Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4» г. Всеволожск
Согласовано: Утверждаю:
МО классных руководителей Директор МОУ СОШ № 4
«30» августа 2019 г. г.Всеволожск
Зам. директора по ВР «____» _____________2019 г. ______________О.Н.Потапова _________В.Г. Первутинский
Программа
по духовно-нравственному воспитанию
для обучающихся 10 – 11 класса
«На пути к себе»
Срок реализации: 2 года
Составитель: Чмутова Людмила Владимировна
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.
Название программы |
«На пути к себе». |
Сроки реализации |
2 года |
Разработчик программы |
Л.В.Чмутова, классный руководитель, учитель физики и астрономии МОУ СОШ № 4 г.Всеволожск Ленинградской области |
Участники программы |
Обучающиеся классного коллектива, классный руководитель, родители, учителя-предметники, работающие в классе, педагог-психолог. |
Краткая аннотация |
Основными идеями, которые легли в основу программы по духовно-нравственному воспитанию «На путик себе», являются идеи педагогики гуманизма, толерантности и общей заботы. Эти отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих. В формировании единого воспитательного пространства основной стратегией является чёткая линия. Родная школа – родной город – родной район – родная страна. |
Внутренние связи, устанавливаемые для реализации программы. |
Администрация школы, зам.директора по воспитательной работе, руководитель ОБЖ, библиотекарь школы, педагог-организатор, учителя-предметники и родители, педагог-психолог. |
Управление программой |
Осуществляет классный руководитель. В основу программы положена совместная деятельность детей, педагогов и родителей. |
Нормативно - правовые основы Программы
|
Программа по духовно-нравственному воспитанию «На путик себе» разработана в соответствии с: 1.Законом РФ «Об образовании». 2.Конвенцией ООН «О правах ребенка». 3.Концепцией модернизации содержания и структуры российского образования. 4. Федеральным проектом «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». 5. Современной концепцией ФГОС о «Духовно- нравственном воспитании детей и молодежи», Стратегия развития воспитания в РФ (2015-2025) 6.Уставом МОУ СОШ № 4 г.Всеволожск 7.Локальными правовыми актами школы. |
Система организации контроля над исполнением программы |
Контроль над исполнением программы осуществляется заместитель директора по воспитательной работе. |
Учение – это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием в широком смысле этого понятия. В воспитании нет главного и второстепенного, как нет главного лепестка среди многих лепестков, создающих красоту цветка. В.Сухомлинский
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Введение
Проблемы воспитания молодого поколения в XXI веке настоятельно продвигают нас к анализу и осмыслению того, что наработано в прошлом и настоящем опыте воспитательной деятельности и выбору всего значимого и позитивного. Личностно ориентированная направленность современного воспитания нацеливает учителя на создание оригинальных программ работы с ученическим коллективом. Детство фундамент, на котором воздвигается «здание общества».
Для будущего России важен не только профессионализм людей, которые будут создавать богатство страны, но и то, какими будут их мировоззрение, гражданская, нравственная позиция. Системный подход к воспитанию учащихся позволяет сделать этот процесс более целенаправленным, управляемым и эффективным. Дети должны уносить из школы не только багаж знаний, но и воспоминания о личных и совместных делах, образцы и идеалы. Вся работа педагога должна быть ориентирована на развитие индивидуальности и самобытности каждого ученика.
В современном мире наиболее актуальным стоит вопрос о нравственном и духовном воспитании подрастающего поколения.
Педагог, решая задачи воспитания, понимает о необходимости опереться на разумное и нравственное в человеке, определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества.
Программа «На пути к себе» рассчитана на 2 года.
Актуальность данной программы.
Вопросы нравственного воспитания поднимаются на высшем уровне руководства нашей страны. Сегодня одним из опасных можно назвать процесс разрушения личности, т.к. отовсюду идут искажённые представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
В современном мире в отношениях, как между людьми, так и на уровне семьи и общества, все чаще видим черствость, безразличие, недоверие, бессердечность и жестокость. А эти проблемы общества наиболее ярко отражаются в школе. Наверное, поэтому воспитательную систему, по которой я работаю последние годы, характеризуют такие понятия, как “добро” и “доброта”, “коллектив”, “доверие”, “уважение”, “творчество”, “индивидуальность”, “самостоятельность", "успешность". Моя первостепенная задача, чтобы эти ценности составляли основу всей жизнедеятельности класса и каждого ученика в отдельности, проявлялись в общении и отношениях внутри классного коллектива и за его пределами.
Главной направляющей идеей является идея личного успеха, личной успешности каждого ученика.
Основная цель воспитательной работы сводится к предоставлению возможности обучающимся самостоятельно выбрать сферы приложения сил, и добиться успеха, реализовав свои потенциалы.
Программа построена на принципах гуманизма, личностной ориентации, первичной нравственно-волевой мотивации и деятельностного подхода.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
В области обучения:
• научить духу партнерства и сотрудничества;
• формировать признание многообразия личностей;
• формировать признание равенства других.
В области воспитания:
• формировать уважение человеческого достоинства;
• воспитывать уважение прав других;
• создать среду, формирующую терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению.
В области психического развития:
• формировать способность поставить себя на место другого;
• формировать стремление к самосовершенствованию личности и уважение права быть иным.
Гипотеза работы заключается в том, что нравственное воспитание учащихся старших классов будет эффективным, если сконструированная модель нравственного воспитания включает в себя структурные компоненты, принципы, методы и формы и реализуется вследствие воздействия на мотивационную сферу подростков, внедрения в воспитательно-образовательный процесс специально разработанной программы по нравственному воспитанию школьников.
Целевые ориентиры
Целевые ориентиры определены в соответствии с инвариантным содержанием воспитания обучающихся на основе российских базовых (гражданских, конституциональных) ценностей, обеспечивают единство воспитания, воспитательного пространства.
v проявляющий приверженность традиционным духовно-нравственным ценностям, культуре народов России с учётом мировоззренческого, национального, конфессионального самоопределения;
v действующий и оценивающий своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовнонравственных ценностей и норм с осознанием последствий поступков, деятельно выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения, противоречащих этим ценностям;
v проявляющий уважение к жизни и достоинству каждого человека, свободе мировоззренческого выбора и самоопределения, к представителям различных этнических групп, религий народов России, их национальному достоинству и религиозным чувствам с учётом соблюдения конституционных прав и свобод всех граждан;
v понимающий и деятельно выражающий ценность межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в России, способный вести диалог с людьми разных национальностей, отношения к религии и религиозной принадлежности, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
v ориентированный на создание устойчивой семьи на основе российских традиционных семейных ценностей, понимания брака как союза мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания в семье детей, неприятия насилия в семье, ухода от родительской ответственности;
v обладающий сформированными представлениями о ценности и значении в отечественной и мировой культуре языков и литературы народов России, демонстрирующий устойчивый интерес к чтению.
