Пояснительная записка
«От того, как будет чувствовать себя ребенок,
поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания,
что он будет переживать,
зависит весь путь к познаниям».
В.А. Сухомлинский
Автор: Гончаренко Татьяна Евгеньевна, учитель начальных классов МАОУ – СОШ №9 г.Искитима Новосибирской области
Каждый новый период в жизни человека сопровождается новыми трудностями и переживаниями. Особенно остро такие трудности переживают дети. Для ребенка, который привык большую часть своего времени играть, непростой оказывается ситуация поступления в школу. Ведь нужно отложить игрушки, взять в руку ручку, тетрадки, внимательно слушать взрослых и выполнять задания.
Проблема школьной готовности хорошо проработана в современной психолого-педагогической литературе. На протяжении длительного времени считалось, что главным показателем готовности ребенка к школьному обучению является уровень его умственного развития.
В настоящее время концепции подготовки детей к школе рассматривают готовность к школьному обучению как сложный целостный феномен, как комплекс качеств, образующих умение учиться. Психологическая готовность ребенка к школе — это необходимый и достаточный уровень психофизиологического развития ребенка для освоения школьной учебной программы, это определенный уровень интеллектуального и личностного развития ребенка.
Педагогическая практика свидетельствует, что дети, поступающие в 1-й класс, не всегда готовы к школьному обучению. Часть их имеет серьёзные проблемы в здоровье и развитии (чаще это дети, не посещающие дошкольные учреждения); дети, которые умеют читать и писать, но не способны логически мыслить, замкнуты, рассеяны.
При поступлении в школу, согласно статистическим данным (г.Искитим), у 70% детей дошкольного возраста не сформировано умение организовывать свою деятельность, у 55% недостаточно развита речь, 40% детей имеют слабо развитую моторику мышц.
Действующие программы дошкольного образования успешно обеспечивают воспитанникам детского сада подготовку к школе. Однако не все дети имеют такую возможность, так как актуальна проблема нехватки дошкольных образовательных учреждений не только в микрорайоне, но и в городе. В связи с этим возникла необходимость организации групп предшкольной подготовки для детей 6-7лет на базе школы №5 г. Искитима.
Предшкольная подготовка призвана помочь будущим первоклассникам адаптироваться к школьной среде, совершенствовать основные умения и навыки, необходимые для восприятия школьной программы, развитию коммуникативных навыков, создавая тем самым базу для последующего освоения образовательных программ начальной школы.
Актуальность разработки данной программы:
- необходимость совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития, создания условий для достижения успешности всех детей;
- формирование общекультурной и гражданской идентичности детей (уже к концу дошкольного возраста формируются основы мировосприятия ребенка, складывается система представлений о моральных нормах и правилах, обеспечивающих возможности моральной регуляции поведения и построения отношений между людьми);
- разрыв между системой дошкольного и школьного образования и необходимость сохранения единства образовательного пространства, преемственность ступеней образовательной системы (актуальность проблемы обеспечения непрерывности образования в детском возрасте обусловлена возрастанием явлений школьной дезадаптации, обусловленной низкой школьной зрелостью и недостаточной психологической готовностью детей к школьному обучению);
- возрастание требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности, степени ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации (низкий уровень коммуникативной компетентности детей, находящий отражение в увеличении числа детей с высокой социальной и межличностной тревожностью, явлениях преследования и отвержения сверстников в школе и детском саду, росте одиночества, большом числе детей с низким социометрическим статусом, изолированных и отвергаемых в детском коллективе ставит задачу воспитания умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразию точек зрения и мнений, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему).
Подготовка к школе – это многогранный, последовательный процесс психологической готовности ребёнка к ней. Ребёнок должен быть здоров, жизнерадостен, разговорчив, сообразителен, должен уметь слушать, слышать, действовать вместе, выполнять требования педагога.
Общие положения
1. Школа раннего развития детей 6-7 возраста организована на базе МБОУ-СОШ №5 г. Искитима Новосибирской области на основании следующих документов:
Для выполнения поставленных задач предусмотрены следующие виды занятий:
- занятие-игра;
- занятие-путешествие;
- занятие-исследование;
- занятие-праздник;
- занятие-спектакль;
- занятие-конкурс;
- занятие-экскурсия;
- занятие-соревнование.
Формы, методы и приемы проведения занятий
В соответствии с поставленными задачами занятия строятся в интересной, занимательной для детей форме. В содержании занятий использованы игры, упражнения, разработки, использующиеся в различной психологической литературе, а также авторские находки. В качестве основных методов и приемов используются:
· упражнения подражательно – исполнительского и творческого характера;
· наблюдение;
· игры с правилами: сюжетно – ролевые, словесные, подвижные;
· творческие игры: сюжетно – ролевые; игры – драматизации;
· чтение и обсуждение художественных произведений;
· дискуссии;
· обыгрывание различных сложных ситуаций и моделирование выхода из них;
· выражение своего эмоционального состояния в рисунках, музыке;
· игры для развития мелкой моторики.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования программа формирования универсальных учебных действий является основой разработки рабочей программы предшкольной подготовки.
Характеристика результатов формирования
универсальных учебных действий
Личностные УУД |
Регулятивные УУД |
Познавательные УУД |
Коммуникативные УУД |
1.Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».
2.Уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям. 3.Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. 4.Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. |
1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
2. Определять цель выполнения заданий на занятиях, в жизненных ситуациях под руководством учителя.
3. Определять план выполнения заданий на занятиях, жизненных ситуациях под руководством учителя.
4. Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, карандаш. |
1.Ориентироваться в тетрадях на печатной основе.
2.Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в тетрадях на печатной основе.
3.Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
4.Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.
5.Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему. |
1.Участвовать в диалоге на занятиях и в жизненных ситуациях.
2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.
3.Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
4.Слушать и понимать речь других.
