Пояснительная записка
Рабочая программа по родной литературе для 5—9 классов составлена на основе:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577);
- «Концепции преподавания русского языка и литературы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г. № 637;
- «Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации», утвержденной Правительством Российской Федерации от 03.06.2017 № 1155.
Рабочая программа по родной литературе для 5-9 классов составлена в соответствии с рекомендациями Примерной программы по учебным предметам. Литература 5-9 классы/М.Просвещение 2011/ , авторской программой В.Я.Коровиной /Рабочая программа по литературе 5-9 классы . Авторы : В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, Н.В.Беляева/ и учебника для общеобразовательных учреждений в двух частях «Литература » /В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, М.Просвещение 2015.
Данная программа конкретизирует содержание Стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Цель программы: воспитание уважительного и бережного отношение к родной литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.
Задачи:
v формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы;
v обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы, к отдельным ее произведениям;
v приобщение к литературному наследию своего народа;
v формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
v формирование умения актуализировать в художественных текстах родной литературы личностно значимые образы, темы и проблемы, учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного литературного произведения;
v обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета.
Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике.
Постижение произведения происходит в процессе системной деятельности школьников, как организуемой педагогом, так и самостоятельной, направленной на освоение навыков культуры чтения (вслух, про себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного, комментированного, сопоставительного и др.) и базовых навыков творческого и академического письма, последовательно формирующихся на уроках родной литературы.
Общая характеристика учебного курса
ФГОС ООО признает приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ и уважающего его традиции, язык и культуру. Изучение родной литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений. Родная литература как культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка в качестве школьного предмета посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству.
Содержание программы каждого класса включает в себя произведения (или фрагменты из произведений) родной литературы, помогающие школьнику осмыслить её непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль. Критерии отбора художественных произведений для изучения: высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, культурно-исторические традиции.
В программе представлены следующие разделы:
v Устное народное творчество.
v Древнерусская литература.
v Русская литература XVIII в.
v Русская литература XIX в.
v Русская литература XX в.
Место учебного курса «Родная литература»
Учебный предмет «Родная (русская) литература» как часть образовательной области «Родной язык и литература» тесно связан с предметом «Родной язык». Родная литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной родной речью.
Программа учебного предмета «Родная литература» предназначена для изучения в 5-9 классах.
Класс |
Количество часов в неделю |
Количество часов в год |
5 |
0,5 |
17 |
6 |
0,5 |
17 |
7 |
0,5 |
17 |
8 |
0,5 |
17 |
9 |
1 |
34 |
В данной программе предусмотрены часы на выполнение практической части программы.
Контрольные работы: в V- IX классах - 2 сочинения.
Форма организации образовательного процесса - классно-урочная: традиционные уроки (усвоение новых знаний, закрепление изученного, повторительно-обобщающий урок, комбинированный урок, урок контроля знаний, урок развития речи); нестандартные уроки: зачёт, семинар. Виды и формы контроля:
· письменный ответ на вопрос;
· выразительное чтение (чтение наизусть);
· сочинение на литературоведческую тему;
· проект.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная литература»
Личностные результаты изучения предмета родная (русская) литература являются:
Ø воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
Ø формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России;
Ø развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
Ø осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Ø развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность русской речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
Ø устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
Ø потребность в самовыражении через слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты художественной литературы, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Учащийся научится:
ü понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа;
ü уважительно относиться к родной литературе;
ü оценивать свои и чужие поступки;
ü проявлять внимание, желание больше узнать.
ü понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
ü анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Метапредметными результатами изучения курса родная (русская) литература является формирование УУД.
Регулятивные УУД:
Ø формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока; способствовать к целеполаганию, включая постановку новых целей;
Ø анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели;
Ø совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы;
Ø работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность под руководством учителя;
Ø в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Учащийся научится:
ü планированию пути достижения цели;
ü установлению целевых приоритетов;
ü оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
ü учитывать условия выполнения учебной задачи;
ü осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия».
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
Ø овладение навыками смыслового чтения;
Ø извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
Ø владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
Ø перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в другую (переводить сплошной текст в план, таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной текст);
Ø излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
Ø пользоваться словарями, справочниками;
Ø осуществлять анализ и синтез;
Ø устанавливать причинно-следственные связи;
Ø строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты художественной литературы; технология продуктивного чтения.
