Министерство образования и науки Республики Бурятия
Филиал ГБООУ «Верхнесаянтуйская санаторная школа-интернат»
Согласовано Утверждаю
Руководитель МО Зав.филиалом
_________/Ц.Ж.Самданова./ ________/Ю.В.Чойбсонов /
Протокол МО №___от «___»____2016г. Приказ №_______
от «_____»______2016г
Согласовано
Методист
________/Г.Б.Цыденова /
ПРОГРАММА
«Адаптация учащихся школы – интерната»
2 класса
на 2016-2017 учебный год
Составители: Шагжиева С.Р.
Вампилова Т.Ц-Д., Пагбаева З.З.
с.Малый Нарын
2016г.
Памятка родителям
1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут ребенку подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе-интернате. Объясните их необходимость и целесообразность.
3. Ваш ребенок пришел в школу- интернат, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может, что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
4. Составьте вместе с ребенком распорядок дня, следите за его соблюдением.
5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у ребенка, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
6. Поддержите ребенка в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или социальному педагогу.
8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение ребенка о своем педагоге.
9. Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу –интернат существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У ребенка должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.
АНКЕТА «АДАПТАЦИЯ»
1. Нравится ли тебе распорядок дня? __________________________
2. Какое отношение складываются у тебя с детьми по классу, комплексу (семье), спальне?_____________________________________________
3. Какие предметы тебе изучать сложно?__________________________
4. В чем заключаются эти затруднения?__________________________
5. Чувствуешь ли усталость на занятиях? (да, нет)________________
6. Какие из предложенных кружков или секций ты посещаешь?_______
____________________________________________________________________
7. Чем ты увлекался до поступления в нашу школу?____________________
8. Чем бы тебе хотелось заняться в сводное время?_______________________
_____________________________________________________________________
9. Испытываешь ли ты чувство голода, когда?__________________________
10. Устраивает ли тебя твоя успеваемость на сегодняшний день?
_____________________________________________________________________
11. Какую роль в классе, школе хотелось бы тебе выполнять?
____________________________________________________________________
12. Доволен ли ты своими отношениями:
· С взрослыми ______________________________________________
· Со сверстниками _____________________________________________
ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ. АНКЕТА
1. Тебе нравится в школе или не очень? _________________________________________
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется остаться в интернате? _____________________________________________________
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, ты бы пошел в школу или остался в интернате? _____________________________
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие – нибудь уроки? _______________________
5. А какие уроки тебе больше всего не нравятся? ___________________________________
______________________________________________________
6. Ты хотел бы, чтобы не задавали домашних заданий? ______________________________
7. Ты часто рассказываешь о школе воспитателям, родителям? ______________________
_____________________________________________________________
8. Ты бы хотел, чтобы у тебя был менее строгий учитель? ___________________________
_____________________________________________________________
9. У тебя в классе много друзей? __________________________________________________
10. Назови своих друзей? _________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
11.Тебе нравятся твои одноклассники? _____________________________________________
12. Назови своего любимого учителя, воспитателя:_________________
Пояснительная записка.
При поступлении ребенка в школу-интернат начинается процесс адаптации его к новым условиям жизнедеятельности, к новому окружению взрослых людей и детскому коллективу. Каждый год в нашу школу – интернат приходят новые учащиеся разного возраста. Дети поступают из разных районов, с г. Улан –Удэ, других школ – интернатов. Среди них есть дети сироты, дети одиноких матерей, дети из малообеспеченных и многодетных семей. Дети здесь не только учатся, но и живут круглосуточно. В школе-интернате, в связи с круглосуточным проживанием детей, возникает необходимость вступать в отношения не только с одноклассниками, но и более старшими школьниками. Самое первое неприятное переживание, с которым предстоит столкнуться ребенку, пришедшему в школу-интернат - это разлука с мамой и другими значимыми взрослыми.
Условия жизнедеятельности детей в интернате, это строго регламентированный режим не только в учебной деятельности, но и режиме питания, сна, досуга, хозяйственно-бытовой деятельности, что не привычно для второклассников. В общеобразовательной школе ребенок после уроков идет домой, у него больше самостоятельности в своих решениях, в интернате, после уроков ребенок строго по распорядку выполняет все указания воспитателя. Детям приходится учиться полному самообслуживанию, самостоятельности на уроке, в столовой, раздевалке и даже в туалете. Некоторые не следят за своим внешним видом, забывают учебные принадлежности, теряют вещи. Способность к адаптации в социуме и эффективного действия в нем зависят от темперамента, коммуникативных склонностей, внешности и многое другое.
Для наших детей характерны: низкий уровень развития интеллекта и коммуникативных способностей (агрессивность, конфликтность, замкнутость и другое); неадекватность самооценки; эмоциональная неустойчивость; нарушение работоспособности и т.д. Все это снижает их способность к реализации конструктивных форм поведения и как следствие – затрудняет адаптацию.
В этой связи проблема адаптации детей в школе – интернате имеет одно из приоритетных значений.