5.Участвовать в парной работе.
|
Занятия по программе
способствуют формированию:
· направленного внимания; наблюдательности;
· интереса к обучению;
· познавательного и коммуникативного мотива;
· интереса к изучению окружающей среды;
воспитывают:
· любовь и уважение к родителям;
· доброжелательное отношение к окружающим;
· желание помогать другим;
обучают:
· правилам личной гигиены;
· приёмам самообслуживания;
· работе с простейшими инструментами;
· приёмам проведения опытов и экспериментов;
укрепляют:
· чувство уверенности в своих силах;
· чувство собственного достоинства.
Рекомендации по реализации программы раннего развития
1. Проведение занятий педагогами, набирающими первые классы на следующий учебный год. Цель – знакомство всех детей с педагогами.
2. Привлечение родителей к сотрудничеству. Присутствие родителей на занятиях по желанию (не более 1-2 родителей).
3. Проведение родительских собраний (начало учебного года, окончание учебного года).
Главное назначение подготовительного курса состоит в том, чтобы научить детей точно и ясно выражать свои мысли, раскрыть их творческие способности, развить интерес к процессу познания, воспитывать бережное отношение к труду и художественный вкус.
Программа предусматривает создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы, помогающей раскрепощению его личности, активизирующей творческий потенциал.
Изучаемые дисциплины:
Обучение в школе раннего развития ведется по следующим дисциплинам:
1. Математика. «Веселый счет».
2. Обучение грамоте. «Буквоежка».
3. Изобразительное искусство. «Волшебная кисточка».
4. Развитие эмоционального мира. «Я и мой мир».
Итого: 4 часа в неделю. Всего 22 недели. Таким образом – по 22 занятия на каждую преподаваемую дисциплину. Всего занятий за год – 88.
Ожидаемые результаты освоения программы:
l Освоение дошкольниками роли ученика: знакомство со школой, учителем, будущими одноклассниками. Усвоение школьных правил.
l Выравнивание стартовых возможностей дошкольников. Развитие умений и навыков, необходимых для успешного обучения в начальной школе.
l Диагностика школьной зрелости. Выработка рекомендаций для родителей.
l Вовлечение родителей в деятельность, направленную на подготовку к школе.
Учебный план предшкольной подготовки:
№ |
Название учебного занятия |
Всего часов |
1. |
«Веселый счет». |
22 |
2. |
«Буквоежка». |
22 |
3. |
«Волшебная кисточка». |
22 |
4. |
«Я и мой мир». |
22 |
|
Итого: |
88 часов |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по математике «Веселый счет»
Пояснительная записка
Предлагаемый курс определяет содержание работы по математической подготовке детей 6-7 лет к обучению в школе и задает основные направления реализации общих психолого-педагогических идей их развития на математическом материале.
Программа составлена на основе программы дошкольной подготовки детей 6-7 лет Л.Г. Петерсон «Ступеньки» и методически обеспечена курсом Л.Г. Петерсон, Н.П. Холиной «Раз ступенька, два - ступенька» для детей 6-7 лет.
Главные цели курса математики подготовительного периода – это формирование начальных математических представлений и развитие на их основе познавательных способностей дошкольников.
В курсе реализуется основная методическая идея — развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если в процесс работы с математическим материалом систематически будут включаться задания, направленные на развитие логического мышления (проведение сравнений, анализа, разбиение объектов на группы, выделение части и целого, проведение доступных обобщений), пространственного воображения и речи ребенка.
Развитие познавательных процессов: внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления позволяет целенаправленно и систематически развивать личностные качества и расширять познавательные возможности дошкольников, а это необходимое условие их подготовки к школе.
В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда и др.), геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.) и содержательно-логическая, построенная в основном на математическом материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.
Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается метод практических действий, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая.
Более активное использование разнообразных дидактических игр математического содержания позволяет, с одной стороны, углублять математические знания, а с другой способствует формированию умений общаться с воспитателем (преподавателем), с другими детьми, формирует умения оценивать свои действия, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и др.
Использование предложенного содержания и описанных методов позволит осуществить предматематическую подготовку дошкольников и вывести развитие их мышления на уровень, позволяющий успешно усваивать математику в начальной школе.
Календарно-тематический план:
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Количество учебных часов |
1 |
Пространственные и временные представления. Подготовка к изучению числа |
8 |
2 |
Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание чисел |
14 |
Итого |
22 часа |
Содержание программы
Признаки (свойства) предметов (цвет, размер, форма). Сравнение предметов (фигур), групп предметов по форме (круглый, не круглый, треугольный, прямоугольный, квадратный, такой же по форме и др.); по размеру (больше, меньше; узкий, широкий; шире, уже; длиннее, короче, такой же по длине и др.); по цвету, по материалу, из которого изготовлены предметы, по назначению и др.
Определение правила, по которому составлен предложенный ряд предметов, геометрических фигур. Составление (продолжение) ряда по заданному правилу.
Длина. Упорядочивание предметов по длине. Уравнивание длин двух предметов.
Подбор предметов по заданной длине. Свойство транзитивности отношений: длиннее – короче, выше - ниже, шире - уже и др., его использование при выполнении заданий.
Построение (дополнение) ряда предметов, геометрических фигур (таблиц) по заданному правилу.
Пространственные отношения: взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.)
Временные представления: раньше - позже, вчера, сегодня, завтра. Неделя. Дни недели. Отсчет дней недели по порядку от любого дня недели. Времена года, их последовательность.
Неделя, месяц, год. Уточнение понятия «месяц» (как правило, четыре недели составляют месяц).
Цифры и числа от 1 до 9. Число 0. Число 10.
Счет предметов. Сравнение групп предметов по количеству (больше, меньше, столько же) путем составления пар из элементов двух групп для определения отношения, в котором находятся эти группы. Устная нумерация чисел: названия, последовательность и обозначение чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение чисел. Сравнение чисел первого десятка двумя способами.
Основные характеристики последовательности чисел натурального ряда: наличие первого элемента, связь предыдущего и последующего элементов в этом ряду, возможность продолжить числовой ряд дальше от любого элемента.