Учащийся научится:
ü строить сообщение в устной форме;
ü находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос;
ü ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
ü анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
ü осуществлять синтез как составление целого из частей;
ü проводить сравнение;
ü устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
ü проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
ü осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
ü обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Коммуникативные УУД:
Ø умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
Ø планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
Ø учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя);
Ø уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
Ø слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
Ø уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя;
Ø уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);
Ø оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
Ø выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
Учащийся научится:
ü устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;
ü аргументировать свою точку зрения;
ü задавать вопросы.
ü продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
ü договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
ü брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
Все виды личностных и метапредметных УУД развиваются на протяжении обучения в 5 – 9 классах. Приращением в данных действиях становится глубина внутреннего осознания значимости данных действий и степень самостоятельности их применения.
Предметными результатами изучения курса родная (русская) литература является сформированность следующих умений:
Ø осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
Ø понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
Ø развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
Ø овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.;
Ø формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Учащийся научится:
ü владеть различными видами пересказа,
ü пересказывать сюжет;
ü выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;
ü характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
ü находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
ü определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
ü выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
ü выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
ü ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;
ü пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.
Устное народное творчество
Учащийся научится:
· видеть черты русского национального характера в героях русских сказок;
· пересказывать сказку, чѐтко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для сказки художественные средства;
· учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения.
Древнерусская литература
Учащийся научится:
· характеризовать отдельные эпизоды российской истории с помощью произведений древнерусской литературы;
· характеризовать исторических персонажей прочитанных произведений;
· формировать вывод о пафосе и идеях произведений древнерусской литературы.
Русская литература XIX—XX вв.
Учащийся научится:
· осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
· выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
· воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
· характеризовать нравственную позицию героев;
· формулировать художественную идею произведения;
· формулировать вопросы для размышления;
· участвовать в диспуте и отстаивать свою позицию;
· давать психологическую характеристику поступкам героев в различных ситуациях;
· создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
· сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других видах искусства, аргументировано оценивать их;
· выразительно читать произведения лирики;
· вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Тематическое планирование уроков родной литературы в 5 классе
№ |
Наименование разделов, тем |
Количество часов |
Тема |
||
Общее |
Р/Р |
К/Р |
|||
1 |
