Программа «Веселая тестопластика»
Оценка 4.9

Программа «Веселая тестопластика»

Оценка 4.9
Документация +1
docx
воспитательная работа +1
Детсад
29.01.2020
Программа «Веселая тестопластика»
Программа «Веселая тестопластика» предназначена для развития мелкой моторики детей. Цель данной программы – создание благоприятных условий для формирования гармонично развитой личности, силой эмоционального воздействия, формировать духовный мир будущего человека.
тестопластика.docx

Пояснительная записка

 Без развития мелкой моторики невозможно нормальное развитие интеллекта ребенка. Чем лучше ребенок работает пальцами, тем быстрее он развивается, лучше говорит и думает. Поэтому нужно уделять специальное внимание развитию мелкой моторики. Этому способствуют развивающие игры и занятия, соответствующие возрасту детей. Очень хорошо развивают мелкую моторику рук занятия тестопластикой.

  Тестопластика – это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластичного материала, создаются объемные образцы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна детям дошкольного возраста. Лепка из соленого теста дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространственно-пластичных образцах. Каждый ребенок может создать свой собственный мир, но зато как похожий на настоящий! Тестопластика – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не только видит то, что создал, но и берет в руки и по мере необходимости изменяет: из одного комочка теста можно сделать бесконечное множество образов, каждый раз находя новые варианты и способы, даже без участия взрослых.

 Побуждать детей к созданию красивых вещей – дело важное. Если их приучать к этому с раннего детства, то впоследствии, став взрослым, они всегда будут стремиться к красоте.

 Тестопластика несет на себе отпечаток условности в передает формы, цвета, в выполнении элементов узора. В свою очередь это не может не сказаться на умственной деятельности детей. В результате систематической работы ребенок приобретает навыки не только условно решения формы, но и ее орнаментного оформления, например лепит солонку в виде цветка. Украшает крылья сказочной птицы, изображает барашка с завитками в виде рельефа. Причем каждый подходит к этому по разному. Один делает  завиток из маленьких валиков теста, а другой ритмично располагает на форме маленькие диски.

 Мыслительная деятельность ребенка проявляется и в том, как он изображает пропорции игрушек. При этом ребенок делает вполне логические выводы, которые в дальнейшем ведут к необходимым практическим действиями. Не менее сложным является умение рационально планировать свою работу. Для этого ребенку необходимо представить весь объем работы в целом, твердо знать, что именно он хочет изобразить, выделить отдельные этапы создания игрушки – распределить тесто для лепки основных форм в зависимости от количество частей, обдумывать способ лепки.

 Обогащение детских представлений происходит разными путями, в частности через творческие и дидактические игры. Кроме того, возможно рассматривание иллюстраций в книгах и специально подобранных слайдах. Целенаправленно знакомить с изделиями народных мастеров. Чем раньше дети воспринимать народную игрушку, тем осознаннее они станут использовать ее элементы в своей творческой деятельности.

Занятия с использованием тестопластики помогают развивать умственную деятельность ребенка. Однако это возможно лишь в том случае, если осуществляется планомерное, систематическое ознакомление детей с предметами творчества тестопластики, в результате чего дети создают свои декоративные работы: игрушки, посуду, пластины, украшенные орнаментом.

  В младшей группе детей знакомят с предметами тестопластики, но непосредственной связи с занятиями еще мало. Дети украшают свои изделия углубленным рельефом (палочкой наносят узор), затем задача усложняется и детям предлагают высокий рельеф (небольшие налепы на фигурку). Как правило, подобной техникой дети украшают угощение для кукол: пирожное, печенье, торт. Уже эта первоначальная деятельность подводит детей к пониманию того, что выполненную работу можно украсить, она станет интереснее и красивее. С возрастом знакомство с тестопластикой расширяется, в связи с чем и задач по украшению предметов становятся сложными. Дети начинают лепить и украшать орнаментом посуду, кукол, животных по типу игрушек. Постепенно они учатся отбирать и сочетать декоративные элементы, составлять из них узор, помещать его сначала на плоский, а затем на объемный предмет. Все это в свою очередь развивает потребность в создании красивых изделий, формирует художественный вкус.

