Академия гуманитарных наук и образования (Омское отделение)
НОУ ВПО «Омская гуманитарная академия»
Кафедра общей психологии
Программа кружка
«Молодой психолог»
Руководитель: аспирант специальности
19.00.05 «Социальная психология»
Марченко Егор Андреевич
Утверждена Учебно-методическим советом НОУ ВПО «ОмГА» Протокол№ 1 от 25.09.2010 |
Рекомендована решением кафедры общей психологии Протокол№ 1 от 25.09.2010 Зав. кафедрой _________________ |
Омск, 2010
Предлагаемое учебно-методическое пособие призвано помочь начинающим изучать психологию как практическую дисциплину. Кратко обозначено содержание каждой темы, даны источники литературы последних лет, а также разработаны практические задания.
Курс «Молодой психолог» разработан в рамках малой гуманитарной академии и рекомендован абитуриентам, специальности «Психология» любых направлений, а также студентам начальных курсов
1. Программа кружка «Молодой психолог».
2. Ноябрь, декабрь, февраль, март, апрель, май каждого учебного года
3. Общее время проведения – 72 часа (20 лекционных, 32 практических, 20 самостоятельных)
Пояснительная записка:
Программа кружка «Молодой психолог» рекомендуется для учащихся 10-11 классов средних общеобразовательных школ города Омска.
Термин «Психология» появился в научном употреблении лишь в середине прошлого века. Первоначально он относился к науке, которая занималась изучением душевных или психических явлений, связанных с сознанием, то есть таких явлений, которые каждый человек легко обнаруживает у себя в результате самонаблюдения.
Психологию как науку знают в основном только те, кто специально занимается ею, или те, кому она необходима для работы. Вместе с тем психологию как систему жизненных явлений в каком-то смысле знают все. То, что изучает психология, хорошо известно каждому по собственному опыту. В этом - в одновременном знании и незнании психологии - заключается один из парадоксов, которыми богата данная наука.
На сегодняшний день система знаний, составляющая предмет психологической науки, включает в себя психику человека и животных: ощущения и восприятие, внимание и память, воображение и мышление, общение и поведение, сознание и речь, способности, свойства и качества личности, а также многое другое. С помощью одних психических явлений, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют поступками и действиями. Их называют психические свойства и состояния личности; включают в их число потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знание и сознание.
В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему наук. В ней выделяется много различных подотраслей, представляющих собой относительно самостоятельные направления научных исследований. Имея это в виду, правильнее было бы говорить не об одной науке психологии, а о комплексе психологических наук. Их, в свою очередь, можно разделить на фундаментальные и специальные.
Фундаментальные, или базовые, отрасли психологической науки имеют общее значение для понимания и объяснения психологии и поведения людей независимо от того, какой конкретной деятельностью они занимаются. Эти области науки должны давать знания, одинаково необходимые всем, кого интересуют психология и поведение человека.
Прикладными (специальными) называют отрасли науки, достижения которых используются на практике.
Общие отрасли ставят и решают проблемы, одинаково важные для развития всех без исключения научных направлений, а специальные - выделяют вопросы, представляющие особый интерес для познания какой-либо одной или нескольких групп явлений.
Изучение психологических наук начинается с основных понятий, знание которых станет полезным в жизненном ориентировании и формировании научного потенциала каждого школьника. Однако то, что предлагается в ходе изучения кружка «Молодой психолог», не есть общая психология в чистом виде. Это тематическая подборка материалов из различных областей психологической науки, имеющих значение для развития профессиональных интересов и оптимальной ориентации в сфере человеческих взаимоотношений, основу которых составляют общепсихологические знания.
4. Цель и задачи изучения курса
Цель: оказать помощь в профессиональном ориентировании учащихся 10-11 классов; привить интерес к психологической науке, к вузу в целом.
Задачи:
1)Формирование представлений об основах психологии как науки;
2)Определение и разъяснение основных психологических понятий;
3)Изучение отечественного и зарубежного опыта работы психологов;
4)Проведение психологической диагностики и составление психологического портрета каждого участника группы;
5)Формирование поисковых знаний, умений и навыков в рамках научно-исследовательской работы кружка;
6) Введение в организационную среду НОУ ВПО «Омская гуманитарная академия»;
Для систематизации знаний школьников весь теоретический и практический материал кружка разбит на блоки. Блоки отражают идею интеграцию знаний в сфере человекознания, полученных школьниками в курсе таких дисциплин как обществознание, биология, история, литература, ОБЖ, психология и др.
В разделе «Тематическое планирование» имеются рекомендуемые для самостоятельного и дополнительного изучения тем списки литературы.
