МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство просвещения и воспитания Ульяновской области
Управление образования администрации города Ульяновска
МБОУ "Средняя школа № 50 имени Д.С.Сухорукова"
РАССМОТРЕНО
методическим объединением учителей развивающего цикла
С.В.Сизова Протокол №1 от "" г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
Е.А.Коршунова Протокол №
от "" г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор
Н.В.Симонова Приказ №
от "" г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 2302199)
учебного предмета
«Музыка»
для 4 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год
Составитель: Сизова Светлана Валентиновна
учитель музыки
Ульяновск 2022
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» в 4 классе составлена на основе нормативно-правовых документов:
1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования).
3. Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015г. №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373».
4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания".
5. Музыка. 1-4 классы._ Авторы: Алеев В.В., Науменко Т.И.,Кичак Т.Н._
6. Учебник_ «Музыка. 4 класс», авторы Алеев В.В., Науменко Т.И., Кичак Т.Н.(М.: Дрофа, 2022.)
7. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Средняя школа № 50», утвержденная приказом № 239 от 30.06.2015г.
8. Положение о рабочей программе школы, рассмотрено и одобрено решением Педагогического Совета от 27.08.2021г., протокол № 1, утверждено приказом от 27.08.2021г. № 278.
9. Годовой календарный учебный график МБОУ «Средняя школа № 50 имени Д.С.Сухорукова» №247 от 29.08.2022г.
Формы учёта рабочей программы воспитания
в рабочей программе по музыке
Рабочая программа воспитания МБОУ «Средняя школа №50 имени Д.С.Сухорукова» реализуется в том числе и через использование воспитательного потенциала уроков музыки. Эта работа осуществляется в следующих формах:
· Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации.
· Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений, событий через:
¾ демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности
— обращение внимания на ярких деятелей культуры, связанных с изучаемыми в данный момент темами, на тот вклад, который они внесли в развитие нашей страны и мира, на достойные подражания примеры их жизни, на мотивы их поступков;
— использование на уроках информации, затрагивающей важные социальные, нравственные, этические вопросы
· Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей через подбор соответствующих текстов для чтения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе
· Инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам, произведениям художественной литературы и искусства.
· Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока.
· Применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся.
· Применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют развитию навыков командной работы и взаимодействию с другими обучающимися.
· Выбор и использование на уроках методов, методик, технологий , оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания.
· Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в форме включения в урок различных исследовательских заданий, что дает возможность обучающимся приобрести навыки самостоятельного решения теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных гипотез, уважительного отношения к чужим идеям, публичного выступления, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
· Установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между учителем и учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды.
Рабочая программа по музыке на уровне 4 класса начального общего образования составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.2020). Программа разработана с учётом актуальных целей и задач обучения и воспитания, развития обучающихся и условий, необходимых для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов при освоении предметной области «Искусство» (Музыка).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия, универсальным способом коммуникации. Особенно важна музыка для становления личности младшего школьника — как способ, форма и опыт самовыражения и естественного радостного мировосприятия.
В течение периода начального общего музыкального образования необходимо заложить основы будущей музыкальной культуры личности, сформировать представления о многообразии проявлений музыкального искусства в жизни современного человека и общества. Поэтому в содержании образования должны быть представлены различные пласты музыкального искусства: фольклор, классическая, современная музыка, в том числе наиболее достойные образцы массовой музыкальной культуры (джаз, эстрада, музыка кино и др.). При этом наиболее эффективной формой освоения музыкального искусства является практическое музицирование — пение, игра на доступных музыкальных инструментах, различные формы музыкального движения. В ходе активной музыкальной деятельности происходит постепенное освоение элементов музыкального языка, понимание основных жанровых особенностей, принципов и форм развития музыки.
Программа предусматривает знакомство обучающихся с некоторым количеством явлений, фактов музыкальной культуры (знание музыкальных произведений, фамилий композиторов и исполнителей, специальной терминологии и т. п.). Однако этот уровень содержания обучения не является главным. Значительно более важным является формирование эстетических потребностей, проживание и осознание тех особых мыслей и чувств, состояний, отношений к жизни, самому себе, другим людям, которые несёт в себе музыка как «искусство интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев).
Свойственная музыкальному восприятию идентификация с лирическим героем произведения (В. В. Медушевский) является уникальным психологическим механизмом для формирования
мировоззрения ребёнка опосредованным недирективным путём. Поэтому ключевым моментом при составлении программы является отбор репертуара, который должен сочетать в себе такие качества, как доступность, высокий художественный уровень, соответствие системе базовых национальных ценностей.
Одним из наиболее важных направлений музыкального воспитания является развитие эмоционального интеллекта обучающихся. Через опыт чувственного восприятия и художественного исполнения музыки формируется эмоциональная осознанность, рефлексивная установка личности в целом.
Особая роль в организации музыкальных занятий младших школьников принадлежит игровым формам деятельности, которые рассматриваются как широкий спектр конкретных приёмов и методов, внутренне присущих самому искусству — от традиционных фольклорных игр и театрализованных представлений к звуковым импровизациям, направленным на освоение жанровых особенностей,
элементов музыкального языка, композиционных принципов.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка жизненно необходима для полноценного развития младших школьников. Признание самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности.
Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление, воспитание чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и сопереживания).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим направлениям:
1) становление системы ценностей обучающихся в единстве эмоциональной и познавательной сферы;
2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как универсального языка общения, художественного отражения многообразия жизни;
3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к музицированию.
Важнейшими задачами в начальной школе являются:
1. Формирование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное в жизни и в искусстве.
2. Формирование позитивного взгляда на окружающий мир, гармонизация взаимодействия с природой, обществом, самим собой через доступные формы музицирования.
3. Формирование культуры осознанного восприятия музыкальных образов. Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт эмоционального переживания.
4. Развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими познавательными и регулятивными универсальными учебными действиями. Развитие ассоциативного мышления и продуктивного воображения.
