и караоке для детей http://www.detkiuch.ru/dir/ Слушаем классическую музыку http://classic-online.ru/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/ |
Итого по модулю |
3 |
|
|||||||||
Модуль 9. Музыкальная грамота |
|||||||||||
9.1. |
Размер |
1 |
0 |
0 |
Сильные и слабые доли. Размеры П.И.Чайковский. Вальс П.И.Чайковский. Мазурка П.И.Чайковский. Полонез |
музыка-Лора Квинт, слова- В. Костров. Здравствуй, мир! |
Видео, плюс, минус, аккомпанемент |
|
Определение на слух, по нотной записи размеров 2/4, 3/4, 4/4.; |
Устный опрос; |
Российская Электронная Школа - https://resh.edu.ru/ Культура для школьников https://культурадляшкольников.рф/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/index.htm Классическая музыка http://www.muzzal.ru/index.htm Музыка и караоке для детей http://www.detkiuch.ru/dir/ Слушаем классическую музыку http://classic-online.ru/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/ |
Итого по модулю |
1 |
|
|||||||||
Модуль 10. Народная музыка России |
|||||||||||
10.1. |
Сказки, мифы и легенды |
1 |
0 |
0 |
Многообразие жанров народных песен. «Ой, мороз, мороз», «Тройка», «Полюшко-поле» |
музыка-Лора Квинт, слова- В. Костров. Здравствуй, мир! |
Видео, плюс, минус, аккомпанемент |
|
Знакомство с манерой сказывания нараспев. Слушание сказок, былин, эпических сказаний, рассказываемых нараспев.; |
Устный опрос; |
Российская Электронная Школа - https://resh.edu.ru/ Культура для школьников https://культурадляшкольников.рф/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/index.htm Классическая музыка http://www.muzzal.ru/index.htm Музыка и караоке для детей http://www.detkiuch.ru/dir/ Слушаем классическую музыку http://classic-online.ru/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/ |
10.2. |
Народные праздники |
2 |
0 |
1 |
Музыка А. Алябьева. «Вечерний звон» (слова И. Козлова); В. Комраков. «Прибаутки» (слова народные); А. Абрамов. «Реченька» (слова Е. Карасёва) |
музыка-Лора Квинт, слова- В. Костров. Здравствуй, мир! |
Видео, плюс, минус, аккомпанемент |
|
Просмотр фильма/ мультфильма, рассказывающего о символике фольклорного праздника.; |
Устный опрос; |
Российская Электронная Школа - https://resh.edu.ru/ Культура для школьников https://культурадляшкольников.рф/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/index.htm Классическая музыка http://www.muzzal.ru/index.htm Музыка и караоке для детей http://www.detkiuch.ru/dir/ Слушаем классическую музыку http://classic-online.ru/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/ |
Итого по модулю |
3 |
|
|||||||||
Модуль 11. Музыка театра и кино |
|||||||||||
11.1. |
Балет. Хореография — искусство танца |
1 |
0 |
0 |
П. И. Чайковский Балет «Лебединое озеро» («Русский танец»), |
Е.Плотникова. Счастье русской земли |
Видео, плюс, минус, аккомпанемент |
|
Просмотр и обсуждение видеозаписей — знакомство с несколькими яркими сольными номерами и сценами из балетов русских композиторов. Музыкальная викторина на знание балетной музыки.; |
Устный опрос; |
Российская Электронная Школа - https://resh.edu.ru/ Культура для школьников https://культурадляшкольников.рф/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/index.htm Классическая музыка http://www.muzzal.ru/index.htm Музыка и караоке для детей http://www.detkiuch.ru/dir/ Слушаем классическую музыку http://classic-online.ru/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/ |
11.2. |
Опера. Главные герои и номера оперного спектакля |
1 |
0 |
0 |
Опера «Евгений Онегин» («Полонез») |
Е.Плотникова. Счастье русской земли |
Видео, плюс, минус, аккомпанемент |
|
Знакомство с тембрами голосов оперных певцов. Освоение терминологии. Звучащие тесты и кроссворды на проверку знаний.; |
Устный опрос; |
Российская Электронная Школа - https://resh.edu.ru/ Культура для школьников https://культурадляшкольников.рф/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/index.htm Классическая музыка http://www.muzzal.ru/index.htm Музыка и караоке для детей http://www.detkiuch.ru/dir/ Слушаем классическую музыку http://classic-online.ru/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/ |
11.3. |
Сюжет музыкального спектакля |
1 |
0 |
0 |
Структура музыкального произведения. Знакомство с либретто. В. А. Моцарт «Колыбельная»; Л. ван Бетховен «Сурок»; Й. Гайдн «Мы дружим с музыкой» |
Е.Плотникова. Счастье русской земли |
Видео, плюс, минус, аккомпанемент |
|
Просмотр фильма-оперы или фильма-балета; |
Устный опрос; |
Российская Электронная Школа - https://resh.edu.ru/ Культура для школьников https://культурадляшкольников.рф/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/index.htm Классическая музыка http://www.muzzal.ru/index.htm Музыка и караоке для детей http://www.detkiuch.ru/dir/ Слушаем классическую музыку http://classic-online.ru/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/ |
11.4. |
Оперетта, мюзикл |
1 |
0 |
1 |
Ф. Лист. «Испанская рапсодия», А. Г. Новиков. Оперетта «Левша» |
"Память" (ария Гризабеллы) мюзикл "Кошки" |
Видео, плюс, минус, аккомпанемент |
|
