Авторская программа
внеурочной деятельности
«Азбука здоровья»
Составитель рабочей программы:
Гирько Татьяна Анатольевна,
учитель начальных классов
___________уч. год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования организации, осуществляющей образовательную деятельность, разработанной в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Основные принципы программы:
Механизм осуществления программы:
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровья» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей:
Ø формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
Ø развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
Ø обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
Цели конкретизированы следующими задачами:
1. Формирование:
Ø представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
Ø навыков конструктивного общения;
Ø потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
2. Обучение:
Ø осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
Ø правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
Ø элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
Ø упражнениям сохранения зрения.
Характеристика курса внеурочной деятельности
Программа предназначена для детей 1-4 классов. Продолжительность реализации программы четыре года.
Занятия проводятся, как со всей группой, так и по подгруппам, индивидуально. Продолжительность занятия 45 минут. Программа рассчитана на проведение 1 занятия в неделю.
Для организации занятий необходимо специально оборудованное помещение (спортивный зал) или спортивная площадка.
Во время каникул образовательная деятельность может видоизменяться (проведение соревнований по подвижным играм, турниров, малых спортивных олимпиад).
Диагностика.
2 раза в год.
- Участие в «Весёлых стартах» октябрь.
- Участие в спортивном празднике май.
Формы организации занятий:
- теоретические и практические занятия (групповые, индивидуальные и сводные);
- проведение турниров, соревнований, малых олимпиад по подвижным играм.
Приёмы и методы обучения на занятиях.
Технологическую основу программы составляют следующие технологии:
- педагогические технологии на основе личностной ориентации образовательного процесса (педагогика сотрудничества);
- педагогические технологии на основе эффективности управления и организации образовательного процесса (групповые технологии, технологии индивидуального обучения);
- педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (практические игровые технологии).
Реализация данных технологий осуществляется через следующие организационные формы:
- беседы
- практические занятия
- организация творческих мастерских
- организация соревнований
В процессе работы на занятиях педагогу целесообразно как можно чаще опираться на уже имеющийся опыт школьников, создавать атмосферу творческого содружества, успешной коллективной деятельности, воспитывать у детей чувство товарищества, взаимопомощи, ответственности за общее дело, терпимого и уважительного отношения ко всем членам группы. Оценкой творческих начинаний должно быть только поощрение, которое не исключает пожеланий изменить или улучшить что-либо.
Программа "Азбука здоровья" включает четыре основных направления:
1. Основы знаний о здоровом образе жизни.
2. Культура здоровья.
3. Профилактика вредных привычек.
4. Подвижные и развивающие игры.
Первое направление "Основы знаний о здоровом образе жизни"
Здоровый образ жизни - рациональный образ жизни, неотъемлемой чертой которого является активная деятельность, направленная на сохранение и улучшение здоровья. Образ жизни, который способствует общественному и индивидуальному здоровью, является основой профилактики, охраны и укрепления здоровья народа.
Это направление решает следующие задачи:
Второе направление "Воспитание культуры здоровья"
Воспитание культуры здоровья - создание педагогических условий, обеспечивающих развитие личности школьника как субъекта оздоровительной деятельности в соответствии с его интересами, склонностями, способностями, ценностными установками на самосохранение здоровья, а также знаниями, умениями и навыками обоснованного ведения здорового образа жизни.
Это направление решает следующие задачи:
Третье направление "Профилактика вредных привычек".
Вредная привычка - закрепленный в личности способ поведения, по отношению к самой личности. Качество жизни зависит не только от соблюдения правил здорового образа жизни, но и от тех привычек, которые возникли у человека в том или ином возрасте. Направление оказывает профилактическое воздействие на ряд вредных привычек, таких как курение, употребление алкоголя и наркотиков.
Это направление решает следующие задачи:
Четвёртое направление " Подвижные и развивающие игры"
Игра - естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка - неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Преимущество подвижных и развивающих игр перед строго дозируемыми упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность.
Это направление решает следующие задачи:
В ходе реализации программы используются разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности.
Личностные и метапредметные результаты внеурочной деятельности
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» является формирование следующих умений:
Ø Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
Ø В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровья» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Содержание курса внеурочной деятельности; планируемые результаты изучения учебного предмета/курса;
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровья» носит комплексный характер, что отражено в межпредметных связях с такими учебными дисциплинами как: литературное чтение, окружающий мир, технология, изобразительное искусство, физическая культура, музыка.
Планируемые результаты освоения учащимися
программы внеурочной деятельности
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у учащихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа организации осуществляющей образовательную деятельность предусматривает достижение следующих результатов образования:
Ø личностные результаты — готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
Ø метапредметные результаты — освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
Ø предметные результаты — освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» является формирование следующих умений:
Ø Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
Ø В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровья» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:
Ø Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Ø Проговаривать последовательность действий на уроке.
Ø Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Ø Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Ø Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Ø Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
Ø Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Ø Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Ø Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Ø Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Ø Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
3. Коммуникативные УУД:
Ø Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Ø Слушать и понимать речь других.
Ø Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Ø Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Ø Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Ø Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
Ø осознание учащимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
Ø социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение учащихся к собственному здоровью во всем его проявлениях
Тематическое планирование
«Азбука здоровья»
№ п/п |
Наименование раздела и тем |
Дата |
Примечание |
1 |
Что мы знаем о ЗОЖ. Игра «Будем знакомы». |
|
|
2 |
Игры под девизом «Движение – путь к совершенству». |
|
|
3 |
Поведение учащихся в школе. |
|
|
4 |
Спортивные игры. |
|
|
5 |
ПДД. Безопасный путь в школу. |
|
|
6 |
Игра «Весёлый светофор». |
|
|
7 |
Режим питания. Правильное питание – залог здоровья. |
|
|
8 |
Игра «Съедобное и несъедобное». |
|
|
9 |
Закаливание, признаки закаленного человека. |
|
|
10 |
Комплекс общеукрепляющих упражнений. |
|
|
11 |
Вредные привычки. Тестирование учащихся по выявлению вредных привычек |
|
|
12 |
Игра «Догони». |
|
|
13 |
Профилактика гриппа и ОРВИ. |
|
|
14 |
Спортивные игры и эстафеты. |
|
|
15 |
Гигиена. Гигиена тела и души. Чистота-залог здоровья. |
|
|
16 |
Весёлые старты. |
|
|
17 |
Основные виды травм и первая помощь. |
|
|
18 |
Бег с препятствиями. |
|
|
19 |
Причины ДТП. |
|
|
20 |
Соревнования «Веселые снежки». |
|
|
21 |
Эмоции, стресс, чувства, поступки человека. |
|
|
22 |
Игры с мячом. Игра «Дальше, быстрее, выше». |
|
|
23 |
Правила поведения в случае пожара в квартире. |
|
|
24 |
Тренировочная эвакуация из помещения. |
|
|
25 |
Безопасное поведение в быту. |
|
|
26 |
Игра «Телефон - 01,02,03». |
|
|
27 |
Какой вред приносит здоровью курение? |
|
|
28 |
Игра «Сильные, смелые, ловкие». |
|
|
29 |
Как уберечься от поражения электрическим током. |
|
|
30 |
Спорт нам поможет силы умножить. Спортивные игры. |
|
|
31 |
Овощи, ягоды и фрукты - самые витаминные продукты. |
|
|
32 |
Правила поведения на каникулах. |
|
|
Литература
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.