Программа развивающих занятий по адаптации первоклассников к началу школьного обучения
Оценка 4.7

Программа развивающих занятий по адаптации первоклассников к началу школьного обучения

Оценка 4.7
Разработки курсов
doc
психологическая работа
1 кл
18.02.2020
Программа развивающих занятий по адаптации первоклассников к началу школьного обучения
Программа курса написана с учетом требований ФГОС. Содержит тематической планирование развивающих психологических занятий на учебный год.
программа занятий для первоклассников.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО КУРСА

«Формирование адаптации первоклассников к началу школьного обучения»

 

 

 

Возрастная группа: обучающиеся 1 класса

 

Количество часов: 32 часа

 

 

 

Составитель: педагог-психолог   

Пономарева Л. М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Актуальность.

Начало систематического обучения в школе существенно влияет на развитие детей. Можно выделить два главных фак­тора, определяющих этот процесс. Первый — это постепен­ное становление целостной связной познавательной систе­мы, с помощью которой дети организуют окружающий мир. Второй — вступление детей в систему организо­ванных социальных отношений, определяемых нормами кон­кретной культуры.

Младший школьный возраст — важ­ный этап социализации ребенка. На этом этапе можно ис­править негативные последствия пробелов в дошкольном вос­питании, наработать важные для ребенка социальные каче­ства. Это становится возможным благодаря тому, что дети постепенно отходят от эгоцентрической позиции, начинают учитывать мнения и интересы окружающих, активно вступа­ют во взаимодействие с ними. Через взаимодействие проис­ходит развитие саморегуляции в межличностных отношениях со взрослыми и сверстниками. Оно также оказывает суще­ственное влияние на становление самооценки, умения уста­навливать длительные дружеские отношения. Поэтому каче­ство социальной среды для младших школьников очень важ­но.

В этот период меняются характеристики мышления — развиваются его логические компоненты. Процесс познания за счет развития саморегуляции становится все более произ­вольным и осознанным. Существенные изменения происхо­дят в личностно-социальной сфере ребенка: развивается са­мосознание, умение взаимодействовать со значимыми взрос­лыми, общаться со сверстниками. Однако наряду с позитив­ными приобретениями появляются и негативные — неуверенность в себе, снижение самооценки, демонстративная аг­рессивность и т.п., т. е. нарушается психологическое здоровье младшего школьника. Результатом такого нарушения может являться снижение успешности школьно­го обучения, ухудшение отношения ребенка к школе и, глав­ное, существенное нарушение развития ребенка впоследствии.

В рамках работы по профилактике данных нарушений высокую эффективность на этом возрастном этапе имеет групповая форма работы с учащимися. Данная форма работы также хорошо подходит для решения задач социализации и развития самосознания учащихся начальной школы.

 

Основная цель данной программы – развитие самосознания младших школьников, развитие умения взаимодействовать со сверстниками, учителями и родителями, развитие адаптивных способностей.

Задачи:

·        Развитие у обучающихся чувства собственной ценности и значимости вне зависимости от учебных успехов, адекватной самооценки;

·        Содействие развитию рефлексии у обучающихся, помощь в осознании ими своих эмоциональных состояний;

·        Установление атмосферы дружелюбия в детском коллективе, формирование благоприятного социально-психологического климата;

·        Развитие эмоционального интеллекта обучающихся.

 

Количество часов: 32 часа.

 

Форма и режим занятий. Программа рассчитана на детей от 6,5 – 8 лет (учащиеся 1 класса). Занятия проводятся в группе 10 – 15 человек, продолжительность 40 минут, периодичность 1 раз в неделю.

 

Краткая характеристика возрастных особенностей учеников первого класса:

·        Главная особенность детей этого возраста — первичное осознание позиции школьника прежде всего через новые обязанности, которые ребенок учится выполнять. Присутствует острое желание быть успешным в учебе, что для ребенка означает «быть хорошим и любимым». Ребенок убежден в том, что у него должно все получаться хорошо, поэтому сильно переживает свои неудачи, не всегда понимает их причины.

·        Учебная деятельность эффективнее осуществляется в условиях игры, наличия элементов соревновательности. Первоклассник хорошо запоминает, когда не только слышит информацию, но и видит ее наглядное отображение, имеет возможность потрогать носитель информации.

