Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №29
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель директора по ВВВР Директор МБОУСОШ №29
В.Н.Симаков ___________ ___________ М.Б.Светлова
«______»_______2018 г. «______»__________ 2018 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (общеразвивающая)
ПРОГРАММА
___________________________________________________________________
(наименование программы)
для объединения обучающихся 3 класса Б
Возраст обучающихся – 8 – 9 лет
Количество часов в год – 34 часа
Педагог, реализующий программу:
Коссе Ольга Александровна
(фамилия, имя, отчество полностью)
Сургут, 2018 г.
Нормативно-методическое обеспечение:
Федеральный уровень:
— Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями от 21.07.2014);
— Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
— постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями);
— Письмо Минобразования России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей». Региональный уровень:
— постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 28.09.2012 г. № 357- п «Стратегия действий в интересах детей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2012 - 2017 годы»;
— постановление правительства ХМАО-Югры от 26.09.2013 № 378-П «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие образования в Ханты-
Мансийском автономном округе – Югре на 2014-2020 годы»;
— постановление правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от
17.01.2014 г. № 17-П «О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.10.2013 г. № 413-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие образования в ХантыМансийском автономном округе - Югре на 2014 - 2020 годы;
— «Концепция развития дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре до 2020 года». Муниципальный уровень:
— постановление Администрации города от 16.05.2013 г. № 3171 «О плане первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений
Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы в городе Сургуте»;
— постановление Администрации города от 13.12.2013 г. № 8993 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие образования города Сургута на 2014-2016 годы» (с изменениями от 30.04.2014 г. № 2896, от 20.06.2014 г. № 1721);
— Регламент информационного взаимодействия по учету занятости обучающихся общеобразовательных учреждений в муниципальной системе дополнительного образования детей;
— Информационно-методическое письмо Департамента образования Администрации г,Сургута от __.09.2016 г. №________/16 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным (общеразвивающим) программам внеурочной деятельности в учреждениях, подведомственных департаменту образования Администрации города, в 2018-2019 учебном году»;
— Положением о Внеурочной деятельности в МБОУ СОШ №29.
ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (общеразвивающей)
Название программы
|
«Смысловое чтение»
|
Направленность программы |
Обще-интеллектуальное |
Ф.И.О. педагога, реализующего дополнительную общеобразовательную программу |
Коссе Ольга Александровна |
Год разработки
|
2018 год |
Где, когда и кем утверждена дополнительная общеобразовательная программа |
Методический Совет Протокол №1 от 31.08.2018г. |
Цель
|
Формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. |
Задачи
|
Способствовать: • освоению общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитанию интереса к чтению и книге (формирование интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы, обще учебных умений осознанно читать тексты, работать с различной информацией); • овладению речевой, письменной и коммуникативной культурой (формирование умений работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире); • воспитанию эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе (формирование умений понимать художественное произведение как особый вид искусства, определять его художественную ценность и анализировать средства выразительности, сравнивать искусство слова с другими видами искусства, находить сходства и различия используемых художественных средств, создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных); • формированию нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений (освоение основных нравственно-этических ценностей взаимодействия с |
|
окружающим миром, формирование навыка анализа положительных и отрицательных действий героев, событий), воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.
|
Ожидаемые результаты освоения программы |
Личностные результаты Воспитанники научатся: 1. Осознавать через чтение художественных произведений основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка). 2. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, понимать их чувства и сопереживать им. 3. Осознавать значимость чтения для своего дальнейшего развития, формировать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя. 4. Эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника, различать морально-нравственные нормы и соотносить их с поступками литературных героев, доказывать соответствие. 5. Проявлять интерес к изучению творчества авторов, называть любимых авторов, обосновывать свой выбор. 6.Знать приёмы сохранения зрения и осанки при чтении книги и работы с компьютером. Воспитанники получат возможность для формирования: 1. Эмпатии, как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучии. 2. Адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности. Метапредметные результаты Познавательные УУД 1. Пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебных пособиях для передачи информации. 2. Пользоваться приёмами анализа и синтеза при изучении небольших литературных и научно-познавательных текстов с опорой на вопросы учителя. 3. Понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, толковать их с помощью приёмов устного словесного рисования. 4. Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них, анализировать мотив поведения героя с помощью вопросов учителя. 5. Находить нужную информацию через книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет. |
|
6. Понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, при осмыслении структуры текста и пр.). Регулятивные УУД 1. Формулировать вместе с учителем учебную задачу занятия в соответствии с целями темы; принимать и сохранять учебную задачу занятия. 2. Развивать умение составлять план для пересказа литературного произведения, контролировать последовательность передачи текста. 3. Оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем. Оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям. 4. Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию. Коммуникативные УУД 1. Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 5-6 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. 2. Прислушиваться к партнёру по общению, фиксировать его основные мысли и идеи, запоминать их, приводить свои. Не конфликтовать, осознавать конструктивность диалога, использовать вежливые слова. 3. Аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/ безнравственно и др.). 4. Принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в выработке путей её достижения, участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности. 5. Вырабатывать совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения). Оценивать достижения сверстников по выработанным критериям. Оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного Воспитанник научится: - находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; - определять тему и главную мысль текста; |
|
- вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; - упорядочивать информацию по заданному основанию; - сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2-3 существенных признака; - понимать информацию, представленную в неявном виде (например: находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов); - понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы; - понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста; - использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое; выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения; - ориентироваться в соответствующих по возрасту словарях и справочниках. Воспитанник получит возможность научиться: - использовать формальные элементы текста (например: подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации; - работать с несколькими источниками информации; - сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации Воспитанник научится: - пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно; - соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую; - формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; - находить аргументы, подтверждающие этот вывод; - сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию; - составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос. Воспитанник получит возможность научиться: - делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования; - составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Работа с текстом: оценка информации Воспитанник научится: - высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; |
|
- оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте; - на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; - участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Воспитанник получит возможность научиться: - сопоставлять различные точки зрения; - соотносить позицию автора с собственной точкой зрения; - в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
|
Срок реализации программы |
1 год |
Количество часов в неделю / год
|
В неделю – 1 ч В год – 34 ч |
Возраст обучающихся
|
8 - 9 лет |
Формы занятий
|
Основная форма – учебное занятие. Организация образовательного процесса предполагает использование ряда других форм: викторина, библиотечный урок, КВН, путешествие по страницам книг, проект, литературная игра, инсценирование, конкурс-кроссворд, игра-драматизация, читательская конференция, занятие-диспут, занятие-спектакль, интегрированное занятие, занятие-праздник, литературный ринг, беседа-дискуссия с элементами инсценировки, занятиеинтервью, устный журнал, литературная гостиная, просмотр видеофильмов. |
Методическое обеспечение |
1. Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: ВентанаГраф, 2014. 2. Уроки литературного чтения в современной начальной школе. 3 класс. Книга для учителя. Виноградова Н.Ф., Хомякова И.С., Сафонова И.В. М.:- Вентана-Граф, 2014. 3. Энциклопедии и энциклопедические словари. |
Социальные партнеры |
МБУ СМДТ ХМАО-Югры (Сургутский драматический театр), библиотека МБОУ СОШ №29 |
Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др.) |
Художественная литература, комплекс ИКТ, кабинет, оборудованный всем необходимым.
|
Учебно-тематический план составлен в соответствии с основными принципами учебно-методического комплекта «Литературное чтение в начальной школе», под редакцией Виноградовой Н.Ф. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Смысловое чтение» для учащихся 3 класса разработана на основе авторской программы по литературному чтению Л. А. Ефросининой (УМК «Начальная школа 21 века»).
Программа внеурочной деятельности «Смысловое чтение» направлена на обучение учеников критическому аудированию, пониманию, анализу, сравнению, изменению и генерации текстов как в устной, так и в письменной форме. Данная программа разработана в соответствии с требованиями к результатам внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО и соответствует учебному плану муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «СОШ № 29».
Направленность дополнительной общеобразовательной программы – общеинтеллектуальная.
Вид образовательной деятельности – познавательная.
Цель программы: формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.
Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.
Задачи:
Способствовать:
• освоению общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитанию интереса к чтению и книге (формирование интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы, обще учебных умений осознанно читать тексты, работать с различной информацией);
• овладению речевой, письменной и коммуникативной культурой (формирование умений работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире);
• воспитанию эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе (формирование умений понимать художественное произведение как особый вид искусства, определять его художественную ценность и анализировать средства выразительности, сравнивать искусство слова с другими видами искусства, находить сходства и различия используемых художественных средств, создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных);
• формированию нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений (освоение основных нравственноэтических ценностей взаимодействия с окружающим миром, формирование навыка анализа положительных и отрицательных действий героев, событий), воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.
