Департамент культуры г. Москвы
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение г. Москвы «Театральный художественно-технический колледж»
«Воспитать человека интеллектуально,
не воспитав его нравственно, -
значит вырастить угрозу для общества».
Теодор Рузвельт
Программа воспитания
обучающихся
в
рамках освоения дисциплин СПО «история», «философия»
Разработала: Авдеева Т.В.
преподаватель истории и философии,
кандидат культурологии
Москва
2021
СОДЕРЖАНИЕ
I. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ГБПОУ Г. МОСКВЫ «ТХТК». ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
II. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОГРАММЫ
III. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОГРАММЫ
IV. НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ ВОСПИТАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С РЕЗУЛЬТАТАТАМИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН «ИСТОРИЯ» И «ФИЛОСОФИЯ»
1. Результаты освоения учебной дисциплины.
2. Основные направления и задачи воспитания и социализации обучающихся.
3. Формы работы и мероприятия.
4. Планируемые результаты.
5. Методика для изучения уровня воспитания и социализированности личности обучающегося.
V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
I. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ГБПОУ Г. МОСКВЫ «ТХТК»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Воспитательный процесс в ГБПОУ г. Москвы «Театральный художественно-технический колледж» по специальности 55.02.01 Театральная и аудиовизуальная техника в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования на основе настоящей рабочей программы воспитания, направлен на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества.
Воспитательный процесс в образовательной организации базируется на традициях профессионального воспитания:
- гуманистический характер воспитания и обучения;
- приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
- воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающему миру, Родине, семье;
- развитие национальных и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства;
- демократический государственно-общественный характер управления образованием.
Рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы ГБПОУ г. Москвы «Театральный художественно-технический колледж» (Далее - Колледж) разработаны в соответствии с:
- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Федеральным законом от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
- Стратегией развития воспитания в Российской федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р;
- Приказом Министерства просвещения РФ «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программа среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013г. № 464 от 28.08.2020г. № 441.
- Уставом Колледжа;
- локальными нормативными актами Колледжа.
Рабочая программа воспитания (далее РПВ)– нормативно-правовой документ, входящий в состав образовательной программы среднего профессионального образования, представляющий совокупность взглядов на основные принципы, цели, задачи, содержание и направления развития системы воспитательной работы Колледжа.
В основу РПВ заложено, что воспитательный процесс в Колледже представляет собой целостный подход, способствующий формированию у обучающегося высокого уровня профессиональных и общекультурных компетентностей, а также овладение обучающимися комплексом профессионально значимых качеств личности, твердой социально ориентированной жизненной позицией и системой социальных, культурных и профессиональных ценностей.
Воспитательная среда Колледжа направлена на удовлетворение индивидуальных потребностей и интересов личности, обучающихся в образовании, социализации, культурного развития.
Цель программы: повышение качества воспитательной деятельности в Колледже в соответствии с современными требованиями системы профессионального образования через реализацию комплекса мер организационного и содержательного характера.
Задачи программы
- Развитие и совершенствование инфраструктуры воспитательной деятельности колледжа для формирования у обучающихся возможностей социально-культурного самоопределения, социальной адаптации и самореализации личности.
- Развитие коллективной самоорганизации обучающихся, студенческого самоуправления.
- Разработка содержания, форм, методов и технологий воспитания, адекватных компетентностному подходу и изменениям в образовании.
- Создание системы информационно-методической поддержки педагогов для воспитательной работы со студентами.
- Развитие социального взаимодействия в системе «Колледж – социальные институты».
- Обеспечение неразрывной связи воспитательной деятельности со всем образовательным процессом, с различными формами и методами учебной и производственной работы.
II. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОГРАММЫ
Количественные показатели Программы (положительная динамика):
§ нормативно-правовая база;
§ целевые и перспективные планы и программа воспитательной деятельности;
§ планы, программы;
§ привлеченные ресурсы для организации воспитательной деятельности;
§ число внешних партнеров для решения задач воспитания;
§ виды форм и технологий компетентностного образования, применяемых в процессе воспитания;
§ включенность педагогов и обучающихся в различные виды внеучебной деятельности;
§ факты участия обучающихся в социально-значимых акциях, программах, проектах;
§ система учета и оценки результатов воспитательного процесса в учебных группах;
§ степень участия в организации воспитательной деятельности органов студенческого самоуправления.