Созданная нами программа предназначена для работы с вновь поступившими детьми и направлена на создание благоприятных социально – психолого – педагогических условий для быстрой и успешной адаптации учащихся.
Виды школьной адаптации:
а) Физиологическая адаптация.
б) Социально-психологическая адаптация.
Содержание программы позволяет:
· Проследить причины дезадаптации детей и на основе полученных данных составить индивидуальные программы сопровождения;
· Оказывать своевременную консультативную помощь ребенку в создавшейся кризисной ситуации;
· Организовать взаимодействие всех участников воспитательно – образовательного процесса (учитель, воспитатель, социальный педагог, медработник) и направить их совместную деятельность на помощь детям в этот сложный в их жизни период;
· Своевременно провести комплекс мероприятий (беседы, занятия) как с дезадаптированныими детьми так и с окружающими их сверстниками.
Заполнение и ведение документации (дневников наблюдения, индивидуальных программ сопровождения, программа сопровождения по социальной адаптации и др.) помогает отслеживать динамику социализации ребенка.
Для реализации программы использовали следующие методы и формы работы:
· Диагностика (тестирование, анкетирование, наблюдение, опросы педагогов и детей, изучение данных личных дел, результатов деятельности детей и т.д.);
· Индивидуальная и групповая коррекционная работа с детьми, имеющими трудности в период адаптации;
В нашей работе данную программу применяем второй год. Она способствует:
· Принятию и выполнению норм коллективной жизни большинством вновь поступивших детей;
· Адекватному отношению учащихся к педагогическому воздействию;
· Гармоничным взаимоотношениям между детьми, детьми и взрослыми;
· Активному участию вновь поступивших детей в жизни класса, школы;
· Комфортному состоянию ребенка в школе, удовлетворенности своим социальным статусом.
Данная программа может быть использована в работе психологами, социальными педагогами, классными руководителями общеобразовательных школ, что даст возможность легче и быстрее адаптироваться учащимся, своевременно выявить наличие школьной дезадаптации у вновь поступивших детей и найти эффективные средства её коррекции.
Цель: Создать благоприятные социально - психолого – педагогические условия вновь поступивших детей в условиях школы - интерната.
ОБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Вновь прибывшие дети.
Задачи:
· Определить уровень адаптации каждого ребёнка;
· Создать условия для социально – психологической адаптации детей в школе (создание сплоченного классного коллектива, предъявление детям единых обоснованных и последовательных требований, установление норм взаимоотношений со сверстниками и педагогами;)
· Выявить дезадаптированных воспитанников: (детей группы риска, «трудных детей», детей склонных к побегам, детей – изгоев);
· Проследить источники и причины социальной дезадаптации детей;
· Разработать индивидуальные программы социально – психолого - педагогического сопровождения ребенка;
· Оказывать консультативную помощь по ликвидации кризисной ситуации в микросреде ребенка;
· Взаимодействовать с заинтересованными представителями в решении дальнейшей судьбы и оптимальных форм устройства на дальнейшее воспитание при защите и охране прав ребенка. (Школьный ПМПк)
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
ЭТАПЫ РАБОТЫ:
I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:
1. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
· Составление списков вновь поступивших детей;
· Знакомство с факторами среды жизни ребенка (изучение данных личного, медицинского дела ребенка); (Приложение №1, № 2, № 3, №4 )
· Знакомство и установление контактов с детьми при поступлении их в учреждение;
· Социально – психологическая диагностика качеств вновь поступившего ребёнка;
· Краткий анализ состояния работы.
Методы исследования.
· Диагностика психических состояний ребёнка (психолог, социальный педагог);
· Наблюдения, интервью, рисунки, работа с пластичным материалом. (социальный педагог, воспитатели, мед. работники, психолог, классные руководители).
· Сочинение – тест по определению творческой направленности ребенка, досуговых мероприятий (социальный педагог, психолог, учителя чтения);
· Изучение мотивационной сферы вновь прибывших учащихся. (Приложение № 2 )
· Изучение межличностных отношений ребенка в классе (социометрия) (Приложение №3 )
· Выявление детей с проблемами в физическом развитии.
· Изучение самооценки; (Приложение № 4 )
· Анкета для педагогов
2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЕРИОД
· Составление списков детей, нуждающихся в помощи специалистов: дети группы риска, «трудные дети», дети, склонные к побегам, дети – изгои.
· Формирование актива социальных помощников (медработники, классные руководители, воспитатели, старшая вожатая, администрация)
· Изучение возможности кружков, организаций, занимающихся проблемами образования, здоровья, досугом детей
· Систематизация результатов социально - психолого – педагогических исследований.
II. ЭТАП СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
· Наблюдение за вновь прибывшими детьми (посещение уроков и внеклассных мероприятий)
· Изучение и анализ сложных ситуаций, осуществление различного рода «вмешательств».
· Координирование педагогически обоснованных выборов средств, форм и методов работы с наблюдаемыми детьми.
