ПРОГРАММА «Адаптация учащихся школы – интерната» 2 класса
Оценка 4.8

ПРОГРАММА «Адаптация учащихся школы – интерната» 2 класса

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
воспитательная работа
2 кл
06.11.2017
ПРОГРАММА «Адаптация учащихся школы – интерната» 2 класса
При поступлении ребенка в школу-интернат начинается процесс адаптации его к новым условиям жизнедеятельности, к новому окружению взрослых людей и детскому коллективу. Каждый год в нашу школу – интернат приходят новые учащиеся разного возраста. Дети поступают из разных районов, с г. Улан –Удэ, других школ – интернатов. Среди них есть дети сироты, дети одиноких матерей, дети из малообеспеченных и многодетных семей. Дети здесь не только учатся, но и живут круглосуточно. В школе-интернате, в связи с круглосуточным проживанием детей, возникает необходимость вступать в отношения не только с одноклассниками, но и более старшими школьниками. Самое первое неприятное переживание, с которым предстоит столкнуться ребенку, пришедшему в школу-интернат - это разлука с мамой и другими значимыми взрослыми.
Программа адаптации 2 класса.docx

                                        Министерство образования и науки Республики Бурятия

Филиал ГБООУ «Верхнесаянтуйская санаторная школа-интернат»

 

 

 

Согласовано                                                                                 Утверждаю

Руководитель МО                                                                        Зав.филиалом    

_________/Ц.Ж.Самданова./                                                           ________/Ю.В.Чойбсонов /

Протокол МО №___от «___»____2016г.                                  Приказ №_______        

                                                                                                         от «_____»______2016г

Согласовано

Методист

________/Г.Б.Цыденова /

 

 

 

ПРОГРАММА

«Адаптация учащихся школы – интерната»

2 класса

на 2016-2017 учебный год

 

 

 

Составители: Шагжиева С.Р.

Вампилова Т.Ц-Д., Пагбаева З.З.

 

 

 

 

 

 

 

с.Малый Нарын

2016г.

Памятка родителям

1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут ребенку подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе-интернате. Объясните их необходимость и целесообразность.

3. Ваш ребенок пришел в школу- интернат, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может, что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

4. Составьте вместе с ребенком распорядок дня, следите за его соблюдением.

5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у ребенка, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.

6. Поддержите ребенка в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или социальному педагогу.

8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение ребенка о своем педагоге.

9. Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу –интернат существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У ребенка должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

 

 

 

                              АНКЕТА «АДАПТАЦИЯ»

1.     Нравится ли тебе распорядок дня? __________________________

2.     Какое отношение складываются у тебя с детьми по классу, комплексу (семье), спальне?_____________________________________________

3.     Какие предметы тебе изучать сложно?__________________________

4.     В чем заключаются эти затруднения?__________________________

5.     Чувствуешь ли усталость на занятиях? (да, нет)________________

6.     Какие из предложенных кружков или секций ты посещаешь?_______

____________________________________________________________________

7.     Чем ты увлекался до поступления в нашу школу?____________________

8.     Чем бы тебе хотелось заняться в сводное время?_______________________

_____________________________________________________________________

9.     Испытываешь ли ты чувство голода, когда?__________________________

10. Устраивает ли тебя твоя успеваемость на сегодняшний день?

_____________________________________________________________________

11. Какую роль в классе, школе  хотелось бы тебе выполнять?

