Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Верхнеуральский агротехнологический техникум – казачий кадетский корпус»
(ГБПОУ «ВАТТ-ККК»)
Общеобразовательного цикла, общеобразовательная учебная дисциплина образовательной программы среднего профессионального образования по профессии среднего профессионального образования
43.01.09 Повар, кондитер.
2023 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями:
¾ Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – СОО), утвержденный Приказом Минпросвещения от 12.08.2022 № 732.
¾ Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования (далее – СПО) получаемой профессии 43.01.09 Повар, кондитер, утвержденного приказом Минпросвещения России от 17.08.2022 г. N 743, зарегистрированным в Минюсте России 22.12.2016 N 44898.
¾ рекомендациипореализациисреднегообщегообразованиявпределахосвоенияобразовательнойпрограммысреднегопрофессионального образования(письмо Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения от 01.03.2023 № 05-592);
¾ Программы профессионального воспитания и социализации ГБПОУ «Верхнеуральский агротехнологический техникум – казачий кадетский корпус» и рабочей программы воспитания профессии «43.01.09 Повар, кондитер» 2023 г.;
¾ на основе Федеральной образовательной программы среднего общего образования (ФОП СОО) Приказ Минпросвещения от 18.05.20.2023 № 371 по учебной дисциплине «Информатика» для 10-11 классов образовательных организаций.
¾ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ по общеобразовательным (обязательным) дисциплинам («Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История» (или «Россия в мире»), «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Астрономия») с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования, предусматривающие интенсивную общеобразовательную подготовку обучающихся с включением прикладных модулей, соответствующих профессиональной направленности, в т.ч. с учетом применения технологий дистанционного и электронного обучения.
Организация – разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Верхнеуральский агротехнологический техникум – казачий кадетский корпус» (ГБПОУ «ВАТТ-ККК»).
Рассмотрено и утверждено
Протоколом педагогического совета
ГБПОУ «ВАТТ-ККК»
Протокол № 1 от 29.08.2023 г.
Разработчик: Преподаватель Нелюба А.Ю.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ………………………4 - 13стр. |
|
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………….…14 - 20стр. 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…..……………….…21 - 22.стр. |
|
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………22 - 34стр.
|
|
«ОУД. 08 Информатика / адаптационная информатика»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.08 Информатика / адаптационная информатика является частью общеобразовательного цикла, программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии (далее – ППКРС) по профессии 43.01.09 Повар, кондитер.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре ППКРС:
Учебная дисциплина «Информатика / адаптационная информатика» входит в цикл общеобразовательных дисциплин.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Изучение информатики направлено на достижение следующих целей:
понимание предмета, ключевых вопросов и основных составляющих элементов изучаемой предметной области; умение решать типовые практические задачи, характерные для использования методов и инструментария данной предметной области; осознание рамок изучаемой предметной области, ограниченности методов и инструментов, типичных связей с другими областями знания; формирование представлений о роли информатики, информационных и коммуникационных технологий в современном обществе; формирование основ логического и алгоритмического мышления; формирование умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценивания и связь критериев с определённой системой ценностей, проверять на достоверность и обобщать информацию; формировать представление о влиянии информационных технологий на жизнь человека в обществе, понимание социального, экономического, политического, культурного, юридического, природного, эргономического, медицинского и физиологического контекстов информационных технологий; принятие правовых и этических аспектов информационных технологий, осознание ответственности людей, вовлечённых в создание и использование информационных систем, распространение информации.
Освоение содержания учебной дисциплины «Информатике / адаптационной информатике» обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Личностные результаты отражают готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации средствами учебного предмета основных направлений воспитательной деятельности. В результате изучения информатики на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
¾ осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка, соблюдение основополагающих норм информационного права и информационной безопасности;
¾ готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам в виртуальном пространстве;
2) патриотического воспитания:
¾ ценностное отношение к историческому наследию, достижениям России в науке, искусстве, технологиях, понимание значения информатики как науки в жизни современного общества;
3) духовно-нравственного воспитания:
¾ сформированность нравственного сознания, этического поведения; способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности, в том числе в сети Интернет;
4) эстетического воспитания:
¾ эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и технического творчества;
¾ способность воспринимать различные виды искусства, в том числе основанные на использовании информационных технологий;
5) физического воспитания:
¾ сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью, том числе и за счёт соблюдения требований безопасной эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий;
6) трудового воспитания:
¾ готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;
¾ интерес к сферам профессиональной деятельности, связанным с информатикой, программированием и информационными технологиями, основанными на достижениях информатики и научно-технического прогресса, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
¾ готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни;
7) экологического воспитания:
¾ осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, в том числе с учётом возможностей информационно-коммуникационных технологий;
8) ценности научного познания:
¾ сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития информатики, достижениям научно-технического прогресса и общественной практики, за счёт понимания роли информационных ресурсов, информационных процессов и информационных технологий в условиях цифровой трансформации многих сфер жизни современного общества;
¾ осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;
¾ в процессе достижения личностных результатов освоения программы по информатике у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность: саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
¾ внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
¾ эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию;
¾ социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения информатики на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы метапредметные результаты, отраженные в универсальных учебных действиях, а именно – познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические действия:
¾ самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её всесторонне;
¾ устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения;
¾ определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
¾ выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;
¾ разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов;
¾ вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
¾ развивать креативное мышление при решении жизненных проблем.
Базовые исследовательские действия:
¾ владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем, способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
¾ овладеть видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;
¾ формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями и методами;
¾ ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
¾ выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;
¾ анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
¾ давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт;
¾ осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду;
¾ переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;
¾ интегрировать знания из разных предметных областей;
¾ выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения, ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения.
Работа с информацией:
¾ владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;
¾ создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;
¾ оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым и морально-этическим нормам;
¾ использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
¾ владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Общение:
¾ осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
¾ распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и уметь смягчать конфликты;
¾ владеть различными способами общения и взаимодействия, аргументированно вести диалог;
¾ развёрнуто и логично излагать свою точку зрения.
Совместная деятельность:
¾ понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
¾ выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;
¾ принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по её достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;
¾ оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;
¾ предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости;
¾ осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
¾ самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
¾ самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
¾ давать оценку новым ситуациям;
¾ расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
¾ делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;
¾ оценивать приобретённый опыт;
¾ способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.
Самоконтроль:
¾ давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;
¾ владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований;
¾ использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
¾ оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
¾ принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности.