· Консультирование и оказание поддержки в трудной ситуации вновь прибывшим детям:
· Занятия для детей, имеющих проблемы в период адаптации. (Психолог)
· Социально – психологическая поддержка ребёнка:
· Определение состояния психико – эмоционального и социального статуса ребёнка (опрос педагогов, учащихся);
· Индивидуальная работа с учащимися по преодолению социально – педагогических трудностей;
· Социально – педагогическая реабилитация учащихся;
· Индивидуальные и групповые беседы с учащимися об их обязанностях, правах и дополнительных гарантиях по социальной защите
· Помощь в защите и охране прав ребенка - специальные меры по гарантированному обеспечению прав ребенка, предусмотренных российским законодательством и Международной конвенцией о правах ребёнка: образование, медицинское обслуживание, обеспечение жильем, пенсиями, пособиями, алименты, судебная защита прав ребенка. (социальный педагог)
ФОРМЫ РАБОТЫ:
1. Индивидуальные беседы с детьми.
2. Диагностика. (Анкетирование, тестирование)
3. Отслеживание динамики социализации ребенка через карту сопровождения ребёнка по социальной адаптации.
4. Индивидуальные консультации для педагогов и родителей
5. Групповая и индивидуальная психокоррекционная работа с детьми, имеющими трудности в период адаптации
6. ПМПк
7. ЛФК
8. Социально – психологический практикум для педагогов.
КРИТЕРИИ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
УРОВЕНЬ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
Высокий 1.Осознанное принятие и выполнение норм коллективной жизни. 2.Баланс индивидуального и социального 3. Гармония отношений с взрослыми и сверстниками. 4.Адекватное отношение к педагогическим воздействиям. 5.Самоконтроль поведения 6.Активное участие в жизни детского коллектива 7.Удовлетворенность своим статусом и отношениями |
Средний Конформизм в отношении норм коллективной жизни Преобладает либо индивидуальное, либо социальное Неустойчивые отношения с окружающими Противоречивое отношение к педагогическим воздействиям Внешний локус контроля Поведения Периодическое участие в жизни детского коллектива Неполная удовлетворенность своим статусом и отношениями |
Низкий Неприятие и невыполнение норм коллективной жизни Дисбаланс индивидуального и социального Конфликтные отношения с окружающими Неадекватное отношение к педагогическим воздействиям Неуправляемое поведение Пассивное участие в жизни детского коллектива Неудовлетворенность своим статусом и отношениями |
УРОВЕНЬ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
Высокий 1.Осознанное принятие и выполнение норм коллективной жизни. 2. Гармония отношений с взрослыми и сверстниками. 3.Адекватное отношение к педагогическим воздействиям. 4.Самоконтроль поведения 5.Активное участие в жизни детского коллектива 6.Удовлетворенность своим статусом и отношениями. 12 учащихся. |
Средний Неустойчивые отношения с окружающими Противоречивое отношение к педагогическим воздействиям Периодическое участие в жизни детского коллектива Неполная удовлетворенность своим статусом и отношениями 1.ТумуровЖамьян 2.Тихонова Вика |
Низкий Неприятие и невыполнение норм коллективной жизни Конфликтные отношения с окружающими Неадекватное отношение к педагогическим воздействиям Неуправляемое поведение Пассивное участие в жизни детского коллектива Неудовлетворенность своим статусом и отношениями 1. Норполов Чингис |
Отчет о прохождении адаптационного периода учеников 2 класса.
Начало обучения в школе – интернате один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Нарушение процесса адаптации сказываются на становлении ученика как субъекта учебной деятельности в целом. Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладеть учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режима.
Изучение адаптации обучающихся 2 класса показал, что процесс адаптации учащихся прошел хорошо. Дети относительно быстро влились в коллектив, освоились в школе, приобрели новых друзей в классе. Иногда у них отмечались сложности в контактах с детьми, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Качественный анализ шкал показал, что у 25% обучающихся снижена учебная активность, что проявляется в отвлекаемости, низкой активности, отмечаются нарушения дисциплины, не всегда выполняют требования учителя. 37,5% детей активны на уроках, отмечается дисциплинированность, выполнение всех требований учителя, данная группа детей легко контактирует с детьми. У 25% обучающихся по шкале «эмоции» наблюдаются эпизодические снижения настроения. Таким образом, на основе полученных данных можно выделить учащихся которые нуждаются в индивидуальном внимании педагогов.
Первая группа детей адаптировалась к школе в течение первых двух недель обучения. Эти дети относительно быстро влились в коллектив, освоились в школе, приобрели новых друзей в классе; у них почти всегда хорошее настроение, они доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Это легкая форма адаптации. (12 учащихся)
Вторая группа детей имела более длительный период адаптации. Период несоответствия их поведения требованиям школы затягивался: дети не сразу смогли принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Лишь к концу первой четверти реакции этих детей стали адекватными школьным требованиям. Это форма средней тяжести адаптация. В семье не уделяют должного внимания образованию ребенка. (Т.Жамьян, Т. Вика.)
Третья группа еще не адаптировалась по ряду причин (Норполов Чингис) Детьми не усвоены адекватные способы общения с учителем, одноклассниками. У этих детей снижены внимание и работоспособность.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.