Программа внеурочной деятельности «Связь поколений».
Автор: Кучумова Ирина Викторовна, учитель русского языка и литературы
Пояснительная записка
В наше время проблема нравственного и духовного воспитания личности в условиях экономической нестабильности, социального неравенства общества, эгоизма, равнодушия, немотивированной агрессивности молодёжи, цинизма, при устойчивой тенденции к расслоению общества стоит наиболее остро. Современный мир насыщен информационными технологиями, в нём резко снизился интерес молодёжи к культурному общению со старшими, народным традициям предков, происходит переоценка ценностей.
«В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат» - эти слова В.А. Сухомлинского являются вектором, показывающим, как можно сегодня попытаться возродить высокое значение слов «народные традиции», «старшее поколение», «нравственность», «духовность».
Данная программа имеет социально – педагогическую направленность. Актуальность программы внеурочной деятельности заключается в том, что в наше время подростки мало заинтересованы историческим прошлым России и своей малой Родины. В подростковой среде всё чаще можно встретить такие качества, как равнодушие, эгоизм, агрессивность. Возникает необходимость в духовно-нравственном и гражданско-патриотическом воспитании школьников, формировании у них милосердия, сострадания, сочувствия, уважительного отношения к пожилым людям, стремление оказывать им посильную помощь, умение ценить свою малую Родину, своё Отечество. В свою очередь пожилым людям крайне необходимо общение, ощущение своей полезности и причастности к каким - либо делам. Реализация программы даёт возможность сблизить ценностные ориентации подрастающего и старшего поколений. Пока в душе человека есть место доброте, любви, духовному свету, связь поколений не прервётся никогда.
Занятия по данной программе позволяют развивать у детей и подростков коммуникативные навыки, организаторские способности, навыки межличностного и делового общения, навыки работы в команде, имеют ориентацию на творчество, формирование высокого патриотического сознания, гражданской ответственности.
Данная программа соответствует методу модульного обучения. В программу включены тематические блоки: (1. Моя семья, 2. Моя школа, 3. Россия – родина моя, 4. Вильва – мой край родной, 5. Природа родного края, 6. Литературная гостиная, 7. «Не прервётся связь поколений…»). Все тематические блоки нацелены на формирование у школьников деятельностно - практического опыта. Итогом занятий по каждому блоку становится продукт проектной деятельности учащихся (акция, мероприятие, защита творческого проекта).
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что в процессе поисково - исследовательской и проектно - творческой деятельности у подростков появляется самостоятельность и возможность для самовыражения, что положительно влияет на его самооценку и на результат в целом.
Программа составлена в соответствии с современными нормативными правовыми актами и государственными программными документами по дополнительному образованию, требованиями новых методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных программ и с учетом задач, сформулированных Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения.
Цель программы:
1. Создание условий для диалога между представителями разных поколений;
2. Формирование у подрастающего поколения гражданской ответственности, уважения к старшим и передача лучших традиций от старшего поколения молодым людям.
Задачи:
· изучить историю страны через судьбы участников проекта;
· организовать детей на совместные трудовые дела;
· помочь пожилым людям повысить социальную активность;
· укрепить значимость и важность старшего поколения;
· усилить патриотическое воспитание детей и сформировать твердую гражданскую позицию;
· укрепить духовную связь между поколениями.
Объём и сроки программы.
Срок реализации программы – 1 год
Продолжительность реализации всей программы 35 часов (1 час в неделю).
Возраст детей: 12-17 лет.
Программа предусматривает использование различных форм проведения занятий: очное, дистанционное, групповые, индивидуальные, коллективные, ролевая игра, деловая игра, круглый стол, комбинированные занятия, концерт, участие в акции.
Приемы и методы, используемые на занятиях:
- Практические тренинги, конкурсы.
- Словесные методы – рассказы, беседы, круглые столы, дебаты, словесные приемы – объяснение, пояснение.
- Наглядные методы и приемы – наблюдение, показ видеоматериалов, презентаций, работа с документами.
Учебно-тематический план.
Планируемые результаты занятий
Личностными результатами освоения учениками программы являются:
• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою малую Родину, страну;
• потребность в самовыражении и самореализации, общении со старшим поколением;
• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
• уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим;
• готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодёжных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях);
• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
• готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
• умение вести диалог поколений на основе взаимного уважения и принятия.
Метаредметными результатами освоения программы является:
ученики научатся:
• планировать пути достижения целей;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества со взрослыми;
• осуществлять расширенный поиск информации для школьного музея с использованием ресурсов библиотек и Интернета.
Содержание курса внеурочной деятельности (34 часа).
1. Моя семья. Основные сведения. История семьи (4 часа).
Важнейшие сведения по истории семьи. Кто я, кто мы, кто все мы и каждый: родители, дети, поколения. Фамилия, имя, отчество. История семьи в письмах, дневниках: наличие писем и дневников, фотографий, портретов, реликвий. Семейные традиции и праздники
Практическое занятие. Защита исследовательских работ «Моя семья – частица России».Создание видеоролика «Моя семья».
2. Моя школа (4 часа).
История моей школы (когда была построена, юбилейные даты, школьные традиции, история детских организаций школы). Чему учит школа. Учителя и выпускники школы. Школьная библиотека. Школьный музей.
Практическое занятие. Создание экспозиции в школьном краеведческом музее «История школы». Школьный альбом.
Практическое занятие. Создание летописи школы.
3 «Россия – родина моя». (6 часов).