Принятия себя идругих:
¾ принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
¾ принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;
¾ признавать своё право и право других на ошибку;
¾ развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В процессе изучения курса информатики базового уровня в 10 классе обучающимися будут достигнуты следующие предметные результаты:
¾ владение представлениями о роли информации и связанных с ней процессов в природе, технике и обществе, понятиями «информация», «информационный процесс», «система», «компоненты системы», «системный эффект», «информационная система», «система управления»;
¾ владение методами поиска информации в сети Интернет, умение критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет;
¾ умение характеризовать большие данные, приводить примеры источников их получения и направления использования;
¾ понимание основных принципов устройства и функционирования современных стационарных и мобильных компьютеров, тенденций развития компьютерных технологий;
¾ владение навыками работы с операционными системами, основными видами программного обеспечения для решения учебных задач по выбранной специализации;
¾ соблюдение требований техники безопасности и гигиены при работе с компьютерами и другими компонентами цифрового окружения, понимание правовых основ использования компьютерных программ, баз данных и материалов, размещённых в сети Интернет;
¾ понимание основных принципов дискретизации различных видов информации, умение определять информационный объём текстовых, графических и звуковых данных при заданных параметрах дискретизации;
¾ умение строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование сообщений (префиксные коды);
¾ владение теоретическим аппаратом, позволяющим осуществлять представление заданного натурального числа в различных системах счисления, выполнять преобразования логических выражений, используя законы алгебры логики;
¾ умение создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с использованием возможностей современных программных средств и облачных сервисов;
В процессе изучения курса информатики базового уровня в 11 классе обучающимися будут достигнуты следующие предметные результаты:
¾ наличие представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире, об общих принципах разработки и функционирования интернет-приложений;
¾ понимание угроз информационной безопасности, использование методов и средств противодействия этим угрозам, соблюдение мер безопасности, предотвращающих незаконное распространение персональных данных;
¾ владение теоретическим аппаратом, позволяющим определять кратчайший путь во взвешенном графе и количество путей между вершинами ориентированного ациклического графа;
¾ умение читать и понимать программы, реализующие несложные алгоритмы обработки числовых и текстовых данных (в том числе массивов и символьных строк) на выбранном для изучения универсальном языке программирования высокого уровня (Паскаль, Python, Java, C++, C#), анализировать алгоритмы с использованием таблиц трассировки, определять без использования компьютера результаты выполнения несложных программ, включающих циклы, ветвления и подпрограммы, при заданных исходных данных, модифицировать готовые программы для решения новых задач, использовать их в своих программах в качестве подпрограмм (процедур, функций);
¾ умение реализовывать на выбранном для изучения языке программирования высокого уровня (Паскаль, Python, Java, C++, C#) типовые алгоритмы обработки чисел, числовых последовательностей и массивов: представление числа в виде набора простых сомножителей, нахождение максимальной (минимальной) цифры натурального числа, записанного в системе счисления с основанием, не превышающим 10, вычисление обобщённых характеристик элементов массива или числовой последовательности (суммы, произведения, среднего арифметического, минимального и максимального элементов, количества элементов, удовлетворяющих заданному условию), сортировку элементов массива;
¾ умение использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности, составлять запросы к базам данных (в том числе запросы с вычисляемыми полями), выполнять сортировку и поиск записей в базе данных, наполнять разработанную базу данных, умение использовать электронные таблицы для анализа, представления и обработки данных (включая вычисление суммы, среднего арифметического, наибольшего и наименьшего значений, решение уравнений);
¾ умение использовать компьютерно-математические модели для анализа объектов и процессов: формулировать цель моделирования, выполнять анализ результатов, полученных в ходе моделирования, оценивать соответствие модели моделируемому объекту или процессу, представлять результаты моделирования в наглядном виде;
¾ умение организовывать личное информационное пространство с использованием различных цифровых технологий, понимание возможностей цифровых сервисов государственных услуг, цифровых образовательных сервисов, понимание возможностей и ограничений технологий искусственного интеллекта в различных областях, наличие представлений об использовании информационных технологий в различных профессиональных сферах.
1.4 Формирование общих компетенций согласно ФГОС СПО.
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее – ППКРС).
Наименование и код компетенции |
Планируемые результаты |
|
|
1 Общие |
2 Дисциплинарные |
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно в различным контекстам |
В части трудового воспитания: - готовность в труду, осознание ценности трудолюбию; - интерес к различным сферам профессиональной деятельности, Овладение универсальными учебными познавательными действиями: А) базовые логические действия: - определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; -вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; -Развивать креативное мышление при решении жизненных проблем. Б) базовые исследовательские действия: -владеть навыками учебно – исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; -выявлять причинно – следственные связи и актуализировать задачу; выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; - анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменения в новых условиях; - уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнидеятельности; - уметь интегрировать знания из разных предметных областей; - выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; - способность их использования в познавательной и социальной практике. |
- понимать угрозу информационной безопасности, использовать методы и средства противодействия этим угрозам, соблюдение мер безопасности, предотвращающих незаконное распространение персональных данных; - соблюдение требований техники безопасности и гигиены при работе с компьютерами и другими компонентами цифрового окружения; - понимание правовых основ использования компьютерных программ, баз данных и работы в сети Интернет; - уметь организовывать личное информационное пространство с использованием различных средств цифровых технологий; - понимание возможностей цифровых сервисов государственных услуг, цифровых образовательных сервисов; понимание возможностей и ограничений технологий искусственного интеллекта в различных областях; - наличие представлений об использовании информационных технологий в различных профессиональных сферах; - уметь реализовать этапы решения задач на компьютере; умение реализовывать на выбранном для изучения языке программирования высокого уровня (Паскаль, Python, Java, C++, C#) типовые алгоритмы обработки чисел, числовых последовательностей и массивов: представление числа в виде набора простых сомножителей; нахождение максимальной (минимальной) цифры натурального числа, записанного в системе счисления с основанием, не превышающим 10; - вычисление обобщенных характеристик элементов массива или числовой последовательности ( суммы, произведения среднего арифметического, минимального и максимального элементов, количество элементов, удовлетворяющих заданному условия); сортировку элементов массива. |
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности |
В области ценности научного познания: - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки о общественной практики, осознанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; - совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; - осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельности индивидуально и в группе; Овладение универсальными учебными познавательными действиями: В) работа с информацией: - владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; -создавать тексты в различных формах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; |
