Программа внеурочной деятельности "Моя малая Родина"
Оценка 4.8

Программа внеурочной деятельности "Моя малая Родина"

Оценка 4.8
doc
09.06.2020
Программа внеурочной деятельности "Моя малая Родина"
прог.Моя малая родина.doc

 

 

 

 

 

 

Павлова Елена Александровна, МКОУ «Лаганская СОШ №3 им.Очирова Л-Г.Б.»,  г.Лагань, Республика Калмыкия

 

Рабочая программа  внеурочной деятельности по гражданско-патриотическому направлению  «Моя малая Родина» (5 класс)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Пояснительная записка

 

          Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного  стандарта  и Примерных программ внеурочной деятельности (начальное и основное образование). Программа ориентирована на учащихся 5  класса,  осуществляется  в рамках исследовательской деятельности на занятиях,  рассчитана на 1  час  в неделю, 34 часа  в год.

       Цель  курса  «Моя малая Родина»: формирование позитивного отношения обучающихся к своей малой Родине, на основе изучения ее истории и культуры.

Задачи:

- раскрыть значение «малой родины» в жизни человека;

- сформировать бережное отношение к истории и природе родного края;

       Не зря народная мудрость гласит: «Дерево питают корни, а человека Родина». Сегодня мы всё чаще обращаемся к духовным ценностям прошлого, пытаемся искать пути восстановления прерванных связей времён, осознаём необходимость изучения своих национальных корней как источника нашего нравственного здоровья, силы и богатства. Краеведение – одно из важных средств  связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования,  нравственному, эстетическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей. Современная общеобразовательная школа вместе со всем обществом переживает сегодня период обновления. И одной из главных проблем становится гражданско-патриотическое воспитание учащихся.

         Программа внеурочной деятельности по краеведению «Моя малая Родина»   является актуальной,  т.к. занимается решением данной проблемы – воспитанием юных патриотов своей Родины. История страны, как в зеркале, отражается в судьбах ее граждан. Чем больше изучаешь жизнь своих предков, тем лучше познаешь нюансы крупных исторических событий, более точно понимаешь их влияние на судьбы людей. А Родина каждого человека начинается с города, села, с улицы и с дома, в котором он живёт.

     Неотъемлемой частью краеведческого  направления является исследовательская деятельность учащихся. Всем известен тот факт, что каждый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – нормальное, естественное состояние ребёнка.

      В основу разработки содержания программы взяты ведущие дидактические принципы и подходы, актуальные для современного школьного образования:

- опора на принцип рассмотрения краеведческих вопросов через единство России, региона и села;

-  доступность

- личностно-ориентированный подход

- практическая направленность и деятельностный подход через применение проектных технологий.

   Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения. Это:

-готовность и способность к саморазвитию и самообучению,

- достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

-личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

        Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:

-формирование основ российской гражданской идентичности, воспитание чувства гордости за  достижения своих земляков;

-воспитание уважительного отношения к своему городу,  его истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;

-понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

       Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

-осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;

-обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;

-овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);

-использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;

-расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

       В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета.           Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:

познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);

регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием, повествованием.

  Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

  На основе установленных целей изучения программы «Моя малая Родина» были определены его функции: образовательная, развивающая, воспитывающая. Образовательная функция заключается в создании условий для формирования у школьников разнообразных сведений о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания обучающегося  терминов и понятий.

  Развивающая функция обеспечивает формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции на основе краеведческого материала.

  Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием программы и делятся на три группы:

Теоретическая подготовка учащихся по основным разделам программы.

Практические умения и навыки.

Личностные качества, формирование и развитие которых осуществляется в процессе реализации программы.

В процессе изучения данного  курса обучающиеся должны знать:

   -основные понятия «патриот», «патриотизм», «малая Родина»;

   - историю своего края;

   - знаменитых людей своего края.

   Уметь:

   - вести беседу-диалог по теме;

   -собирать и обрабатывать  материал об истории родного края, знаменитых людях края;

   - оказывать посильную помощь пожилым людям,  ветеранам  и участникам Вов;

   К концу обучения по данной программе  обучающиеся научатся:

- описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ;

- сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям их обитания;

- приводить примеры из Красной книги своей местности.

- рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет членов семьи, друзей;

-рассказывать об особенностях быта людей 

-самостоятельно выбирать тему для проекта;

-выделять главное и второстепенное в собранном материале, делать выводы и умозаключения;

- указывать пути дальнейшего изучения объекта;

- презентовать свою работу.

 

                                       Учебно-тематический план

                    (кол-во часов в неделю - 1, кол-во часов всего-34)

 

п/п

Название темы

                      Количество часов

Всего

Уроки

Проекты

Контрольн.

1.

Природа моего края

7

4

1

1

2.

История моего города

12

8

3

1

3.

Знаменитые люди района

7

6

1

 

4.

Любить свой край  - значит  быть ему полезным

8

6

2

 

 

                                    Содержание тем учебного курса

 

1. Природа моего края.

Цели, задачи и содержание программы «Моя малая Родина». Особенности работы. Организация занятий. Значение работы. Понятие «родной край», краеведение, экология.

Растительный и животный мир. Красная книга нашего края.

Знания и умения, которыми должны  овладеть  обучающиеся в результате прохождения темы.

Знать:

-особенности растительного и животного мира края;

- жизнь зверей зимой;

-диких и домашних животных своего края;

-как зимуют птицы.

Уметь:

-различать дикорастущие  и культурные растения;

- растения, влияющие на здоровье человека;

-лекарственные растения

-составлять Красную книгу своего района.

 

 2. История моего города.

Сбор материала об истории города и интересных фактов из его жизни. Обработка материала. История образования города, происхождение названия. Первые жители. Родная школа, ее история, традиции, выпускники, которыми школа гордиться. Трудовые династии, земляки – участники войны, труженики тыла, дети войны, участники современных конфликтов.  Знания и умения, которыми должны  овладеть  обучающиеся в результате прохождения темы.

Знать:

- историю образования города, происхождение названия;

- трудовые династии, земляков – участников войны, тружеников тыла,

 

3. Знаменитые люди города

Интервью со знаменитыми людьми, сбор материала, обработка его. Оформление стенда.

Знания и умения, которыми должны  овладеть  обучающиеся в результате прохождения темы.

Уметь:

-брать интервью со знаменитыми людьми города, сбор материала, обработка его.

-оформлять материал для музея.  

    

4. Любить свой край  – значит быть ему полезным.

Оказание конкретной посильной помощи: трудовой десант, оказание помощи пожилым людям, участникам Великой Отечественной войны. Социальный проект.

Знания и умения, которыми должны  овладеть  обучающиеся в результате прохождения темы.

Уметь:

- оказывать  конкретную  посильную помощь пожилым людям, участникам Великой Отечественной войны;

-участвовать в социальном  проекте.

 

Образовательные ресурсы:

 

Эрдниев У. Калмыки. Элиста, 1985

Емельяненко В.Г., Аюшова Ц.Н. О родном крае. Элиста, 2000г

Головкова Л.А., Гриднева Е.В. Лагань. 1871-2001

Материалы газет «Приморские известия», «Хальмг үнн»

Интернет-ресурсы

 

 

 


 

                                                                                       Календарно-тематическое планирование

 

 №

п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

Элементы содержания

 

Требования к уровню подготовки 

уч-ся

 

Элементы дополнительного содержания

Природа моего края ( 7 ч)

1.

Вводное занятие.

1

Беседа-диалог «Кого можно считать патриотом», понятие «патриот», «патриотизм», «малая Родина»

Знать:

-основные понятия «патриотизм», «патриот», «малая Родина»;

Уметь:

-любить свою малую Родину

Видеоролик

«Любимый уголок»

(о Лагани)

2.

Растительный и животный мир нашего края

3

Экскурсия в степь Растительный и животный мир Лаганского района.

 Какие растения мы встретили в степи

Животные вокруг нас         

Знать:

-историю и природу своего родного края.

Уметь:

-формировать мотивацию  к изучению истории и природы родного края.

 

3.

 

Красная книга России

1

Закон об охране природы в России. Красная книга России.

Марафон по страницам Красной книги

Знать:

-о существовании Красной книги

Уметь:

-работать с материалами Красной книги

Красная книга  нашего края

4.

Работа над проектом «Растительный мир родного края», «Животный мир родного края»

1

Практическая работа

Знать:

Растительный  и животный мир

 

5.

