МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство просвещения и воспитания Ульяновской области
Управление образования администрации города Ульяновска
МБОУ "Средняя школа № 50"
РАССМОТРЕНО
методическим объединением учителей развивающего цикла
С.В.Сизова Протокол №1 от "" г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
Е.А.Коршунова Протокол №
от "" г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор
Н.В.Симонова Приказ №
от "" г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 2360820)
учебного предмета
«Музыка»
для 7 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год
Составитель: Сизова Светлана Валентиновна
учитель музыки
Ульяновск 2022
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» в 7 классе составлена на основе нормативно-правовых документов:
1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования).
3. Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015г. №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. №1897».
4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021г. № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания".
5. Музыка. 5-8 классы._ Авторы: Алеев В.В., Науменко Т.И.,Кичак Т.Н._
6. Учебник_ «Музыка. 7 класс», авторы Алеев В.В., Науменко Т.И., Кичак Т.Н.(М.: Просвещение, 2021.)
7. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Средняя школа № 50», утверждена приказом № 266 от 01.09.2015 г.;
8. Положение о рабочей программе школы, рассмотрено и одобрено решением Педагогического Совета от 27.08.2021г., протокол № 1, утверждено приказом от 27.08.2021г. № 278.
9. Годовой календарный учебный график МБОУ «Средняя школа № 50 имени Д.С.Сухорукова» №247 от 29.08.2022г.
Формы учёта рабочей программы воспитания
в рабочей программе по музыке
Рабочая программа воспитания МБОУ «Средняя школа №50 имени Д.С.Сухорукова» реализуется в том числе и через использование воспитательного потенциала уроков музыки. Эта работа осуществляется в следующих формах:
· Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации.
· Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений, событий через:
¾ демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности
— обращение внимания на ярких деятелей культуры, связанных с изучаемыми в данный момент темами, на тот вклад, который они внесли в развитие нашей страны и мира, на достойные подражания примеры их жизни, на мотивы их поступков;
— использование на уроках информации, затрагивающей важные социальные, нравственные, этические вопросы
· Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей через подбор соответствующих текстов для чтения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе
· Инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам, произведениям художественной литературы и искусства.
· Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока.
· Применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся.
· Применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют развитию навыков командной работы и взаимодействию с другими обучающимися.
· Выбор и использование на уроках методов, методик, технологий , оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания.
· Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в форме включения в урок различных исследовательских заданий, что дает возможность обучающимся приобрести навыки самостоятельного решения теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных гипотез, уважительного отношения к чужим идеям, публичного выступления, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
· Установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между учителем и учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды.
Рабочая программа по предмету «Музыка» на уровне 7 класса основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Музыка», Примерной программы воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка — универсальный антропологический феномен, неизменно присутствующий во всех культурах и цивилизациях на протяжении всей истории человечества. Используя интонационно- выразительные средства, она способна порождать эстетические эмоции, разнообразные чувства и мысли, яркие художественные образы, для которых характерны, с одной стороны, высокий уровень обобщённости, с другой — глубокая степень психологической вовлечённости личности. Эта особенность открывает уникальный потенциал для развития внутреннего мира человека, гармонизации его взаимоотношений с самим собой, другими людьми, окружающим миром через занятия музыкальным искусством.
Музыка действует на невербальном уровне и развивает такие важнейшие качества и свойства, как целостное восприятие мира, интуиция, сопереживание, содержательная рефлексия. Огромное значение имеет музыка в качестве универсального языка, не требующего перевода, позволяющего понимать и принимать образ жизни, способ мышления и мировоззрение представителей других народов и культур.
Музыка, являясь эффективным способом коммуникации, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, в том числе является средством сохранения и передачи идей и смыслов, рождённых в предыдущие века и отражённых в народной, духовной музыке, произведениях великих композиторов прошлого. Особое значение приобретает музыкальное воспитание в свете целей и задач укрепления национальной идентичности. Родные интонации, мелодии и ритмы являются квинтэссенцией культурного кода, сохраняющего в свёрнутом виде всю систему мировоззрения предков, передаваемую музыкой не только через сознание, но и на более глубоком — подсознательном — уровне.