Знакомство с жанрами оперетты, мюзикла. Слушание фрагментов из оперетт, анализ характерных особенностей жанра.; |
Устный опрос; |
Российская Электронная Школа - https://resh.edu.ru/ Культура для школьников https://культурадляшкольников.рф/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/index.htm Классическая музыка http://www.muzzal.ru/index.htm Музыка и караоке для детей http://www.detkiuch.ru/dir/ Слушаем классическую музыку http://classic-online.ru/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/ |
Итого по модулю |
4 |
|
|||||||||
Модуль 12. Классическая музыка |
|||||||||||
12.1. |
Оркестр |
1 |
0 |
0 |
Партитура, репетиция В.А.Моцарт. Симфония №40. 1 часть |
"Память" (ария Гризабеллы) мюзикл "Кошки" |
Видео, плюс, минус, аккомпанемент |
|
Слушание музыки в исполнении оркестра. Просмотр видеозаписи. Диалог с учителем о роли дирижёра.; |
Устный опрос; |
Российская Электронная Школа - https://resh.edu.ru/ Культура для школьников https://культурадляшкольников.рф/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/index.htm Классическая музыка http://www.muzzal.ru/index.htm Музыка и караоке для детей http://www.detkiuch.ru/dir/ Слушаем классическую музыку http://classic-online.ru/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/ |
12.2. |
Музыкальные инструменты. Флейта |
1 |
0 |
0 |
Одинокий пастух Дж. Ласт |
"Память" (ария Гризабеллы) мюзикл "Кошки" |
Видео, плюс, минус, аккомпанемент |
|
Слушание музыкальных фрагментов в исполнении известных музыкантов- инструменталистов.; |
Устный опрос; |
Российская Электронная Школа - https://resh.edu.ru/ Культура для школьников https://культурадляшкольников.рф/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/index.htm Классическая музыка http://www.muzzal.ru/index.htm Музыка и караоке для детей http://www.detkiuch.ru/dir/ Слушаем классическую музыку http://classic-online.ru/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/ |
12.3. |
Музыкальные инструменты. Скрипка, виолончель |
1 |
0 |
1 |
М.Равель. Соната для скрипки и виолончели |
Студия "Родник". "Щенок" |
Видео, плюс, минус, аккомпанемент |
|
Музыкальная викторина на знание конкретных произведений и их авторов, определения тембров звучащих инструментов.; |
Устный опрос; |
Российская Электронная Школа - https://resh.edu.ru/ Культура для школьников https://культурадляшкольников.рф/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/index.htm Классическая музыка http://www.muzzal.ru/index.htm Музыка и караоке для детей http://www.detkiuch.ru/dir/ Слушаем классическую музыку http://classic-online.ru/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/ |
12.4. |
Русские композиторы- классики |
1 |
0 |
0 |
Н. А. Римский-Корсаков. “Океан-море синее” (из оперы «Садко»); П. И. Чайковский. «Песнь жаворонка» (из цикла «Времена года») |
Студия "Родник". "Щенок" |
Видео, плюс, минус, аккомпанемент |
|
Знакомство с творчеством выдающихся композиторов, отдельными фактами из их биографии. Слушание музыки. Фрагменты вокальных, инструментальных, симфонических сочинений. Круг характерных образов (картины природы, народной жизни, истории и т. д.). Характеристика музыкальных образов, музыкально-выразительных средств. Наблюдение за развитием музыки. Определение жанра, формы.; |
Устный опрос; |
Российская Электронная Школа - https://resh.edu.ru/ Культура для школьников https://культурадляшкольников.рф/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/index.htm Классическая музыка http://www.muzzal.ru/index.htm Музыка и караоке для детей http://www.detkiuch.ru/dir/ Слушаем классическую музыку http://classic-online.ru/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/ |
12.5. |
Европейские композиторы- классики |
1 |
0 |
0 |
Э.Григ. Сюита "Пер Гюнт". Утро. Танец Анитры. В пещере горного короля. |
Студия "Родник". "Щенок" |
Видео, плюс, минус, аккомпанемент |
|
Знакомство с творчеством выдающихся композиторов, отдельными фактами из их биографии. Слушание музыки. Фрагменты вокальных, инструментальных, симфонических сочинений. Круг характерных образов (картины природы, народной жизни, истории и т. д.). Характеристика музыкальных образов, музыкально-выразительных средств. Наблюдение за развитием музыки. Определение жанра, формы.; |
Устный опрос; |
Российская Электронная Школа - https://resh.edu.ru/ Культура для школьников https://культурадляшкольников.рф/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/index.htm Классическая музыка http://www.muzzal.ru/index.htm Музыка и караоке для детей http://www.detkiuch.ru/dir/ Слушаем классическую музыку http://classic-online.ru/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/ |
Итого по модулю |
5 |
|
|||||||||
Модуль 13. Музыкальная грамота |
|||||||||||
13.1. |
Дополнительные обозначения в нотах |
1 |
0 |
0 |
Реприза, фермата, вольта |
Ловкий комарик А.Азевич |
Видео, плюс, минус, аккомпанемент |
|
Знакомство с дополнительными элементами нотной записи. Исполнение песен, попевок, в которых присутствуют данные элементы; |
Устный опрос; |