Россия – место, где человек родился и вырос, познал счастье жизни. Символика российского государства: герб, гимн, флаг. Я – гражданин России. Страницы истории.
Практическое занятие. Создание экспозиции в школьном краеведческом музее «Памятные даты в истории России. Великая Отечественная война».
4. Вильва – мой край родной (6 часов).
Происхождение Вильвенского сельского поселения. География поселения. Знаменитые жители поселения. Предприятия и инфраструктура посёлка. Храм преподобного Серафима Саровского в посёлке Вильва. Традиции поколений.
Практическое занятие: Творческие встречи с местными мастерицами – рукодельницами.
Проведение конкурса «Профессионалы современного производства на базе предприятий Вильвенского сельского поселения.
Экскурсия: посещение храма преподобного Серафима Саровского в посёлке Вильва.
5. Природа родного края (4 часа).
Особенности природы родного края. Природа и наше здоровье, закаливание организма. Наш вклад в охрану природы. Экология края.
Практическое занятие: Волонтёрское движение «Чистый посёлок»
6. Литературная гостиная (5 часов).
7. «Не прервётся связь поколений…» (6 часов).
Мы помним: участники Великой Отечественной войны, труженики тыла и дети войны посёлка Вильва. Значение победы русского народа над фашизмом. Встречи с поколением «Дети войны».
Практическое занятие: Квест – игра «Связь поколений» в школьном краеведческом музее.
Практическое занятие:Выпуск литературно-художественного сборника «Этих дней не смолкнет слова».
Календарно-тематическое планирование (34 часа).
№ урока |
Тема урока |
Кол-во часов |
|
|
1 |
Что такое семья? |
1 |
|
2 |
История семьи в письмах, дневниках, фотографиях, реликвиях. |
1 |
|
3 |
Семейные традиции и праздники.
|
1 |
|
4 |
Защита исследовательских работ «Моя семья – частица России». Создание видеоролика «Моя семья». |
1 |
|
5 |
История моей школы. |
1 |
|
6 |
Славные школьные традиции. |
1 |
|
7 |
Практическое занятие. Создание экспозиции в школьном краеведческом музее «История школы». Школьный альбом. |
1 |
|
8 |
Практическое занятие. Создание летописи школы. |
1 |
|
9 |
Россия – моя родина. |
1 |
|
10 |
Символика российского государства: герб, гимн, флаг. |
1 |
|
11 |
Я – гражданин России. Права граждан России. Обязанности граждан России. |
1 |
|
12 |
Страницы истории. Славные сыны России. |
|
|
13 |
Страницы истории. Великая Отечественная война |
1 |
|
14 |
Создание экспозиции в школьном краеведческом музее «Памятные даты в истории России. Великая Отечественная война». |
1 |
|
15 |
Происхождение Вильвенского сельского поселения. География поселения. Предприятия и инфраструктура посёлка |
1 |
|
16 |
Знаменитые жители поселения. |
1 |
|
17 |
Храм преподобного Серафима Саровского в посёлке Вильва. |
1 |
|
18 |
Традиции поколений. |
1 |
|
19 |
Практическое занятие: Творческие встречи с местными мастерицами – рукодельницами. |
1 |
|
20 |
Проведение конкурса «Профессионалы современного производства на базе предприятий Вильвенского сельского поселения. |
1 |
|
21 |
Особенности природы родного края. |
1 |
|
22 |
Природа и наше здоровье, закаливание организма. |
1 |
|
23 |
Наш вклад в охрану природы.
|
1 |
|
24 |
Практическое занятие: Волонтёрское движение «Чистый посёлок» |
1 |
|
25 |
Встречи с поэтами г.Добрянка в рамках проекта «Литературная гостиная» |
1 |
|
26 |
Встречи с поэтами г.Добрянка в рамках проекта «Литературная гостиная» |
1 |
|
27 |
Встречи с поэтами Пермского края в рамках проекта «Литературная гостиная» |
1 |
|
28 |
Проба пера. |
1 |
|
29 |
Выпуск литературно – художественного сборника. |
1 |
|
30 |
Мы помним: участники Великой Отечественной войны, труженики тыла и дети войны посёлка Вильва. |
1 |
|
31 |
Значение победы русского народа над фашизмом. |
1 |
|
32 |
Встречи с поколением «Дети войны» в школьном музее. |
1 |
|
33 |
Практическое занятие: Квест – игра «Связь поколений» в школьном краеведческом музее.
|
1 |
|
34 |
Практическое занятие: Выпуск литературно-художественного сборника «Этих дней не смолкнет слова».
|
1 |
|
35 |
Последний звонок. |
1 |
Результаты:
Внеурочная деятельность «Связь поколений» оказывает положительное воздействие на воспитание подрастающего поколения, уважительное отношение к пожилым людям, доставляя им радость в общении с детьми, позволяет молодому поколению перенимать лучшие традиции от старших, а пожилым людям почувствовать себя нужными и интересными современному обществу.
Преемственность поколений, связь между поколениями - это основа любого общества. Общество, которое знает, помнит и чтит свои корни непобедимо, людей, помнящих о подвигах своих дедов и отцов невозможно сломить. Люди помнящие, знающие, уважающие традиции своих дедов и прадедов сильны духом, эти традиции и обычаи, гордость за историю своего народа объединяет и сплачивает людей, даже совершенно разных.
Связь между поколениями - это тот цемент, который делает людей одной национальности народом, обществом.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.