Программа 2 года обучения для детей с тяжелой умственной отсталостью
Оценка 4.9

Программа 2 года обучения для детей с тяжелой умственной отсталостью

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
психологическая работа +1
1 кл
23.03.2019
Программа 2 года обучения для детей с тяжелой умственной отсталостью
данная программа создана для детей с тяжелыми формами умственной отсталости. Программа рассчитана на занятия 5 часов в неделю. Курс разработан для 1 класса, основан на программе "Особый ребенок". Это в основном коррекционные занятия для развития и социализации не говорящего ребенка.
программа для НИКИ.docx
СОГЛАСОВАНО заведующий  ПМПК отдела  образования администрации  Ленинского района г. Донецка ________Н.А.Галинская СОГЛАСОВАНО заместитель директора по учебно­ воспитательной работе _______Т.Н.Крымова УТВЕРЖДЕНО Директор МОУ «Гимназия № 33  г.Донецка» _______Т.В.Денисенко Специальная индивидуальная  программа развития  для 2 года обучения ( 1 класс) по адаптированной основной  общеобразовательной программе с учетом коррекционной направлености для детей с тяжелой умственной отсталостью рассчитана на детей 8 лет на 2018 – 2019 учебный год Составитель: учитель МОУ «Гимназия № 33     г.Донецка» Биева С. А. Рассмотрено на заседании педагогического совета  МОУ «Гимназия № 33  Протокол  № __  от «__»__ 2018. Донецк 2018 2 Структура рабочей программы 1. 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. 1.6. 2. 3. 4. 5. Пояснительная записка к рабочей программе Обоснование актуальности и основная идея курса Нормативные документы, лежащие в основе курса Цель и задачи курса Содержание основного минимума знаний, умений, навыков  учащихся Сведения об обучающейся Условия реализации программы Календарно­тематическое планирование Критерии оценивания знаний, умений, навыков Диагностический инструментарий оценивания знаний,  умений, навыков Список литературы для учителя и обучающейся 3 3 6 8 11 21 22 23 25 30 33 3 Пояснительная записка Программа  составлена на основе: ­    №701   "Об   утверждении Государственного   образовательного   стандарта   образования   обучающихся   с  Приказ   МОН   ДНР   от   14.08.2018 г. умственной отсталость"     ­   приказа   Министерства   образования   и   науки   Донецкой   народной Республики   №   702   от   14   августа   2018года   «Об   утверждении   перечня адаптированных основных образовательных программ, учебно­методических пособий   дошкольного,   начального   общего,   основного   общего   и   среднего общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в 2018­2019 учебном году» ­ программы   обучения   детей   с   умеренной   и     тяжелой   умственной отсталостью, под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой 2014г. ­ Программы     специальных   (коррекционных)   образовательных учреждений   VIII   вида:   Подготовительный,   1—4   классы   /     Под   редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой;  Москва «Просвещение» 2014. ­ Коррекционно   –   развивающая   программа   «Особый   ребенок»  научно­ методического центра специального образования ПОИПКРО. Пермь 2004г. ­ Программами обучения учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью,   под   редакцией   Н.А.   Новосёловой   и   А.А.   Шлыковой, Екатеринбург, центр «Учебная книга» 2004г., ­ Коррекционно­образовательные   программы   для   детей   с   глубоким нарушением интеллекта.   Санкт­Петербург ,1996 г. ­ Программа   обучения   глубоко   умственно   отсталых   детей.   (НИИ Дефектологии АПН СССР).­ М.,1983 г. 4 Актуальность программы.  В связи с тем, что в  Перечне   программ для компонента общеобразовательной организации, рекомендованных в 2018­2019 учебном   году   нет   программы   для   обучения   детей   с   тяжелой   умственной отсталостью,   данная   индивидуальная   программа   составлена   для   обучения Ветровой Ники Владимировны ( 8 лет),  в силу своего заболевания нуждается в   индивидуальном   обучении   и   по   адаптированной   основной общеобразовательной   программе     с   учетом   коррекционной   направленности для детей с тяжелой умственной отсталостью.  У   учащихся   с     тяжелой   умственной   отсталостью   преобладают примитивные физиологические потребности в связи  с несформированностью потребностей   более   высокого   уровня   (например, потребностей, потребности в самостоятельности, в полноценном общении).   познавательных Такие   дети   в   большинстве   своем   индифферентны   по   отношению   к окружающему   предметному   миру.   Их   действия   не   ориентированы   на физические   свойства   и   качества   предметов   и   остаются   на   уровне манипулирования   ими.   Поэтому   их   обобщенные  представления,   очень ограниченные,   касаются   только   тех   объектов,   которые   связаны   с   их непосредственной деятельностью. В  отношении других объектов их знания и представления отрывочны, фрагментарны, а часто и совсем отсутствуют. С   нарушением   интеллекта   тесно   связано   развитие   речи   учащихся   с тяжелой умственной отсталостью. Степень  их речевого развития чаще всего соответствует степени их общего психического развития. Для этих учащихся характерно   глубокое   недоразвитие   всех   сторон   речи:   фонетико­  лексической,   грамматической.   Поэтому   в   «Программе» фонематической, представлен   предмет  «Развитие   речи   и   окружающий   мир».   Формирование знаний   в  рамках   этого   предмета   ведется   последовательно­параллельно   на протяжении всех лет обучения. Характерной   особенностью   освоения   предметных   знаний   учащимися   с 5 является   дефицитарность тяжелой   умственной   отсталостью, непосредственно­эмоционального   общения   и   мотивационного   компонента предметной   и   предметно­игровой   деятельности.  У  большинства   детей   и подростков   наблюдается   пониженный   темп   деятельности:   они   совершают мало   предметных   действий,   «застревают»   на   первоначальном   способе   их выполнения, склонны к стереотипным действиям и персеверациям . Несформированность   предметных   действий   становится   причиной   крайней бедности   чувственной   информации,   глубокой   ущербности   чувственного познания,   которые   являются   базой   умственного   развития.   Характерная особенность   недоразвития   сенсорных   функций   у   основной   массы   детей   с тяжелой  умственной отсталостью заключается не в органическом поражении анализаторов,   а   в   неумении   полноценно   их   использовать,   перерабатывать получаемую информацию. Восприятие учащихся с  тяжелой умственной отсталостью и воспроизведение ими    недифференцированностью, воспринятого   характеризуются глобальностью. Грубые нарушения процессов высшей нервной деятельности и всех психических процессов не позволяют сформироваться целенаправленным приемам   познавательной   деятельности   (анализа,   синтеза,   сравнения, систематического поиска, полного охвата материала, применения адекватных способов   действий).   Это   обусловливает   хаотичный,  беспорядочный     и неосмысленный  характер деятельности учащихся.    Для мышления учащихся рассматриваемой категории характерны те же негативные особенности, что и для сенсорной деятельности, однако выражены они   в   еще   большей   степени.   При  этом   отмечаются   беспорядочность, бессистемность   представлений   и   понятий,   отсутствие   или   слабость смысловых   связей,   трудность   их   установления,   инертность,   узость   и конкретность,   чрезвычайная   затрудненность,   а   подчас   и   недоступность обобщений. 6 Решение мыслительных задач учащимися с тяжелой умственной отсталостью уже на этапе осознания условия задания вызывает значительные трудности. Они часто неадекватно воспринимают суть задания, упрощают или искажают его.   В  ходе   выполнения   задания   имеют   место   «соскальзывания»,   уход   от поставленной   цели.   Процесс   выполнения   заданий   нередко  сводится   к совокупности проб и ошибок. Критичность мышления на всех этапах решения задачи низкая. Эта особенность мышления учащихся учитывалась при отборе содержания   обучения   по   предмету   «Математика   (формирование элементарных математических представлений и конструирование)». Для   реализации   задач   «Программы»   важно   учитывать   особенности интеллектуальной сферы учащихся: «резкое понижение психического тонуса», негативизм,   «ускользание»   от   внешних  раздражителей,   невнимательность, психическую   пассивность  (Н.   И.   Волохов).   