Муниципальное образовательное учреждение
«Калитинская основная общеобразовательная школа»
Приложение 1
к основной образовательной программе
УТВЕРЖДЕНА
приказом по основной деятельности
Дополнительная общеразвивающая программа
социальной направленности
«Комплексная работа с текстом »
Срок реализации образовательной программы: 1 год
Калитино 2018 г.
Пояснительная записка.
1. Общая характеристика учебного предмета, курса:
Одним из результатов обучения в начальной школе является способность выпускников решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи на основе:
В связи с этим к итоговым работам по математике и русскому языку добавляется комплексная проверочная работа на межпредметной основе. Её целью является оценка достижений планируемых результатов по двум междисциплинарным программам – «Чтение: работа с информацией» и «Программа формирования универсальных учебных действий», т. е. оценка способностей выпускников начальной школы работать с информацией, представленной в различном виде (в виде литературных и научно-познавательных текстов, таблиц, диаграмм, графиков и др.), и решать учебные и практические задачи на основе сформированных предметных знаний и умений, а также универсальных учебных действий на межпредметной основе.
Время завершения обучения в начальной школе считается временем, когда происходит переход от обучения чтению к чтению для обучения. Поэтому основой для оценки являются тексты разного содержания.
Среди универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для продолжения обучения для комплексной оценки выбраны следующие группы действий:
Таким образом, комплексная работа будет оценивать сформированность отдельных универсальных учебных способов действий (регулятивных, познавательных и коммуникативных) в ходе решения различных задач на межпредметной основе.
Занятия курса составлены таким образом, что при систематической работе с ними обучающиеся будут целенаправленно формировать универсальные учебные действия. Овладев ими, ученики на средней ступени обучения будут грамотно анализировать учебные статьи, систематизировать их содержание, выделять главные мысли и определения, сравнивать понятия, работать с таблицами и диаграммами.
Цель занятий проводимых по данной программе, - формирование умения учащихся работать с информацией, представленной в различном виде (текстов, таблиц, диаграмм), и решать учебные задачи на основе сформированных отдельных универсальных учебных действий.
Этой целью обусловлены и вытекающие из нее задачи:
Возраст детей, участвующих в реализации данной общеобразовательной программы: программа предназначена для детей 10-11 лет, посещающих ОУ.
2. Место учебного предмета в учебном плане.
Согласно учебному плану МОУ «Калитинская СОШ» на внеурочный кружок «Комплексная работа с текстом» в 4 классе отводится 34 часа (по 1 часу в неделе).
3.Планируемые результаты.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса является развитие следующих умений:
Метапредметными результатами изучения курса являются развитие следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
Предметными результатами изучения курса являются
В ОБЛАСТИ ЧТЕНИЯ
Кроме того, предлагаемые работы дают возможность для сбора дополнительных данных к оценке таких важнейших универсальных способов действий, как рефлексия, способность к саморегуляции, самоконтролю, самокоррекции.
4.Фиксация результатов
Оценочный лист
Критерии |
Показатели |
Баллы |
Чтение текста про себя |
Умеет находить свои ошибки и исправлять их самостоятельно |
15 |
Умеет действовать самостоятельно |
5 |
|
Умеет действовать при помощи учителя. |
0 |
|
Ответы на вопросы к тексту |
Умеет находить свои ошибки и исправлять их самостоятельно |
15 |
Умеет действовать самостоятельно |
5 |
|
Умеет действовать при помощи учителя. |
0 |
|
Понимание информации представленной в таблице |
Умеет находить свои ошибки и исправлять их самостоятельно |
15 |
Умеет действовать самостоятельно |
5 |
|
Умеет действовать при помощи учителя. |
0 |
|
Понимание информации представленной в виде диаграмм |
Умеет находить свои ошибки и исправлять их самостоятельно |
15 |
Умеет действовать самостоятельно |
5 |
|
Умеет действовать при помощи учителя. |
0 |
|
Усвоение детальной информации из текста |
Умеет находить свои ошибки и исправлять их самостоятельно |
15 |
Умеет действовать самостоятельно |
5 |
|
Умеет действовать при помощи учителя. |
0 |
|
Формулировка выводов |
Умеет находить свои ошибки и исправлять их самостоятельно |
15 |
Умеет действовать самостоятельно |
5 |
|
Умеет действовать при помощи учителя. |
0 |
|
Выстраивание логических связей по содержанию текста |
Умеет находить свои ошибки и исправлять их самостоятельно |
15 |
Умеет действовать самостоятельно |
5 |
|
Умеет действовать при помощи учителя. |
0 |
Система отслеживания и оценивания результатов: стартовая и итоговая диагностики проводятся с помощью Листа оценки в форме контрольной работы на первом и последнем занятии.
