Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №12»
(средняя школа №12)
РАССМОТРЕНА на заседании методического объединения школы (протокол № 1 от августа 2022 г.) |
СОГЛАСОВАНА Заместитель директора по воспитательной работе ________ Ю.Б. Кузнецова «____» сентября 2022 г. |
УТВЕРЖДЕНА Приказом директора школы №_____ от ____ сентября 2022 г. Директор средней школы №12 _______________ Е.Б. Толстякова
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Математический кружок «Математика вокруг нас»
(общеинтеллектуальное направление)
6»А», «Б» классы
2022 – 2023 учебный год
Количество часов по учебному плану: 34 часа, 1 час в неделю Количество часов по программе: 34 часа, 1 час в неделю Программа: Примерные программы МО РФ
|
Ярославль
|
Составитель: Оганисян И.М.
« » августа 2022 г.
|
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности математический кружок «Математика вокруг нас» составлена согласно требованиям нормативных документов:
Согласно ФГОС внеурочная деятельностью является одним из инструментом достижения планируемых личностных, предметных и метапредметных результатов образования школьников. Рабочая программа внеурочной деятельности «Математика вокруг нас» разработана для занятий с учащимися 6 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС средней ступени общего образования второго поколения. Программа внеурочной деятельности рассчитана на обучающихся 6 классов для повышения математического уровня. Данная программа является частью интеллектуально-познавательного направления и расширяет содержание программ общего образования.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение различных математических задач закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, работать в группе, создавать проекты, использовать ИКТ технологии, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Программа рассчитана на 34 часа и предполагает развитие пространственного воображения и математической интуиции обучающихся в процессе решения задач практического содержания.
Данная программа предназначена для всех обучающихся 6 класса, как проявляющих интерес и склонность к изучению математики, так и равнодушных к ней.
Занимательные геометрические и практические задания имеют прикладную направленность. Тематика занятий с системой соответствующих заданий позволяет учителю дифференцировать процесс обучения, осуществлять личностно-ориентированное, развивающее, гуманистически направленное обучение.
Данный курс имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления, стимулирует обучающихся к самостоятельному применению и пополнению своих знаний через содержание курса, стимулирует самостоятельность и способность к самореализации. В результате у учеников формируется устойчивый интерес к решению задач повышенной трудности, значительно улучшается качество знаний, совершенствуются умения применять полученные знания не только в учебных ситуациях, но и в повседневной деятельности, за пределами школы.
Наряду с традиционными формами организации занятий будут применяться такие организационные формы как проекты, выступление с докладами, презентациями. Для развития познавательной активности обучающихся будут применяться мультимедиа технологии, интернет-технологии, которые дают возможность повысить степень активности школьников и привлечь внимание обучающихся.
Цель, задачи и принципы программы:
Цель:
развивать математический образ мышления
Задачи:
расширение кругозора учащихся в различных областях элементарной математики;
расширение математических знаний;
развитие мотивации к собственной учебной деятельности;
развитие умения применять математическую терминологию;
развитие умения проектной деятельности.
Принципы программы:
Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
Практическая направленность
Содержание занятий направлено на освоение проектной деятельности, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах и различных конкурсах по математике, овладение методом проектов.
Основные виды деятельности учащихся:
решение математических задач;
участие в математических олимпиадах, конкурсах;
знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
выполнение проектов, творческих работ;
работа в парах, в группах.
Планируемые результаты освоения программы курса
результаты |
формируемые умения |
средства формирования |
|
личностные |
формировании у детей мотивации к обучению, самоорганизации и саморазвитии; развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. |
организация на уроке парно-групповой работы |
|
Метапредметные результаты |
|||
регулятивные |
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату |
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве |
|
познавательные |
умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; |
расширить поиск информации за счёт библиотек и Интернета |
|
коммуникативные |
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
умение координировать свои усилия с усилиями других. формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; умение задавать вопросы; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
|
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия |
|
Формы и методы организации учебного процесса.
Программа предусматривает работу детей в группах, парах, индивидуальная работа. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, самостоятельная работа.
Методы контроля: мини-проект, тестирование.
Технологии, методики:
уровневая дифференциация;
проектная деятельность;
проблемное обучение;
поисковая деятельность;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии;
Творческими работами могут быть: рисунок, открытка, викторина, КВНы, газета, модель, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.
Дети сами выбирают тему, которая им интересна по данной тематике, или предлагают свою тему.
Содержание курса «Математика вокруг нас»
ТЕМА 1. ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ – 7 ЧАСОВ
Основное свойство дроби. Сравнение обыкновенных дробей и смешанных чисел. Арифметические действия с обыкновенными дробями и смешанными числами. Три вида задач.
Формы организации деятельности – классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах, урок-состязание.
Виды деятельности - составление и решение задач, обсуждение способов решения
ТЕМА 2. ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ И ПРОЦЕНТЫ – 6 ЧАСОВ
Понятия процента. Перевод процентов в дроби. Решение задач на нахождение процентов от величины, величины по процентам.
Формы организации деятельности – классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах, урок-состязание.
Виды деятельности - составление и решение задач, обсуждение способов решения
ТЕМА 3. ДЕСЯТИЧНЫЕ ДРОБИ И ПРОЦЕНТЫ – 9 ЧАСОВ
Действия с десятичными дробями. Три вида задач на проценты. Процентное отношение двух чисел.
Формы организации деятельности – классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах, урок-состязание.