Счет в прямом и обратном порядке. Независимость количества предметов в группе от их свойств, способа и порядка пересчета. Порядковый счет, его отличие от счета количественного.
Моделирование цифр из плоскостных элементов (треугольников, прямоугольников и др.)
Десяток, счет десятками.
Равенство, его обозначение в математике. Знак «равно».
Сложение и вычитание чисел: смысл арифметических операций сложение и вычитание, название и обозначение этих действий (знаки «+», «-»).
Целое и часть.
Состав чисел первого десятка из двух слагаемых.
Задача. Отличие задачи от рассказа. Устное составление задач по рисункам. Решение задач с опорой на наглядный материал. Формирование начальных представлений об универсальности математических способов познания мира (одна и та же модель для задач с различными сюжетами).
Простейшие геометрические фигуры: отрезок, многоугольник (треугольник, четырехугольник, прямоугольник, квадрат), круг. Отличие многоугольника от круга.
Получение отрезка прямой сгибанием бумаги. Отрезок как сторона монгоугольника. Линейка – инструмент для вычерчивания отрезка.
Содержательно-логические задания на развитие:
— внимания (лабиринты, сравнение рисунков с указанием сходства и различий, игры «Веселый счет», «Сравни рисунки», «Найди общие элементы», «Исправь ошибки» и др.);
— воображения (деление геометрических фигур на части, составление фигур из частей, преобразование одной фигуры в другую; подсчёт общего количества изображений одной и той же фигуры на контурном рисунке; дополнение заданной фигуры до целого с выбором нужных частей из нескольких предложенных);
— памяти (зрительные и слуховые диктанты с использованием арифметического и геометрического материала; зрительные и слуховые диктанты на математическом материале с определением закономерности следования элементов);
— мышления (выделение существенных признаков объектов, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания; проведение простейших логических рассуждений, сравнений объектов по разным признакам, классификация объектов, чисел, геометрических фигур и др. по заданным условиям).
Тематическое планирование по предмету «Веселый счет»
Количество часов в неделю – 1час.
Количество часов в год – 22 часа.
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
Пространственные и временные представления. Подготовка к изучению числа (8 часов) |
||
1 |
Ознакомление детей с пособием, особенностями работы в нем. Уточнение пространственных представлений (вверху, внизу, между, слева, справа и др.) |
1 |
2 |
Признаки предметов. Сравнение предметов по размеру: большой, маленький, больше, меньше. |
1 |
3 |
Сравнение предметов по размеру: высокий, низкий, выше, ниже. |
1 |
4 |
Дорога в школу и домой. Условные знаки на дорогах. Длина. Длиннее – короче. |
1 |
5 |
Сравнение групп предметов по количеству: больше, меньше, столько же. Счёт предметов. |
1 |
6 |
Круг. Многоугольники: треугольник, четырехугольник. Прямоугольник. Квадрат. |
|
7 |
Сравнение групп предметов по количеству: позже, раньше. Сравнение объектов по массе: легкий - тяжелый, легче – тяжелее. |
1 |
8 |
Закрепление пройденного материала. Цифры, числа от 1 до 10, счёт предметов. |
1 |
Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание чисел (14 часов) |
||
9 |
Числа и цифры от 1 до 10, счёт предметов. |
1 |
10 |
Счёт предметов. Число и цифра 1. Понятия «один - много». Счёт предметов. Число и цифра 2. Понятие «пара». |
1 |
11 |
Счёт предметов. Число и цифра 3. Состав числа 3. Треугольник. |
1 |
12 |
Число и цифра 4. Прямоугольник, квадрат. |
1 |
13 |
Число и цифра 0. |
1 |
14 |
Число и цифра 5. Состав числа, счёт предметов. |
1 |
15 |
Понятие «равенство». Знак «=». |
1 |
16 |
Действие «сложение». Конкретный смысл действия «сложение». Знак действия «сложение» «+». |
1 |
17 |
Действие «вычитание». Конкретный смысл действия «вычитание». Знак действия «вычитание» «-». |
1 |
18 |
Число и цифра 6. Число и цифра 7. |
1 |
19 |
Число и цифра 8. Число и цифра 9. |
1 |
20 |
Число 10. Состав чисел первого десятка. Особенности записи числа 10. |
1 |
21-22 |
Повторение и закрепление пройденного материала. |
2 |
|
Итого: |
22 часа |
Планируемые результаты:
- ориентироваться на листе бумаги (вверху справа, внизу слева, в центре и др.), на плоскости и в пространстве (передвигаться в заданном направлении: вверх, вниз, направо, налево, прямо и т.д.);
- определять взаимное расположение предметов (правее, левее, выше, ниже, между и т. д.);
- сравнивать предметы по длине, массе, используя практические действия; упорядочивать их;
- называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа;
- сравнивать количество предметов в двух группах (больше, меньше, столько же);
- определять количество предметов в заданной группе и устно обозначать результат числом;
- объяснять (на предметах, предметных рисунках) конкретный смысл действий сложение и вычитание;
- различать и называть простейшие геометрические фигуры (треугольник, прямоугольник, квадрат, отрезок, круг), находить их прообразы в окружающем мире;
- воспринимать учебно-познавательную задачу и способы её решения;
- проводить мыслительные операции на несложном материале (сравнивать объекты, указывая сходство и различие, проводить классификацию объектов по заданным признакам, выявлять закономерности и использовать их для выполнения заданий, проводить простейшие логические рассуждения и др.);
- ориентироваться на листе бумаги.
Литература
1. Петерсон Л.Г. - Программа дошкольной подготовки детей 3-6 лет «Ступеньки», М.: УМЦ «Школа 2000.
2. Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина «Раз ступенька, два - ступенька» для детей 5-6 лет и 6-7 лет.
3. Новикова В.П. Математика в детском саду. Подготовительная группа –М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
4. Волкова С.И. Математические ступеньки. Учеб.пособие для подгот. детей к школе. / С.И.Волкова. - М.: Просвещение, 2007.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
«Волшебная кисточка»
Пояснительная записка
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть его может лишь он.
