Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)
Оценка 4.9

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
Междисциплинарный 6
1 кл
27.03.2019
Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)
Цель программы: формирование у детей основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни. -развивать представления детей о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, -расширять знания детей о правилах питания, -формировать навыки правильного питания как составной части здорового образа жизни; -знакомить детей с историей и традициями кулинарии своего народа. -развивать самостоятельность и самоконтроль; -развивать творческие способности.
зож.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 имени Героя Советского Союза Н.И. Бореева»   Конкурсная работа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ  ДЛЯ  ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы:   Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г  «Разговор о правильном питании»)  для обучающихся 1 класса Моршанск,  2015 г.                                                                                              Стр. СОДЕРЖАНИЕ 1. Система  работы по реализации  программы  «Разговор о правильном питании» ……………………………………..……2­3                         1.1.Основные воспитательные и образовательные задачи………………4­6    1.2. Планирование  реализации содержания  Программы………………7­ 10                      1.3. Основные формы и направления реализации Программы………..11­17 2. Система мероприятий по просвещению родителей в вопросах  организации правильного питания детей младшего школьного  возраста…………………………………………………………………………..18­19 3. Система оценивания эффективности и результативности  полученных знаний, умений, навыков ……………………………………. …20­21 4. Оценка эффективности конкурсной работы……………………………..22 5. Литература…………………………………………………………………….23 Приложение 1. Разработка  классного часа по правильному питанию « Самые полезные продукты. Молоко»………………………………………24 Приложение 2. Внеклассное мероприятие «Секреты здорового  питания»…………………………………………………………………………..29 Приложение 3. Дидактический материал по русскому языку 1 – 4 классы……………….38 Приложение 4. Дидактический материал по математике 1­4 класы………………………..52 Приложение 5 2 Игры………………………………………………………………………………55 Приложение 6. Ребусы и кроссворды…………………………………………………………..59 Приложение 7.  Мониторинг «Здоровое питание»……………………………………………..65 Приложение 8. Дневник здоровья………………………………………………………………..68 1.Система работы по реализации   программы «Разговор о правильном питании»            В   настоящее   время   в   России,   в   связи   с   глубоким   общественно­экономическим кризисом, произошло снижение показателей здоровья и социальной защищенности детей. Это   привело   к  тому,   что  на   этапе   поступления   в   школу,   как  показывают   обобщенные данные последних лет, в среднем 28% детей имеют хронические заболевания.              В результате анализа медицинских карт первоклассников было установлено, что у большинства   детей   было   выявлено   нарушение   осанки,   на   втором   месте   –   тенденция   к нарушению зрения, на третьем месте ­ наличие   заболеваний пищеварительной системы и совсем мало детей признаны практически здоровыми. В классе, где я являюсь классным руководителем,  7 чел  –  1 группа  объединяет детей, не имеющих отклонений  по всем избранным  для оценки критериям здоровья, 20чел – 2 группа составляют также здоровые дети, но имеющие "риск"  формирования хронических заболеваний, 2 человека – 3 группа здоровья    с наличием  хронических  болезней..  Данная  ситуация обусловлена ухудшением социально­экономической   и   экономической   обстановки,   обострением   проблем рационального   питания,   наследственностью,   порой   перегруженностью   детей.   По результатам проведенных мною наблюдений и бесед, как с детьми, так и с родителями, можно сделать вывод, что дети много времени проводят за компьютером (уже в 1 классе порой по 3часа и более!), возле телевизора, ведут малоподвижный образ жизни.            По утверждению ученых, здоровье зависит на 50­55% от образа жизни, на 20% ­ от наследственности, на 20­25% ­ от состояния окружающей среды (экологии), на 8­12% ­ от работы системы  здравоохранения. Из этой статистики становится  очевидным, что самая большая доля вклада в здоровье человека приходится на образ жизни. 