Показатели наличия социально-личностных компетенций, обучающихся:
§ умеет планировать и координировать свои действия для достижения цели;
§ умеет сотрудничать, активно принимает участие в работе команды, поддерживает командные решения, укрепляет и усиливает командный дух;
§ проявляет активность, преобразует действительность в собственных интересах, стремится к самореализации;
§ осознает социальную ответственность за свою работу;
§ осознает социальную ответственность за влияние своей работы на природу и общество, экологическую безопасность окружающей среды;
§ осознает необходимость укрепления здоровья как ценности и готов к формированию, сохранению и укреплению здоровья;
§ стремится к получению образования, самообразованию, саморазвитию и самосовершенствованию в течение всей жизни;
§ умеет ориентироваться в современной культурной среде;
§ умеет находить адекватные решения в разных ситуациях, проявляет способность регуляции взаимодействия в любой общности;
§ осознает меру своей ответственности, свои функции как участник общественного и политического процесса;
§ готов стать достойным гражданином своей страны, совершенствуется и следует общим принципам, законам, нормам.
III. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. Происходящие перемены в государстве требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Образование является фундаментом всей последующей деятельности человека.
Программа воспитания и социализации обучающихся представляет собой систему идей, основной замысел которых позволяет определить специфику воспитания и его отличие от других педагогических процессов, программу и технологии воспитания. В современной ситуации развития образования концептуальными являются следующие направления воспитательной работы:
Направление |
Цель |
Содержание |
Результат |
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ |
Формирование у Студента личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности.
|
Приобщение человека к профессионально- трудовой деятельности и связанным с нею социальным функциям в соответствии со специальностью и уровнем квалификации |
Сформированность у студента личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности |
ГРАЖДАНСКО- ПАТРИОТИЧЕСКОЕ |
Воспитание и развитие у студентов гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, патриотического и национального самосознания. |
Обеспечение тесной взаимосвязи среднего профессионального образования с социально- экономическими и духовными преобразованиями в стране и мире. |
Сформированность гражданской позиции. Проявление мировоззренческих установок на готовность молодых людей к работе на благо Отечества. |
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ |
Воспитание и развитие у студентов высокой духовной и нравственной культуры. |
Организация деятельности по освоению обучающимися социокультурных ценностей, передача обучающимся опыта нравственного поведения, православных традиций. |
Сформированность саморазвивающейся культурной личности, проявляющей нравственное поведение и духовность. |
ВОСПИТАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ |
Создание организационных и методических условий, обеспечивающих сохранение здоровья участников образовательного процесса. |
Создание условий для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов. образования. |
Сформированность навыков здорового образа жизни и высокий уровень культуры здоровья обучающихся. |
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ |
Приобщение студентов к красоте, развитию способности воспринимать незамутненный образ мира и человека, направляющее творческие силы к созиданию красоты. |
Формирование культурно- эстетических взглядов, нравственных принципов обучающихся, повышение общего уровня культуры, способность воспринимать и понимать произведения искусства во взаимосвязи с окружающим миром. |
Сформированность художественно- эстетической позиции студентов, потребность в изучении культурного наследия страны. |
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ |
Создание условий для гуманистического отношения к природе, понимание ценности природы, навыки рационального природопользования). |
Формирование экологической культуры. Содействие сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. |
Развитие у обучающихся экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; - воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии. |
ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ |
Развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактика наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных привычек |
Развивать у обучающихся сознательное отношение к законности и правопорядку; принимать и исполнять нормы правового поведения в обществе. |
Эффективные механизмы совместной деятельности участников воспитательной системы СПО: студенческого и педагогического коллективов, родительской общественности, органов студенческого самоуправления в сфере профилактики правонарушений. |
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА И ЭКСТРЕМИЗМА |
Создать эффективную систему профилактики идеологии терроризма и экстремизма в студенческой среде обучающихся колледжа. |
Организовать комплекс мероприятий по формированию стойкого неприятия идеологии терроризма и экстремизма, направленных на духовное, патриотическое воспитание, формирование межнационального и межрелигиозного согласия, навыков цивилизованного общения, в том числе в Интернет-пространстве. |
Организовать отсутствие фактов проявления идеологии терроризма и экстремизма среди обучающихся; - отсутствие социальных конфликтов среди обучающихся, основанных на межнациональной, межрелигиозной почве. |
IV. НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ ВОСПИТАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С РЕЗУЛЬТАТАТАМИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН «ИСТОРИЯ» И «ФИЛОСОФИЯ»
1. Результаты освоения учебной дисциплины
Результаты обучения (личностные, метапредметные, предметные умения и навыки, знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
личностных: |
|
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувств ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения к государственным символам (гербу, флагу, гимну) |
экспертная оценка результатов аудиторной и внеаудиторной деятельности обучающегося, умения самостоятельно и обоснованно формулировать и высказывать свою точку зрения; подготовка и оценка докладов, сообщений, проектов на данные темы, работа с материалами СМИ, публицистическими материалами и их оценка |
становление гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности |
экспертная оценка результатов аудиторной и внеаудиторной деятельности обучающегося, умения самостоятельно и обоснованно формулировать и высказывать свою точку зрения, оценка устных выступлений |
готовность к служению Отечеству, его защите |