5. Овладение предметными умениями и навыками в различных видах практического музицирования. Введение ребёнка в искусство через разнообразие видов музыкальной деятельности, в том числе:
а) Слушание (воспитание грамотного слушателя);
б) Исполнение (пение, игра на доступных музыкальных инструментах); в) Сочинение (элементы импровизации, композиции, аранжировки);
г) Музыкальное движение (пластическое интонирование, танец, двигательное моделирование и др.); д) Исследовательские и творческие проекты.
6. Изучение закономерностей музыкального искусства: интонационная и жанровая природа музыки, основные выразительные средства, элементы музыкального языка.
7. Воспитание уважения к цивилизационному наследию России; присвоение интонационно- образного строя отечественной музыкальной культуры.
8. Расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной культуре других стран, культур, времён и народов.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является обязательным для изучения и преподаётся в начальной школе с 1 по 4 класс включительно.
Содержание предмета «Музыка» структурно представлено восемью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой дошкольного и основного общего образования, непрерывность изучения предмета и образовательной области
«Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения:
модуль № 1 «Музыкальная грамота»; модуль № 2 «Народная музыка России»; модуль № 3 «Музыка народов мира»; модуль № 4 «Духовная музыка»; модуль № 5 «Классическая музыка»;
модуль № 6 «Современная музыкальная культура»; модуль № 7 «Музыка театра и кино»;
модуль № 8 «Музыка в жизни человека».
Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социо-культурную деятельность обучающихся, участие в музыкальных праздниках, конкурсах, концертах, театрализованных действиях, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами образовательной программы, как «Изобразительное искусство», «Литературное чтение»,
«Окружающий мир», «Основы религиозной культуры и светской этики», «Иностранный язык» и др. Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Музыка» в 4 классе, составляет 33 часа (не менее 1 часа в неделю).
Модуль «КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»
Русские композиторы-классики
Творчество выдающихся отечественных композиторов
Музыкальные инструменты. Скрипка, виолончель
Певучесть тембров струнных смычковых инструментов. Композиторы, сочинявшие скрипичную музыку. Знаменитые исполнители, мастера, изготавливавшие инструменты
Симфоническая музыка
Симфонический оркестр. Тембры, группы инструментов. Симфония, симфоническая картина
Европейские композиторы-классики
Творчество выдающихся зарубежных композиторов
Мастерство исполнителя
Творчество выдающихся исполнителей — певцов, инструменталистов, дирижёров. Консерватория, филармония, Конкурс имени П. И. Чайковского
Русские композиторы-классики
Творчество выдающихся отечественных композиторов
Mодуль «МУЗЫКА ТЕАТРА И КИНО»
Балет. Хореография — искусство танца
Сольные номера и массовые сцены балетного спектакля. Фрагменты, отдельные номера из балетов отечественных композиторов
Mодуль «МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА»
Тональность. Гамма
Тоника, тональность. Знаки при ключе. Мажорные и минорные тональности (до 2—3 знаков при ключе)
Гармония
Аккорд. Трезвучие мажорное и минорное. Понятие фактуры. Фактуры аккомпанемента бас-аккорд, аккордовая, арпеджио
Ритмический рисунок
Длительности половинная, целая, шестнадцатые. Паузы. Ритмические рисунки. Ритмическая партитура
Модуль «МУЗЫКА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»
Музыка на войне, музыка о войне
Военная тема в музыкальном искусстве. Военные песни, марши, интонации, ритмы, тембры (призывная кварта, пунктирный ритм, тембры малого барабана, трубы и т. д.)
Модуль «НАРОДНАЯ МУЗЫКА РОССИИ»
Край, в котором ты живёшь
Музыкальные традиции малой Родины. Песни, обряды, музыкальные инструменты
Сказки, мифы и легенды
Народные сказители. Русские народные сказания, былины. Эпос народов России. Сказки и легенды о музыке и музыкантах
Жанры музыкального фольклора
Фольклорные жанры, общие для всех народов: лирические, трудовые, колыбельные песни, танцы и пляски. Традиционные музыкальные инструменты
Народные праздники
Обряды, игры, хороводы, праздничная символика — на примере одного или нескольких народных праздников
Фольклор народов России
Музыкальные традиции, особенности народной музыки республик Российской Федерации. Жанры, интонации, музыкальные инструменты, музыканты-исполнители
Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов
Собиратели фольклора. Народные мелодии в обработке композиторов. Народные жанры, интонации как основа для композиторского творчества
Модуль «МУЗЫКА НАРОДОВ МИРА»
Музыка народов Европы
Танцевальный и песенный фольклор европейских народов. Канон. Странствующие музыканты. Карнавал
Музыка Испании и Латинской Америки
Фламенко. Искусство игры на гитаре, кастаньеты, латиноамериканские ударные инструменты. Танцевальные жанры. Профессиональные композиторы и исполнители
Музыка США
Смешение традиций и культур в музыке Северной Америки. Африканские ритмы, трудовые песни негров. Спиричуэлс. Джаз. Творчество Дж. Гершвина
Музыка Японии и Китая
Древние истоки музыкальной культуры стран Юго-Восточной Азии. Императорские церемонии, музыкальные инструменты. Пентатоника
Певец своего народа
Интонации народной музыки в творчестве зарубежных композиторов — ярких представителей национального музыкального стиля своей страны
Диалог культур
Культурные связи между музыкантами разных стран. Образы, интонации фольклора других народов и стран в музыке отечественных и зарубежных композиторов (в том числе образы других культур в музыке русских композиторов и русские музыкальные цитаты в творчестве зарубежных композиторов)
Модуль «СОВРЕМЕННАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА»
Джаз
Особенности джаза: импровизационность, ритм (синкопы, триоли, свинг). Музыкальные инструменты джаза, особые приёмы игры на них. Творчество джазовых музыкантов.
Исполнители современной музыки
Творчество одного или нескольких исполнителей современной музыки, популярных у молодёжи
Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное взаимодействие, смысловое единство трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для начального общего образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности; знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов и традиций республик Российской Федерации; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; уважение к достижениям отечественных мастеров культуры; стремление участвовать в творческой жизни своей школы, города, республики.
Духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего и других народов; умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой; стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Ценности научного познания:
первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной картины мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде; бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в музыкально- исполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос); профилактика умственного и физического утомления с использованием возможностей музыкотерапии.
