МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛЕСОЗАВОДСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.03 Управленческая психология и профессиональная этика
Специальность:
23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте
Уровень профессионального образования
Средние профессиональное образование
Форма обучения очная
г. Лесозаводск, 2020
ОДОБРЕНА на заседании методической комиссии КГА ПОУ «ЛИК» Протокол № ___ от «__» ________ 2020 г.
|
УТВЕРЖДАЮ Директор КГА ПОУ «ЛИК» ______ О.В. Назаренко «___» _________2020 г. |
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.03 «Управленческая психология и профессиональная этика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности: 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте.
Рабочая программа разработана на основе требований ФГОС среднего профессионального образования (утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 декабря 2016 года № 1547), предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Управленческая психология и профессиональная этика»
Организация-разработчик: КГА ПОУ «Лесозаводский индустриальный колледж»
Разработчик: Юстратова Надежда Сергеевна, преподаватель КГА ПОУ «ЛИК»
СОДЕРЖАНИЕ стр.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ...................................... 3
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ....................... 7
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ....................................................... 12
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ....... 14
ОГСЭ.03 Управленческая психология и профессиональная этика
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.03 Психология общения является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальности СПО.
Специальность: 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке специалистов в области информационных систем.
Рабочая программа составлена для очной формы обучения.
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:
Учебная дисциплина «Управленческая психология и профессиональная этика» относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу учебного плана по специальности:
23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Базовая часть
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
Код |
Наименование результата обучения |
У. 1 |
применять техники и приемы эффективного общения для решения разного рода задач в профессиональной деятельности;
|
У. 2 |
искать необходимую информацию и системно анализировать ее для решения вопросов комфортного сосуществования в группе;
|
У.3 |
находить разумные решения в конфликтных ситуациях, используя различные виды и средства общения; уметь организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать внутри коллектива; выявлять конфликтогены;
|
У. 4 |
применять техники слушания, тренировки памяти и внимания;
|
У. 5 |
разрабатывать стратегии поведения в стрессовых ситуациях;
|
У. 6 |
проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение в сфере делового общения, опираясь на общечеловеческие ценности и нравственные основы делового общения
|
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
Код |
Наименование результата обучения |
Зн.1 |
цели структуры и средств общения;
|
Зн. 2 |
психологические основы деятельности коллектива; психологических особенностей личности;
|
Зн.3 |
роли и ролевых ожиданий в общении;
|
Зн. 4 |
техники и приемы общения, правил слушания;
|
Зн.5 |
правила ведения деловой беседы, деловых переговоров, деловых дискуссий;
|
Зн.6 |
механизмы взаимопонимания в общении;
|
Зн.7 |
источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов;
|
Зн.8 |
особенности конфликтной личности;
|
В процессе освоения дисциплины у студентов должны формировать общие компетенции (ОК):
Код |
Наименование результата обучения |
ОК 01 |
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам |
ОК 02 |
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности |
ОК 03 |
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. |
ОК 04 |
Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами |
ОК 06 |
Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения |
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Вид учебной деятельности |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
48 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
32 |
в том числе: |
|
теоретические занятия |
16 |
лабораторные работы |
Не предусмотрено |
практические занятия |
16 |
контрольные работы |
Не предусмотрено |
курсовая работа (проект) |
Не предусмотрено |
Самостоятельная работа студента (всего) |
12 |
в том числе: |
|
|
|
Консультаций по курсу |
4 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.1 Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) |