Своеобразие родной литературы. |
1 |
|
|
Родная литература как национально-культурная ценность народа |
2 |
Русский фольклор. |
2 |
1 |
|
«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета. «Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках |
3 |
Древнерусская литература. |
1 |
|
|
Афанасий Никитин Из «Хождения за три моря». |
4 |
Из литературы XVIII века
|
1 |
|
|
Михаил Васильевич Ломоносов. «Лишь только дневный шум умолк…». |
5 |
Из литературы XIX века.
|
1 |
|
|
Басни. Толстой Л.Н «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья». |
|
1 |
|
|
Даль В.И. Сказка «Что значит досуг?». |
|
|
Поэтический образ Родины |
1 |
1 |
|
Вяземский П.А. Стихотворение «Первый снег». |
|
|
1 |
|
|
Станюкович К.М. Рассказ «Рождественская ночь»: |
|
Литература XX века |
1 |
|
|
Пермяк Е.А. Сказка «Березовая роща». |
|
|
1 |
1 |
|
Гайдар А.П. «Тимур и его команда». |
|
|
1 |
|
|
Пантелеев Л. «Шкидские рассказы». |
|
|
1 |
1 |
|
Паустовский К.Г. «Заячьи лапы». Пришвин М.М. «Остров спасения» |
|
Родная природа в произведениях поэтов ХХ века |
1 |
|
|
Рубцов Н.М. «Родная деревня» Блок А. «Ты помнишь, в нашей бухте сонной…». |
|
1 |
|
|
Самойлов Д. «Сказка». Берестов В. «Почему-то в детстве…» |
|
|
Всего |
13 |
4 |
|
|
Тематическое планирование уроков родной литературы в 6 классе
№ |
Наименование разделов, тем |
Количество часов |
Тема |
||
Общее |
Р/р |
К/р |
|||
1111 |
Своеобразие родной литературы |
1 |
|
|
Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека. Родная литература как способ познания жизни. |
2. |
Русский фольклор |
1 |
1 |
|
Воплощение в фольклорных произведениях национального характера, народных нравственных ценностей, прославление силы, справедливости, бескорыстного служения Отечеству. Сказка «Два Ивана – солдатских сына». Выразительное чтение произведения. Характеристика героев фольклорных произведений. |
3. |
Древнерусская литература |
1 |
|
|
«Подвиг юноши Кожемяки» из сказаний о Святославе. Образное отражение жизни в древнерусской литературе. |
4. |
Литература XIX века
Поэтический образ Родины. |
1 |
|
|
Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы» (главы «Иванов», «Ябеда», «Экзамены»). Отрочество героя. Годы учебы как череда тяжких испытаний в жизни подростка. Мечты и попытки их реализовать. Жестокое нравственное испытание в главе «Ябеда». Предательство и муки совести героя. Преодоление героем собственных слабостей в главе «Экзамены». |
1 |
|
|
Ф.М. Достоевский. «Мальчики».Сострадание и сопереживание в романе Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы». Роль семьи в воспитании ребёнка. |
||
1 |
|
|
Н. Лесков «Человек на часах». Открытость и честность, требовательность к себе, деликатность по отношению к окружающим, уважение к личности и осознание факта неповторимости каждого человека. |
||
2 |
|
|
И. С. Никитин. «Русь», «Сибирь!.. Напишешь это слово…»; М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва! люблю тебя, как сын...» (из поэмы «Сашка»); А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край», «Благовест». Автор и его отношение к родине в строках лирических стихотворений. |
||
5. |
Литература XX века
Стихи о прекрасном и неведомом |
1 |
|
|
Л.А. Чарская. Рассказ «Тайна». Ранимость души подростка. Глубина человеческих чувств и способы их выражения в литературе.. |
1 |
|
|
А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа. Выразительные средства создания образов. Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы о беззащитном. |
||
1 |
|
|
Ю.Я. Яковлев «Рыцарь Вася». Благородство как следование внутренним нравственным идеалам. |
||
1 |
|
|
А. Алексин «Домашнее сочинение». Взрослые и дети. Радости и огорчения, расставания, сомнения и открытия, пора размышлений о жизни и о себе. Настоящая любовь. |
||
1 |
|
|
Р.П. Погодин «Время говорит – пора».Герои-подростки и их взаимоотношения с родителями в литературе и в жизни. Позиция автора. Взаимопонимание детей и родителей. Доброта и дружба. |
||
2 |
1 |
|
А. Блок «Там неба осветлённый край…», «Снег да снег…», В.Я. Брюсов. «Весенний дождь», Н.А. Заболоцкий «Утро», «Подмосковные рощи», А. Твардовский «Есть обрыв, где я, играя…», «Я иду и радуюсь…», А. Вознесенский «Снег в сентябре».Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.Слияние с природой, эмоциональное состояние лирического героя. |
