РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по профилактике асоциального поведения
Пояснительная записка
В условиях кризиса современного общества и изменения морально-нравственных и ценностных установок возросло число подростков, склонных к асоциальному поведению, а вместе с ними и количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.
Специфический способ преобразования социальных норм и ожиданий посредством демонстрации ценностного отношения к ним получил название девиантного поведения, которое характеризуется использованием собственных приемов самовыражения: сленг, стиль, символика, мода, манера, поступок. Но если одеждой и приверженностью к какому-либо стилю самовыражения подросток не наносит вреда окружающим, а лишь вызывает их недовольство, то поступками он наносит ощутимый ущерб и себе и другим людям.
Поведение подростков с девиантным поведением отличается рядом особенностей, таких как:
ü Недостаточность жизненного опыта и низкий уровень самокритики;
ü Отсутствие внутренней оценки жизненных обстоятельств;
ü Повышенная эмоциональная возбудимость;
ü Импульсивность, двигательная и вербальная активность;
ü Повышенная внушаемость и подражательность;
ü Обостренное стремление к независимости, негативизм;
ü Неуравновешенность между процессами возбуждения и торможения;
ü Низкая правовая грамотность.
Для повышения результативности профилактической и просветительской деятельности по предотвращению асоциального поведения с несовершеннолетними необходима планомерная работа по программам, в которых заложена информация по вопросам права, доступная для восприятия и понимания подростка. Важным направлением данной работы представляется повышение мотивации несовершеннолетних к освоению новых правовых знаний, обучение их тому, как воспринимать необходимость жить в рамках, предусмотренных законом, без ощущения ограничения свободы действий, а как личную потребность, удобную для себя и для общества.
Вместе с тем, кроме осознания законов, подростку важно осознавать себя востребованным в обществе, иметь жизненные цели, обладающие личностной значимостью, необходимо помочь им увидеть, каким образом их выбор может повлиять на дальнейшую жизнь и успешность в профессиональной деятельности, найти пути достижения жизненных целей, заинтересовать их в реализации задуманного.
Данная рабочая программа разработана на основании нормативно-правовых документов:
· Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями от 21.07.2014);
· Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг.»
· ·Федеральный закон Российской Федерации об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования № 03-296 от 12 мая 2011 года.
· Федеральный закон № 124-ФЗ от 24 июля 1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
· Федеральный закон № 120-ФЗ от 21 июня 1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с дополнениями и изменениями)
· Приказ МО РФ от 28.02.2000 № 619 «Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде»
· Выписка из протокола Комитета по безопасности от 22.06.2001№45 Государственной Думы РФ «О концепции целевой программы борьбы с преступностью несовершеннолетних»
· Методические рекомендации Министерства образования РФ по психолого-педагогическому сопровождению школьников в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования (письмо направлено в районы Нижегородской области и государственные образовательные учреждения от 27.06.2003 № 28-51-513116)
· Протокол заседания Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.09.2005 № ПК-10 «О приоритетных направлениях деятельности по профилактике злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде».
Данная программа разработана на основании рабочих программ:
· Тренинг для подростков. Программа асоциального поведения. Автор Макартычева Г.И. (2008 год);
· Программа предотвращения насилия между сверстниками. Составители С.Харман, К.Анлауф.
· Программа психологической поддержки подростков с девиантным поведением «Молодежь плюс» (2000г);
· «Тропинка к своему Я», автор Хухлаева О.В. (2001 год).
Программа предназначена для проведения групповых занятий в общеобразовательном учреждении с учащимися 7 классов. Количество учащихся в группе: до 15 человек.
Организация занятий: каждое занятие рассчитано на 1 академический час, частота проведения – 1 раз в неделю.
Содержание программы
В данной программе предусмотрено 4 основных блока:
Также предусмотрен диагностический блок для оценки результатов коррекционной работы с подростками.
Блок 1. Ввиду незрелости личности подростков и их неумения выражать свои чувства, принимать чувства других людей целесообразно начать работу с занятий, направленных на повышение коммуникативных навыков.
Цель: развитие у подростков навыков общения, осознания и выражения своих чувств, понимания и принятия чувств окружающих людей, активизация механизмов самопознания, самовыражения.
Блок 2.
Цель: формирование адекватной самооценки, повышение ответственности подростков за свои поступки, выработка позитивных жизненных целей и развитие мотивации к их достижению.
Блок 3.
Цель: развитие способностей к самопознанию, саморазвитию и самореализации, повышение мотивации к достижению жизненных целей.
