Программа "Академия родительства"
Оценка 4.9

Программа "Академия родительства"

Оценка 4.9
Разработки курсов
docx
воспитательная работа +2
Детсад
24.03.2017
Программа "Академия родительства"
Данная программа разработана с целью реализации модели предшкольного образования (для детей старшего дошкольного возраста, не посещающих ДОУ).Основным содержанием деятельности «Академии родительства» является: научение родителей конкретным воспитательным и развивающим технологиям; советы по преодолению кризисных и ситуативных моментов в процессе воспитания, а также при подготовке ребенка к школе; помощь в освоении новых педагогических знаний и навыков; активизация роли семьи в образовательном процессе. Полученные знания и навыки, возрастающая компетентность родителей в вопросах воспитания детей смогут оптимизировать даже сложившиеся напряженные отношения в семье или союзе «ребенок-родитель».
Академия родительства.docx

Программа

«Академия родительства» как инновационная форма развития родительского и педагогического сообщества»

2.      Актуальность

      Сегодня значительное количество детей, несмотря на соответствующий возраст и имеющиеся у них навыки и умения, испытывают большие трудности в адаптации к школьному обучению, основной причиной которых является то, что они психологически не готовы к школьному типу обучения. К тому же в связи с изменениями социальных условий дети имеют разный уровень готовности к школе в зависимости от того, посещали ли они детский сад или воспитывались дома. Качество образовательного процесса в школе может быть обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов.

      В контексте «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2010-2013 г.г» предметом приоритетного внимания является выравнивание стартовых возможностей детей из разных социальных слоев и достижение ими необходимого и достаточного уровня подготовки к школе. В качестве ключевого решения рассматривается введение «предшкольного образования» для детей с 5- лет 6 месяцев до 7- лет, в так называемый сензитивный период, когда дети могут получить определенное развитие, которое невозможно получить в другом возрасте.

       В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания личностного развития, а также качества подготовки ребенка к школе. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов.

      В микрорайоне школы по данным социально-демографического исследования проживает достаточно большое количество семей, детей социально-незащищенной категории населения: среди низ 40% детей из малообеспеченных семей, (причем этот процент растет с каждым годом), 25% детей из неполных семей; 12% детей из неблагополучных семей, в которых подготовка ребенка к школе заключается в одной единственной задаче – купить все необходимое для школы. Таким образом, практически 40% детей приходят в школу неподготовленными, в связи с чем начинают испытывать трудности в обучении буквально с первых дней. Ежегодный мониторинг готовности к школе, проводимый педагогом – психологом дает неутешительны результаты – более 50% детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения определяют недостаточный уровень готовности, социализации и адаптации к школе.

     Отсюда возникает острая необходимость создания некой модели предшкольной подготовки детей старшего дошкольного возраста, не посещающих дошкольные учреждения. Создание такой модели возможно в формате родительского клуба, которой мы назвали «Академия родительства».

 

3.      Цель и содержание инновационной модели

    Цель  :

 Разработка модели предшкольного образования (для детей старшего дошкольного возраста, не посещающих ДОУ).

Задачи:

1.      Определить приоритетные направления подготовки ребенка к школе в условиях вариативности образования.

2.      Определить эффективные формы о содержание повышения педагогической компетентности родителей и педагогов в аспекте диагностики и развития готовности ребенка старшего дошкольного возраста к школе.

3.      Разработать технологии образования детей старшего дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения.

4.      Определить возможные модели организации предшкольного образования для реализации предложенных технологий.

Основным содержанием деятельности «Академии родительства» является: научение  родителей конкретным воспитательным и развивающим технологиям; советы по преодолению кризисных и ситуативных моментов в процессе воспитания, а также при подготовке ребенка к школе;  помощь в освоении новых педагогических знаний и навыков; активизация роли семьи в образовательном процессе.  Полученные  знания и навыки, возрастающая компетентность родителей в вопросах воспитания детей смогут оптимизировать даже сложившиеся напряженные отношения в семье или союзе «ребенок-родитель».