- владеть представлениями о роли информации и связанных с ней процессов в природе, технике и обществе; - понятиями «информация», «информационный процесс», «система», «компоненты системы», «системный эффект», «информационная система», «система управления»; - владеть методами поиска информации в сети Интернет; - уметь критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет; - характеризовать большие данные, приводить примеры источников их получения и направления использования; - понимать основные принципы устройства и функционирования современных стационарных и мобильных компьютеров; тенденций развития компьютерных технологий; владеть навыками работы с операционными системами и основными видами программного обеспечения для решения учебных задач по выбранной специализации; - иметь предоставление о компьютерных сетях и их роли в современном мире; об общих принципах разработки и функционирования интернет – приложений; - понимать основные принципы дискретизации различных видов информации; уметь определять информационный объем текстовых, графических и звуковых данных при заданных параметрах дискретизации; - уметь строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование сообщений (префиксные коды); использовать простейшие коды, которые позволяют обнаруживать и исправлять ошибки при передаче данных; - владеть теоретическим аппаратом, позволяющим осуществлять представление заданного натурального числа в различных системах счисления; выполнять преобразования логических выражений, используя законы алгебры логики; определять кратчайший путь во взвешенном графе количество путей между вершинами ориентированного ациклического графа; - уметь читать и понимать программы, реализующие несложные алгоритмы обработки числовых и текстовых данных ( в том числе массивов и символьных строк) на выбранном для изучения универсальном языке программирования высокого уровня ( Паскаль, , Python, Java, C++, C#); анализировать алгоритмы с использованием таблиц трассировки; определять без использования компьютера результаты выполнения несложных программ, включая циклы, ветвления и подпрограммы, при заданных исходных данных; модифицировать готовые программы для решения новых задач, использовать их в своих программах в качестве подпрограмм ( процедур, функций) - уметь создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с использованием возможностей современных программных средств и облачных сервисов; умение использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности, составлять запросы в базах данных (в том числе вычисляемые запросы), выполнять сортировку и поиск записей в базе данных; наполнять разработанную базу данных; умение использовать электронные таблицы для анализа, представления и обработки данных (включая вычисление суммы, среднего арифметического, наибольшего и наименьшего значений, решение уравнений); -уметь использовать компьютерно – математические модели для анализа объектов и процессов: формулировать цель моделирования, выполнять анализ результатов полученных в ходе моделирования; оценивать адекватность модели моделируемому объекту или процессу; представлять результаты моделирования в наглядном виде; - уметь классифицировать основные задачи анализа данных (прогнозирование, классификация, анализ отклонений); понимать последовательность решения задач анализа данных: сбор первичных данных, отчистка и оценка качества данных, выбор и \ или построение модели, преобразование данных, визуализация данных, интерпретация результатов; - иметь представление о базовых принципах организации и функционирования компьютерных сетей; - уметь определять среднюю скорость передачи данных, оценивать изменения времени передачи при изменении информационного объема данных и характеристик канала связи; - уметь строить код, обеспечивающий наименьшую возможную среднюю длину сообщения при известной частоте символов; пояснять принципы работы простых алгоритмов сжатия данных; - уметь использовать при решении задач свойства позиционной записи чисел, алгоритмы построения записи числа в позиционной системе счисления с заданным основанием построения числа по строке, содержащей запись этого числа в позиционной системе счисления с заданным основанием; - уметь выполнять арифметические операции в позиционной системах счисления; умение выполнять арифметические операции в позиционных системах счисление; умение строить логические выражения в дизъюнктивной и конънктивной нормальных формах по заданной таблице истинности; исследовать область истинности высказывания, содержащего переменные; решать несложные логические уравнения; уметь решать несложные логические задачи, связанные с анализом графов (задачи построения оптимального пути между вершинами графа, определения количества различных путей между вершинами ориентированного ациклического графа); уметь использовать деревья при анализе построения кодов и для поиска и сортировки; уметь строить дерево игры по заданному алгоритму; разрабатывать и обосновывать выигрышную стратегию игры; - понимать базовые алгоритмы обработки числовой и текстовой информации (запись чисел в позиционной системе счисления, делимость целых чисел; нахождение всех простых чисел в заданном диапазоне; обработка многоразрядных целых чисел; анализ символьных строк и других), алгоритмов поиска и сортировки; умение определять сложность изучаемых в курсе базовых алгоритмов ( суммирование элементов массива, сортировка массива, переборные алгоритмы, двоичный поиск) и приводить примеры нескольких алгоритмов разной сложности для решения одной задачи; - владеть универсальным языком программирования высокого уровня (Паскаль, Python, Java, C++, C#), представлениями о базовых типах данных и структурах данных; умение использовать основные управляющие конструкции данных; умение осуществлять анализ предложенной программы: определять результаты работы программы при заданных исходных данных; определять, при каких исходных данных возможно получение указанных результатов; выявлять данные, которые могут привести к ошибке в работе программы; формулировать предложения по получению программного кода; - уметь разрабатывать и реализовывать в виде программ базовые алгоритмы; использовать в программах данные различных типов с учетом ограничений на диапазон их возможных значений, применять при решении задач структуры данных (списки, словари, стеки, очереди, деревья); применять стандартные и собственные продпрограммы для обработки числовых данных и символьных строк; использовать при разработке программ библиотеки подпрограмм; знать функциональные возможности инструментальных средств среды разработки; умение использовать средства отладки программ в среде программирования; умение документировать программы; - уметь создавать веб – страницы; умение использовать электронные таблицы для анализа, представления и обработки данных (включая выбор оптимального решения, подбор линии тренда, решения задач прогнозирования); владеть основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работы с ними; использовать табличные (реляционные) базы данных и справочные системы. |
1.5. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Учебная нагрузка обучающегося |
Количество часов |
максимальная |
156 |
Самостоятельная учебная работа |
0 |
Обязательная аудиторная: |
|
всего занятий |
156 |
в т.ч. профессионально – ориентированного содержания |
109 |
Лабораторные, Практические занятия и Практическая подготовка |
100 |
консультации |
0 |
в т.ч. профессионально – ориентированного содержания |
70 |
промежуточная аттестация |
0 |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
|
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
156 |
|
Обязательная аудиторная: всего занятий |
156 |
|
в т.ч. профессионально – ориентированного содержания |
109 |
|
Лабораторные, Практические занятия и Практическая подготовка |
100 |
|
в т.ч. профессионально – ориентированного содержания |
70 |
|
Промежуточная аттестация в виде зачета с оценкой |
1 семестр |
2 семестр |
40 |
46 |
|
3 |
4 семестр |
|
34 |
36 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем |
Краткое содержание учебного материала. Практические работы, самостоятельные работы обучающихся. |
Количество часов |
Уровень освоения |
||
Раздел 1. Цифровая грамотность |
34 |
|
|||
1.1 Требования техники безопасности и гигиены при работе с компьютерами и другими компонентами цифрового окружения |
Содержание учебного материала: |
2
|
1
|
||
Основные требования техники безопасности при работе за компьютером, а также при работе с другими компонентами цифровой технологии. (ОП.08 Безопасность жизнедеятельности). |
|||||
Лабораторные, Практические занятия и Практическая подготовка |
2 |
3 |
|||
Отработка техники безопасности при работе за компьютером, а также с другой цифровой технологией. (ОП.08 Безопасность жизнедеятельности). |
|||||
1.2 Принципы работы компьютера. Персональный компьютер. технологий |
Содержание учебного материала: |
2 |
1 |
||
Конфигурация компьютера в зависимости от решаемых задач. Поиск в сети Интернет информацию об отечественных специалистах, внёсших вклад в развитие вычислительной техники. Разбор примеров, подтверждающих тенденции развития вычислительной техники. (ОП.03 Техническое оснащение и организация рабочего места). |
|||||
Лабораторные, Практические занятия и Практическая подготовка |
2 |
3 |
|||
Исследование компьютера. Работа на компьютере в зависимости от решаемых задач.(ОП.06 Охрана труда). |
|||||
1.3 Параллельные вычисления. Многопроцессорные системы. Суперкомпьютеры. Распределённые вычислительные системы и обработка больших данных. Микроконтроллеры. Роботизированные производства |
Содержание учебного материала: |
2 |
1 |
||
Применение параллельных вычислений в различных областях, таких как научные и инженерные расчеты, обработка изображений и видео. Определение многопроцессорных систем и их преимущества. Определение суперкомпьютеров и их роль в выполнении сложных вычислений. Принципы работы распределенных вычислительных систем. Основные компоненты микроконтроллеров, такие как процессор, память, периферийные устройства. Типы роботов, используемых в роботизированных производствах, такие как промышленные роботы, коллаборативные роботы. (ОП.02 Основы товароведения продовольственных товаров). |
|||||
Лабораторные, Практические занятия и Практическая подготовка |
2 |
3 |
|||
Поиск информации на компьютере по теме: «Роботизированные производства». Умение находить главное и необходимое. ( МДК.01.01 Организация приготовления, подготовки к реализации и хранения кулинарных полуфабрикатов). |
|||||
1.4 Программное обеспечение компьютеров. Особенности программного обеспечения мобильных устройств. |
Содержание учебного материала: |
2 |
1 |
||