5. Тематическое планирование кружка «Молодой психолог»
№ п/п |
Наименование тем и разделов |
Количество часов |
Сроки проведения |
1 |
Тренинговые занятия с элементами арт-терапии |
4 |
|
2 |
История психологии |
4 |
|
3 |
Понятие «Личность» |
4 |
|
4 |
Психология общения |
8 |
|
5 |
Психология конфликта |
4 |
|
6 |
Психология рекламы и PR |
4 |
|
7 |
Психодиагностика как практическая дисциплина |
8 |
|
8 |
Клиническая/медицинская психология |
4 |
|
9 |
Гендерная психология |
4 |
|
10 |
Психология девиантного поведения |
4 |
|
11 |
Практическое занятие «Поведение человека» |
4 |
|
12 |
Просмотр фильма психологической тематики |
6 |
|
|
Итого |
58 |
|
План работы:
1. Прослушать и законспектировать лекционный материал.
2. Прочитать соответствующие разделы по любому имеющемуся у вас источнику литературы.
3. Прочитать и законспектировать материалы по теме из списка дополнительной литературы.
4. Записать возникшие у вас вопросы по теме, с тем, чтобы выяснить их у преподавателя в ходе следующего занятия.
5. Ответить на поставленные вопросы, выполнить домашнее задание.
7. Основное содержание
Тема 1. Проведение тренинговых занятий с элементами арт-терапии
Упражнения на знакомство, раскрепощение, доверие, сплочение, командообразование, коммуникацию и профориентацию.
Тема 2. История психологии
Зарождение психологии как науки.
Очерк развития античной психологической мысли: Гераклит, Гиппократ, Платон, Аристотель. Философское учение о сознании: Плотин, Августин.
Психология Нового времени: материальное и идеальное (Р.Декарт, Т.Гоббс, Б.Спиноза)
Формирование психологии как науки: В.Вундт, В.М.Бехтерев.
Основные психологические школы: структурализм, функционализм, бихевиоризм, гештальтизм, теория поля, психоанализ, гуманистическая психология; отечественная школа: деятельностный подход, культурно-историческая теория развития.
Современный этап развития науки.
Рекомендуемая литература:
1. Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. М.: Прайм-Еврознак, 2003 - 672 с.
2. Ждан А. Н. История психологии: 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Академический проект, 2004. - 576 с.
3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии: Учебное пособие для высшей школы. М., 1997.
4. Степанов С. С. Психология в лицах М: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.-384 с.
5. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии / Пер. с англ. А.В. Говорунов, В.И. Кузин, Л.Л.Царук / Под ред. А.Д. Наследова. – СПб.: Изд-во «Евразия», 2002.- 532с., ил.
6. Ярошевский М.Г., Анциферова Л.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М., 1974.
Тема 3. Понятие «Личность»
Понятие «личность». Личность и индивидуальность. Основные психологические процессы: ощущение (измерение ощущений); восприятие (восприятие пространства, величины, формы, времени); память (виды и типы памяти); воображение (виды воображения, воображение и творчество, мечта); мышление (понятие, представление, умозаключение); речь (внешняя и внутренняя); внимание (произвольное и непроизвольное).
Индивидуальные особенности человека: темперамент, характер, способности (талант, одаренность).
Критерии сформировавшейся личности.
Рекомендуемая литература:
1. Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. М.: Прайм-Еврознак, 2003 - 672 с.
2. Горностай П., Титаренко Т. (ред.) Психология личности: словарь-справочник. К.: «Рута», 2001. - 320 с.
3. Опоры по возрастной психологии (основные понятия, блоки-схемы). Сост. А.А.Амельков, М.А.Дыгун, Мозырь: издательский дом «Белый ветер», 2002. – 76 с.
4. Тертель А. Л. Психология. Курс лекций: учеб. Пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006 г. – 248 с.
5. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 2003. - 608 с.
Тема 4. Психология общения
Структура общения. Правила общения. Вербальная и невербальная коммуникация. Физиогномика. Синтоническая модель общения. Манипуляции. НЛП.
Рекомендуемая литература:
1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для вузов. 5-е изд. М.: Аспект Пресс, 2008 - 363с
2. Бавистер С., Викерс А. Основы НЛП. Успех в профессиональной, общественной и личной жизни. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006 г.
3. Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. М.: Прайм-Еврознак, 2003 - 672 с.
4. Пиз Аллан и Барбара. Язык взаимоотношений (мужчина и женщина). М.: Эксмо-Пресс, 2007. – 400 с.
5. Равенский Н.Н. Как читать человека Черты лица, жесты, позы, мимика. М.: Рипол-классик, 2009. - 560 с.