Известно, что изобразительная деятельность – это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к изображаемому. Ребенок в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.
Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.
Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Так, сложной для детей дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Линия несет вполне конкретную художественную нагрузку и должна быть нарисована достаточно профессионально, что не удается детям в силу их возрастных особенностей. Предметы получаются не узнаваемыми, далекими от реальности.
Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
На практике эти задачи реализуются через занятия кружка «Волшебная кисточка». В рамках кружковых занятий дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях каждому ребенку дается возможность активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.
Используемые методы:
– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Цель: Формировать художественное мышление и нравственные черты личности через различные способы рисования.
Задачи:
– Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.
– Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.
– Создавать условия для освоения цветовой палитры. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков.
Методическое обеспечение.
Нетрадиционные техники:
Тычок жесткой полусухой кистью. Рисование пальчиками. Рисование ладошкой. Оттиск поролоном. Оттиск пенопластом. Оттиск смятой бумагой. Восковые мелки и акварель. Свеча и акварель. Монотипия предметная. Черно-белый граттаж. Цветной граттаж. Кляксография. Кляксография с трубочкой. Набрызг. Отпечатки листьев. Тиснение. Монотипия пейзажная.
Организация занятий кружка.
Одно занятие в неделю по 20 минут.
Материал:
– акварельные краски, гуашь;
– восковые и масляные мелки, свеча;
– ватные палочки;
– поролоновые печатки;
– коктельные трубочки;
– палочки или старые стержни для процарапывания;
– матерчатые салфетки;
– стаканы для воды;
– подставки под кисти;
– кисти.
Ожидаемый результат работы кружка:
Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
Тематические выставки в школе.
Тематический план:
№ п/п |
Тема |
Кол-во занятий |
|
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20-21. 22. |
Путешествие по радуге. Осенние листья. Осенняя сказка. Дерево колдуньи. Разноцветные рыбки. Как прекрасен этот мир. Осьминожки. Волшебный лес. Невиданный зверь. Веселый лужок. Зимняя сказка. Снегири на ветке. Сказочная птица. Что за чудо эти сказки. Бабочки. Превращение ладошки. Подарок маме. Космический коллаж. Мой маленький друг. Весенние сады Вот и лето пришло. |
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 |
|
|
Итого: |
22 часа |
Перспективный план занятий
Тема занятия |
Программное содержание |
Путешествие по радуге |
Познакомить с чудесным свойством цвета преображать окружающий мир, с теплыми и холодными цветами. |
Осенние листья (печатание листьями) |
Познакомить с техникой печатания листьями. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати. |
Осенняя сказка
|
Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции. Совершенствовать умение работать в различных техниках. |
Дерево колдуньи (рисование + аппликация) |
Развивать чувство прекрасного, умение передавать свои впечатления полученные ранее. Воспитывать самостоятельность в создании образа. |
Разноцветные рыбки (нетрадиционное рисование + аппликация) |
Вызвать интерес к рисованию, стремление передавать образ рыбки разными способами, добиваться выразительного образа. Закреплять умение пользоваться ножницами, трафаретами, клеем. Развивать аккуратность. |
Как прекрасен этот мир (рисование + аппликация) |
Развивать воображение, творчество, учить передавать образ природы в рисунках, использовать различные способы. |
Осьминожки (рисование ладошками) |
Развивать у детей чувство цвета, умение выполнять рисунок не только кистью, но и руками, пальцами. Развивать эстетическое восприятие. |
Волшебный лес (рисование + аппликация) |
Вызвать интерес к сказочному образу, развивать воображение. Учить наклеивать персонажей вырезанных из журналов. |
Невиданный зверь |
Развивать самостоятельность, активность в поисках способов изображения сказочного образа. |
Веселый лужок |
Развивать у детей воображение, интерес к результатам рисования, понимать рисунок, как средство передачи впечатлений. |
Зимняя сказка (рисование пальцами, печать по трафарету) |
Упражнять в печати по трафарету. Закреплять умение рисовать деревья сангиной, рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции. |
Снегири на ветке (метод тычка) |
Формировать у детей обобщенное представление о птицах. Пробуждать интерес детей к известным птицам. Расширять знания о перелетных птицах. Учить рисовать снегирей, используя метод тычка. |
Сказочная птица (эксперименти-рование с материалами) |
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках. Познакомить с райскими птицами. |
Что за чудо эти сказки (пятно, штрих, линия) |
Продолжать учить использовать выразительные средства графики (пятно, штрих, линия). Учить продумывать расположение рисунка на лице. Закреплять умение пользоваться такими материалами как гуашь. |
Бабочки (рисование + аппликация) |
Учить создавать выразительный образ не только с помощью красок и кисти, но и с помощью аппликации. |
Превращение ладошки |
Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Развивать воображение и творчество. |
Подарок маме |
Совершенствовать умения детей в различных изобразительных техник. Развивать чувство композиции и ритма. |
Космический коллаж (рисование + аппликация) |
Развивать чувство прекрасного, желание создавать что-то нетрадиционное. Вызывать эмоциональное отношение к образу. Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги. |
Мой маленький друг (техника тычка) |
Учить рисовать собак, расширять знания о домашних животных. Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью. Учить имитировать шерсть животного, используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги. |
Весенние сады |
Учить изображать цветущие деревья, строение дерева. Развивать эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передавать ее красоту. |
Вот и лето пришло. |
Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Закреплять умение продумывать расположение рисунка на листе. Развивать воображение и творчество. |
Нетрадиционные техники рисования
Тычок жесткой полусухой кистью
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование пальчиками
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Скатывание бумаги
Средства выразительности: фактура, объем.
Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.
Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
Оттиск поролоном
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
Оттиск пенопластом
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.
Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка, и пенопласт.
Оттиск смятой бумагой
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
Восковые мелки + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.
Свеча + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
Монотипия предметная
Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.
Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
Черно-белый граттаж
(грунтованный лист)
Средства выразительности: линия, штрих, контраст.