 На занятиях дети получают определенную нагрузку, которая имеет место и во время подготовки материалов к занятию и в процессе работы с тестом. Перед лепкой нужно приготовить тесто: замесить его, размять, создать из него определенную форму. Кроме того, нужно привести в порядок место после лепки: очистить доску, протереть стол и т.д.

 Желание детей создавать красивый предмет и украсить его во многом зависит от интереса воспитателя к их работе. Педагог должен внимательно рассмотреть работу ребенка, показать ее другим детям, затем предложить ребенку рассказать , как ему удалось так красиво сделать игрушку. Следовательно, все действия воспитателя должны быть направлены на то, что бы научить ребенка способам изображения предметов и подвести его к желанию сделать свою работу как можно интереснее, красивее, дать понять ему, что от него ждут именно этого.

 Планирование работы может осуществляется лишь в том случае, если детей этому уже обучали в младшей группе, где они выполняли этапы работы под руководством воспитателя. В старшей группе дети могут работать самостоятельно, начиная создание образа с основной части лепки, т.е от общего к частному. Кроме того старший дошкольник сам организует свое рабочее место. 

 Воспитателю нужно знать народные промыслы, историю возникновения тестопластики , но прежде всего он должен понимать и любить декоративно-прикладное искусство, уметь рассказать и рассказать увлекательно, чтобы заинтересовать  маленького ребенка.

 

Целевой раздел

Программа «Веселая тестопластика» предназначена для развития мелкой моторики детей.

    Цель данной программы – создание благоприятных условий для формирования гармонично развитой личности, силой эмоционального воздействия, формировать духовный мир будущего человека.

Для достижения цели программы первостепенное значение имеют:

·         Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

·         Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

·         Креативность (творческая организация) процесса воспитания и обучения;

·         Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество каждого ребенка;

·         Уважительное отношение к результатам детского творчества;

·         Обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и бучения.

  Занятия тестопластикой комплексно воздействуют на развитие ребенка:

·         Повышают сенсорную чувствительность, т.е. способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;

·         Развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;

·         Синхронизируют работу  обеих рук;

·         Формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел

  Но самое важное и ценное заключается в том, что лепка из соленого теста наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребенка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.

 Выразительность детской лепки зависит не только от того, насколько ребенку удалось передать пропорции игрушки, но и от того, как он сумел украсить свою работу или вылепить соответствующие элементы оформления фигурки. Занятия тестопластикой связаны с рисованием. Вылепленные фигурки раскрашиваются.

 

Организационный

  Материалы и оборудование для тестопластики.

 Материалом для декоративной лепки является соленое тесто.

 Мука. Для изготовления теста обычно используют сорта муки, в которых нет эмульгаторов, разрыхлителей и прочих добавок. Лучше  всего подходит пшеничная мука недорогих сортов. Так же довольно часто используют ржаную муку, которая придает готовому изделию темно-коричневый оттенок. Как правило, ржаную муку смешивают с пшеничной, поскольку тесто, замешанное только на ржаной муки, получается твердым, неэластичным, а при лепке крошится.

  Соль. Ее используют для защиты изделий от грызунов и вредных насекомых, но консистенцию теста она практически влияние не оказывает. Соль, добавляемая в тесто должна быть мелкой и однородной ( из готового изделия не должны «торчать» кристаллы). Соль крупного помола нужно предварительно измельчить в кофемолке. Когда вы добавляете соль в тесто при замешивании тщательно соблюдайте рецептуру, поскольку излишек соли придаст тесту ломкость и хрупкость, а на изделии после сушки могут появиться трещины.

   Вода. Воду в тесто нужно добавлять только холодной, четко соблюдая рецептуру.

   Клей. Клей придаст тесту эластичность, а готовым изделиям – прочность. Для изготовления изделий подходит сухой обойный клей, который перед добавлением в замешиваемое тесто разводят в чуть теплой прохладной воде (2 столовые ложки на небольшое количество воды)

  Краски. Для окрашивания теста используют пищевые краски или натуральные красители (какао-порошок, свекольный сок и прочие). Для раскрашивания готовых изделий используют белую масляную краску в качестве грунтовки и водорастворимые краски (гуашь).