Поэтому   в   «Программе» использованы   способы  обучения   учащихся,   стимулирующие   их   реакции   на внешние раздражители и содержательные характеристики. При отборе содержания учебных предметов, представленных в «Программе», учитывался тот факт, что лица с умеренной и особенно с тяжелой умственной отсталостью   способны   лишь   к  самым   элементарным   обобщениям, проявляющимся   в   различении  отдельных   предметов,   объединении   их   в определенные   группы   (одежда,   животные),   что   достигается   с   помощью обучения. Однако различение отдельных предметов и явлений обнаруживается только в пределах конкретного. Если же требуется отвлечься от конкретной ситуации, учащиеся становятся беспомощными.  Содержание   предметов   «Русский   язык   (обучение   грамоте)», «Математика (формирование элементарных математических представлений и конструирование)» учитывает особенности мышления учащихся с умеренной и тяжелой   умственной   отсталостью,   ярко   проявляющиеся   при   обучении   их грамоте и счету. Например, ученики с большим трудом запоминают отдельные 7 буквы, путают буквы, имеющие оптическое сходство или обозначающие звуки речи, близкие по звучанию. Даже после длительного обучения навык чтения у них  носит механический характер: читая, учащиеся произносят звуки и их сочетания, не понимая смысла произносимых слов. Научившись читать, они не в   состоянии   осмыслить   текст,   обобщить   прочитанное.  Им   бывает   доступен наглядный счет в пределах пяти и десяти. Отвлеченный счет, даже в пределах первого   десятка,   им  также   недоступен.   Они   не   могут   овладеть   даже минимальными навыками счета и письма. Именно эти особенности и вызывают необходимость   таких   предметов,   как   «Альтернативное   чтение»,   и соответствующего   содержания   уроков   «Математические   представления   и конструирование», «Графика и письмо», а также использования специальных приемов обучения и минимизации программного материала. Нормативно­правовые документы, лежащие в основе курса: 1. Закон “Об образовании”, который утвержден постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики №1­23311­НС от 19.06.2015 года 2. Государственный   образовательный   стандарт   начального   общего образования,утвержден     Приказом   Министерства   образования   инауки Донецкой Народной Республикиот 25 июля 2018 года № 665 3. " Государственный образовательный  стандарт образования обучающихся с умственной отсталость" Приказ МОН ДНР от 14.08.2018 г. №701 4. Приказ   МОН   ДНР   от   11.04.2018г.   №318 "Об   утверждении   Концепции развития инклюзивного образования в Донецкой Народной Республике" 5. Приказ   МОН   ДНР   от   07.08.2018 г.   №   691 "Об   организации   и осуществлении   образовательной   деятельности   в   общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республики в 2018­2019 учебном году " 6. Приказ   Министерства   образования   и   науки   ДНР   №   815 от 03.08.2016 г. "Об   утверждении   Концепции   формирования   здорового образа жизни у детей и молодежи Донецкой Народной Республики" 7. Концепция   развития   инклюзивного   образования   в   Донецкой   Народной Республике 8 8. Положение   об   индивидуальной   форме   обучения   в   образовательных организациях 9. Устав  МОУ «Гимназия № 33 города Донецка» 10.Учебный  план  МОУ «Гимназия № 33 города Донецка» 11.Методические рекомендации к началу 2018­2019 учебного года 12.Методические   рекомендации   отдела   специального   и   инклюзивного образования:  Научно­методическое обеспечение учебно­воспитательного процесса в специальных образовательных организациях для детей с ОВЗ в 2018­ 2019 учебном году  Актуальные   проблемы   организации   воспитательной   работы   в общеобразовательных школах­интернатах в 2018­2019 учебном году  Обучение   детей   с   ограниченными   возможностями   здоровья   в общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республики в 2018­2019 учебном году При   разработке   программы   потребовались   увеличение   количества этапов   работы,   что   обусловлено психологическим и физиологическими нарушениями и возможностями детей с   удлинение   сроков   обучения, тяжёлой   умственной отсталостью. Дети   с  тяжёлой   умственной   отсталостью   с  большими   затруднениями усваивают сложные системы понятийных связей и легче ­ простые. Поэтому программа   построена   на   основе   концентрического   принципа   размещения материала, при котором одна и та же тема изучается в течение нескольких лет с постепенным наращиванием сведений. В   этой   программе   полностью   сохранен   принцип   коррекционной направленности   обучения.   Это   в   первую   очередь   проявляется   в   области речевого развития детей. В процессе обучения выясняется уровень общего и 9 речевого   развития   учащихся,   специфические   затруднения,   которые необходимо учитывать для правильной организации коррекционной работы, проводится работа над устранением недостатков всех сторон речи ребенка. Цель и задачи курса   Цель данного курса состоит в максимальном включении обучающейся в   образовательный   процесс,   в   формировании   доступных   ей   видов деятельности   (предметно­практической,   игровой,   элементарной   учебной, общения,   трудовой).   Результатом   обучения   по   программе   должна   стать социально­бытовая   адаптация   ребенка,   максимально   возможная самостоятельность в процессе жизнедеятельности, то есть социализация.  Приоритетными задачами коррекционной работы являются: ­укрепление и охрана здоровья, физическое развитие ребенка; ­формирование   и   развитие   продуктивных   видов   деятельности, социального поведения; ­расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального поведения, знания о себе, о других людях, об окружающем микросоциуме; ­формирование   на   доступном   уровне   простейших   навыков   счета,   основ   безопасности знаний   о   природе   и   окружающем   мире, жизнедеятельности; ­развитие творческих умений средствами игровой деятельности; ­воспитание навыки самообслуживания и культурно – гигиенические навыки; ­формировать   наглядно   –   действенное   мышление   и   элементы наглядно – образного мышления; ­развивать восприятие, память, внимание;  10 ­расширять   опыт   ориентировки   в   окружающем,   обогащая разнообразными   сенсорными   впечатлениями.   Воспитывать   внимание   и интерес к явлениям природы; ­воспитывать интерес к трудовым действиям взрослых, желание им помогать. ­формировать   у   обучающейся   практический   опыт   правильного поведения, воспитывать чувство симпатии к детям, взрослым, любовь к родителям и близким, послушание. ­продолжать     эстетическое   воспитании.   Развивать   художественное восприятие;  ­воспитывать   у   обучающейся   отзывчивость   на   музыку,   пение, доступные   их   пониманию   произведения   изобразительного   искусства, литературы. Предполагаемое   содержание   коррекционно­развивающей   работы   с обучающейся   относится к пропедевтическому уровню образованности. Это отражается в названиях учебных предметов: Примерное распределение часов по предметам Основная часть ­ ­  «Русский язык» ­ ( обучение грамоте) ­ 1 ч. «Математика» ­ (Формирование элементарных математических  представлений и конструирование)  ­ 1ч. «Музыкальное искусство» ­ 0,25 ч. «Изобразительное искусство» ­ 0,25 ч. «Физическая культура» ­ 0,25 ч. «Хозяйственно­бытовой труд и привитие навыков самообслуживания» ­ ­ ­ ­  ­ 0,25 ч. Коррекционная часть ­ «Логоритмика» ­ 0,5 ч. ­ «Социально­бытовая ориентировка » ­ 0,5 ч. ­ «Развитие психомоторики и сенсорных процессов».­ 1 ч. 11 12 Содержание основного минимума знаний, умений, навыков: 2 год обучения   по курсу   « Русский язык » Альтернативное чтение Для формирования навыков общения у неговорящей обучаемой мною используется альтернативный способ коммуникации (альтернативное чтение, предложенное Л.Б. Баряевой), который помогает   обучаемой выразить свои мысли   и   желания,   заменить   звуковую   речь,   а   окружающим   –   общаться, понимать их, осуществлять уход. Цель курса: Формирование навыков коммуникативного поведения на основе использования средств невербальной коммуникации.     