Программа
«Академия родительства» как инновационная форма развития родительского и педагогического сообщества»
Сегодня значительное количество детей, несмотря на соответствующий возраст и имеющиеся у них навыки и умения, испытывают большие трудности в адаптации к школьному обучению, основной причиной которых является то, что они психологически не готовы к школьному типу обучения. К тому же в связи с изменениями социальных условий дети имеют разный уровень готовности к школе в зависимости от того, посещали ли они детский сад или воспитывались дома. Качество образовательного процесса в школе может быть обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов.
В контексте «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2010-2013 г.г» предметом приоритетного внимания является выравнивание стартовых возможностей детей из разных социальных слоев и достижение ими необходимого и достаточного уровня подготовки к школе. В качестве ключевого решения рассматривается введение «предшкольного образования» для детей с 5- лет 6 месяцев до 7- лет, в так называемый сензитивный период, когда дети могут получить определенное развитие, которое невозможно получить в другом возрасте.
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания личностного развития, а также качества подготовки ребенка к школе. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов.
В микрорайоне школы по данным социально-демографического исследования проживает достаточно большое количество семей, детей социально-незащищенной категории населения: среди низ 40% детей из малообеспеченных семей, (причем этот процент растет с каждым годом), 25% детей из неполных семей; 12% детей из неблагополучных семей, в которых подготовка ребенка к школе заключается в одной единственной задаче – купить все необходимое для школы. Таким образом, практически 40% детей приходят в школу неподготовленными, в связи с чем начинают испытывать трудности в обучении буквально с первых дней. Ежегодный мониторинг готовности к школе, проводимый педагогом – психологом дает неутешительны результаты – более 50% детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения определяют недостаточный уровень готовности, социализации и адаптации к школе.
Отсюда возникает острая необходимость создания некой модели предшкольной подготовки детей старшего дошкольного возраста, не посещающих дошкольные учреждения. Создание такой модели возможно в формате родительского клуба, которой мы назвали «Академия родительства».
Цель :
Разработка модели предшкольного образования (для детей старшего дошкольного возраста, не посещающих ДОУ).
Задачи:
1. Определить приоритетные направления подготовки ребенка к школе в условиях вариативности образования.
2. Определить эффективные формы о содержание повышения педагогической компетентности родителей и педагогов в аспекте диагностики и развития готовности ребенка старшего дошкольного возраста к школе.
3. Разработать технологии образования детей старшего дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения.
4. Определить возможные модели организации предшкольного образования для реализации предложенных технологий.
Основным содержанием деятельности «Академии родительства» является: научение родителей конкретным воспитательным и развивающим технологиям; советы по преодолению кризисных и ситуативных моментов в процессе воспитания, а также при подготовке ребенка к школе; помощь в освоении новых педагогических знаний и навыков; активизация роли семьи в образовательном процессе. Полученные знания и навыки, возрастающая компетентность родителей в вопросах воспитания детей смогут оптимизировать даже сложившиеся напряженные отношения в семье или союзе «ребенок-родитель».
Проект рассчитан сроком до 3 лет (сентябрь 2010-август 2013г). Занятия в «Академии родительства» будут проходить в субботние и каникулярные дни согласно календарного плана.
5. Основные этапы
1 этап – Организационный – «моделирование взаимодействия».
Данный этап работы включает в себя решение следующих задач:
1. Установление между педагогами и родителями благоприятных межличностных отношений с установкой на деловое сотрудничество;
2. Изучение педагогической позиции родителей и ознакомление с проблемами семьи в воспитании дошкольника
2 этап – Основной- «взаимодействие».
Задачи:
1. Формирование у родителей более полного образа ребенка и правильного его восприятия.
2. Объединение родителей в группы по интересам, создание родительского клуба
«Академия родительства».
3 этап – Аналитический- «результат взаимодействия».
Задачи:
1 Определение эффективности данной модели предшкольной подготовки.
2 Рефлексия, установка на дальнейшую перспективу.
