Программа по внеурочной деятельности "Комплексная работа с текстом""
Оценка 4.9

Программа по внеурочной деятельности "Комплексная работа с текстом""

Оценка 4.9
docx
28.04.2020
Программа по внеурочной деятельности "Комплексная работа с текстом""
Кружок 4 класс Комплексная работа с текстом.docx

Муниципальное  образовательное учреждение

 «Калитинская основная общеобразовательная школа»

 

Приложение 1

к основной образовательной программе

УТВЕРЖДЕНА

приказом по основной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная общеразвивающая программа

социальной  направленности

«Комплексная работа с текстом »

 

                   

Срок реализации образовательной  программы: 1 год

 

                   

 

 

 

                                                                        

 

 

 

                      

 

   

 

 

 

 

 

 

Калитино 2018 г.

 

 

 

 

Пояснительная записка.

1. Общая характеристика учебного предмета, курса:

Одним из результатов обучения в начальной школе является способность выпускников решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи на основе:

  • системы знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах;
  • умение учебно-познавательной и предметно-практической деятельности;
  • обобщенных способов деятельности;
  • коммуникативных и информационных умений.

В связи с этим к итоговым работам по математике и русскому языку добавляется комплексная проверочная работа на межпредметной основе. Её целью является оценка достижений планируемых результатов по двум междисциплинарным программам – «Чтение: работа с информацией» и «Программа формирования универсальных учебных действий», т. е. оценка способностей выпускников начальной школы работать с информацией, представленной в различном виде (в виде литературных и научно-познавательных текстов, таблиц, диаграмм, графиков и др.), и решать учебные и практические задачи на основе сформированных предметных знаний и умений, а также универсальных учебных действий на межпредметной основе.

Время завершения обучения в начальной школе считается временем, когда происходит переход от обучения чтению к чтению для обучения. Поэтому основой для оценки являются тексты разного содержания.

Среди универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для продолжения обучения для комплексной оценки выбраны следующие группы действий:

  • в сфере регулятивных УУД - способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
  • в сфере познавательных УУД – использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование, владеть широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач;
  • в сфере коммуникативных УУД – адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Таким образом, комплексная работа будет оценивать сформированность отдельных универсальных учебных способов действий (регулятивных, познавательных и коммуникативных) в ходе решения различных задач на межпредметной основе.

Занятия курса составлены таким образом, что при систематической работе с ними обучающиеся будут целенаправленно формировать универсальные учебные действия. Овладев ими, ученики на средней ступени обучения будут грамотно анализировать учебные статьи, систематизировать их содержание, выделять главные мысли и определения, сравнивать понятия, работать с таблицами и диаграммами.

Цель занятий проводимых по данной программе, - формирование умения учащихся работать с информацией, представленной в различном виде (текстов, таблиц, диаграмм), и решать учебные задачи на основе сформированных отдельных универсальных учебных действий.

Этой целью обусловлены и вытекающие из нее задачи:

  • решать учебные задачи на основе сформированных отдельных универсальных учебных действий.
  • формировать умения учащихся работать с информацией представленной в различном виде (текстов, таблиц, диаграмм);
  • Формулировать самостоятельные выводы;
  • Выстраивать логические связи по содержательной линии текста;
  • Усваивать детальную информацию;
  • Давать самостоятельные обоснованные суждения.

 

Возраст детей, участвующих в реализации данной общеобразовательной программы: программа предназначена для детей 10-11 лет, посещающих ОУ.

  • Сроки реализации программы. Программа курса рассчитана на 1 года обучения (1 час в неделю).
    1 год обучения – 34 часа
  • Руководитель имеет возможность вносить коррективы в программу, изменять количество часов на изучение отдельных тем, число практических работ.
  • Формы и режим занятий. Занятия проводятся во внеучебное время 1 раз в неделю

2. Место учебного предмета в учебном плане.

Согласно учебному плану МОУ «Калитинская СОШ» на внеурочный кружок «Комплексная работа с текстом» в 4 классе отводится 34 часа (по 1 часу в неделе).

 

3.Планируемые результаты.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностными результатами изучения курса является развитие следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
  •  

Метапредметными результатами изучения курса являются развитие следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию).
  • Учиться работать по предложенному плану.
  • Учиться отличать правильно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации.
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы и задачи на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Читать, пересказывать, интерпретировать текст.
  • Совместно договариваться о правилах работы в группе.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса являются

