Программа по предмету"Родная литература"
Оценка 4.6

Программа по предмету"Родная литература"

Оценка 4.6
Документация
docx
русская литература
5 кл—9 кл
05.02.2020
Программа по предмету"Родная литература"
родная литература 5-9 класс.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         Пояснительная записка

 

Рабочая программа по родной  литературе для 5—9 классов составлена на основе:

- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);

- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577);

- «Концепции преподавания русского языка и литературы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г. № 637;

-  «Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации», утвержденной Правительством Российской Федерации от 03.06.2017 № 1155.

 Рабочая программа по родной литературе для 5-9 классов составлена в соответствии с рекомендациями Примерной программы по учебным предметам. Литература 5-9 классы/М.Просвещение 2011/ , авторской программой В.Я.Коровиной /Рабочая программа по литературе 5-9 классы . Авторы : В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, Н.В.Беляева/ и учебника для общеобразовательных учреждений в двух частях «Литература » /В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, М.Просвещение 2015.

Данная программа конкретизирует содержание Стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Цель программы: воспитание уважительного и бережного отношение к родной литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.  

Задачи:

v  формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы;

v   обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы, к отдельным ее произведениям;

v   приобщение к литературному наследию своего народа;

v   формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

v   формирование умения актуализировать в художественных текстах родной литературы личностно значимые образы, темы и проблемы, учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного литературного произведения;

v  обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета.

Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике.

Постижение произведения происходит в процессе системной деятельности школьников, как организуемой педагогом, так и самостоятельной, направленной на освоение навыков культуры чтения (вслух, про себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного, комментированного, сопоставительного и др.) и базовых навыков творческого и академического письма, последовательно формирующихся на уроках родной литературы.

Общая характеристика учебного курса

 

 ФГОС ООО признает приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ и уважающего его традиции, язык и культуру.   Изучение родной литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений.  Родная литература как культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка в качестве школьного предмета посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству.

Содержание программы каждого класса включает в себя произведения (или фрагменты из произведений) родной литературы, помогающие школьнику осмыслить её непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль.  Критерии отбора художественных произведений для изучения: высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, культурно-исторические традиции. 

В программе представлены следующие разделы:

v  Устное народное творчество.

v  Древнерусская литература.

v  Русская литература XVIII в.

v  Русская литература XIX в.

v  Русская литература XX в.

Место учебного курса «Родная литература»

 

Учебный предмет «Родная (русская) литература» как часть образовательной области «Родной язык и литература» тесно связан с предметом «Родной язык». Родная литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной родной речью. 

 

Программа учебного предмета «Родная литература» предназначена для изучения в 5-9 классах. 

Класс

Количество часов в неделю

Количество часов в год

5

0,5

17

6

0,5

17

7

0,5

17

8

0,5

17

9

1

34

В данной программе предусмотрены часы на выполнение практической части программы.

Контрольные работы: в V- IX классах - 2 сочинения.

Форма организации образовательного процесса - классно-урочная: традиционные уроки (усвоение новых знаний, закрепление изученного, повторительно-обобщающий урок, комбинированный урок, урок контроля знаний, урок развития речи); нестандартные уроки: зачёт, семинар.   Виды и формы контроля: 

·         письменный ответ на вопрос;

·         выразительное чтение (чтение наизусть);

·         сочинение на литературоведческую тему;

·         проект.  

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная литература»

 

Личностные результаты изучения предмета родная (русская) литература являются: 

Ø  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

Ø  формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России;

Ø  развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

Ø  осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

Ø  развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность русской речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

Ø  устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;

Ø   потребность в самовыражении через слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты художественной литературы, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Учащийся  научится:

ü  понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа;

ü  уважительно относиться к родной литературе;

ü  оценивать свои и чужие поступки;

ü  проявлять внимание, желание больше узнать. 

ü  понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;

ü  анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

 

Метапредметными результатами изучения курса родная (русская) литература является формирование УУД. 

Регулятивные УУД

Ø   формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока; способствовать к целеполаганию, включая постановку новых целей; 

Ø   анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели;

Ø  совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы;

Ø   работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность под руководством учителя;

Ø  в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Учащийся научится:

ü  планированию пути достижения цели;

ü  установлению целевых приоритетов; 

ü  оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

ü  учитывать условия выполнения учебной задачи;

ü  осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия».

 Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений. 

 

Познавательные УУД:

Ø  овладение навыками смыслового чтения;

Ø  извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

Ø  владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

Ø   перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в другую (переводить сплошной текст в план, таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной текст); 

Ø  излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; 

Ø  пользоваться словарями, справочниками; 

Ø  осуществлять анализ и синтез; 

Ø  устанавливать причинно-следственные связи; 

Ø  строить рассуждения.