Теоретико - методологической основой программы являются принципы
· историзма;
· целостного изучения воспитания в их развитии и взаимной связи;
· теоретические изыскания отечественных и зарубежных философов, педагогов, психологов по вопросам народной духовной культуры;
· положение о связи образования подрастающего поколения с историко-культурными ценностями общества, его духовными и национальными истоками;
· об использовании личностно-ориентированного подхода в процессе духовно-нравственного воспитания.
Для реализации программы предлагаю следующие методы:
· наглядный (используется во время экскурсий, наблюдений, проведения игр);
· словесный (используется при чтении стихотворений, проведении бесед, проведении викторин, конкурсов);
· практический (при проведении игр, организации вечеров)
Программа рассчитана на обучающихся 10-11 классы (15-17 лет), включает в себя три направления, связанные между собой.
Основными участниками программы являются:
· Обучающиеся
· Классный руководитель
· Родители
· Коллектив учителей
· Психолог школы
· Руководители кружков и секций
· Общественность.
Объем и срок освоения программы.
Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы – 70. Срок реализации – 2 учебный год.
Форма обучения – очная, согласно утвержденному расписанию.
Особенности организации образовательного процесса. В объединении обучаются 1 учебная группа, первого года обучения. Наполняемость группы – 15-19 человек. Состав групп постоянный.
В процессе обучения применяются следующие формы учебно-воспитательной работы – лекция, комплексное занятие и дискуссия.
Режим, периодичность и продолжительность занятий – Общее количество часов в год составляет 35 как для группы первого года обучения. Занятия проводятся 1 раза в неделю по 1 часу.
Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. По определению академика И. П. Павлова, воспитание - это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции.
Воспитание нравственной личности – одно из главных условий национального возрождения. Главное в программе духовно-нравственного воспитания – системный подход к формированию нравственной позиции обучающегося на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков
МОУ СОШ №4 г. Всеволожска всегда была большой школой во Всеволожском районе. 10-11 классы занимаются по программам с углублением профильных часов. В 2021 году в 10 «Б» классе - 23 учащихся занимаются с усилением часов химия, физика, биология.
Целью духовно-нравственного воспитания является развитие человека в контексте его всестороннего взросления, осуществляемое под воздействием специально подготовленных и планомерно проведённых воспитательных акций, мероприятий и действий.
Задачи:
1. Воспитание цельной, целомудренной личности, понимающей и принимающей свои обязанности; способной к правильному оцениванию жизни и себя, своих поступков с точки зрения норм духовно-нравственного поведения; познание себя, своих способностей, возможностей для духовно-нравственного саморазвития, самореализации и самосовершенствования:
· формирование традиционного миропонимания и мировоззрения, познание окружающего мира во всем его многообразии, сложности, противоречивости и неоднозначности;
· осознание ценности человеческой жизни и уникальности каждого человека, воспитание бережного отношения к собственной жизни;
· формирование волевого характера, способности преодолевать любые возникающие трудности, быть целеустремленным в достижении поставленной цели;
· утверждение и развитие системы высших, построенных на любви, эталонов чувств и отношений к миру, к другому человеку и к себе.
2. Восстановление традиционного образа семьи, как величайшей святыни; воспитание традиционной бытовой и семейной культуры, потребности в ответственном и заботливом отношении к членам своей семьи.
3. Освоение национальной культуры и воспитание чувства
национального самосознания, национальной гордости, национального достоинства,
воспитание уважения к другим народам и их культурам и умению плодотворно
взаимодействовать с ними.
4. Воспитание достойного гражданина
России, формирование патриотического сознания и самосознания, потребности в
гражданском и духовном служении своему Отечеству, приумножении могущества своей
Родины; развитие ее материальной и духовной культуры.
5. Осознание себя органичной частью всего
человечества, ответственного за его состояние. Восприятие себя как части мира,
несущего ответственность за другого человека, за среду обитания и
жизнедеятельность не только человечества, но и всего живого на планете.
6. Уважительное бережное отношение к
духовному и историческому наследию своего народа; укрепление духовных связей с
предшествующими и будущими поколениями России; восстановление традиционной российской
духовности и нравственности во всех сферах жизнедеятельности детей и молодежи.
Личностные:
• сформировать общественную активность личности, гражданскую позицию, культуру общения и поведения в социуме, навыки здорового образа жизни;
• воспитать уважение к старшему поколению;
• воспитать патриотизм, любовь к родине;
• развитие навыка аналитической работы;
• воспитать у обучающихся усидчивость, трудолюбие, терпение.
Метапредметные:
• развить мотивацию к определенному виду деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности;
• развить положительное отношение к себе как к субъекту профессиональной деятельности;
• развить мотивацию к познанию и обучению;
• развить образное мышление.
Образовательные:
• развить познавательный интерес к истории России;
• сформировать навыки источниковедческой работы;
• развить у детей творческое мышление, научить применять его при создании презентационных работ;
• обучить работе в сети Интернет, развить способность ориентироваться в поисковых системах, уметь находить необходимую информацию;
• обучить работе с электронной почтой.
3. Концепция воспитательной системы.
«Для воспитания детей нужен не великий ум, а большое сердце- способность к общению, к признанию равенства душ».
С.Соловейчик.
За последние годы существенно деформировалась система духовного воспроизводства общества и, прежде всего, в результате кризиса социальных институтов культурной преемственности, важнейшим из которых является институт образования.
Осмысление противоречивого опыта реформ в России приводит к необходимости постановки вопроса о духовной безопасности страны, ибо без человека, его душевного здоровья, умственных и нравственных сил, само понятие «жизнь» теряет смысл.
Возрождение российского общества возможно только при формировании у подрастающего поколения высоких моральных качеств. Проблемы обеспечения воспитания российской молодёжи остаются актуальными.