   Лак. Для закрепления красок и защиты изделия от попадания влаги понадобится прозрачный лак.

    Приспособления. Для раскатывания теста используют маленькую скалку или специальный валик на ручке. Для вырезания фигурок понадобится фигурные формочки. Для скрепления деталей, обработки краев изделий и нанесения рисунков – рельефов используют стеки и кухонный нож. Чтобы смазывать изделия водой, покрывать глазурью, наносит краски и лак, потребуются кисти: одна большая с грубой щетиной и несколько маленьких, мягких. Линейка и маленькие настольные весы нужны для измерения и взвешивания частей изделия. Для получения лапши – паутинки из теста используют чесноковыжималку. Для нанесения рисунков, рельефов, оттисков и линий используют самые разнообразные предметы: насадки для кондитерского мешочка, зубочистки, карманную расческу, рельефные пуговицы, монеты, брошки и прочие различные вещицы с интересным рельефом.

Техника лепки.

   Техника лепки доступна детям дошкольного возраста во всем богатстве и разнообразии способов и приемов. Следует иметь в виду, что классификация достаточно условна, возможны переходы одного способа в другой и дополнение основного способа одни или несколькими другими при изготовлении поделки

Конструктивный способ создается из отдельных частей, как из деталей конструктора (отсюда и название).ребенок задумывает образ, мысленно представляет, из каких частей он состоит, и начинает лепить. Конструктивным способом все дети  начинают лепить рано- уже 2-3 года, часто сами «открывая» его для себя. Чаще всего в лепке маленьких детей наблюдаются следующие варианты:

·         Объединение одинаковых форм (бусы, заборчик, колодец);

·         Объединение похожих форм, отличающихся по величине (пирамидка, снеговик, неваляшка);

·         Объединение различных форм (грибок, бабочка, птичка)

 Скульптурный способ иногда еще называют пластическим или лепкой из целого куска. Ребенок представляет задуманный образ, берет подходящий кусок теста (по размеру и цвету). Вспоминает самые общие очертания образа и старается придать материалу такую же форму.  Это может быть форма вытянутого яйца, если задумано какое-то животное или пришелец из космоса; лепешка, если лепится светильник, и т.д. на этой основе ребенок создает образ, вытягивая отдельные, более мелкие части (но не отрывая их) и стараясь передавать характерные особенности (длинную шею, гриву, извивающиеся щупальца, свисающие или наоборот, торчащие уши). Он моделирует форму-основу разнообразными движениями: оттягивает, загибает, скручивает, снимает, придавливает, прищипывает сверху, по бокам, снизу.

 Комбинированный способ объединяет конструктивный и скульптурный способы. Он позволяет сочетать особенности лепки из целого куска и отдельных частей. Как правило, крупные детали выполняются скульптурным способом, а мелкие создаются отдельно и присоединяются к скульптурной форме. К 5-8 годам дети предпочитают именно этот способ лепки как самый доступный и универсальный по своим возможностям.

  Модульная лепка напоминает составление объемной мозаики или конструирование из отдельных деталей. С его помощью можно очень быстро и легко создать любой образ из несколько одинаковых элементов- модулей.

  Лепка по форме позволяет использовать готовые прочные формы-банки, бутылки, втулки и пр. Они служат прочной и удобной основой фигурки или всей композиции, а так же позволяют избежать лишней работы. Материал раскатывают равномерным слое, оборачивают вокруг формы, отрезают лишнее, соединяют края и разглаживают шов. Если необходимо, форму осторожно вынимают. Из оставшегося материала делают основание и другие детали (крышку, ручки и т.д). Украшают налепами или прорезанным узором. Таким способом хорошо лепить кашпо, вазу и т.д.

