Программа работы психолога по профилактике асоциального поведения подростков
Оценка 4.7

Программа работы психолога по профилактике асоциального поведения подростков

Оценка 4.7
docx
29.01.2020
Программа работы психолога по профилактике асоциального поведения подростков
профилактика асоциального поведения подростков.docx

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по профилактике асоциального поведения

 

Пояснительная записка

В условиях кризиса современного общества и изменения морально-нравственных и ценностных установок возросло число подростков, склонных к асоциальному поведению, а вместе с ними и количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.

Специфический способ преобразования социальных норм и ожиданий посредством демонстрации ценностного отношения к ним получил название девиантного поведения, которое характеризуется использованием собственных приемов самовыражения: сленг, стиль, символика, мода, манера, поступок. Но если одеждой и приверженностью к какому-либо стилю самовыражения подросток не наносит вреда окружающим, а лишь вызывает их недовольство, то поступками он наносит ощутимый ущерб и себе и другим людям.

Поведение подростков с девиантным поведением отличается рядом особенностей, таких как:

ü  Недостаточность жизненного опыта и низкий уровень самокритики;

ü  Отсутствие внутренней оценки жизненных  обстоятельств;

ü  Повышенная эмоциональная возбудимость;

ü  Импульсивность, двигательная и вербальная активность;

ü  Повышенная внушаемость и подражательность;

ü  Обостренное стремление к независимости, негативизм;

ü  Неуравновешенность между процессами возбуждения и торможения;

ü  Низкая правовая грамотность.

Для повышения результативности профилактической и просветительской деятельности по предотвращению асоциального поведения с несовершеннолетними необходима планомерная работа по программам, в которых заложена информация по вопросам права, доступная для восприятия и понимания подростка. Важным направлением данной работы  представляется повышение мотивации несовершеннолетних к освоению новых правовых знаний, обучение их тому, как воспринимать необходимость жить в рамках, предусмотренных законом, без ощущения ограничения свободы действий, а как личную потребность, удобную для себя и для общества.

Вместе с тем, кроме осознания законов, подростку важно осознавать себя востребованным в обществе, иметь жизненные цели, обладающие личностной значимостью, необходимо помочь им увидеть, каким образом их выбор может повлиять  на дальнейшую жизнь и успешность в профессиональной деятельности, найти пути достижения жизненных целей, заинтересовать их в реализации задуманного.

Данная рабочая программа разработана на основании нормативно-правовых документов:

·         Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями от 21.07.2014);

·         Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг.»

·         ·Федеральный закон Российской Федерации об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования № 03-296 от 12 мая 2011 года.

·         Федеральный закон № 124-ФЗ от 24 июля 1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

·         Федеральный закон № 120-ФЗ от 21 июня 1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с дополнениями и изменениями)

·         Приказ МО РФ от 28.02.2000 № 619 «Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде»

·         Выписка из протокола Комитета по безопасности от 22.06.2001№45 Государственной Думы РФ «О концепции целевой программы борьбы с преступностью несовершеннолетних»

·         Методические рекомендации Министерства образования РФ по психолого-педагогическому сопровождению школьников в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования (письмо направлено в районы Нижегородской области и государственные образовательные учреждения от 27.06.2003 № 28-51-513116)

·         Протокол заседания Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.09.2005 № ПК-10 «О приоритетных направлениях деятельности по профилактике злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде».

 

Данная программа разработана на основании рабочих программ:

·         Тренинг для подростков. Программа  асоциального  поведения. Автор Макартычева  Г.И. (2008 год);

·         Программа предотвращения насилия между сверстниками. Составители С.Харман, К.Анлауф.

·         Программа психологической поддержки подростков с девиантным поведением «Молодежь плюс» (2000г);

·         «Тропинка к своему Я», автор Хухлаева О.В. (2001 год).

Программа предназначена для проведения групповых занятий в общеобразовательном учреждении с учащимися 7 классов. Количество учащихся в группе: до 15 человек.

Организация занятий: каждое занятие рассчитано на 1 академический час, частота проведения – 1 раз в неделю.

 

Содержание программы

 

В данной программе предусмотрено 4 основных блока:

  1. Групповые занятия по развитию коммуникативных навыков.
  2. Групповые занятия по профилактике асоциального поведения с основами правовых знаний.
  3. Групповые занятия, направленные на помощь в достижении позитивных жизненных целей.
  4. Формирование уверенности в себе.

Также предусмотрен диагностический блок для оценки результатов коррекционной работы с подростками.

 

Блок 1. Ввиду незрелости личности подростков и их неумения выражать свои чувства, принимать чувства других людей целесообразно начать работу с занятий, направленных на повышение коммуникативных навыков.

Цель: развитие у подростков навыков общения, осознания и выражения своих чувств, понимания и принятия чувств окружающих людей, активизация механизмов самопознания, самовыражения.

 

Блок 2.

Цель: формирование адекватной самооценки, повышение ответственности подростков за свои поступки, выработка позитивных жизненных целей и развитие мотивации к их достижению.

 

Блок 3.

Цель: развитие способностей к самопознанию, саморазвитию и самореализации, повышение мотивации к достижению жизненных целей.

 

Блок 4.

Цель: формирование уверенности в себе, своих действиях и поступках.

 

Для оценки результативности работы в программе предусмотрен диагностический блок, который включает в себя два этапа диагностики: перед началом групповой работы по программе и по ее завершении.

