Муниципальное
общеобразовательное учреждение
«Средняя
общеобразовательная школа № 13»
УТВЕРЖДЕНА
Приказом от « »августа 2022 г. №
Рабочая программа курса
внеурочной деятельности
«Имя тебе
– победитель»
(1-4
классы)
Составитель
Грачева Наталия
Борисовна,
учитель начальных
классов
высшей
квалификационной категории
г.
Воскресенск
2022 г.
Пояснительная записка
Программа
внеурочной деятельности «Имя тебе - победитель» составлена с учетом
требований новых образовательных стандартов, в соответствии с планом внеурочной
деятельности для обучающихся и Государственной программой “Патриотическое
воспитание граждан Российской Федерации.
Рабочая программа данного учебного курса
внеурочной деятельности составлена на основе:
- Федерального
закон от 13 марта 1995 г. N 32-ФЗ "О днях воинской славы и памятных
датах России" (с изменениями и дополнениями).
- Методического
пособия для классных руководителей , «Уроки мужества», Т.М. Кумицкая, О.Е.
Жиренко. – Москва, 2008 г.-112
Реализация данной программы
позволяет учащимся:
- приобщиться к творческой, поисковой,
научно-исследовательской и проектной деятельности по изучению истории
своего Отечества;
-повысить интерес к изучению истории народа
в годы ВОВ;
- развить коммуникативные способности
учащихся.
Данная программа необходима для
воспитания духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств
личности, для сохранения исторического наследия для потомков, вовлечения в
активную поисковую (исследовательскую) деятельность учащихся и их
родителей.
В настоящее время в рамках ФГОС
становится актуальной проблема организации внеурочной деятельности,
формирование личностных, предметных и метапредметных умений обучающихся.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность
самостоятельного успешного освоения новых знаний, умений и
компетентностей.
Цель программы: формирование основ патриотизма и воспитание уважения
к истории своего народа времен Великой военное время, воспитание
гражданской и социальной активности
Задачи:
- формирование
у обучающихся интереса к Отечественной истории, событиям Великой
Отечественной войны, биографии героев;
- формирование
у воспитанников и их родителей интереса к изучению истории, к жизни
сверстников детей, которые воевали, трудились, погибли в годы войны;
- развитие
навыков и умений обучающихся работать с дополнительным материалом и
историческими документами;
- вовлечение
учащихся, родителей в подготовку мероприятий, приуроченных к празднованию
70-летия Великой Победы;
- укрепление
общих интересов в семье путем привлечения детей и взрослых к проведению
совместных мероприятий патриотической направленности;
- повышение уровень
духовно-нравственного и патриотического воспитания, социальной и
гражданской ответственности обучающихся.
- воспитание
чувства гордости за Отечество, свой народ, свою семью, уважения к памяти
погибших.
Формы и методы работы
• игровая;
• познавательная;
• просмотр презентаций и видеофильмов;
• проектная деятельность;
• встречи с ветеранами;
• конкурсы;
• посещение библиотек;
Принципы реализации проекта:
- личностно-
ориентированная направленность: формирование патриотических качеств
личности;
- деятельностный
подход: воспитание и развитие личности в результате
практической деятельности – создании фильма;
- оптимальное
сочетание индивидуального воспитания, самовоспитания и воспитания в
коллективе;
Ожидаемые результаты проекта:
Личностные
- гражданская идентичность
в форме осознания "Я" как гражданина своего города, , России,
чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- уважительное
отношение к истории своего народа;
- воспитание у
учащихся чувства гордости за историю своего народа. Воспитание
патриотизма;
- совершенствование
нравственных качеств учащихся.
Метапредметные результаты.
Регулятивные универсальные учебные
действия.
- адекватно
воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по
исправлению допущенных ошибок;
- концентрация
воли для преодоления интеллектуальных затруднений;
- стабилизация
эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные
действия.
- ставить
вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- предлагать
помощь и сотрудничество;
- определять
цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться
о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- формулировать
собственное мнение и позицию;
- организация
группового дела;
- координировать
и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные
действия.
- ставить и
формулировать проблемы;
- осознанно и
произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе
творческого и исследовательского характера;
- запись,
фиксация информации, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных
схем с опорой на прочитанный текст;
- стремление к
познанию;
На протяжении учебного года учащиеся собирают
материал о родственниках, участвовавших в ВОВ, о тружениках тыла, партизанах.