Объем часов |
Уровень освоения |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
||
Раздел 1. Предмет, методы, задачи. |
2 |
|
|||
Тема 1.1 Введение. Предмет, методы и задачи. Основные принципы и методы психологии. |
Содержание учебного материала |
2 |
|
||
Предмет психологии общения. Понятие об объекте и деятельности управляющего. Основные психологические проблемы управления. Психологические закономерности управленческой деятельности. Психология и смежные науки о человеке: психология и философия, психология и этика, психология и педагогика. |
1 |
||||
Лабораторные работы |
- |
|
|||
Практические занятия |
- |
||||
Контрольные работы |
- |
||||
Самостоятельная работа обучающихся |
|
||||
Выполнение домашних заданий по разделу 1. |
|||||
Тема 1.2 Этика делового общения. |
Содержание учебного материала |
|
|||
Понятия «мораль» и «нравственность». Мораль в сфере делового общения. Деловая профессиональная этика, её принципы и нормы. Этика делового общения. Нравственные эталоны и образцы поведения. Этика делового общения по вертикали и горизонтали. Единство правовой и нравственной ответственности руководителя и делового человека. |
|
2 |
|||
Лабораторные работы |
- |
|
|||
Практические занятия |
- |
||||
Контрольные работы |
- |
||||
Самостоятельная работа обучающихся |
|
||||
Выполнение домашних заданий по разделу 1. |
|||||
Раздел 2. Закономерности внутренней и психологической деятельности человека. 4 |
|||||
Тема 2.1 Понятие о психике. Регуляция поведения и её виды. |
Содержание учебного материала |
- |
2 |
||
Психика. Сознание как высшая форма развития психики. Самосознание. Познавательные процессы. Ощущения. Восприятия. Представления. Внимание. Память. Воображение. Мышление. Особенности мыслительных процессов. Речь. Интеллект. Понятие об эмоциональных чувствах, их виды. Влияние эмоциональной и чувствительной сферы на отношение к труду и межличностные отношения. Волевые качества личности. |
|||||
Лабораторные работы |
- |
2 |
|||
Практические занятия Регуляция поведения. |
2 |
||||
Контрольные работы |
- |
||||
Самостоятельная работа обучающихся |
- |
||||
Тема 2.2 Понятие о личности и её структура. Индивидуально-типологические особенности личности. |
Содержание учебного материала |
- |
|||
Понятие личности в психологии. Свойство личности. Психологическая структура личности. Темперамент. Типы темперамента. Общее понятие о характере и его природе. Структура личности. Понятие о способностях. Структура способностей. Способности и их развития. Диагностика способностей. Влияние свойств личности на адаптацию в коллективе. |
|
||||
Лабораторные работы |
|
3 |
|||
Практические занятия Индивидуальные типологические особенности личности. |
2 |
||||
Контрольные работы |
- |
||||
Самостоятельная работа обучающихся |
- |
||||
Раздел 3. Психологические аспекты малых групп и коллективов. |
(2+1) |
|
|||
Тема 3.1 Малая социальная группа, как социально-психологическая организация.
|
Содержание учебного материала |
2 |
2
|
||
Понятие и виды групп. Состав групп и их структура. Понятие малая социальная группа, коллектив и его основные характеристики. Закономерности групповой деятельности. Межличностные отношения в группе. |
|||||
Лабораторные работы |
- |
||||
Практические занятия |
- |
||||
Контрольные работы |
- |
||||
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение домашнего задания по теме 3.1 |
1 |
||||
Раздел 4. Социально-психологические основы деятельности руководителя. |
(4+2) |
|
|||
Тема 4.1 Руководство и лидерство. Личность руководителя. |
Содержание учебного материала |
- |
2 |
||
Понятие о руководстве и лидерстве. Власть и влияние. Формы власти и влияние. Типы лидерства. Роль руководителя в системе управления. Основные качества руководителя: профессиональные, деловые, личностные. Организаторские способности руководителя. Понятие имиджа. Требование к имиджу руководителя. |
|||||
Лабораторные работы |
|
1 |
|||
Практические занятия Личность руководителя. |
2 |
||||
Контрольные работы |
- |
||||
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение домашнего задания по теме 4.1 |
1 |
||||
Тема 4.2 Стили руководства. Построение конструктивных отношений с подчинёнными. |
Содержание учебного материала |
- |
2 |
||
Стили руководства. Авторитарный, демократический, либеральный стили, их характеристика. Построение конструктивных взаимоотношений с подчинёнными. |
|||||
Лабораторные работы |
- |
||||
Практические занятия Построение конструктивных взаимоотношений с подчинёнными. |
2 |
||||
Контрольные работы |
- |
||||
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение домашнего задания по теме 4.1 |
1 |
||||
Раздел 5. Психология делового общения. |
(12/6) |
|
|||
Тема 5.1 Психологические аспекты человеческого общения. Коммуникативные умения и навыки.