Основные типы программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение и программное обеспечение для разработки. Изучение операционных систем и их функций в управлении ресурсами компьютера. Обзор основных категорий прикладного программного обеспечения: офисные приложения, графические редакторы, мультимедийные приложения и др. Обзор операционных систем для мобильных устройств, таких как iOS и Android. (МДК.02.01 Организация приготовления, подготовки к реализации и презентации горячих блюд, кулинарных изделий и закусок). |
|||||
Лабораторные, Практические занятия и Практическая подготовка |
4
|
2 |
|||
Разбор программного обеспечения компьютера и мобильного телефона. ( МДК.03.02 Процессы приготовления, подготовки к реализации и презентации холодных блюд, кулинарных изделий, закусок). |
|||||
1.5 Файловая система. Поиск в файловой системе. Организация хранения и обработки данных с использованием интернет-сервисов, облачных технологий и мобильных устройств |
Содержание учебного материала: |
2 |
1 |
||
Основные принципы работы с графическим интерфейсом операционной системы, стандартными и служебными приложениями, файловыми менеджерами. Характеристика особенности программного обеспечения мобильных устройств. (ОП.05 Основы калькуляции и учета). |
|||||
Лабораторные, Практические занятия и Практическая подготовка |
4 |
3 |
|||
Настройка внешнего вида и поведения графического интерфейса на компьютере, включая изменение тем оформления, обоев, звуковых схем и т.д. Использование служебных приложений, таких как калькулятор, календарь, часы, утилиты системы. Основные функции файлового менеджера, таких как просмотр, копирование, перемещение, удаление файлов и папок. (МДК.04.01 Организация приготовления, подготовки к реализации горячих и холодных сладких блюд, десертов, напитков). |
|||||
1.6 Прикладные компьютерные программы для решения типовых задач по выбранной специализации. |
Содержание учебного материала: |
2 |
1 |
||
Введение в прикладные компьютерные программы. Основные типы программного обеспечения в выбранной специализации. Основные функции и возможности прикладных программ в выбранной специализации. Примеры конкретных программ в выбранной специализации. (ОП.03 Техническое оснащение и организация рабочего места). |
|||||
Лабораторные, Практические занятия и Практическая подготовка |
2 |
3 |
|||
Практическое применение прикладных программ в выбранной специализации. (ОП.06 Охрана труда). |
|||||
1.7 Законодательство Российской Федерации в области программного обеспечения. |
Содержание учебного материла: |
2 |
1 |
||
Основные правонарушения, имеющие место в области использования программного обеспечения и наказания за них, предусмотренные законодательством Российской Федерации. (ОП.10 Информационные технологии в профессиональной деятельности/адаптационные информационные технологии). |
|||||
Лабораторные, Практические занятия и Практическая подготовка |
4 |
3 |
|||
Подготовка доклада на тему: «Основные статьи в области некорректного использования программного обеспечения». (ОП.03 Техническое оснащение и организация рабочего места). |
|||||
Раздел 2. Теоретические основы информатики |
32 |
|
|||
2.1 Информация, данные и знания. Универсальность дискретного представления информации. Двоичное кодирование. Равномерные и неравномерные коды. Условие Фано. |
Содержание учебного материала: |
2 |
1 |
||
Основная сущность понятий: «информация», «данные», «знания». Примеры, поясняющие универсальность дискретного кодирования информации. Кодирование и декодирование сообщения по предложенным правилам. Правильное использование условие Фано. (ОП.07 Иностранный язык в профессиональной деятельности). |
|||||
Лабораторные, Практические занятия и Практическая подготовка |
4 |
2 |
|||
Решение задач на тему: «Кодирование и декодирование сообщений».Примеры кодов, последовательность букв в тексте, цифр в числе, двоичный компьютерный код и др. Практическая работа на компьютере: «Применение азбуки Морзе». (МДК.01.01 Организация приготовления, подготовки к реализации и хранения кулинарных полуфабрикатов). |
|||||
2.2 Подходы к измерению информации. Сущность объёмного (алфавитного) подхода к измерению информации, определение бита с точки зрения алфавитного подхода, связь между размером алфавита и информационным весом символа. |
Содержание учебного материала: |
2 |
1 |
||
Изучение основных понятий; бит, байт, Кбайт, Мбайт, Гбайт. Сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации, определение бита с позиции содержания сообщения. ( ОП.01 Основы микробиологии, санитарии и гигиены). |
|||||
Лабораторные, Практические занятия и Практическая подготовка |
4 |
2 |
|||
Решение задач на измерение информации, заключённой в тексте, с позиции алфавитного подхода (в предположении о равной вероятности появления символов в тексте). Устанавливание связи между единицами измерения информации: бит, байт, Кбайт, Мбайт, Гбайт с использованием компьютера. (ОП.05 Основы калькуляции и учета). |
|||||
2.3 Информационные процессы |
Содержание учебного материала: |
2 |
1 |
||
Передача информации. Источник, приёмник, канал связи, сигнал, кодирование. Искажение информации при передаче. Скорость передачи данных по каналу связи. Хранение информации, объём памяти. (МДК.01.02 Процессы приготовления, подготовки к реализации кулинарных полуфабрикатов). |
|||||
Лабораторные, Практические занятия и Практическая подготовка |
2 |
3 |
|||
Просмотр объема информации файлов на компьютере. Решение задач на передачу информации. |
|||||
2.4 Обработка информации. |
Содержание учебного материала: |
2 |
1 |
||
Виды обработки информации: получение нового содержания, изменение формы представления информации. Поиск информации. Роль информации и информационных процессов в окружающем мире. (МДК.02.02 Процессы приготовления, подготовки к реализации и презентации горячих блюд, кулинарных изделий, закусок). |
|||||
Лабораторные, Практические занятия и Практическая подготовка |
2 |
3 |
|||
Расчет объёма информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи. (ОП.05 Основы калькуляции и учета). |
|||||
2.5 Представление информации в компьютере |
Содержание учебного материала: |
2 |
1 |
||
Системы счисления. Развёрнутая запись целых и дробных чисел в позиционных системах счисления. Свойства позиционной записи числа: количество цифр в записи, признак делимости числа на основание системы счисления. Алгоритм перевода целого числа из P-ичной системы счисления в десятичную. Алгоритм перевода конечной P-ичной дроби в десятичную. Алгоритм перевода целого числа из десятичной системы счисления в P-ичную. Перевод конечной десятичной дроби в P-ичную. Двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления, перевод чисел между этими системами. (ОП.08 Безопасность жизнедеятельности). |
|||||
Лабораторные, Практические занятия и Практическая подготовка |
4 |
2 |
|||
Переводы целого числа из P-ичной системы счисления в десятичную. Перевод конечной P-ичной дроби в десятичную. Перевод целого числа из десятичной системы счисления в P-ичную..Перевод между двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления. (МДК.04.01 Организация приготовления, подготовки к реализации горячих и холодных сладких блюд, десертов, напитков). |
|||||
2.6 Кодирование текстов |
Содержание учебного материала: |
2 |
1 |
||
Кодировка ASCII. Однобайтные кодировки. Стандарт UNICODE. Кодировка UTF-8. Определение информационного объёма текстовых сообщений. Кодирование изображений. Кодирование звука. (МДК.05.01 Организация приготовления, подготовки к реализации хлебобулочных, мучных кондитерских изделий). |
|||||
Лабораторные, Практические занятия и Практическая подготовка |
4 |
2 |
|||
Дискретизация графической и звуковой информации. (ОП.02 Основы товароведения продовольственных товаров). |
|||||
Раздел 3. Элементы алгебры логики |
6 |
|
|||
3.1 Алгебра логики. |
Содержание учебного материала: |
2 |
1 |
||
Высказывания. Логические операции. Таблицы истинности логических операций «дизъюнкция», «конъюнкция», «инверсия», «импликация», «эквиваленция». Логические выражения. |
|||||
Лабораторные, Практические занятия и Практическая подготовка |
4 |
3 |
|||
Решение простейших логических уравнений. Строение схемы на логических элементах по логическому выражению. |
|||||
Раздел 4. .Информационные технологии |
30 |
|
|||
4.1 Технологии обработки текстовой Информации |
Содержание учебного материала: |
2 |
1 |
||
Создание текстового документа. Набор текста. Редактирование и форматирование. Проверка орфографии и грамматики. Средства поиска и автозамены в текстовом процессоре. Использование стилей. Структурированные текстовые документы. Сноски, оглавление. Облачные сервисы. Коллективная работа с документом. |
|||||
Лабораторные, Практические занятия и Практическая подготовка |
4 |
2 |
|||
Работа с текстовым документом в программе MicrosoftWord. Создание документа, его название, набор текста, редактирование текста, проверка на орфографию и грамматику, использование стилей, сноски, оглавление и т.д. |
|||||
4.2 Деловая переписка. Реферат. Правила цитирования источников и оформления библиографических ссылок. Оформление списка литературы |
Содержание учебного материала: |
2 |
1 |
||
Создание гипертекстового документ. Использование средств автоматизации при создании документа. Применение правил цитирования источников и оформления библиографических ссылок. ( ОП.07 Иностранный язык в профессиональной деятельности). |
|||||
Лабораторные, Практические занятия и Практическая подготовка |
4 |
3 |
|||
Создание гипертекстового документа. Отработка правильного оформления библиографических ссылок в текстовом документе Word. (ОП.04 Экономические и правовые основы профессиональной деятельности). |
|||||
4.3 Ввод изображений с использованием различных цифровых устройств |
Содержание учебного материала: |
2 |
1 |
||