Актуальным на сегодняшний день становится и создание воспитательного пространства школы, в центре которого личность ребёнка, семья, учреждения дополнительного образования, внешняя среда, влияющая на развитие детей, внутренняя среда школы, разнообразные формы и типы развивающих уроков, годовой цикл мероприятий, ученический и педагогический коллектив, освоение новых технологий воспитательного процесса.
Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие, и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни.
Разрабатывая концепцию духовно-нравственного воспитания, учитывала основные тенденции в развитии современного российского общества.
Современных детей отличает духовная и эмоциональная незрелость. Всё это объясняет особую значимость и актуальность разработки программы по духовно-нравственному воспитанию обучающихся.
1.2. Национальный воспитательный идеал
Национальный воспитательный идеал — высшая цель образования, абсолютно нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций.
Воспитание ориентировано на достижение определённого идеала, т. е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно-исторических социокультурных условиях.
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
1.3. Цель воспитания
Способствовать воспитанию и развитию высоконравственного ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России, привитию ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций России.
1.4. Задачи воспитания
Личностная культура
Способствовать формированию готовности и способности учащихся к нравственному самосовершенствованию «становиться лучше», реализации творческого потенциала на основе непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции;
Способствовать формированию нравственных ценностей: честности, доброты, искренности, милосердию и др.;
Способствовать развитию у учащихся самосознания, позитивной самооценки и самоуважения;
Способствовать умению открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
Способствовать формированию способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора;
Способствовать формированию трудолюбия, жизненного оптимизма, способности к преодолению трудностей;
Способствовать формированию осознанию ценности человеческой жизни.
Социальная культура
Способствовать формированию у учащихся национальных духовных и нравственных ценностей;
Способствовать формированию чувств личной ответственности за Отечество;
Способствовать развитию готовности солидарно противостоять глобальным вызовам современной эпохи;
Способствовать развитию чувств патриотизма и гражданской солидарности;
Способствовать формированию сознательного личностного, профессионального, гражданского и иного самоопределения и развития в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, народом, Отечеством, будущими поколениями.
Семейная культура
Способствовать формированию отношений к семье как к основе российского общества;
Способствовать формированию и привитию ценностей и традиций российской семьи: любовь, верность, здоровье, почитание родителей, забота о младших и старших;
Способствовать формированию бережного отношения к жизни человека, продолжение рода.
1.5. Принципы воспитания.
Главные принципы в работе с детьми:
принцип нравственного примера педагога;
принцип социально-педагогического партнёрства;
принцип индивидуально-личностного развития;
принцип интегративности программ духовно-нравственного воспитания;
принцип социальной востребованности воспитания.
В работе с родителями:
Принцип сопряжения - установление взаимосвязи двух разных сфер жизни ребёнка, семьи и школы, через определение их функций содействия наилучшим достижениям ребёнка в его физическом и духовном развитии, так, чтобы действия одного партнёра сопровождались обязательно соответствующими действиями другого.
Принцип сопричастности - значит взять на себя часть происходящего с ребёнком, себя чувствовать частью ребёнка и делать всё то, что делал бы ты сам, будучи на его месте.
Принцип содеянности заключается в привычке, умении, радости самостоятельно изменять свою жизнь и улучшать её по собственному желанию и с помощью солидарной деятельности людей разных сфер.
1.6. Некоторые методы работы с детьми.
Класс, в котором я работаю, всегда был очень активным, эмоциональным. Чтобы устранить, сгладить возникающие конфликты, споры, недовольства, трения между воспитанниками (все сразу ведь не могут встать «к рулю»), использую следующие приемы:
1. ПОПС – формула. Идеальна при организации споров, дискуссий. Ее суть заключается в следующем: ученик высказывает:
П-позицию (объясняет, в чем заключена его точка зрения);
О-обоснование (не просто объясняет свою позицию, но и доказывает, начиная фразой типа: “Потому что…);
П-пример (при разъяснении сути своей позиции пользуется конкретными примерами, используя в речи обороты типа: “Я могу подтвердить это тем, что…);
С-следствие (делает вывод в результате обсуждения определенной проблемы, например, говорит: “В связи с этим …”).
Таким образом, выступление занимает примерно 1-2 минуты и может состоять из двух-четырех предложений. Самое главное, что дает применение данного приема, ребята спокойно, без лишних эмоций, высказывают свою точку зрения, отношение к предложенной проблеме. «Кто ясно мыслит – ясно излагает!» - это, во-первых, а во-вторых, следуя данному правилу ведения дискуссии, ученик лучше понимает собственную позицию и способен прояснить ее для остальных.
2. Кейс–метод. Суть метода ситуаций (кейсов) состоит в том, что учащимся предлагается осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую–либо практическую проблему, но и активизирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при ее решении. При этом сама проблема не имеет однозначного ответа.
Вначале мной использовались готовые проблемные ситуации по наиболее типичным моментам общения, а затем ребята сами стали создавать кейсы, которые на специально отведенном для этого классном часе мы вместе и решаем. Причем, проблемы не ограничиваются только отношениями в классе и в школе: это могут быть и кейсы из семейной жизни, из общественных отношений и даже из личных отношений ребят. Главное, что надо обладать достаточным тактом, деликатностью, чтобы не «переходить на личности», чтобы решать саму проблему как бы в «третьем лице».
1.7. Базовые национальные ценности
В наши дни духовные основы российского общества, «то, что можно назвать исконными ценностями россиян» были определены В.В.Путиным в докладе «Россия на рубеже тысячелетий»:
1. Патриотизм — чувство гордости своим Отечеством, его историей и свершениями. Это стремление сделать Россию крепче, а ее граждан — богаче и счастливее. Патриотизм — это источник силы народа. Он выражается в ценностях:
¨ Любовь к России;
¨ Любовь к своему народу;
¨ Любовь к своей малой родине;
¨ Служение Отечеству (ратное, духовное, трудовое).
2. В нашей стране коллективные формы жизнедеятельности всегда имели приоритет над индивидуализмом. Социальная солидарность не только наша национальная традиция, но и одно из важнейших условий модернизации страны, возможность личности развиваться в неагрессивной, благоприятной социальной среде, забота личности об интересах общества. Социальная солидарность раскрывается в ценностях:
© Свобода личная и национальная;
© Доверие к людям, институтам государства и гражданского общества;
© Справедливость;
© Милосердие;
© Доброта;
© Честь и честность;
© Достоинство.