Блок 4.
Цель: формирование уверенности в себе, своих действиях и поступках.
Для оценки результативности работы в программе предусмотрен диагностический блок, который включает в себя два этапа диагностики: перед началом групповой работы по программе и по ее завершении.
Цель: оценка результативности программы.
Целевая группа: учащиеся 7 классов.
Количество учащихся в группе: до 15 человек.
Организация занятий: каждое занятие рассчитано на 1 академический час, частота проведения – 1 раз в неделю.
Структура занятия:
Ожидаемые результаты:
ü У подростков сформируется адекватная самооценка, снизиться потребность в самоутверждении посредством демонстративного отклоняющегося поведения.
ü Сформируется способность к планированию своего поведения и прогнозу разрешения конфликтных ситуаций.
ü Выработаются позитивные жизненные цели и мотивация к их достижению.
ü Повысятся правовая грамотность и ответственность за свое поведение.
Учебно-тематический план
Раздел |
Количество часов |
Тема занятия |
Развитие коммуникативных навыков |
8 часов |
1. Знакомство 2. Какой Я 3. Узнаем себя 4. Самооценка 5. Модель поведения 6. Моя позиция 7. Самооценка 2 8. Я и мой внутренний мир |
Профилактика асоциального поведения с основами правовых знаний |
8 часов |
1. Конвенция о правах ребенка 2. Правовая ответственность 3. Конфликты 4. Отношения с родителями 5. Влияние группы 6. Употребление ПАВ 7. Самосознание 8. Самореализация |
Достижение позитивных жизненных целей |
10 часов |
1. Личные границы 2. Правила в обществе 3. Мои сильные стороны 4. Я уникален 5. Жизненные цели 6. Самоопределение 7. Мотивация в достижении жизненных целей. 8. Самооценка в достижении жизненных целей 9. Уверенность в себе 10. Дружба |
Формирование уверенности в себе |
8 часов |
1. Я во взаимодействии 2. Когда взаимодействовать непросто 3. Уверенное поведение 4. Уверенность в себе 5. Уверенность в повседневной жизни 6. Я в будущем 7. Моя семья 8. Подведение итогов. |
Всего: |
34 часа |
|
Календарно-тематическое планирование
№ урока |
Тема урока |
Дата проведения |
|
план |
фактич. |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
1 четверть |
|||
1 |
Знакомство, создание благоприятной обстановки для личностного саморасрытия |
|
|
2 |
Какой Я |
|
|
3 |
Узнаем себя |
|
|
4 |
Самооценка |
|
|
5 |
Модель поведения |
|
|
6 |
Моя позиция |
|
|
7 |
Самооценка 2 |
|
|
8 |
Я и мой внутренний мир |
|
|
2 четверть |
|||
9. |
Конвенция о правах ребенка |
|
|
10 |
Правовая ответственность |
|
|
11 |
Конфликты |
|
|
12 |
Отношения с родителями |
|
|
13 |
Влияние группы |
|
|
14 |
Употребление ПАВ |
|
|
15 |
Самосознание |
|
|
16 |
Самореализация |
|
|
3 четверть |
|||
17 |
Личные границы |
|
|
18 |
Правила в обществе |
|
|
19 |
Мои сильные стороны |
|
|
20 |
Я уникален |
|
|
21 |
Жизненные цели |
|
|
22 |
Самоопределение |
|
|
23 |
Мотивация к достижению жизненных целей |
|
|
24 |
Самооценка в достижении целей |
|
|
25 |
Уверенность в себе |
|
|
26 |
Дружба. 4 модели общения |
|
|
4 четверть |
|||
27 |
Я во взаимодействии |
|
|
28 |
Когда взаимодействовать непросто |
|
|
29 |
Уверенное поведение |
|
|
30 |
Уверенность в себе |
|
|
31 |
Уверенность в повседневной жизни |
|
|
32 |
Я в будущем |
|
|
33 |
Моя семья |
|
|
34 |
Подведение итогов |
|
|
Контрольно-измерительные материалы:
Для отслеживания эффективности проведения программы используются следующие диагностические методики:
· Анкета антисоциального поведения подростков (заполняется классным руководителем)
· Диагностика склонности к девиантному поведению (СДП)
· Тест правового и гражданского осознания (ТПГС). Исследование правового и гражданского сознания. Оценка сформированности правового сознания, готовность придерживаться правовых норм.
· Тест «Рука». Оценка личностных особенностей.
· Социометрия. Диагностика межличностных отношений в классе.
·
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.