Программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья"
Оценка 4.7

Программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья"

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
воспитательная работа
7 кл—10 кл
24.01.2020
Программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья"
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровья» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей:  формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;  развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;  обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
Азбука здоровья.docx

 

 

Авторская программа

внеурочной деятельности

«Азбука здоровья»

 

 

 

                                           Составитель рабочей программы:

Гирько Татьяна Анатольевна,

учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 ___________уч. год

 

 

 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа составлена на основе требований к результатам освоения  основной образовательной программы начального общего образования организации, осуществляющей образовательную деятельность, разработанной в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

 Основные принципы программы:

  1. Сознательность и активность - чёткая постановка целей, задач, их осознание учащимися, побуждение к самоанализу, самооценке, самоконтролю.
  2. Индивидуальная доступность - дозировка нагрузок, учёт  индивидуальных особенностей учащихся.
  3. Систематичность и последовательность - непрерывность и этапность физкультурно-оздоровительных воздействий.
  4. Психологическая комфортность - получение положительных эмоций и ощущений в процессе физкультурно-оздоровительных мероприятий.
  5. Творческое, динамичное совершенствование системы оздоровления учащихся средствами физической культур - постоянное обновление содержания физкультурно-оздоровительного воспитания, формирование мировоззрения, системы ценностей, интересов и мотиваций, имеющих глубоко нравственную, гуманистическую направленность у всех участников педагогического процесса оздоровления средствами воспитательной работы.

Механизм осуществления программы:

  1. Внедрение научно-методических подходов к созданию условий, способствующих формированию, сохранению и укреплению здоровья школьников.
  2. Организация и внедрение в практику работы мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья детей.
  3. Обеспечение непрерывного здоровьесберегающего образования школьников - участников программы по вопросам культуры здоровья и здорового образа жизни.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровья» носит  образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей:

Ø  формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;

Ø  развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;

Ø  обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.

 

 

Цели конкретизированы следующими задачами:

1.      Формирование:

Ø  представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;

Ø  навыков конструктивного общения;

Ø  потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;

2.      Обучение:

Ø  осознанному  выбору модели  поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;

Ø  правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;

Ø  элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

Ø  упражнениям сохранения зрения.

 

Характеристика курса внеурочной деятельности

 

Программа предназначена для детей 1-4 классов. Продолжительность  реализации программы четыре года.

Занятия проводятся,  как со всей группой, так и по подгруппам, индивидуально. Продолжительность занятия 45 минут. Программа рассчитана на проведение 1 занятия в неделю.

Для организации занятий необходимо специально оборудованное помещение (спортивный зал) или спортивная площадка.

Во время каникул образовательная деятельность  может видоизменяться  (проведение соревнований по подвижным играм, турниров, малых спортивных олимпиад).

Диагностика.

  2 раза в год.

- Участие в «Весёлых стартах»                                                             октябрь.

- Участие в спортивном празднике                                                        май.

 

Формы организации занятий:

- теоретические и практические  занятия (групповые, индивидуальные и сводные);

- проведение турниров, соревнований, малых олимпиад по подвижным играм.

Приёмы и методы обучения на занятиях.

Технологическую основу программы составляют следующие технологии:

- педагогические технологии на основе личностной ориентации образовательного процесса (педагогика сотрудничества);

- педагогические технологии на основе эффективности управления и организации образовательного процесса (групповые технологии, технологии индивидуального обучения);

- педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (практические игровые технологии).

Реализация данных технологий осуществляется через следующие организационные формы:

- беседы

- практические занятия

- организация творческих мастерских

- организация соревнований

В процессе работы на занятиях педагогу целесообразно как можно чаще опираться на уже имеющийся опыт школьников, создавать атмосферу творческого содружества, успешной коллективной деятельности, воспитывать у детей чувство товарищества, взаимопомощи, ответственности за общее дело, терпимого и уважительного отношения ко всем членам группы. Оценкой творческих начинаний должно быть только поощрение, которое не исключает пожеланий изменить или улучшить что-либо.

Программа "Азбука здоровья" включает четыре основных направления:

1. Основы знаний о здоровом образе жизни.

2. Культура здоровья.