3 В   соответствии   с   Федеральным   государственным   образовательным   стандартом начального общего образования и Концепцией развития МБОУ СОШ №2 им. Н.И. Бореева центральное   место   в   воспитательной   системе   занимает   формирование   у   обучающихся экологической   культуры,   здорового   и   безопасного   образа   жизни.   В   рамках   реализации Основной образовательной программы разработана  Программа  формирования  экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей.  Одной из главных задач программы является формирование  установки на использование здорового питания.          1.1 Основные воспитательные и образовательные задачи.    «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым». Ж.­Ж. Руссо  Программа курса «Азбука правильного и здорового питания» составлена на основе авторской   программы     Безруких   М.М.,   Филипповой   Т.А.,   Макеевой   А.Г.   «Разговор   о правильном питании» В Конвенции о правах ребенка говорится о серьезном отношении к семье, детям, где здоровье является содержанием и образом жизни. В  этой  связи  уместны  слова  знаменитого педагога   В.А. Сухомлинского  «  Опыт убедил нас в том, что приблизительно  у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания   в   учёбе   –   плохое   состояние   здоровья,   какое–нибудь   недомогание   или заболевание,   чаще   всего   совершенно   незаметное     и   поддающееся   излечению   только совместными усилиями матери, отца, врача и учителя».    Главная   задача   воспитания   ­   сохранение   физического,   психического   здоровья подрастающего   поколения.   Благополучие   человека   зависит   от   душевного   и   телесного здоровья, что напрямую связано с образом жизни, который ведёт человек.  Здоровый образ жизни – это такое поведение, стиль жизни, который способствует сохранению и укреплению здоровья. И учить вести здоровый образ жизни нужно начинать в детстве.  Как   показывают   исследования   специалистов,   только   20%   пап   и   мам   знакомы   с принципами   организации   здорового   питания   детей.   Практически   все   родители сталкиваются с проблемами в организации питания детей. Несмотря на это, далеко не все родители   считают   необходимым   рассказывать   детям   о   важности   правильного   питания. Культура питания – это основа здорового образа жизни. 4 Реализация   программы   «Разговор   о   правильном   питании»   в   начальной   школе поможет укрепить и сохранить здоровье каждому ребенку. Направленность программы – внедрение   в   массы   правил   питания,   его   рациональное   использование   в   семье,   школе, сбалансированность   питания,   соблюдение   режима   питания;   формирование   личностной позиции учащихся по сохранению и укреплению здоровья; осознание каждым человеком социальной значимости его здоровья.            Программа   «Азбука   правильного   и   здорового   питания»        предусматривает пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение   знаний   об   истории   и   традициях   своего   народа,   формирование   чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов.     Цель   программы    :  формирование   у   детей   основ   культуры   питания   как   одной   из составляющих здорового образа жизни. Образовательные задачи: ­развивать   представления   детей   о   здоровье   как   одной   из   важнейших   человеческих ценностей, ­расширять знания детей о правилах питания,  ­формировать навыки правильного питания как составной части здорового образа жизни; ­знакомить детей с  историей и традициями кулинарии своего народа. ­развивать самостоятельность и самоконтроль; ­развивать творческие способности.   Принципы построения программы:      доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей познавательной  деятельности детей младшего школьного возраста); наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов); научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической  основы); демократичности (взаимодействие педагога и ученика в социуме); актуализации знаний и умений (учебные ситуации предлагаются с точки  зрения потребностей младших школьников); 5  деятельностной основы процесса обучения (удовлетворение потребности детей  данного возраста в игре и эмоционально­наглядной опоре). Способы определения и фиксации результативности Диагностика осуществляется в начале и конце периода в форме анкетирования  обучающихся и их родителей; ведение « Листка здоровья» в портфолио. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы Подведение итогов реализации программы проводится в виде выставок работ учащихся,  праздников, игр, викторин. В том числе: ­ оформление выставки фотографий «Мы – за  здоровое питание»; ­ оформление выставок работ учащихся в классе, школе; ­ участие в конкурсе «Класс здорового питания»  Прежде   чем   начать   занятия   по   программе   «Азбука   правильного   и   здорового   в   классе   проведено   «Анкетирование   по   основам   культуры   питания». питания»   Исследование проводилось с учащимися 1 «А» класса и их родителями. Результаты  показали, что только 72 %  родителей  и 36%  детей были знакомы с основными принципами здорового питания. Было выявлено, что некоторые дети «не желают завтракать перед школой», другие «завтракают,   но   предпочитают   бутерброды»,   «не   любят   супы   и   каши».   Далеко   не   все родители рассказывают своим детям о важности правильного питания.     Среди учеников были выявлены следующие н е д о с т а т к и  в организации питания: ­отсутствие завтрака перед школой (57%). ­нарушения в режиме питания (68%). ­частое потребление колбасных изделий  (58%). ­потребление кондитерских изделий и сладостей (86%). ­недостаточное потребление основных продуктов питания: молока, овощей, творога и сыра, масла сливочного и растительного, каш, фруктов (48%). Ведущее   место   в   системе   питания   детей   заняли   чипсы   и   сухарики,   картофель, газированные напитки, некоторые молочные продукты (мороженое, сладкие сырки). После проведения анкетирования, тестов, мы увидели, что уровень здоровья детей недостаточный, выявили проблемы, которые надо  решать. Анализируя возможности школы, родителей, детей   и учителя, учитывая цель и задачи программы «Разговор о правильном питании», были поставлены следующие задачи: 6   реализация  принципов правильного питания; получение каждым ребёнком качественного образования с   сохранением и укреплением  здоровья;  формирование   навыков   учебного   сотрудничества,     коллективного творчества, самостоятельности в игровой деятельности;   сотрудничество   с   родителями   и   просвещение     по   вопросам   организации правильного питания детей; расширение у детей знаний, связанных с питанием и здоровьем, а также с историей и традициями русского народа. Исходя   из   этого,   методика   реализации   программы   «Азбука   правильного   и здорового   питания»     основывается   на     принципе   сотрудничества.   Главное   в   работе   – совместная деятельность взрослых и детей. Принцип сотрудничества распространяется  на все виды отношений учителя, учеников  и родителей. В результате, в основную программу добавлена система работы, которая включает в себя следующие компоненты:  Соответствие занятий принципам здоровьесбережения (по Н.К. Смирнову): принцип двигательной активности – обучение организовано в режиме чередования динамических поз (стояние, сидение, передвижение по классу); принцип профилактического эффекта  – проведение триединых физкультминуток (имею богатую «копилку» физкультминуток для опорно­двигательного аппарата, дыхания, зрения); принцип психологической комфортности  позволяет создать ситуацию успеха для повышения   самооценки   учащихся,   снижает   барьер   страха,   способствует   развитию доброжелательных взаимоотношений. принцип опоры на индивидуальные особенности и способности ребёнка  создаёт у детей ощущение комфорта, защищённости, формирует учебную мотивацию; принцип личного примера учителя помогает детям овладевать способами делового и личностного общения; принцип   психокоррекции  подразумевает   использование     игр   и   упражнений   для развития психических процессов.    Ценностные ориентиры содержания: Одним из результатов обучения курса «Разговор о правильном питании» является решение   задач   воспитания   –   осмысление   и   интериоризация   (присвоение)   младшими школьниками системы ценностей. 