8. Научно – методическое обеспечение проекта.
Для реализации данного проекта необходима
дополнительная литература:
- Печатные
издания о ВОВ.
- Видео
фрагменты, материалы Интернет, статьи периодических изданий.
- Работа в
архивах, библиотеках.
- Работа в
компьютерном классе, для обработки материала.
Содержательные линии проекта:
Образовательная – знакомит с историческими фактами Великой
Отечественной войны, знание географического положения городов-героев, мест
исторических сражений и расположения концлагерей.
Ценностная – предполагает формирование патриотического
мировоззрения, ориентацию на гуманистические ценности, знание истории России,
её изучение, сохранение.
Деятельностная – способствует созданию объединения мини проектов в единый
исследовательский проект.
Творческая – предусматривает развитие творческих способностей
учащихся, исследовательских умений, самообразования средствами краеведческого
компонента.
Участники проекта – обучающиеся 4 классов, классный руководитель,
родители
Ожидаемые результаты реализации
проекта: участие в социальных,
патриотических проектах, посвященных Великой Победы, создание презентаций о
городах – героях, пионерах-героях. Участие в акции «Бессмертный полк».
Формы активных воспитательных мероприятий:
- Проведение
классных часов «Дети войны», «Пионеры-герои»
- Разработка
проектов по теме «Города-герои»
- Виртуальное
исследование мест основных сражений
- Ветераны в
наше время
- Стихи и
рассказы о ВОВ
- Творческие
проекты
- Участие в
городском социальном проекте «Бессмертный батальон», посвященный 70-летию
Победы.
Учебно-тематическое планирование
№
п/п
|
Тема
занятия
|
Кол-во часов
|
В том числе
|
Формы организации
деятельности уч-ся
|
теория
|
практика
|
1.
|
22 июня ровно в 4 часа
|
1
|
1
|
|
|
2.
|
Города-герои
Ленинград (Санкт-Петербург) - 1945 год
Сталинград (Волгоград) – 1945 год
Севастополь -1945 год
Одесса – 1945 год
Киев -1965 год;
Москва -1965 год;
Брест (крепость-герой) -1965 год;
Керчь – 1973 год;
Новороссийск -1973 год;
Минск -1974 год;
Тула -1976 год;
Мурманск -1985 год;
Смоленск -1985 год
|
6
|
3
|
3
|
Микрогруппы, подготовка
презентаций по городам-героям
|
3.
|
Вечная слава городов героев
|
1
|
|
1
|
(коллективная работа)
Создание единого альбома
|
4.
|
Детство, опаленное войной
|
1
|
1
|
|
презентация героические
образы ВОВ
|
5.
|
Пионеры – герои ВОВ:
Леня Голиков
Марат Казей
Валя Котик
Зина Портнова
Толя Шумов
Володя Казначеев
Володя Дубинин
Костя Кравчук
Аркадий Камашин,
Валера Волков
|
7
|
4
|
3
|
Микрогруппы, подготовка
презентаций о пионерах-геро
|
6.
|
Зал боевой славы
|
1
|
|
1
|
экскурсия
|
7.
|
Пионеры-герои в литературе
|
1
|
|
1
|
чтение стихов, анализ
литературных произведений, посвященных пионерам в
|
8.
|
Нацистские концентрационные
лагеря «Бухенвальд»
|
1
|
1
|
|
презентация
|
9.
|
Одесские катакомбы
|
1
|
1
|
|
фото, презентация.
Виртуальная экскурсия
|
10.
|
Брестская крепость
|
1
|
1
|
|
фото, презентация (работа в
микрогруппах)
|
11.
|
Хатынь
|
1
|
1
|
|
фото, презентация (работа в
микрогруппах)
|
12.
|
Песни военных лет
|
1
|
|
1
|
конкурс песен военных лет
|
13.
|
Моя семья в годы ВОВ
|
1
|
|
1
|
индивидуальная
исследовательская работа
|
14.
|
Защита презентации «Бессмертный
батальон»
|
3
|
1
|
2
|
индивидуальная
исследовательская работа
|
15.
|
Великие полководцы ВОВ
|
1
|
|
1
|
работа в микрогруппах.
Презентация
|
16.
|
Награды и медали ВОВ
|
1
|
|
1
|
работа в микрогруппах.