В программе   определены следующие задачи: ­   формировать   первичные   ценностные   представлениях   о   книгах   и иллюстрациях, картинах и картинок; ­ знакомить с жестовыми, жестово­графическими, изобразительными и другими   средствами   выразительности   через   погружение   в   среду художественной литературы; ­   приобщать   к   словесному   искусству   в   доступных   для   учащихся ситуациях; ­ развивать коммуникативную функцию речи учащихся, удовлетворяя их коммуникативную потребность; ­   создавать   условия   для   пробуждения   речевой   активности   детей   и использования усвоенного речевого материала в процессе «чтения» в быту, на уроках – занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни; ­   знакомить   с   простыми   по   содержанию   рассказами,   историями, сказками. Ожидаемый результат: Обучающаяся должна уметь: ­­осмысливать простые изображения; ­показывать персонажей коротких произведений; ­устанавливать связь между реальным предметом и его   графическим изображением; ­самостоятельно   выбирать   нужную   пиктограмму   из   серии предложенных; ­выстраивать   пиктограммы   в   логический   ряд,  представляющий   собой графически оформленное предложение или небольшие тексты.   Обучающаяся должна знать: своё имя, отчество, фамилию, возраст; ­название и расположение основных частей  тела и лица; 13 ­членов своей семьи и ближнего окружения;  ­обобщающие   слова:   игрушки,   овощи,   фрукты,   посуда,   мебель, продукты питания, одежда, мебель, транспорт, дикие  и домашние  животные, дикие и домашние  птицы, школьные и гигиенические принадлежности; ­содержание сказок: «Курочка ряба», «Теремок», «Репка», «Колобок», «Три   медведя»,   «Заюшкина   избушка»,   «Мойдодыр»,   «Федорино   горе» К.Чуковского… ­графические   изображения:   времени   года,  явлений   природы,  времени суток, обобщающих слов. «  Графика и письмо    » Овладение письмом является одной из труднейших задач обучения детей с   умственной отсталостью. Этот вид речи оказывается чаще всего недоступным  для учащихся с тяжелой умственной отсталостью. Таким образом, процесс  овладения навыками письма доступен не всем учащимся данной категории.  Таким образом, учащиеся получают лишь элементарные основы графики и  письма. Цель курса:  ­ развитие и коррекция мелкой моторики; ­  развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки;  ­ привитие навыков правильно сидеть, вставать, слушать учителя, учителя и  выполнять их инструкции; ­ формирование умения пользоваться карандашом и ручкой.  ­ Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки. ­ Учить узнавать предмет по контуру и соотносить его с реальным предметом  (мяч, кубик, один и несколько). Ожидаемый результат: Развитие мелкой моторики рук (подготовка к письму). Обучающаяся должна уметь: ­ выполнять специальные упражнения для развития и укрепления мелкой  моторики на вытянутых и согнутых руках , статически и в динамике.  ­ Обводить по шаблону или трафарету геометрические фигуры, по  возможности раскрашивать или штриховать их.  ­ Работать с мозаикой, с «сухим бассейном», сортировать фасоль и горох.  ­ Складывать геометрические фигуры из палочек, составлять орнамент из  геометрических фигур.  ­ Шнуровать.  ­ Работать с проволокой и тесьмой по нарисованному контуру.  ­ Распознавать  мягкое­твердое, холодное­теплое, большое­маленькое. Обучающаяся должна знать: ­ Узнавать «зашумленные», заштрихованные предметы.  ­ Определять начало­конец строчки, верх­низ страницы тетради, учебника. 14 ­ Учить различать цвета: черный, синий, красный, белый, зеленый. ­  Работать с разрезными картинками из 2­3 частей. ­ Узнавать предмет по контуру и соотносить его с реальным предметом (мяч,  кубик, один и несколько).  ««Формирование элементарных математических представлений    по курсу  и конструирование    »   Процесс обучения математике неразрывно связан с решением  специфической задачи коррекционных образовательных учреждений —  коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств  ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою  деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.     Целью обучения детей математике является привитие системы таких знаний, умений и навыков, которые являются действенными, практически  ценными и обеспечивали  подготовку детей с тяжёлой умственной  отсталостью к социально ­ трудовой деятельности.  Обучение математике организуется на практическо­наглядной основе и тесно связано с другими учебными предметами. На уроках  математики  используется множество дидактических игр,  игровых приемов, занимательных упражнений. Ожидаемый результат: Обучающаяся должна уметь: ­выделять 1 и много предметов из группы; ­соотносить количество  с количеством пальцев; ­сравнивать множества по количеству, используя практические способы сравнения (приложение и наложение) и счёт, обозначая словами больше,  меньше, поровну; ­различать предметы по цвету, форме, величине; ­соотносить части суток с режимными моментами; ­выполнять по подражанию простейшие манипуляции с объёмными  формами из детского конструктора, используя две – три формы (кубик,  «кирпичик», «крыша»); ­складывать фигуры из счётных палочек по подражанию и по показу; ­складывать разрезные картинки из двух частей, разрезанных по  вертикали  или  горизонтали; ­чертить прямую, волнистую линию по подражанию; ­понимать слова, используемые учителем  при создании конструкций:  возьми, поставь, принеси, кубик, кирпичик, дорожка, лесенка, ворота; ­сооружать несложные постройки по образцу и словесной инструкции из строительного, природного и бросового материала. Обучающаяся должна знать: 15 ­количественные понятия: один, много, поровну; ­цвет: красный, синий, жёлтый, зелёный; ­величину: большой – маленький; ­форму: шар, куб, «крыша» (треугольная призма) и геометрические  фигуры: круг, квадрат, треугольник; ­название времени года; ­название, расположение и назначение помещений в доме. по курсу «Трудовое обучение» На этих уроках дети знакомятся со   свойствами материалов, овладевают  основными способами работы с ними (в основном, отраженно­ сопряженным способом), учатся пользоваться образцом, приобретают  начальные навыки и приемы работы с инструментами и приспособлениями. У детей закладывается положительное отношение к ручной деятельности.    Главное место в коррекционно­воспитательной работе с учениками отводится   трудовому   обучению,   где   они   овладевают   элементарными трудовыми   навыками,     у   детей   развивается   познавательная   деятельность. Выполнение различных операций ставит воспитанников перед необходимос­ тью   познания   материалов,   их   свойств   и   качеств,   требует   различения предметов, включенных в трудовую деятельность, что приводит к развитию представлений, мыслительных операций и речи. В   процессе   труда   формируются   такие   личностные   качества,   как привычка к трудовому усилию,   что является очень важным условием для дальнейшей   социально­трудовой   адаптации   воспитанников.   Трудовая деятельность оказывает большое влияние на физическое развитие детей. В процессе трудового обучения у воспитанников улучшается общее физическое состояние, развиваются работоспособность, координация движений. Учащиеся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью обучаются таким   видам   ручного   труда,   как   элементарное   конструирование,   лепка, овладевают   навыками   работы   с   тканью,   нитками,   бумагой,   природным материалом. Обучение ручному труду направлено на решение следующих задач: ­воспитание положительных качеств личности обучающейся;  ­формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде; ­привитие интереса к труду. Ожидаемый результат Обучающаяся должна: ­усвоить основные приемы работы с различными материалами; ­ориентироваться в задании с помощью учителя;  ­выполнять изделие с помощью учителя;  ­ориентироваться на листе бумаги и подложке; ­знавать и называть основные геометрические формы и тела. 16 по курсу «Музыка»   Занятия музыкой и пением занимает одно   из ведущих мест в ходе формирования   культуры воспитанников с отклонениями в развитии. Среди различных форм учебно­воспитательной работы музыка является одним из наиболее   привлекательных   видов   деятельности   для   умственно   отсталого ребенка. Целью  музыкального   воспитания   является   овладение   обучаемой музыкальной   культурой,   развитие   музыкальности.   Под   музыкальностью подразумевается   умения   и   навыки,   необходимые   для   музыкальной деятельности.   Это   умение   слушать   музыку,   умение   чувствовать   характер музыки и адекватно реагировать на музыкальные переживания.       