ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО КУРСА
«Формирование адаптации первоклассников к началу школьного обучения»
Возрастная группа: обучающиеся 1 класса
Количество часов: 32 часа
Составитель: педагог-психолог
Пономарева Л. М.
Пояснительная записка
Актуальность.
Начало систематического обучения в школе существенно влияет на развитие детей. Можно выделить два главных фактора, определяющих этот процесс. Первый — это постепенное становление целостной связной познавательной системы, с помощью которой дети организуют окружающий мир. Второй — вступление детей в систему организованных социальных отношений, определяемых нормами конкретной культуры.
Младший школьный возраст — важный этап социализации ребенка. На этом этапе можно исправить негативные последствия пробелов в дошкольном воспитании, наработать важные для ребенка социальные качества. Это становится возможным благодаря тому, что дети постепенно отходят от эгоцентрической позиции, начинают учитывать мнения и интересы окружающих, активно вступают во взаимодействие с ними. Через взаимодействие происходит развитие саморегуляции в межличностных отношениях со взрослыми и сверстниками. Оно также оказывает существенное влияние на становление самооценки, умения устанавливать длительные дружеские отношения. Поэтому качество социальной среды для младших школьников очень важно.
В этот период меняются характеристики мышления — развиваются его логические компоненты. Процесс познания за счет развития саморегуляции становится все более произвольным и осознанным. Существенные изменения происходят в личностно-социальной сфере ребенка: развивается самосознание, умение взаимодействовать со значимыми взрослыми, общаться со сверстниками. Однако наряду с позитивными приобретениями появляются и негативные — неуверенность в себе, снижение самооценки, демонстративная агрессивность и т.п., т. е. нарушается психологическое здоровье младшего школьника. Результатом такого нарушения может являться снижение успешности школьного обучения, ухудшение отношения ребенка к школе и, главное, существенное нарушение развития ребенка впоследствии.
В рамках работы по профилактике данных нарушений высокую эффективность на этом возрастном этапе имеет групповая форма работы с учащимися. Данная форма работы также хорошо подходит для решения задач социализации и развития самосознания учащихся начальной школы.
Основная цель данной программы – развитие самосознания младших школьников, развитие умения взаимодействовать со сверстниками, учителями и родителями, развитие адаптивных способностей.
Задачи:
· Развитие у обучающихся чувства собственной ценности и значимости вне зависимости от учебных успехов, адекватной самооценки;
· Содействие развитию рефлексии у обучающихся, помощь в осознании ими своих эмоциональных состояний;
· Установление атмосферы дружелюбия в детском коллективе, формирование благоприятного социально-психологического климата;
· Развитие эмоционального интеллекта обучающихся.
Количество часов: 32 часа.
Форма и режим занятий. Программа рассчитана на детей от 6,5 – 8 лет (учащиеся 1 класса). Занятия проводятся в группе 10 – 15 человек, продолжительность 40 минут, периодичность 1 раз в неделю.
Краткая характеристика возрастных особенностей учеников первого класса:
· Главная особенность детей этого возраста — первичное осознание позиции школьника прежде всего через новые обязанности, которые ребенок учится выполнять. Присутствует острое желание быть успешным в учебе, что для ребенка означает «быть хорошим и любимым». Ребенок убежден в том, что у него должно все получаться хорошо, поэтому сильно переживает свои неудачи, не всегда понимает их причины.
· Учебная деятельность эффективнее осуществляется в условиях игры, наличия элементов соревновательности. Первоклассник хорошо запоминает, когда не только слышит информацию, но и видит ее наглядное отображение, имеет возможность потрогать носитель информации.
· Внимание и память в основном непроизвольны, то есть для концентрации ребенку требуется внешняя помощь (интересные картинки, звуковые сигналы, игровые ситуации). Внимание во многом определяется темпераментом. В силу этого отвлекаемость на занятиях довольно высока, а контролировать свои действия (например, проверить наличие ошибок в написанном тексте) малыш умеет плохо.
· Учитель становится самой значимой фигурой, его похвала или порицание часто более важны, чем родительские.
· В случае эмоциональной усталости у ребенка может проявляться «детское» поведение: плач, капризы, желание телесных контактов.
Содержание и формы работы подобраны с учетом возрастных особенностей первоклассников.
Общая характеристика профилактического курса.
Программа обеспечивает формирование психологического здоровья в соответствии с его структурой. Работа осуществляется по четырем основным направлениям одновременно (на каждом занятии представлены все четыре, но с основным акцентом на одном из них).
Аксиологическое направление предполагает формирование умения принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки.
Инструментальное направление — формирование личностной рефлексии: умения осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков; строить жизненные планы.
Потребностно-мотивационное направление — формирование умения находить в трудных ситуациях внутренние ресурсы, принимать на себя ответственность за свою жизнь, делать выбор, а в целом — развитие потребности в самоизменении и личностном росте.
Развивающее направление предполагает формирование чувства «умелости», «компетентности», качественно нового уровня развития произвольной регуляции поведения и деятельности, способствует переориентации детей с оценок взрослого на группу сверстников.