экспертная оценка умения вести диалог, отстаивания собственной точки зрения
|
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития исторической науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире |
экспертная оценка аудиторной и внеаудиторной деятельности обучающегося, умения вести аргументированный спор, диалог, отстаивания собственной точки зрения |
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности |
экспертная оценка аудиторной и внеаудиторной деятельности обучающегося, умения вести аргументированный спор, диалог, отстаивания собственной точки зрения, выполнения творческих заданий и заданий проблемного характера |
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения |
экспертная оценка аудиторной и внеаудиторной деятельности обучающегося, умения вести аргументированный спор, диалог, отстаивания собственной точки зрения |
метапредметных: |
|
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; |
экспертная оценка результатов самостоятельной деятельности обучающегося (проектов, докладов, сообщений, решение задач проблемного характера, умения работать в команде) |
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты |
экспертная оценка работы обучающихся в команде при подготовке и проведении совместной деятельности (дискуссии, конкурсы, интеллектуальные игры, викторины, проектная деятельность) |
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания |
экспертная оценка самостоятельной проектной деятельности обучающегося – самостоятельного поиска, отбора и анализа исторической информации
|
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать |
экспертная оценка результатов самостоятельной деятельности обучающегося (проектов, докладов, сообщений, решение задач проблемного характера, умения работать в команде), экспертная оценка правильности использования ИКТ, зачёт, экзамен |
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности |
экспертная оценка результатов самостоятельной аудиторной и внеаудиторной деятельности обучающегося, экспертная оценка правильности использования ИКТ, умения работать с историческим источником, умения анализировать историческую информацию, информацию СМИ |
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей |
аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа, индивидуальный опрос, оценка умения грамотно и логично аргументировать свою точку зрения, владеть исторической информацией, давать сравнительную характеристику историческим событиям и явлениям, самостоятельно определять их историческое значение, прогнозировать возможные последствия |
предметных: |
|
сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире |
аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа, тестовые задания, индивидуальный и фронтальный опрос, беседа, тестирование, наблюдение, экспертная оценка организации самостоятельной деятельности обучающихся, зачёт, экзамен |
владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе
|
аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа, тестовые задания, индивидуальный и фронтальный опрос, беседа, тестирование, исторический диктант, составление кроссвордов, составление логических цепочек-схем, наблюдение, экспертная оценка организации самостоятельной деятельности обучающихся, зачёт, экзамен |
сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении |
аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа, тестовые задания, индивидуальный и фронтальный опрос, беседа, тестирование, исторический диктант, наблюдение, экспертная оценка организации самостоятельной деятельности обучающихся, зачёт, экзамен |
владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников
|
аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа, наблюдение, экспертная оценка организации самостоятельной деятельности обучающихся (проектов, докладов, рефератов), способности к самостоятельному поиску и анализу информации, анализу исторических источников, грамотности использования ИКТ, зачёт, экзамен |
сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике |
индивидуальный и фронтальный опрос, беседа, дискуссия, круглый стол, диспут, зачёт, экзамен |
Воспитание и как следствие социализация обучающихся – это процесс формирования и развития личности, происходящее под влиянием воспитательной и учебной деятельнсти.
История и философия – это именно те предметы, которые предоставляют широкое поле деятельности для обучающихся: для проявления их интеллектуальной, творческой групповой и индивидуальной активности, что, как известно, является важнейшей составляющей воспитания личности каждого человека.
Программа
воспитания обучающихся направлена на
обеспечение их духовно-нравственного развития, воспитания, социализации и
профессиональной ориентации.
Программа разработана с учетом культурно-исторических, социально-экономических, демографических и иных особенностей современной действительности.
Главной целью программы является формирование у обучающихся любви к Родине, уважение к культурно-историческому наследию России, развитие творческих способностей и формирование основ социально ответственного поведения в обществе и в семье.
Программа направлена на достижение следующих целей воспитания и социализации обучающихся:
§ укрепление
нравственности, основанной на свободе воли и духовных
отечественных традициях, внутренней установки личности поступать согласно своей
совести;
§ формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом;
§ укрепление позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;
§ принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей,
§ национальных и этнических духовных традиций;
§ формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
§ формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
§ развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;
§ формирование патриотизма и гражданской солидарности;
§ укрепление доверия к другим людям;
§ становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
§ формирование
осознанного и уважительного отношения к
традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и
религиозным убеждениям;
§ формирование отношения к семье как к главной основе российского общества;
§ формирование почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим.
2. Основные направления и задачи воспитания и социализации обучающихся
Общие задачи воспитания и как следствие социализации обучающихся в колледже основаны на системе базовых национальных ценностей и реализуются по разным направлениям. Однако в рамках реализации дисциплины «История» и «Философия» упор делается на следующие направления воспитания и социализации обучающихся:
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
В рамках реализации данного направления, необходимо закреплять ранее полученные знания:
§ представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
§ о национальных героях и важнейших событиях истории России.