·        Внимание и память в основном непроизвольны, то есть для концентрации ребенку требуется внешняя помощь (интересные картинки, звуковые сигналы, игровые ситуации). Внимание во многом определяется темпераментом. В силу этого отвлекаемость на занятиях довольно высока, а контролировать свои действия (например, проверить наличие ошибок в написанном тексте) малыш умеет плохо.

·        Учитель становится самой значимой фигурой, его похвала или порицание часто более важны, чем родительские.

·        В случае эмоциональной усталости у ребенка может проявляться «детское» поведение: плач, капризы, желание телесных контактов.

Содержание и формы работы подобраны с учетом возрастных особенностей первоклассников.

 

Общая характеристика профилактического курса.

Программа обеспечивает формирова­ние психологического здоровья в соответствии с его струк­турой. Работа осуществляется по четырем основным на­правлениям одновременно (на каждом занятии представле­ны все четыре, но с основным акцентом на одном из них).

Аксиологическое направление предполагает формирова­ние умения принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки.

Инструментальное направление — формирование лич­ностной рефлексии: умения осознавать свои чувства, при­чины поведения, последствия поступков; строить жизненные планы.

Потребностно-мотивационное направление — формиро­вание умения находить в трудных ситуациях внутренние ресурсы, принимать на себя ответственность за свою жизнь, делать выбор, а в целом — развитие потребности в самоиз­менении и личностном росте.

Развивающее направление предполагает формирование чувства «умелости», «компетентности», каче­ственно нового уровня развития произвольной регуляции поведения и деятельности, способствует переориентации детей с оценок взрослого на группу сверстников.

Групповые занятия с младшими школьниками организуются на основе следующих принципов:

·        Принцип недирективности формирования психологического здоровья. Взрослые не программируют конкретные изме­нения и сроки их появления у детей, а создают условия для изменений, организуя вокруг детей определенное фе­номенальное поле. Для всех детей проводятся развиваю­щие занятия, на которых создается возможность для раз­вития и изменений, однако изменения не рассматривают­ся как обязательные.

·        Принцип опоры на внутренние ресурсы и самостоятель­ность детей предполагает побуждение детей к самостоя­тельному поиску решений, акцентирование их ответствен­ности за собственные выборы. Его реализация обеспечи­вается использованием практически на каждом занятии специально составленных терапевтических метафор, темой которых является опора на внутренние ресурсы.

·        Принцип жизненного оптимизма основывается на утвер­ждении способности и стремления человека личностно раз­виваться даже в неблагоприятных обстоятельствах. Он на­ходится в тесной связи с принципом радости как важнейшем условии и критерии эффективности процесса форми­рования психологического здоровья.

Эти принципы определяют стратегию и тактику про­филактики и формирования психологического здоровья детей.

Ценностные ориентиры:

Формирование основ гражданской идентичности

·                                 чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества;

·                                 восприятие целостности мира при разнообразии культур, национальностей, религий.

Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества:

·                                 доброжелательности, доверия и  внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

формирования уважения к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников.

Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма:

·                                 принятия и уважения ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремления следовать им;

·                                 ориентации в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств  - стыда, вины, совести  - как регуляторов морального поведения;

·                                 формирования чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

Развитие умения учиться

·                                 развитие широких познавательных интересов;

·                                 формирование умения учиться.

Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации(стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей):

·                                 формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, но при этом не забывая о формировании  критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

·                                 развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты;

·                                 формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

·                                 формирование нетерпимости и умения противодействовать  действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности  личности и общества в пределах своих возможностей.

 

Основное содержание профилактического курса

 

Разделы программы:

Излагаемая программа представляет собой систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике по тематическим блокам: «Я - школьник» и «Мои чувства». Каждый такой блок имеет конкретные цели, объединяющие содержание соответствующих  занятий. При этом каждый тематический блок может быть использован в качестве отдельного коррекционно-развивающего курса.

При изучении большинства тем широко задействованы активные формы работы с учащимися: подвижные игры и упражнения, работа с психологическими сказками, элементы арт-терапии.