____________________________________________________________________

12. Доволен ли ты своими отношениями:

·         С взрослыми ______________________________________________

·         Со сверстниками _____________________________________________

                                                          

                         ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ.   АНКЕТА

1.     Тебе нравится в школе или не очень? _________________________________________

2.     Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется остаться в интернате? _____________________________________________________

3.     Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, ты бы пошел в школу или остался в интернате? _____________________________

4.     Тебе нравится, когда у вас отменяют какие – нибудь  уроки? _______________________

5.     А какие уроки тебе больше всего не нравятся? ___________________________________

______________________________________________________

6.     Ты хотел бы, чтобы не задавали домашних заданий? ______________________________

7.     Ты часто рассказываешь о школе воспитателям, родителям? ______________________

_____________________________________________________________

8.     Ты бы хотел, чтобы у тебя был менее строгий учитель? ___________________________

_____________________________________________________________

9.     У тебя в классе много друзей? __________________________________________________

10.  Назови своих друзей? _________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

11.Тебе нравятся твои одноклассники? _____________________________________________

12. Назови своего любимого учителя, воспитателя:_________________

 

Пояснительная записка.

     При поступлении ребенка в школу-интернат  начинается процесс адаптации его к новым условиям жизнедеятельности, к новому окружению взрослых людей и детскому коллективу.   Каждый год в нашу школу – интернат приходят новые учащиеся разного возраста. Дети поступают из разных районов, с г. Улан –Удэ, других школ – интернатов. Среди них есть дети сироты, дети одиноких матерей, дети из малообеспеченных и многодетных семей. Дети здесь не только учатся, но и живут круглосуточно. В школе-интернате, в связи с круглосуточным проживанием детей, возникает необходимость вступать в отношения не только с одноклассниками, но и более старшими школьниками.  Самое первое неприятное переживание, с которым предстоит столкнуться ребенку, пришедшему в школу-интернат - это разлука с мамой и другими значимыми взрослыми.

Условия жизнедеятельности детей в интернате, это строго регламентированный режим не только в учебной деятельности, но и режиме питания, сна, досуга, хозяйственно-бытовой деятельности, что не привычно для второклассников. В общеобразовательной школе ребенок после уроков идет домой, у него больше самостоятельности в своих решениях, в интернате, после уроков ребенок строго по распорядку выполняет все указания воспитателя.  Детям приходится учиться полному самообслуживанию, самостоятельности на уроке, в столовой, раздевалке и даже в туалете. Некоторые не следят за своим внешним видом, забывают учебные принадлежности, теряют вещи. Способность к адаптации в социуме и эффективного действия в нем зависят от темперамента, коммуникативных склонностей, внешности и многое другое.

Для наших детей характерны: низкий уровень развития интеллекта и коммуникативных способностей (агрессивность, конфликтность, замкнутость и другое); неадекватность самооценки; эмоциональная неустойчивость; нарушение работоспособности и т.д. Все это снижает их способность к реализации конструктивных форм поведения и как следствие – затрудняет адаптацию.

 В этой связи проблема адаптации детей в школе – интернате имеет одно из приоритетных значений.

        Созданная нами программа предназначена для работы с вновь поступившими детьми и направлена на создание благоприятных социально – психолого – педагогических условий для быстрой и успешной адаптации учащихся.

        

 

Виды школьной адаптации:

а) Физиологическая адаптация.

б) Социально-психологическая адаптация.

 

 Содержание программы позволяет:

  • Ближе познакомится с ребенком, определить его способности и личностные качества;
  • Определить уровень адаптации;

·         Проследить причины дезадаптации детей и на основе полученных данных составить индивидуальные программы сопровождения;

·         Оказывать своевременную консультативную помощь ребенку в создавшейся кризисной ситуации;

·         Организовать взаимодействие всех участников воспитательно – образовательного процесса (учитель, воспитатель, социальный педагог, медработник) и направить их совместную деятельность на помощь детям в этот сложный в их жизни период;

·         Своевременно провести комплекс мероприятий (беседы, занятия) как с дезадаптированныими детьми так и с окружающими их сверстниками.

Заполнение и ведение документации (дневников наблюдения, индивидуальных программ сопровождения, программа сопровождения по социальной адаптации и др.) помогает отслеживать динамику социализации ребенка.