Музыка — временнóе искусство. В связи с этим важнейшим вкладом в развитие комплекса психических качеств личности является способность музыки развивать чувство времени, чуткость к распознаванию причинно-следственных связей и логики развития событий, обогощать индивидуальный опыт в предвидении будущего и его сравнении с прошлым.
Музыка обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует умения и навыки в сфере эмоционального интеллекта, способствует самореализации и самопринятию личности. Таким образом музыкальное обучение и воспитание вносит огромный вклад в эстетическое и нравственное развитие ребёнка, формирование всей системы ценностей.
Рабочая программа позволит учителю:
— реализовать в процессе преподавания музыки современные подходы к формированию личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, сформулированных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования;
— определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание учебного предмета «Музыка» по годам обучения в соответствии с ФГОС ООО (утв. приказом
Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897, с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.); Примерной основной образовательной программой основного общего образования (в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020 Федерального учебно-методического объединения по общему образованию); Примерной программой воспитания (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 2 июня 2020 г. №2/20);
— разработать календарно-тематическое планирование с учётом особенностей конкретного региона, образовательного учреждения, класса, используя рекомендованное в рабочей программе примерное распределение учебного времени на изучение определённого раздела/темы, а также предложенные основные виды учебной деятельности для освоения учебного материала.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка жизненно необходима для полноценного образования и воспитания ребёнка, развития его психики, эмоциональной и интеллектуальной сфер, творческого потенциала. Признание самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности.
Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, интонационно-смысловое обобщение, содержательный анализ произведений, моделирование художественно-творческого процесса, самовыражение через творчество).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим направлениям:
1) становление системы ценностей обучающихся, развитие целостного миропонимания в единстве эмоциональной и познавательной сферы;
2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как универсальной формы невербальной коммуникации между людьми разных эпох и народов, эффективного способа автокоммуникации;
3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к интонационно-содержательной деятельности.
Важнейшими задачами изучения предмета «Музыка» в основной школе являются:
1. Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через личный психологический опыт эмоционально-эстетического переживания.
2. Осознание социальной функции музыки. Стремление понять закономерности развития музыкального искусства, условия разнообразного проявления и бытования музыки в человеческом обществе, специфики её воздействия на человека.
3. Формирование ценностных личных предпочтений в сфере музыкального искусства. Воспитание уважительного отношения к системе культурных ценностей других людей. Приверженность парадигме сохранения и развития культурного многообразия.
4. Формирование целостного представления о комплексе выразительных средств музыкального искусства. Освоение ключевых элементов музыкального языка, характерных для различных музыкальных стилей.
5. Развитие общих и специальных музыкальных способностей, совершенствование в предметных умениях и навыках, в том числе:
а) слушание (расширение приёмов и навыков вдумчивого, осмысленного восприятия музыки;
аналитической, оценочной, рефлексивной деятельности в связи с прослушанным музыкальным произведением);
б) исполнение (пение в различных манерах, составах, стилях; игра на доступных музыкальных инструментах, опыт исполнительской деятельности на электронных и виртуальных музыкальных инструментах);
в) сочинение (элементы вокальной и инструментальной импровизации, композиции, аранжировки, в том числе с использованием цифровых программных продуктов);
г) музыкальное движение (пластическое интонирование, инсценировка, танец, двигательное моделирование и др.);
д) творческие проекты, музыкально-театральная деятельность (концерты, фестивали, представления);
е) исследовательская деятельность на материале музыкального искусства.
6. Расширение культурного кругозора, накопление знаний о музыке и музыкантах, достаточное для активного, осознанного восприятия лучших образцов народного и профессионального искусства родной страны и мира, ориентации в истории развития музыкального искусства и современной музыкальной культуре.
Программа составлена на основе модульного принципа построения учебного материала и допускает вариативный подход к очерёдности изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и методов освоения содержания.
Содержание предмета «Музыка» структурно представлено девятью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой начального образования и непрерывность изучения предмета и образовательной области «Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения:
модуль № 1 «Музыка моего края»;
модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»; модуль № 3 «Музыка народов мира»;
модуль № 4 «Европейская классическая музыка»; модуль № 5 «Русская классическая музыка»;
модуль № 6 «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки»; модуль № 7 «Современная музыка: основные жанры и направления»; модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»;
модуль № 9 «Жанры музыкального искусства».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является обязательным для изучения и преподаётся в основной школе с 5 по 8 класс включительно.
Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социокультурную деятельность обучающихся, участие в исследовательских и творческих проектах, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами образовательной программы, как «Изобразительное искусство», «Литература», «География», «История», «Обществознание», «Иностранный язык» и др. Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Музыка» в 7 классе составляет 33 часа (не менее 1 часа в неделю).
Модуль «МУЗЫКА МОЕГО КРАЯ»
Семейный фольклор
Фольклорные жанры, связанные с жизнью человека: свадебный обряд, рекрутские песни, плачи- причитания.
Mодуль «НАРОДНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО РОССИИ»
Фольклор в творчестве профессиональных композиторов
Народные истоки композиторского творчества: обработки фольклора, цитаты; картины родной природы и отражение типичных образов, характеров, важных исторических событий.
Mодуль «ЖАНРЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА»
Симфоническая музыка
Одночастные симфонические жанры (увертюра, картина). Симфония.
Mодуль «РУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»
История страны и народа в музыке русских композиторов
Образы народных героев, тема служения Отечеству в крупных театральных и симфонических произведениях русских композиторов (на примере сочинений композиторов — членов «Могучей кучки», С.С.Прокофьева, Г.В.Свиридова и др.)
Mодуль «МУЗЫКА НАРОДОВ МИРА»
Музыкальный фольклор народов Азии и Африки
Африканская музыка — стихия ритма.
Интонационно-ладовая основа музыки стран Азии, уникальные традиции, музыкальные инструменты. Представления о роли музыки в жизни людей.
Mодуль «ЕВРОПЕЙСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»
Музыкант и публика
Кумиры публики (на примере творчества В.А.Моцарта, Н.Паганини, Ф.Листа и др.). Виртуозность. Талант, труд, миссия композитора, исполнителя. Признание публики. Культура слушателя. Традиции слушания музыки в прошлые века и сегодня.
Mодуль «ИСТОКИ И ОБРАЗЫ РУССКОЙ И ЕВРОПЕЙСКОЙ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ»
Музыкальные жанры богослужения
Эстетическое содержание и жизненное предназначение духовной музыки. Многочастные произведения на канонические тексты: католическая месса, православная литургия, всенощное бдение
Mодуль «СВЯЗЬ МУЗЫКИ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ИСКУССТВА»
Музыка и театр
Музыка к драматическому спектаклю (на примере творчества Э.Грига, Л. ван Бетховена, А.Г.Шнитке, Д.Д.Шостаковича и др.).
Единство музыки, драматургии, сценической живописи, хореографии.
Mодуль «СОВРЕМЕННАЯ МУЗЫКА: ОСНОВНЫЕ ЖАНРЫ И НАПРАВЛЕНИЯ»
Мюзикл
Особенности жанра. Классика жанра — мюзиклы середины XX века (на примере творчества Ф.Лоу, Р.Роджерса, Э.Л.Уэббера и др.).
Современные постановки в жанре мюзикла на российской сцене.
Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное взаимодействие, смысловое единство трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для основного общего образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности; знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов и традиций республик Российской Федерации; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; уважение к достижениям отечественных мастеров культуры; стремление участвовать в творческой жизни своей школы, города, республики.
Духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего и других народов; умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой; стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Ценности научного познания:
первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной картины мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде; бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в музыкально- исполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос); профилактика умственного и физического утомления с использованием возможностей музыкотерапии.
Трудового воспитания:
установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
Экологического воспитания:
бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении предмета «Музыка»:
1. Овладение универсальными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
- сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры; устанавливать основания для сравнения, объединять элементы музыкального звучания по определённому признаку;
- определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты (музыкальные инструменты, элементы музыкального языка, произведения, исполнительские составы и др.);находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях музыкального искусства, сведениях и наблюдениях за звучащим музыкальным материалом на основе предложенного учителем алгоритма;
- выявлять недостаток информации, в том числе слуховой, акустической для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях музыкального восприятия и исполнения, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между реальным и желательным состоянием музыкальных явлений, в том числе в отношении собственных музыкально- исполнительских навыков;
с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых упражнений, планировать изменения результатов своей музыкальной деятельности, ситуации совместного музицирования;
сравнивать несколько вариантов решения творческой, исполнительской задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей предмета изучения и связей между музыкальными объектами и явлениями (часть — целое,
причина — следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (в том числе в форме двигательного моделирования, звукового эксперимента, классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие музыкального процесса, эволюции культурных явлений в различных условиях.