3. Профилактика вредных привычек.

4. Подвижные и развивающие игры.

Первое направление "Основы знаний о здоровом образе жизни"

 Здоровый образ жизни - рациональный образ жизни, неотъемлемой чертой которого является активная деятельность, направленная на сохранение и улучшение здоровья. Образ жизни, который способствует общественному и индивидуальному здоровью, является основой профилактики, охраны и укрепления здоровья народа.

Это направление решает следующие задачи:

  • закреплять знания о здоровом образе жизни
  • развивать у детей потребность в новых знаниях, умение переносить их в социальную среду
  • формировать активность и инициативность детей
  • воспитывать интерес к здоровому образу жизни
  • сформировать понятие о здоровье и здоровом образе жизни людей.
  • вырабатывать потребность в поддержании собственного здоровья воспитывать стремление к здоровому образу жизни

Второе направление "Воспитание культуры здоровья"

Воспитание культуры здоровья - создание педагогических условий, обеспечивающих развитие личности школьника как субъекта оздоровительной деятельности в соответствии с его интересами, склонностями, способностями, ценностными установками на самосохранение здоровья, а также знаниями, умениями и навыками обоснованного ведения здорового образа жизни.

Это направление решает следующие задачи:

  • сформировать умение содержать свое тело в чистоте
  • расширять знания о средствах гигиены
  • воспитывать умение управлять своими физическими возможностями, чувствами и эмоциями согласно нормам морали и этикета.
  • воспитание потребностей к здоровому образу жизни, культуре интеллектуальной (способность управлять своими мыслями и контролировать их); в умении вести здоровый образ жизни и относиться к здоровью как к ценности процесса воспитания/

Третье направление "Профилактика вредных привычек".

Вредная привычка - закрепленный в личности способ поведения, по отношению к самой личности. Качество жизни зависит не только от соблюдения правил здорового образа жизни, но и от тех привычек, которые возникли у человека в том или ином возрасте. Направление оказывает профилактическое воздействие на ряд вредных привычек, таких как курение, употребление алкоголя и наркотиков.

Это направление решает следующие задачи:

  • создать условия для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям, негативным факторам жизни;
  • научить детей оценивать последствия своих действий;
  • показать разрушающее влияние отравляющих веществ на организм человека;
  • пропаганда здорового жизненного стиля;
  • предотвращение начала вредных привычек у детей, формирование у них личностного иммунитета к соблазну;
  • формирование сознательного отношения к своему физическому здоровью;
  • профилактика и предупреждение вредных привычек среди учащихся;
  • учить детей оценивать последствия своих действий;

Четвёртое направление " Подвижные и развивающие игры"

            Игра - естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка - неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Преимущество подвижных и развивающих игр перед строго дозируемыми упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность.

Это направление решает следующие задачи:

  • формировать самостоятельность;
  • повышать спортивное мастерство;
  • воспитывать чувство сплочённости, интерес к занятиям спорта
  • научить приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели.

В ходе реализации программы используются разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности.

Личностные и метапредметные результаты внеурочной деятельности

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка»  является формирование следующих умений:

Ø  Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

Ø  В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровья» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Содержание курса внеурочной деятельности; планируемые результаты изучения учебного предмета/курса;

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровья» носит комплексный характер, что отражено  в межпредметных связях с такими учебными дисциплинами как:  литературное чтение,  окружающий мир,  технология,  изобразительное искусство, физическая культура, музыка.

 

Планируемые результаты освоения учащимися

программы внеурочной деятельности

 

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья  у учащихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Основная образовательная программа организации осуществляющей образовательную деятельность предусматривает достижение следующих результатов образования:

Ø  личностные результаты — готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

Ø  метапредметные результаты — освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

Ø  предметные результаты — освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка»  является формирование следующих умений:

Ø  Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

Ø  В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровья» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

1.      Регулятивные УУД:

Ø  Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Ø  Проговаривать последовательность действий на уроке.

Ø  Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.

Ø  Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

Ø  Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Ø  Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

2. Познавательные УУД:

Ø  Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Ø  Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Ø  Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Ø  Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

Ø  Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.

  3. Коммуникативные УУД:

Ø  Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Ø  Слушать и понимать речь других.

