МБОУ «Подлопатинская средняя общеобразовательная школа»
Принята на МО классных Руководителей Руководитель МО Е.М. Осеева Протокол №1 От «14» сентября 2022 г.
|
Согласовано Зам.директора поВ. Р. Т.И. Тарасова От «14 » сентября 2022г. |
«Утверждаю» Директор школы Е.А. Жаркова Приказ № От «14» сентября 2022 г. |
Дополнительная общеразвивающая программа
«Театральные ступеньки»
для учащихся 4-7 классов
Направленность: художественная
С.Подлопатки
Руководитель: Бутина З.Н.
Содержание
1. Пояснительная записка
1.1. Актуальность
1.2. Цель и задачи программы
1.3. Особенности реализации программы
1.4. Ожидаемые результаты
1.5. Календарно – тематическое планирование
1.6. Литература
1.1. Актуальность программы
1.2. Таланты будущих поколений могут быть охраняемы только путем развития и воспитания юных талантов; для этого же необходимо их раннее узнавание.
Г.Ревеш
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Наиболее остро ощущается необходимость в творческих личностях, способных самостоятельно, по-новому разрешать возникшие трудности. Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как художественное творчество. Особое место, в котором занимает театр, способный приобщить к общечеловеческим духовным ценностям и сформировать творческое отношение к действительности, являясь средством и способом самопознания, самораскрытия и самореализации.
Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, окружить его добром, увлечь желанием делиться своими мыслями и научить слышать других, направить к развитию через творчество и игру. Ведь игра – непременный атрибут театрального искусства, вместе с тем она позволяет обучающимся и педагогам взаимодействовать в ходе учебного процесса, получая максимально положительный результат.
Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона обучающихся, повышение культуры поведения – всѐ это возможно
осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях в начальной школе.
Программа относится к программам общекультурной направленности, так как ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию. Театр становится способом самовыражения, инструментом решения характерологических конфликтов и средством снятия психологического напряжения. Сценическая работа детей - это не подготовка к вступлению на профессиональную театральную стезю, а проверка действием множества межличностных отношений.
Специфичность программы проявляется:
· в возможности начать обучение с любого момента, т.к. в обучении основам актерского мастерства невозможно поэтапно обучить ребенка сценической речи, а затем движению, поскольку все виды деятельности взаимосвязаны. Да и сам театр – синтетический вид искусства;
· в обеспечении доступности каждому испытать свои силы в разнообразных формах занятий, возможности увидеть результаты, получить одобрение и поддержку;
· в организации системы, основанной на развитии у детей интереса к окружающему миру, умении общаться с ним, используя свои творческие способности.
Программа направлена не на создание из ребенка «универсального актера», а на воспитание из него жизненно адаптированного человека психологически готового к различным стрессовым ситуациям. Театральная игра для детей должна стать и удовольствием, и развлечением, а на самом деле – инструментом решения конфликтов, способствующим взаимопониманию и самораскрытию.
1.3. Цель и задачи программы
Цель программы «Театральные ступеньки»: воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением; воспитание творческой индивидуальности ребенка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.
Задачи:
ü опираясь на синтетическую природу театрального искусства, способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребѐнка;
ü помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения;
ü совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности;
ü совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга;
ü через театр привить интерес к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней;
ü научить творчески, с воображением и фантазией, относиться к любой работе.
1.4. Особенности реализации программы
Программа «Театральные ступеньки» общекультурного направления с практической ориентацией разработана для учащихся 4-7 классов. Количество часов в год: 34. Место проведения занятий – учебные кабинеты.
Срок реализации программы – 1 год.
Формы и виды деятельности:
- занимательная беседа, рассказ;
- просмотр презентаций, мультфильмов, видеофильмов, прослушивание музыки;
- инсценировка ситуаций, прочитанных произведений, театрализованные представления;
- викторины, сюжетно – ролевые игры, конкурсы;
- тренинги и импровизации;
- иллюстрирование;
- мастерская костюма, декораций;
- постановка спектакля;
- посещение спектакля;
- работа в малых группах;
- экскурсия;
- выступление.
Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над
декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
1.5. Ожидаемые результаты и способы их определения
Результатом деятельности по программе будет являться творчески развитая личность ребенка, способная творчески мыслить, чувствовать, действовать и развиваться.