Исходя   из   целей   музыкального   воспитания,  выделяется   комплекс задач: ­формировать   знания   о   музыке   с   помощью   изучения   произведений различных жанров; ­вызывать у учащихся интерес к музыке в процессе пения и музыкально­ ритмической деятельности; ­учить реагировать на начало и окончание музыки, различать музыку: грустную и веселую; ­узнавать знакомые произведения; ­корригировать отклонения в интеллектуальном развитии; ­способствовать   преодолению   неадекватных   форм   поведения,   снятию эмоционального напряжения; ­активировать творческие способности. Ожидаемый результат: обучающаяся должна уметь: ­слушать   и   понимать   мелодии   разных   музыкальных   жанров   (марш, песня, вальс); ­узнавать  мелодии знакомых песен; ­слушать, понимать и действовать согласно инструкции учителя; ­передавать   простейшие   ритмические   движения   (хлопки, постукивания);  ­узнавать   и   показывать   музыкальные   инструменты   и   выбирать   их   по звучанию. по курсу «Ритмика» Преподавание   ритмики   обусловлено   необходимостью   осуществления коррекции недостатков психического и физического развития воспитанников с   ограниченными   возможностями   здоровья   средствами   музыкально­ ритмической деятельности. Обучающаяся учится слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные  движения,   играть на простейших  музыкальных 17 музыкально   –   ритмические   движения, инструментах;   которые сопровождаются   подпеванием,   «изучающими»   жестами   и   действиями   с использованием простейших ударных и шумовых инструментов (погремушек, колокольчиков, трещоток и т.д.).     Упражнения с детскими музыкальными инструментами применяются для развития у обучаемой подвижности пальцев, умение ощущать напряжение и расслабление мышц, соблюдать ритмичность и координацию движения рук.       Весь   песенный   репертуар   подбирается   в   соответствии   с индивидуальными  особенностями речевого развития  Юлии. Мелодии песен просты;   тексты   –   ясные,   конкретные,   небольшие   по   объёму   музыкально   – ритмические упражнения – доступны и понятны учащимся.            Уроки проходят в живой, эмоциональной форме, с различными упражнениями, которые сопровождаются стишками, потешками, песнями. Методы и приёмы работы: ­наглядно   –   слуховой   (аудиозапись,   игра   на   музыкальных инструментах); ­зрительно   –   двигательный   (показ   игрушек   и   ярких   картинок, раскрывающих   ­содержание   песен:   показ   учителем   действий,   отражающих характер музыки; показ танцевальных движений); ­совместные действия ребёнка со взрослым; ­жестовая инструкция; ­собственные действия ребёнка по  вербальной инструкции взрослого. Ожидаемый результат: Обучающаяся должна уметь: ­слушать   и   понимать   мелодии   разных   музыкальных   жанров   (марш, песня, вальс); ­узнавать  мелодии знакомых песен; ­передавать   простейшие   ритмические   движения   (хлопки, постукивания);  ­узнавать   и   показывать   музыкальные   инструменты   и   выбирать   их   по звучанию. по курсу  «Рисование» Программа   направлена   на     развитие   восприятия   обучающейся, обогащение   её   сенсорного   опыта,   путём   выделения   формы   предметов, обведения их по контуру поочерёдно то одной, то другой рукой. Вызывать у обучаемой   интерес   к   действиям   с   карандашами,   фломастерами,   кистью, красками.                   Формировать   представление   о   том,   что   карандашами, красками, фломастерами рисуют. Обучение  направлено на решение следующих задач: ­учить следить за движением карандаша по бумаге. На занятиях учат обращать внимание  на то, что карандаш (кисть, фломастер) оставляет след на бумаге;  18 ­привлекать   внимание   обучаемой     к   изображённым   ею   на   бумаге разнообразным линиям, конфигурациям; ­вызывать чувство радости от штрихов и   линий, которые   нарисовала сама; ­развивать эстетическое восприятие окружающих предметов; ­учить  различать цвета карандашей, фломастеров; ­учить   делать   мазки   и   рисовать   разные   линии   (длинные,   короткие, вертикальные,   горизонтальные,   наклонные),   пересекать   их,   уподобляя предметам:   ленточки,   платочки,   дорожки,   ручейки,   сосульки,   заборчики   и другие; ­формировать   правильную   позу   при   рисовании   (сидеть   свободно,   не наклоняться низко над листом бумаги), свободная рука поддерживает лист бумаги, на котором рисует ребёнок. ­учить бережно, относиться к материалам, правильно их использовать: по окончании рисования класть на место; ­учить держать карандаш и кисть свободно: карандаш ­ тремя пальцами выше точёного конца, кисть ­   чуть выше железного наконечника; набирать краску на кисть, макая её всем ворсом в баночку, снимать лишнюю краску, прикасаясь ворсом к краю баночки. ­продолжать знакомить  с цветами: красный, зелёный, жёлтый, белый, чёрный, синий.  Ожидаемый результат: Обучающаяся должна уметь: ­узнавать (находить) основные цвета (красный, жёлтый, синий, зелёный, белый, чёрный); ­уметь правильно держать карандаш, кисть и пользоваться ими;  ­уметь   делать   мазки,   проводить   горизонтальные,   вертикальные, округлые линии; ­уметь раскрашивать рисунок (с помощью педагога). по курсу «Адаптированая  физическая культура»  В основу данной программы положена система простейших физических упражнений, направленных на коррекцию дефектов физического развития и моторики, укрепления здоровья, выработку жизненно необходимых умений и навыков.    Для того чтобы Никой были усвоены упражнения, инструкции к ним, мною используются  многократные повторения, сочетающиеся с правильным показом. В программе были подобраны, такие упражнения и задания, которые состоят из простых элементарных движений.  Каждый урок по физкультуре планируется в соответствии с основными дидактическими   требованиями:   постепенным   повышением   нагрузки   в упражнениях;   чередованием   различных   видов   упражнений,   подбором упражнений, соответствующим возможностям  Юлии. 19 Обучение  направлено на решение следующих задач: ­обучить   простейшим   исходным   положениям   при   выполнении общеразвивающих  упражнений;  ­ обучить навыкам правильного дыхания (по показу учителя); ­обучить   выполнению   простейших   заданий   по   словесной   инструкции учителя; ­ обучить  правильному захвату различных предметов, передаче  их; ­ обучить броскам и ловле мяча. Ожидаемый результат: Обучающаяся должна уметь: ­ правильно дышать (по показу учителя); ­правильно захватывать различные по величине предметы, передавать, переносить их; ­ бросать, ловить мяч; ­ преодолевать простейшие препятствия; ­ хлопать  в заданном ритме под  счёт, музыку; ­ совершать целенаправленные действия под руководством учителя. по курсу «   В   основу   занятий   по   предмету     положен   интегративный   подход, который предполагает освоение обучаемой системы жизненно необходимых практических навыков и умений, обеспечивающих адекватное проживание в обществе.  Социально­бытовая ориентировка» Целью обучения  данному предмету является освоение обучающейся системы   социально   значимых   практических   навыков   и   умений, обеспечивающих   их   адекватное   поведение   в   реальной   жизни.   Цель   уроков СБО   –   подготовка   обучающейся   к   взрослой   жизни   через   овладение   ею навыками   самообслуживания,   общения,   приспособления   её   к   жизни   в обществе, воспитания у неё максимального уровня самостоятельности.  На  уроках  обучающаяся (Быковских  Юлия)  обучается  элементарным социально­бытовым   умениям   сначала   с   помощью   учителя,   а   затем   и   с элементами самостоятельности. На всех этапах обучения у обучающейся: ­ формируются, затем уточняются и закрепляются основные бытовые умения   и   навыки,   обеспечивающие   постепенное   вхождение   в   социальную жизненную среду; ­   формируется,   закрепляется   и   постепенно   расширяется   спектр социально­бытовых   умений,   навыков,   операций,   которые   необходимы   в процессе жизнедеятельности; ­   формируется   и   вводится   в   предметно­бытовое   и   межличностное общение с учетом индивидуальных особенностей учащихся невербальные и вербальные средства коммуникации. 20 Программа   «Социально­бытовая   ориентировка»   включает   следующие разделы: «Личная   гигиена»   ­   в   данном   разделе   учащимся   дается   алгоритм умывания, чистки зубов, расчёсывания; «Одежда   и   обувь»   ­   в   данном   разделе   учащиеся   учатся   узнавать предметы одежды и обуви, и элементарным способам  ухода за ними; «Питание»   ­   в   данном   отделе   учащиеся   учатся   соблюдению элементарно­гигиенических   требований   к   содержанию   посуды   и использования продуктов; «Культура поведения» ­ в данном разделе даются сведения о том, как вести себя во время приема пищи, как пользоваться приборами и салфетками; «Жилище» ­ в данном разделе учащиеся учатся пользоваться средства по   уходу   за   жилищем,   выполнять   элементарные   действия   по   созданию порядка. Требования к уровню подготовки обучающейся по данной программе: Личная гигиена.  