№ |
Мероприятие |
Содержание |
Сроки |
Ответственные |
|
Родительское собрание «Будем знакомы» |
Основной задачей было дать установку на сотрудничество, на конструктивное общение родителей, как с педагогом, так и родителей между собой. |
сентябрь |
Зам.директора по ВР |
|
Оформление стенда «Скоро в школу» |
Информационно-просветительская работа с родителями начинается с изучения ими информации. На стенде предложена полезная информация, о том, как готовит ребенка к школе, какие особенности при этом нужно учитывать. |
сентябрь |
|
|
Опросник «Что хотят знать родители?» |
Для родителей приготовили опросник с предложениями направлений совместной деятельности. |
сентябрь |
Педагог-психолог |
|
Посещение семей на дому |
Анализ жилищных условий. |
октябрь |
МО учителей начальных классов, социальный педагог |
|
Видеожурнал. |
Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями. Установление доверительных и партнерских отношений с родителями. |
октябрь |
МО учителей начальных классов |
|
Родительский лекторий «Особенности старшего дошкольного возраста» |
Просвещение родителей в вопросах возрастных особенностей детей при подготовке к обучению в школе, особенностей развития познавательных процессов, социализации детей старшего дошкольного возраста. |
октябрь |
Педагог-психолог |
|
Семинар-практикум « Растем вместе» |
Обогащение родителей практическими умениями и навыками , знаниями в вопросах воспитания детей старшего дошкольного возраста. |
январь |
Педагог-психолог МО учителей начальных классов |
|
Использование игровых технологий (занятие-сказка, сюжетно-ролевые игры) |
Такая форма организации позволяет родителям пополнить свой практический опыт не только для самостоятельного научения ребенка чему-либо новому, но и для проведения домашнего семейного досуга. Родители имеют возможность получить ответы на интересующие вопросы, и, пообщавшись друг с другом-узнать, как в других семьях справляются с повседневными детско-родительскими проблемами. |
Декабрь Март апрель |
МО учителей начальных классов, педагог-психолог, Социальный педагог |
|
Разработка памяток для родителей по подготовке ребенка к обучению в школе |
Знакомство с требованиями, которые предъявляет школа к ученикам, рекомендации по развитию речи, игры и игровые упражнения по развитию умственных способностей детей, игры с буквами и цифрами. |
|
МО учителей начальных классов, Социальный педагог |
|
Родительский лекторий «Факторы успешной подготовки и адаптации детей к школе» |
Просвещение родителей в вопросах адаптации детей к школьному обучению |
Декабрь |
Педагог- психолог |
|
Родительский практикум «Семья на пороге школьной жизни ребенка» |
Определение роли родителей в предшкольной и школьной жизни ребенка, обогащение воспитательный опыт родителей, повышение эффекта семейной подготовки к школе. |
Май |
Зам.директора по ВР, МО классных руководителей |
|
Дни добрых дел. |
|
В течение года |
Социальный педагог, родители |
|
Участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов. |
Разработан определенный алгоритм подготовки к семейным праздникам: -выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов; -консультации для родителей; -составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей; -распределение ролей взрослых, -изготовление пригласительных билетов, -подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен); -составление памятки-помощницы для родителей и для детей; -индивидуальные встречи и консультации; --изготовление атрибутов, пособий. |
В течение года |
МО классных руководителей, МО учителей начальных классов |
|
Совместное создание предметно-развивающей среды. |
Активное обогащение родителями собственного информационного поля по вопросам воспитания детей в домашних условиях, посредством приобщения родителей к знаниям по основам анатомии, физиологии, психологии, педагогики, частных методик. |
В течение года |
Зам.директора по УВР, Зам.директора по ВР, Педагог- психолог |
|
Тренинг коррекции детско-родительских отношений «Я рядом» |
Активное и качественное взаимодействие родителей и ребенка, нормализация и компенсация отклонений в развитии. Разрешение психологических проблем. |
1 раз в месяц |
Педагог- психолог |
|
Родительские гостиные |
Основная цель таких мероприятий- укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. |
Ноябрь, январь |
МО учителей начальных классов |
|
Семейный вернисаж «Лучшая моя семья», «Семья-здоровый образ жизни», «Учись быть папой» |
Фотовыставки «»Милая мама моя», «Самый лучший папа», «Моя дружная семейка», «Семья-здоровый образ жизни»; участие семей в конкурсах на лучший рисунок,салфетку, поделку из природного материала не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. |
Ноябрь, январь |
Родители, учителя |
1. Всеобуч родителей составит 65% от числа родителей детей, не посещающих ДОУ;
2. Повышение компетентности родителей в аспекте предшкольного образования, что проявилось в осознанном выборе школы и учителя для ребенка, умения оказать помощь и поддержку ребенку в трудный период адаптации к школе, направленности усилий на воспитание значимых качеств и личностных характеристик у ребенка;
3. Повышение уровня готовности детей к школьному обучению, ранняя позитивная социализация, снижение случаев дезадаптации , асоциального поведения;
4. У детей будут сформированы базисные характеристики личности, соответствующие возрасту будущего первоклассника: компетентность, креативность, инициативность, произвольность, самостоятельность, самосознание, способность к самооценке. Другие, не менее важные способности, - умение слушать, говорить, обращаться в среде себе подобных, организовывать свою деятельность;
5. Будет создана страничка на сайте школы, наличие которой, сделает наш опыт доступным для всех заинтересованных людей и организаций; а также позволит использовать разнообразные эффективные формы передачи опыта с применением ИКТ как внутри школы, так и педагогам дошкольного и начального образования в районе;
6. В результате повысится уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что будет способствовать из саморазвитию и самообразованию.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.