Трудового воспитания:
установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
Экологического воспитания:
бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении предмета «Музыка»:
1. Овладение универсальными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
- сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры; устанавливать основания для сравнения, объединять элементы музыкального звучания по определённому признаку;
- определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты (музыкальные инструменты, элементы музыкального языка, произведения, исполнительские составы и др.);находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях музыкального искусства, сведениях и наблюдениях за звучащим музыкальным материалом на основе предложенного учителем алгоритма;
- выявлять недостаток информации, в том числе слуховой, акустической для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях музыкального восприятия и исполнения, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между реальным и желательным состоянием музыкальных явлений, в том числе в отношении собственных музыкально- исполнительских навыков;
с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых упражнений, планировать изменения результатов своей музыкальной деятельности, ситуации совместного музицирования;
сравнивать несколько вариантов решения творческой, исполнительской задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей предмета изучения и связей между музыкальными объектами и явлениями (часть — целое,
причина — следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (в том числе в форме двигательного моделирования, звукового эксперимента, классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие музыкального процесса, эволюции культурных явлений в различных условиях.
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
анализировать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;
анализировать музыкальные тексты (акустические и нотные) по предложенному учителем алгоритму;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Невербальная коммуникация:
воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания;
выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки (соло или в коллективе);
передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению;
осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении.
Вербальная коммуникация:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Совместная деятельность (сотрудничество):
стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях совместного восприятия, исполнения музыки;
переключаться между различными формами коллективной, групповой и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи;
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные, творческие задания с опорой на предложенные образцы.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия и т. д.).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют начальный этап формирования у обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством, позитивном ценностном отношении к музыке как важному элементу своей жизни.
Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету «Музыка»:
с интересом занимаются музыкой, любят петь, играть на доступных музыкальных инструментах,
умеют слушать серьёзную музыку, знают правила поведения в театре, концертном зале; сознательно стремятся к развитию своих музыкальных способностей;
осознают разнообразие форм и направлений музыкального искусства, могут назвать музыкальные произведения, композиторов, исполнителей, которые им нравятся, аргументировать свой выбор;
имеют опыт восприятия, исполнения музыки разных жанров, творческой деятельности в различных смежных видах искусства;
с уважением относятся к достижениям отечественной музыкальной культуры; стремятся к расширению своего музыкального кругозора.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений:
Модуль «Музыка в жизни человека»:
исполнять Гимн Российской Федерации, Гимн своей республики, школы, исполнять песни, посвящённые Великой Отечественной войне, песни, воспевающие красоту родной природы, выражающие разнообразные эмоции, чувства и настроения;
воспринимать музыкальное искусство как отражение многообразия жизни, различать обобщённые жанровые сферы: напевность (лирика), танцевальность и маршевость (связь с движением), декламационность, эпос (связь со словом);
осознавать собственные чувства и мысли, эстетические переживания, замечать прекрасное в окружающем мире и в человеке, стремиться к развитию и удовлетворению эстетических потребностей.
Модуль «Народная музыка России»:
определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных произведений к родному фольклору, русской музыке, народной музыке различных регионов России;
определять на слух и называть знакомые народные музыкальные инструменты; группировать народные музыкальные инструменты по принципу звукоизвлечения: духовые,
ударные, струнные;
определять принадлежность музыкальных произведений и их фрагментов к композиторскому или народному творчеству;
различать манеру пения, инструментального исполнения, типы солистов и коллективов — народных и академических;
создавать ритмический аккомпанемент на ударных инструментах при исполнении народной песни; исполнять народные произведения различных жанров с сопровождением и без сопровождения; участвовать в коллективной игре/импровизации (вокальной, инструментальной, танцевальной) на
основе освоенных фольклорных жанров.
Модуль «Музыкальная грамота»:
классифицировать звуки: шумовые и музыкальные, длинные, короткие, тихие, громкие, низкие, высокие;
различать элементы музыкального языка (темп, тембр, регистр, динамика, ритм, мелодия, аккомпанемент и др.), уметь объяснить значение соответствующих терминов;
различать изобразительные и выразительные интонации, находить признаки сходства и различия музыкальных и речевых интонаций;
различать на слух принципы развития: повтор, контраст, варьирование;
понимать значение термина «музыкальная форма», определять на слух простые музыкальные формы — двухчастную, трёхчастную и трёхчастную репризную, рондо, вариации;
ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона;
исполнять и создавать различные ритмические рисунки; исполнять песни с простым мелодическим рисунком.
Модуль «Классическая музыка»:
различать на слух произведения классической музыки, называть автора и произведение, исполнительский состав;
различать и характеризовать простейшие жанры музыки (песня, танец, марш), вычленять и называть типичные жанровые признаки песни, танца и марша в сочинениях композиторов-классиков;
различать концертные жанры по особенностям исполнения (камерные и симфонические, вокальные и инструментальные), знать их разновидности, приводить примеры;
исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения композиторов-классиков; воспринимать музыку в соответствии с её настроением, характером, осознавать эмоции и чувства,
вызванные музыкальным звучанием, уметь кратко описать свои впечатления от музыкального восприятия;
характеризовать выразительные средства, использованные композитором для создания музыкального образа;
соотносить музыкальные произведения с произведениями живописи, литературы на основе сходства настроения, характера, комплекса выразительных средств.
Модуль «Музыка народов мира»:
различать на слух и исполнять произведения народной и композиторской музыки других стран; определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых,
струнных, ударно-шумовых инструментов;
различать на слух и называть фольклорные элементы музыки разных народов мира в сочинениях профессиональных композиторов (из числа изученных культурно-национальных традиций и жанров);
различать и характеризовать фольклорные жанры музыки (песенные, танцевальные), вычленять и называть типичные жанровые признаки.
Модуль «Музыка театра и кино»:
определять и называть особенности музыкально-сценических жанров (опера, балет, оперетта, мюзикл);
различать отдельные номера музыкального спектакля (ария, хор, увертюра и т. д.), узнавать на слух и называть освоенные музыкальные произведения (фрагменты) и их авторов;
различать виды музыкальных коллективов (ансамблей, оркестров, хоров), тембры человеческих голосов и музыкальных инструментов, уметь определять их на слух;
отличать черты профессий, связанных с созданием музыкального спектакля, и их роли в творческом процессе: композитор, музыкант, дирижёр, сценарист, режиссёр, хореограф, певец, художник и др.