Виды деятельности - составление и решение задач, обсуждение способов решения
ТЕМА 4. РАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧИСЛА И ДЕЙСТВИЯ НАД НИМИ – 7 ЧАСОВ
Положительные, отрицательные числа и число нуль. Противоположные числа. Модуль числа. Целые числа. Рациональные числа. Сравнение рациональных чисел. Арифметические действия с рациональными числами.
Формы организации деятельности – классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах, урок-состязание.
Виды деятельности - составление и решение задач, обсуждение способов решения
ТЕМА 5. ЗНАКОМСТВО С ГЕОМЕТРИЕЙ – 5 ЧАСОВ (Все занятия носят практический и игровой характер)
Площади. Равносоставные и равновеликие фигуры. Нахождение площади фигур на клетчатой бумаге.
Учебно-тематический планирование
(1 час в неделю, всего 34 часа)
№ п/п |
Тема занятий |
Кол-во часов |
|
1 |
Основное свойство дроби. Сравнение обыкновенных дробей и смешанных чисел. |
1 |
Работа в малых группах, обсуждение и объяснение решений |
2 |
Сложение и вычитание обыкновенных дробей и смешанных чисел. |
1 |
Работа над составлением алгоритмов: нахождение НОЗ и дополнительных множителей |
3 |
Умножение и деление обыкновенных дробей и смешанных чисел. |
1 |
Работа в малых группах над алгоритмом умножения и деления обыкновенных дробей, обсуждение и объяснение результата, тренинговые задания |
4-6 |
Три вида задач. Виды текстовых задач с обыкновенными дробями. Составление схем при решении задач. Этапы решения текстовой задачи. Решение текстовой задачи арифметическими приемами (по действиям). Построения математической модели к задаче. |
3 |
Построение моделей решения задач с помощью нахождения дроби от числа и числа по его дроби, нахождение отношения. Обсуждение корректности и рациональности способов решения задачи. |
7 |
Урок-состязание №1 «Знаток обыкновенных дробей» |
1 |
Состязание на индивидуальное первенство. |
8 |
Понятия процента. Перевод процентов в дроби. |
1 |
Работа в малых группах, обсуждение и объяснение решений |
9-10 |
Решение задач на нахождение процентов от величины. |
2 |
Работа в малых группах обсуждение и объяснение решений, построение моделей, выполнение рисунков к задачам |
11-12 |
Решение задач на нахождение величины по процентам. |
2 |
Работа в малых группах обсуждение и объяснение решений, построение моделей, выполнение рисунков к задачам |
13 |
Мини-проект «Что мы знаем о процентах?» (Урок-состязание №2) |
1 |
Состязание на индивидуальное первенство. |
14-15 |
Арифметические действия с десятичными дробями. |
2 |
Обсуждение различных способов перевода обыкновенной дроби в десятичную и обратно. |
16-17 |
Прикладные задачи на использование десятичных дробей (по материалом ОГЭ) |
2 |
Работа в малых группах обсуждение и объяснение решений, построение моделей, выполнение рисунков к задачам |
18-19 |
Два вида задач на проценты. |
2 |
Работа в малых группах обсуждение и объяснение решений, построение моделей, выполнение рисунков к задачам |
20 |
Отношения и проценты. |
1 |
Работа в малых группах, обсуждение и объяснение решений |
21 |
Процентное отношение двух чисел. Задачи третьего вида на проценты. |
1 |
Работа в малых группах обсуждение и объяснение решений, построение моделей, выполнение рисунков к задачам |
22 |
Урок-состязание №3 «Все о процентах» |
1 |
Состязание на индивидуальное первенство. |
23-25 |
Положительные, отрицательные числа и нуль. Противоположные числа. Модуль числа. Целые числа. Действия с целыми числами |
3 |
Обсуждение и объяснение расположения целых чисел на координатной прямой |
26 |
Рациональные числа. Сравнение рациональных чисел. |
1 |
Работа над составлением алгоритмовсравнения рациональных чисел. |
27-29 |
Арифметические действия с рациональными числами. |
3 |
Работа в малых группах над алгоритмом сложения, умножения и деления рациональных чисел |
30 |
Площади. Равносоставные и равновеликие фигуры. |
1 |
Обсуждение различных способов получения равносоставных и равновеликих фигур. |
31-32 |
Нахождение площади фигур на клетчатой бумаге (по материалам ГИА) |
2 |
Обсуждение различных способов нахождения площади фигур на клетчатой бумаге |
33-34 |
Нахождение объемов многогранников через объёмы куба и параллелепипеда (по материалам ГИА) |
2 |
Обсуждение различных способов нахождения объемов многогранников через объёмы куба и параллелепипеда |
Учащиеся научатся:
· находить наиболее рациональные способы решения задач, используя при решении математические модели;
· создавать презентации;
· оценивать логическую правильность рассуждений;
· распознавать треугольники и углы,
· применять полученные знания при построениях геометрических фигур и использованием линейки и циркуля;
· решать простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов.
В ходе решения системы проектных задач у школьников могут быть сформированы следующие способности:
1) Рефлексировать (видеть проблему; анализировать процесс выполнения – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
2) Целеполагать (ставить и удерживать цели);
3) Планировать (составлять план своей деятельности);
4) Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
5) Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
6) Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Личностными результатами
является формирование следующих умений:
ü Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
ü В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
ü Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя, учащихся и самостоятельно.
ü Учиться совместно с учителем и свестниками обнаруживать и формулировать учебную проблему.
ü Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
ü Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий).
ü Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
ü Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем и свестниками.
Межпредметные связи на занятиях по математике:
с уроками информатики: поиск информации в Интернете, создание презентаций;
с уроками русского языка: грамотное оформление своего проекта.
С уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков, моделей при защите проектов.
9
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.