В ОБЛАСТИ ЧТЕНИЯ

        • техника и навыки чтения
          • скорость чтения (в скрытой для детей форме) несплошного текста;
          • общая ориентация в структуре текста (деление текста на абзацы);
          • сформированность навыков ознакомительного, выборочного и поискового чтения;
          • умение прочитать и понять инструкцию, содержащуюся в тексте задания и неукоснительно ее придерживаться;
        • культура чтения, навыки работы с текстом и информацией, включающие разнообразные аспекты, детально описанные в пояснениях и рекомендациях по оцениванию каждого из предлагаемых заданий (поиск и упорядочивание информации, вычленение ключевой информации; представление ее в разных форматах, связь информации, представленной в различных частях текста и в разных форматах, интерпретация информации и т.д.);
        • читательский отклик на прочитанное.
  • В ОБЛАСТИ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА
        • овладение ребенком основными системами понятий и дифференцированных предметных учебных действий по всем изученным разделам курса (фонетика, орфоэпия, графика, лексика, морфемика, морфология, синтаксис и пунктуация, орфография, культура речи)
        • целостность системы понятий (4 кл.);
        • фонетический разбор слова, звуко-буквенные связи;
        • разбор слова по составу (начиная с 3-го кл.);
        • разбор предложения по частям речи;
        • синтаксический разбор предложения;
        • умение строить свободные высказывания:
        • словосочетания (умение озаглавить текст, начиная со 2-го класса);
        • предложения
        • связный текст (начиная со 2-го класса), в том числе – и математического характера (составление собственных вопросов к задаче (2-й кл.), собственной задачи (3-й кл., дополнительное задание и 4-й кл., основное задание), предполагающий отклик
            • на этическую ситуацию
            • на нравственную и социальную проблему
            • на экологические проблемы
            • задание проблемного характера, требующего элементов рассуждения;
        • сформированность правописных навыков (в объеме изученного), техники оформления текста (в ситуации списывания слова, предложения или текста и в ситуации свободного высказывания);
        • объем словарного запаса и сформированность умений его самостоятельного пополнения и обогащения (последнее задание каждой работы);
  • В ОБЛАСТИ МАТЕМАТИКИ
        • овладение ребенком основными системами понятий и дифференцированных предметных учебных действий по всем изученным разделам курса (счет, числа, арифметические действия, вычисления, величины и действия с ними; геометрические представления, работа с данными)
        • умение видеть математические проблемы в обсуждаемых ситуациях, умение формализовать условие задачи, заданное в текстовой форме, в виде таблиц и диаграмм, с опорой на визуальную информацию;
        • умение рассуждать и обосновывать свои действия;
  • В ОБЛАСТИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
        • сформированность первичных представлений о природных объектах, их характерных признаках и используемых для их описания понятий
        • тела и вещества (масса, размеры, скорость и другие характеристики);
        • объекты живой и неживой природы;
        • классификация и распознавание отдельных представителей различных классов животных и растений;
        • распознавание отдельных географических объектов;
        • сформированность первичных предметных способы учебных действий
        • навыков измерения и оценки;
        • навыков работа с картой;
        • навыков систематизации;
        • сформированность первичных методологических представлений
        • этапы исследования и их описание;
        • различение фактов и суждений;
        • постановка проблемы и выдвижение гипотез.

Кроме того, предлагаемые работы дают возможность для сбора дополнительных данных к оценке таких важнейших универсальных способов действий, как рефлексия, способность к саморегуляции, самоконтролю, самокоррекции.

4.Фиксация результатов

Оценочный лист

Критерии

Показатели

Баллы

Чтение текста про себя

Умеет находить свои ошибки и исправлять их самостоятельно

15

Умеет действовать самостоятельно

5

Умеет действовать при помощи учителя.

0

Ответы на вопросы к тексту

Умеет находить свои ошибки и исправлять их самостоятельно

15

Умеет действовать самостоятельно

5

Умеет действовать при помощи учителя.

0

Понимание информации представленной в таблице

Умеет находить свои ошибки и исправлять их самостоятельно

15

Умеет действовать самостоятельно

5

Умеет действовать при помощи учителя.

0

Понимание информации представленной в виде диаграмм

Умеет находить свои ошибки и исправлять их самостоятельно

15

Умеет действовать самостоятельно

5

Умеет действовать при помощи учителя.

0

Усвоение детальной информации из текста

Умеет находить свои ошибки и исправлять их самостоятельно

15

Умеет действовать самостоятельно

5

Умеет действовать при помощи учителя.

0

Формулировка выводов

Умеет находить свои ошибки и исправлять их самостоятельно

15

Умеет действовать самостоятельно

5

Умеет действовать при помощи учителя.

0

Выстраивание логических связей по содержанию текста

Умеет находить свои ошибки и исправлять их самостоятельно

15

Умеет действовать самостоятельно

5

Умеет действовать при помощи учителя.

0

 

Система отслеживания и оценивания результатов: стартовая и итоговая диагностики проводятся с помощью Листа оценки в форме контрольной работы на первом и последнем занятии.

5.Тематическое планирование

 

п/п

 

Тема урока

Кол- во

часов

Вводное занятие. Культура речевого поведения.

1

 

            2.

Вводная проверка техники чтения.

1

 

3.

Комплексная работа на основе единого текста. “Озеро Байкал”

1

 

4.