Обучающаяся должна: ­   иметь   представление   о   необходимости   соблюдения   правил   личной гигиены для сохранения и укрепления здоровья человека; ­ знатьпоследовательность выполнения утреннего туалета; ­ знать периодичность и правила чистки зубов ­знать периодичность мытья головы; Одежда и обувь. Обучающаяся должна: ­иметь   представление     почему   нужно   содержать   одежду   и   обувь   в чистоте; ­знать  виды одежды и обуви, ­ знать правила ухода за одеждой и обувью. Питание. Обучающаяся должна: ­   иметь   представление   о   значении   продуктов   питания   для   здоровья человека; ­   иметь   представление   о   санитарно­гигиенических   требованиях   к процессу приготовления    пищи; ­   иметь   представление   о   назначение   кухонных   принадлежностей   и посуды; ­   иметь   представление   о   санитарно­гигиенические   требования   к содержанию посуды. Культура поведения. Обучающаяся должна: ­ знать правила поведения за столом. ­ уметьпринимать правильную позу в положении сидя и стоя; ­ уметь правильно вести себя за столом во время приема пищи (пользоваться приборами, салфетками, аккуратно принимать пищу). Жилище. Обучающаяся должна:  21 ­ знать виды жилых помещений в городе и деревне и их различие; ­   уметь   выполнять   элементарные   действия   по   созданию   порядка   в жилище. по курсу  «Развитие психомоторики»   Коррекционно­развивающие   занятия   предполагают   комплекс   мер, воздействующих   на   личность   в   целом,   совершенствование   ведущего   вида деятельности, коррекцию индивидуальных недостатков развития. Цель занятий  ­ формирование  общей  способности  к   обучению. Чем раньше   начинается   коррекционная   работа,   тем   эффективнее   ее   результат. Основными задачами   «развития психомоторики»   являются восполнение пробелов предшествующего развития, дальнейшее накопление представлений и   знаний   о   предметах   и   явлениях   ближайшего   окружения   воспитанника, повышение уровня сенсорного и умственного развития, а также обогащение и систематизация словаря. знаниями,   умениями,   навыками.  На   занятиях   «Развитие   психомоторики»   обучающаяся   овладевает первоначальными     Специально организованные  занятия   позволяют   развить   мышление,  память,  восприятие, другие   познавательные   процессы   до   более   высокого   уровня.   Это положительно сказывается на их личностных интересах, мотивации учения, взаимоотношениях,   Восполнение   пробелов предшествующего развития и дальнейшее накопление знаний и представлений об окружающей действительности происходит в процессе непосредственных наблюдений   природы,   дидактических   игр, тренировочных и обучающих упражнений.   поведении   в   обществе.   предметов   и   явлений,      При   планировании   занятий   я   опиралась   на   имеющийся   фонд психических функций и уже сформированную базу знаний, умений и навыков обучающейся Ветровой Ники.  Требования к уровню подготовки обучающейся по данной  программе. Обучающаяся должна: ­выполнять упражнения по словесной инструкции учителя; ­проявлять адекватные эмоциональные реакции. 22 Сведения об обучающейся Составляя   индивидуальную  программу,  я  учитывала   все  особенности данного ребенка:  тяжелая умственная отсталость, микроцефалия, тетрапарез с нарушением стато­моторного развития тяжелой степени, задержка психо­ речевого   развития   а   0,2.   Рост     соответствует   возрасту.   У   девочки   ДЦП, отмечаются трудности общей координации движений,   несформированность статических движений (сидение за партой,  удержание позы при выполнении упражнений).   Движения   плохо   координированы,   особенно   совместные движения рук и ног. Способна удерживать только крупные предметы (мяч, большие   игрушки   и   др.).   Мелкая   моторика   пальцев   рук   слабо дифференцирована. Затрудняется при выполнении пальчиковых упражнений, несформированные графомоторные умения. Зрительно­двигательная координация не сформирована.  Ребёнок эмоционально не устойчив, капризна. В течение дня заметны колебания настроения. Присущи частые проявления  агрессии, направленные на     взрослых   (плюётся,   щиплет,   тянет   за   одежду,   кидается   игрушками). Агрессивные   состояния   часто   бывают   беспричинными,   отмечаются неадекватные реакции.  Обращённую   речь   понимает   на   узко   ­   бытовом   уровне,   не   всегда понимает назначение предметов повседневной жизни, реагирует на своё имя. Речь   практически   отсутствует,   иногда   вырываются   отдельные   слоги   и бессвязное бормотание. Использует невербальные средства общения: мимику, жесты,   позу.   При   выполнении   какого­либо   задания   доступны   только совместные,   поэтапные   действия   с   взрослым.   Самостоятельные   действия отсутствуют. Не удерживает внимание при выполнении действий, не может оценить   конечный   результат.   В   тоже   время   радуется   похвале   (улыбке взрослого, одобрению и др.).           Навыки социального поведения не сформированы. 23 Условия реализации программы Средства   обучения,   используемые   на   уроке:   наглядные,   ТСО, дополнительные пособия: ­   строительный   материал:   мягкие   модули,   крупный   деревянный строительный материал, строительные наборы, состоящие из однотонных и   разноцветных   предметов   различной   геометрической   формы, пластмассовые конструкторы (ЛЕГО); ­   наборы   мозаики:   пластмассовые   и   магнитные   различных геометрических форм и размеров; ­  блоки Дьёныша; ­   сборно­разборные   игрушки:   матрёшки,   пирамидки,   сказочные персонажи, куклы, животные;  ­ наборы мелких сюжетных игрушек: зайчики, мишки, рыбки и т. д.; набор   картинок   (сюжетных   и   предметных):   разрезных,   с   прорезями круглой, квадратной, треугольной формы;  ­  наборы палочек;  магнитные доски;  ­ сыпучие материалы: горох, фасоль, речной песок, манная крупа, рисовая крупа; набор коробок, прозрачные ёмкости;  ­ наборы геометрических фигур; штампы, трафареты; ­ пуговицы разного размера и различных цветов;  ­ природный материал: ракушки, камушки, шишки;         ­  муляжи овощей и фруктов;          ­  материал для лепки: цветное тесто, пластилин;         ­  палочки разной длины и ширины для рисования на песке, манке;         ­  наборы кистей, карандашей, фломастеров, мелков;         ­ детские музыкальные инструменты. Методы   и   приёмы,   используемые   в   ходе   обучения:   беседа,   работа   с   работа   с   наблюдения, изобразительными   наглядными   пособиями, натуральными наглядными объектами, практические задания. 24 Календарно­тематическое планирование  по предмету  «Русский язык  № Тема Развитие общих речевых навыков( 5 ч.) 1 Упражнения на развитие кинетической основы движений  пальцев рук: «Мячики­ежики», «Пальчики здороваются»,  «Волшебник карандаш», «Делай как я» 2 Упражнения  на движения мимической мускулатуры  по  подражанию (зажмурить глаза, надуть щёки, втянуть щёки,   поднять и нахмурить брови) 3 Упражнения на развитие кинестетической основы движений  пальцев рук учащихся в процессе выполнения последовательно  организованных движений и конструктивного праксиса:  нанизывание колец  на   стержень «Собери пирамидку» 4 Упражнения на развитие кинестетической основы движений  пальцев рук учащихся в процессе выполнения последовательно  организованных движений и конструктивного праксиса:  нанизывание колец на шнур «Мастерим бусы» Развитие навыков общения, диалогической и связной речи( 12ч.) 5 6 Упражнения  с сюжетной  картиной (осенним пейзажем):   Время года – осень. Основные признаки. «Найди такую картинку» 7 Игровые упражнения, имитирующие природные явления:    «Солнышко и дождик» (жесты и мимика: холодно – хмурится,  солнышко­улыбка, идет дождик – пальчик по столу) 8 Чтение сказки «Заюшкина избушка» 9 Игра­ инсценировка «Заюшкина избушка» 1 0 Упражнение на развитие кинетической основы движений  пальцев рук в процессе выполнения последовательно  организованных движений: «Пальчики здороваются», «Бегут  пальчики по дорожке», «Замок», «Лодочка» Экскурсия на кухню (продукты питания: сок, йогурт, варенье,  компот) ­ знакомство с названием и качеством предмета (вкусом).  Время года – зима. Признаки зимы. Цвет зимы – белый. 