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
анализировать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;
анализировать музыкальные тексты (акустические и нотные) по предложенному учителем алгоритму;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Невербальная коммуникация:
воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания;
выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки (соло или в коллективе);
передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению;
осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении.
Вербальная коммуникация:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Совместная деятельность (сотрудничество):
стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях совместного восприятия, исполнения музыки;
переключаться между различными формами коллективной, групповой и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи;
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные, творческие задания с опорой на предложенные образцы.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия и т. д.).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством во всех доступных формах, органичном включении музыки в актуальный контекст своей жизни.
Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету «Музыка»:
— осознают принципы универсальности и всеобщности музыки как вида искусства, неразрывную
связь музыки и жизни человека, всего человечества, могут рассуждать на эту тему;
— воспринимают российскую музыкальную культуру как целостное и самобытное цивилизационное явление; знают достижения отечественных мастеров музыкальной культуры, испытывают гордость за них;
— сознательно стремятся к укреплению и сохранению собственной музыкальной идентичности (разбираются в особенностях музыкальной культуры своего народа, узнают на слух родные интонации среди других, стремятся участвовать в исполнении музыки своей национальной традиции, понимают ответственность за сохранение и передачу следующим поколениям музыкальной культуры своего народа);
— понимают роль музыки как социально значимого явления, формирующего общественные вкусы и настроения, включённого в развитие политического, экономического, религиозного, иных аспектов развития общества.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений.
Модуль «Музыка моего края»:
знать музыкальные традиции своей республики, края, народа;
характеризовать особенности творчества народных и профессиональных музыкантов, творческих коллективов своего края;
исполнять и оценивать образцы музыкального фольклора и сочинения композиторов своей малой родины.
Модуль «Народное музыкальное творчество России»:
определять на слух музыкальные образцы, относящиеся к русскому музыкальному фольклору, к музыке народов Северного Кавказа; республик Поволжья, Сибири (не менее трёх региональных фольклорных традиций на выбор учителя);
различать на слух и исполнять произведения различных жанров фольклорной музыки; определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых,
струнных, ударно-шумовых инструментов;
объяснять на примерах связь устного народного музыкального творчества и деятельности профессиональных музыкантов в развитии общей культуры страны.
Модуль «Музыка народов мира»:
определять на слух музыкальные произведения, относящиеся к западно-европейской, латино- американской, азиатской традиционной музыкальной культуре, в том числе к отдельным самобытным культурно-национальным традициям;
различать на слух и исполнять произведения различных жанров фольклорной музыки; определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых,
струнных, ударно-шумовых инструментов;
различать на слух и узнавать признаки влияния музыки разных народов мира в сочинениях профессиональных композиторов (из числа изученных культурно-национальных традиций и жанров).
Модуль «Европейская классическая музыка»:
различать на слух произведения европейских композиторов-классиков, называть автора, произведение, исполнительский состав;
определять принадлежность музыкального произведения к одному из художественных стилей (барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм);
исполнять (в том числе фрагментарно) сочинения композиторов-классиков;
характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором,
способы развития и форму строения музыкального произведения;
характеризовать творчество не менее двух композиторов-классиков, приводить примеры наиболее известных сочинений.
Модуль «Русская классическая музыка»:
различать на слух произведения русских композиторов-классиков, называть автора, произведение, исполнительский состав;
характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения;
исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения русских композиторов; характеризовать творчество не менее двух отечественных композиторов-классиков, приводить
примеры наиболее известных сочинений.
Модуль «Образы русской и европейской духовной музыки»:
различать и характеризовать жанры и произведения русской и европейской духовной музыки; исполнять произведения русской и европейской духовной музыки;
приводить примеры сочинений духовной музыки, называть их автора.
Модуль «Современная музыка: основные жанры и направления»:
определять и характеризовать стили, направления и жанры современной музыки;
различать и определять на слух виды оркестров, ансамблей, тембры музыкальных инструментов, входящих в их состав;
исполнять современные музыкальные произведения в разных видах деятельности.