 Средством развития познавательных УУД служат тексты художественной литературы; технология продуктивного чтения. 

Учащийся научится:

ü  строить сообщение в устной форме;

ü  находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос;

ü  ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

ü  анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

ü  осуществлять синтез как составление целого из частей;

ü  проводить сравнение;

ü  устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

ü  проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. 

ü  осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;

ü  обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

 

Коммуникативные УУД:

Ø умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

Ø планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

Ø учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя);

Ø уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы; 

Ø слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

Ø  уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя; 

Ø  уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя); 

Ø оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра; 

Ø  выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Учащийся научится:

ü  устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;

ü  аргументировать свою точку зрения;

ü  задавать вопросы.

ü  продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;

ü  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

ü  брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).

Все виды личностных и метапредметных УУД развиваются на протяжении обучения  в 5 – 9  классах. Приращением в данных действиях становится глубина внутреннего осознания значимости данных действий и степень самостоятельности их применения.

 

Предметными результатами изучения курса родная (русская) литература является сформированность следующих умений:

Ø  осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

Ø  понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

Ø  развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

Ø  овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.;

Ø  формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Учащийся научится:

ü  владеть различными видами пересказа,

ü  пересказывать сюжет;

ü  выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;

ü  характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;

ü  находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;

ü  определять родо-жанровую специфику художественного произведения;

ü  выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;

ü  выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;

ü  ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;

ü   пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.

 

 

Устное народное творчество

Учащийся научится:

·         видеть черты русского национального характера в героях русских сказок;

·         пересказывать сказку, чѐтко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для сказки художественные средства;

·         учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения.

Древнерусская литература

Учащийся научится:

·         характеризовать отдельные эпизоды российской истории с помощью произведений древнерусской литературы;

·         характеризовать исторических персонажей прочитанных произведений;

·         формировать вывод о пафосе и идеях произведений древнерусской литературы.

Русская литература XIX—XX вв.

Учащийся  научится:

·         осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

·         выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

·         воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

·         характеризовать нравственную позицию героев;

·         формулировать художественную идею произведения;

·         формулировать вопросы для размышления;

·         участвовать в диспуте и отстаивать свою позицию;

·         давать психологическую характеристику поступкам героев в различных ситуациях;

·         создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

·         сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других видах искусства, аргументировано оценивать их;

·         выразительно читать произведения лирики;

·         вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

 

Тематическое планирование  уроков  родной литературы в 5 классе

 

 

Наименование разделов, тем

Количество часов

Тема

Общее

Р/Р

К/Р

1

Своеобразие родной литературы.

1

 

 

Родная литература как национально-культурная ценность народа

2

Русский фольклор.

2

1

 

«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках

3

Древнерусская литература.

1

 

 

Афанасий Никитин Из «Хождения за три моря».

4

Из литературы XVIII века

 

1

 

 

Михаил Васильевич Ломоносов. «Лишь только дневный шум умолк…».

5

Из литературы XIX века.

 

 

1

 

 

Басни. Толстой Л.Н «Два товарища», «Лгун», «Отец и  сыновья».

 

1

 

 

Даль В.И. Сказка «Что значит  досуг?».

 

Поэтический образ Родины

1

1

 

Вяземский П.А. Стихотворение «Первый снег».

 

 

1

 

 

Станюкович К.М. Рассказ «Рождественская ночь»:

 

Литература  XX века

1

 

 

Пермяк Е.А. Сказка «Березовая роща».

 

 

1

1

 

Гайдар А.П. «Тимур  и его  команда». 

 

 

1

 

 

Пантелеев Л. «Шкидские  рассказы».

 

 

1

1

 

Паустовский К.Г. «Заячьи лапы».

Пришвин  М.М. «Остров спасения»

 

Родная природа

в произведениях поэтов ХХ века

1

 

 

Рубцов Н.М. «Родная деревня»

Блок А. «Ты помнишь, в нашей бухте сонной…».

 

1

 

 

Самойлов Д. «Сказка».

Берестов В. «Почему-то в детстве…»

 

Всего

13

4

 

 

 

Тематическое планирование  уроков  родной литературы в 6 классе

 

 

 

Наименование разделов, тем

Количество часов

Тема

Общее

Р/р

К/р

1111

Своеобразие родной литературы

1

 

 

Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека. Родная литература как способ познания жизни.

2.