7 Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания. Ценность   общения –   понимание   важности   общения   как   значимой   составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры. Ценность   добра   и   истины   –   осознание   себя   как   части   мира,   в   котором   люди соединены  бесчисленными  связями,  основывается  на признании  постулатов  нравственной жизни,   выраженных   в   заповедях   мировых   религий   и   некоторыми   атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.). Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам. Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни   человека,   творчества   как   вершины,   которая   доступна   любому   человеку   в   своей области. Ценность   социальной   солидарности – обладание   чувствами   справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание   служить   Родине,   своему   народу;   любовь   к   природе   своего   края   и   страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений. Следовательно, одна из основных задач учебного процесса – это сохранение здоровья детей,   формирование   у   школьников   потребности   вести   здоровый   образ   жизни, обеспечение мотивации к этому.  Методическое обеспечение Учебники и учебные пособия: 8 Безруких М. М., Филиппова Т. А., Макеева А. Г «Разговор о правильном питании:  Рабочая тетрадь для школьников. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011. Методические разработки для учителя:  Безруких М. М., Филиппова Т. А., Макеева А. Г. Разговор о правильном питании / Методическое пособие. – М.: ОЛМА Медиа Групп,  2011.       1.2 Планирование реализации содержания программы Содержание  программы «Разговор о правильном питании» 1 класс ­  33 часа. Программа состоит из 4­х разделов: № Раздел п∕п 1 2 3 4 Разнообразие питания Разнообразие питания Гигиена питания и приготовление пищи Этикет Рацион питания          Из   чего   состоит   наша   пища.   Что   нужно   есть   в   разное   время   года.   Как правильно питаться, если занимаешься спортом. Что надо есть, если хочешь стать сильнее. Самые полезные продукты. Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты. Где найти витамины весной? Каждому овощу своё время. Особенности национальной кухни.  9 Гигиена питания и приготовление пищи   Гигиена школьника. Здоровье – это здорово! Где и как готовят пищу. Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен. Продукты быстрого приготовления. Всё ли полезно, что в рот полезло. Всегда ли нужно верить рекламе?  Вредные и полезные привычки в питании.  Неполезные продукты: сладости, чипсы, напитки, торты. Полезные напитки. Ты – покупатель. Этикет           Правила   поведения   в   столовой.   Как   правильно   накрыть   стол.   Предметы сервировки стола.  Как правильно вести себя за столом. Как правильно есть. На вкус и цвет товарищей нет! Кухни разных народов. Как питались на Руси и в России? За что мы скажем поварам спасибо. Правила поведения в гостях. Вкусные традиции моей семьи. Рацион питания  Молоко и молочные продукты. Блюда из зерна. Какую пищу можно найти в лесу. Что и как приготовить из рыбы. Дары моря.  Плох обед, если хлеба нет. Из чего варят кашу, и как сделать кашу вкуснее. Если хочется пить. Значение жидкости для организма человека. Бабушкины   рецепты.   Хлеб   всему   голова.   Мясо   и   мясные   блюда.   Вкусные   и   полезные угощения.  Средства контроля Проверка усвоения программы проводится в форме анкетирования, тестирования, выполнения творческих заданий и проектов; анализ «Листов здоровья» Ожидаемые результаты.     В   результате   изучения  программы   младшие   школьники  получат представления: ­о правилах и основах рационального питания,  ­о необходимости соблюдения гигиены питания; ­о полезных продуктах питания; ­о структуре ежедневного рациона питания; ­об ассортименте наиболее типичных продуктов питания; 10 ­об   особенностях   питания   в   летний   и   зимний   периоды,   причинах   вызывающих изменение в рационе питания;  ­об основных группах питательных веществ – белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме; умения: ­самостоятельной   оценки   своего   рациона   с   учётом   собственной   физической активности; ­самостоятельного   выбора   продуктов,   в   которых   содержится   наибольшее количество питательных веществ и витаминов.     