Модуль «Современная музыкальная культура»:
иметь представление о разнообразии современной музыкальной культуры, стремиться к расширению музыкального кругозора;
различать и определять на слух принадлежность музыкальных произведений, исполнительского стиля к различным направлениям современной музыки (в том числе эстрады, мюзикла, джаза и др.);
анализировать, называть музыкально-выразительные средства, определяющие основной характер, настроение музыки, сознательно пользоваться музыкально-выразительными средствами при исполнении;
исполнять современные музыкальные произведения, соблюдая певческую культуру звука.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Наименование разделов и тем программы |
Количество часов |
Репертуар |
Дата изучения |
Виды деятельности |
Виды, формы контроля |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
||||
всего |
контрольные работы |
практические работы |
для слушания |
для пения |
для музицирования |
||||||
Модуль 1. Классическая музыка |
|||||||||||
1.1. |
Русские композиторы- классики |
1 |
0 |
0 |
С. Рахманинов. Концерт №2 для фо-но с оркестром (фрагмент) Д.Тухманов. Россия |
Гимн РФ |
Видео, плюс, минус, аккомпанемент, презентация |
|
Знакомство с творчеством выдающихся композиторов, отдельными фактами из их биографии. Слушание музыки. Фрагменты вокальных, инструментальных, симфонических сочинений. Круг характерных образов (картины природы, народной жизни, истории и т. д.). Характеристика музыкальных образов, музыкально- выразительных средств. Наблюдение за развитием музыки. Определение жанра, формы.; |
Устный опрос; |
Российская Электронная Школа - https://resh.edu.ru/ Культура для школьников https://культурадляшкольников.рф/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/index.htm Классическая музыка http://www.muzzal.ru/index.htm Музыка и караоке для детей http://www.detkiuch.ru/dir/ Слушаем классическую музыку http://classic-online.ru/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/ |
1.2. |
Музыкальные инструменты. Скрипка, виолончель |
1 |
0 |
0 |
М.Мусоргский. Рассвет на Москва-реке. Вступление к опере "Хованщина" |
Гимн РФ |
Видео, плюс, минус, аккомпанемент, презентация |
|
Разучивание, исполнение песен, посвящённых музыкальным инструментам.; |
Устный опрос; |
Российская Электронная Школа - https://resh.edu.ru/ Культура для школьников https://культурадляшкольников.рф/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/index.htm Классическая музыка http://www.muzzal.ru/index.htm Музыка и караоке для детей http://www.detkiuch.ru/dir/ Слушаем классическую музыку http://classic-online.ru/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/ |
Итого по модулю |
2 |
|
|||||||||
Модуль 2. Музыка театра и кино |
2.1. |
Балет. Хореография — искусство танца |
1 |
0 |
0 |
Н.А.Римский- Корсаков. Симфоническая сюита "Шехеразада". Тема моря |
А.Ермолов "Здравствуй, школа" |
Видео, плюс, минус, аккомпанемент, презентация |
|
Просмотр и обсуждение видеозаписей — знакомство с несколькими яркими сольными номерами и сценами из балетов русских композиторов. Музыкальная викторина на знание балетной музыки.; |
Устный опрос; |
Российская Электронная Школа - https://resh.edu.ru/ Культура для школьников https://культурадляшкольников.рф/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/index.htm Классическая музыка http://www.muzzal.ru/index.htm Музыка и караоке для детей http://www.detkiuch.ru/dir/ Слушаем классическую музыку http://classic-online.ru/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/ |
Итого по модулю |
1 |
|
|||||||||
Модуль 3. Музыкальная грамота |
|||||||||||
3.1. |
Тональность. Гамма |
1 |
0 |
0 |
М.Мусоргский. Гопак. укр.н.п. Нич яка мисячна Н.Лысенко. Элегия |
А.Ермолов "Здравствуй, школа" |
Видео, плюс, минус, аккомпанемент, презентация |
|
Определение на слух устойчивых звуков. Игра «устой — неустой». Пение упражнений — гамм с названием нот, прослеживание по нотам. Освоение понятия «тоника». Упражнение на допевание неполной музыкальной фразы до тоники «Закончи музыкальную фразу».; |
Устный опрос; |
Российская Электронная Школа - https://resh.edu.ru/ Культура для школьников https://культурадляшкольников.рф/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/index.htm Классическая музыка http://www.muzzal.ru/index.htm Музыка и караоке для детей http://www.detkiuch.ru/dir/ Слушаем классическую музыку http://classic-online.ru/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/ |
Итого по модулю |
1 |
|
|||||||||
Модуль 4. Музыка в жизни человека |
|||||||||||
4.1. |
Музыка на войне, музыка о войне |
1 |
0 |
0 |
Д.Шостаковия. Симфония №7 ( тема фашисткого нашествия) |
Бессметный полк слова Елены Олейник музыка Алексея Ольханского |
Видео, плюс, минус, аккомпанемент, презентация |
|
Дискуссия в классе. Ответы на вопросы: какие чувства вызывает эта музыка, почему? Как влияет на наше восприятие информация о том, как и зачем она создавалась?; |
Устный опрос; |
Российская Электронная Школа - https://resh.edu.ru/ Культура для школьников https://культурадляшкольников.рф/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/index.htm Классическая музыка http://www.muzzal.ru/index.htm Музыка и караоке для детей http://www.detkiuch.ru/dir/ Слушаем классическую музыку http://classic-online.ru/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/ |
Итого по модулю |
1 |
|
|||||||||
Модуль 5. Народная музыка России |
5.1. |
Край, в котором ты живёшь |
1 |
0 |
0 |
П.И.Чайковский. Цикл "Времена года" (фрагменты) |
Бессметный полк слова Елены Олейник музыка Алексея Ольханского |
Видео, плюс, минус, аккомпанемент, презентация |
|
Разучивание, исполнение образцов традиционного фольклора своей местности, песен, посвящённых своей малой родине, песен композиторов- земляков.; |
Устный опрос; |
Российская Электронная Школа - https://resh.edu.ru/ Культура для школьников https://культурадляшкольников.рф/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/index.htm Классическая музыка http://www.muzzal.ru/index.htm Музыка и караоке для детей http://www.detkiuch.ru/dir/ Слушаем классическую музыку http://classic-online.ru/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/ |
5.2. |
Сказки, мифы и легенды |
1 |
0 |
0 |
П.И.Чайковский. Симфония №1 "Зимние грёзы" (1 часть, фрагмент) |