Русский фольклор

1

1

 

Воплощение в фольклорных произведениях национального характера, народных нравственных ценностей, прославление силы, справедливости, бескорыстного служения Отечеству.

Сказка «Два Ивана – солдатских сына».

Выразительное чтение произведения. Характеристика героев фольклорных произведений.

3.

Древнерусская литература

1

 

 

«Подвиг юноши Кожемяки» из сказаний о Святославе. Образное отражение жизни в древнерусской литературе.

4.

Литература XIX века

 

 

 

 

 

 

 

 

Поэтический образ Родины.

1

 

 

Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы» (главы «Иванов», «Ябеда», «Экзамены»). Отрочество героя. Годы учебы как череда тяжких испытаний в жизни подростка. Мечты и попытки их реализовать. Жестокое нравственное испытание в главе «Ябеда». Предательство и муки совести героя. Преодоление героем собственных слабостей в главе «Экзамены».

1

 

 

Ф.М. Достоевский. «Мальчики».Сострадание и сопереживание в романе Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы». Роль семьи в воспитании ребёнка.

1

 

 

Н. Лесков «Человек на часах». Открытость и честность, требовательность к себе, деликатность по отношению к окружающим, уважение к личности и осознание факта неповторимости каждого человека.

2

 

 

И. С. Никитин. «Русь», «Сибирь!.. Напишешь это слово…»; М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва! люблю тебя, как сын...» (из поэмы «Сашка»); А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край», «Благовест». Автор и его отношение к родине в строках лирических стихотворений.

5.

Литература XX века

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стихи о прекрасном и неведомом

1

 

 

Л.А. Чарская.  Рассказ «Тайна». Ранимость души подростка. Глубина человеческих чувств и способы их выражения в литературе..

1

 

 

А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа. Выразительные средства создания образов. Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы о беззащитном.

1

 

 

Ю.Я. Яковлев «Рыцарь Вася». Благородство как следование внутренним нравственным идеалам.

1

 

 

А. Алексин «Домашнее сочинение». Взрослые и дети. Радости и огорчения, расставания, сомнения и открытия, пора размышлений о жизни и о себе. Настоящая любовь.

1

 

 

Р.П. Погодин «Время говорит – пора».Герои-подростки и их взаимоотношения с родителями в литературе и в жизни. Позиция автора. Взаимопонимание детей и родителей. Доброта и дружба.

2

1

 

А. Блок «Там неба осветлённый край…», «Снег да снег…», В.Я. Брюсов. «Весенний дождь», Н.А. Заболоцкий «Утро», «Подмосковные рощи», А. Твардовский «Есть обрыв, где я, играя…», «Я иду и радуюсь…», А. Вознесенский «Снег в сентябре».Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.Слияние с природой, эмоциональное состояние лирического героя.

 

15 час

2

 

 

 

 

Тематическое планирование  уроков  родной литературы в 7 классе

 

 

Наименование разделов, тем

Количество часов

Тема

Общее

Р/Р

К/Р

1

Русский фольклор

1

 

 

Героические былины. «Добрыня и змей», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Святогор- богатырь»

2

Древнерусская литература

1

 

 

«Моления Даниила Заточника»-памятник гражданственности, духовности и нравственности.

«Повесть о горе-злосчастии». Тема трагической судьбы молодого поколения, старающегося порвать со старыми формами семейно-бытового уклада, домостроевской моралью.

«Сказание о Борисе и Глебе». Тема добра и зла в произведениях древнерусской литературы.

3

Литература XVIII века

1

 

 

А.Сумароков. «Эпиграмма».

В.Капнист. «На кончину Гавриила Романовича Державина»

4

Литература XIX века

1

 

 

И.А.Крылов. «Лягушки, просящие царя», «Обоз». Историческая основа басен.

5

1

 

 

А.С.Пушкин. «Скупой рыцарь». «Ужасный век, ужасные сердца».

6

1

 

 

И.С.Тургенев. «Бурмистр», Влияние крепостного права на людей. «Певцы». Роль таланта

(на выбор).

7

1

 

 

А.П.Чехов. «Тоска», «Размазня». «Смех сквозь слезы».

8

1

1

 

А.И.Куприн.«Изумруд». Сострадание к «братьям нашим меньшим».

9

Литература XX  века

1

 

 

А.Аверченко. Вечером». Характеристика раннего творчества писателя. Два мира в рассказе.

Сатирические произведения. Сатира. Юмор.

10

 

1

 

 

Тэффи. «Свои и чужие».. Проблема взаимоотношений между своими и чужими.

11

 

1

 

 

М.Зощенко. «История болезни». Средства создания комического в рассказе.