Особым этапом в жизни ребёнка является начальная школа. Этот этап связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения должны обеспечить младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создать основу для самообразования. Читательская грамотность является необходимым условием освоения школьниками практически всех учебных дисциплин, поэтому работа по повышению ее уровня должна быть организована на всех учебных занятиях, где учащимся приходится взаимодействовать с текстами как источниками информации. Долгое время в практике обучения чтению в начальной школе усиленный акцент делался на наращивание темпов чтения и работу над правильностью чтения, а задаваемые по тексту вопросы проверяли лишь поверхностное усвоение содержания текста. Такая практика вырабатывала у учащихся беглое, но бессознательное чтение, которое не позволяло максимально извлекать и понимать информацию. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства как устно, так и письменно. В настоящее время и ученые и педагоги отмечают кризис чтения, наблюдаемый во всем мире, который, безусловно, сказывается на результатах школьного обучения. Основными проблемами, связанными с чтением, принято считать следующие:
- снижение интереса к чтению;
- ограниченность круга чтения детей с преобладанием учебной и развлекательной литературы;
- низкий уровень читательской компетентности: неумение находить необходимые источники письменной информации, отбирать, оценивать, анализировать тексты; обрабатывать информацию в письменной форме.
ФГОС определяют, что выпускник школы должен уметь работать с текстом: искать нужную информацию и понимать прочитанное, уметь преобразовывать и интерпретировать информацию, извлечённую из текста, уметь высказывать собственное суждение о прочитанном, а самое главное быть способным переносить навыки, полученные на одном учебном предмете, на другой. Поскольку читательская грамотность является необходимым условием освоения школьниками практически всех учебных дисциплин, то данная проблема является актуальной в современной школе и решать её необходимо уже в начальной школе, где и должен закладываться навык смыслового чтения.
Преемственность курса с основным курсом литературного чтения позволяет проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными), а также читательскими умениями.
Программа курса предусматривает овладение первоначальными навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров; формирование умений осознанно строить речевые высказывания и составлять тексты в устной и письменной формах.
Программа ориентирована на совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника: слушание, чтение, говорение, письмо. Программное содержание строится на работе с текстами разных видов и жанров.
Работа с текстом ведется по трём линиям:
поиск информации и понимание прочитанного; преобразование и интерпретация информации; оценка информации.
Программа тесно связана с учебными образовательными программами и способствует совершенствованию следующих умений:
1. Овладение функциональной грамотностью (различными видами чтения: изучающим, ознакомительным, просмотровым; гибким чтением; умениями извлекать, преобразовывать и использовать текстовую информацию).
2. Овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов.
3. Овладение продуктивными умениями различных видов устной и письменной речи.
4.Определение и объяснение собственной интерпретации прочитанного (истолкования и эмоционально-оценочного отношения).
5. Восприятие и характеристика текста как произведения искусства.
6. Приобретение, систематизация и использование сведений по теории и истории текста. Форма проведения занятий – групповая. Формы работы могут быть разнообразные:
индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
Ведущей формой организации образовательного процесса является учебное занятие. Организация образовательного процесса предполагает использование ряда других форм: викторина, библиотечный урок, КВН, путешествие по страницам книг, проект, литературная игра, инсценирование, конкурс-кроссворд, игра-драматизация, читательская конференция, занятие-диспут, занятие-спектакль, интегрированное занятие, занятие-праздник, литературный ринг, беседа-дискуссия с элементами инсценировки, занятие-интервью, устный журнал, литературная гостиная, просмотр видеофильмов.
Информационная справка об особенностях реализации УТП в 2018 – 2019 учебном году:
Общий срок реализации исходной программы (количество лет) |
1 год |
Год обучения (первый, второй) |
первый |
Возраст обучающихся |
8 – 9 лет |
Количество обучающихся в группе в текущем учебном году |
23 человека |
Количество часов в неделю |
1 час |
Количество часов в год |
34 |
Планируемые результаты реализации программы курса «Смысловое чтение» в 3-м классе
Личностные результаты Воспитанники научатся:
1. Осознавать через чтение художественных произведений основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка).
2. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, понимать их чувства и сопереживать им.
3. Осознавать значимость чтения для своего дальнейшего развития, формировать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя.
4. Эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника, различать морально-нравственные нормы и соотносить их с поступками литературных героев, доказывать соответствие.
5. Проявлять интерес к изучению творчества авторов, называть любимых авторов, обосновывать свой выбор.
6.Знать приёмы сохранения зрения и осанки при чтении книги и работы с компьютером.
Воспитанники получат возможность для формирования:
1. Эмпатии, как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучии. 2. Адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности.
Метапредметные результаты Познавательные УУД
1. Пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебных пособиях для передачи информации.
2. Пользоваться приёмами анализа и синтеза при изучении небольших литературных и научнопознавательных текстов с опорой на вопросы учителя.
3. Понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, толковать их с помощью приёмов устного словесного рисования.
4. Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них, анализировать мотив поведения героя с помощью вопросов учителя.
5. Находить нужную информацию через книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет.
6. Понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, при осмыслении структуры текста и пр.).
