МБОУ «Подлопатинская средняя общеобразовательная школа»
Принята на МО учителей Гуманитарного цикла Руководитель МО З.Н.Бутина Протокол №1 От «14» сентября 2022 г.
|
Согласовано Зам.директора поУ.Р. Е.М. Токмакова От «14 » сентября 2022г. |
«Утверждаю» Директор школы Е.А. Жаркова Приказ № От «14» сентября 2022 г. |
Рабочая программа внеурочной деятельности
по английскому языку
«Занимательный английский»
для учащихся начальной школы.
Учитель: З.Н.Бутина
Пояснительная записка
Рабочая программа «Занимательный английский» имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников.
Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка.
Девизом данной программы стали такие слова: «Английский язык - окно в мир: мир разных культур, мир общения, мир стихов, мир сказок, мир игр, мир театра». Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребёнку проявить себя, преодолеть языковой барьер, выявить свой творческий потенциал.
Программа составлена с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и соответствует возрастным особенностям младшего школьника.
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания иностранного языка и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.
Одна из основных задач образования - развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими языкового материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Цели программы «Занимательный английский»:
- создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность посредством английского языка,
- развитие эмоциональной сферы, воспитание нравственных качеств, развитие артистических способностей, творческого воображения и фантазии;
- знакомство с элементами традиционной детской англоязычной культуры.
Задачи:
1. Познавательный аспект.
- познакомить детей с культурой стран изучаемого языка (музыка, история, театр, литература, традиции, праздники и т.д.);
- способствовать более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому миру и осознанию ими иностранного языка как инструмента познания мира и средства общения;
- познакомить с менталитетом других народов в сравнении с родной культурой;
- формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках;
- способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.
2. Развивающий аспект.
· развивать мотивацию к дальнейшему овладению английским языком и культурой;
· развивать учебные умения и формировать у учащихся рациональные приемы овладения иностранным языком;
· приобщить детей к новому социальному опыту за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях;
· формировать у детей готовность к общению на иностранном языке;
· развивать технику речи, артикуляцию, интонации.
· развивать двигательные способности детей через драматизацию.
· познакомить с основами актерского мастерства и научить держаться на сцене.
3. Воспитательный аспект.
· поспособствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре; приобщать к общечеловеческим ценностям;
· способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);
· обеспечить связь школы с семьей через вовлечение родителей в процесс подготовки постановок.
· прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему овладению иностранным языком и культурой
II. Общая характеристика курса
Представленный курс является адаптированной к российским условиям версией международного курса - в основе его создания лежат основополагающие документы современного российского образования: Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования, новый Федеральный базисный учебный план, примерные программы по английскому языку для начального общего образования. Это изначально обеспечивает полное соответствие целей и задач курса, тематики и результатов обучения требованиям федеральных документов.
Предлагаемый курс также отвечает требованиям Европейских стандартов (Common European Framework/Общеевропейские компетенции владения иностранным языком). Учитывая данное положение, учащиеся становятся участниками процесса, организуемого Советом Европы по повышению качества общения между европейцами - носителями разных языков и культур. Это позволит им лучше понимать друг друга, свободнее общаться, приведет к более тесному сотрудничеству.
Программа базируется на таких методологических принципах, как коммуникативно - когнитивный, личностно-ориентированный и деятельностный.
Главные цели курса соответствуют зафиксированным в стандарте начального общего образования по иностранному языку. Это формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции учащихся в совокупности её составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной. Особый акцент делается на личностном развитии и воспитании учащихся, развитие готовности к самообразованию, универсальных учебных действий, владение ключевыми компетенциями, а также развитие и воспитание потребности школьников пользоваться английским языком как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных культур и сообществ.
При создании программы авторами учитывались и психологические особенности данной возрастной группы учащихся. Это нашло отражение в выборе текстов, форме заданий, видах работы, методическом аппарате.
Описание места курса в учебном плане
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательный английский» полностью соответствует целям и задачам основной образовательной программы школы. Создание единой системы урочной и внеурочной работы по предмету - основная задача учебно-воспитательного процесса школы. Базисный учебный план ФГОС НОО предусматривает обязательное изучение иностранного языка со II по IV класс в начальной школе при 1часе в неделю.
Программа является вариативной: педагог может вносить изменения в содержание тем (выбрать ту или иную игру, стихотворение, форму работы, заменить одну сказку на другую, дополнять практические занятия новыми приемами и т.д.).