12

 

1

 

 

в/ч Рассказ Ю.Яковлева «Багульник»

Н.Заболоцкий. «Некрасивая девочка». Вечная проблема красоты (внешней и внутренней).

13

 

1

 

 

В.Астафьев. «Мальчик в белой рубашке». Трагедия матери, потерявшей ребенка.

14

 

 

 

 

В/ч  Проблема дружбы и товарищества в повести В. Железникова «Чучело»

15

 

1

1

 

В.Шукшин. «Критики». Отношения между поколениями, проблема «отцов и детей».

16

 

1

 

 

Е.Носов. «Трудный хлеб». Уроки нравственности в рассказе.

 

Всего

16

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование  уроков  родной литературы в 8 классе

 

 

Наименование разделов, тем

Количество часов

Тема

Общее

Р/Р

К/Р

1

Введение.

1

 

 

Своеобразие курса родной литературы в 8 классе.

Значение художественного произведения

 в культурном наследии страны

2

Из устного народного творчества

1

1

 

Фольклорные традиции в русской литературе. Народные песни в произведениях русской литерату Роль народных песен ("Как во городе было во Казани" и "Не шуми, мати зеленая дубравушка" и другие) в произведениях Пушкина: «Борис Годунов», «Дубровский», «Капитанская дочка», «Бахчисарайский фонтан» или Народные песни как средство раскрытия идейного содержания произведений Пушкина и Некрасова (поэма «Кому на Руси жить хорошо». Фольклор в поэме – это пословицы, сказочные персонажи, загадки).

ры.

3

Древнерусская литература

1

1

 

А.Никитин. «Хождение за три моря» или «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» - памятник литературы в форме путевых записей, сделанных купцом из Твери Афанасием Никитиным во время его путешествия в индийское государство Бахмани в1468 гг.

4

Литература XVIII века

1

1

 

Карамзин Н.М. Повесть

« Евгений и Юлия». Произведение «Евгений и Юлия» как оригинальная «русская истинная повесть». Система образов

5

Литература XIX века

1

1

 

А.С.Пушкин «Пиковая дама». Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга.

6

1

1

 

Н.П.Вагнер "Христова детка"или Павел Засодимский «В метель и вьюгу». Рождественские рассказы. Мотив "божественного дитя".

7

Поэзия 19 века.

1

 

 

А. Толстой. Слово о поэте. "Князь Михайло Репнин". Исторический рассказ о героическом поступке князя М. Репнина в эпоху Ивана Грозного.

Теория литературы: лиро-эпические произведения, их своеобразие и виды

8

Литература XX века

1

1

 

А.Т. Аверченко «Специалист» или другое произведение писателя. Сатирические и юмористические рассказы писателя. Тонкий юмор и грустный смех

писателя.

9

Проза о Великой Отечественной войне

1

 

 

Л.Кассиль "Дорогие мои мальчишки» (главы). -Изображение жизни мальчишек во время

 Великой Отечественной войны, история о трудностях, опасностях и приключениях, о дружбе, смелости и стойкости.

Д. Гранин и А. Адамович «Блокадная книга».

(По выбору). –Героизм жителей осажденного фашистами Ленинграда, переживших тяжелейшие блокадные дни.

10

Современная литература.

Проза о подростках и для подростков последних десятилетий

1

1

 

Нравственная проблематика, гуманистическое звучание произведений.

Д.Доцук. Рассказ о писательнице. "Голос"- повесть о том, как побороть страхи. Жизнь современных подростков в жестоком мире взрослых.

Н. Назаркин «Мандариновые острова»

(фрагменты)-повесть о мальчишках,

которые едва ли не большую часть

своей жизни проводят в больнице, но это не мешает им играть, фантазировать,

 придумывать воображаемые миры

 

Всего

10

7

 

 

 

Тематическое планирование  уроков  родной литературы в 9 классе

 

 

 

Наименование разделов, тем

Количество часов

Тема

Общее

Р/Р

К/Р

1-2

Древнерусская

литература

 

2

 

 

Особенности развития древнерусской литературы.

«Задонщина». Тема единения Русской земли..

3-4

Из литературы XVIII века

 

2

 

 

«История государства Российского» (фрагмент). «Уважение к минувшему» в исторической хронике Н.М.Карамзина.

5-6

2

 

 

Русские баснописцы 18 века. Басня «Ворона и лиса» В. К. Тредиаковского и А. П. Сумарокова.

7-8

Из литературы XIX

2

 

 

Образ родной природы в стихах поэтов XIX в. Апухтин А.Н. Стихотворение «День ли царит, тишина ли ночная…». Поэтические традиции XIX века в творчестве Апухтина А.Н.