1 1 1 2 Кол­ во часов 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 25 Рассматривание сюжетных картинок «Зима», «Зимние забавы» Работа с картинками: (составление картины из отдельных  картинок). Д\и «Когда это бывает?» Новогодний праздник (чтение стихов) 1 3 1 4 1 5 Развитие общих речевых навыков( 3ч.) 16 Упражнение на развитие кинетической основы движений  пальцев рук в процессе выполнения последовательно  организованных движений: «Пальчики здороваются», «Бегут  пальчики по дорожке», «Замок», «Лодочка» 17 Игровые упражнения для совершенствования движений  1 1 1 2 1 мимической мускулатуры перед зеркалом и по образцу. Игра –  упражнение «Домашние животные» (имитация движений,  звукоподражание) Развитие навыков общения, диалогической и связной речи( 13ч.) 2 18 Время года – зима. Цвет зимы – белый. Основные признаки и  явления природы. Работа с пиктограммами 19 Упражнение на развитие слухового восприятия.  Прослушивание сказки «Теремок». 20 Игра­инсценировка сказки «Теремок» 21  Чтение произведения «Айболит» К. Чуковского. Д/И  с  предметами  заменителями «У  куклы мамы заболели зубы» 22  Упражнение на уточнение знаний, слов обозначающих  названия мед.инструментов 23 Развитие движений мимической мускулатуры по подражанию и словесной инструкции (зажмурить глаза, надуть щеки, поднять  и нахмурить брови) 24 Время года – весна. Основные признаки и наблюдения в  природе. 25 Изменения в природе с наступлением весны. 26 Работа с парными картинками. Д/И  «Что изменилось?» 27 Время года – лето. Упражнение на определение характерного  цвета лета. 1 1 1 1 1 2 2 1 1 Календарно – тематическое планирование по предмету  «Математика» № Тема Кол­ во  часов 26 Конструирование.( 8ч.) 1 2 3 4 Выкладывание прямых линий  из  палочек: «Дорожка короткая и длинная»  Выкладывание из шнурков извилистых линий «Плывет  кораблик по волнам» Игры с конструктивным материалом (кубики, кирпичики)  «Дом с забором» Упражнения с предметными разрезными картинками с  вертикальным разрезом. Пазлы из 2­х частей  «Осенние  листья» (клен, дуб) Игры с мозаикой:  «Бусы» Повторение пройденного материала 5 6 Представление о форме.(8ч.) 7 8 9  Круглые и некруглые геометрические тела Рисование на манке – круги. Тактильные и визуальные упражнения по выбору круглых  предметов  из множества других 10 Рисование на манке ­ квадрат 11 Конструирование из 2­х частей ­ квадрат 12 Рисование линий на песке, манке, на бумаге. Выкладывание с  помощью ниток, веревок, шнуров, природного материала  (прямая, извилистая, как волна) 13 Повторение пройденного материала Представление о величине.(6ч.) 14 Дидактические игры и упражнения, направленные на  представление  о величине: «Большие и маленькие пирамидки» 15 Дидактические игры и упражнения, направленные на  представление  о величине: «Большой и маленький» (кубик,  шарик) 16 Дидактические игры и упражнения, направленные на  представление  о величине: «Большие и маленькие матрешки» 17 Обводка по опорным точкам: квадрат большой­маленький,  дорожка длинная­короткая. 18 Обводка и штриховка по трафаретам объектов разной  величины: большой­маленький  мяч. 19 Повторение пройденного материала Конструирование(9 ч.) 20 Упражнения и игровые ситуации со счетными палочками,  ленточками на столе и на манке: «Елочка», «Широкая и узкая дорожка», «Забор», «Лесенка» 21 Игры с мозаикой: «Укрась елку», «Гирлянда» 27 1 1 2 2 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 22 Игры со строительным материалом и дидактическими  игрушками (сборно­разборными, мозаикой, блоками Дьеныша) 23 Игры с конструктивным  материалом:  «Домик для собачки» 24 Упражнения на складывание разрезных картинок из 2­х частей: «Собери картинку» 25 Повторение пройденного материала 2 1 1 1 Календарно – тематическое планирование по предмету «Музыкальное искусство» № Тема Кол­ во часов Слушание и узнавание музыкальных звуков, мелодий, песен (2 ч.) Слушание произведения  П.И Чайковского «Времена года»  (осень)     1  2 Слушание  и узнавание произведения   с CD диска «Спокойной  ночи малыши» (игра с куклой) Игры на музыкальных  инструментах(6 ч. )    3 Музыкально – дидактические игры  на музыкальных   инструментах (бубен, колокольчик, дудка):  упр. «Веселый  оркестр» 4 Музыкально – дидактические игры  на  музыкальных   инструментах (бубен, колокольчик, дудка):  упр.   «Чудесный   мешочек» 5 Музыкально – дидактические игры  на  музыкальных   инструментах (бубен, колокольчик, дудка) узнавание  инструмента по звучанию. 1 1 2 2 2 Календарно – тематическое планирование по предмету «Логоритмика» № Тема 1 Движения рук под музыку «Зайка серенький сидит» 2 Выполнение движений по подражанию. «Мишка с куклой  пляшут полечку» слова и муз. Гранина (используя куклу) Кол­ во часов 2 2 3 Музыкально – дидактическая  игра   «Чудесный  мешочек»  4 1  Игровые упражнения с ритмическим сопровождением (хлопки  3 28 учителя, удары в барабан,  в бубен) на прокатывание мяча  двумя руками друг другу, между предметами. 5 Имитационные упражнения, соответствующие тексту песни или действиям с игрушкой. «В лесу родилась елочка» 6 Имитационные упражнения, соответствующие тексту песни или действиям с игрушкой.  «Маленькой елочки холодно зимой». 7 Имитационные упражнения, соответствующие тексту песни или действиям с игрушкой.  «Снежинки кружатся». 8 Игровые упражнения с ритмическим сопровождением (хлопки  учителя, удары в барабан,  в бубен) 9 Имитационные упражнения, соответствующие тексту песни или действиям с игрушкой Движения под музыку (покачивания, похлопывания) 1 0 1 1 1 2 2 1 Календарно – тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» № Тема  Кол­ во часов 1 2 3 4 5 6 Развитие элементарных навыков ( 2 ч.)  «Веселые карандаши» учить детей различать цвета  карандашей, учить  рисовать разные линии (длинные,  короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные) «Кисточка­вошебница» учить делать мазки, подводить детей  к рисованию предметов округлой формы (облако, снежный  ком, шары, лужи и др.) Декоративное рисование.( 5 ч.) Закрашивание готового узора с использованием 2­3  контрастных цветов «Шарфик».      Закрашивание готового узора с использованием 2­3  контрастных цветов «Полотенце».      Рисование узора из геометрических фигур (разной формы,  величины, цвета) в разных формах (квадрат, полоса, круг,  овал, треугольник) «Платочек», «Косынка для куклы». Рисование на тему ( 1 ч.) Иллюстрирование сказок «Репка», «Колобок» с применением  трафаретов. 1 1 1 1 3 1 29 Календарно – тематическое планирование по предмету «Альтернативная физическая культура» № Тема  1 2 3 4 5 6 7 8 Дыхательные упражнения (по подражанию, под хлопки, под  счёт). Противопоставление первого пальца остальным (упражнение  для рук). «Поймай комара» (расслабление и напряжение мышц рук). «Солнышко и дождик» (упражнение для мышц рук) Согласование ритма (музыки) с хлопками. Подбрасывание мяча вверх и ловля его. Броски и ловля мяча (работа в паре). Итоговый урок Кол­ во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 Календарно – тематическое планирование по предмету  «Хозяйственно – бытовой труд»  № Тема  Кол­ во часов 1 2 3 4 5 6 Работа с тестом(5 ч.) Изготовление лесенки, забора, домика, елки, самолета из  предварительно подготовленных палочек и столбиков  различной длины и толщины.  Лепка по образцу предметов шаровидной формы:  мяча,  куклы­неваляшки из двух шаров различной величины. Лепка по образцу овощей и фруктов, имеющих форму шара:  яблока, помидора, апельсина; составление композиции из  изготовленных овощей и фруктов (помидоры в корзине и  т. п.). Лепка по образцу предметов овальной формы: сливы, огурца,  картофеля; составление композиции (овощи на тарелке). Работа с природным материалом( 2 ч.) Наклеивание на подложку из цветной бумаги засушенных  листьев (лист большой, лист маленький). Наклеивание на подложку из цветной бумаги засушенных  цветков с последующим наклеиванием вазы. Работа с бумагой( 2 ч. ) 2 1 1 1 1 1 30 7 8 Рваная аппликация "Листочек". Аппликация «Цветок». 