Материалы: полукартон либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.
Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.
Кляксография с трубочкой
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
Набрызг
Средства выразительности: точка, фактура.
Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5´5 см).
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.
Отпечатки листьев
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Тиснение
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: тонкая бумага, цветные карандаши, предметы с рифленой поверхностью (рифленый картон, пластмасса, монетки и т.д.), простой карандаш.
Способ получения изображения: ребенок рисует простым карандашом то, что хочет. Если нужно создать много одинаковых элементов (например, листьев), целесообразно использовать шаблон из картона. Затем под рисунок подкладывается предмет с рифленой поверхностью, рисунок раскрашивается карандашами. На следующем занятии рисунки можно вырезать и наклеить на общий лист.
Цветной граттаж
Средства выразительности: линия, штрих, цвет.
Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.
Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.
Монотипия пейзажная
Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.
Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.
Литература:
1. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
2. Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 256с.
3. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К˚», 1998.– 256с.
4. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
5. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
6. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2005. – 63с.
7. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.– 96с.
8. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред. Грибовской А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.
9. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.
10. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.
11. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004. – 128с.
12. Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.
13. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998. – 144с.
14. Колль М.-Э., Поттер Дж. Наука через скусство. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 144с.
15. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с.
16. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006. – 108с.
17. Урунтаева Г.А. «Диагностика психологических особенностей дошкольника» - М.: ACADEMIA, - 1999. – 96с.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по обучению грамоте
«Буквоежка»
Пояснительная записка
Одна из основных целей подготовки детей к обучению грамоте — ознакомление со звуковым строением слова, его звуковым анализом. Занятия по данной программе направлены на формирование правильного звукопроизношения, обогащение словарного запаса, подготовки руки к письму. Игровой материал помогает создать радостную атмосферу в группе. Все задания построены по принципу постепенного усложнения. Выполняя их, дети учатся читать слоги, определять количество слогов в слове, делать простейший звуковой анализ слова. Программа поможет детям научить правильному произношению звуков, развитию фонематического слуха и восприятия, сформировать навыки произношения слов различной звуко-слоговой структуры, подготовить к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза.
Данная программа рассчитана на работу с детьми 6-7 лет.
Направленность работы
- формирование языковых представлений;
- развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза, фонематических представлений;
- развитие слухового восприятия, развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки;
- овладение детьми навыками подготовленности к чтению;
- подготовка детей к обучению в школе.
Актуальность программы
Ребенок начинает практически пользоваться родным языком с раннего детства, но он не осознает тех способов, с помощью которых осуществляется его речь. С началом обучения грамоте он приступает к анализу своей речи и узнает, что она состоит из предложений, которые в свою очередь состоят из отдельных слов, слова — из слогов, слоги — из звуков. Звуки при письме обозначаются буквами. С психологической точки зрения начальный период обучения грамоте — это формирование у ребенка нового отношения к речи. Предметом познания становится сама речь, ее внешняя звуковая сторона. Поэтому в период обучения грамоте большое место отводится развитию фонематического слуха, умению различать в речевом потоке отдельные слова, звуки в слове.
Чтобы научиться читать и писать, ребенок должен понять, что речь рождается из слов, он должен усвоить звуко-слоговое строение слов русской речи и обозначение звуков буквами.
По мнению современных физиологов, психологов, логопедов, педагогов возраст 6-7 лет для большинства детей является наиболее благоприятным для активного развития восприятия, внимания, памяти, мышления. Ребенок в этом возрасте физиологически готов к развивающему обучению, у него появляется желание учиться. Старший дошкольник уже может и хочет заниматься, проявляет большой интерес к организованным формам занятий, связанных с усвоением знаний, умений, навыков. Именно старший дошкольный возраст для большинства детей является наиболее эффективным для начала обучения чтению. Это не значит, что все дети в одинаковой степени освоят навыки чтения, но начинать заниматься с ними уже нужно.
Цели программы
· разностороннее развитие ребенка посредством различных видов деятельности, выполняющих функции развития: связной речи, фонематического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата пишущей руки, зрительных и двигательных факторов как единого целого действия;
· формирование у детей 6 - 7 лет навыков звуко-буквенного анализа, чтения, подготовки руки к письму, развития коммуникативных способностей на основе общения, учебной мотивации с учетом психофизиологических особенностей детей дошкольного возраста.
Задачи программы
· Работать по пяти единицам речи: звук, буква, слог, слово, предложение. Закреплять и совершенствовать умение делить на слоги и воспроизводить звуковой анализ слов.
· Расширять словарный запас, обогащать активный словарь. Прививать интерес к чтению, развивать интерес к русскому языку.
Отличительные особенности данной программы
Игра - естественное состояние дошкольника, наиболее активная форма познания мира, наиболее эффективная форма обучения. Обучение дошкольника проходит, как бы между прочим, в игровой ситуации, в обстановке увлекательного дела. Предлагаемые игры можно варьировать в зависимости от ваших возможностей и фантазии. Не бойтесь импровизировать - это сделает ваши занятия более интересными и полезными.
Интерес к занятиям поддерживается разнообразием пособий. Для занятий используется как можно больше наглядных материалов: цветных картинок, кубиков, игрушек, реальных предметов; рисуйте то, о чем идет речь в задании (животных, машинки и т.д.), потому что маленькому ребенку трудно воспринимать информацию на слух.
Овладение грамотой требует от ребенка большого умственного и физического напряжения. Избегать монотонности и однообразия: не заниматься с детьми одним типом заданий более 10 минут, прерываться на физкультурные разминки, рисование, совместный поиск чего-то нужного для занятий.
Ребенок - это не уменьшенная копия взрослого. Ребенок имеет право не знать и не уметь! Темп освоения программы индивидуален для каждого ребенка. Возвращение к пройденному материалу в повседневной жизни. Это поможет малышу лучше усвоить материал, и, кроме того, сохраняется эффект непрерывности обучения.