Модуль «Связь музыки с другими видами искусства»:
определять стилевые и жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств; различать и анализировать средства выразительности разных видов искусств; импровизировать, создавать произведения в одном виде искусства на основе восприятия
произведения другого вида искусства (сочинение, рисунок по мотивам музыкального произведения, озвучивание картин, кинофрагментов и т. п.) или подбирать ассоциативные пары произведений из разных видов искусств, объясняя логику выбора;
высказывать суждения об основной идее, средствах её воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях музыкального произведения.
Модуль «Жанры музыкального искусства»:
различать и характеризовать жанры музыки (театральные, камерные и симфонические, вокальные и инструментальные и т..д.), знать их разновидности, приводить примеры;
рассуждать о круге образов и средствах их воплощения, типичных для данного жанра; выразительно исполнять произведения (в том числе фрагменты) вокальных, инструментальных и
музыкально-театральных жанров.
№ п/п |
Наименование разделов и тем программы |
Количество часов |
Репертуар |
Дата изучения |
Виды деятельности |
Виды, формы контроля |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
||||
всего |
контрольные работы |
практические работы |
для слушания |
для пения |
для музицирования |
||||||
Модуль 1. Музыка моего края |
|||||||||||
1.1. |
Семейный фольклор |
4 |
0 |
1 |
Песня в свадебном обряде (видео). Рекрутские песни .Видео. (Как служил солдат). Плачи- причитания.Видео |
А. Лунёв "Гимн семье; |
Видео, плюс, минус, аккомпанемент, презентация |
|
Знакомство с фольклорными жанрами семейного цикла. Изучение особенностей их исполнения и звучания. Определение на слух жанровой принадлежности, анализ символики традиционных образов.; |
Устный опрос; |
Российская Электронная Школа - https://resh.edu.ru/ Культура для школьников https://культурадляшкольников.рф/ Каталог издательства «Просвещение» https://catalog.prosv.ru/item/39096 Культура.РФ https://www.culture.ru/live/music/concerts https://resh.edu.ru/subject/6/7/ |
Итого по модулю |
4 |
|
|||||||||
Модуль 2. Народное музыкальное творчество России |
|||||||||||
2.1. |
Фольклор в творчестве профессиональных композиторов |
4 |
0 |
1 |
Народные истоки композиторского творчества. А Лядов Симфоническая миниатюра "Кикимора" Картины родной природы и отражение типичных образов. Г.Свиридов "Триптих" Отражение типичных характеров. Г.Стравинский "Петрушка" Отражение важных исторических событий. М.И.Глинка. Опера "Иван Сусанин" |
А.Ермолов "Звезда" |
Видео, плюс, минус, аккомпанемент, презентация |
|
Знакомство с 2—3 фрагментами крупных сочинений (опера, симфония, концерт, квартет, вариации и т. п.), в которых использованы подлинные народные мелодии. Наблюдение за принципами композиторской обработки, развития фольклорного тематического материала.; |
Устный опрос; |
Российская Электронная Школа - https://resh.edu.ru/ Культура для школьников https://культурадляшкольников.рф/ Каталог издательства «Просвещение» https://catalog.prosv.ru/item/39096 Культура.РФ https://www.culture.ru/live/music/concerts https://resh.edu.ru/subject/6/7/ |
Итого по модулю |
4 |
|
|||||||||
Модуль 3. Русская классическая музыка |
3.1. |
История страны и народа в музыке русских композиторов |
3 |
0 |
1 |
Образы народных героев. М.И.Глинка. Опера "Иван Сусанин" Тема служения Отечеству в крупных театральных и симфонических произведениях русских композиторов. С.Прокофьев . Кантата "Александр Невский" |
А.Глызин. 19 лет |
Видео, плюс, минус, аккомпанемент, презентация |
|
Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений.; |
Устный опрос; |
Российская Электронная Школа - https://resh.edu.ru/ Культура для школьников https://культурадляшкольников.рф/ Каталог издательства «Просвещение» https://catalog.prosv.ru/item/39096 Культура.РФ https://www.culture.ru/live/music/concerts https://resh.edu.ru/subject/6/7/ |
Итого по модулю |
3 |
|
|||||||||
Модуль 4. Образы русской и европейской духовной музыки |
|||||||||||
4.1. |
Музыкальные жанры богослужения |
4 |
0 |
1 |
Тропарь (видео) Кондак (видео) Величание(видео) Евхаристические песнопения «Иже херувимы», «Милость мира» (видео) |
С.Аувстрецкий/С.Минаков "Я прошу тебя, Господи" |
Видео, плюс, минус, аккомпанемент, презентация |
|