3. Российские народы образуют российскую гражданскую нацию. Их объединяет общая историческая судьба, культура, ментальность, русский язык, сплачивают глобальные вызовы эпохи, на которые можно ответить только сообща. Гражданственность основана на ценностях:
© Служение Отечеству
© Правовое государство;
© Гражданское общество;
© Долг;
© Закон;
© Правопорядок;
© Межэтнический поликультурный мир;
© Свобода совести и вероисповедания.
4. Традиционные российские религии: православие, ислам, иудаизм и буддизм, - это источники национальной духовности. Духовно-нравственное развитие личности происходит в душевной сопричастности человека ценностям, которые лежат в их основе. Школа является светскими учреждением, поэтому ценности российских религий могут быть представлены как духовные основы российской культуры, как традиционные жизненные ценности. В культурологическом контексте школьники усваивают системные представления о:
© Вере в Бога, духовности, религиозной жизни человека;
© Религиозных организациях;
© Святости и благочестии;
© Ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога.
5. Россия начинается с российской семьи. Здесь впервые рождается и крепнет в ребенке понимание того, что он неслучаен в этом мире, что его существование востребовано людьми, что близкие, родные люди нужны ему, чтобы стать человеком. Семья создает человека и поддерживает его стремление к развитию, членов семьи объединяют ценности:
© Любовь и верность;
© Здоровье, благополучие и достаток;
© Почитание и уважение родителей;
© Забота о старших и младших;
© Забота о продолжении рода.
6. Нет средства более важного, чтобы стать человеком, личностью, семьянином и гражданином, сделать себя и окружающий мир лучше, чем свободное творчество и каждодневный труд. Это возможно, прививая учащимся:
© Познание и истину;
© Креативность и инновационность;
© Уважение к труду;
© Целеустремленность и настойчивость;
© Трудолюбие;
© Бережливость;
© Творчество и созидание.
7. Природа и искусство. Мы вправе гордиться своей страной, её славной историей, великой культурой, традиционной духовностью, великолепной природой. Открыть для себя уникальные природные и культурные ландшафты можно, приобщая учащихся к ценностям:
© Жизнь;
© Родная земля;
© Красота;
© Гармония;
© Нравственный выбор;
© Духовный мир человека;
© Смысл жизни;
© Эстетическое развитие;
© Этическое развитие;
© Заповедная природа;
© Эволюция;
© Планета Земля;
© Экологическое сознание.
8. Человечество. Российская идентичность соотносится с системой общечеловеческих ценностей. Это одно из условий её устойчивости. У учащихся необходимо воспитывать способность к духовно-нравственному развитию через обращение к другим национальным культурам и мировому культурному наследию. В то же время он сам должен быть понятен представителям других народов, открыт и дружелюбен по отношению к ним, что возможно через привитие ценностей:
© Планета Земля;
© Мир во всем мире;
© Многообразие культур и народов;
© Прогресс человечества;
© Международное сотрудничество.
1.8. Направления воспитательной работы
1. Внеурочная деятельность (культурные практики). Базовые ценности отражены в содержании внеурочных воспитательных мероприятий: праздниках, викторинах, выставках, дискуссиях, играх и т.д., в деятельности кружков, секций, клубов и других форм дополнительного образования. Основной внеурочной деятельности является культурная практика — организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором расширяет опыт конструктивного, творческого поведения в культуре.
2. Внешкольная деятельность (социальные и культурные практики). Внешкольные мероприятия: экскурсии, разнообразные десанты, сборы помощи, благотворительные, экологические, военно-патриотические мероприятия, учебные полезные дела и т.д. — организуются в пределах целостного, социально-открытого образовательного пространства. Социальная практика формирует социальную компетентность и опыт конструктивного гражданского поведения, позволяет школьнику получать опыт нравственно значимого поступка, переводя содержание национальных ценностей в план общественно значимой деятельности. В организации и проведении социальных практик могут принимать участие педагоги и школьники, ветераны, священнослужители, деятели культуры и спорта, представители служб социальной помощи и т.д. - субъекты гражданской деятельности.
Во внеурочной и внешкольной деятельности формируется ценностный и поведенческий компоненты российской идентичности.
3. Семейное воспитание. Интеграция воспитательных усилий семьи и школы имеет приоритетное значение.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
1.Часть 1. «Воспитать человека»
2.Часть 2. «Воспитать семьянина»
3.Часть 3. «Воспитать патриота»
Часть 1. «Воспитать человека»
Цель работы: оказание помощи обучающимся в профессиональном самоопределении, развитие потребности в образовании и самообразовании.
Задачи:
· формировать у детей понимание основных нравственных категорий;
· формировать потребность к воспитанию своих морально-волевых качеств.
Предполагаемый результат деятельности:
ü определение сферы самоутверждения учащихся, на основе формирования понятий «смысл жизни», «идеал», «счастье».
ü высокий уровень самосознания,
ü самодисциплина,
ü формирование адекватных профессиональных притязаний,
ü понимание учащимися ценности человеческой жизни,
ü справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.
№ |
Мероприятия, форма проведения |
Ответствен ные |
Сотрудничество |
||
Обучающиеся |
Коллеги |
Родители |
|||
1. |
Классные часы: 1.«Две противоположности-добро и зло» 2. «В человеке должно быть всё прекрасно!» 3. Жизненный успех-везение, удача или…» 4. Мы такие разные 5. «Красота внешняя и внутренняя» 6. «Поговорим о милосердии» 7. «Насколько ценны для тебя доброта и человечность» |
Классный руководитель и актив класса |
Организуют классные часы и принимают участие в проведении |
Привлечь к работе учителей предметников, библиотекаря, сетевое взаимодействие с Храмом Спаса Нерукотворного Образа
|
Пригласить родителей на классные часы |
2. |
Лекторий по нравственным темам |
Классный руководитель |
|
Пригласить к сотрудничеству психолога |
Проанализировать результат работы психолога |
3. |
Просмотр кинофильмов: «Белый Бим Чёрное ухо», |
Классный руководитель |
|
|
|
4. |
Внеклассное мероприятие |
Классный руководитель |
«Клуб доверие» |
Пригласить к сотрудничеству педагога-психолога |
|
6. |
День терпения и уважения |
Актив класса |
|
|
|
7. |
Родительское собрание «День терпения, понимания и прощения» |
Классный руководитель и актив класса |
|
|
|
8. |
Экскурсионные поездки |
Классный руководитель |
|
|
|
Часть 2. Воспитать семьянина.