Самое главное: терпение, отсутствие критики и отрицательных оценок! Похвала за минимальные успехи, хотя бы за то, что дети просто стараются выполнить ваши задания.
Формы и методы работы
· Словесные игры.
· Дидактические игры.
· Развивающие игры.
· Работа в тетрадях.
Использование новых технологий:
1.« Знакомство» с буквами проходит по следующей схеме:
Покажите букву. Расскажите, что у букв тоже есть имена, только они короткие. Назовите букву, с которой Вы знакомите ребенка. Произнесите звук этой буквы. Спойте песенку без слов, с помощью звука уже знакомой букв.
Безусловно, полезным для запоминания букв является выкладывание их из палочек, кубиков, мозаики, пуговиц, горошин, камешков, моделирование буквы из пластилина (из колбасок/жгутиков) или проволоки, обводка и раскрашивание объемных букв, их штриховка, вырезывание из бумаги.
Поищите изучаемую букву в словах, на страницах детских книг или вывесок.
Предложите послушать слова, в которых прячется изучаемая буква.
Найдите слова, которые начинаются со знакомой буквы.
Почитайте стихотворения, в которых часто повторяются слова со знакомой буквой.
Предложите отгадать загадки. Причем отгадка должна начинаться именно с той буквы, с которой вы познакомили ребенка.
3.Игры с ребенком в школу, где вы будете учеником, а он - учителем. Когда ребенок усвоит, например, названия букв, превратитесь в Незнайку, который все путает и ошибается, пусть малыш исправляет ваши ошибки.
Новизна программы
Предметом изучения на занятиях по обучению грамоте является «слово», как единица языка, объединяющая звучание и значение. Многолетний опыт практической работы показывает, что для детей важна последовательность изучения основных понятий, таких, как «звук», «слово», «слог», «предложение».
Такая последовательность изучения позволит избежать смешивания детьми таких понятий и терминов как «слово» и «слог», что встречается довольно часто, а так же позволит детям установить взаимосвязь и взаимозависимость между перечисленными понятиями.
*Многие другие исследования также подтверждают гипотезу о том, что чувствительность к звукам языка является существенной ступенью в овладении чтением. Если фонологические навыки имеют такое существенное значение, можно ли помочь детям овладеть ими?
Рифма - классная штука, сколько в ней всяких звуков.
Постоянное использование стихов благотворно влияет на восприимчивость детей к звукам речи, их фонологическая компетентность становится больше, что значительно облегчает для них задачу овладения чтением.
Содержание программы
Программа состоит из трех этапов:
I. Добуквенный, звуковой период обучения.
Предшествует знакомству и работе ребенка с буквами. Ребенку показывают, что речь "строится" из звуков. Взрослый играет с ребенком в звуковые игры, цель которых - выделение в словах определенных звуков.
II. Звуковой анализ слов.
Ребенка учат определять отдельные звуки в слове, различать твердую и мягкую пару согласных, выделять ударный гласный звук. Затем учат выделять все звуки в словах из трех - пяти звуков и фиксировать их с помощью фишек (кусочков картона, пуговиц, мозаики).
III. Буквенный период обучения.
Ребенка знакомят с алфавитным обозначением звуков с помощью картинной азбуки, кубиков или выкладывая изображения букв из палочек, рисуя буквы на снегу или песке, на запотевшем стекле, отыскивая знакомые буквы в вывесках магазинов и заголовках газет. Все это помогает сделать обучение ненавязчивым и интересным.
Тематический план:
ноябрь |
|||
дата |
Тема недели |
Цель |
|
1 неделя |
«В мире звуков». |
Закрепление представлений о звуках гласных и согласных. Звуки образуют слово. Слова, обозначающие предметы, признаки, действия. |
|
2 неделя |
«Предложение. Буквы». |
Закрепить понятия: звук – буква, слово – предложение. |
|
3 неделя
|
«Буквы «А», «О»». Сказка: «Аленький цветочек» |
Звук и буква «А», «О». Закрепить умение определять место звука в словах и делить слова на слоги. |
|
4 неделя |
«Буквы «У», «И»». Сказка: «У Лукоморья» |
Закреплять знания о буквах «У», «И» и о звуках «У», «И». Продолжать определять место звука в словах. Делить слова на слоги и определять количество слогов в слове. |
|
декабрь |
|||
дата |
Тема недели |
Цель |
|
1 неделя |
«Буквы «Н», «Т»». Сказка: «Несмеяна - царевна» |
Познакомить детей с буквами «Н», «Т». Продолжать находить место звука в слове. Учить определять на слух количество слогов в словах. |
|
2 неделя |
«Буквы «К», «Л»». Сказка: «Колобок»
|
Познакомить детей с буквами «К», «Л». Закреплять умение вычленять и произносить первый звук слова. Учить составлять предложения из 2-3 слов. |
|
3 неделя
|
«Буква «Р». Сказка: «Репка»
|
Познакомить с буквой «Р».Продолжать определять место звука в словах, делить слова на слоги. |
|
4 неделя |
«Буква «В»
|
Продолжать знакомить с буквой «В». Находить место звука в трех позициях, определять данный звук в словах, делить слова на слоги, определять ударные и безударные звуки. |
|
январь |
|||
дата |
Тема недели |
Цель |
|
1 неделя |
Буква «П» Сказка: «Петушок-золотой гребешок». |
Цель: познакомить с буквой «П», совершенствовать умение определять место звука в словах. Закрепить звук «В». |
|
2 неделя |
«Буква «М» Сказка: «Морозко». |
Цель: знакомство с буквой «М». Определять место звука в словах. |
|
3 неделя
|
«Буква «З». Сказка: «Змей - горыныч»
|
Познакомить с согласной буквой «З» Продолжать учить определять место звука в словах. |
|
февраль |
|||
дата |
Тема недели |
Цель |
|
1 неделя |
«Буква «Б» Сказка: «Бобовое зернышко»
|
Цель: Познакомить детей с буквой «Б». Продолжать определять место звука в словах, находить слова с данным звуком в сказке. Артикуляционная гимнастика. |
|
2 неделя |
«Буква «Д» Сказка: «Двое из сумы». |
Продолжать учить детей находить слова с данным звуком в сказке, дать характеристику звукам «Д» и «Т». |
|
3 неделя |
«Буква «Г» Сказка: «Гуси - лебеди»
|
Знакомство с буквой «Г» Развивать речь, учить правильно и четко произносить слова со звуком «Г». Продолжать определять место звука в слове. |
|
март |
|||
дата |
Тема недели |
Цель |
|
1 неделя |