9-10

 

2

 

 

Бестужев-Марлинский А.А. «Вечер на бивуаке». Лицемерие и эгоизм светского общества и благородство чувств героя рассказа

11-12

Из литературы XX века

2

 

 

И.А.Бунин. Рассказы из цикла «Темные аллеи». «Холодная осень».

13-14

 

2

 

 

А.Толстой. «Русский характер» - своеобразный итог рассуждениям о русском человеке. 

15-18

 

2

2

 

Солженицын А.И. Цикл «Крохотки» – многолетние раздумья автора о человеке, о природе, о проблемах современного общества и о судьбе России.

19-20

 

2

 

 

Ю. Бондарев. Рассказ «Простите нас!» Безнравственность забвения человека человеком. Тема благодарности воспитавшим нас людям, памяти о них. 

21-22

 

2

 

 

Психологизм рассказа Юрия Казакова «Запах хлеба». (или К.Г.Паустовский. «Телеграмма». Отношение Насти к матери. Смысл названия рассказа)

23-24

 

2

 

 

А.Грин. «Зеленая лампа». Что нужно человеку для счастья.

25-26

 

2

 

 

Глубина философского обобщения в рассказе А. Платонова «В прекрасном и яростном мире».

27-28

 

2

 

 

Екимов Б.П. «Ночь исцеления». Трагическая судьба человека в годы  Великой Отечественной войны.

29-30

 

2

 

 

Толстая Т.Н. «Соня». Мотив времени – один из основных мотивов рассказа. Тема нравственного выбора. Образ «вечной Сонечки»

31-32

 

2

 

 

Е. Габова.  Рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро». Проблема отсутствия понимания между людьми.

33-34

 

2

 

 

Захар Прилепин. «Белый квадрат». Нравственное взросление героя рассказа. Проблемы памяти, долга, ответственности, непреходящей человеческой жизни в изображении писателя

 

Всего

32

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примерные темы проектных и исследовательских работ

5 – 6 класс

 

1.      Книги вчера, сегодня, завтра

2.      Литература и мой край

3.      Мои ровесники в литературных произведениях

4.      Знаменитые поэты и писатели моего края

5.      Что читают мои одноклассники

6.      Новаторство А.П.Чехова и значение его творчества

7 - 8 класс

1.      Говорящие фамилии в произведениях писателей

2.      Литературные премии

3.      Памятники литературным героям

4.      Символика яблока в русской литературе

5.      Образы растений и цветов в литературе

6.      Песни Б Окуджавы о Великой Отечественной войне

8 – 9 классы

 

1.      Штампы и стереотипы в современной публичной речи.

2.      Мудрость слова

3.      Мой Высоцкий

4.      Что читают в моем классе

 


 

Пояснительная записка Рабочая программа по родной литературе для 5—9 классов составлена на основе: -

Пояснительная записка Рабочая программа по родной литературе для 5—9 классов составлена на основе: -

Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике

Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике

В программе представлены следующие разделы: v

В программе представлены следующие разделы: v

Отечеству, чувства гордости за свою

Отечеству, чувства гордости за свою

Средством формирования регулятивных

Средством формирования регулятивных

Учащийся научится: ü устанавливать и вырабатывать разные точки зрения; ü аргументировать свою точку зрения; ü задавать вопросы

Учащийся научится: ü устанавливать и вырабатывать разные точки зрения; ü аргументировать свою точку зрения; ü задавать вопросы

Древнерусская литература Учащийся научится: · характеризовать отдельные эпизоды российской истории с помощью произведений древнерусской литературы; · характеризовать исторических персонажей прочитанных произведений; · формировать вывод о…

Древнерусская литература Учащийся научится: · характеризовать отдельные эпизоды российской истории с помощью произведений древнерусской литературы; · характеризовать исторических персонажей прочитанных произведений; · формировать вывод о…

Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках 3

Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках 3

Отечеству. Сказка «Два Ивана – солдатских сына»

Отечеству. Сказка «Два Ивана – солдатских сына»

Стихи о прекрасном и неведомом 1

Стихи о прекрасном и неведомом 1

Повесть о горе-злосчастии».

Повесть о горе-злосчастии».

Е.Носов. «Трудный хлеб». Уроки нравственности в рассказе

Е.Носов. «Трудный хлеб». Уроки нравственности в рассказе

Система образов 5 Литература

Система образов 5 Литература

Всего 10 7

Всего 10 7

Ю. Бондарев . Рассказ « Простите нас !»

Ю. Бондарев . Рассказ « Простите нас !»

Примерные темы проектных и исследовательских работ 5 – 6 класс 1

Примерные темы проектных и исследовательских работ 5 – 6 класс 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2020