Групповые занятия с младшими школьниками организуются на основе следующих принципов:
· Принцип недирективности формирования психологического здоровья. Взрослые не программируют конкретные изменения и сроки их появления у детей, а создают условия для изменений, организуя вокруг детей определенное феноменальное поле. Для всех детей проводятся развивающие занятия, на которых создается возможность для развития и изменений, однако изменения не рассматриваются как обязательные.
· Принцип опоры на внутренние ресурсы и самостоятельность детей предполагает побуждение детей к самостоятельному поиску решений, акцентирование их ответственности за собственные выборы. Его реализация обеспечивается использованием практически на каждом занятии специально составленных терапевтических метафор, темой которых является опора на внутренние ресурсы.
· Принцип жизненного оптимизма основывается на утверждении способности и стремления человека личностно развиваться даже в неблагоприятных обстоятельствах. Он находится в тесной связи с принципом радости как важнейшем условии и критерии эффективности процесса формирования психологического здоровья.
Эти принципы определяют стратегию и тактику профилактики и формирования психологического здоровья детей.
Ценностные ориентиры:
Формирование основ гражданской идентичности
· чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества;
· восприятие целостности мира при разнообразии культур, национальностей, религий.
Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества:
· доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
формирования уважения к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников.
Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма:
· принятия и уважения ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремления следовать им;
· ориентации в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения;
· формирования чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
Развитие умения учиться
· развитие широких познавательных интересов;
· формирование умения учиться.
Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации(стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей):
· формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, но при этом не забывая о формировании критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
· развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты;
· формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
· формирование нетерпимости и умения противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.
Основное содержание профилактического курса
Разделы программы:
Излагаемая программа представляет собой систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике по тематическим блокам: «Я - школьник» и «Мои чувства». Каждый такой блок имеет конкретные цели, объединяющие содержание соответствующих занятий. При этом каждый тематический блок может быть использован в качестве отдельного коррекционно-развивающего курса.
При изучении большинства тем широко задействованы активные формы работы с учащимися: подвижные игры и упражнения, работа с психологическими сказками, элементы арт-терапии.
Тематическое планирование
№ |
Раздел |
Основное содержание коррекционно-развивающей работы |
Тема |
Количество занятий |
1 |
Тематический блок: Я - школьник |
Цели: · Содействовать осознанию позиции школьника; · Способствовать формированию дружеских отношений в классе; · Развивать уверенность в себе и своих учебных возможностях; · Сфокусировать внимание учащихся на важнейших умениях, которые необходимо освоить в адаптационный период; · Мотивировать учащихся к развитию силы воли и самоконтроля |
Знакомство. Я – школьник. |
2 |
Как зовут ребят моего класса |
1 |
|||
Зачем мне нужно ходить в школу |
1 |
|||
Мой класс |
1 |
|||
Какие ребята в моем классе |
1 |
|||
Мои друзья в классе |
3 |
|||
Мои успехи в школе |
1 |
|||
Моя «учебная сила» |
1 |
|||
Я умею управлять собой |
2 |
|||
Я умею преодолевать трудности |
1 |
|||
Я умею слушать других |
1 |
|||
Я умею учиться у ошибки |
1 |
|||
2 |
Тематический блок: Мои чувства |
Цели: · Рассмотреть особенности содержательного наполнения основных чувств и эмоций; · Обучить распознаванию и описанию своих чувств и чувств других людей; · Помочь детям осознать относительность оценки чувств; · Способствовать снижению уровня страхов |
Радость. Что такое мимика |
1 |
Радость. Как ее доставить другому человеку |
1 |
|||
Жесты |
1 |
|||
Радость можно передать прикосновением |
1 |
|||
Радость можно подарить взглядом |
1 |
|||
Грусть |
1 |
|||
Страх |
1 |
|||
Страх, его относительность |
1 |
|||
Как справиться со страхом |
1 |
|||
Страх и как его преодолеть |
1 |
|||
Гнев. С какими чувствами он дружит |
1 |
|||
Может ли гнев принести пользу |
1 |
|||
Обида |
1 |
|||
Стыд |
1 |
|||
Разные чувства |
1 |
|||
3 |
Заключение |
Обобщение основных знаний и навыков, полученных в течение учебного года |
Заключительное занятие |
1 |
|
Всего часов |
32 |
Планируемый результат освоения коррекционно-развивающего курса (требования к результату):
Система оценки достижений планируемых результатов (формы контроля):
1. Проективные методики: рисунок «Школа зверей», рисунок «Я в школе».
2. Методика определения мотивации учения Гинзбурга.
3. Опросник «Определение внутренней позиции школьника».
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. Организация пространства: пространство кабинета педагога-психолога, организованное для проведения групповых занятий с обучающимися.
2. Программно-методическое и дидактическое обеспечение:
· Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в начальной школе (1 – 4 классы). – М.: Генезис, 2011.
· Аржакаева Т. А., Вачков И. В., Попова А. Х. Психологическая азбука. Программа развивающих занятий в 1 классе. – М.: Генезис, 2012.
·
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.