Какие бывают тексты? Определение стиля текстов.

1

 

5.

Подтверждение выводов об особенностях стиля словами из текста

1

 

6.

Ответы на вопросы к научно- популярному тексту.

1

 

7.

Формирование навыков ознакомительного, выборочного и поискового чтения.

1

 

              8.

Планирование своих действий при работе с текстом

1

 

            9.

Выделение существенной информации из текста.

1

 

10

Формирование умения ориентироваться в структуре текста (деление текста на абзацы).

1

 

11.

О чём говорит заглавие?

1

 

12.

Выделяй главное.

1

 

13.

Основная мысль.

1

 

14.

Опорные слова.

1

 

15.

Распознавание и формулирование основной мысли текста.

1

 

16.

Комплексная работа на основе единого текста «Вторая мировая война».

1

 

17.

Зачем нужен план?

1

 

18.

Формулировка выводов.

1

 

19.

Выстраивание логических связей по содержанию текста.

1

 

20.

Учимся рассуждать. Как начать рассуждение?

1

 

21.

Учимся рассуждать и обосновывать свои действия.

1

 

22.

Усвоение детальной информации из текста.

1

 

23.

Формулировка определения

1

 

24.

Подтверждение тезиса фактами из текста

1

 

25.

Выявление в текстах описание проблемы и гипотез.

1

 

26.

Поиск информации с опорой на карту, схему, таблицу.

1

 

27.

Понимание информации представленной в таблице.

1

 

28.

Заполнение на основе данных текста сводной таблицы

1

 

29.

Понимание информации представленной в виде диаграмм.

1

 

30.

Интерпретация данных таблицы и фиксация их на столбчатой диаграмме

1

 

31.

Сделай вывод.

1

 

32.

Техника оформления текста. Составление микротекстов с элементами рассуждения и оценки.

1

 

33.

Мои достижения.

Итоговая комплексная работа на основе единого текста.

«Что такое научное исследование, или История о том, как Альфред Брем нашёл большого кита».

1

34.

Итоговая комплексная работа на основе единого текста.

«Что такое научное исследование, или История о том, как Альфред Брем нашёл большого кита». Дополнительная часть.

1

 

Итого:

34

 

 

6.Список используемой литературы

1.     С.П.Казачкова «Сборник интегрированных контрольных работ», Волгоград, 2016

2.     О.Б.Логинова, С.Г.Яковлева «Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 4класс», - М.; «Просвещение», 2014

3.     Агапова И.А., Давыдова М.А. Веселая литература в начальной школе: Методическое пособие. М., 2016.

4.     Галактионова Т.Г. Чтение школьников как социально-педагогический феномен Открытого образования (теоретико-методологические основы исследования). Монография. – СПб., 2010.

5.     Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор. М., – 2015.

6.     Голованова М. В. Справочник учителя начальной школы. Литературное чтение. М., 2015.

7.     Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. М., 2010.


 

Муниципальное образовательное учреждение «Калитинская основная общеобразовательная школа»

Муниципальное образовательное учреждение «Калитинская основная общеобразовательная школа»

Пояснительная записка. 1. Общая характеристика учебного предмета, курса:

Пояснительная записка. 1. Общая характеристика учебного предмета, курса:

Занятия курса составлены таким образом, что при систематической работе с ними обучающиеся будут целенаправленно формировать универсальные учебные действия

Занятия курса составлены таким образом, что при систематической работе с ними обучающиеся будут целенаправленно формировать универсальные учебные действия

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы)

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы)

Читать , пересказывать, интерпретировать текст

Читать , пересказывать, интерпретировать текст

В ОБЛАСТИ МАТЕМАТИКИ овладение ребенком основными системами понятий и дифференцированных предметных учебных действий по всем изученным разделам курса (счет, числа, арифметические действия, вычисления, величины и…

В ОБЛАСТИ МАТЕМАТИКИ овладение ребенком основными системами понятий и дифференцированных предметных учебных действий по всем изученным разделам курса (счет, числа, арифметические действия, вычисления, величины и…

Кроме того, предлагаемые работы дают возможность для сбора дополнительных данных к оценке таких важнейших универсальных способов действий, как рефлексия, способность к саморегуляции, самоконтролю, самокоррекции

Кроме того, предлагаемые работы дают возможность для сбора дополнительных данных к оценке таких важнейших универсальных способов действий, как рефлексия, способность к саморегуляции, самоконтролю, самокоррекции

Умеет находить свои ошибки и исправлять их самостоятельно15

Умеет находить свои ошибки и исправлять их самостоятельно15

Формирование умения ориентироваться в структуре текста (деление текста на абзацы)

Формирование умения ориентироваться в структуре текста (деление текста на абзацы)

С.П.Казачкова «Сборник интегрированных контрольных работ»,

С.П.Казачкова «Сборник интегрированных контрольных работ»,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2020