Проект рассчитан сроком до 3  лет (сентябрь 2010-август 2013г). Занятия в «Академии родительства» будут проходить в субботние и каникулярные дни согласно календарного  плана.

5.      Основные этапы

1 этап – Организационный – «моделирование взаимодействия».

 Данный этап работы включает в себя решение следующих задач:

1. Установление между педагогами и родителями благоприятных межличностных отношений с установкой на деловое сотрудничество;

2. Изучение педагогической позиции родителей и ознакомление с проблемами семьи в воспитании дошкольника

2 этап – Основной- «взаимодействие».

Задачи:

1. Формирование у родителей более полного образа ребенка и правильного его восприятия.

2. Объединение родителей в группы по интересам, создание родительского клуба

«Академия родительства».

3 этап – Аналитический- «результат взаимодействия».

Задачи:

1 Определение эффективности данной модели предшкольной подготовки.

2 Рефлексия, установка на дальнейшую перспективу.

 

6.      Механизмы реализации идеи

Мероприятие

Содержание

Сроки

Ответственные

 

Родительское собрание «Будем знакомы»

Основной задачей было дать установку на сотрудничество, на конструктивное общение родителей, как с педагогом, так и родителей между собой.

сентябрь

Зам.директора по ВР

 

Оформление стенда «Скоро в школу»

Информационно-просветительская работа с родителями начинается с изучения ими информации. На стенде предложена полезная информация, о том, как готовит ребенка к школе, какие особенности при этом нужно учитывать.

сентябрь

 

 

Опросник «Что хотят знать родители?»

Для родителей приготовили опросник с предложениями направлений совместной деятельности.

сентябрь

Педагог-психолог

 

Посещение семей на дому

Анализ жилищных условий.

октябрь

МО учителей начальных классов, социальный педагог

 

Видеожурнал.

Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями. Установление доверительных и партнерских отношений с родителями.

октябрь

МО учителей начальных классов

 

Родительский лекторий «Особенности старшего дошкольного возраста»

Просвещение родителей в вопросах возрастных особенностей детей при подготовке к обучению в школе, особенностей развития познавательных процессов, социализации детей старшего дошкольного возраста.

октябрь

Педагог-психолог

 

Семинар-практикум « Растем вместе»

Обогащение родителей практическими умениями и навыками , знаниями в вопросах воспитания детей старшего дошкольного возраста.

январь

Педагог-психолог

МО учителей начальных классов

 

Использование игровых технологий (занятие-сказка, сюжетно-ролевые игры)

Такая форма организации позволяет родителям пополнить свой практический опыт не только для самостоятельного научения ребенка чему-либо новому, но и для проведения домашнего семейного досуга. Родители имеют возможность получить ответы на интересующие вопросы, и, пообщавшись друг с другом-узнать, как в других семьях справляются с повседневными детско-родительскими проблемами.

Декабрь

Март

апрель

МО учителей начальных классов, педагог-психолог,

Социальный педагог

 

Разработка памяток для родителей по подготовке ребенка к обучению в школе

 Знакомство с требованиями, которые предъявляет школа к ученикам, рекомендации по развитию речи, игры и игровые упражнения по развитию умственных способностей детей, игры с буквами и цифрами.

 

МО учителей начальных классов,

Социальный педагог

 

Родительский лекторий «Факторы успешной подготовки и адаптации детей к школе»

Просвещение родителей в вопросах адаптации детей к школьному обучению

Декабрь

Педагог- психолог

 

Родительский практикум «Семья на пороге  школьной жизни ребенка»

Определение роли родителей в предшкольной и школьной жизни ребенка, обогащение воспитательный опыт родителей, повышение эффекта семейной подготовки  к школе.

Май

Зам.директора по ВР,

МО классных руководителей

 

Дни добрых дел.