 

Тематическое планирование

 

Раздел

Основное содержание коррекционно-развивающей работы

Тема

Количество занятий

1

Тематический блок: Я - школьник

Цели:

·        Содействовать осознанию позиции школьника;

·        Способствовать формированию дружеских отношений в классе;

·        Развивать уверенность в себе и своих учебных возможностях;

·        Сфокусировать внимание учащихся на важнейших умениях, которые необходимо освоить в адаптационный период;

·        Мотивировать учащихся к развитию силы воли и самоконтроля

Знакомство. Я – школьник.

2

Как зовут ребят моего класса

1

Зачем мне нужно ходить в школу

1

Мой класс

1

Какие ребята в моем классе

1

Мои друзья в классе

3

Мои успехи в школе

1

Моя «учебная сила»

1

Я умею управлять собой

2

Я умею преодолевать трудности

1

Я умею слушать других

1

Я умею учиться у ошибки

1

2

Тематический блок: Мои чувства

Цели:

·        Рассмотреть особенности содержательного наполнения основных чувств и эмоций;

·        Обучить распознаванию и описанию своих чувств и чувств других людей;

·        Помочь детям осознать относительность оценки чувств;

·        Способствовать снижению уровня страхов

Радость. Что такое мимика

1

Радость. Как ее доставить другому человеку

1

Жесты

1

Радость можно передать прикосновением

1

Радость можно подарить взглядом

1

Грусть

1

Страх

1

Страх, его относительность

1

Как справиться со страхом

1

Страх и как его преодолеть

1

Гнев. С какими чувствами он дружит

1

Может ли гнев принести пользу

1

Обида

1

Стыд

1

Разные чувства

1

3

Заключение

Обобщение основных знаний и навыков, полученных в течение учебного года

Заключительное занятие

1

 

Всего часов

32

 

Планируемый результат освоения коррекционно-развивающего курса (требования к результату):

  • Умение адекватно оценивать свои достижения;
  • Умение правильно выстраивать свое взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
  • Умение распознавать широкий спектр эмоциональных проявлений у себя и окружающих;
  • Умение контролировать собственные эмоциональные проявления;
  • Формирование позиции школьника на уровне эмоционально-положительного отношения к школе.

 

Система оценки достижений планируемых результатов (формы контроля):

1.     Проективные методики: рисунок «Школа зверей», рисунок «Я в школе».

2.     Методика определения мотивации учения Гинзбурга.

3.     Опросник «Определение внутренней позиции школьника».

 

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

 

1.     Организация пространства: пространство кабинета педагога-психолога, организованное для проведения групповых занятий с обучающимися.

2.     Программно-методическое и дидактическое обеспечение:

·        Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в начальной школе (1 – 4 классы). – М.: Генезис, 2011.

·        Аржакаева Т. А., Вачков И. В., Попова А. Х. Психологическая азбука. Программа развивающих занятий в 1 классе. – М.: Генезис, 2012.


·       

ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО КУРСА «Формирование адаптации первоклассников к началу школьного обучения»

ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО КУРСА «Формирование адаптации первоклассников к началу школьного обучения»

Пояснительная записка Актуальность

Пояснительная записка Актуальность

Содействие развитию рефлексии у обучающихся, помощь в осознании ими своих эмоциональных состояний; ·

Содействие развитию рефлексии у обучающихся, помощь в осознании ими своих эмоциональных состояний; ·

Аксиологическое направление предполагает формирова­ ние умения принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавая свои и чужие достоинства и не достатки

Аксиологическое направление предполагает формирова­ ние умения принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавая свои и чужие достоинства и не достатки

Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества: · доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней…

Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества: · доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней…

При этом каждый тематический блок может быть использован в качестве отдельного коррекционно-развивающего курса

При этом каждый тематический блок может быть использован в качестве отдельного коррекционно-развивающего курса

Тематический блок: Мои чувстваЦели: ·

Тематический блок: Мои чувстваЦели: ·

Заключение Обобщение основных знаний и навыков, полученных в течение учебного года

Заключение Обобщение основных знаний и навыков, полученных в течение учебного года
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2020