Цель: обеспечение взаимодействия школы, классного руководителя, педагогов с родителями, привлечение их к воспитательному процессу, к участию в общешкольных и классных мероприятиях, помощь ребятам в определении с выбором профессии через семейные традиции.
Задачи:
· формировать уважение к членам семьи;
· воспитывать семьянина, любящего своих родителей;
· формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.
Предполагаемый результат деятельности:
ü понимание учащимися ценности и важности семейных отношений и сохранение семейных традиций,
ü сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;
ü воспитание справедливости, честности, доброжелательности, способности к сопереживанию, уважение профессионального выбора своих родителей.
ü сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;
ü сформировано представление о том, что настоящие сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
№ |
Мероприятия, форма проведения |
Ответственные |
Сотрудничество |
||
Обучающиеся |
Коллеги |
Родители |
|||
1. |
Классные часы: 1. «Мир человеческих чувств» 2. «Рождественские посиделки» 3. «Всему начало отчий дом» |
Классный руководитель и актив класса |
Организуют классные часы и принимают участие в проведении |
Привлечь к работе учителей-предметников, сетевое взаимодействие с Храмом Спаса Нерукотворного Образа |
Пригласить родителей на классные часы |
2. |
Лекторий по нравственным темам |
Классный руководитель |
|
Пригласить к сотрудничеству психолога, сетевое взаимодействие с Храмом Спаса Нерукотворного Образа |
Проанализировать результат работы психолога |
3. |
Просмотр кинофильмов: «Мужики», «Вам и не снилось», «Розыгрыш» |
Классный руководитель |
|
|
|
4. |
Внеклассное мероприятие «Наши увлечения» |
Классный руководитель |
Подготовка и проведение |
Пригласить к сотрудничеству учителя литературы |
|
5. |
День терпения и уважения |
Актив класса |
|
|
|
6. |
Родительские собрания «Мамочкам посвящается», «Причины снижения успеваемости у обучающихся и пути их преодоления», «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому», «Поможем детям выбрать профессию», «Жизненные цели подростка» |
Классный руководитель и актив класса |
|
|
|
7. |
Составление родового древа |
Классный руководитель |
|
|
Работа с семейными архивами |
8. |
Экскурсионные поездки |
Классный руководитель |
|
|
|
9. |
Поход с родителями |
Классный руководитель |
|
|
Организация похода |
10. |
Ремонт класса |
Классный руководитель |
|
|
Организация работы |
Часть 3. Воспитать гражданина.
Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя, формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека, индивидуальность, личность, обладающую единством духовно-нравственного и правового долга.
Цель: формирование у учащихся соответствующих знаний о правах и свободах человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих осознанного выбора поведения и ответственности за него, воспитание чувства патриотизма, толерантности, гуманизма.
Предполагаемый результат деятельности:
ü развивать общественную активность учащихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность отчизне, готовность к защите её свободы и независимости;
ü воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну;
ü убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит Родину, гордится ей,
ü изучает её историко-культурное, духовное наследие;
ü верен своему гражданскому долгу;
ü готов к защите Отечества.
№ |
Мероприятия, форма проведения |
Ответственные |
Сотрудничество |
||
Обучающиеся |
Коллеги |
Родители |
|||
1. |
Классные часы: 1.«Подвиг длиною в 900 дней и ночей» 2.«О героях былых времен» 3.«История семьи в истории страны» 4. «Дни воинской славы» 5.«Помнить, чтобы жить!» (памяти жертв Холокоста посвящается) 6.«Мы вместе» (Воссоединение Крыма с Россией) 7.«День российской науки» |
Классный руководитель и актив класса |
Организуют классные часы и принимают участие в проведении |
Привлечь к работе учителей русского языка, географии, биологии, сетевое взаимодействие с Храмом Спаса Нерукотворного Образа
|
Пригласить родителей на классные часы |
2. |
Лекторий по темам: «Великая Отечественная война» |
Классный руководитель |
|
Пригласить к сотрудничеству психолога |
Проанализировать результат работы психолога |
3. |
Просмотр кинофильмов: «Офицеры», «Т-34», «Битва за Севастополь», «…А зори здесь тихие» |
Классный руководитель |
|
|
|
4. |
Сбор и систематизация материала «История семьи в истории страны» |
Классный руководитель |
Подготовка и проведение |
Пригласить к сотрудничеству учителя литературы |
|
5. |
Вахта памяти |
Актив класса |
|
|
|
6. |
Организация работы Музея одного дня |
Классный руководитель и актив класса |
|
|
|
7. |
Составление древа семьи |
Классный руководитель |
|
|
Работа с семейными архивами |
8. |
Экскурсионные поездки |
Классный руководитель |
|
|
|
9. |
Научно – исследовательская конференция «Подвигу народа жить в веках» |
Классный руководитель |
|
|
Организация похода |
10. |
Составление Книги Памяти |
Классный руководитель |
|
|
Организация работы |
1. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
В качестве меры эффективности, функционирования воспитательной программы целесообразно избрать критерии, позволяющие оценить результативность осуществляемой деятельности по достижению поставленной цели.
Критерии эффективности |
Показатели |
Методики изучения |
Воспитанность |
Самооценка личностных качеств. |
Психологический климат учащихся 10-11 классов |
Уровень самооценки |
Методика О.С. Газмана "Саморазвитие личности подростка" |
|
Уровень саморазвития |
||
Уровень саморазвития |
||
Сформированность индивидуальности выпускника |
Нравственная направленность |
Тест Н.Е.Щурковой "Размышляем о жизненном опыте", педагогическое наблюдение |
Креативность личности выпускника |
Метод экспертной оценки продуктов творческой деятельности учащихся |
|
Компетентность выпускника |
Наблюдение, анкетирование |
|
Удовлетворённость обучающихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью в школе и результатами воспитательного процесса |
Комфортность, защищённость личности учащегося, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в гимназии |
Методика А.А.Андреева "Изучение удовлетворённости учащихся школьной жизнью" |
Удовлетворённость педагогов содержанием, организацией и условиями трудовой деятельности, взаимоотношениями в ученическом сообществе |
Методика Е.Н.Степанова "Изучение удовлетворённости педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении" |
|
Удовлетворённость родителей результатами обучения и воспитания ребёнка, его положением в коллективе гимназии |
Методика Е.Н.Степанова "Изучение удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения" |
|
Сформированность классного коллектива |
Эталонность коллектива школы в восприятии его членов |
"Социально- психологическая самоаттестация коллектива" методика Р.С.Немова |
Уровень самоуправления |
Самоуправление в классе, школе |
Методика М.Рожкова "Самоуправление" |
Взаимоотношения в семье
|
Комфортность, защищённость ребёнка в семье |
Анкетирование
|
Здоровье учащихся |
Отношение учащихся к своему здоровью |
Анкетирование |
Верь в себя, верь в ребёнка и не навреди!