   В лепки используется много вспомогательных способов и приемов оформления и декорирования образа. Именно они позволяют сделать каждый образ неповторимым. Чаще всего дети применяют в лепке следующие вспомогательные способы и приемы:

·         Вытягивание от основной формы мелких деталей ( клювик, ушки, хвостик и т.д) и придание им необходимые формы и положения (заостряя или сплющивая);

·         Загибание края формы заготовки – горлышко вазы, бортики тарелок, листики, - усиливающее сходство образов с реальными предметами и передающее их функциональность;

·         Использование разных приспособлений, дополняя вылепленный образ различными элементами из других материалов.

Общие этапы изготовления и обработки изделия.

 Приготовление теста.

Основной рецепт соленого теста:

100гр пшеничной муки,

100гр. ржаной муки,

 400 гр. соли,

250 гр.воды,

2 ст.л. сухого клея.

 Смешать в подходящей посуде просеянную муку и мелку соль, влить воду и клеевой раствор. Тщательно вымесить тесто до тех пор, пока масса не станет однородной и эластичной, во время лепки она будет рваться. Лепить или вырезать фигурки нужно сразу на противне – тогда обратная сторона изделия останется ровной и не будет деформироваться при переносе на противень.

 Перед лепкой или вырезанием противень следует увлажнить водой (для этого можно использовать кисть), в таком случае между изделием и следовательно поверхность изделия будет ровной и устойчивой.

 Окрашивание теста. Для окрашивания теста обычно используют пищевые красители, которые добавляют в уже вымешанное тесто. Чтобы получить нужный оттенок, следует исходить из следующего расчета:

 Для голубого теста:2 капли голубого красителя – на 100 гр. теста, для розового:5 капель красного красителя на 100 гр.теста, для желтого:  2 капли желтого красителя на 100 гр. теста, для зеленого: 1-2 капли красителя на 100 гр. теста, для лилового: 3 капли красного красителя и 1 капля голубого на 100гр. теста.

 Если тесто нужно окрасить в несколько цветов, то его делят на соответствующее количество частей, в каждую из которых добавляют нужный краситель. В тех случаях, когда хотят придать тесту  более интенсивный теплый естественный оттенок, используют натуральные красители, например какао- порошок. Перед добавлением в тесто его разводят в небольшом количестве теплой воды.

  Сушка. Эти этапы изготовления украшений требуют особого внимании и тщательного исполнения, поскольку в результате неправильного выполнения процесса изделие может треснуть и будет испорчено.

 Для сушки можно использовать белый и черный противни. Однако следует учитывать, что черный противень при использовании нагревается сильнее, чем белый, и на всех этапах сушки  температуру снижают на 25С. Перед тем как подсушить изделие, нужно включить духовку на самый маленький огонь. Для сушки противень поставить на верхнюю полку и выдерживать там до тех пор, пока изделие не начнет зарумяниваться. После этого можно уже поставить противень на среднюю полку – деформации уже не будет.

 Если при подсушивании на изделии стали появляется пузыри или оно стало вздуваться, необходимо немедленно уменьшить температуру нагрева, пока на обратной стороне изделия не появились трещины. Если нужно сохранить белый цвет изделия, то температура в духовке не должна превышать 125С.

Изделие можно считать высушенным, если при постукивании по нему пальцем звук звонкий. Если глухой – то изделие внутри еще сырое и процесс сушки нужно продолжить.

  Способы сушки.

Сушка в духовке электроплиты. Нужно исходить из того, что изделие толщиной 5мм сушится в течение 1 часа. Температура при этом должна быть 75С. Затем сушку следует продолжать 30мин при температуре 125С, и 1 час при температуре 150С.

 Сушка в духовке газовой плиты. Она происходит таким же образом, что и в электроплите, только требуется больше времени. Если режим подачи тепла минимален, а по изделию  видно, что температура все-таки еще велика, ее можно регулировать. Оставляя дверцу духовки приоткрытой на определенную ширину.

 Воздушная сушка. Это  способ самый экономичный, но и самый длительный. При воздушной сушке влага из изделия испаряется очень медленно за 1 день изделие просушивается не более чем на 1мм толщины. Такую сушку целесообразнее всего проводить летом, когда можно использовать тепло солнечных лучей (зимой на батарею украшения ни в коем случае класть нельзя!)

 Комбинированная сушка. Она более всего подходит для объемных лепных фигур: изделия выдерживают несколько дней на солнце, затем подсушивают в духовке.