Знакомство с одним (более полно) или несколькими (фрагментарно) произведениями мировой музыкальной классики, написанными в соответствии с религиозным каноном.; |
Устный опрос; |
Российская Электронная Школа - https://resh.edu.ru/ Культура для школьников https://культурадляшкольников.рф/ Каталог издательства «Просвещение» https://catalog.prosv.ru/item/39096 Культура.РФ https://www.culture.ru/live/music/concerts https://resh.edu.ru/subject/6/7/ |
Итого по модулю |
4 |
|
|||||||||
Модуль 5. Европейская классическая музыка |
|||||||||||
.5.1. |
Музыкант и публика |
3 |
0 |
1 |
Кумиры публики. Никколо Паганинни. Каприз №24 Кумиры публики.В.А.Моцарт. Симфония №40 Кумиры публики. Ф.Лист. Кампанелла |
СЛУШАЙ СЕРДЦЕ слова Елены Олейник, музыка Алексея Ольханского |
Видео, плюс, минус, аккомпанемент, презентация |
|
Знакомство с образцами виртуозной музыки. Размышление над фактами биографий великих музыкантов — как любимцев публики, так и непóнятых современниками.; |
Устный опрос; |
Российская Электронная Школа - https://resh.edu.ru/ Культура для школьников https://культурадляшкольников.рф/ Каталог издательства «Просвещение» https://catalog.prosv.ru/item/39096 Культура.РФ https://www.culture.ru/live/music/concerts https://resh.edu.ru/subject/6/7/ |
Итого по модулю |
3 |
|
|||||||||
Модуль 6. Жанры музыкального искусства |
6.1. |
Симфоническая музыка |
4 |
0 |
1 |
Увертюра. Ж.Бизе Опера "Кармен" (видео) Картина. Н.А.Римский- Корсаков. Опера Снегурочка (видео) Симфония. П.И.Чайковский. Симфония №6 (видео) |
НЕ ПОНИМАЮ слова и музыка Алексея Ольханского |
Видео, плюс, минус, аккомпанемент, презентация |
|
Знакомство с образцами симфонической музыки: программной увертюры, классической 4- частной симфонии.; |
Устный опрос; |
Российская Электронная Школа - https://resh.edu.ru/ Культура для школьников https://культурадляшкольников.рф/ Каталог издательства «Просвещение» https://catalog.prosv.ru/item/39096 Культура.РФ https://www.culture.ru/live/music/concerts https://resh.edu.ru/subject/6/7/ |
Итого по модулю |
4 |
|
|||||||||
Модуль 7. Связь музыки с другими видами искусства |
|||||||||||
7.1. |
Музыка и театр |
3 |
0 |
1 |
Музыка к драматическому спектаклю. А.Хачатурян. Музыка к драме Ю.Лермонова "Маскарад" (видео) Единство музыки, драматургии, сценической живописи, хореографии. П.И.Чайковский. Балет "Спящая красавица"(видео) |
ПРИСТАНИ МОИХ СНОВ музыка Алексея Ольханского |
Видео, плюс, минус, аккомпанемент, презентация |
|
Знакомство с образцами музыки, созданной отечественными и зарубежными композиторами для драматического театра.; |
Устный опрос; |
Российская Электронная Школа - https://resh.edu.ru/ Культура для школьников https://культурадляшкольников.рф/ Каталог издательства «Просвещение» https://catalog.prosv.ru/item/39096 Культура.РФ https://www.culture.ru/live/music/concerts https://resh.edu.ru/subject/6/7/ |
Итого по модулю |
3 |
|
|||||||||
Модуль 8. Современная музыка: основные жанры и направления |
|||||||||||
8.1. |
Мюзикл |
5 |
0 |
1 |
Уэббер. "Кошки" (видео) Риккардо Коччанте и Люк Пламмонтон. " Нотр-Дам де Пари" (видео) А. Рыбников "Юнона и Авось" (видео) А. Рыбников "Звезда и смерть Хуакино Мурьетты" (видео) |
Мюзикл "Норт-Дам де Пари" "Бель" |
Видео, плюс, минус, аккомпанемент, презентация |
|
Знакомство с музыкальными произведениями, сочинёнными зарубежными и отечественными композиторами в жанре мюзикла, сравнение с другими театральными жанрами (опера, балет, драматический спектакль).; |
Устный опрос; |
Российская Электронная Школа - https://resh.edu.ru/ Культура для школьников https://культурадляшкольников.рф/ Каталог издательства «Просвещение» https://catalog.prosv.ru/item/39096 Культура.РФ https://www.culture.ru/live/music/concerts https://resh.edu.ru/subject/6/7/ |
Итого по модулю |
5 |
|
|||||||||
Модуль 9. Музыка народов мира |
9.1. |
Музыкальный фольклор народов Азии и Африки |
4 |
0 |
1 |
Стихия ритма. Интонационно- ладовая основа музыки стран Азии (видео) Музыкальные инструменты народов Азии и Африки (видео) |
Песенный материал, пройденный за учебный год |
Видео, плюс, минус, аккомпанемент, презентация |
|
Выявление характерных интонаций и ритмов в звучании традиционной музыки народов Африки и Азии.; |
Устный опрос; |
Российская Электронная Школа - https://resh.edu.ru/ Культура для школьников https://культурадляшкольников.рф/ Каталог издательства «Просвещение» https://catalog.prosv.ru/item/39096 Культура.РФ https://www.culture.ru/live/music/concerts https://resh.edu.ru/subject/6/7/ |
