2018 - 2019 учебный год
Данная рабочая программа внеурочной деятельности «Волшебная бумага» соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и разработана на основе:
· Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ «Загорские дали»
· Учебного плана на 2015-2016 учебный год МБОУ «СОШ «Загорские дали»
· Авторской программы Т.Н. Просняковой «Художественное творчество»
в соответствии с новыми требования ФГОС начального общего образования и является адаптированной для учащихся 1-4 классов.
Место учебного предмета в учебном плане
Занятия проводятся по одному академическому часу. Срок реализации программы 4 года. Рабочая программа рассчитана на 131 час и предусматривает следующее распределение: 1 год обучения -33 часов, 2 год обучения – 34 часа, 3 год обучения – 34 часа, 4 год обучения – 34 часа, что соответствует авторской программе.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные универсальные учебные действия.
У учащегося будут сформированы:
· широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
· адекватное понимание причин успешности/ не успешности творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
· внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
· устойчивого интереса к новым способам познания;
· адекватного понимания причин успешности/ не успешности творческой деятельности;
Обучающийся научится:
· принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
· планировать свои действия;
· осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
· адекватно воспринимать оценку учителя;
· различать способ и результат действия;
· вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
Обучающийся получит возможность научиться:
· проявлять познавательную инициативу;
· самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
· преобразовывать практическую задачу в познавательную;
· самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
· допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
· учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
· формировать собственное мнение и позицию;
· договариваться, приходить к общему решению;
· соблюдать корректность в высказываниях;
· задавать вопросы по существу;
· использовать речь для регуляции своего действия;
· контролировать действия партнера;
Обучающийся получит возможность научиться:
· учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
· с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
· владеть монологической и диалогической формой речи;
· осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую помощь;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
· осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
· использовать знаки, символы, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
· анализировать объекты, выделять главное;
· осуществлять синтез (целое из частей);
· обобщать ( выделять класс объектов по к/л признаку);
· подводить под понятие;
· устанавливать аналогии;
Обучающийся получит возможность научиться:
· осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек в сети Интернет;
· осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
· использованию методов и приемов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
· Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
· Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
· Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
· Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
· Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
· Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
· Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
· оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
· Достичь оптимального для каждого уровня развития;
· Сформировать систему универсальных учебных действий;
· Сформировать навыки работы с информацией.
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах, выставки, конференции, фестивали и пр.
Содержание учебного предмета
1. ВВЕДЕНИЕ(1 час)
Здоровье – одно из главных параметров жизни. Его охрана и соблюдение безопасности должны иметь важное место на занятиях. Правила техники безопасности, санитарно-гигиенические нормы – это те основы, которые помогают обеспечить безопасность образовательного процесса.
Цель: познакомить с правилами техники безопасности, основными санитарно-гигиеническими нормами, основными материалами и инструментами для работы с бумагами.
Содержание: инструменты и материалы, правила их использования. Правила техники безопасности и санитарно-гигиенические нормы.
2. АППЛИКАЦИЯ ИЗ БУМАГИ (7ч)
Аппликация родилась очень давно. Она появилась как способ украшения одежды и обуви, домашней утвари и орудий труда, интерьера своего жилища. Аппликация — вырезание и наклеивание фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, на материал-основу (фон). Как правило, материалом-основой служат картон, плотная бумага. Аппликация связана с познавательной деятельностью, и огромное влияние оказывает на развитие умственных и творческих способностей детей.
Цель: развивает мелкую моторику, фантазию и творческую индивидуальность, познакомить с основами знаний в области композиции, цветоведения.
Содержание: способы разметки бумаги (шаблон, трафарет, сгибание, линейка), вырезание по контуру, способы соединения деталей .Плоская аппликация, аппликация из геометрических фигур.
3. ОБЪЕМНЫЕ ФИГУРКИ ИЗ БУМАГИ (7Ч)
Фигурки из бумаги – одна из форм работы, в которой обучающийся может проявить свои творческие способности. Изготовление фигурок из бумаги больше напоминает скульптуру на плоскости, где форма создаётся за счёт объёма, поэтому поделки смотрятся как произведения искусства. В них ощущается пространство, образ, стиль, изящество, композиция.
Цель: развитие мелкой моторики, логического и пространственного мышления, всех видов памяти. Работа с бумагой способствует концентрации внимания и самодисциплине, расширяется и обогащается словарный запас ребенка.
Содержание: способы и приёмы работы в технике объемной бумагопластика; изготовление объёмных деталей, оформление готовых работ.
4. ОРИГАМИ (5ч)
Оригами - это искусство складывания бумаги, создание различных фигурок и декоративных вещей из этого простого и доступного материала. В маленьком квадрате бумаги содержится бесконечное множество скрытых линий, с помощью которых бумага под рукой человека принимает самые причудливые формы от геометрических фигур до оригинально смоделированных растений и животных. Оригами это идеальный способ проведения детского досуга.
Цель: научить детей изготовлению изделий в технике оригами из заготовок квадратной формы; развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;
Содержание: азбука оригами, базовые формы оригами. Аппликации в технике оригами, изделия из заготовок квадратной формы.
5. ЦВЕТЫ ИЗ БУМАГИ (7ч)
Изготовление цветов из бумаги – одна из форм работы, в которой обучающийся может проявить свои творческие способности. Придание простым деталям из бумаги той или иной формы, создание объема, соединение деталей в определенном порядке , позволяет ребятам почувствовать себя в роли скульпторов и визажистов. Созданные своими руками цветочные композиции смотрятся как произведения искусства. В них ощущается пространство, образ, стиль, изящество, композиция.