Тема 5.2 Управленческие технологии. |
Содержание учебного материала |
2 |
3
2 |
||
Роль общения в психологическом развитии человека. Общение как коммуникация: вербальные и невербальные средства общения. Речь как средство общения. Культура речи. |
|||||
Лабораторные работы |
- |
||||
Практические занятия Коммуникативные умения и навыки |
2 |
||||
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение домашнего задания по теме 5.1 |
2 |
||||
Содержание учебного материала |
2 |
||||
Восприятие и понимание в процессе общения. Психологические механизмы восприятия в межличностном отношении. Общение как взаимодействие – ролевая структура общения. Диалог как способ делового общения. Умение слушать в процессе делового общения. |
|||||
Лабораторные работы |
- |
||||
Практические занятия Выработка коммуникативных умений и навыков. |
2 |
||||
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение домашнего задания по теме 5.2 |
2 |
||||
Тема 5.3 Этикет и культура делового общения. |
Содержание учебного материала |
2 |
3 |
||
Современные требования к культуре поведения и воспитанности делового человека. Понятие «этикет», «деловой этикет». Общие рекомендации по деловому этикету. Нормы общения, приветствия, знакомства. Субординация в деловых отношениях. Требования к внешнему виду и деловой одежде. Правила делового обращения по телефону, переписке. Этикет поведения деловых бесед и совещаний. Особенности публичных выступлений. Международный деловой этикет. |
|||||
Лабораторные работы |
- |
||||
Практические занятия Выработка навыков делового общения. |
2 |
||||
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение домашнего задания по теме 5.3 |
2 |
||||
Раздел 6. Конфликт и стратегия поведения в конфликтной ситуации. |
(8+3) |
|
|||
Тема 6.1 Природа и социальная роль конфликтов. Классификация конфликтов.
|
Содержание учебного материала |
- |
2
|
||
Понятие и типология конфликтов. Конструктивные и деструктивные конфликты. Причины конфликтной ситуации. Признаки конфликтной ситуации. Психологические и нравственные последствия конфликтов. Типы поведения людей в конфликтной ситуации. |
|||||
Лабораторные работы |
|||||
Практические занятия Классификация конфликтов. |
2 |
||||
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение домашнего задания по теме 6.1 |
1 |
||||
Тема 6.2 Способы и правила разрешения конфликтов.
|
Содержание учебного материала |
|
2 |
||
Способы разрешения конфликтов. Применение административных и психологических подходов при разрешении конфликтов. Методы профилактики и правила разрешения конфликта. |
|||||
Лабораторные работы |
- |
||||
Практические занятия Стратегия поведения в конфликтной ситуации. |
2 |
||||
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение домашнего задания по теме 6.2 |
2 |
||||
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Освоение программы учебной дисциплины «Управленческая психология и профессиональная этика» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период вне учебной деятельности обучающихся.
Помещение кабинета удовлетворяет требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
Мастерских не предусмотрено.
Лабораторий не предусмотрено.
Оборудование учебного кабинета:
в кабинете имеется мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по данной дисциплине, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины Психология общения входят:
• многофункциональный комплекс преподавателя;
• наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых и др.);
• информационно-коммуникационные средства;
• экранно-звуковые пособия;
• комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
• библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины Психология общения, рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу.
Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской (не предусмотрено).
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории (не предусмотрено).
Основные источники
Нормативные документы:
1. Среднее профессиональное образование. Сборник законодательных и иных нормативно-правовых актов Минобразования. – М., 2017.
2. Федеральный закон РФ «Об образовании» (принят 1992 г., в редакциях).
3. ФГОС СПО по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет.
Для преподавателей:
1. Виговская М.Е., Лисевич А.В. «Психология общения» - Москва, Дашков и К, Ай Пи Эр Медиа, 2018.
2. Воталина Р.Н. Этика деловых отношения. М., 2001.
3. Лебедев В.И. Психология и управление. М., 2000.
4. Немов Р.С. «Психология» - Москва, Владос, 2017.
5. Резепов И.Ш., Гаврилова А.С. «Общая психология» - Москва, Феникс, 2015.
6. Розанова А.В. Психология управления. М., 2003.
7. Шеппель В.М. Управленческая психология. М, 2001.
Для студентов
1. Виговская М.Е., Лисевич А.В. «Психология общения» - Москва, Дашков и К, Ай Пи Эр Медиа, 2018.
2. Шеппель В.М. Управленческая психология. М, 2001.
Дополнительные источники:
Для преподавателей:
1. Бенедиктова В.И. О деловой этике. М., 2001
2. Пиз А. «Язык телодвижений» - Москва, Эксмо-Пресс, 2017.
3. Шепель В.М. «Имиджиология» Москва, Народное образование, 2002.