Для реализации программы использовали следующие методы и формы работы:

  • Индивидуальные и групповые  беседы с детьми;

·         Диагностика (тестирование, анкетирование, наблюдение, опросы педагогов и детей, изучение данных личных дел, результатов деятельности детей и т.д.);

  • Индивидуальные и групповые консультации педагогов и родителей;

·         Индивидуальная и групповая коррекционная работа с детьми, имеющими трудности в период адаптации;

  • ПМПк;
  • ЛФК;
  • Социально – психологический практикум для педагогов.

В нашей работе данную программу применяем второй год. Она способствует:

·                    Принятию и выполнению норм коллективной жизни большинством вновь поступивших детей;

·         Адекватному отношению учащихся к педагогическому воздействию;

·         Гармоничным взаимоотношениям между детьми, детьми и взрослыми;

·         Активному участию вновь поступивших детей в жизни класса, школы;

·         Комфортному состоянию ребенка в школе, удовлетворенности своим социальным статусом.

Данная программа может быть использована в работе психологами, социальными педагогами, классными руководителями общеобразовательных школ, что даст возможность легче и быстрее адаптироваться учащимся,  своевременно выявить наличие школьной дезадаптации у вновь поступивших детей и найти эффективные средства её коррекции.

 

Цель: Создать благоприятные социально - психолого – педагогические условия вновь поступивших детей в условиях школы - интерната.

ОБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Вновь прибывшие дети.

Задачи:

·         Определить уровень адаптации каждого ребёнка;

·         Создать условия  для социально – психологической адаптации детей в школе (создание сплоченного классного коллектива, предъявление детям единых обоснованных и последовательных требований, установление норм взаимоотношений со сверстниками и педагогами;)

·         Выявить дезадаптированных воспитанников: (детей группы риска, «трудных детей», детей склонных к побегам, детей – изгоев);

·         Проследить источники и причины социальной дезадаптации детей;

·         Разработать  индивидуальные программы социально – психолого - педагогического сопровождения ребенка;

·         Оказывать консультативную  помощь по ликвидации кризисной ситуации в микросреде ребенка;

·         Взаимодействовать с заинтересованными представителями в решении дальнейшей судьбы и оптимальных форм устройства на дальнейшее воспитание при защите и охране прав ребенка. (Школьный   ПМПк)

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • Успешная социальная адаптация вновь поступивших учащихся школы - интерната

 

 

 

ЭТАПЫ РАБОТЫ:

                                                                                                    I.            ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:

1.     ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД

·        Составление списков вновь поступивших детей;

·        Знакомство с факторами среды жизни ребенка (изучение данных личного, медицинского дела ребенка); (Приложение  №1, № 2, № 3, №4   )

·        Знакомство и установление контактов с детьми при поступлении их в учреждение;

·         Социально – психологическая диагностика качеств вновь поступившего ребёнка;

·          Краткий анализ состояния работы.

Методы исследования.

  • Анкета «Адаптация»; (Приложение № 1 )

·         Диагностика психических состояний  ребёнка (психолог, социальный педагог);

·         Наблюдения, интервью, рисунки, работа с пластичным материалом. (социальный педагог, воспитатели, мед. работники, психолог, классные руководители).

·         Сочинение – тест по определению творческой направленности ребенка, досуговых мероприятий (социальный педагог, психолог,  учителя чтения);

·         Изучение мотивационной сферы вновь прибывших учащихся. (Приложение № 2  )

·         Изучение межличностных отношений ребенка в классе (социометрия) (Приложение №3  )

·         Выявление детей с проблемами в физическом развитии.

·         Изучение   самооценки; (Приложение № 4 )

·         Анкета для педагогов

2.     ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

·         Составление списков детей, нуждающихся в помощи специалистов: дети группы риска, «трудные дети», дети, склонные к побегам, дети – изгои.

  • Составление плана работы с дезатаптированными детьми.

·         Формирование  актива социальных помощников (медработники, классные руководители, воспитатели, старшая вожатая, администрация)

·          Изучение возможности кружков, организаций, занимающихся проблемами образования, здоровья, досугом детей

·          Систематизация результатов социально - психолого – педагогических исследований.