 Подрумянивание. После того как изделия полностью посушены, их частично подрумянивают. Это нужно для получения определенного оттенка. При подрумянивании не следует забывать о том, что, после того как изделие будет покрыто лаком, его цвет станет более насыщенным и темным, поэтому доставать из духовке изделие нужно чуть раньше, чем приобретет желаемый оттенок. Для этого температура в духовке повышают до 200С, не извлекая изделие оттуда после сушки. Этот этап требует особо пристального внимания поскольку не следя за подрумяниванием, «поймать» нужный оттенок бывает достаточно трудно.

 Глазурование. Изделие глазируют обычно на последнем часу сушки, при температуре 150-200С. Существует несколько способов: соляным раствором, молочно-водной или яично-водной смесью. Глазурование соляным раствором. Раствор должен быть довольно крепким. Глазурование производят в течение последнего часа сушки, через каждые 5-10 минут смазывая изделие кисточкой, смоченной в растворе. Смазывать нужно очень тщательно все целиком, иначе цвет изделия может получится неровным или образуются некрасивые подтеки. При температуре 150С изделие получится интенсивно бежевого оттенка, при температуре 250С – от насыщенного бежевого до темно-коричневого. Глазурование молочно-водной или яично-водной смесью. Это глазурование также производят в течение последнего часа сушки. Температура в духовке должна быть не менее 150С. Наносят раствор таким же образом, как и при соляном глазуровании. У изделия молочно-водной смесью, оттенок получается насыщеннее, чем при соляном глазуровании. А изделие покрытое яично-водной смесью, приобретает в процессе сушки интенсивный коричнево – оранжевый оттенок и блеск.

 Раскрашивание. Многие изделия из соленого теста раскрашивают. Делают это водостойкими красками, чаще всего гуашью – ее цвет наиболее яркие и стойкие. Перед тем как раскрашивать изделия, их грунтуют белой масляной краской с помощью грубой щетинистой кисти. После того как грунтовка высохнет, приступают непосредственно к раскрашиванию. Краски не следует наносить слишком толстым слоем, поскольку после высыхания изделие может потрескаться.

 Лакирование. После того как изделие уже полностью готово, его обычно покрывают лаком. Лак не только придает блеск и законченность изделию, он предохраняет его от влаги, постепенного крошения. Для лакирования используют как жидкий лак, так и густой прозрачный. Жидкий лак смотрится на изделиях очень привлекательно: он придает зеркальный блеск и подчеркивает яркость красок. Его нужно наносить много раз, поскольку он очень быстро впитывается. Густой лак придает изделиям немного тусклый матовый блеск, однако им достаточно покрыть изделие 1-2 раза, а от воздействия влаги и крошения он защищает гораздо надежнее жидкого лака. Обязательно нужно лакировать изделия, которые раскрашены, - под защитным слоем лака краска не будет обсыпаться, крошиться и выцветать.

Содержательный раздел

Знакомство детей с тестопластикой и их обучение.

Первая младшая группа.

 Знакомство детей с декоративным искусством должно начинаться в первой младшей группе. Что касается тестопластики, то возможности ребенка на этом этапе весьма ограничены: дети лишь украшают изделия, используя палочку или делая углубления пальцем. Наблюдается склонность к украшению изделия. Первые их попытки украсить свою лепку ведут к хаотичному расположению узора по краю изделия, которой является опорной линией. Учитывая эту особенность и зная, что ребенку легче, задания можно свести к украшению края вылепленного печенья или пряника. Элементами украшения могут быть точки, а потом полосы, сделанные палочкой. Детей увлекает возможность делать палочкой углубления в тесте. Они занимаются этим с удовольствием, понимая, что их игрушки станут красивее. Стремление ребенка к украшению своей работы взрослый должен поддерживать, внося соответствующие при каждом удобном случае.

Примерные занятия

Столбик для забора.

 Программное содержание. Учить детей раскатывать тесто, наносить стекой на вылепный столбик украшения в виде точек.

Материалы и оборудование. Соленое тесто, палочки, доски, расписной домик из картона или бумаги.