Презентация
|
17.
|
Памятники и обелиски «Подвиг
неизвестного солдата»
|
1
|
1
|
|
Трептов парк в Берлине
|
18.
|
Великая Победа!
|
2
|
1
|
1
|
Конкурс рисунков
|
19.
|
Эта память, верьте, люди, всей земле
нужна
|
1
|
|
|
|
20.
|
Не гаснет памяти свеча
|
1
|
|
1
|
акция «Георгиевская
ленточка»
|
|
|
|
|
|
|
|
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
|
Тема занятия
|
Часы
|
Дата проведения
|
1.
|
Завтра была война. Выпуск 1945 года.
|
1
|
01.09-02.09
|
2.
|
Города –герои:
Ленинград (Санкт-Петербург) - 1945 год;
Сталинград (Волгоград) – 1945 год
|
1
|
05.09-09.09
|
3.
|
Севастополь -1945 год;
Одесса – 1945 год.
|
1
|
12.09-16.09
|
4.
|
Киев -1965 год;Москва -1965 год;
Брест (крепость-герой) -1965 го
|
1
|
19.09-23.09
|
5.
|
Керчь – 1973 год;
Новороссийск -1973 год.
|
1
|
26.09-30.09
|
6.
|
Минск -1974 год;
Тула -1976 год.
|
1
|
03.10-07.10
|
7.
|
Вечная слава городов героев
|
1
|
17.10-21.10
|
8.
|
Мурманск -1985 год;Смоленск -1985 год.
|
1
|
24.10-28.10
|
9.
|
Детство, опаленное войной
|
1
|
31.10-04.11
|
10.
|
Пионеры – герои ВОВ
|
1
|
07.11-11.11
|
11.
|
Леня Голиков, Марат Казей, Валя Котик
|
1
|
14.11-18.11
|
12.
|
Зина Портнова, Толя Шумов, Володя Казначеев
|
1
|
28.11-02.12
|
13.
|
Володя Дубинин, Костя Кравчук, Аркадий Камашин, Валера Волков
|
1
|
05.12-09.12
|
14.
|
Зал боевой славы
|
1
|
12.12.-16.12
|
15.
|
Пионеры
герои в литературе
|
1
|
19.12-23.12
|
16.
|
Нацистские
концентрационные лагеря «Бухенвальд»
|
1
|
26.12-30.12
|
17.
|
Одесские
катакомбы
|
1
|
09.01-13.01
|
18.
|
Брестская
крепость
|
1
|
16.01-20.01
|
19.
|
Хатынь
|
1
|
23.01-27.01
|
20.
|
Песни
военных лет
|
1
|
30.01-03.02
|
21.
|
Моя семья в
годы ВОВ
|
1
|
06.02-10.02
|
22.
|
Проект
«Бессмертный батальон
|
1
|
13.02-17.02
|
23.
|
Библиотека
в годы ВОВ
|
1
|
27.02-03.03
|
24.
|
Партизанская
война
|
1
|
06.03-10.03
|
25.
|
Великие
полководцы ВОВ
|
1
|
13.03-17.03
|
26.
|
Награды и
медали ВОВ
|
1
|
20.03-24.03
|
27.
|
Памятники и
обелиски «Подвиг неизвестного солдата»
|
1
|
27.03-31.03
|
28.
|
Техника
Победы
|
1
|
10.04-14.04
|
29.
|
Разведчики.
|
1
|
17.04-21.04
|
30.
|
Стихи о
войне
|
1
|
24.04-28.04
|
31.
|
Великая
Победа!
|
1
|
02.05-05.05
|
32.
|
Защита
проекта «Бессмертный батальон»
|
1
|
08.05-12.05
|
33.
|
Эта память,
верьте, люди, всей земле нужна
|
1
|
15.05-19.05
|
34.
|
Не
гаснет Памяти свеча
|
1
|
22.05-29.05
|
Итого
|
|
34 ч
|
|
|
|
|
|
|
|
Список литературы
1. Концепция патриотического воспитания граждан
Российской Федерации.
2. Государственная программа «Патриотическое
воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».
3. Городская детская общественная организация
«Юные жуковцы», информационный сборник, Сургут, 2001.
4. Данилюк А.Я., Кондаков А.М. Концепция
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»,
Москва, 2010.
5. Токаренко Е., Ермолина Н. «С чего начинается
Родина…», азбука юного гражданина, 2001.
6. Полухина Л.М. «Югра – взгляд в будущее»,
Екатеринбург, 2006.
7. «Почетные граждане города Сургута», сборник
статей, Сургут, 2006.