А.Алябьев. Зимняя дорога |
Видео, плюс, минус, аккомпанемент, презентация |
|
Создание иллюстраций к прослушанным музыкальным и литературным произведениям.; |
Устный опрос; |
Российская Электронная Школа - https://resh.edu.ru/ Культура для школьников https://культурадляшкольников.рф/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/index.htm Классическая музыка http://www.muzzal.ru/index.htm Музыка и караоке для детей http://www.detkiuch.ru/dir/ Слушаем классическую музыку http://classic-online.ru/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/ |
5.3. |
Жанры музыкального фольклора |
1 |
0 |
0 |
Обрядовые, лирические, колыбельные, песни-плачи |
А.Алябьев. Зимняя дорога |
Видео, плюс, минус, аккомпанемент, презентация |
|
Различение на слух контрастных по характеру фольклорных жанров: колыбельная, трудовая, лирическая, плясовая. Определение, характеристика типичных элементов музыкального языка (темп, ритм, мелодия, динамика и др.), состава исполнителей.; |
Устный опрос; |
Российская Электронная Школа - https://resh.edu.ru/ Культура для школьников https://культурадляшкольников.рф/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/index.htm Классическая музыка http://www.muzzal.ru/index.htm Музыка и караоке для детей http://www.detkiuch.ru/dir/ Слушаем классическую музыку http://classic-online.ru/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/ |
5.4. |
Народные праздники |
1 |
0 |
0 |
Масляничные заклички, пасхальные песнопения |
р.н.п. Иван да Марья |
Видео, плюс, минус, аккомпанемент, презентация |
|
Знакомство с праздничными обычаями, обрядами, бытовавшими ранее и сохранившимися сегодня у различных народностей Российской Федерации.; |
Устный опрос; |
Российская Электронная Школа - https://resh.edu.ru/ Культура для школьников https://культурадляшкольников.рф/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/index.htm Классическая музыка http://www.muzzal.ru/index.htm Музыка и караоке для детей http://www.detkiuch.ru/dir/ Слушаем классическую музыку http://classic-online.ru/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/ |
5.5. |
Фольклор народов России |
1 |
0 |
0 |
укр. н. п. Ой, в лесу есть калина. бел. н.п. Реченька |
р.н.п. Иван да Марья |
Видео, плюс, минус, аккомпанемент, презентация |
|
Знакомство с особенностями музыкального фольклора различных народностей Российской Федерации. Определение характерных черт, характеристика типичных элементов музыкального языка (ритм, лад, интонации).; |
Устный опрос; |
Российская Электронная Школа - https://resh.edu.ru/ Культура для школьников https://культурадляшкольников.рф/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/index.htm Классическая музыка http://www.muzzal.ru/index.htm Музыка и караоке для детей http://www.detkiuch.ru/dir/ Слушаем классическую музыку http://classic-online.ru/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/ |
5.6. |
Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов |
1 |
0 |
1 |
Фольклорный репертуар народов России |
Фольклорно- песенный репертуар народов России |
Видео, плюс, минус, аккомпанемент, презентация |
|
Слушание музыки, созданной композиторами на основе народных жанров и интонаций. Определение приёмов обработки, развития народных мелодий.; |
Устный опрос; |
Российская Электронная Школа - https://resh.edu.ru/ Культура для школьников https://культурадляшкольников.рф/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/index.htm Классическая музыка http://www.muzzal.ru/index.htm Музыка и караоке для детей http://www.detkiuch.ru/dir/ Слушаем классическую музыку http://classic-online.ru/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/ |
Итого по модулю |
6 |
|
|||||||||
Модуль 6. Музыкальная грамота |
6.1. |
Гармония |
1 |
0 |
0 |
М.Глинка. Романс "Венецианская ночь" Итал.нар.п. "В путь" |
Е.Плотникова. Счастье русской земли |
Видео, плюс, минус, аккомпанемент, презентация |
|
Различение на слух интервалов и аккордов. Различение на слух мажорных и минорных аккордов.; |
Устный опрос; |
Российская Электронная Школа - https://resh.edu.ru/ Культура для школьников https://культурадляшкольников.рф/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/index.htm Классическая музыка http://www.muzzal.ru/index.htm Музыка и караоке для детей http://www.detkiuch.ru/dir/ Слушаем классическую музыку http://classic-online.ru/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/ |
Итого по модулю |
1 |
|
|||||||||
Модуль 7. Музыка народов мира |
|||||||||||
7.1. |
Музыка народов Европы |
1 |
0 |
0 |
Ф.Шопен. Ноктюрн №8 Ф.Шопен. Ноктюрн №12 |
Е.Плотникова. Счастье русской земли |
Видео, плюс, минус, аккомпанемент, презентация |
|
Классификация на группы духовых, ударных, струнных.; |
Устный опрос; |
Российская Электронная Школа - https://resh.edu.ru/ Культура для школьников https://культурадляшкольников.рф/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/index.htm Классическая музыка http://www.muzzal.ru/index.htm Музыка и караоке для детей http://www.detkiuch.ru/dir/ Слушаем классическую музыку http://classic-online.ru/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/ |
7.2. |
Музыка Испании и Латинской Америки |
1 |
0 |
0 |
Ф.Шуберт. Серенада. Ж.Бизе. Опера "Кармен", увертюра |
Е.Плотникова. Счастье русской земли |
Видео, плюс, минус, аккомпанемент, презентация |
|
Сравнение интонаций, жанров, ладов, инструментов других народов с фольклорными элементами народов России.; |
Устный опрос; |
Российская Электронная Школа - https://resh.edu.ru/ Культура для школьников https://культурадляшкольников.рф/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/index.htm Классическая музыка http://www.muzzal.ru/index.htm Музыка и караоке для детей http://www.detkiuch.ru/dir/ Слушаем классическую музыку http://classic-online.ru/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/ |
7.3. |
Музыка США |
1 |
0 |
0 |
Спиричуэлс, блюз, регтайм |
М.Фёдорова. Море |
Видео, плюс, минус, аккомпанемент, презентация |
|
Разучивание и исполнение песен, танцев, сочинение, импровизация ритмических аккомпанементов к ним (с помощью звучащих жестов или на ударных инструментах).; |
Устный опрос; |