Методические приемы. Заинтересовать детей лепкой столбиков. Рассмотреть домик, полюбоваться им и сказать, что забор должен быть такой же красивым. Спросить, как можно украсить столбики при помощи палочки, и показать, как это делается. В конце занятия все вместе устанавливают столбики вокруг домика.

Салют.

Программное содержание. Продолжать учить лепить из соленого теста. Учить выбирать те цвета, которые понравились. В направлении сверху вниз учить размазывать тесто на картинке.

Материалы и оборудование. Разного цвета шарик из соленого теста диаметром 7-10 мм. Картинка с изображением домов на фоне темного неба.

Предварительная работа. Рассматривание картинок с изображением салюта.

Методические приемы.  Дать ребенку выбрать те цвета, которые ему понравились. Помочь расположить их на картинке. Прочитать стихотворение. Похвалить ребенка.

Примерные занятия по лепке, связанные  с декоративным оформлением.

Пряник для мишки.

Программное содержание. Учить наносить узор в виде полос, действуя ребром стеки. Закреплять умение лепить форму диска

Материалы и оборудование. Тесто, палочки, доски

Предварительная работа. Рассматривание керамической тарелки с узорами из полос , дуг и других элементов.

Методические приемы. Воспитатель говорит детям, что к ним в гости приехал мишка, и он хочет, что бы его угостили красивыми пряниками, а так как пряников нет, их нужно сделать самим. Воспитатель берет подготовленную доскообразную формы (диска) детям дают палочки. В конце занятия педагог красивую тарелку, которую рассматривали накануне, складывает на нее пряники, ставит около мишки, сидящего за столом.

Красивое печенье для кукол.

Программное содержание. Вызвать желание украсить предмет. Учить наносить узор на поверхность предмета, действуя палочкой. Закрепить умение лепить форму диска путем расплющивания куска теста между ладонями.

Материалы и оборудование. Мягкое хорошо подготовленное тесто, доски и короткие удобные для детской руки палочки.

Предварительная работа. Рассматривание узоров на матрешках и организация игр с ними

Методические приемы. Педагог  вместе с детьми вспоминает, как они рассматривали красивых матрешек, затем говорит, что сегодня для них они будут лепить печенье. Показывает печенье и объясняет, что оно украшено маленькими точками, которые можно сделать палочками (показывает). Задает вопрос: как можно сделать такое украшение? Педагог  напоминает, как нужно лепить печенье, и предлагает это сделать самим. затем предупреждает, что палочку детям дадут тогда, когда они сделают печенье, и предлагает это сделать самим, разрешает лепить несколько штук печенья. В процессе лепки педагог  следит за тем, как дети лепят, по мере необходимости дает им палочки. В конце занятия все печенья складывают на красивое блюдо, педагог хвалит детей и предлагает угостить печеньем кукол.

Вторая младшая группа

 Для работы с детьми в первом полугодии обычно используются те же игрушки, что и в первой младшей группе, но проводя более глубокий анализ формы предметов. Следовательно, перед детьми открываются новые выразительные стороны, которые характеризуют изделие как красивый, декоративный предмет. Дети лепят угощение, посуду для кукол, украшая их углублениями в виде точек, колец и дуг.  Подобные занятия нужны для того, чтобы свои знания по украшению предметов малыши смогли свободно использовать во время лепки по представлению.

  Первые задания, которые выполняются детьми по оформлению печенья, говорят о том, что те кто уже в первой младшей группе был знаком с тестопластикой и с тем, что предмет можно украсить, смелее и осмысленнее берутся за нанесение узора. Почти все дети выполняют узор хаотично, без понимания его ритма, это дает возможность поставить новую задачу: подвести детей к ритмичному нанесению узора на поверхность изделия (сначала размещать его по краю, как в первой младшей группе, а потом посредине)

 Начиная со второго полугодия детям можно предложить украсить дискообразное изделие объемными формами – шариками и валиками. Выполняя это задание, дети лепят торт, пирожное для кукол, располагая элементы в определенном ритме: шарики – по краю и в середине, а валики – в виде сетки или лучами, расходящимися от центра к краям. Сначала дети создают основу, а затем постепенно украшают ее. Активность каждого ребенка проявляется в том, что он сам выбирает форму, размер элементов и чередует их.