8. «Наградной лист, и не только», альбом о
сургутском клубе «Фронтовые подруги», Ханты-Мансийск, 2010.
9. Андреев М.С. «Живая память. К 65-летию Победы
в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Города-герои», Москва, 2010
Литература для учащихся:
- Алексеев, М.
Н. Мой Сталинград : Мой Сталинград ; Наследники ; Дивизионка ; Биография
моего блокнота / М. Н. Алексеев. – М. : Фонд им. И. Д. Сытина, 1995.
– 478 с.
- Алексеев, С.
П. Исторические повести о русских победах / С. П. Алексеев. – М. :
Современник : Просвет, 1995. - 320 с.
- Алексеев, С.
П. Рассказы о великой московской битве / С. П. Алексеев ; ил. В. В.
Юдина. - М. : Дрофа, 2003. - 120 с. : ил. - (Честь и отвага).
Алексиевич, С. У войны не женское лицо : [для ст. шк. возр.] / С.
Алексиевич. - М. : Пальмира, 2004. – 317 с. : ил.
- Ананьев, А.
А. Танки идут ромбом ; Версты любви : романы / А. А. Ананьев; худож.
В. Голубев. – М. : Голос, 1995. – 557 с.
- Анненков, Ю.
Л. Флаг миноносца / Ю. Л. Анненков. – М. : Диамант, 1995. – 509 с. -
(К 50-летию Великой Победы).
- Астафьев, В.
П. Прокляты и убиты : роман / В. П. Астафьев. – М. : Вече, 1994. – 507 с.
– (Военный роман).
- Бакланов, Г.
Я. Навеки - девятнадцатилетние : повесть : [для ст. шк. возр.] / Г.
Я. Бакланов ; вступ. ст. В. Кондратьева ; ил. Ю. Федина. - М. :
Дет. лит., 2003. – 206 с. : ил. – (Школьная б-ка).
- Бакланов, Г.
Я. Я не был убит на войне : роман, повести, расска-
зы / Г. Я. Бакланов. - М. : Моск. рабочий, 1995. - 491 с.
- Баруздин,
С. А. Повторение пройденного : роман / С. А. Баруздин ; худож. Ю.
Пучинский. – Минск : Юнацтва, 1990. – 169 с. – (Школьная б-ка).
- Бернард, Я.
И. Дети батальона : рассказы, стихи / Я. И. Бернард ; худож. Е.
Корватская. – М. : Дет. лит., 1991. – 63 с.
- Беспризывники
: повести-воспоминания / худож. Е. Тлеулиев. – Алма-Ата : Жальн, 1991. –
381 с. – Содерж. : Запорожец А. В двенадцать мальчишеских лет;
Иванов В. Мое военное детство; Олейников А. В неволе; Абилов Н. Где ты,
Леня?
- Богомолов, В.
О. Иван ; Зося : повести / рис. О. Верейского, А. Веркау. – М. : Дет.
лит., 2001. – 191 с. : ил. – (Школьная б-ка).
- Быков, В.
Волчья стая : повести / В. Быков ; пер. с белорус. – М. : Дружба народов,
1995. – 318 с.
- Васильев, А.
С. Умереть, чтобы жить : невыдуманные истории / А. С. Васильев. – М. :
Граница, 1994. – 429 с. – (Стражи побережья. Граница).
- Великая
Отечественная война в лирике и прозе. В 2-х т. Т. 1,2 - М. : Дрофа : Вече,
2002. - 512 с. - (Б-ка отечественной классической художественной
литературы).
- Воробьёв,
К. Д. Убиты под Москвой : повести и рассказы / К. Д. Воробьёв; худож. А.
Тамбовкин. – М. : Дет. лит., 2003. – 286 с. : ил. – (Школьная б-ка).
- Воронкова, Л.
Ф. Девочка из города ; Гуси-лебеди : повести [для мл. возр.] / Л. Ф.
Воронкова ; худож. В. Гальдяев. – М. : Дет. лит., 1991. – 223 с.
Герман, Ю. Дорогой мой человек : роман / Ю. Герман. – М. : РИПОЛ, 1993.
– 431 с.
- Кассиль, Л.
А. Дорогие мои мальчишки : повесть / Л. А. Кассиль. – Дет. лит., 1990. -
141с.
- Катаев, В. П.
Сын полка : повесть / В. П. Катаев ; худож. И. Гринштейн. – М. : Дет. лит,
2001. – 235 с. : ил. – (Школьная б-ка).