Программа внеурочной деятельности «Занимательный английский» разбита на три этапа, которые позволяют увеличить воспитательную и информативную ценность раннего обучения иностранному языку, проявляясь в более раннем вхождении ребенка в общечеловеческую культуру через общение на новом для него языке.
III. Личностные и метапредметные результаты освоения курса
внеурочной деятельности
Программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты:
- осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- осознание иностранного языка как средства международного межкультурного общения, сближающего людей, обеспечивающего дружеские контакты и деловое взаимодействие, расширяющего познавательные возможности, востребованность и мобильность человека в современном мире;
- формирование представлений о мире, как о многоязычном, поликультурном, разнообразном и вместе с тем едином сообществе, открытом для дружбы, взаимопонимания, толерантности и уважения людей друг к другу;
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
- развитие социальных умений младшего школьника, необходимых для общения как на родном, так и иностранном языке в пределах доступных и соответствующих возрасту речевых ситуаций, коммуникативных потребностей ребёнка и его языковых способностей;
- формирование общего кругозора младших школьников с постепенным развитием и усложнением языковой картины окружающего их мира, отражающей явления природы, межличностные отношения, учебную и трудовую деятельность, сферу искусства и культуры;
- усвоение общеучебных умений и универсальных познавательных действий, к которым относится извлечение информации из материалов на печатных и электронных носителях, преобразование информации из графической формы в текстовую, использование справочной литературы и словарей, поиск информации с использованием ИКТ, индивидуальный поиск решения, парное и групповое взаимодействие в познавательных целях, преобразование информации в целях понимания, коммуникация информации;
- сохранение познавательной цели при выполнении учебных заданий с компонентами учебно-познавательного комплекта и перенос сформированных умений, а также универсальных познавательных действий на новые учебные ситуации.
Предметные результаты:
В сфере коммуникативной компетенции:
- языковые представления и навыки (фонетические, орфографические, лексические и грамматические);
- говорение (элементарный диалог этикетного характера, диалог в доступных ребёнку типичных ситуациях, диалог с вопросами и побуждением к действию, монологические высказывания с описаниями себя, семьи и других людей, предметов, картинок и персонажей);
- аудирование (понимание на слух речи учителя и других учащихся, восприятие основного содержания несложных аудиотекстов и видеофрагментов на знакомом учащимся языковом материале);
- чтение (воспринимать с пониманием тексты ограниченного объёма, соответствующие изученному тематическому материалу и интересам учащихся с соблюдением правил чтения и осмысленного интонирования);
- социокультурная осведомлённость (англоговорящие страны, литературные персонажи, сказки народов мира, детский фольклор, песни, нормы поведения, правила вежливости и речевой этикет).
В познавательной сфере:
- формирование элементарных системных языковых представлений об изучаемом языке (звуко-буквенный состав, слова и словосочетания, утвердительные, вопросительные и отрицательные предложения, порядок слов, служебные слова и грамматические словоформы);
- умение выполнять задания по усвоенному образцу, включая составление собственных диалогических и монологических высказывание по изученной тематике
- перенос умений работы с русскоязычным текстом на задания с текстом на английском языке, предполагающие прогнозирование содержания текста по заголовку и изображениям, выражение своего отношения к прочитанному, дополнение содержания текста собственными идеями в элементарных предложениях;
- умение использовать схем для выполнения заданий разного типа;
- осуществлять самооценку выполненных учебных заданий и подводить итоги усвоенным знаниям на основе заданий для самоконтроля.
В ценностно-ориентационной сфере:
- восприятие языка как общечеловеческой ценности, обеспечивающей познание, передачу информации, выражение эмоций, отношений и взаимодействия с другими людьми;
- ознакомление с доступными возрасту культурными ценностями других народов и своей страны, известными героями, важными событиями, популярными произведениями, а также нормами жизни;
- перспектива использования изучаемого языка для контактов с представителями иной культуры, возможность рассказать друзьям о новых знаниях, полученных с помощью иностранного языка, вероятность применения начальных знаний иностранного языка в зарубежных турах с родными.
В эстетической сфере:
- знакомство с образцами родной и зарубежной детской литературы, образцов поэзии, фольклора и народного литературного творчества;
- формирование эстетического вкуса в восприятии фрагментов родной и зарубежной детской литературы, стихов, песен и иллюстраций;
- развитие эстетической оценки образцов родной и зарубежной детской литературы, стихов и песен, фольклора и изображений на основе образцов для сравнения.