Ввод изображений с использованием различных цифровых устройств: цифровые фотоаппараты, микроскопы, видеокамеры, сканеры и других устройств. (ОП.03 Техническое оснащение и организация рабочего места). |
|||||
Лабораторные, Практические занятия и Практическая подготовка |
4 |
3 |
|||
Фотографирование объекта различной формы и цвета. Загрузка полученного изображения на компьютер и отображение его с помощью программы просмотра изображений. (МДК.06.02 Основы предпринимательства, открытие собственного дела). |
|||||
4.5 Графический редактор. Обработка графических объектов. Растровая и векторная графика. Форматы графических файлов. |
Содержание учебного материала: |
2 |
1 |
||
Основные понятия и принципы работы с графическим редактором. Различие между растровой и векторной графикой, а также описание популярных форматов графических файлов, используемых для хранения и обмена изображениями. (ОП.04 Экономические и правовые основы профессиональной деятельности). |
|||||
Лабораторные, Практические занятия и Практическая подготовка |
4 |
3 |
|||
Обработка изображения с помощью фильтров графического редактора. (ОП.10 Информационные технологии в профессиональной деятельности/адаптационные информационные технологии). |
|||||
4.6 Компьютерные презентации |
Содержание учебного материала: |
2 |
1 |
||
Мультимедийные онлайн-сервисы для разработки презентаций проектных работ. Основные возможности редакторов презентаций. ( МДК.06.01 Способы поиска работы, трудоустройства). |
|||||
Лабораторные, Практические занятия и Практическая подготовка |
4 |
3 |
|||
Регистрация с онлайн – сервисе Google для создания презентации. Применение основных функций и возможностей редактора презентаций, такие как создание слайдов, добавление текста и изображений, настройка анимации переходов и т.д. Создание небольшой презентации на выбранную тему и экспортировать ее в формате PDF или видео. (МДК.05.02 Процессы приготовления, подготовки к реализации хлебобулочных, мучных кондитерских изделий). |
|||||
Раздел 5. Цифровая грамотность |
36 |
|
|||
5.1 Сетевые информационные технологии |
Содержание учебного материала: |
2 |
1 |
||
Принципы построения и аппаратные компоненты компьютерных сетей. Сетевые протоколы. Сеть Интернет. Адресация в сети Интернет. Система доменных имён. Разбор принципов адресации в сети Интернет, включая форматы IP-адресов. (ОП.10 Информационные технологии в профессиональной деятельности/адаптационные информационные технологии). |
|||||
Лабораторные, Практические занятия и Практическая подготовка |
4 |
3 |
|||
Изучение сети Интернет, включая ее структуру, организацию и связь между различными сетями и компьютерами. Отработка принципов адресации в сети Интернет. (ОП.08 Безопасность жизнедеятельности). |
|||||
5.2 Разработка интернет-приложений (сайтов) |
Содержание учебного материала:
|
2 |
1 |
||
Введение в веб-разработку. Основные принципы работы веб-приложений, а также технологии и инструменты, используемые для их создания, включая HTML, CSS, JavaScript и фреймворки, такие как React или Angular. (ОП.04 Экономические и правовые основы профессиональной деятельности). |
|||||
Лабораторные, Практические занятия и Практическая подготовка |
4 |
3 |
|||
Разработка веб-страницы. (ОП.07 Иностранный язык в профессиональной деятельности). |
|||||
5.3 Геоинформационные системы. Геолокационныесервисы реального времени (например, локация мобильных телефонов, определение загруженности автомагистралей), интернет-торговля, бронирование билетов, гостиниц |
Содержание учебного материала: |
2 |
1 |
||
Введения в понятие геоинформации и основных принципов работы геоинформационных систем (ГИС). использование геолокационных сервисов реального времени в различных сферах, таких как определение местоположения мобильных телефонов для целей безопасности, мониторинг загруженности автомагистралей и оптимизация транспортных маршрутов. роль ГИС в интернет-торговле, бронирования билетов и гостиниц. (ОП.08 Безопасность жизнедеятельности). |
|||||
Лабораторные, Практические занятия и Практическая подготовка |
4 |
2 |
|||
Использование ГИС для определения местонахождения мобильных телефонов, мониторинг загруженности автомагистралей, бронирование билетов и гостиниц. (ОП.05 Основы калькуляции и учета). |
|||||
5.4 Социальные сети -организация коллективного взаимодействия и обмена данными. Сетевой этикет: правила поведения в киберпространстве |
Содержание учебного материала: |
2 |
1 |
||
Введение в понятие социальных сетей и изучение их роли в организации коллективного взаимодействия и обмена данными. Основные принципы сетевого этикета, включая уважение к другим пользователям, конфиденциальность данных, ответственное поведение в сети и соблюдение авторских прав. (ОП.08 Безопасность жизнедеятельности). |
|||||
Лабораторные, Практические занятия и Практическая подготовка |
4 |
2 |
|||
Практические навыки использования социальных сетей для коммуникации, совместной работы, рекламы и личного развития. (МДК.01.01 Организация приготовления, подготовки к реализации и хранения кулинарных полуфабрикатов). |
|||||
5.5 Основы социальной информатики |
Содержание учебного материала: |
2 |
1 |
||
Техногенные и экономические угрозы, связанные с использованием информационно-коммуникационных технологий. Общие проблемы защиты информации и информационной безопасности. Средства защиты информации в компьютерах, компьютерных сетях и автоматизированных информационных системах. (ОП.08 Безопасность жизнедеятельности). |
|||||
Лабораторные, Практические занятия и Практическая подготовка |
4 |
2 |
|||
Средства защиты информации в компьютерах, компьютерных сетях и автоматизированных информационных системах. (ОП.08 Безопасность жизнедеятельности). |
|||||
5.6 Вредоносное программное обеспечение и способы борьбы с ним. Антивирусные программы |
Содержание учебного материала: |
2 |
1 |
||
Введение в понятие вредоносного программного обеспечения и его виды. Различные типы вредоносных программ, такие как вирусы, черви, троянские программы и шпионские программные обеспечения.Изучение способов борьбы с вредоносным программным обеспечением. (ОП.10 Информационные технологии в профессиональной деятельности/адаптационные информационные технологии). |
|||||
Лабораторные, Практические занятия и Практическая подготовка |
4 |
3 |
|||
Знакомство с антивирусными программами. Установка антивирусной программы на компьютер. (ОП.10 Информационные технологии в профессиональной деятельности/адаптационные информационные технологии). |
|||||
Раздел 6. Алгоритмы и программирование |
18 |
|
|||
6.1 Алгоритмы и элементы программирования |
Содержание учебного материала: |
2 |
1 |
||
Определение возможных результатов работы простейших алгоритмов управления исполнителями и вычислительных алгоритмов. Определение исходных данных, при которых алгоритм может дать требуемый результат. Этапы решения задач на компьютере. (ОП.07 Иностранный язык в профессиональной деятельности). |
|||||
Лабораторные, Практические занятия и Практическая подготовка |
4 |
2 |
|||
Определение исходных данных. Разработка алгоритма. Тестирование алгоритма. (ОП.07 Иностранный язык в профессиональной деятельности). |
|||||
6.2 Язык программирования (Паскаль, Python, Java, C++, C#). Основные конструкции языка программирования |
Содержание учебного материала:
|
2 |
1 |
||
Введение в каждый из языков программирования. Основные конструкции языка программирования. Примеры использования конструкций языка. (ОП.04 Экономические и правовые основы профессиональной деятельности). |
|||||
Лабораторные, Практические занятия и Практическая подготовка |
2 |
2 |
|||
Ознакомление с основными чертами выбранного языка программирования Python. Основные конструкции выбранного языка программирования. Написание программы для вычисления суммы чисел, проверки наличия элемента в списке, сортировки массива и других типов задач. (ОП.01 Основы микробиологии, санитарии и гигиены). |
|||||
6.3 Электронные таблицы и базы данных |
Содержание учебного материала: |
1 |
1 |
||
Анализ данных. Анализ данных с помощью электронных таблиц. Работа с готовой базой данных. Заполнение базы данных. Поиск, сортировка и фильтрация записей. Запросы на выборку данных. Запросы с параметрами. Вычисляемые поля в запросах. ( МДК.05.01 Организация приготовления, подготовки к реализации хлебобулочных, мучных кондитерских изделий). |
|||||
Лабораторные, Практические занятия и Практическая подготовка |
4 |
2 |
|||
Статистическая обработка данных средствами редактора электронных таблиц. Работа с готовой базой данных (заполнение базы данных; поиск, сортировка и фильтрация записей; запросы на выборку данных). (МДК.06.02 Основы предпринимательства, открытие собственного дела). |
|||||
6.4 Средства искусственного интеллекта |
Содержание учебного материала: |
1 |
1 |
||
Сервисы машинного перевода и распознавания устной речи. Идентификация и поиск изображений, распознавание лиц. Самообучающиеся системы. Искусственный интеллект в компьютерных играх. Использование методов искусственного интеллекта в обучающих системах. Использование методов искусственного интеллекта в робототехнике. Интернет вещей. Перспективы развития компьютерных интеллектуальных систем. ( МДК.06.01 Способы поиска работы, трудоустройства). |
|||||
Лабораторные, Практические занятия и Практическая подготовка |
2 |
3 |
|||
Решение задач с помощью искусственного интеллекта. ( ОП.05 Основы калькуляции и учета). |
|||||
Промежуточная аттестация в форме зачета с оценкой |
2 |
3 |
|||
Всего |
156 |
|
|||
3.1 Материально-техническое обеспечение
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Информатика» входят:
Оборудование учебного кабинета:
· посадочные места для обучающихся;
· рабочее место учителя;
· маркерная доска;
· учебно-методическое обеспечение.