«Буквы «Е» и «Ё»». Сказка: «Емеля — дурак». |
Закрепить знания о буквах «Е» и «Ё». |
|
2 неделя |
«Буквы «Ш», «Ж»». Сказка: «Забавные Петрушки»
|
Продолжать обучение детей звуковому анализу слов. Учить называть слова с заданным звуком. Познакомить с новыми буквами «Ш», «Ж» и звуками «Ш», «Ж». Сопоставление «Ж-Ш». |
|
3 неделя
|
«Родные сестрицы: э; ю; я; ы» |
Закреплять знания о звуках «Э», «Ю», «Я», «Ы». Учить находить слова с этими буквами |
|
4 неделя |
«Буквы «Ч», «Х». Сказка: «Чудо - морское»
|
Цель: находить слово со звуками «Ч», «Х» на картинках к сказке, продолжать знакомить детей со звуками «Ч», «Х» и буквами «Ч», «Х», находить место звуков в словах, составлять предложения из 2-3 слов. |
|
апрель |
|||
дата |
Тема недели |
Цель |
|
1 неделя |
«Буквы «Ц», «Щ». Сказка: «Царевна - лягушка» |
Познакомить детей с буквами «Ц», «Щ» и со звуками «Ц», «Щ». Продолжать определять место звука в трех позициях, количество звуков и слогов. Развивать умение быстро и правильно подбирать слово. |
|
2 неделя |
«Буква «Ф» Сказка: «Финист - ясный сокол»
|
Познакомить со звуком «Ф» и буквой «Ф». Находить данный звук в трех позициях. Развивать умение быстро и правильно подбирать слово. |
|
3 неделя
|
«Буква «Й»
|
Познакомить детей с буквой «Й». Игра: «Собираем слова». Упражнение: «Карусели» Игра: «Лабиринт». Словесная игра «Прочитайте предложение». Закрепить с детьми деление слов на слоги, нахождение данного звука в слове, определение места. |
|
4 неделя |
«Буквы «Ъ и Ь».
|
Закрепить выделение данных звуков в слове, составление предложений с данными словами или по схемам. Игры: «Угадай букву»; «Что изменилось?»; «Сравнение». |
|
|
Итого: |
22 часа |
|
Условия реализации программы
· комфортная, доброжелательная атмосфера взаимопонимания;
· создание и обновление предметно - развивающей среды;
· игры, упражнения и задания, подобранные с учетом возрастных особенностей и возможностей детей;
· наличие необходимых пособий, оборудования;
· техническое обеспечение;
· взаимодействие педагогов и родителей.
В результате обучения по данной программе ребенок научится:
· отчетливо и ясно произносить слова;
· выделять из слов звуки;
· находить слова с определенным звуком;
· определять место звука в слове;
· составлять предложения на заданную тему по опорным словам;
· составлять рассказы, сказки по иллюстрации или серии картинок;
· пересказывать сказку, рассказ с опорой на иллюстрацию.
Методическое обеспечение программы
· «Энциклопедия методов обучения чтению» Кириллова Л.
· «Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста» Учебные материалы по различным дисциплинам.
· «Программа по подготовке детей к школе в детском саду» Гисвайн В.Д.
· Художественная литература: стихи, потешки, сказки, дразнилки и т.д.
· Методическая литература: словесные, дидактические, развивающие игры.
Рабочая программа
по развитию эмоционального мира
«Я и мой мир»
Пояснительная записка
Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе образования отвечает новым социальным запросам. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.
Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования. Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие детей, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.
Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов компетенции: предметные, метапредметные и личностные. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств потребует создания системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций становятся основным предметом деятельности школьного психолога.
В связи с этим важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье детей, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Введение нового стандарта существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность школьного психолога как полноценного участника образовательного процесса.
Главная цель программы – развитие личности ребенка, в частности, его самосознание и рефлексивных способностей в тех пределах, которые определяются возрастными возможностями и требованиям психологической безопасности.
Программа призвана решить следующие основные задачи:
· помочь детям адаптироваться к школьным условиям;
· познакомить детей с базовым понятийным аппаратом психологии;
· учить методам и приемам познания себя;
· помочь детям осознать ведущие каналы восприятия информации и ориентировать их на целенаправленное развитие всей системы восприятия окружающего мира;
· познакомить детей с типологиями индивидуально-психологических особенностей человека;
· познакомить детей с понятиями «чувства» и «эмоции»;
· научить детей осознавать и называть собственные переживания;
· помочь осознать свои задатки и способности;
· ориентировать детей нам развитие творческих способностей и воображения.
Планируемые результаты:
1. Коммуникативные УУД
Ребенок, участвующий в работе научится:
· адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
· допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
· учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
· строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
· задавать вопросы;
· контролировать действия партнера;
· использовать речь для регуляции своего действия.
2. Регулятивные УУД
Ребенок, участвующий в работе научится:
· принимать и сохранять учебную задачу;
· планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
· осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
· вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата;
· оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
· адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
3. Познавательные УУД
Ребенок, участвующий в работе научится:
· осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
· осуществлять синтез как составление целого из частей;
· проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
· обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда и класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
· устанавливать причинно - следственные связи в изучаемом круге явлений.