В трудовой сфере:
- умение сохранять цели познавательной деятельности и следовать её задачам при усвоении программного учебного материала и в самостоятельном учении;
- готовность пользоваться доступными возрасту современными учебными технологиями, включая ИКТ для повышения эффективности своего учебного труда;
- начальный опыт использования вспомогательной и справочной литературы для самостоятельного поиска недостающей информации, ответа на вопросы и выполнения учебных заданий.
Содержание программы.
№п/п |
Тема |
Кол-во часов |
1 |
Животные. |
3 |
2 |
Волшебные цвета. |
3 |
3 |
Семья. |
2 |
4 |
День рождения. |
2 |
5 |
Праздники. |
3 |
6 |
Магазин. Еда. |
4 |
7 |
Школа. |
2 |
8 |
Внешность. |
1 |
9 |
Парк развлечений. |
1 |
10 |
Мой день. |
1 |
11 |
Погода. |
2 |
12 |
В гостях у сказки. Красная шапочка. |
3 |
13 |
В гостях у сказки. Волк и семеро козлят. |
3 |
14 |
В гостях у сказки. Репка. |
3 |
15 |
Обобщение. Подведение итогов. |
1 |
1. М. 3. Биболетова. Английский язык: книга для учителя к учебнику Английский с удовольствием Enjoy English-1 - Обнинск: Титул, 2010 г.
2. Е.В. Дзюина. Поурочные разработки. Москва. «ВАКО» 2014 г.
3. С.В. Лосева. Английский в рифмах. М.: АО «Буклет», 1993 г.
4. Т.В. Пукина. Игровые технологии на уроках и на досуге. Издательство: Учитель, 2020 г.
5. К.А. Родкин, Т.А. Соловьёва. Стихи и пьесы для детей: сборник на английском языке - М.: «Просвещение», 2015. – 176 с.
6. Интернет ресурсы
Календарно – тематическое планирование.
№ занятия |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Дата по плану |
Дата по факту. |
1 |
Игрушки – животные. «Игра Волшебный мешочек». |
1 |
|
|
2 |
Описание животных. Загадки. |
1 |
|
|
3 |
Что умеют делать животные. Игра «Угадай животных» |
1 |
|
|
4 |
Волшебные цвета. Игра «Радуга». |
1 |
|
|
5 |
В мире красок и фигур. Геометрические фигуры. |
1 |
|
|
6 |
Геометрические фигуры. Строим дом. |
1 |
|
|
7 |
Моя семья. Игра «Кто здесь живёт? |
1 |
|
|
8 |
Семья моего друга. Песня «Мой друг». |
1 |
|
|
9 |
С днём рождения! Песня «С днём рождения». |
1 |
|
|
10 |
Поздравительная открытка. |
1 |
|
|
11 |
Новый год. Письмо Деду Морозу. |
1 |
|
|
12 |
Разучивание рождественской песни. |
1 |
|
|
13 |
Традиции празднования Рождества, Нового года в России и Великобритании. |
1 |
|
|
14 |
В магазине. Игра «Магазин». |
1 |
|
|
15 |
Любимая еда. Игра «Вагончик с мороженым». |
1 |
|
|
16 |
Еда. Рецепты блюд. |
1 |
|
|
17 |
Что сегодня на обед? Письмо другу. |
1 |
|
|
18 |
Школа. Игра «Собери портфель». |
1 |
|
|
19 |
Школа. Загадки. |
1 |
|
|
20 |
Внешность. Игра «Детектив». |
1 |
|
|
21 |
Парк развлечений. Загадки, кроссворды. |
1 |
|
|
22 |
Мой день. Что я делаю каждый день. |
1 |
|
|
23 |
Погода на планете Земля. |
1 |
|
|
24 |
Времена года и одежда. |
1 |
|
|
25 |
В гостях у сказки. Красная шапочка. Инсценировка сказки. |
1 |
|
|
26 |
Инсценировка сказки. |
1 |
|
|
27 |
Инсценировка сказки. Изготовление костюмов. |
1 |
|
|
28 |
В гостях у сказки. «Волк и семеро козлят». Инсценировка сказки. |
1 |
|
|
29 |
Инсценировка сказки. |
1 |
|
|
30 |
Инсценировка сказки. Изготовление костюмов. |
1 |
|
|
31 |
В гостях у сказки. «Репка». Инсценировка сказки. |
1 |
|
|
32 |
Инсценировка сказки. Изготовление костюмов. |
1 |
|
|
33 |
Инсценировка сказки. |
1 |
|
|
34 |
Обобщение изученного материала. Подведение итогов. |
1 |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.