Содержание дополнительной общеразвивающей программы «Театральные ступеньки», формы и методы работы позволят достичь следующих результатов:
Личностные результаты:
ü активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
ü проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
ü проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
ü оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметные результаты:
· Регулятивные универсальные учебные действия:
ü принимать и сохранять учебную задачу;
ü планировать и организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения еѐ цели, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
ü организовывать самостоятельную деятельность с учѐтом требований еѐ безопасности, сохранности оборудования, организации места занятий;
ü характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
ü анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
ü умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
ü использовать речь для регуляции своего действия;
ü адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
ü контролировать и корректировать своѐ поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности;
· Познавательные универсальные учебные действия:
ü находить и выделять информацию, необходимую для выполнения заданий из разных источников;
ü проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, подготовке сообщений, иллюстрировании;
ü строить сообщения в устной и письменной форме;
ü осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
ü чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами;
· Коммуникативные универсальные учебные действия:
ü адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
ü участвовать в коллективном обсуждении проблем, сотрудничать с группой сверстников, учитывать разные мнения и уметь выразить своѐ;
ü учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
ü формулировать собственное мнение и позицию;
ü ставить вопросы и обращаться за помощью;
ü договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Предметные результаты:
Обучающиеся должны знать:
· особенности театрального искусства, его отличия от других видов искусства;
· историю появления первого театра;
· современный театр и устройство зрительного зала;
· знать виды театров (кукольный, драматический и т.д.);
· театральные профессии (актѐр, гримѐр, декоратор, режиссѐр и т.д.);
· театральные термины («драматург», «пьеса», «инсценировка»,
«действие», «событие»);
· жанры в драматургии (комедия, драма, трагедия);
· роль зрителя в театре. Обучающиеся должны уметь:
· создавать образы знакомых живых существ с помощью выразительных пластических движений;
· пользоваться жестами и мимикой;
· «превращаться», видеть возможность разного поведения в одних и тех же предлагаемых обстоятельствах;
· выполнять задания в парах, группах;
· организовать игру и провести еѐ;
· выполнять артикуляционные и дыхательные упражнения;
· пользоваться интонациями, выражающими различные эмоциональные состояния, находить ключевые слова в отдельных фразах и выделять их голосом;
· создавать пластические импровизации на заданную тему;
· описать эмоции, которые испытывает герой этюда, дать толкование этим эмоциям;
· описать собственные эмоции;
· действовать с воображаемыми предметами;
· разыгрывать сценки по сказкам, стихотворениям, рассказам, басням с использованием кукол, элементов одежды, декораций.
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся и накопления материалов в портфолио.
Формами подведения итогов реализации программы выступают викторины, творческие конкурсы, ролевые игры, участие в групповых композициях (этюды, сценки, мини – спектакли, концерты).
Календарно – тематическое планирование.
№п/п |
Название разделов и тем. |
Кол-во часов |
Дата по плану |
Дата по факту |
Раздел «Театр» |
||||
1 |
Введение. Знакомство с понятием «Театр». |
1 |
|
|
2 |
Виды театрального искусства. Знакомство со структурой театра. |
1 |
|
|
3 |
Основные профессии театра: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. |
1 |
|
|
3 |
Выдающиеся актёры. |
1 |
|
|
4 |
Просмотр спектакля. Беседа. Иллюстрирование. |
1 |
|
|
5 |
Как создаётся спектакль. |
1 |
|
|
6 |
Просмотр спектакля. Беседа. Иллюстрирование. |
1 |
|
|
7 |
Инсценировка сказки «Рукавичка» на новый лад. |
1 |
|
|
8 |
Инсценировка сказки «Рукавичка» на новый лад. |
1 |
|
|
9 |
Инсценировка сказки «Рукавичка» на новый лад. |
1 |
|
|
10 |
Игры на развитие внимания и воображения. |
1 |
|
|
Раздел «Основы актёрского мастерства» |
||||
11 |
Имитация, пародия. |
1 |
|
|
12 |
Просмотр спектакля. Беседа.
|
1 |
|
|
13 |
Мимика. Пантомимика. Этюды по сказке С.Маршака «Кошкин дом». |
1 |
|
|
14 |
Просмотр спектакля. Беседа.
|
1 |
|
|
15 |
Инсценировка сказки «Как медведь трубку нашёл» |
1 |
|
|
16 |
Инсценировка сказки «Как медведь трубку нашёл». |
1 |
|
|
17 |
Инсценировка сказки «Как медведь трубку нашёл». |
1 |
|
|
18 |
Дикция. Упражнения для развития хорошей дикции. |
1 |
|
|
19 |
Выразительное чтение поэзии. |
1 |
|
|
20 |
Выразительное чтение прозы. |
1 |
|
|
Раздел «Наш театр» |
||||
21 |
Просмотр спектакля. Беседа. Мини - сочинение – отзыв о спектакле. |
1 |
|
|
22 |
Интонация. Темп речи |
1 |
|
|
23 |
Просмотр спектакля. Беседа. |
1 |
|
|
24 |
Постановка спектакля «Вовка в тридевятом царстве». |
1 |
|
|
25 |
Постановка спектакля «Вовка в тридевятом царстве». |
1 |
|
|
26 |
Постановка спектакля «Вовка в тридевятом царстве». |
1 |
|
|
27 |
Истории про театр. |
1 |
|
|
28 |
Прослушивание, просмотр диалога, монолога. |
1 |
|
|
29 |
Диалог. Монолог. (отрывки из сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». |
1 |
|
|
30 |
Просмотр спектакля. Беседа. |
1 |
|
|
31 |
Инсценировка сказки «Заяц – портной». |
1 |
|
|
32 |
Инсценировка сказки «Заяц – портной». |
1 |
|
|
33 |
Инсценировка сказки «Заяц – портной». |
1 |
|
|
34 |
Посиделки за круглым столом: «Наши успехи и недостатки». Итоги работы за год. Показ самостоятельно приготовленных сценок из школьной жизни. |
1 |
|
|
Литература:
1. Бараева Л.Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития: Учебно-метод. пособие. – СПб.: Изд-во «Союз», 2001 – 416
2. Андрачников С.Г. Теория и практика сценической школы. - М., 2006
3. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2004
4. Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера. - М.: Просвещение, 1978
5. Петрова А.Н. Сценическая речь, М: Искусство, 1981
6. Станиславский К. С. Собрание сочинений (I – II том). - М.: Искусство, 1988
7. Суркова М. Ю. Игровой артикуляционно-дикционный тренинг. Методическая разработка. С. СГАКИ, 1997
8. Товстоногов Т.А. Зеркало сцены. - Т.1-2.-Л., 1980
9. Интернет-ресурсы.
10. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.