Российская Электронная Школа - https://resh.edu.ru/ Культура для школьников https://культурадляшкольников.рф/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/index.htm Классическая музыка http://www.muzzal.ru/index.htm Музыка и караоке для детей http://www.detkiuch.ru/dir/ Слушаем классическую музыку http://classic-online.ru/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/ |
7.4. |
Музыка Японии и Китая |
1 |
0 |
0 |
кит. н.п. "Слёзы Самурая" япон. н.п. "Сакура" |
М.Фёдорова. Море |
Видео, плюс, минус, аккомпанемент, презентация |
|
Знакомство с внешним видом, особенностями исполнения и звучания народных инструментов.; |
Устный опрос; |
Российская Электронная Школа - https://resh.edu.ru/ Культура для школьников https://культурадляшкольников.рф/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/index.htm Классическая музыка http://www.muzzal.ru/index.htm Музыка и караоке для детей http://www.detkiuch.ru/dir/ Слушаем классическую музыку http://classic-online.ru/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/ |
7.5. |
Певец своего народа |
1 |
0 |
0 |
М.Магомаев. Море. М.Магомаев. Мелодия |
М.Фёдорова. Море |
Видео, плюс, минус, аккомпанемент, презентация |
|
Знакомство с творчеством композиторов. Сравнение их сочинений с народной музыкой. Определение формы, принципа развития фольклорного музыкального материала.; |
Устный опрос; |
Российская Электронная Школа - https://resh.edu.ru/ Культура для школьников https://культурадляшкольников.рф/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/index.htm Классическая музыка http://www.muzzal.ru/index.htm Музыка и караоке для детей http://www.detkiuch.ru/dir/ Слушаем классическую музыку http://classic-online.ru/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/ |
Итого по модулю |
5 |
|
|||||||||
Модуль 8. Классическая музыка |
8.1. |
Симфоническая музыка |
1 |
0 |
0 |
В.А.Моцарт. Лякримоза Н.А.Римский- Корсаков. «Шествие чуд морских» из оперы «Садко». |
Е.Плотникова. Первая учительница |
Видео, плюс, минус, аккомпанемент, презентация |
|
Знакомство с составом симфонического оркестра, группами инструментов. Определение на слух тембров инструментов симфонического оркестра.; |
Устный опрос; |
Российская Электронная Школа - https://resh.edu.ru/ Культура для школьников https://культурадляшкольников.рф/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/index.htm Классическая музыка http://www.muzzal.ru/index.htm Музыка и караоке для детей http://www.detkiuch.ru/dir/ Слушаем классическую музыку http://classic-online.ru/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/ |
8.2. |
Европейские композиторы- классики |
1 |
0 |
0 |
й.Гайдн. Квартет ре минорю В.А.Моцарт. Маленькая ночная серенада Л.Бетховен. Соната №17 "Буря" |
Е.Плотникова. Первая учительница |
Видео, плюс, минус, аккомпанемент, презентация |
|
Знакомство с творчеством выдающихся композиторов, отдельными фактами из их биографии. Слушание музыки. Фрагменты вокальных, инструментальных, симфонических сочинений. Круг характерных образов (картины природы, народной жизни, истории и т. д.). Характеристика музыкальных образов, музыкально- выразительных средств. Наблюдение за развитием музыки. Определение жанра, формы.; |
Устный опрос; |
Российская Электронная Школа - https://resh.edu.ru/ Культура для школьников https://культурадляшкольников.рф/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/index.htm Классическая музыка http://www.muzzal.ru/index.htm Музыка и караоке для детей http://www.detkiuch.ru/dir/ Слушаем классическую музыку http://classic-online.ru/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/ |
8.3. |
Мастерство исполнителя |
1 |
0 |
0 |
Видео в различных сольных концертов Д.Мацуева, С.Рихтера, М.Когана |
Е.Плотникова. Первая учительница |
Видео, плюс, минус, аккомпанемент, презентация |
|
Знакомство с творчеством выдающихся исполнителей классической музыки. Изучение программ, афиш консерватории, филармонии.; |
Устный опрос; |
Российская Электронная Школа - https://resh.edu.ru/ Культура для школьников https://культурадляшкольников.рф/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/index.htm Классическая музыка http://www.muzzal.ru/index.htm Музыка и караоке для детей http://www.detkiuch.ru/dir/ Слушаем классическую музыку http://classic-online.ru/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/ |
Итого по модулю |
3 |
|
|||||||||
Модуль 9. Современная музыкальная культура |
9.1. |
Джаз |
2 |
0 |
0 |
Спиричуэлс, блюз, регтайм |
А.Ермолов. Всё ещё впереди |
Видео, плюс, минус, аккомпанемент, презентация |
|
Знакомство с творчеством джазовых музыкантов. Узнавание, различение на слух джазовых композиций в отличие от других музыкальных стилей и направлений.; |
Устный опрос; |
Российская Электронная Школа - https://resh.edu.ru/ Культура для школьников https://культурадляшкольников.рф/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/index.htm Классическая музыка http://www.muzzal.ru/index.htm Музыка и караоке для детей http://www.detkiuch.ru/dir/ Слушаем классическую музыку http://classic-online.ru/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/ |
9.2. |
Исполнители современной музыки |
1 |
0 |
1 |
Даниил Трифонов Юрий Ревич Константин Емельянов Даниэль Лозакович |
Весь пройденный песенный репертуар года |
Видео, плюс, минус, аккомпанемент, презентация |
|
Просмотр видеоклипов современных исполнителей. Сравнение их композиций с другими направлениями и стилями (классикой, духовной, народной музыкой).; |
Устный опрос; |
Российская Электронная Школа - https://resh.edu.ru/ Культура для школьников https://культурадляшкольников.рф/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/index.htm Классическая музыка http://www.muzzal.ru/index.htm Музыка и караоке для детей http://www.detkiuch.ru/dir/ Слушаем классическую музыку http://classic-online.ru/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/ |
Итого по модулю |
3 |
|
|||||||||
Модуль 10. Музыкальная грамота |
|||||||||||
10.1. |
Тональность. Гамма |
1 |
0 |
0 |
Ф.Шуберт. В путь Ф.Шуберт. Два вальса для фо-но Ф.Шуберт. Музыкальный момент |
А.Ермолов. Всё ещё впереди |
Видео, плюс, минус, аккомпанемент, презентация |
|
Определение на слух устойчивых звуков. Игра «устой — неустой». Пение упражнений — гамм с названием нот, прослеживание по нотам. Освоение понятия «тоника». Упражнение на допевание неполной музыкальной фразы до тоники «Закончи музыкальную фразу».; |