Ø  Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

Ø  Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Ø  Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Ø  Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).

Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:

Ø  осознание  учащимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;

Ø  социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение учащихся к собственному здоровью во всем его проявлениях

 

Тематическое планирование

«Азбука здоровья»  

 

п/п

Наименование раздела и тем

Дата

Примечание

1

Что мы знаем о ЗОЖ. Игра «Будем знакомы».

 

 

2

Игры под девизом «Движение – путь к совершенству».

 

 

3

Поведение учащихся в школе.

 

 

4

Спортивные игры.

 

 

5

ПДД. Безопасный путь в школу.

 

 

6

Игра «Весёлый светофор».

 

 

7

Режим питания. Правильное питание – залог здоровья.

 

 

8

Игра «Съедобное и несъедобное».

 

 

9

Закаливание, признаки закаленного человека.

 

 

10

Комплекс общеукрепляющих упражнений.

 

 

11

Вредные привычки. Тестирование учащихся по выявлению вредных привычек

 

 

12

Игра «Догони».

 

 

13

Профилактика гриппа и ОРВИ.

 

 

14

Спортивные игры и эстафеты.

 

 

15

Гигиена. Гигиена тела и души. Чистота-залог здоровья.

 

 

16

Весёлые старты.

 

 

17

Основные виды травм и первая помощь.

 

 

18

Бег с препятствиями.

 

 

19

Причины ДТП.

 

 

20

Соревнования «Веселые снежки».

 

 

21

Эмоции, стресс, чувства, поступки человека.

 

 

22

Игры с мячом. Игра «Дальше, быстрее, выше».

 

 

23

Правила поведения в случае пожара в квартире.

 

 

24

Тренировочная эвакуация из помещения.

 

 

25

Безопасное поведение в быту.

 

 

26

Игра «Телефон - 01,02,03».

 

 

27

Какой вред приносит здоровью курение?

 

 

28

Игра «Сильные, смелые, ловкие».

 

 

29

Как уберечься от поражения электрическим током.

 

 

30

Спорт нам поможет силы умножить. Спортивные игры.

 

 

31

Овощи, ягоды и фрукты - самые витаминные продукты.

 

 

32

Правила поведения на каникулах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. Дереклеева Н.И.  Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья 1-5 классы/ Н.И. Дереклеева  – М.: «ВАКО», 2007.
  2. Патрикеев А.Ю. Подвижные игры 1-4 классы/ А.Ю. Патрикеев – М.: «ВАКО», 2007.
  3. Патрикеев А.Ю. Зимние подвижные игры 1-4 классы / А.Ю. Патрикеев – М.: «ВАКО», 2009.
  4. Попова Г.П. Дружить со спортом и игрой / Г.П. Попова –  Волгоград: «Учитель», 2008.
  5. АлямоваВ.Г. Как  воспитать здорового ребёнка/В.Г. Алямова, - М., 2010.
  6. Узорова О.В. Физкультурные минутки/ О.В. Узорова, Е.А. Нефедова: Материал для проведения физкультурных пауз – М., 2004
  7. Брехман, И.И. Валеология – наука о здоровье  И.И. Брехман. – М.: Физкультура и спорт, 1990.
  8. Варламова С.И. Здоровье наших учеников /С.И. Варламова // Начальная школа. - 2003. - № 2
  9. Овчинникова Л.В. Двигательная активность - неотъемлемый компонент развития личности младшего школьника [Электронный ресурс] / Л.В. Овчинникова  2009.
  10. Матвеев В.Ф. Профилактика вредных привычек школьников/ В.Ф. Матвеев, А.С. Гройсман. – М.: Просвещение,2007
  11. Лисицын Ю.П. Санология – наука об общественном здоровье и здоровом образе жизни Ю.П. Лисицын. – М: 2001.

 

 

Программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья"

Программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья"

Программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья"

Программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья"

Программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья"

Программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья"

Программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья"

Программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья"

Программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья"

Программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья"

Программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья"

Программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья"

Программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья"

Программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья"

Программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья"

Программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья"

Программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья"

Программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья"

Программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья"

Программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья"

Программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья"

Программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2020