1 1 Календарно – тематическое планирование по предмету  «Социально­ бытовая ориентировка» № Тема  Кол­ во часов Личная гигиена( 3 ч.) Уход за волосами (расчесывание, мытьё) Выполнение утреннего туалета: мытье рук, лица, шеи, ушей. Выполнение утреннего туалета: чистка зубов. «Одежда и обувь»( 8 ч.) Изучение названий одежды уличной. Изучение названий одежды домашней. Изучение названий обуви  уличной. Изучение  названий  обуви домашней. Смена одежды по сезонам. Смена обуви по сезонам. Правила хранения одежды и обуви. Ежедневное встряхивание и чистка щеткой своей одежды. «Питание»( 3 ч.) Элементарно­гигиенические правила  хранения продуктов. Знакомство с элементарно­гигиеническими требованиями к  содержанию посуды. Уборка посуды со стола, вытирание стола. «Культура поведения»( 3ч.) Правила поведения за столом. Культура ношения одежды. Итоговый урок 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Календарно – тематическое планирование по предмету «Развитие психомоторики» № Тема  Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук( 12 ч.) 1 Работа с мозаикой 31 Кол­ во часов 3 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 4 Работа с шаблонами (обводка, штриховка) 2 «Узелок» (развязывание и завязывание) Рисуночное письмо (развитие навыков каллиграфии) 3 Развитие отдельных сторон психической деятельности( 22 ч.) 3 Работа с геометрическим материалом (развитие зрительного  восприятия и узнавания) «Угадай что изменилось?» (развитие зрительного восприятия) 3 2 «Загадочные палочки» (нахождение недостающего элемента) «Волшебный мешочек» (развитие зрительной памяти и  3 внимания) «Что принес Буратино» (развитие зрительной памяти) «Пирамидка» (Развитие обобщенных представлений о  свойствах предметов: цвете, форме, величине) «Лабиринт» (развитие пространственных представлений) «Кто так кричит?» Домашние животные (развитие слухового  внимания и памяти) 3 3 3 2 Критерии оценивания знаний, умений, навыков При  определении  уровня  развития  ребенка  оценивается   качественное содержание доступных ему действий. Предлагается оценивать результаты не в условных баллах, имея в виду число удачных попыток относительно общего числа ситуаций, требующих правильного действия, а реально присутствующий опыт   деятельности.   Наиболее   значимыми   выделяются   следующие   уровни осуществления деятельности: Действие   выполняется   взрослым   (ребенок пассивен, позволяет что­либо делать с ним).  Действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого. Действие   выполняется     ребенком   с   частичной помощью взрослого. Действие   по последовательной   инструкции   (изображения   или вербально).  выполняется ребенком     Действие выполняется ребенком по подражанию или по образцу. Действие   выполняется   ребенком   полностью самостоятельно. ! пп п и о с   При выполнении ниже 35% заданий учащаяся с тяжелой умственной отсталостью   получает   3   «усвоила   на   минимальном   уровне»,   оценку 3«удовлетворительно» получает, если она, верно, выполнила от 35 % до 50 32 процентов заданий. Оценку 4«хорошо» ­ при выполнении от   50% до 65% заданий. Оценка 5«достаточно хорошо», если выполнено свыше 65% заданий.  Для оценки степени дифференцированности отдельных действий и  операций внутри целостной деятельности рекомендуется пользоваться  следующей градацией и условными обозначениями: действие (операция сформировано – «ДА»; действие осуществляется при сотрудничестве взрослого –      «ПОМОЩЬ»; «ЧАСТИЧНО»; действие выполняется частично, даже с помощью взрослого –  действие (операция) пока не доступно для выполнения – «НЕТ». Диагностический инструментарий оценивания знаний, умений, Название методики оборудования 1.Пирамида навыков Цель Понимание инструкции, состояние моторики,  различение цветов, способ собирания, различение  величины 2.Предметные и  Понимание инструкции, способ деятельности,  геометрические  вкладки состояние моторики, запас сведений об  окружающем, знание г/ф 3.Коробка форм Уровень развития ориентировки на форму,  4.Разбери и  сложи матрёшку понимание задания, способ выполнения, состояние  моторики Проверка развития ориентировки на величину, сформированность понятий «большой – маленький», «один – много», обучаемость 5.Найди такую  Соотносит слово с изображением,   же Картинки  половинки 6.Группировка  игрушек сформированность понятия тождества, процессы  сравнения, понимание названий предметов и  действий с ними Уровень развития восприятия форм, умение  использовать геометрические эталоны при  определении общей формы конкретных предметов,  способ выполнения 33 7.Поиграй Наличие и стойкость интереса к игрушке,  характер действия с ней  8.Разрезные  Понимание инструкции и цели задания, умение картинки видеть целое на основе составляющих частей,  сформированность наглядно – действенного и  наглядно – образного мышления, способ  деятельности, реакция на результат, состояние  моторики, перенос на аналогичное задание  9.Поймай рыбку Уровень развития наглядно – действенного  10.Найди пару 11.Построй из  кубиков мышления, способ выполнения, отношение к  результату, моторные навыки Умение анализировать и сравнивать  изображения, находить сходство и различие. Умение работать по показу, подражанию,   действовать целенаправленно; уровень развития  зрительного анализа и воспроизведения заданных  конструкций 12.Нарисуй Уровень развития предметного рисунка,  умение держать карандаш, интерес к рисованию,  зрительное восприятие, раскрашивание 13.Построй из  Особенности деятельности (действует  палочек 14.Работа с  картинкой  (дети,  выполняющие  различные действия:  держит мяч, надевает  сапог и т.д.) осознанно или механически), уровень развития  пространственной ориентации в расположении  объектов на плоскости, зрительного анализа и  воспроизведение заданных конструкций,  работоспособность, стойкость интереса к  выполнению задания, отношение к своим успехам и  неудачам Исследовать умение различать правую и левую стороны в изображении на картинке, у собеседника.  Уровень сформированности представлений о частях  тела 15.ГМН: обводка Уровень сформированности графо – моторных по пунктиру,  штриховка, умение  самостоятельно  проводить линию. 17. Дорисуй  (круги, треугольники) навыков, состояние мелкой моторики, умение  держать карандаш, зрительно – двигательная  координация Выявить наглядно – образные представления,  целостность восприятия, зрительно – двигательную  34 18.Времена года 19.Дни недели.  Части суток 20.Шумовые  коробочки 21.Чудесный  мешочек 22.Задания на  определение  «холодный – тёплый,  гладкий – колючий,  мокрый – сухой» 23.Работа с  мозаикой 24.Работа с  пластилином 25. Работа с  бумагой координацию, графические навыки, знание г/ф Оценить степень развитости у ребёнка  представлений о временах года. Словарный запас.  Звукопроизношение. Оценить степень развитости у ребёнка  представлений о днях недели, частей суток  Знание цвета, понимание инструкции,  зрительное, слуховое восприятие,  сформированность понятия «одинаковые» Уровень развития тактильного восприятия:  мягкий ­ твёрдый, гладкий – колючий; тактильное  восприятие формы, величины  Уровень сформированности понятий: не  определяет, определяет при тактильном контакте,  по картинке Способы деятельности: по подражанию, по  образцу, по замыслу; состояние мелкой моторики Способы деятельности: по подражанию, по  образцу, по замыслу; состояние мелкой моторики Способы деятельности: по подражанию, по  образцу, по замыслу; состояние мелкой моторики Список литературы для учителя и обучающейся 1.   Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под.ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011.  2.     Детские   частушки,   шутки,   прибаутки.   Популярное   пособие   для родителей и педагогов./ Сост. Бахметьева Т.И., Соколова Г.Т. Худ. Соколов Г.В., Куров В.Н. – Ярославль: «Академия развития» – 1997. 3.  Игры­занятия с водой и песком: Стол ванна для игр с водой и песком и набор аквапескотерапии /Под ред. Л.Б. Баряевой. ­ СПб.: Изд­во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. 35 4.   Мы вместе. Странички для занятий с детьми. Поиграем с тестом: творческие занятия родителей с детьми раннего возраста. Г.Ю. Одинокова. – М./ Воспитание и обучение детей с нарушениями развития №5 ­2011. 5.    Некоторые   психолого­педагогические   показатели   разграничения степеней   умственной   отсталости   у   детей   на   начальном   этапе   школьного обучения. С.Д.Забрамная,  Т.Н.Исаева 6.    Развиваем   руки   –   чтоб   учиться   и   писать,   и   красиво   рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов./Гаврина С.Е., КутявинаН.Л., Топоркова   И.Г.,   Щербинина   С.В.   Художники   Г.В.Соколов,   В.Н.   Куров.   – Ярославль: «Академия развития», 1998. 7.Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии:   Кн.   Для   педагога   –   дефектолога.   –   М.:   Гуманит.   Изд.   Центр ВЛАДОС, 2001. 8.Янушко,Елена. Помоги малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5­3 лет./Елена Янушко. – Изд.7­е.­М.: Теревинф, 2010. 36