Устный опрос; |
Российская Электронная Школа - https://resh.edu.ru/ Культура для школьников https://культурадляшкольников.рф/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/index.htm Классическая музыка http://www.muzzal.ru/index.htm Музыка и караоке для детей http://www.detkiuch.ru/dir/ Слушаем классическую музыку http://classic-online.ru/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/ |
10.2. |
Ритмический рисунок |
1 |
0 |
0 |
М.Равель. Болеро |
А.Ольханский. Слушай сердце |
Видео, плюс, минус, аккомпанемент, презентация |
|
Слушание музыкальных произведений с ярко выраженным ритмическим рисунком, воспроизведение данного ритма по памяти (хлопками).; |
Устный опрос; |
Российская Электронная Школа - https://resh.edu.ru/ Культура для школьников https://культурадляшкольников.рф/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/index.htm Классическая музыка http://www.muzzal.ru/index.htm Музыка и караоке для детей http://www.detkiuch.ru/dir/ Слушаем классическую музыку http://classic-online.ru/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/ |
Итого по модулю |
2 |
|
|||||||||
Модуль 11. Музыка народов мира |
|||||||||||
11.1. |
Диалог культур |
1 |
0 |
0 |
Музыка 60-х, 70-х,80-х и 90-х годов |
А.Ольханский. Слушай сердце |
Видео, плюс, минус, аккомпанемент, презентация |
|
Знакомство с творчеством композиторов. Сравнение их сочинений с народной музыкой. Определение формы, принципа развития фольклорного музыкального материала.; |
Устный опрос; |
Российская Электронная Школа - https://resh.edu.ru/ Культура для школьников https://культурадляшкольников.рф/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/index.htm Классическая музыка http://www.muzzal.ru/index.htm Музыка и караоке для детей http://www.detkiuch.ru/dir/ Слушаем классическую музыку http://classic-online.ru/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/ |
Итого по модулю |
1 |
|
|||||||||
Модуль 12. Классическая музыка |
|||||||||||
12.1. |
Русские композиторы- классики |
2 |
0 |
0 |
Г.Свиридов. Оркестровая сюита «Метель» ( Тройка. Марш. Вальс) П.И.Чайковский. Цикл фортепианных пьес "Детская" |
А.Ермолов. Радуга дождя |
Видео, плюс, минус, аккомпанемент, презентация |
|
Знакомство с творчеством выдающихся композиторов, отдельными фактами из их биографии. Слушание музыки. Фрагменты вокальных, инструментальных, симфонических сочинений. Круг характерных образов (картины природы, народной жизни, истории и т. д.). Характеристика музыкальных образов, музыкально- выразительных средств. Наблюдение за развитием музыки. Определение жанра, формы.; |
Устный опрос; |
Российская Электронная Школа - https://resh.edu.ru/ Культура для школьников https://культурадляшкольников.рф/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/index.htm Классическая музыка http://www.muzzal.ru/index.htm Музыка и караоке для детей http://www.detkiuch.ru/dir/ Слушаем классическую музыку http://classic-online.ru/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/ |
12.2. |
Европейские композиторы- классики |
2 |
0 |
1 |
Л.Бетховен. Соната №14 (Лунная) |
А.Ермолов. Радуга дождя |
Видео, плюс, минус, аккомпанемент, презентация |
|
Знакомство с творчеством выдающихся композиторов, отдельными фактами из их биографии. Слушание музыки. Фрагменты вокальных, инструментальных, симфонических сочинений. Круг характерных образов (картины природы, народной жизни, истории и т. д.). Характеристика музыкальных образов, музыкально- выразительных средств. Наблюдение за развитием музыки. Определение жанра, формы.; |
Устный опрос; |
Российская Электронная Школа - https://resh.edu.ru/ Культура для школьников https://культурадляшкольников.рф/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/index.htm Классическая музыка http://www.muzzal.ru/index.htm Музыка и караоке для детей http://www.detkiuch.ru/dir/ Слушаем классическую музыку http://classic-online.ru/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/ |
12.3. |
Мастерство исполнителя |
2 |
0 |
0 |
Ф.Шуберт. Соната №4 в исполнении братьев Л.и А. Юссен |
А.Ермолов. Радуга дождя |
Видео, плюс, минус, аккомпанемент, презентация |
|
Знакомство с творчеством выдающихся исполнителей классической музыки. Изучение программ, афиш консерватории, филармонии.; |
Устный опрос; |
Российская Электронная Школа - https://resh.edu.ru/ Культура для школьников https://культурадляшкольников.рф/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/index.htm Классическая музыка http://www.muzzal.ru/index.htm Музыка и караоке для детей http://www.detkiuch.ru/dir/ Слушаем классическую музыку http://classic-online.ru/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/ |
Итого по модулю |
6 |
|
|||||||||
Модуль 13. Современная музыкальная культура |
|||||||||||
13.1. |
Исполнители современной музыки |
2 |
0 |
0 |
Видео |
Весь пройденный песенный репертуар года |
Видео, плюс, минус, аккомпанемент, презентация |
|
Просмотр видеоклипов современных исполнителей. Сравнение их композиций с другими направлениями и стилями (классикой, духовной, народной музыкой).; |
Устный опрос; |
Российская Электронная Школа - https://resh.edu.ru/ Культура для школьников https://культурадляшкольников.рф/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/index.htm Классическая музыка http://www.muzzal.ru/index.htm Музыка и караоке для детей http://www.detkiuch.ru/dir/ Слушаем классическую музыку http://classic-online.ru/ Детям о музыке http://www.muz- urok.ru/ |
Итого по модулю |
2 |
|
|||||||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
34 |
0 |
3 |
|
№ п/п |
Тема урока |
Количество часов |
Дата изучения |
Виды, формы контроля |
||
всего |
контрольные работы |
практические работы |
||||
1. |
Русские композиторы-классики. С Рахманинов |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
2. |
Музыкальные инструменты. Скрипка, виолончель |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
3. |
Балет. Хореография — искусство танца |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
4. |
Тональность. Гамма |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
5. |
Музыка на войне, музыка о войне. Д.Шостаковия. Симфония №7 ( тема фашисткого нашествия) |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