||
|
15 час |
2 |
|
|
Тематическое планирование уроков родной литературы в 7 классе
№ |
Наименование разделов, тем |
Количество часов |
Тема |
||
Общее |
Р/Р |
К/Р |
|||
1 |
Русский фольклор |
1 |
|
|
Героические былины. «Добрыня и змей», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Святогор- богатырь» |
2 |
Древнерусская литература |
1 |
|
|
«Моления Даниила Заточника»-памятник гражданственности, духовности и нравственности. «Повесть о горе-злосчастии». Тема трагической судьбы молодого поколения, старающегося порвать со старыми формами семейно-бытового уклада, домостроевской моралью. «Сказание о Борисе и Глебе». Тема добра и зла в произведениях древнерусской литературы. |
3 |
Литература XVIII века |
1 |
|
|
А.Сумароков. «Эпиграмма». В.Капнист. «На кончину Гавриила Романовича Державина» |
4 |
Литература XIX века |
1 |
|
|
И.А.Крылов. «Лягушки, просящие царя», «Обоз». Историческая основа басен. |
5 |
1 |
|
|
А.С.Пушкин. «Скупой рыцарь». «Ужасный век, ужасные сердца». |
|
6 |
1 |
|
|
И.С.Тургенев. «Бурмистр», Влияние крепостного права на людей. «Певцы». Роль таланта (на выбор). |
|
7 |
1 |
|
|
А.П.Чехов. «Тоска», «Размазня». «Смех сквозь слезы». |
|
8 |
1 |
1 |
|
А.И.Куприн.«Изумруд». Сострадание к «братьям нашим меньшим». |
|
9 |
Литература XX века |
1 |
|
|
А.Аверченко. Вечером». Характеристика раннего творчества писателя. Два мира в рассказе. Сатирические произведения. Сатира. Юмор. |
10 |
|
1 |
|
|
Тэффи. «Свои и чужие».. Проблема взаимоотношений между своими и чужими. |
11 |
|
1 |
|
|
М.Зощенко. «История болезни». Средства создания комического в рассказе. |
12 |
|
1 |
|
|
в/ч Рассказ Ю.Яковлева «Багульник» Н.Заболоцкий. «Некрасивая девочка». Вечная проблема красоты (внешней и внутренней). |
13 |
|
1 |
|
|
В.Астафьев. «Мальчик в белой рубашке». Трагедия матери, потерявшей ребенка. |
14 |
|
|
|
|
В/ч Проблема дружбы и товарищества в повести В. Железникова «Чучело» |
15 |
|
1 |
1 |
|
В.Шукшин. «Критики». Отношения между поколениями, проблема «отцов и детей». |
16 |
|
1 |
|
|
Е.Носов. «Трудный хлеб». Уроки нравственности в рассказе. |
|
Всего |
16 |
2 |
|
|
Тематическое планирование уроков родной литературы в 8 классе
№ |
Наименование разделов, тем |
Количество часов |
Тема |
||
Общее |
Р/Р |
К/Р |
|||
1 |
Введение. |
1 |
|
|
Своеобразие курса родной литературы в 8 классе. Значение художественного произведения в культурном наследии страны |
2 |
Из устного народного творчества |
1 |
1 |
|
Фольклорные традиции в русской литературе. Народные песни в произведениях русской литерату Роль народных песен ("Как во городе было во Казани" и "Не шуми, мати зеленая дубравушка" и другие) в произведениях Пушкина: «Борис Годунов», «Дубровский», «Капитанская дочка», «Бахчисарайский фонтан» или Народные песни как средство раскрытия идейного содержания произведений Пушкина и Некрасова (поэма «Кому на Руси жить хорошо». Фольклор в поэме – это пословицы, сказочные персонажи, загадки). ры. |
3 |
Древнерусская литература |
1 |
1 |
|
А.Никитин. «Хождение за три моря» или «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» - памятник литературы в форме путевых записей, сделанных купцом из Твери Афанасием Никитиным во время его путешествия в индийское государство Бахмани в1468 гг. |
4 |
Литература XVIII века |
1 |
1 |
|
Карамзин Н.М. Повесть « Евгений и Юлия». Произведение «Евгений и Юлия» как оригинальная «русская истинная повесть». Система образов |
5 |
Литература XIX века |
1 |
1 |
|
А.С.Пушкин «Пиковая дама». Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. |
6 |
1 |
1 |
|
Н.П.Вагнер "Христова детка"или Павел Засодимский «В метель и вьюгу». Рождественские рассказы. Мотив "божественного дитя". |
|
7 |
Поэзия 19 века. |
1 |
|
|
А. Толстой. Слово о поэте. "Князь Михайло Репнин". Исторический рассказ о героическом поступке князя М. Репнина в эпоху Ивана Грозного. Теория литературы: лиро-эпические произведения, их своеобразие и виды |
8 |
Литература XX века |
1 |
1 |
|