Цель: развитие мелкой моторики, логического и пространственного мышления, всех видов памяти. Работа с бумагой способствует концентрации внимания и самодисциплине, расширяется и обогащается словарный запас ребенка.
Содержание: способы и приёмы работы в технике бумагопластика;, изготовление объёмных деталей, оформление готовых работ.
6. КОЛЛАЖ (6ч)
Техника исполнения коллажей очень разнообразная:
— традиционная аппликация, в процессе изготовления которой вырезают из цветной
бумаги детали рисунка и наклеивают на фон, компануя согласно полному
рисунку;
— многослойное прорезное изображение: рисунок подетально вырезают из цветной
бумаги (например, лист растения с прорезанными прожилками), наклеивают на
промежуточный фон, высушивают, вновь вырезают и наклеивают на основной фон.
Такая техника дает возможность создать «графические» работы, как будто
нарисованные тонкими линиями цвет, которых отличается от цвета фона;
— мозаика, при которой мелкие кусочки цветной бумаги наклеиваются на фоновую
бумагу в соответствии с рисунком (аналог — витраж);
— смешанная техника: мозаика и прорезные детали.
Цель: научить основным приёмам работы в технике «Коллаж» составлять пространственные и сюжетные композиции ; развивать творческое воображение. Развивать сенсомоторику - согласованность в работе глаза и руки, совершенствовать координацию движений, гибкость, точность в выполнении действий.
Содержание: материалы, инструменты и приёмы работы в технике коллаж. Композиция в технике коллаж; сборка, оформление изделия декоративными деталями.
Содержание тем учебного курса
Формы организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности
Программа совмещает в себе различные формы организации учебных занятий :
коммуникативная – беседы, составление рассказов и сказок, отгадывание загадок, ситуативные разговоры;
продуктивная – мастерские по изготовление продуктов детского творчества, творческие проекты;
игровая – игровые ситуации, игры с правилами (дидактические, подвижные, народные), самодеятельные игры ( сюжетные, сюжетно-ролевые),
Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть (рассказ, беседа) и практическое выполнение задания. Основная часть урока отводится практическим занятиям, которые включают в себя выполнение графических зарисовок, изготовление различных поделок из бумаги и природного материала, оформление выставок, анализ своей работы.
Календарно – тематическое планирование
1. Введение (1ч)
№ |
Тема |
Теория |
Практика |
Форма занятия |
1 |
Вводная беседа. ТБ. Что можно сделать из бумаги.
|
1 |
|
инструктаж |
2. Аппликация из бумаги (7ч) |
||||
2 |
Учимся размещать и наклеивать детали |
|
1 |
|
3 |
Вырезание и наклеивание фигурок |
|
1 |
|
4 |
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
.
Выполнение безопасных приемов работы
21.09
4.
Выкладывание узоров из геометрических фигур
Рационально размещать детали
28.09
5.
Базовые формы: двойной треугольник и квадрат, конверт.
Самостоятельно корректировать свою деятельность
5.10
6.
Выкладывание картин из геометрических фигур
Различать и использовать геометрические фигуры
12.10
7.
Выкладывание рамочки из треугольников
Рационально размещать детали
19.10
8.
Оформление готовой работы рамочкой
Использование геометрических фигур в оформлении рамочки
26.10
3. Объемные фигурки из бумаги (7ч)
9.
Цветовое решение фигурки
Создавать цветовую гамму
9.11
10.
Вырезание отдельных деталей поделки
Выполнение безопасных приемов работы
16.11
11.
Роль сплошных и контурных линий
Уметь работать по условным обозначениям
23.11
12.
Сборка и оформление фигурки
Выполнять работу с опорой на слайды 30.11
13.
Игрушки небывальщины - фантазийные
Подготовка эскиза и деталей
7.12
14.
Сборка игрушки.
Применять ранее полученные знаний
14.12
15.
Оформление игрушки
Выполнять элементы декоративного оформления
21.12
4. Оригами (5ч)
16.
Техника «оригами» условные обозначения, базовые формы.
Различать условные обозначения, осваивать базовые формы
28.12
17.
Техника «оригами» - собачка
Выполнять работу с опорой на план
18.01
18.
Композиция – кошечка с котятами
Создавать композиционные изделия
25.01
19.
Техника оригами - лодочка
Овладевать новыми изделиями
1.02
20.
Изготовление цветов в технике оригами
Осваивать новые формы
8.02
5. Цветы из бумаги (7ч)
21.
Цветовое решение изделия
Уметь работать с цветом
22.02
22.
Волшебные свойства бумаги
Исследовать и наблюдать
1.03
23.
Вырезание и придание объема деталям цветка
Изготавливать новые формы
15.03
24.
Соединение отдельные детали в целое
Применять фантазию и смекалку в работе
22.03
25.
Создание цветочной композиции
Изготавливать и создавать композицию
5.04
26.
Изготовление цветов из гофрированной бумаги
Уметь работать с разными материалами
12.04
27.
Оформление цветка листочками
Овладевать новыми изделиями
19.04
6. Коллаж (6ч)
28.
Учимся создавать коллажи
Осмысливать и создавать план работы
26.04
29.
Использование различных материалов в коллаже
Уметь работать по заданной теме
3.05
30.
Создание коллажа по заданной теме
Применять полученные знания
10.05
31.
Создание фона дальнего и промежуточного
Составлять план работы - эскиз
17.05
32.
Изготовление фантазийной картинки.
Уметь работать по плану
24.05
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.