               II.            ЭТАП  СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛО -  ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ   РАБОТЫ

·         Наблюдение за вновь прибывшими детьми (посещение уроков и внеклассных мероприятий)

·         Изучение и анализ сложных ситуаций, осуществление различного рода «вмешательств».

·         Координирование педагогически обоснованных выборов средств, форм и методов работы с наблюдаемыми детьми.

·          Консультирование и оказание поддержки в трудной ситуации вновь прибывшим детям:

·         Занятия для детей, имеющих проблемы в период адаптации. (Психолог) 

·         Социально – психологическая поддержка ребёнка:

·         Определение состояния психико – эмоционального и социального статуса ребёнка (опрос педагогов, учащихся);

·         Индивидуальная работа с учащимися по преодолению социально – педагогических трудностей;

·         Социально – педагогическая реабилитация учащихся;

·         Индивидуальные и групповые беседы с учащимися об их обязанностях, правах и дополнительных гарантиях по социальной защите

·         Помощь в защите и охране прав ребенка  - специальные меры по гарантированному обеспечению прав ребенка, предусмотренных российским законодательством и Международной конвенцией о правах ребёнка: образование, медицинское обслуживание, обеспечение жильем, пенсиями, пособиями,  алименты, судебная защита прав ребенка. (социальный педагог)

  • Проведение ПМПк
  • ЛФК
  • Социально – психологический практикум для педагогов.                 

                       ФОРМЫ РАБОТЫ:

1.     Индивидуальные беседы с детьми.

2.     Диагностика. (Анкетирование, тестирование)

3.     Отслеживание динамики социализации ребенка через  карту сопровождения ребёнка по социальной адаптации. 

4.     Индивидуальные консультации для педагогов и родителей

5.     Групповая и индивидуальная психокоррекционная работа с детьми, имеющими трудности в период адаптации

6.     ПМПк

7.     ЛФК  

8.     Социально – психологический практикум для педагогов.

КРИТЕРИИ УСПЕШНОЙ  СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ

  • Осознанное принятие и выполнение норм коллективной жизни;
  • Адекватное отношение к педагогическим воздействиям;
  • Гармонизация взаимоотношений: «взрослый – ребёнок»,  «ребёнок – ребёнок»
  •  Активное участие в жизни школьного коллектива;
  • Удовлетворенность своим социальным статусом и отношениями.

                      УРОВЕНЬ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ

Высокий

1.Осознанное принятие и выполнение норм коллективной жизни.

2.Баланс индивидуального и социального

3. Гармония отношений с взрослыми и сверстниками.

4.Адекватное отношение к педагогическим воздействиям.

5.Самоконтроль поведения

6.Активное участие в жизни детского коллектива

7.Удовлетворенность своим статусом и отношениями

Средний

Конформизм  в отношении норм коллективной жизни

Преобладает либо индивидуальное, либо социальное

Неустойчивые отношения

с окружающими

Противоречивое отношение  к педагогическим воздействиям

Внешний локус контроля

Поведения

Периодическое участие в жизни детского коллектива

Неполная удовлетворенность своим статусом и отношениями

Низкий

Неприятие и невыполнение норм коллективной жизни

Дисбаланс индивидуального и социального

Конфликтные отношения с окружающими

Неадекватное отношение к педагогическим воздействиям

Неуправляемое поведение

Пассивное участие в жизни детского коллектива

Неудовлетворенность своим  статусом и отношениями

 

 

 

 

          

УРОВЕНЬ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ

Высокий

1.Осознанное принятие и выполнение норм коллективной жизни.

2. Гармония отношений с взрослыми и сверстниками.

3.Адекватное отношение к педагогическим воздействиям.

4.Самоконтроль поведения

5.Активное участие в жизни детского коллектива

6.Удовлетворенность своим статусом и отношениями.

12 учащихся.