Тематическое планирование:
№п/п |
Название занятия |
Ключевые задачи, решаемые на занятиях |
Планируемые образовательные результаты |
1 |
«Я - единственный на планете» |
1.Знакомство детей. 2. Создание доброжелательной атмосферы на занятиях. 3. Первое знакомство с понятиями «жесты», «мимика», «интонация». |
эмоцианально- положительное отношение к школе; использование речевых и неречевых средств для выражения и понимания эмоций; зачатки эмпатии, как понимания чувств других людей.
|
2 |
«Волшебные средства понимания» |
Развитие у детей понимания и чувствования друг друга. Развитие эмпатии. Дифференцировка слухового восприятия. |
|
3 |
«Ассоциации» |
Развитие интереса к себе. Развитие вариативности мышления. Творческое самовыражение. |
|
4 |
«Наше настроение» |
Развитие понимания мимических выражений и выражения лица. Развитие эмпатии. Повышение самооценки. |
|
5 |
«Наши имена» |
1. Идентификация ребенка со своим именем, формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я». 2. Стимулирование творческого самовыражения. |
способность к самопознанию и самооценке; зачатки личностной рефлексии |
6 |
«Моя семья» |
1. формирование чувства принадлежности к своей семье. |
|
7 |
«Я и другое» |
1. Развитие навыков общения. 2. Повышение самоценки. 3. Гармонизация внутреннего состояния. |
|
8 |
«Волшебные краски» |
Развитие воображения, символических представлений, креативности. |
|
9 |
«Страна Фантазия» |
1. Развитие творческого мышления и воображения. 2. Отработка механизмов саморегуляции. 3. Сплочение группы. |
осознание и оценка особенностей своих ощущений, восприятия |
10 |
«Карта волшебной страны Чувств» |
1. Развитие умения передавать свои чувства с помощью цвета. 2. Исследование психоэмоционального состояния детей. |
|
11 |
«Королевский дворец» |
1. Повышение самооценки. 2. Гармонизация эмоционального состояния. |
|
12 |
«Волшебная страна Чувств» |
1. Закрепление знаний об эмоциях. 2. Развитие умения выражать свои чувства с помощью изобрази- тельных средств. |
|
13 |
«Волшебные маски» |
1. Развитие у ребенка интереса к самому себе. 2. Повышение самооценки. |
|
14 |
«Пластилиновая страна» |
1. Развитие воображения, оригинальности мышления. 2. Творческое самовыражение. |
позитивное самоотношение |
15 |
«Обыкновенное чудо» |
1. Развитие навыков взаимодействия. 2. Снятие напряжения, тревожности. 3. Развитие у ребенка интереса к себе. |
|
16 |
«Деревья-характеры» |
1. Раскрытие своего «Я». 2. Формирование умения выражать характер с опорой на художественное изображение. |
осознание и оценка собственных эмоций как регуляторов межличностного взаимодействия; использование речевых и неречевых средств для выражения и понимания эмоций; зачатки эмпатии, как понимания чувств других людей. |
17 |
«Мальчик, который не умел играть» |
1. Показать значение внимательности, соблюдения норм в отношениях между людьми. 2. Вскрыть и обсудить проблему понимания человека человеком. |
|
18 |
«Ребята, давайте жить дружно» |
1. Развитие навыков бесконфликтного общения. 2. Развитие умения договариваться друг с другом.
|
|
19 |
«Слоненок с шариками» |
1. Коррекция у детей нежелательных черт характера и поведения. 2. Коррекция негативных поведенческих реакций. |
|
20 |
«Смешные клоуны» |
1. Разрядка вербальной агрессии. 2. Коррекция страхов. 3. Релаксация. |
|
21 |
«Эмпатия» |
1. Развитие позиции безусловного принятия себя и другого человека как личности. 2. Осмысление трудностей общения между людьми. |
|
22 |
«Путешествие к волшебнику» |
1. Подведение итогов занятий. 2. Гармонизация эмоционального состояния. |
Методическое обеспечение программы
Работа с родителями будущих первоклассников
Цель системы мероприятий:
Установление отношений сотрудничества педагогов и родителей по созданию условий успешной адаптации первоклассников к школе. Оказание организованной консультационной педагогической помощи родителям будущих первоклассников.
Работа с родителями охватывает все этапы программы и планируется с апреля по август. Родители за этот период включаются в процесс не как наблюдатели, а как участники. Родительские собрания, беседы, консультации, индивидуальные встречи, анкетирование, посещение занятий в «День открытых дверей» - основные формы работы педагогов школы с родителями.
Система работы с родителями складывается из следующих мероприятий:
· Посещение педагогами семей будущих первоклассников своего микрорайона.
· Работа с родителями через сотрудничество детских садов и школы
ü выступление на родительском собрании в подготовительной группе детского сада;
ü организация «Дня консультаций школы в детском саду»;
ü участие в оформлении информационных стендов для родителей детей предшкольного возраста в подготовительных группах;
· Родительское собрание в рамках «Дня открытых дверей»:
§ посещение занятий с детьми, экскурсия по школе,
§ выступление психолога «Психологический портрет первоклассника»,
§ консультации «Здоровый ребенок – хороший ученик», «Что нужно первокласснику»;
· Сотрудничество педагогов родителей и психолога школы в период «Школы первоклассника»: индивидуальные беседы, консультации педагогов и психолога;
· Родительское собрание по итогам «Школы первоклассника»:
§ беседа «Почему учиться трудно?» об особенностях адаптационного периода первоклассников,
§ консультация «Как избежать трудностей адаптации»;
· Родительское собрание в августе посвящается организационным вопросам, проводятся индивидуальные консультации.
«Внимание и понимание – самая большая помощь, которую мы можем оказать ребёнку».
Эти слова из книги М. Безруких «Почему учиться трудно» должны стать девизом и для педагогов, и для родителей будущих первоклассников. Создать благоприятные условия для успешного развития, учения, воспитания детей можем только мы, взрослые, однако без внимательного отношения, понимания невозможно осуществить эти процессы гармонично, безболезненно и продуктивно. Надеемся на то, что реализация данной программы предшкольной подготовки позволит объединить усилия родителей и педагогов по подготовке детей к восхождению на новую ступень жизни под названием «Школа».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.