(Учительская заповедь)
Деятельность педагога направлена на:
· развитие желания знать, понимать и действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях;
· развитие волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон;
· воспитание умения бороться и выживать в экстремальных ситуациях; знакомство учащихся с примерами нравственной позиции других людей и умением выживать в трудных жизненных ситуациях;
· воспитание интереса учащихся к самим себе, желание самосовершенствования;
· формирование позитивного отношения к обычаям и традициям своей семьи, своего народа, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы.
Основные понятия программы: нравственный выбор, нравственное просвещение и нравственное поведение, выдающиеся люди и их нравственные ценности, самоактуализация и самореализация, жизненные ценности и правила, знание этических течений, нравственный опыт.
Формы работы:
¨ Лекции на тему нравственности.
¨ Тематические классные часы.
¨ Работа психолога, проведение тренингов и тестов соответственно направленности.
¨ Посещение театра, кинопросмотры.
¨ Экскурсии, знакомство с историческими и памятными местами страны, города.
¨ Дискуссии по нравственной тематике.
¨ Исследовательская работа.
¨ Изучение нравственного наследия, имеющего общечеловеческий характер: золотое правило нравственности, заповеди нагорной проповеди.
¨ Праздничные поздравления одноклассников, педагогов, сюрпризы, конкурсы.
6.3. Анализ воспитательной работы педагога
Мониторинг эффективности программы.
Мониторинг – постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предложениям.
Цель мониторинга- повышение эффективности и качества воспитательного процесса в школе.
Функции мониторинга:
Информационная;
Побудительная;
Формирующая;
Коррекционная;
Системообразующая;
Прогностическая.
Этапы проведения мониторинга:
1.Нормативно- установочный
1. определение педагогической
проблемы
2. постановка целей и задач
3. определение объекта и предмета изучения
4. определение субъектов мониторинга, их подготовка
5. структурирование критериев и показателей
6. выбор инструментов
7. разработка пакетов
8. прикладные программы
2.Диагностический
1. отбор информации
2. качественная и количественная обработка результатов
3. педагогический анализ
4. выявление проблем
5. ранжирование проблем с объяснением причин
6. принятие управленческих решений
3.Итогово – аналитический
1. подведение итогов
2. анализ проделанной работы
3. корректировка работы
Компоненты исследования:
· уровень воспитанности школьников;
· уровень социально-психологического развития школьников;
· организационные аспекты воспитательного процесса;
· нравственно-психологическое самочувствие всех субъектов воспитания (ученик, учитель, родитель).
В настоящее время в литературе имеется достаточное количество методик диагностирования результативности воспитательного процесса, и в школах города на практике используются самые разнообразные методики.
Методика должна:
v соответствовать особенностям воспитательного процесса школы;
v быть простой и иметь малые временные затраты на обработку результатов;
v обеспечивать фиксацию результатов диагностирования.
На протяжении ряда лет в нашей школе диагностирование результативности воспитательного процесса проходит по пяти основным характеристикам:
· уровень воспитанности учащихся;
· уровень социально-психологического развития коллектива;
· уровень удовлетворённости учащихся школьной жизнь;
· уровень удовлетворённости родителей деятельностью педагогического коллектива;
· уровень удовлетворённости педагогов жизнедеятельностью в школьном сообществе и своим положением в нём.
В основном мониторинги составляются и проводятся администрацией школы и психологом. А для мониторинга уровня социально-психологического развития коллектива я использую методику Р.С.Немова.
Основываясь на результатах
исследования, можно сделать следующие выводы:
· целенаправленная работа ведёт к постепенному гармоничному развитию коллективистских отношений в ученической среде;
· коллектив обучающихся в настоящее время находится на высшей границе среднего уровня психологического развития;
· на сегодня нет явно определившегося лидера;
· уровень тревожности в классе определён как нормальный.
Изучая удовлетворённость учащихся, родителей жизнедеятельностью
в классном коллективе, я использую методики, разработанные Григорьевым Д.В. и Степановым
П.В.. Суть методик заключается в том, что в конце учебного года респонденты
анонимно на листочках выражают степень своего согласия или несогласия с
предложенными им десятью-двадцатью утверждениями. Причём методики позволяют
включать самые разные утверждения, которые актуальны в конкретных условиях
школы.
Цель и задачи работы с родителями обучающихся.
1.Установление контакта, общей благоприятной атмосферы общения с родителями учащихся.
2.Изучение воспитательных возможностей семей.
3.Формирование активной педагогической позиции родителей, повышение воспитательного потенциала семьи.
4.Вооружение родителей необходимыми для воспитания детей психолого-педагогическими знаниями и умениями, основами педагогической культуры.
5.Предупреждение наиболее распространенных ошибок родителей в воспитании детей.
6.Оказание помощи родителям в организации педагогического самообразования.
Ожидаемые результаты:
1. Повышение уровня воспитанности учащихся.
2. Усиление ориентации воспитанников на духовные ценности.
3. Сплочение классного коллектива.
4. Сплочение родительского коллектива единомышленников.
5. Повышение познавательной активности учащихся.
6. Формирование негативного отношения к вредным привычкам.
7. Владение методами самовоспитания, самоконтроля.
Формы работы: классные часы, экскурсии, поездки, беседы, конференции, конкурсы, концерты, встречи с интересными людьми, поисковая работа, творческие дела, трудовые десанты, спортивные мероприятия, уроки здоровья, соревнования, работа спортивных кружков и секций.