§ о политическом устройстве России, об институтах государства, их роли в жизни общества, о важнейших законах нашей страны;
§ об институтах гражданского общества, и участии граждан в общественном управлении;
§ о конституционных правах и об обязанностях гражданина России и ответственности за их нарушение;
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
В рамках второго направления упор делается на закрепление этических норм и правил поведения:
§ усвоения базовых национальных российских ценностей, правил поведения на улице, в общественных местах и различных видах транспорта;
§ почтительного отношения к родителям и старшим;
§ установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
3. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях направлено на:
ü развитие представлений о душевной и физической красоте человека;
ü умение видеть красоту природы, труда и творчества;
ü развитие интереса к выставкам, посещениям музеев и экспозиций
3. Формы работы и мероприятия
Цель: реализация приоритетных направлений воспитательной работы в колледже.
1. Урочная деятельность в рамках изучения предметов «История» и «Философия»
Формы занятия:
§ дискуссии,
§ публичные выступлении,
§ викторины, интеллектуальные игры,
§ квест-игры,
§ проекты,
§ просмотры и обсуждение образовательных и документальных фильмов, экскурсии.
2. Внеурочная деятельность
Формы занятий:
§ участие в городских, региональных и международных конкурсах;
§ участие в городских и областных акциях;
§ часы куратора (тематика согласно плану);
§ участие и проведение квест-игр, интеллектуальных игр, олимпиад и конференций
2. Мероприятия проводятся, согласно календарю образовательных событий. Программа мероприятий ежегодно дополняется индивидуальным планам работы педагога и планами мероприятий колледжа.
4. Планируемые результаты
Ожидаемые результаты реализации Программы:
§ создание системы непрерывной воспитательной работы и социализации обучающихся, включающей в себя, осуществление комплекса мероприятий, направленных на формирование установок, основанных на гражданских и демократических ценностях и правосознании;
§ закрепление в содержании образования и в сознании обучающихся таких ценностей как патриотизм, духовность, нравственность, права человека, инициативное и активное участие в жизни общества, уважение к истории и культуре народов Российской Федерации, ответственность, толерантность, миролюбие, сострадание и доброта;
§ расширение возможностей для удовлетворения культурно образовательных потребностей обучающихся:
ü повышение показателей активности обучающихся;
ü налаживание диалога между поколениями;
§ обеспечение роста социальной зрелости обучающихся, проявляющегося в осознанном выборе здорового образа жизни, развитии талантов и способностей, в сознательном профессиональном самоопределении, ориентации на саморазвитие и самосовершенствование.
5. Методика для изучения уровня воспитания и социализированности личности обучающегося
Методика разработана в соответствии с рекомендациями российского учёного, доктора педагогических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ М.И. Рожкова[1].
Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности обучающихся.
Обучающимся предлагается прочитать или прослушать 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:
§ 4 – всегда;
§ 3 – почти всегда;
§ 2 иногда;
§ 1 – очень редко;
§ 0 – никогда
Суждения:
1. Стараюсь слушать во всем своих учителей и родителей.
2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.
3. За что бы я ни взялся – добиваюсь успеха
4. Я умею прощать людей.
5. Я стремлюсь поступить так же, как все мои товарищи.
6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.
7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.
8. Считаю, что делать людям добро – это главное в жизни.
9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.
10. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.
11. Если что-то задумал, то обязательно сделаю.
12. Мне нравится помогать другим.
13. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.
14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.
15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.
16. Переживаю неприятности других, как свои.
17. Стремлюсь не ссориться с товарищами.
18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не соглашаются окружающие.
19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.
20. Стараюсь защитить тех, кого обижают.
Обработка полученных данных.
Среднюю оценку воспитания и социальной адаптированности учащиеся получают при сложении всех оценок первой строки и делении этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой.
Оценка социальной активности с третьей строчкой.
Оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) – с четвертой строчкой.
Если получаемый коэффициент:
§ Больше трех, то можно констатировать высокую степень воспитания и социализированности обучающегося;
§ Если же он больше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств;
§ Если коэффициент меньше двух, то можно предположить, что отдельный обучающийся (или группа учеников) имеет низкий уровень воспитания и социальной адаптированности.
V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, будет решена задача воспитания личности будущего специалиста и профессионала своего дела, являющаяся наряду с обучением, важнейшей функцией системы профессионального образования Российской Федерации.
Скачано с www.znanio.ru
[1] Рожков М.И. Воспитание свободного человека: монография / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. — Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2020. — 264 с. Рожков М.И. Теория и методика воспитания: учебник и практикум для академического бакалавриата / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 779 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.