Программа 2 года обучения для детей с тяжелой умственной отсталостью

Программа 2 года обучения для детей с тяжелой умственной отсталостью

Программа 2 года обучения для детей с тяжелой умственной отсталостью

Программа 2 года обучения для детей с тяжелой умственной отсталостью

Программа 2 года обучения для детей с тяжелой умственной отсталостью

Программа 2 года обучения для детей с тяжелой умственной отсталостью

Программа 2 года обучения для детей с тяжелой умственной отсталостью

Программа 2 года обучения для детей с тяжелой умственной отсталостью

Программа 2 года обучения для детей с тяжелой умственной отсталостью

Программа 2 года обучения для детей с тяжелой умственной отсталостью

Программа 2 года обучения для детей с тяжелой умственной отсталостью

Программа 2 года обучения для детей с тяжелой умственной отсталостью

Программа 2 года обучения для детей с тяжелой умственной отсталостью

Программа 2 года обучения для детей с тяжелой умственной отсталостью

Программа 2 года обучения для детей с тяжелой умственной отсталостью

Программа 2 года обучения для детей с тяжелой умственной отсталостью

Программа 2 года обучения для детей с тяжелой умственной отсталостью

Программа 2 года обучения для детей с тяжелой умственной отсталостью

Программа 2 года обучения для детей с тяжелой умственной отсталостью

Программа 2 года обучения для детей с тяжелой умственной отсталостью

Программа 2 года обучения для детей с тяжелой умственной отсталостью

Программа 2 года обучения для детей с тяжелой умственной отсталостью

Программа 2 года обучения для детей с тяжелой умственной отсталостью

Программа 2 года обучения для детей с тяжелой умственной отсталостью

Программа 2 года обучения для детей с тяжелой умственной отсталостью

Программа 2 года обучения для детей с тяжелой умственной отсталостью

Программа 2 года обучения для детей с тяжелой умственной отсталостью

Программа 2 года обучения для детей с тяжелой умственной отсталостью

Программа 2 года обучения для детей с тяжелой умственной отсталостью

Программа 2 года обучения для детей с тяжелой умственной отсталостью

Программа 2 года обучения для детей с тяжелой умственной отсталостью

Программа 2 года обучения для детей с тяжелой умственной отсталостью

Программа 2 года обучения для детей с тяжелой умственной отсталостью

Программа 2 года обучения для детей с тяжелой умственной отсталостью

Программа 2 года обучения для детей с тяжелой умственной отсталостью

Программа 2 года обучения для детей с тяжелой умственной отсталостью

Программа 2 года обучения для детей с тяжелой умственной отсталостью

Программа 2 года обучения для детей с тяжелой умственной отсталостью

Программа 2 года обучения для детей с тяжелой умственной отсталостью

Программа 2 года обучения для детей с тяжелой умственной отсталостью

Программа 2 года обучения для детей с тяжелой умственной отсталостью

Программа 2 года обучения для детей с тяжелой умственной отсталостью

Программа 2 года обучения для детей с тяжелой умственной отсталостью

Программа 2 года обучения для детей с тяжелой умственной отсталостью

Программа 2 года обучения для детей с тяжелой умственной отсталостью

Программа 2 года обучения для детей с тяжелой умственной отсталостью

Программа 2 года обучения для детей с тяжелой умственной отсталостью

Программа 2 года обучения для детей с тяжелой умственной отсталостью

Программа 2 года обучения для детей с тяжелой умственной отсталостью

Программа 2 года обучения для детей с тяжелой умственной отсталостью

Программа 2 года обучения для детей с тяжелой умственной отсталостью

Программа 2 года обучения для детей с тяжелой умственной отсталостью

Программа 2 года обучения для детей с тяжелой умственной отсталостью

Программа 2 года обучения для детей с тяжелой умственной отсталостью

Программа 2 года обучения для детей с тяжелой умственной отсталостью

Программа 2 года обучения для детей с тяжелой умственной отсталостью

Программа 2 года обучения для детей с тяжелой умственной отсталостью

Программа 2 года обучения для детей с тяжелой умственной отсталостью

Программа 2 года обучения для детей с тяжелой умственной отсталостью

Программа 2 года обучения для детей с тяжелой умственной отсталостью

Программа 2 года обучения для детей с тяжелой умственной отсталостью

Программа 2 года обучения для детей с тяжелой умственной отсталостью

Программа 2 года обучения для детей с тяжелой умственной отсталостью

Программа 2 года обучения для детей с тяжелой умственной отсталостью

Программа 2 года обучения для детей с тяжелой умственной отсталостью

Программа 2 года обучения для детей с тяжелой умственной отсталостью

Программа 2 года обучения для детей с тяжелой умственной отсталостью

Программа 2 года обучения для детей с тяжелой умственной отсталостью

Программа 2 года обучения для детей с тяжелой умственной отсталостью

Программа 2 года обучения для детей с тяжелой умственной отсталостью

Программа 2 года обучения для детей с тяжелой умственной отсталостью

Программа 2 года обучения для детей с тяжелой умственной отсталостью
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.03.2019