6. |
Край, в котором ты живёшь |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
7. |
Сказки, мифы и легенды. П.И.Чайковский. Симфония №1 "Зимние грёзы" |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
8. |
Жанры музыкального фольклора. Обрядовые, лирические, колыбельные, песни-плачи |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
9. |
Народные праздники. Масляничные заклички, пасхальные песнопения |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
10. |
Фольклор народов России |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
11. |
Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов |
1 |
0 |
1 |
|
Устный опрос; |
12. |
Гармония |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
13. |
Музыка народов Европы |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
14. |
Музыка Испании и Латинской Америки |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
15. |
Музыка США |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
16. |
Музыка Японии и Китая |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
17. |
Певец своего народа. М.Магомаев |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
18. |
Симфоническая музыка |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
19. |
Европейские композиторы- классики |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
20. |
Мастерство исполнителя. Д.Мацуев, С.Рихтер, М.Коган |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
21. |
Джаз |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
22. |
Джазовый оркестр. |
1 |
0 |
1 |
|
Устный опрос; |
23. |
Исполнители современной музыки |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
24. |
Ритмический рисунок |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
25. |
Тональность. Гамма |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
26. |
Диалог культур |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
27. |
Русские композиторы-классики П.И.Чайковский |
1 |
0 |
1 |
|
Устный опрос; |
28. |
Русские композиторы-классики Г.Свиридов |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
29. |
Европейские композиторы- классики. В.А.Моцарт |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
30. |
Европейские композиторы- классики. Л.Бетховен |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
31. |
Мастерство исполнителя. Ф.Лист |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
32. |
Мастерство исполнителя. Ф.Шопен |
1 |
0 |
1 |
|
Устный опрос; |
33. |
Исполнители современной музыки. |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
34. |
Исполнители современной музыки |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
34 |
0 |
4 |
|
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Музыка (в 2 частях). 4 класс /Алеев В.В., ООО «ДРОФА»; АО «Издательство Просвещение»; Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
- Музыка. 1-4 классы. Программа для общеобразовательных. В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак – М.: Дрофа, 2022.
- Искусство. Музыка. 4 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – М.: Дрофа, 2022г.
- Музыка. Рабочая тетрадь. 4 класс / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 12-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2022г.
- Музыка. 4 класс. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно- методическое пособие /Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 5-е изд., стереотип. –
М.: Дрофа, 2022г.
-Музыка. 4 класс. Фонохрестоматия, 2 CD / Т.И. Науменко, В.В. Алеев – М.: Дрофа, 2022
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Библиотека нот и музыкальной литературы http://lib-notes.orpheusmusic.ru/ Детям о музыке http://www.muz-urok.ru/index.htm
Классическая музыка http://www.muzzal.ru/index.htm Музыка и караоке для детей http://www.detkiuch.ru/dir/ Слушаем классическую музыку http://classic-online.ru/ Детям о музыке http://www.muz-urok.ru/
http://pedsovet.su - база разработок для учителей начальных классов http://musabiqe.edu.az - сайт для учителей начальных классов http://www.4stupeni.ru - клуб учителей начальной школы http://trudovik.ucoz.ua - материалы для уроков учителю начальных классов
http://www.uroki.net - бесплатное поурочное планирование, сценарии, разработки уроков, внеклассные мероприятия и др.
http://www.solnet.ee - Детский портал Солнышко. Сценарии для маленьких учеников. http://www.rusedu.ru - Раздел начальная школа: Архив учебных программ. http://www.proshkolu.ru - Бесплатный школьный портал – все школы России.
http://edu.h1.ru - Компьютер в начальной школе, авторская программа Салтановой Н.Н., учителя информатики многопрофильной гимназии 13 г. Пензы.
http://www.iro.yar.ru - Информатика в играх и задачах. (Бескомпьютерный курс) http://baby.com.ua - Развивающие игры на знание основ английского языка, математики, русского языка.
http://www.nhm.ac.uk - В этой игре Вы можете самостоятельно составлять звуки леса, моря, джунглей из голосов животных, шума деревьев, морского прибоя.
http://www.funbrain.com - Для тех, кто уже хорошо знает язык, есть сайт, который называется "Веселая зарядка для ума".
http://zerkalenok.ru - Также есть раздел экологических советов.
http://center.fio.ru - В этой программе указаны требования к минимуму содержания образования, требования к уровню подготовки, основные понятия, которые должны быть сформированы. http://www.openworld.ru - Ежемесячный научно-методический журнал "Начальная школа".
http://suhin.narod.ru - Загадки и кроссворды для детей. http://www.advise.ru - Советы родителям первоклассников http://konkurs-kenguru.ru – Математика для всех
http://www.edu.rin.ru - Подготовка первоклассников: проблемы, советы, тесты и пр. http://www.voron.boxmail.biz - Детские сказки.. Авторская коллекция детских сказок в стихах, стихотворений, словарей, энциклопедий и пр.
http://www.rfh.ru - Российский гуманитарный научный фонд http://www.int-edu.ru - Сайт Института Новых Технологий http://playroom.com.ru - Детская игровая, комната.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Синтезатор, телевизор, ноутбук, музыкальный центр, диски мр3
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Синтезатор, баян, аккордеон, бубны, балалайка, ложки, трещётки, свистульки.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.