4. Лавриненко В.Н. «Социальная психология и этика», Москва, Юнити, 2008
Для студентов:
1. Пиз А. «Язык телодвижений» - Москва, Эксмо-Пресс, 2017.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Освоенные умения |
|
применять техники и приемы эффективного общения для решения разного рода задач в профессиональной деятельности;
|
Тестирование, защита рефератов, презентаций представление сообщений контрольная работа
|
уметь искать необходимую информацию и системно анализировать ее для решения вопросов комфортного сосуществования в группе;
|
|
находить разумные решения в конфликтных ситуациях, используя различные виды и средства общения; уметь организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать внутри коллектива; выявлять конфликтогены;
|
|
применять техники слушания, тренировки памяти и внимания;
|
|
уметь разрабатывать стратегии поведения в стрессовых ситуациях;
|
|
проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение в сфере делового общения, опираясь на общечеловеческие ценности и нравственные основы делового общения |
|
Усвоенные знания |
|
цели структуры и средств общения;
|
|
психологические основы деятельности коллектива; психологических особенностей личности;
|
|
роли и ролевых ожиданий в общении;
|
|
техники и приемы общения, правил слушания;
|
|
правила ведения деловой беседы, деловых переговоров, деловых дискуссий;
|
|
механизмы взаимопонимания в общении;
|
|
источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов |
к рабочей программе учебной дисциплины
КОНКРЕТИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ. 07 Психология управления
Экономика и бухгалтерский учет
Наименование образовательного результата ФГОС СПО |
Виды учебной деятельности |
Кол-во часов |
Самостоятельная
|
Кол-во часов |
|
||||
Уметь:
|
Наименование практических занятий:
|
Тематика самостоятельной работы студентов: |
|
|
применять техники и приемы эффективного общения для решения разного рода задач в профессиональной деятельности;
|
- Деловое общение
|
1 |
- Систематическая работа с конспектом, изучение новых терминов и определений;
- Изучение специальной литературы;
- Творческие задания, подготовка презентационных материалов
- Подготовка сообщений
|
18 |
искать необходимую информацию и системно анализировать ее для решения вопросов комфортного сосуществования в группе;
|
- Эмоциональный интеллект |
1 |
||
находить разумные решения в конфликтных ситуациях, используя различные виды и средства общения; уметь организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать внутри коллектива; выявлять конфликтогены;
|
-Работа в конфликте, работа с критикой |
1 |
||
применять техники слушания, тренировки памяти и внимания;
|
-Техника активного слушания |
1 |
||
разрабатывать стратегии поведения в стрессовых ситуациях;
|
-Стресс и его особенности. |
1 |
||
проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение в сфере делового общения, опираясь на общечеловеческие ценности и нравственные основы делового общения |
- Проявление индивидуальных особенностей в общении |
1 |
||
Знать: |
Наименования теоретических тем и/или тем лабораторных работ: |
|||
цели структуры и средств общения;
|
Средства общения: невербальное общение, проксемика, мимика |
6 |
||
психологические основы деятельности коллектива; психологических особенностей личности;
|
Проявление индивидуальных особенностей в общении |
6 |
||
роли и ролевых ожиданий в общении;
|
Интерактивная сторона общения |
2 |
||
техники и приемы общения, правил слушания;
|
Коммуникативная сторона общения. Техника активного слушания |
2 |
||
правила ведения деловой беседы, деловых переговоров, деловых дискуссий;
|
Деловое общение |
6 |
||
механизмы взаимопонимания в общении;
|
Перцептивная сторона общения |
2 |
||
источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов |
Работа в конфликте, работа с критикой |
6 |
|
|
к рабочей программе учебной дисциплины
ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ
№ п/п |
Тема учебного занятия |
Кол-во часов |
Активные и интерактивные формы и методы обучения |
Код формируемых компетенций |
|
1. |
Этика опосредованного общения (интернет, деловая переписка). Стресс и его особенности. |
2 |
Дискуссия |
ОК 01, ОК 02, ОК 06 |
|
2. |
Деловое общение: деловые переговоры |
2 |
Кейс-метод |
ОК 01, ОК 02, ОК 06 |
|
3. |
Манипуляции в общении, техники работы с манипуляторами |
2 |
Деловая игра |
ОК 03, ОК 06 |
|
Код |
Наименование результата обучения |
||||
ОК 01 |
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам |
||||
ОК 02 |
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности |
||||
ОК 03 |
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. |
||||
ОК 04 |
Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами |
||||
ОК 06 |
Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения |
||||
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.