Контрольная работа

1

 

 

 

История моего города

( 12 часов)

6

История  становления города Лагани

2

История  становления города Лагани

Мой город: прошлое, настоящее, будущее

Уметь:

-делиться собранной информацией с одноклассника

ми.;

 самостоятельно обобщать собранную информацию, участвовать в КТД.

 

7

Проект

«Составление карты города»

1

Практическая работа Улицы, различные важные объекты города

 

 

Знать:

- улицы, различные важные объекты

Уметь:

-составлять карту города

Карта  города

8.

Лагань в годы Великой Отечественной войны.

2

Лагань  в годы Великой отечественной войны

 

 

Знать:

-о жизни и условиях труда жителей города в годы Вов и послевоенном восстановлении

 

9

Лагань в годы Великой Отечественной войны.

1

Экскурсия в районный музей

 

 

10.

Герои Советского Союза Л.И.Манджиев, К.М.Жигульский, Н.И.Баташев

2

2 урок Экскурсия  в школьный музей

Уметь:

-слушать экскурсоводов

-вести диалог обмен- мнениями

Выступление экскурсоводов

11.

Наша школа

2

Родная школа, ее история, традиции, выпускники, которыми школа гордиться.

Знать:

- историю, традиции школы

Уметь:

-гордиться своей школой, выпускниками своей школы

 

12.

Спорт в районе

1

 Спорт в нашей школе, в городе, районе Лучшие спортсмены, которыми мы гордимся

Знать:

-как развивается спорт в нашей школе, в районе;

-лучших спортсменов школы, района

Уметь:

-брать интервью у спортсменов;

-собирать материал об интересных фактах из жизни спортсменов

 

13

Контрольная работа

1

 

 

 

Знаменитые люди района

(7 часов)

14.

Ветераны и участники Вов

2

Посещение ветерана Знаменитые люди города, района

 

Уметь:

-собирать материал о  ветеранах и участниках войны.

 

15.

Труженики тыла

2

Учителя-ветераны.

Ветераны труда.

Труженики тыла.

 

Уметь:

-собирать материал о  тружениках тыла,

-оформить стенгазету по данной тематике

 

16

Проект «Лагань сегодня».

Где работают родители

1

Перспективы развития города.

Сообщения «Профессии в нашей семье», выставка рисунков, фотовыставка»

Уметь:

-делать фотовыставки, выставки рисунков по теме

Проект

17.

Герои нашего времени

2

Экскурсии  в ЧП, беседа с руководителем и тружениками хозяйства

Уметь:

- вести исследовательскую  работу «Герои среди нас»  

Занесение своих наблюдений в тетрадь исследователя, выступление на занятии

 

 

Любить свой край – значит быть ему полезным

(8 часов)

18.

Род, семья и я. Моя родословная.

2

Семья.

Термины родства у калмыков.

Родословная семьи

Уметь:

- рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет членов семьи, друзей;

Знать:

-об особенностях быта своей семьи

 

19

Проект«Родословная моей семьи»

1

Изучение родословной своей семьи

 

Уметь:

-рассказывать о родословной семьи  .

 

20

Проект «Роль семьи  в истории города, района»

1

Изучение истории своей семьи в истории развития края

 

 

Уметь:

-рассказывать о роли своей семьи  в истории родного края.

Проект

21

:Трудовой десант

 

 

3

Оказание посильной помощи пожилым людям, участникам Вов

Уметь:

-оказывать посильную помощь пожилым людям

 

22

Итоговое занятие

1

Рефлексия

Уметь:

-анализировать свою деятельность, давать оценку своей деятельности,  а также своих одноклассников

 

 

 

 

 

 



Павлова Елена Александровна, МКОУ «Лаганская

Павлова Елена Александровна, МКОУ «Лаганская

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир

Образовательная функция заключается в создании условий для формирования у школьников разнообразных сведений о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для…

Образовательная функция заключается в создании условий для формирования у школьников разнообразных сведений о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для…

Знаменитые люди района 7 6 1 4

Знаменитые люди района 7 6 1 4

Знания и умения, которыми должны овладеть обучающиеся в результате прохождения темы

Знания и умения, которыми должны овладеть обучающиеся в результате прохождения темы

Календарно-тематическое планирование № п/п

Календарно-тематическое планирование № п/п

История становления города Лагани 2

История становления города Лагани 2

Контрольная работа 1

Контрольная работа 1

Проект«Родословная моей семьи» 1

Проект«Родословная моей семьи» 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.06.2020