Итого по модулю |
4 |
|
|||||||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
34 |
0 |
9 |
|
№ п/п |
Тема урока |
Количество часов |
Дата изучения |
Виды, формы контроля |
||
всего |
контрольные работы |
практические работы |
||||
1. |
Семейный фольклор. Песня в свадебном обряде |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
2. |
Семейный фольклор. Рекрутские песни . |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
3. |
Семейный фольклор. Плачи- причитания. |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
4. |
Семейный фольклор |
1 |
0 |
1 |
|
Устный опрос; |
5. |
Фольклор в творчестве профессиональных композиторов. Народные истоки композиторского творчества |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
6. |
Фольклор в творчестве профессиональных композиторов. Картины родной природы и отражение типичных образов. |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
7. |
Фольклор в творчестве профессиональных композиторов. Отражение типичных характеров. |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
8. |
Фольклор в творчестве профессиональных композиторов. Отражение важных исторических событий. |
1 |
0 |
1 |
|
Устный опрос; |
9. |
История страны и народа в музыке русских композиторов. Образы народных героев. |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
10. |
История страны и народа в музыке русских композиторов. Тема служения Отечеству в крупных театральных и симфонических произведениях русских композиторов |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
11. |
История страны и народа в музыке русских композиторов |
1 |
0 |
1 |
|
Устный опрос; |
12. |
Музыкальные жанры богослужения. Тропарь |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
13. |
Музыкальные жанры богослужения. Кондак |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
14. |
Музыкальные жанры богослужения. Величание |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
15. |
Музыкальные жанры богослужения. Евхаристические песнопения |
1 |
0 |
1 |
|
Устный опрос; |
16. |
Музыкант и публика. Никколо Паганини |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
17. |
Музыкант и публика. В.А.Моцарт |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
18. |
Музыкант и публика. Ф.Лист |
1 |
0 |
1 |
|
Устный опрос; |
19. |
Симфоническая музыка. Увертюра. |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
20. |
Симфоническая музыка. Картина. |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
21. |
Симфоническая музыка. Симфония |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
22. |
Симфоническая музыка. |
1 |
0 |
1 |
|
Устный опрос; |
23. |
Музыка и театр. Музыка к драматическому спектаклю |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
24. |
Музыка и театр. Единство музыки, драматургии, сценической живописи, хореографии. |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
25. |
Музыка и театр. П.И.Чайковский. Балет "Спящая красавица" |
1 |
0 |
1 |
|
Устный опрос; |
26. |
Мюзикл. "Кошки" |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
27. |
Мюзикл. "Нотр-Дам де Пари " |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
28. |
Мюзикл. Юнона и Авось |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
29. |
Мюзикл. Звезда и смерть Хуакина Мурьетты |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
30. |
Мюзикл |
1 |
0 |
1 |
|
Устный опрос; |
31. |
Музыкальный фольклор народов Азии и Африки. Стихия ритма. |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
32. |
Музыкальный фольклор народов Азии и Африки. Интонационно- ладовая основа музыки стран Азии |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
33. |
Музыкальный фольклор народов Азии и Африки. Музыкальные инструменты народов Азии и Африки |
1 |
0 |
0 |
|
Устный опрос; |
34. |
Музыкальный фольклор народов Азии и Африки |
1 |
0 |
1 |
|
Устный опрос; |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
34 |
0 |
9 |
|
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Искусство: Музыка, 7 класс/Науменко Т.И., Алеев В.В., ООО «ДРОФА»; АО «Издательство Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
- Музыка. 5-8 классы. Программа для общеобразовательных. В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак – М.: Дрофа, 2021.