Технические средства обучения:
· компьютеры по количеству мест;
· мультимедиа;
· локальная сеть кабинета, интернет;
· периферийное оборудование и оргтехника.
Оборудованиелабораторииирабочихместлаборатории:
1.Комплектучебно-наглядныхпособий:
2.Комплектэлектронныхпособий:
· компьютеры по количеству обучающихся;
· локальная компьютерная сеть и глобальная сеть Интернет;
· лицензионное системное и прикладное программное обеспечение;
· лицензионное антивирусное программное обеспечение;
· лицензионное специализированное программное обеспечение;
· мультимедийный проектор.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Цветкова М.С., Хлобыстова И.Ю.Информатика: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования, М.: ИЦ «Академия», 2022.
2. Цветкова М.С., Великович Л.С. Информатика и ИКТ: учебник. - М.:2020 Астафьева Н.Е.,
3. Цветкова М.С., Хлобыстова И.Ю. Информатика и ИКТ: Практикум для профессий и специальностей естественно-научного и гуманитарного профилей. - М.: 2022.
3.2.2. Дополнительная литература
3. Малясова С.В., Демьяненко С.В. Информатика и ИКТ: Пособие для подготовки к ЕГЭ : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. М.С.Цветковой. — М., 2020.
4. Цветкова М.С., Великович Л.С. Информатика и ИКТ: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2021.
5. Цветкова М.С., Хлобыстова И.Ю. Информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей естественно-научного и гуманитарного профилей : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2022.
6. Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: электронный учеб. метод. комплекс для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2022.
3.2.3. Интернет-ресурсы:
https://ibooks.ru/
https://rusneb.ru/
http://www.polnaja-jenciklopedija.ru/
http://1сентября.рф/
http://FB.ru/
http://www.wikipedia.org/
https://www.geeksforgeeks.org/ru/
https://stackoverflow.com/
www.school-collection.edu.ru(«Единаяколлекциицифровыхобразовательныхресурсов»).
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Содержание обучения |
Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий) |
Требования техники безопасности и гигиены при работе с компьютерами и другими компонентами цифрового окружения |
Умение анализировать условия использования компьютера и других доступных компонентов цифрового окружения с точки зрения требований техники безопасности и гигиены. |
Принципы работы компьютера. Персональный компьютер. технологий |
Умение характеризовать компьютеры разных поколений. Выбирать конфигурацию компьютера в зависимости от решаемых задач. Искать в сети Интернет информацию об отечественных специалистах, внёсших вклад в развитие вычислительной техники. Умение приводить примеры, подтверждающие тенденции развития вычислительной техники. |
Параллельные вычисления. Многопроцессорные системы. Суперкомпьютеры. Распределённые вычислительные системы и обработка больших данных. Микроконтроллеры. Роботизированные производства |
Понимать основные понятия и принципы параллельных вычислений: иметь представление о том, что такое параллельные вычисления, как они работают и какие задачи могут быть эффективно решены при помощи параллельных вычислений. Умение разбираться в архитектуре многопроцессорных систем и суперкомпьютеров, знать различные типы суперкомпьютеров, их характеристики и области применений. Иметь представление о распределенной вычислительной системе, как они работают, основные принципы и алгоритмы распределенных вычислений. Иметь представление о том, как обрабатывать и анализировать большие объемы данных, использовать специализированные инструменты и алгоритмы для обработки данных и извлечения информации. Уметь разбираться в архитектуре и принципах работы микроконтроллеров, знать основные функции и способы их программирования. Иметь представление о том, как роботизированные производства функционируют, основные задачи, решаемые роботами, а также понимать принципы программирования и управления роботами. |
Программное обеспечение компьютеров. Особенности программного обеспечения мобильных устройств. |
Иметь представление о том, что такое программное обеспечение, его роль и функции. Знать основные типы программного обеспечения, такие как операционные системы, прикладное программное обеспечение, системное программное обеспечение и т. д. Также студенты должны понимать принципы разработки программного обеспечения и жизненного цикла программного обеспечения. |
Файловая система. Поиск в файловой системе. Организация хранения и обработки данных с использованием интернет-сервисов, облачных технологий и мобильных устройств |
Уметь разрабатывать и реализовывать алгоритм поиска в файловой системе, который будет эффективно находить файлы на основе различных критериев, таких как имя файла, расширение, дата создания и другие метаданные. Иметь представление о том, как исследовать организацию хранения и обработки данных с использованием интернет-сервисов, облачных технологий и мобильных устройств. Уметь разрабатывать алгоритм для автоматической классификации и каталогизации файлов в файловой системе на основе их содержимого с использованием методов машинного обучения, таких как нейронные сети или алгоритмы кластеризации. |
Прикладные компьютерные программы для решения типовых задач по выбранной специализации. |
Иметь представление основных принципов, процессов и требований, связанных с выбранной специализацией. Умение исследовать иделать анализ типичных задач, которые могут возникнуть в выбранной области. Уметь разрабатывать программные решения, которое будет решать типичные задачи в выбранной специализации, а именно выбор подходящих алгоритмов, структур данных, языков программирования и технологий разработки прикладных компьютерных программ. Уметь проводить тестирования программного решения для обеспечения его правильной работы и соответствия требованиям выбранной специализации. Уметь создавать документацию, которая описывает разработанное программное решение, его возможности, спецификации и инструкции по использованию.
|
Законодательство Российской Федерации в области программного обеспечения. |
Иметь представление об основных правонарушениях, имеющие место в области использования программного обеспечения и наказания за них, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Уметь делать анализ и определение основных правонарушений, связанных с использованием программного обеспечения, а именно: нарушение авторских прав, незаконное использование или распространение программного обеспечения, нарушение лицензионных условий, взлом программного обеспечения и т. д. Знать советы по соблюдению законодательства и предотвращению правонарушений в области использования программного обеспечения. |
Информация, данные и знания. Универсальность дискретного представления информации. Двоичное кодирование. Равномерные и неравномерные коды. Условие Фано. |
Иметь представление об основных понятий, связанных с информацией, данными и знаниями. Уметь объяснять различия между этими терминами и взаимосвязь между ними. Знать определение информации как совокупности данных, которые имеют смысл и значимость для получателя. Знать методы дискретного кодирования информации и объяснение их универсальности. Уметь приводить примеры, демонстрирующих, как различные типы данных могут быть представлены и переданы с помощью дискретного кодирования, такого как бинарный код или коды Хаффмана. Уметь описывать процесс кодирования и декодирования сообщения по предложенным правилам. Знать, как правильно описывать различные методы кодирования, таких как блочное кодирование, коды с переменной длиной и арифметическое кодирование. Знать определение условия Фано и его применение в процессе кодирования для достижения наименьшей средней длины кодового слова. |
Подходы к измерению информации. Сущность объёмного (алфавитного) подхода к измерению информации, определение бита с точки зрения алфавитного подхода, связь между размером алфавита и информационным весом символа. |
Знать различные подходы к измерению информации, включая объёмный (алфавитный) подход и вероятностный подход. Уметь объяснять сущность объёмного подхода, который основан на измерении количества символов, необходимых для передачи информации. Знать сущность алфавитного подхода к измерению информации. Знать, что в алфавитном подходе информация измеряется количеством символов, необходимым для представления сообщения. Знать определение бита с точки зрения алфавитного подхода. Уметь объяснять, что бит является минимальной единицей информации, которая может принимать одно из двух возможных значений (0 или 1). Знать, что количество бит в сообщении равно логарифму по основанию 2 от количества возможных символов в алфавите. Знать, что размер алфавита влияет на информационный вес символа, чем больше размер алфавита, тем меньше информационный вес каждого символа. |