Цель: оценка результативности программы.

 

Целевая группа: учащиеся 7 классов.

Количество учащихся в группе: до 15 человек.

Организация занятий: каждое занятие рассчитано на 1 академический час, частота проведения – 1 раз в неделю.

Структура занятия:

  1. Упражнения-активаторы, используемые для создания доброжелательной рабочей обстановки и снятие психологических барьеров в общении.
  2. Обсуждение происходящего в промежуток между занятиями, направленное на анализ изменений в поведении подростка.
  3. Разминка в виде игры или упражнения, способствующая включение в групповую работу.
  4. Упражнения, направленные на формирование адекватной самооценки.
  5. Упражнения, предназначенные для развития способностей планирования поведения и анализа ситуации с прогнозом их разрешения.
  6. Упражнения, способствующие формированию позитивных жизненных целей и развитию мотивации к их достижению.
  7. Групповые дискуссии и мозговые штурмы как способ развития способности к анализу и прогнозу ситуации.
  8. Информационно-правовая часть, направленная на усвоение правовых знаний.
  9. Рефлексия, подведение итогов занятия, получение обратной связи участниками.

 

Ожидаемые результаты:

ü  У подростков сформируется адекватная самооценка, снизиться потребность в самоутверждении посредством демонстративного отклоняющегося поведения.

ü  Сформируется способность к планированию своего поведения и прогнозу разрешения конфликтных ситуаций.

ü  Выработаются позитивные жизненные цели и мотивация к их достижению.

ü  Повысятся правовая грамотность и ответственность за свое поведение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план

 

Раздел

Количество часов

Тема занятия

Развитие коммуникативных навыков

8 часов

1.      Знакомство

2.      Какой Я

3.      Узнаем себя

4.      Самооценка

5.      Модель поведения

6.      Моя позиция

7.      Самооценка 2

8.      Я и мой внутренний мир

Профилактика асоциального поведения с основами правовых знаний

8 часов

1.      Конвенция о правах ребенка

2.      Правовая ответственность

3.      Конфликты

4.      Отношения с родителями

5.      Влияние группы

6.      Употребление ПАВ

7.      Самосознание

8.      Самореализация

Достижение позитивных жизненных целей

10 часов

1.      Личные границы

2.      Правила в обществе

3.      Мои  сильные стороны

4.      Я уникален

5.      Жизненные цели

6.      Самоопределение

7.      Мотивация в достижении жизненных целей.

8.      Самооценка в достижении жизненных целей

9.      Уверенность в себе

10. Дружба

Формирование уверенности в себе

8 часов

1.      Я во взаимодействии

2.      Когда взаимодействовать непросто

3.      Уверенное поведение

4.      Уверенность в себе

5.      Уверенность в повседневной жизни

6.      Я в будущем

7.      Моя семья

8.      Подведение итогов.

Всего:

34 часа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Дата проведения

план

фактич.

1

2

3

4

1 четверть

1

Знакомство, создание благоприятной обстановки для личностного саморасрытия

 

 

2

Какой Я

 

 

3

Узнаем себя

 

 

4

Самооценка

 

 

5

Модель поведения

 

 

 

6

Моя позиция

 

 

7

Самооценка 2

 

 

8

Я и мой внутренний мир

 

 

2 четверть

9.

Конвенция о правах ребенка

 

 

10

Правовая ответственность

 

 

11

Конфликты

 

 

12

Отношения с родителями

 

 

13

Влияние группы

 

 

14

Употребление ПАВ

 

 

15

Самосознание

 

 

16

Самореализация

 

 

3 четверть

17

Личные границы

 

 

18

Правила в обществе

 

 

19

Мои  сильные стороны

 

 

20

Я уникален

 

 

21

Жизненные цели

 

 

22

Самоопределение

 

 

23

Мотивация к достижению жизненных целей

 

 

24

Самооценка в достижении целей

 

 

 

25

Уверенность в себе

 

 

26

Дружба. 4 модели общения

 

 

4 четверть

27

Я во взаимодействии

 

 

28

Когда взаимодействовать непросто

 

 

29

Уверенное поведение

 

 

30

Уверенность в себе

 

 

31

Уверенность в повседневной жизни

 

 

32

Я в будущем

 

 

33

Моя семья

 

 

34

Подведение итогов

 

 

 

Контрольно-измерительные материалы:

Для отслеживания эффективности проведения программы используются следующие диагностические методики:

·         Анкета антисоциального поведения подростков (заполняется классным руководителем)

·         Диагностика склонности к девиантному поведению (СДП)

·         Тест правового и гражданского осознания  (ТПГС). Исследование правового и гражданского сознания. Оценка сформированности правового сознания, готовность придерживаться  правовых норм.

·         Тест «Рука». Оценка личностных особенностей.

·         Социометрия. Диагностика межличностных отношений в классе.


 

·        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по профилактике асоциального поведения

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по профилактике асоциального поведения

Приказ МО РФ от 28.02.2000 № 619 «Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде» ·

Приказ МО РФ от 28.02.2000 № 619 «Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде» ·

Блок 4. Цель: формирование уверенности в себе, своих действиях и поступках

Блок 4. Цель: формирование уверенности в себе, своих действиях и поступках

Учебно-тематический план

Учебно-тематический план

Календарно-тематическое планирование № урока

Календарно-тематическое планирование № урока

Тест «Рука». Оценка личностных особенностей

Тест «Рука». Оценка личностных особенностей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2020