А.Т. Аверченко «Специалист» или другое произведение писателя. Сатирические и юмористические рассказы писателя. Тонкий юмор и грустный смех писателя. |
9 |
Проза о Великой Отечественной войне |
1 |
|
|
Л.Кассиль "Дорогие мои мальчишки» (главы). -Изображение жизни мальчишек во время Великой Отечественной войны, история о трудностях, опасностях и приключениях, о дружбе, смелости и стойкости. Д. Гранин и А. Адамович «Блокадная книга». (По выбору). –Героизм жителей осажденного фашистами Ленинграда, переживших тяжелейшие блокадные дни. |
10 |
Современная литература. Проза о подростках и для подростков последних десятилетий |
1 |
1 |
|
Нравственная проблематика, гуманистическое звучание произведений. Д.Доцук. Рассказ о писательнице. "Голос"- повесть о том, как побороть страхи. Жизнь современных подростков в жестоком мире взрослых. Н. Назаркин «Мандариновые острова» (фрагменты)-повесть о мальчишках, которые едва ли не большую часть своей жизни проводят в больнице, но это не мешает им играть, фантазировать, придумывать воображаемые миры |
|
Всего |
10 |
7 |
|
|
Тематическое планирование уроков родной литературы в 9 классе
№ |
Наименование разделов, тем |
Количество часов |
Тема |
||
Общее |
Р/Р |
К/Р |
|||
1-2 |
Древнерусская литература
|
2 |
|
|
Особенности развития древнерусской литературы. «Задонщина». Тема единения Русской земли.. |
3-4 |
Из литературы XVIII века
|
2 |
|
|
«История государства Российского» (фрагмент). «Уважение к минувшему» в исторической хронике Н.М.Карамзина. |
5-6 |
2 |
|
|
Русские баснописцы 18 века. Басня «Ворона и лиса» В. К. Тредиаковского и А. П. Сумарокова. |
|
7-8 |
Из литературы XIX |
2 |
|
|
Образ родной природы в стихах поэтов XIX в. Апухтин А.Н. Стихотворение «День ли царит, тишина ли ночная…». Поэтические традиции XIX века в творчестве Апухтина А.Н. |
9-10 |
|
2 |
|
|
Бестужев-Марлинский А.А. «Вечер на бивуаке». Лицемерие и эгоизм светского общества и благородство чувств героя рассказа |
11-12 |
Из литературы XX века |
2 |
|
|
И.А.Бунин. Рассказы из цикла «Темные аллеи». «Холодная осень». |
13-14 |
|
2 |
|
|
А.Толстой. «Русский характер» - своеобразный итог рассуждениям о русском человеке. |
15-18 |
|
2 |
2 |
|
Солженицын А.И. Цикл «Крохотки» – многолетние раздумья автора о человеке, о природе, о проблемах современного общества и о судьбе России. |
19-20 |
|
2 |
|
|
Ю. Бондарев. Рассказ «Простите нас!» Безнравственность забвения человека человеком. Тема благодарности воспитавшим нас людям, памяти о них. |
21-22 |
|
2 |
|
|
Психологизм рассказа Юрия Казакова «Запах хлеба». (или К.Г.Паустовский. «Телеграмма». Отношение Насти к матери. Смысл названия рассказа) |
23-24 |
|
2 |
|
|
А.Грин. «Зеленая лампа». Что нужно человеку для счастья. |
25-26 |
|
2 |
|
|
Глубина философского обобщения в рассказе А. Платонова «В прекрасном и яростном мире». |
27-28 |
|
2 |
|
|
Екимов Б.П. «Ночь исцеления». Трагическая судьба человека в годы Великой Отечественной войны. |
29-30 |
|
2 |
|
|
Толстая Т.Н. «Соня». Мотив времени – один из основных мотивов рассказа. Тема нравственного выбора. Образ «вечной Сонечки» |
31-32 |
|
2 |
|
|
Е. Габова. Рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро». Проблема отсутствия понимания между людьми. |
33-34 |
|
2 |
|
|
Захар Прилепин. «Белый квадрат». Нравственное взросление героя рассказа. Проблемы памяти, долга, ответственности, непреходящей человеческой жизни в изображении писателя |
|
Всего |
32 |
2 |
|
|
Примерные темы проектных и исследовательских работ
5 – 6 класс
1. Книги вчера, сегодня, завтра
2. Литература и мой край
3. Мои ровесники в литературных произведениях
4. Знаменитые поэты и писатели моего края
5. Что читают мои одноклассники
6. Новаторство А.П.Чехова и значение его творчества
7 - 8 класс
1. Говорящие фамилии в произведениях писателей
2. Литературные премии
3. Памятники литературным героям
4. Символика яблока в русской литературе
5. Образы растений и цветов в литературе
6. Песни Б Окуджавы о Великой Отечественной войне
8 – 9 классы
1. Штампы и стереотипы в современной публичной речи.
2. Мудрость слова
3. Мой Высоцкий
4. Что читают в моем классе
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.