Тема 5. Психология конфликта
Понятие «конфликт». Виды конфликтов. Способы поведения в конфликтной ситуации. Психологическая профилактика конфликтов. Методика К.Томаса на определение ведущей стратегии поведения в конфликте.
Рекомендуемая литература:
1. Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. М.: Прайм-Еврознак, 2003 - 672 с.
2. Руководство по ведению переговоров [Текст] : рекомендации для успешного проведения переговоров / Г. Бройниг. - М. : Инфра-М, 1996. - 112 с.
3. Дебольский М. Психология делового общения. - М., 2000.
4. Кузин Ф. А. Культура делового общения.: Практическое пособие для бизнесменов. – 4-е изд. – М.: «Ось-89», 2000. – 240 с.
5. Тушнолобов П. И. Деловое общение: Метод. рекоменд. – Омск: Издательство ОмГПУ, 2003. – 29 с.
Тема 6. Психология рекламы и PR
Понятие «PR» и «реклама». Виды рекламы. Правила составления рекламы.
Практическое занятие – конструирование рекламного макета.
Рекомендуемая литература:
1. Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. М.: Прайм-Еврознак, 2003 - 672 с.
2. Геращенко Л.Л. Азбука рекламы. – М.: ООО Издательский дом «Диаграмма», 2005 г., 320 с.
3. Лебедев-Любимов А.Н., Психология рекламы. - СПб.: Питер, 2007. - 384 с: ил. - (Серия «Мастера психологии»)
4. Лисовский С.Ф. Политическая реклама. М.: ИВЦ «Маркетинг», 2000 - 120с
Тема 7. Психодиагностика как практическая дисциплина
Составление психологического портрета. Правила составления анкет и опросников.
Проективные методики. Определение свойств темперамента и качеств характера.
Профориентация. Дифференциальный диагностический опросник Е.А. Климова. Индивидуальное консультирование.
Тема 8. Клиническая/медицинская психология
Психосоматика. Классическая семерка психосоматических заболеваний. Основы невразологии. Фобии.
Рекомендуемая литература:
1. Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. М.: Прайм-Еврознак, 2003 - 672 с.
2. Рустанович А.В., Шамрей В.К. Клиническая психиатрия в схемах и таблицах. Издание 3-е дополненное и переработанное. – СПб.: «ЭЛБИ-СПб», 2006 – 216 с.
Тема 9. Гендерная психология
Понятии «гендер», «пол», «маскулинность», «феминность», «андрогинность». Гендерные стереотипы. Гендерная идентичность.
Рекомендуемая литература:
1. Бендас Т.В. Гендерная психология лидерства. Монография. - Оренбург, ИПК ОГУ, 2000. - 167 с.
2. Берн Ш. Гендерная психология. - СПб.: прайм - Еврознак, 2002. - 320 с.
3. Ильин Е.П. Дифференциальная психология мужчины и женщины. - СПб.: Питер, 2002. - 544 с.
4. Клецина И.С.Практикум по гендерной психологии. - СПб: Изд-во Питер, 2003. - 480 с.
5. Майерс Д. Социальная психология. 7-е изд. 800 с. пер. Питер 2007
6. Словарь гендерных терминов / Под ред. А.А. Денисовой. М.: Информация - ХХI век, 2002. 256 с.
Тема 9. Психология девиантного поведения.
Делинквентное поведение. Психологические особенности и социальные последствия таких зависимостей как табакокурение, наркомания, игровая зависимость. Психология преступного поведения.
Рекомендуемая литература:
1. Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. М.: Прайм-Еврознак, 2003 - 672 с.
2. Бурлаков И.В. Homo Gamer: Психология компьютерных игр. - М.: Независимая фирма “Класс”, 2000. - .45 с. - (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 86).
3. Гоголева А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика. - 2-е изд., стер. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - 240 с. (Серия «Библиотека психолога».)
4. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2002. - 206 с.
5. Рустанович А.В., Шамрей В.К. Клиническая психиатрия в схемах и таблицах. Издание 3-е дополненное и переработанное. – СПб.: «ЭЛБИ-СПб», 2006 – 216 с.
6. Хагуров Т.А. Введение в современную девиантологию /учебное пособие / Ростов-на-Дону, 2003. 343с.
Тема 10. Практическое занятие «Поведение человека»
Занятие с элементами обсуждения, дискуссии «О человеческом поведении в различных ситуациях».
Тема 11. Выездное занятие «социальные нормы»
Конформизм, влияние общественного мнения.
Тема 11. Просмотр фильма психологической тематики
Стэнфордский тюремный эксперимент Ф. Зимбардо: описание, результаты, выводы.
Эксперименты в социальной психологии.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.