В классе сложился целый ряд традиционных дел и мероприятий:
· сентябрьский праздник – «День знаний»;
· октябрьский – «Туризм собирает друзей»;
· ноябрьский – «Осенний бал»;
· декабрьский «Новогодний огонек»;
· январский – «Рождественские посиделки»;
· февральский – «Масленица», «А ну-ка, парни!»;
· мартовский – «А ну-ка, девушки!»;
· апрельский – «День смеха»;
· майский – «Последний звонок»;
· день физкультуры и спорта «Фестиваль утренних гимнастик», во время которого обучающиеся доказывают необходимость зарядки по утрам, предлагая свои оригинальные варианты упражнений;
· вечер общения в импровизированном кафе - специально организованное развлечение, имитирующее застолье на самые разные темы (чаще связанные с историей): деревенские посиделки;
· конкурс презентаций о жизни класса «А у нас…», рассказывающий в любой форме о самом запомнившемся дне, уроке, деле класса;
· Конкурс-смотр учебных кабинетов;
· Конкурс новогодних ёлок и др.
Формы работы и общения с родителями менялись на протяжении 2,3 лет. Назову наиболее удачные, результативные:
· вечер вопросов и ответов (встреча педагогов и родителей, содержанием которой является обмен вопросами по проблеме организации образовательного процесса в школе и личностного развития детей);
· задания детям, которые можно выполнить вместе с родителями (рисунки, поделки, домашние стенгазеты, стихи, лабораторная работа в условиях домашней кухни и т.д.);
· приветствия (устные либо письменные послания в адрес родителей добрых пожеланий, связанных с каким-либо событием);
· сообщения об успехах детей (краткое сообщение о состоянии индивидуальной деятельности ребенка);
· родительский праздник (форма клубного отдыха с концертом, музыкой, сувенирами для детей и родителей с небольшим разговором на семейную тему);
· стендовая выставка “Наша родословная” (составление схемы семейной родословной выставляются для всеобщего обозрения перед собранием родителей).
· профессии родителей (рассказы приглашенных родителей о своей профессии).
· родительский рейд (письменное или устное сообщение о надобности в свободных сильных руках, с указанием срока востребованности).
· спортивный праздник “Моя спортивная семья” (спортивные соревнования веселого характера между семьями и детьми, а также между семьями с участием в команде детей).
· коллективное творческое дело «Мир интересов моей семьи»
· конкурс семейных альбомов «Загляните в семейный альбом».
Особенности мониторинга работы с родителями.
Цель – изучение мнения родителей учащихся о воспитательной работе и организации взаимодействия в школе.
Задачи:
1.Определить активность участие детей и их родителей
общественной жизни класса, подготовке и проведении мероприятий в классе и
школе.
2.Выявить эмоциональное отношение родителей учащихся к классу, к
мероприятиям в классе, к негативным явлениям в школе и классе.
3. Определить удовлетворённость родителей учащихся отношениями со
всеми участниками образовательного процесса.
Анализ мониторинга работы с родителями позволил выявить основные проблемы:
· разрозненность, несогласованность воспитания и обучения;
· отсутствие целенаправленности и планомерности в воспитательной работе, а также адекватных способов оценки её результативности;
· пассивность позиции родителей, их отстранённость от школьных проблем своих детей;
· низкая психолого-педагогическая компетентность родителей, их неумение правильно построить процесс семейного воспитания.
Ресурсное обеспечение программы.
· Материально-техническое обеспечение.
· Комплектование кабинета научно-методической литературой, литературой по воспитательной работе, психолого-педагогической литературой в связи с реализацией данной программы;
· Использование в работе материальной базы, оборудования школы;
· Оснащение кабинета необходимыми ТСО;
· Выполнение ремонтных работ.
· Социальная защита учеников.
· Участие в региональных программах по социальной защите школьников.
· Реализация прав детей, закрепленных Уставом школы.
· Взаимодействие с заинтересованными организациями и ведомствами по вопросам работы с детьми, попавших в трудную жизненную ситуацию.
· Взаимодействие в социуме. Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимо активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, дифференциация, интеграция и координация педагогического труда в едином образовательном пространстве и социокультурной среде.
3. Анализ динамики социальной ситуации развития учащихся.
Учащиеся класса активно контактируют с окружающим их социумом: учащимися школы, учителями. У детей сформированы ценностные ориентации, они позитивно относятся к людям, труду, учёбе, школе, классу, учителям. Произошло изменение круга наиболее значимых людей, т.е. референтного окружения обучающихся класса. Родители продолжают занимать важное место в их жизни, однако общение с одноклассниками и ровесниками становится всё более значимым и важным для принятия решений. Классное сообщество играет большую роль в социальном развитии школьников, на формирование их личностных качеств, творческих, интеллектуальных, физических, организаторских и других способностей и дарований. В прошедшем учебном году все учащиеся класса были задействованы в деятельности школьных кружков и секций по интересам.
Оценочные материалы
Для оценки результативности учебных занятий применяются следующие виды и формы контроля.
Вид контроля |
Форма контроля |
Вводный контроль |
Собеседование, наблюдение |
Текущий контроль (по итогам занятий) |
Опросы, собеседование, наблюдение |
Тематический контроль (по итогам завершения каждой темы) |
Викторины, тестирование, опросы, тематические кроссворды, филворды, краеведческие конкурсы |
2. СВЕДЕНИЯ ОБ УЧАЩИХСЯ.
7.1. Характеристика
1. Состав:
- количество учащихся – 19 из них: девочек – 9, мальчиков – 10
2. Контингент родителей (какое образование преобладает, основная возрастная категория):
У большинства родителей средне-специальное или высшее образование
3. Коллектив:
- высокий уровень сплоченности.
Лидерами в классе являются Тарабрина Елизавета, Кипер Даниил, Григорян Нона, Шайтанов Леонид.
- актив класса пользуется авторитетом;
- в коллективе преобладает познавательная деятельность. Ребята заинтересованы появлением новых технологий.
- наличие традиций: обсуждение новых технологий (плюсы и минусы) и применение их в жизни
4. Общественно полезная деятельность:
- отношение к общественным поручениям (мотивы активности или пассивности):
большинство ребят активны к общественным поручениям
- участие в классных и общешкольных делах (степень самостоятельности):
выполняют поручения под руководством старших
- влияние проводимых классных и общественных дел, направленных на изменение в
личности школьника:
развивается творческая индивидуальность учащихся
5. Отношение к учению:
- мотивы, побуждающие к обучению у большинства учащихся класса:
познавательные
- активность на уроках:
средний уровень. Особенно активны на уроке: Тарабрина Е., Кипер Д., Григорян Н.