- Искусство. Музыка. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – М.: Дрофа, 2021г.
- Музыка. Рабочая тетрадь. 7 класс / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 12-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2021г.
- Музыка. 7 класс. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно- методическое пособие /Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 5-е изд., стереотип. –
М.: Дрофа, 2021г.
-Музыка. 7 класс. Фонохрестоматия, 2 CD / Т.И. Науменко, В.В. Алеев – М.: Дрофа, 2021.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Библиотека нот и музыкальной литературы http://lib-notes.orpheusmusic.ru/ Детям о музыке http://www.muz-urok.ru/index.htm
Классическая музыка http://www.muzzal.ru/index.htm Музыка и караоке для детей http://www.detkiuch.ru/dir/ Слушаем классическую музыку http://classic-online.ru/ Детям о музыке http://www.muz-urok.ru/
http://pedsovet.su - база разработок для учителей начальных классов http://musabiqe.edu.az - сайт для учителей начальных классов http://www.4stupeni.ru - клуб учителей начальной школы http://trudovik.ucoz.ua - материалы для уроков учителю начальных классов
http://www.uroki.net - бесплатное поурочное планирование, сценарии, разработки уроков, внеклассные мероприятия и др.
http://www.solnet.ee - Детский портал Солнышко. Сценарии для маленьких учеников. http://www.rusedu.ru - Раздел начальная школа: Архив учебных программ. http://www.proshkolu.ru - Бесплатный школьный портал – все школы России.
http://edu.h1.ru - Компьютер в начальной школе, авторская программа Салтановой Н.Н., учителя информатики многопрофильной гимназии 13 г. Пензы.
http://www.iro.yar.ru - Информатика в играх и задачах. (Бескомпьютерный курс) http://baby.com.ua - Развивающие игры на знание основ английского языка, математики, русского языка.
http://www.nhm.ac.uk - В этой игре Вы можете самостоятельно составлять звуки леса, моря, джунглей из голосов животных, шума деревьев, морского прибоя.
http://www.funbrain.com - Для тех, кто уже хорошо знает язык, есть сайт, который называется "Веселая зарядка для ума".
http://zerkalenok.ru - Также есть раздел экологических советов.
http://center.fio.ru - В этой программе указаны требования к минимуму содержания образования, требования к уровню подготовки, основные понятия, которые должны быть сформированы.
http://www.openworld.ru - Ежемесячный научно-методический журнал "Начальная школа". http://suhin.narod.ru - Загадки и кроссворды для детей.
http://www.advise.ru - Советы родителям первоклассников http://konkurs-kenguru.ru – Математика для всех
http://www.edu.rin.ru - Подготовка первоклассников: проблемы, советы, тесты и пр. http://www.voron.boxmail.biz - Детские сказки.. Авторская коллекция детских сказок в стихах, стихотворений, словарей, энциклопедий и пр.
http://www.rfh.ru - Российский гуманитарный научный фонд http://www.int-edu.ru - Сайт Института Новых Технологий http://playroom.com.ru - Детская игровая, комната.
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Синтезатор, телевизор, ноутбук, музыкальный центр, диски мр3
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Синтезатор, баян, аккордеон, бубны, балалайка, ложки, трещётки, свистульки.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.