Средний

Неустойчивые отношения

с окружающими

Противоречивое отношение  к педагогическим воздействиям

Периодическое участие в жизни детского коллектива

Неполная удовлетворенность своим статусом и отношениями

1.ТумуровЖамьян

2.Тихонова Вика

Низкий

Неприятие и невыполнение норм коллективной жизни

Конфликтные отношения с окружающими

Неадекватное отношение к педагогическим воздействиям

Неуправляемое поведение

Пассивное участие в жизни детского коллектива

Неудовлетворенность своим  статусом и отношениями

    1. Норполов Чингис

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отчет о прохождении  адаптационного периода учеников 2 класса.

 

        Начало обучения в школе – интернате один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Нарушение процесса адаптации сказываются на становлении ученика как субъекта учебной деятельности в целом. Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладеть учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режима.

Изучение адаптации обучающихся 2 класса показал, что процесс адаптации учащихся прошел хорошо.  Дети относительно быстро влились в коллектив, освоились в школе, приобрели новых друзей в классе. Иногда у них отмечались сложности  в контактах с детьми, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Качественный анализ шкал показал, что у 25% обучающихся снижена учебная активность, что проявляется в отвлекаемости, низкой активности, отмечаются нарушения дисциплины, не всегда выполняют требования учителя. 37,5% детей активны на уроках, отмечается дисциплинированность, выполнение всех требований учителя, данная группа детей легко контактирует с детьми. У 25% обучающихся по шкале «эмоции» наблюдаются эпизодические снижения настроения. Таким образом, на основе полученных данных можно выделить учащихся которые нуждаются в индивидуальном внимании педагогов.                 

       Первая группа детей адаптировалась к школе в течение первых двух недель обучения. Эти дети относительно быстро влились в коллектив, освоились в школе, приобрели новых друзей в классе; у них почти всегда хорошее настроение, они доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Это легкая форма адаптации. (12 учащихся)

    Вторая группа детей имела более длительный период адаптации. Период несоответствия их поведения требованиям школы затягивался: дети не сразу смогли принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Лишь к концу первой четверти реакции этих детей стали адекватными школьным требованиям. Это форма средней тяжести адаптация. В  семье  не уделяют должного внимания образованию ребенка.  (Т.Жамьян, Т. Вика.)

 

     Третья группа еще не адаптировалась по ряду причин  (Норполов Чингис) Детьми не усвоены адекватные способы общения  с учителем, одноклассниками. У этих детей снижены внимание и работоспособность.

 

 

 

 


 

Министерство образования и науки

Министерство образования и науки

Памятка родителям 1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником

Памятка родителям 1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником

АНКЕТА «АДАПТАЦИЯ» 1.

АНКЕТА «АДАПТАЦИЯ» 1.

ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ.

ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ.

Пояснительная записка. При поступлении ребенка в школу-интернат начинается процесс адаптации его к новым условиям жизнедеятельности, к новому окружению взрослых людей и детскому коллективу

Пояснительная записка. При поступлении ребенка в школу-интернат начинается процесс адаптации его к новым условиям жизнедеятельности, к новому окружению взрослых людей и детскому коллективу

Виды школьной адаптации : а)

Виды школьной адаптации : а)

Гармоничным взаимоотношениям между детьми, детьми и взрослыми; ·

Гармоничным взаимоотношениям между детьми, детьми и взрослыми; ·

ЭТАПЫ РАБОТЫ:

ЭТАПЫ РАБОТЫ:

II. ЭТАП СОЦИАЛЬНО –

II. ЭТАП СОЦИАЛЬНО –

КРИТЕРИИ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ

КРИТЕРИИ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ

УРОВЕНЬ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ

УРОВЕНЬ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ

Отчет о прохождении адаптационного периода учеников 2 класса

Отчет о прохождении адаптационного периода учеников 2 класса

ПРОГРАММА «Адаптация учащихся школы – интерната» 2 класса

ПРОГРАММА «Адаптация учащихся школы – интерната» 2 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2017