Информационные процессы |
Знать основы информационных процессов и их роли в передаче, обработке, хранении и использовании информации. Знать, что информационный процесс включает сбор, передачу, обработку и анализ информации с целью создания новых знаний или принятия решений. Уметь использовать технологии в информационных процессах, таких как сенсорные устройства для сбора данных, базы данных для хранения информации, алгоритмы и программное обеспечение для обработки данных, и т. д. |
Обработка информации |
Знать основы обработки информации и ее роли в преобразовании необработанных данных в полезную информацию, а также что обработка информации включает сбор данных, их анализ, интерпретацию и преобразование для получения значимой информации. Знать основные этапы обработки информации, включая ввод/сбор данных, хранение, обработку, передачу и вывод информации, а также уметь объяснять роль каждого этапа и их последовательность в процессе обработки информации. Уметь работать с различными методами и технологиями, используемых при обработке информации, таких как алгоритмы, математические и статистические методы, компьютерные программы и системы, искусственный интеллект и машинное обучение. |
Представление информации в компьютере |
Уметь объяснять понятие бита как минимальной единицы информации и объяснение, что байт представляет собой группу из 8 битов. Знать различные системы счисления,
такие как двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная, и их связь с
представлением информации в компьютере. Уметь представлять информацию в виде букв, цифр и специальных символов в компьютере. Уметь пользоваться различными кодировками, такими как ASCII, Unicode и UTF-8, и их роль в представлении символьной информации. Знать методы представления графической информации в компьютере, включая использование пикселей, цветовых моделей и разрешения изображения. Уметь различать форматы файлов для хранения и передачи графической информации, таких как JPEG, PNG и GIF. |
Кодирование текстов |
Знать понятия кодирования текста и его роли в представлении и передаче информации. Знать основные цели кодирования текста, таких как сжатие данных, обеспечение безопасности и обеспечение совместимости между различными системами. Знать ASCII кодировку: изучение ASCII (AmericanStandardCodeforInformationInterchange) кодировки, которая представляет основной набор символов, включая буквы английского алфавита, цифры и специальные символы. Уметь пользоваться таблицей ASCII и объяснять, как символы представлены в виде чисел. Знать расширенную кодировку ISO-8859 и Unicode. Знать преимущества использования расширенных кодировок для поддержки различных языков и символов, включая мультиязычные тексты и символы из различных алфавитов. ЗнатьUnicodeTransformationFormat 8-bit, атакжеуметьдемонстрировать преимущества использования данной кодировки. Иметь представление о проблемах, с которыми можно столкнуться при кодировании текста, таких как несовместимость кодировок, отображение и хранение символов различной ширины, проблемы с тестированием и отладкой. |
Алгебра логики |
Знать основные понятия алгебры логики, таких как логические операции (И, ИЛИ, НЕ), логические значения (истина и ложь) и логические выражения. Уметь демонстрировать, как можно использовать логические операции для выражения различных утверждений и условий. Знать основные алгебраические законы в алгебре логики, таких как коммутативность, ассоциативность, дистрибутивность и законы двойного отрицания. Уметь объяснять, как основные алгебраические законы могут использоваться для преобразования логических выражений и упрощения логических выражений. Знать, что такое импликации (логического следования) и эквивалентности в алгебре логики, а также знать, как использовать импликацию для выражения условий и логических связей. Знать основные операции алгебры, таких как конъюнкция, дизъюнкция, отрицание, импликация и эквивалентность. Знать, какие свойства и законы справедливы в алгебре и как их можно использовать для работы с логическими выражениями. Уметь работать с основными операциями алгебры, такими как конъюнкция, дизъюнкция, отрицание, импликация и эквивалентность.
|
Технологии обработки текстовой Информации |
Знать основные шаги создания текстового документа, такие как открытие текстового процессора, выбор шаблона или создание нового документа, и начало набора текста. Уметь создавать текстовый документ, выбирать шаблон или создавать новый. Знать основные приемы и методы набора текста, таких как выбор шрифта, размера и цвета текста, выравнивание текста, создание списков и вставка различных символов. Уметь набирать текст, выбирать шрифт, размер текста, и выполнять вставку различных символов. Знать средства редактирования, такие как выделение, копирование, вставка, удаление и перемещение текста. Уметь форматировать текст, делать его как жирный, курсив, подчеркнутый, изменение шрифта и размера. Знать, как использовать функции проверки орфографии и грамматики для исправления ошибок и улучшения качества текста. Иметь представление о функции поиска и автозамены в текстовом процессоре. Уметь пользоваться автозаменой в текстовом документе. Знать, как использовать стили для быстрого и удобного изменения внешнего вида текста и его форматирования. Уметь создавать пользовательские стили и применять их к тексту. Знать и у меть выполнять структурированные документы, а именно: делать оглавление, сноски и разделы. Знать преимущества и возможности использования облачных сервисов для создания, редактирования и совместной работы над текстовыми документами. |
Деловая переписка. Реферат. Правила цитирования источников и оформления библиографических ссылок. Оформление списка литературы |
Знать основные принципы деловой переписки, включая составление официальных писем, электронных писем и других форм деловой коммуникации, а знать и соблюдать правила этикета и форматирования. Уметь создавать рефераты и аналитические материалы, включая работу с различными источниками информации, извлечения главных положений и аргументов; уметь структурировать и оформлять рефераты. Уметь применять правила цитирования источников, включая правила оформления прямых и косвенных цитат, придания ссылкам на авторов и источники; уметь отображать источники в списке литературы. Уметь правильно оформлять библиографические ссылки и список литературы в соответствии с заданными стилями оформления (например, APA, MLA, Harvard) или учебными требованиями. |
Ввод изображений с использованием различных цифровых устройств |
Знать основные принципы ввода изображений и их цифровую обработку, включая различные форматы файлов изображений (например, JPEG, PNG, GIF); знать способы их сохранения и сжатия. Уметь использовать цифровые устройства, такие как сканеры, фотокамеры, цифровые камеры и смартфоны, для ввода изображений в цифровом формате. |
Графический редактор. Обработка графических объектов. Растровая и векторная графика. Форматы графических файлов |
Понимать принцип работы графического редактора, включая основные инструменты и функции для создания, редактирования и модификации графических объектов. Уметь работать с растровой и векторной графикой; иметь представление о различии между ними и их применение в различных сферах деятельности. Знать о различных форматах графических файлов, таких как JPEG, PNG, SVG, AI; знать их основные характеристики и особенности использования. Уметь использовать инструменты обработки графических объектов: изменение размеров, обрезка, поворот, наложение эффектов и фильтров, коррекция цвета и яркости, добавление текста и других элементов дизайна.
|
Компьютерные презентации |
Умение выбрать подходящую программу для создания компьютерных презентаций и ознакомление с ее основными функциями и инструментами. Знать и продумывать структуру презентации, включая логическую последовательность, использование заголовков, разделов, подразделов и списков для удобного представления информации. Иметь навык создания привлекательных слайдов, включая выбор цветовой схемы, шрифтов, изображений и графики, чтобы поддерживать внимание аудитории и улучшать визуальное впечатление. Уметь использовать различные типы медиа-содержимого, такие как фотографии, видео, аудио и анимации, для улучшения визуального эффекта и эффективной коммуникации сообщения. Иметь представление о различных способах организации и анимации слайдов, включая переходы между слайдами, появление и исчезновение элементов, изменение размеров и ориентации объектов. Уметь работать в команде иделать коллективную творческую работу при создании презентации.