Регулятивные УУД
1. Формулировать вместе с учителем учебную задачу занятия в соответствии с целями темы; принимать и сохранять учебную задачу занятия.
2. Развивать умение составлять план для пересказа литературного произведения, контролировать последовательность передачи текста.
3. Оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем. Оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям.
4. Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию. Коммуникативные УУД
1. Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 5-6 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы.
2. Прислушиваться к партнёру по общению, фиксировать его основные мысли и идеи, запоминать их, приводить свои. Не конфликтовать, осознавать конструктивность диалога, использовать вежливые слова.
3. Аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства
(вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/ безнравственно и др.).
4. Принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в выработке путей её достижения, участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности.
5. Вырабатывать совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения). Оценивать достижения сверстников по выработанным критериям. Оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного Воспитанник научится:
- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; - определять тему и главную мысль текста;
- вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность;
- упорядочивать информацию по заданному основанию;
- сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2-3 существенных признака; - понимать информацию, представленную в неявном виде (например: находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
- понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
- понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
- использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое; выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
- ориентироваться в соответствующих по возрасту словарях и справочниках. Воспитанник получит возможность научиться:
- использовать формальные элементы текста (например: подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
- работать с несколькими источниками информации;
- сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации Воспитанник научится:
- пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
- соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
- формулировать несложные выводы, основываясь на тексте;
- находить аргументы, подтверждающие этот вывод;
- сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
- составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Воспитанник получит возможность научиться:
- делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования; - составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Работа с текстом: оценка информации Воспитанник научится:
- высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
- оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
- на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
- участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Воспитанник получит возможность научиться:
- сопоставлять различные точки зрения;
- соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную
(противоречивую) информацию.
Учебно-тематический план на 2018 – 2019 учебный год
№ п/п |
Тематический блок |
|
Количество часов |
1 |
Читаем, понимаем прочитанное и работаем произведением |
с |
17 ч |
2 |
Начитанность и читательская компетентность |
|
17 ч |
|
ИТОГО |
|
34 часа |
Содержание учебного курса отражает основные направления работы и включает следующие основные линии:
Содержательные линии |
Основные виды деятельности обучающихся |
Аудирование (слушание)
|
Воспринимать на слух фольклорные произведения, художественные произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров художественного слова; отвечать на вопросы по содержанию литературного текста, отражать главную авторскую мысль, оценивать свои эмоциональные реакции. Воспринимать учебный текст: определять цель, конструировать (моделировать) алгоритм выполнения учебного задания (отбирать необходимые средства для получения результата, выстраивать последовательность учебных действий), оценивать ход и результат выполнения задания. Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения: определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать свое и чужое высказывание по поводу художественного произведения. |
Чтение |
Читать вслух слоги, слова, предложения; плавно читать целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся. Читать текст с интонационным выделением знаков препинания. Читать выразительно литературные произведения, используя интонации, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста. Читать художественное произведение (его фрагменты) по ролям. Читать про себя: осознавать прочитанный текст, выделять в тексте основные логические части; отвечать на вопросы, используя текст. Характеризовать текст: представлять, предполагать (антиципировать) текст по заголовку, теме, иллюстрациям; определять тему, главную мысль произведения; находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. Сравнивать тексты (учебный, художественный, научнопопулярный): определять жанр, выделять особенности, анализировать структуру, образные средства. Сравнивать произведения разных жанров. |
|
Объяснять смысл заглавия произведения; выбирать заголовок произведения из предложенных учителем, воспитанниками. Составлять план текста: делить текст на части, озаглавливать каждую часть, выделять опорные слова, определять главную мысль произведения (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно). Пересказывать текст художественного произведения: подробно (с учетом всех сюжетных линий); кратко (сжато, с выделением основных сюжетных линий); выборочно (отдельный фрагмент, описывать героев произведения). Наблюдать: рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста; озаглавливать иллюстрации. Анализировать текст: выделять опорные слова для рассказа по иллюстрациям; составлять план. Характеризовать книгу: анализировать структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавление). |