Российская Электронная Школа - https://resh.edu.ru/ Культура для школьников https://культурадляшкольников.рф/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/index.htm Классическая музыка http://www.muzzal.ru/index.htm Музыка и караоке для детей http://www.detkiuch.ru/dir/ Слушаем классическую музыку http://classic-online.ru/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/ |
Итого по модулю |
1 |
|
|||||||||
Модуль 14. Современная музыкальная культура |
14.1. |
Джаз |
2 |
0 |
0 |
Л. Армстронг. «Блюз Западной окраины»; Д. Эллингтон. «Караван» |
Песенный материал, пройденный в течении учебного года |
Видео, плюс, минус, аккомпанемент |
|
Знакомство с творчеством джазовых музыкантов. Узнавание, различение на слух джазовых композиций в отличие от других музыкальных стилей и направлений.; |
Устный опрос; |
Российская Электронная Школа - https://resh.edu.ru/ Культура для школьников https://культурадляшкольников.рф/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/index.htm Классическая музыка http://www.muzzal.ru/index.htm Музыка и караоке для детей http://www.detkiuch.ru/dir/ Слушаем классическую музыку http://classic-online.ru/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/ |
Итого по модулю |
2 |
|
|||||||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
34 |
0 |
6 |
|
№ п/п |
Тема урока |
Количество часов |
Дата изучения |
Виды, формы контроля |
||
всего |
контрольные работы |
практические работы |
||||
1. |
Музыкальные пейзажи |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
2. |
Музыка на войне, музыка о войне |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
3. |
Вокальная музыка |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
4. |
Вокальная музыка. Сольное, хоровое, оркестровое исполнение. |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
5. |
Опера. Главные герои и номера оперного спектакля |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
6. |
Патриотическая и народная тема в театре и кино |
1 |
0 |
1 |
|
Устный опрос; |
7. |
Музыкальный язык |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
8. |
Ритмические рисунки в размере 6/8 |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
9. |
Музыкальные пейзажи |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
10. |
Музыкальные портреты |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
11. |
Композиторы — детям |
1 |
0 |
1 |
|
Устный опрос; |
12. |
Программная музыка |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
13. |
Музыкальный язык |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
14. |
Дополнительные обозначения в нотах. Образ и настроение в музыкальных импровизациях |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
15. |
Дополнительные обозначения в нотах. Музыкальные штрихи (стаккато, легато, акцент и др.) |
1 |
0 |
1 |
|
Устный опрос; |
16. |
Искусство Русской православной церкви |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
17. |
Религиозные праздники. Тропарь, молитва, величание. |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
18. |
Религиозные праздники. Праздничное богослужение |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
19. |
Размер. Сильные и слабые доли. |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
20. |
Сказки, мифы и легенды |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
21. |
Народные праздники. Многообразие жанров народных песен. |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
22. |
Народные праздники. Символика фольклорного праздника |
1 |
0 |
1 |
|
Устный опрос; |
23. |
Балет. Хореография — искусство танца |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
24. |
Опера. Главные герои и номера оперного спектакля. Знаменитые оперные певцы |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
25. |
Сюжет музыкального спектакля. Структура музыкального произведения. Знакомство с либретто. |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
26. |
Оперетта, мюзикл |
1 |
0 |
1 |
|
Устный опрос; |
27. |
Оркестр. Партитура, репетиция |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
28. |
Музыкальные инструменты. Флейта |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
29. |
Музыкальные инструменты. Скрипка, виолончель |
1 |
0 |
1 |
|
Устный опрос; |
30. |
Русские композиторы- классики. Н. А. Римский- Корсаков |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
31. |
Европейские композиторы- классики. Э.Григ |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
32. |
Дополнительные обозначения в нотах. Реприза, фермата, вольта |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
33. |
Джаз |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
34. |
Джазовый оркестр |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
34 |
0 |
6 |
|
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Музыка (в 2 частях), 3 класс /Алеев В.В., Кичак Т.Н., ООО «ДРОФА»; АО «Издательство Просвещение»; 2022г
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
- Искусство. Музыка. 3 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – М.: Дрофа, 2022г.