 

В течение года

Социальный педагог, родители

 

Участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов.

Разработан определенный алгоритм подготовки к семейным праздникам:

-выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов;

-консультации для родителей;

-составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей;

-распределение ролей взрослых,

-изготовление пригласительных билетов,

-подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен);

-составление памятки-помощницы для  родителей и для детей;

-индивидуальные встречи и консультации;

--изготовление атрибутов, пособий.

В течение года

МО классных руководителей,

МО учителей начальных классов

 

Совместное создание предметно-развивающей среды.

Активное обогащение родителями собственного информационного поля по вопросам воспитания детей в домашних условиях, посредством приобщения родителей к знаниям по основам анатомии, физиологии, психологии, педагогики, частных методик.

В течение года

Зам.директора по УВР,

Зам.директора по ВР,

Педагог- психолог

 

Тренинг коррекции детско-родительских отношений «Я рядом»

Активное  и качественное взаимодействие родителей и ребенка, нормализация и компенсация отклонений в развитии. Разрешение психологических проблем.

1 раз в месяц

Педагог- психолог

 

Родительские гостиные

Основная цель таких мероприятий- укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду.

Ноябрь,

январь

МО учителей начальных классов

 

Семейный вернисаж «Лучшая моя семья», «Семья-здоровый образ жизни», «Учись быть папой»

Фотовыставки «»Милая мама моя», «Самый лучший папа», «Моя дружная семейка», «Семья-здоровый образ жизни»; участие семей в конкурсах на лучший рисунок,салфетку, поделку из природного материала не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах.

Ноябрь,

январь

Родители, учителя

7.      Ожидаемые результаты

         

1.      Всеобуч родителей составит 65% от числа родителей детей, не посещающих ДОУ;

2.      Повышение компетентности родителей в аспекте предшкольного образования, что проявилось в осознанном выборе школы и учителя для ребенка, умения оказать помощь и поддержку ребенку в трудный период адаптации к школе, направленности усилий на воспитание значимых качеств и личностных характеристик у ребенка;

3.      Повышение уровня готовности детей к школьному обучению, ранняя позитивная социализация, снижение случаев дезадаптации , асоциального поведения;

4.      У детей будут сформированы базисные характеристики личности, соответствующие возрасту будущего первоклассника: компетентность, креативность, инициативность, произвольность, самостоятельность, самосознание, способность к самооценке. Другие, не менее важные способности, - умение слушать, говорить, обращаться в среде себе подобных, организовывать свою деятельность;

5.      Будет создана страничка на сайте школы, наличие которой, сделает наш опыт доступным для всех заинтересованных людей и организаций; а также позволит использовать разнообразные эффективные формы передачи опыта с применением ИКТ как внутри школы, так и педагогам дошкольного и начального образования в районе;

6.      В результате повысится уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что будет способствовать из саморазвитию и самообразованию.

 

                                     


 

Программа «Академия родительства» как инновационная форма развития родительского и педагогического сообщества» 2

Программа «Академия родительства» как инновационная форма развития родительского и педагогического сообщества» 2

Цель и содержание инновационной модели

Цель и содержание инновационной модели

Механизмы реализации идеи №

Механизмы реализации идеи №

Такая форма организации позволяет родителям пополнить свой практический опыт не только для самостоятельного научения ребенка чему-либо новому, но и для проведения домашнего семейного досуга

Такая форма организации позволяет родителям пополнить свой практический опыт не только для самостоятельного научения ребенка чему-либо новому, но и для проведения домашнего семейного досуга

Участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов

Участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов

Повышение уровня готовности детей к школьному обучению, ранняя позитивная социализация, снижение случаев дезадаптации , асоциального поведения; 3

Повышение уровня готовности детей к школьному обучению, ранняя позитивная социализация, снижение случаев дезадаптации , асоциального поведения; 3
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2017