5.Тематическое планирование
№ п/п |
Тема урока |
Кол- во часов |
|
Вводное занятие. Культура речевого поведения. |
1 |
|
|
2. |
Вводная проверка техники чтения. |
1 |
|
3. |
Комплексная работа на основе единого текста. “Озеро Байкал” |
1 |
|
4. |
Какие бывают тексты? Определение стиля текстов. |
1 |
|
5. |
Подтверждение выводов об особенностях стиля словами из текста |
1 |
|
6. |
Ответы на вопросы к научно- популярному тексту. |
1 |
|
7. |
Формирование навыков ознакомительного, выборочного и поискового чтения. |
1 |
|
8. |
Планирование своих действий при работе с текстом |
1 |
|
9. |
Выделение существенной информации из текста. |
1 |
|
10 |
Формирование умения ориентироваться в структуре текста (деление текста на абзацы). |
1 |
|
11. |
О чём говорит заглавие? |
1 |
|
12. |
Выделяй главное. |
1 |
|
13. |
Основная мысль. |
1 |
|
14. |
Опорные слова. |
1 |
|
15. |
Распознавание и формулирование основной мысли текста. |
1 |
|
16. |
Комплексная работа на основе единого текста «Вторая мировая война». |
1 |
|
17. |
Зачем нужен план? |
1 |
|
18. |
Формулировка выводов. |
1 |
|
19. |
Выстраивание логических связей по содержанию текста. |
1 |
|
20. |
Учимся рассуждать. Как начать рассуждение? |
1 |
|
21. |
Учимся рассуждать и обосновывать свои действия. |
1 |
|
22. |
Усвоение детальной информации из текста. |
1 |
|
23. |
Формулировка определения |
1 |
|
24. |
Подтверждение тезиса фактами из текста |
1 |
|
25. |
Выявление в текстах описание проблемы и гипотез. |
1 |
|
26. |
Поиск информации с опорой на карту, схему, таблицу. |
1 |
|
27. |
Понимание информации представленной в таблице. |
1 |
|
28. |
Заполнение на основе данных текста сводной таблицы |
1 |
|
29. |
Понимание информации представленной в виде диаграмм. |
1 |
|
30. |
Интерпретация данных таблицы и фиксация их на столбчатой диаграмме |
1 |
|
31. |
Сделай вывод. |
1 |
|
32. |
Техника оформления текста. Составление микротекстов с элементами рассуждения и оценки. |
1 |
|
33. |
Мои достижения. Итоговая комплексная работа на основе единого текста. «Что такое научное исследование, или История о том, как Альфред Брем нашёл большого кита». |
1 |
|
34. |
Итоговая комплексная работа на основе единого текста. «Что такое научное исследование, или История о том, как Альфред Брем нашёл большого кита». Дополнительная часть. |
1 |
|
Итого: |
34 |
|
6.Список используемой литературы
1. С.П.Казачкова «Сборник интегрированных контрольных работ», Волгоград, 2016
2. О.Б.Логинова, С.Г.Яковлева «Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 4класс», - М.; «Просвещение», 2014
3. Агапова И.А., Давыдова М.А. Веселая литература в начальной школе: Методическое пособие. М., 2016.
4. Галактионова Т.Г. Чтение школьников как социально-педагогический феномен Открытого образования (теоретико-методологические основы исследования). Монография. – СПб., 2010.
5. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор. М., – 2015.
6. Голованова М. В. Справочник учителя начальной школы. Литературное чтение. М., 2015.
7. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. М., 2010.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.