- Музыка. Рабочая тетрадь. 3 класс / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 12-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2022г.
- Музыка. 3 класс. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно- методическое пособие /Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 5-е изд., стереотип. –
М.: Дрофа, 2022г.
-Музыка. 3 класс. Фонохрестоматия, 2 CD / Т.И. Науменко, В.В. Алеев – М.: Дрофа, 2022.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Российская Электронная Школа - https://resh.edu.ru/
Культура для школьников https://культурадляшкольников.рф/
Каталог издательства «Просвещение» https://catalog.prosv.ru/item/39096 Культура.РФ https://www.culture.ru/live/music/concerts
Яндекс учебник https://education.yandex.ru/music/ Детям о музыке http://www.muz-urok.ru/index.htm Классическая музыка http://www.muzzal.ru/index.htm Музыка и караоке для детей http://www.detkiuch.ru/dir/ Слушаем классическую музыку http://classic-online.ru/ Детям о музыке http://www.muz-urok.ru/
Библиотека нот и музыкальной литературы http://lib-notes.orpheusmusic.ru/ Детям о музыке http://www.muz-urok.ru/index.htm
Классическая музыка http://www.muzzal.ru/index.htm Музыка и караоке для детей http://www.detkiuch.ru/dir/ Слушаем классическую музыку http://classic-online.ru/ Детям о музыке http://www.muz-urok.ru/
http://pedsovet.su - база разработок для учителей начальных классов http://musabiqe.edu.az - сайт для учителей начальных классов http://www.4stupeni.ru - клуб учителей начальной школы http://trudovik.ucoz.ua - материалы для уроков учителю начальных классов
http://www.uroki.net - бесплатное поурочное планирование, сценарии, разработки уроков, внеклассные мероприятия и др.
http://www.solnet.ee - Детский портал Солнышко. Сценарии для маленьких учеников. http://www.rusedu.ru - Раздел начальная школа: Архив учебных программ. http://www.proshkolu.ru - Бесплатный школьный портал – все школы России.
http://edu.h1.ru - Компьютер в начальной школе, авторская программа Салтановой Н.Н., учителя информатики многопрофильной гимназии 13 г. Пензы.
http://www.iro.yar.ru - Информатика в играх и задачах. (Бескомпьютерный курс) http://baby.com.ua - Развивающие игры на знание основ английского языка, математики, русского языка.
http://www.nhm.ac.uk - В этой игре Вы можете самостоятельно составлять звуки леса, моря, джунглей из голосов животных, шума деревьев, морского прибоя.
http://www.funbrain.com - Для тех, кто уже хорошо знает язык, есть сайт, который называется "Веселая зарядка для ума".
http://zerkalenok.ru - Также есть раздел экологических советов.
http://center.fio.ru - В этой программе указаны требования к минимуму содержания образования, требования к уровню подготовки, основные понятия, которые должны быть сформированы. http://www.openworld.ru - Ежемесячный научно-методический журнал "Начальная школа". http://suhin.narod.ru - Загадки и кроссворды для детей.
http://www.advise.ru - Советы родителям первоклассников http://konkurs-kenguru.ru – Математика для всех
http://www.edu.rin.ru - Подготовка первоклассников: проблемы, советы, тесты и пр. http://www.voron.boxmail.biz - Детские сказки.. Авторская коллекция детских сказок в стихах, стихотворений, словарей, энциклопедий и пр.
http://www.rfh.ru - Российский гуманитарный научный фонд http://www.int-edu.ru - Сайт Института Новых Технологий http://playroom.com.ru - Детская игровая, комната.
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Синтезатор, телевизор, ноутбук, музыкальный центр, диски мр3
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Синтезатор, баян, аккордеон, бубны, балалайка, ложки, трещётки, свистульки.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.