|
Сетевые информационные технологии |
Иметь представление об основных принципах работы компьютерных сетей и их важности в современном информационном обществе. Умение объяснить основные понятия сетей, такие как IP-адреса, протоколы, роутеры, свитчи и другие устройства сети. Знать о различных типах сетей, включая локальные сети (LAN), глобальные сети (WAN) и беспроводные сети (Wi-Fi). Иметь навык настройки и конфигурирования простой локальной сети, включая подключение компьютеров к сети, настройку IP-адресов и настройку сетевых устройств. Умение использовать протоколы сети, такие как TCP/IP, HTTP, FTP, SMTP и другие, для передачи данных по сети и понимания их особенностей и функциональности. Иметь представление об основных принципах работы Интернета, включая структуру доменных имен, поиск информации с использованием поисковых систем и основы веб-браузера. |
Разработка интернет-приложений (сайтов) |
Понимать основные принципы разработки веб-приложений и сайтов. Умение создавать простые веб-страницы с использованием HTML и CSS. Знать основные языки программирования и технологии, используемые в разработке веб-приложений, таких как JavaScript, PHP, Python или Ruby. Уметь использовать фреймворки и библиотеки для упрощения и ускорения процесса разработки, такие как React, Angular, Django и другие. Понимать основные принципы безопасности веб-приложений и умение применять методы защиты от взлома и атак. Умение тестировать и отлаживать веб-приложения для обеспечения их корректной работы. |
Геоинформационные системы. Геолокационные сервисы реального времени (например, локация мобильных телефонов, определение загруженности автомагистралей), интернет-торговля, бронирование билетов, гостиниц |
Понимать основные принципы работы геоинформационных систем (ГИС) и их роль в современном мире. Умение использовать геоинформационные сервисы для определения местоположения в режиме реального времени, например, для отслеживания положения мобильных телефонов или для определения загруженности автомагистралей. Понимание принципов работы интернет-торговли и бронирования билетов и гостиниц с использованием геолокационных данных. Умение использовать различные API и инструменты для разработки геолокационных сервисов и интеграции их в веб-приложения. |
Социальные сети -организация коллективного взаимодействия и обмена данными. Сетевой этикет: правила поведения в киберпространстве |
Понимать основные принципы работы социальных сетей и их роль в современном обществе. Знать о различных типах социальных сетей и популярных платформах, таких как Facebook, Instagram, Twitter, LinkedIn и другие. Уметь создавать и поддерживать профессиональные и личные аккаунты в социальных сетях. Понимать важность безопасности в социальных сетях и умение применять основные принципы защиты личной информации, таких как установка сильных паролей и ограничение общедоступности публикаций. Умение эффективно использовать функциональные возможности социальных сетей, такие как публикация контента, подключение к сообществам, обмен сообщениями и комментариями. Иметь представление об основных принципах сетевого этикета и правил вежливого и уважительного поведения в социальных сетях. Умение оценивать достоверность и качество информации, полученной в социальных сетях, и применять критическое мышление при ее использовании. Понимание этических и юридических аспектов использования социальных сетей, включая принципы авторского права, защиты персональных данных и борьбы с кибербуллингом. |
Основы социальной информатики |
Понимание технологических и экономических угроз, связанных с использованием информационно-коммуникационных технологий, таких как вирусы, хакерские атаки, киберпреступления, утечки данных и другие. Знание общих проблем и уязвимостей в области защиты информации и информационной безопасности, включая слабые пароли, отсутствие обновлений программного обеспечения, недостаточное обучение пользователей и другие. Иметь представление о важности защиты информации для организаций и частных лиц, включая сохранение конфиденциальности, целостности и доступности данных. Умение применять средства защиты информации в практических ситуациях, таких как установка и настройка антивирусного программного обеспечения, проверка безопасности сетевых соединений и обучение пользователей основам информационной безопасности. Понимание этических и правовых аспектов информационной безопасности, включая соблюдение авторских прав, защиту персональных данных и этические принципы в области информационных технологий. |
Вредоносное программное обеспечение и способы борьбы с ним. Антивирусные программы |
Понимание вредоносного программного обеспечения (вирусов, червей, троянских программ, шпионского ПО и др.) и его возможных последствий для компьютерной системы. Знать различные способы распространения вредоносного программного обеспечения, включая электронную почту, веб-сайты, социальные сети, съемные носители и другие. Понимание основных видов вредоносного программного обеспечения и их функциональности, такой как уничтожение данных, шифрование, незаконное сбор информации, прослушивание и другие. Знать основные принципы работы антивирусных программ и их роли в предотвращении и обнаружении вредоносного программного обеспечения. Уметь выбирать и устанавливать надежный антивирусный программный продукт; знать основные функции и настройки, таких как регулярное сканирование, реального времени защита, файрволы и другие. |
Алгоритмы и элементы программирования |
Знать понятия алгоритма и его роли в программировании. Знать основные элементв программирования, такие как переменные, операторы, условные операторы и циклы. Умение разработать простые алгоритмы для решения задач, используя доступные элементы программирования. Развитие навыков анализа и разложения сложных задач на более простые подзадачи. Знание различных типов данных и операторов для работы с ними, таких как целочисленные, вещественные числа, строки, логические значения и другие. Умение использовать условные операторы для принятия решений в программе, например, проверка условий и выполнение различных действий в зависимости от результатов. Уметь решать простые задачи на компьютере. |
Язык программирования (Паскаль, Python, Java, C++, C#). Основные конструкции языка программирования |
Понимание основных принципов и понятий языков программирования, таких как синтаксис, переменные, типы данных, операторы и функции. Знать каждый из языков программирования (Паскаль, Python, Java, C++, C#) с описанием основных характеристик и областей применения. Знание основных конструкций каждого языка программирования, таких как условные операторы (if-else, switch), циклы (for, while, do-while), функции (определение и вызов), массивы и структуры данных. Умение написать и применить основные конструкции каждого языка программирования в примерах кода. Уметь применять основные конструкции языков программирования в решении различных задач, таких как математические вычисления, обработка списков или работа с файлами. |
Электронные таблицы и базы данных |
Знать основные понятия и принципы работы электронных таблиц и баз данных. Знать, как создавать и организовывать данные в электронных таблицах, используя различные функции и формулы. Умение работать с данными в электронных таблицах, выполнять сортировку, фильтрацию и группировку данных. Умение создавать и редактировать базу данных, определять таблицы, поля и связи между ними. Умение выполнять запросы к базе данных, получать необходимую информацию из таблиц. Развитие навыков работы с программами для работы с электронными таблицами (например, MicrosoftExcel) и базами данных (например, MicrosoftAccess). |
Средства искусственного интеллекта |
Понимание основных понятий и принципов искусственного интеллекта. Умение описывать различные подходы и методы искусственного интеллекта, включая машинное обучение, нейронные сети, генетические алгоритмы и другие. Умение объяснять, как работают современные системы искусственного интеллекта, такие как голосовые помощники, системы автономного вождения, рекомендательные системы и другие. Умение применять базовые алгоритмы машинного обучения и нейронные сети для решения простых задач. Умение анализировать этические и социальные вопросы, связанные с применением искусственного интеллекта в различных областях. |
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения выполнения практических и контрольных работ, а также внеаудиторных самостоятельных работ.
Результаты обучения (предметные)
|
Критерии оценки |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
П1умение определять цели, составлять планы деятельности и определять средства, необходимые для их реализации
|
КО1 КО2 КО3 КО4 |
- оценка тестовой работы № 1,2,3,4,5 - оценка контрольной работы № 1,2 - оценка практической работы №1,2,3 |
П2использование различных информационных объектов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере в изучении явлений и процессов |
КО1 КО2 КО3 КО4 |
- оценка тестовой работы № 1,2,3,4,5 - оценка контрольной работы № 1,2 - оценка практической работы №1,2,3
|
П3использование различных источников информации, в том числе электронных библиотек, умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, в том числе из сети Интернет |
КО1 КО2 КО3 КО4 |
- оценка тестовой работы № 1,2,3,4,5 - оценка практической работы №1,2,3
|
П4умение анализировать и представлять информацию, данную в электронных форматах на компьютере в различных видах |
КО1 КО2 КО3 КО4 |
- оценка тестовой работы № 1,2,3,4,5 - оценка практической работы №1,2,3
|
П5умение использовать средства информационно-коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности |
КО1 КО2 КО3 КО4 |
- оценка тестовой работы № 1,2,3,4,5 - оценка практической работы №1,2,3
|
П6умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации средствами информационных и коммуникационных технологий |
КО1 КО2 КО3 КО4 |
- оценка тестовой работы № 1,2,3,4,5 - оценка практической работы №1,2,3
|
Л 1-6 МП 1-5 ОК 1-5 |
КО1 КО2 КО3 КО4
|
- оценка тестовой работы № 1-5 - оценка практической работы №1,2,3
|
Отметка |
Критерии оценки |
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов |
|
5 |
10 правильных ответов |
4 |
7-9 |
3 |
5-6 |
2 |
менее 5 правильных ответов |
Отметка |
Критерии оценки |
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов |
|
5 |
18-20 правильных ответов |
4 |
14-17 |
3 |
10-13 |
2 |
менее 10 правильных ответов. |
КО1 (критерии оценивания тестовых работ)
Время выполнения работы: 10-15 мин.
Время выполнения работы: 30-40 мин.
КО2 (критерии оценивания практической работы)
Отметка "5"
· Практическая или работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических работ теоретические знания, практические умения и навыки.
· Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
· Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка "4"
· Практическая работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.
· Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
· Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
· Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
· Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Отметка "2"
· Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Оценка "1"
· Выставляется в том случае, если ученик не приступал к выполнению работы. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за полной неподготовленности учащегося.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.