Культура речевого общения
|
Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого этикета. Формулировать вопросительные предложения с использованием вопросительного слова, адекватного ситуации (как? когда? почему? зачем?). Конструировать монологическое высказывание (на заданную тему): формулировать главную мысль, отбирать доказательства. Создавать (устно) текст (небольшой рассказ, отзыв, рассуждение) с учетом особенностей слушателей. |
Культура письменной речи |
Создавать письменный текст (рассказ, отзыв и др.) Определять тему своего будущего письменного высказывания (о чем я бы хотел сказать). |
Круг детского чтения Литературоведческая пропедевтика |
Сравнивать малые фольклорные жанры, жанры художественных произведений, называть жанры, характеризовать их особенности. Ориентироваться в литературоведческих понятиях и терминах (в рамках изученного). Наблюдать: выделять особенности разных жанров и художественных произведений. Наблюдать: находить в тексте сравнения, олицетворения. |
Творческая деятельность обучающихся
|
Инсценировать художественное произведение (его части): читать по ролям, участвовать в драматизации. Передавать особенности героев, используя различные выразительные средства (тон, темп, тембр, интонацию речи, мимику, жесты), мезансцены. |
№ п/п |
Раздел, тема |
Количест во часов |
Дата проведения занятий (план) |
Дата проведения занятий (факт) |
1 |
Вводное занятие. Какой ты читатель? |
1 |
|
|
2-3 |
А.С. Некрасов. Маяк |
2 |
|
|
4-5 |
Е.И. Осетров. Откуда Москва пошла |
2 |
|
|
6 |
В.В. Бианки. Снег и сон |
1 |
|
|
7-8 |
Мордовская народная сказка. Как собака друга искала |
2 |
|
|
9-10 |
Н.И. Сладков. Сушина |
2 |
|
|
11-12 |
Н.И. Сладков. Упорные одуванчики |
2 |
|
|
13-14 |
Л. Пантелеев. Две лягушки |
2 |
|
|
15 |
В.В. Бианки. Кладовая |
1 |
|
|
16-17 |
Н.И. Сладков. Запущенный лес |
2 |
|
|
18-19 |
Г.А.Скребицкий. Скоро зима! |
2 |
|
|
20 |
В.П. Астафьев. Куропатка и машина |
1 |
|
|
21-22 |
Д. Энгел. Комочек глины |
2 |
|
|
23-24 |
З.А. Клепинина. Вечный двигатель природы (по материалам эциклопедии Тайны окружающего мира») |
2 |
|
|
25 |
А. Клыков «Тигр» |
1 |
|
|
26-27 |
З.А. Клепинина. Еще раз о кукушках (по материалам эциклопедии Тайны окружающего мира») |
2 |
|
|
28-29 |
Мир космоса (материалы энциклопедических изданий) |
2 |
|
|
30-31 |
Что мы знаем о театре? (материалы энциклопедических изданий) |
2 |
|
|
32 |
З.А. Клепинина. Символ России (по материалам эциклопедии Тайны окружающего мира») |
1 |
|
|
33 |
С.Н. Новикова. История чая |
1 |
|
|
34 |
Обобщающее занятие. С любовью к книге. |
1 |
|
|
|
Итого |
34 |
|
|
1. Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2014.
2. Уроки литературного чтения в современной начальной школе. 3 класс. Книга для учителя. Виноградова Н.Ф., Хомякова И.С., Сафонова И.В. М.:- Вентана-Граф, 2014.
В основу программы положена идея формирования читательской компетентности младших школьников через работы с текстами разных видов и жанров. Программа внеурочной деятельности «Смысловое чтение» направлена на обучение учеников критическому аудированию, пониманию, анализу, сравнению, изменению и генерации текстов, как в устной, так и в письменной форме. Она разработана в соответствии с требованиями к результатам внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО и соответствует учебному плану муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «СОШ № 29».
Программа реализуется во внеурочной деятельности и рассчитана на учащихся 8 – 9 лет.
Срок реализации программы – 1-й год.
Направленность программы – обще-интеллектуальная.
Автором успешно предпринята попытка создания программы по решению следующих задач:
- освоение младшими школьниками общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитанию интереса к чтению и книге (формирование интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы, обще учебных умений осознанно читать тексты, работать с различной информацией);
- овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой (формирование умений работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире);
- воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе (формирование умений понимать художественное произведение как особый вид искусства, определять его художественную ценность и анализировать средства выразительности, сравнивать искусство слова с другими видами искусства, находить сходства и различия используемых художественных средств, создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных);
- формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений (освоение основных нравственно-этических ценностей взаимодействия с окружающим миром, формирование навыка анализа положительных и отрицательных действий героев, событий), воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.
Программа «Смысловое чтение» соответствует требованиям, предъявляемым к структуре и содержанию программ внеурочной деятельности.
В программе выделены системы педагогических средств, обеспечивающих реализацию задач деятельности педагога, работающего по данной программе. Автор пытается осуществить взаимосвязь и преемственность общего образования и внеурочной деятельности как механизма обеспечения полноты и целостности образования.
В программе выделены все структурные части, количество часов указано в учебнотематическом плане.
Программа может быть рекомендована для использования в школьной практике.
Заместитель директора по УВР С.К. Лазар
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.