- Кондратьев,
В. Л. Сашка ; Отпуск по ранению : повести / В. Кондратьев ; худож. Б.
Страхов. – М. : Дет. лит, 2001. – 287 с. : ил. - (Школьная б-ка).
- Лиханов, А.
А. Русские мальчики : роман в повестях / А. А. Лиханов ; худож. С.
Остров. – М. : Дом, 1995. – 446 с. : ил.
- Митяев, А. В.
Шестой - неполный : рассказы / А. В. Митяев ; ил. В. Юдина. - М. : Дрофа,
2002. - 144 с. : ил. - (Честь и отвага).
В книгу вошли рассказы известного детского писателя о героизме русских
солдат в годы Великой Отечественной войны.
- Некрасов, В.
В окопах Сталинграда / В. Некрасов. Где ты был,
Адам? / Г. Белль ; пер. с нем. В. Португалова. - М. : Мол. гвардия, 1991.
- 415 с. - (Библиотека юношества).
- Пайтык, А.
Мальчишки военных лет ; Наши гости : повести / А. Пайтык ; пер. с турк. Т.
Лихоталь ; худож. А. Грашин. - М. : Дет. лит., 1991. –
240 с.
- Платов, Л. Д.
Когти тигра : повести / Л. Д. Платов. - М. : Апостл, 1995. – 431 с. -
(Совершенно секретно). - Содерж. : Бухта Потаенная ; Когти тигра ;
Предела нет.
- Платонов, А.
П. Песчаная учительница : рассказы / А. П. Платонов ; худож. В. Ю.
Михайлов. - М. : Современник, 1990. - 60 с. - (Отрочество. Серия
книг для подростков).
- Погодин, Р.
П. Где леший живет? : рассказы / Р. П. Погодин ; худож. С. Острова.
– Л. : Дет. лит. Ленингр. отд-ние, 1990. – 208 с. : ил.
- Погодин,
Р. П. Я догоню вас на небесах : повесть, рассказы / Р. П. Погодин ; худож.
Л. Коломейцев. - Л. : Сов. писатель, 1990. – 413 с.
- Приставкин,
А. И. Ночевала тучка золотая [повесть] / А. И. Приставкин. – М. : АСТ :
Олимп, 2002. – 269 с. : ил. - (Школьная хрестоматия).
- Свиридов, Г.
И. Последний раунд ; Вовка – сын командира ; Охотники за алмазами / Г. И.
Свиридов. - М. : Печатное дело, 1995. - 525с. : ил. - (Библиотека
приключений).
- Семяновский,
Ф. М. Повесть о фронтовом детстве [для мл. возр.] / Ф. М. Семяновский ;
рис. В. Юдина. - М. : Новая школа, 1995. – 142 с. : ил.
Твардовский, А. Т. Василий Тёркин : книга про бойца / А. Т. Твардовский .
- М. : Вагриус, 2004. – 191 с.
- Тихомиров, О.
Н. В ту пору суровую в Киеве… [для мл возр.] / О. Н. Тихомиров –
Новосибирск : Кн. изд-во, 1990. – 146 с. – (Красный галстук).
- Туричин, И.
А. Сердце солдата : повесть. Рассказы [для мл возр.] / И. А. Туричин ;
рис. В. Хвостова. – Л. : Дет. лит., 1990. – 204 с. \Час мужества,
1941-1945 : избранные произведения о Великой Отечественной войне / сост.
И. Н. Баженова, Л. Н. Лысова. – М. : Школа-Пресс, 1995. – 702 с. – (Круг чтения
: Школьная программа).
- Чернявский,
М. Огненная баллада [для мл. возр.] / М. Чернявский ; пер. с белорус И.
Мазнина ; худож. В. Голатенко. – М. : Дет. лит., 1990. – 30 с.
- Шолохов, М.
А. Рассказы / М. А. Шолохов. - М. : Дрофа : Вече, 2002. - 320 с. - (Б-ка
отечественной классической художественной литературы).
В книгу включены рассказы М. А.
Шолохова, в том числе «Наука ненависти», «Судьба человека», «Нахалёнок» и
др.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
__________/Макарова М. Ю./
« » августа 2022 г.
СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО начальных классов МОУ "СОШ
№13", рекомендуется к утверждению
протокол № 1 от « »
августа 2022 г.
Руководитель
ШМО_____________ /Деулина Л. В./