-ответственность при выполнении заданий, развитость познавательных интересов
Амбарцумов М., Зимин К., Рюхин И., Гусева Е., Вдовицына О.
6. Трудовая деятельность:
- отношение к труду (мотивы, качество и своевременность выполнения):
отношение к труду – положительное при наличии соревновательных мотивов; качество и своевременность выполнения трудовой деятельности зависит от учащихся. Особенно ответственны по отношению к труду: Вдовицына О., Джордж Д., Исаева Е.
- трудолюбие, наличие трудовых навыков: трудолюбивы, имеют навыки самообслуживания
7.Наличие детей «группы риска»: нет
8.Характер взаимоотношений в классе:
- пользуется ли классных руководитель авторитетом у учащихся класса:
да
- каков стиль руководства (авторитарный, демократический, попустительский)
демократический
- учитывается ли и развиваются ли классным руководителем индивидуальные возможности
учащихся: систематически изучает особенности учащихся и обеспечивает индивидуальный подход, осуществляет помощь отстающим.
Список
ФИ обучающего |
Амбарцумов Михаил |
Андреева Ксения |
Василенко Дарья |
Вдовицына Ольга |
Вурста Виктория |
Григорян Нона |
Гусакова Екатерина |
Джордж Дина |
Зимин Кирилл |
Исаева Елизавета |
Ким Артур |
Кипер Даниил |
Рюхин Игорь |
Сенич Илья |
Тарабрина Елизавета |
Чижов Артём |
Шайтанов Леонид |
Шишикин Даниил |
Шуйский Андрей |
Используемая литература:
1.Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. - М.:2010.
2.Аверина, Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. - 2005 - №11 - С. 68-71
3.Жарковская, Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании - 2003 - №3 - С. 9-12
4.Власова, Т. И. Духовно - нравственное развитие современных школьников как процесс овладения смыслом жизни [Текст] / Т. И. Власова // Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 108 - 111
5.Духовно-нравственное воспитание школьников /Игнатьева Е.Е.- Ж. «Воспитание школьников», № 9 -2010.
6.Глинские чтения. Духовно-нравственное воспитание в системе образования российской Федерации /М.: Самшитиздат, 2002.
7.Твоя родословная. Мартышин В.С. Учебное пособие по изучению истории семьи и составления родословной / (серия «Духовно-нравственные основы семьи»). – М.: «Школьная пресса», 2000.
8. «Д.С. Лихачёв: Служение Отечеству. Духовные основы нравственного воспитания» / Петракова Т.И - М.: 1997.
9.Духовно-нравственное воспитание и гражданское воспитание в школе: Особенности и соотношение в учебно-воспитательном процессе / Ж. «Воспитание школьников», № 2 -2012.
2012.
8. Лисица, В. А. Развитие духовно - нравственных качеств личности через приобщение к народной культуре [Текст] / В. А. Лисица // Дополнительное образование и воспитание. - 2011. - № 11. - С. 20-22
9.Социально-психологический портрет современных подростков / Н. Н. Савина //Ж. Воспитание школьников. –№ 8- 2010.
10.Воспитывающий потенциал образовательной среды современной школы: проблемы и пути развития / М. П. Нечаев // Ж.Воспитание школьников. – № 7- 2010.
12.Гражданское воспитание: опыт и перспектива / Г. Ф. Гаврилычева // Ж.Воспитание школьников. –№ 3-2010.
12.Современный опыт гражданского воспитания: особенности и тенденции развития / Н. Савотина // Ж. Воспитание школьников. –№ 5-2009.
13. Воспитание гражданина – патриота: системный подход / В.С. Горбунов // Воспитание школьников. – № 1-2010.
Вместо заключения.
Я стремлюсь создать коллектив с благоприятной нравственной и эмоционально-психологической средой, способствующей развитию познавательных интересов учащихся, формированию у них потребности в самообразовании и воспитании, становлению и проявлению индивидуальности каждого ребенка. Поэтому в моем классе важная роль (роль системообразующего фактора в жизнедеятельности классного сообщества и построении воспитательной системы класса) отводится самоуправлению. Основа его организации – разработанная система поручений, благодаря которой каждый ученик в соответствии со своими индивидуальными особенностями может избрать и выполнить какую-либо деятельность, полезную для него, класса, школы. Высший орган – классное собрание, которое подводит итоги и планирует жизнедеятельность коллектива, решает возникшие проблемы, проводит выборы. В организации классного самоуправления принимают участие не только ученики класса и классный руководитель, но и их помощники: родители, администрация школы, учителя-предметники.
Родитель оказывают помощь в создании уюта, комфортной обстановки в классном помещении, помогают проводить праздники, участвуют в подготовке и проведении КТД.
Самоуправление в классе организуется с учетом взаимоотношений среди учащихся. Исходя из этого, они самостоятельно распределяют обязанности в классе. Благодаря этому, дети делают то, что им интересно, то, что у них получается.
Каждое утро, идя в школу, я знаю, что там возле кабинета, меня ожидают уже они, мои воспитанники. Дети торопятся, перебивая друг друга, рассказать о том, чему я не была свидетелем. Хотят поделиться всем новым, что у них появилось, что их озадачило. И я стараюсь дать полезный совет каждому, направить на тот единственно правильный путь.
Мой педагогический девиз: «Люби, твори, прощай!» я твёрдо верю в силу воспитания, которая складывается из очень простых компонентов: любви к детям, слова учителя, силы личного примера, справедливости – основы доверия; способности прощать ребенка. Учитель – ученик – единая духовная общность, а жизненный путь ребенка – путь радости. Главное в моей работе – воспитание ученика как личности. И в это понятие вкладываю духовное богатство, широкое мировоззрение, эрудицию, высокую нравственность, общительность, способность влиять на решения и деятельность коллектива.
Я хочу, чтобы мой цветок зацвёл всеми цветами радуги, а это зависит от того, насколько благодатна почва, на которой он будет расти.
Думаю, мне очень повезло с классом! Многочисленные социологические опросы показывают, что ребята чувствуют себя комфортно, уверенно, они искренне дружат, переживают за общее дело и не хотели бы учиться в каком-либо другом коллективе. В школе класс на очень хорошем счету. «Лицо» класса – интеллект и интеллигентность.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.