 Следующий этап – более сложное задание: детям предлагают вылепить чашку и нанести на нее узор стекой по краю в один и несколько рядов. После дети лепят птиц, грибы, кукол в длинном наряде. Каждый предмет они украшают, а умение работать стекой переносят на изображение таких деталей, как рот, нос, глаза у кукол. Все это делает работы более выразительными. 

 Свое умение пользоваться палочкой для нанесения мелких деталей дети используют и во время лепки по замыслу, где вполне самостоятельно украшают свои работы бороздками, точками, валиками и шариками.

 Таким образом, намечается определенная последовательность ознакомления детей второй младшей группы с тестопластикой и введения в лепку декоративных элементов. Для игр и рассматривания в этой группе можно рекомендовать семеновские матрешки, деревянные игрушки богородских мастеров, каргопольские игрушки (конь, гусь, утка, собака) и дымковские (петушок, курочка-наседка, куклы крупные и мелкие).  Для ознакомления перед занятием лепкой можно предложить деревянные точечные предметы, состоящие из округлых и конусообразных форм.

 Примерные занятия по тестопластики, связанные с декоративным оформлением.

Подставка для кукольного чайника.

Программное содержание. Учить лепить дискообразную форму путем расплющивания шара между ладонями, наносить ритмичный узор по краю и середине подставки. Закрепить умение пользоваться стекой.

Материалы и оборудование .  Тесто, доски, стеки.

Предварительная работа. Рассмотреть декоративную посуду, уточнить, что чайник можно ставить на подставку.

Методические приемы. Рассмотреть красивые круглые подставки и предложить вылепить для маленького чайника такие же. Сказать, что узор надо расположить по краям подставки и в середине.


 

Пояснительная записка Без развития мелкой моторики невозможно нормальное развитие интеллекта ребенка

Пояснительная записка Без развития мелкой моторики невозможно нормальное развитие интеллекта ребенка

В младшей группе детей знакомят с предметами тестопластики, но непосредственной связи с занятиями еще мало

В младшей группе детей знакомят с предметами тестопластики, но непосредственной связи с занятиями еще мало

Для достижения цели программы первостепенное значение имеют: ·

Для достижения цели программы первостепенное значение имеют: ·

Соль. Ее используют для защиты изделий от грызунов и вредных насекомых, но консистенцию теста она практически влияние не оказывает

Соль. Ее используют для защиты изделий от грызунов и вредных насекомых, но консистенцию теста она практически влияние не оказывает

Объединение похожих форм, отличающихся по величине (пирамидка, снеговик, неваляшка); ·

Объединение похожих форм, отличающихся по величине (пирамидка, снеговик, неваляшка); ·

Основной рецепт соленого теста: 100гр пшеничной муки, 100гр

Основной рецепт соленого теста: 100гр пшеничной муки, 100гр

Если при подсушивании на изделии стали появляется пузыри или оно стало вздуваться, необходимо немедленно уменьшить температуру нагрева, пока на обратной стороне изделия не появились трещины

Если при подсушивании на изделии стали появляется пузыри или оно стало вздуваться, необходимо немедленно уменьшить температуру нагрева, пока на обратной стороне изделия не появились трещины

А изделие покрытое яично-водной смесью, приобретает в процессе сушки интенсивный коричнево – оранжевый оттенок и блеск

А изделие покрытое яично-водной смесью, приобретает в процессе сушки интенсивный коричнево – оранжевый оттенок и блеск

Методические приемы. Заинтересовать детей лепкой столбиков

Методические приемы. Заинтересовать детей лепкой столбиков

Показывает печенье и объясняет, что оно украшено маленькими точками, которые можно сделать палочками (показывает)

Показывает печенье и объясняет, что оно украшено маленькими точками, которые можно сделать палочками (показывает)

Примерные занятия по тестопластики, связанные с декоративным оформлением

Примерные занятия по тестопластики, связанные с декоративным оформлением