1.3. Основные формы и направления реализации Программы Данная программа представляет детям широкую панораму правильного и здорового питания как компонент сохранения здоровья и долголетия и позволяет решать поставленные задачи не только в рамках факультативной работы, но и на уроках по предметам базового учебного плана (приложение) Интеграция в содержание учебных предметов. 11 Русский язык                     Литературное чтение                        Математика работа над задачей, расчёты творческая работа, работа с словарная работа, работа с текстом и предложениями текстом, проектная деятельность    Окружающий мир                                                        Технология и ИЗО практическая работа, опыты, экскурсии, исследовательская аппликация, лепка, рисунок, плакат, роспись, поделки Математика – один из основных предметов в школе. Следует отметить, что именно затруднения   в   изучении   математики   часто   являются   главными   причинами психологического дискомфорта, повышению тревожности, ведущих к снижению качества здоровья школьников. А может ли математика помочь здоровью? Содержание   уроков   математики   составляют   устные   и   письменные   задачи.   Решение математических   задач   практического   содержания   позволяет   убедиться   в   значении математики для различных сфер человеческой деятельности, увидеть широту возможных приложений математики, понять её роль в современной жизни.  Надо сказать, что математические задачи могут быть источником знаний учащихся о здоровье   человека.   Это   выражается   в   том,   что   в   содержании   задач   присутствует информация о здоровье человека, правильном питании, гигиене тела, безопасной жизни, вредных привычках. Математическое представление проблемы сохранения здоровья учащихся в виде задач, в сюжете которых содержатся факты из реальной жизни, способны оказать большее влияние, нежели длинная лекция и толстая брошюра о сохранении и укреплении своего здоровья.         А уроки русского языка дают прекрасную возможность для формирования у ребенка позиции   признания   ценности   здоровья,   чувства   ответственности   за   сохранение   своего здоровья и расширения знаний и навыков по гигиенической культуре.             Для   этой   цели   я     использую   такой   вид   наиболее   употребительных   письменных   миниатюры­зарисовки, грамматико­орфографических   упражнений,   как   диктанты, 12 сочинения   на   тему   «Мой   выходной   день»,   «Как   я   помогал   бабушке   печь   пироги», «Любимое блюдо нашей семьи».                Особое внимание хотелось бы обратить на   рисование. Рисование ­ мощный способ   преодоления   коммуникативных   барьеров,   этот   процесс   помогает   детям расслабиться и сосредоточиться на своих мыслях. Рисунок в соединении с письмом или диалогом является прекрасным методом исследования восприятия здоровья детьми. Так дети выражают мысли, которые им трудно выразить с помощью слов.    Методика   «Рисуй   и   пиши»   очень   нравится   моим   ученикам.   Такой   способ самопознания   учит   их   анализировать   собственный   опыт,   размышлять   по   поводу   своих действий   и   желаний.   Задание   «Мой   самый   полезный     напиток»,   «Любимый   завтрак школьника», «Почему все школьники так любят сосиски, а не мясо?».         Некоторые  темы программы «Разговор о правильном питании» были включены в цикл внеклассных мероприятий: а)   мастерская   «Очень   умелые   ручки»   (поделки   «Салфетница»,   «Аппликация   из круп», др., настольные  игры «Фруктовое лото», «Съедобное ­ несъедобное»); б) художественная галерея (рисунки, плакаты, фотовыставки); в)   кружок   «Я   ­   исследователь»   (исследовательская   и   проектная   деятельность, практические работы); г) факультатив «Читай­ка» (сочинение стихов и сказок); д) «час общения»: классные часы ( «Зачем есть суп», «Молоко»); праздники  походы ( «Царь Картошка»); экскурсии   (хлебозавод   г.   Моршанск,   конфетная   фабрика   г.   Липецк,   школьная столовая); встречи с интересными людьми (например, один из родителей, доктор). Система мероприятий по реализации программы «Основы здорового питания для первоклассников» Название темы Цель Если хочешь  быть здоров Познакомить  учащихся с героями  Задачи формировать  представление о ценности  Форма Урок­игра Результат ­знать героев  программы; 13 Самые полезные  продукты программы,  сформировать  представление о  важности правильного  питания. Дать представление о  том, какие продукты  наиболее полезны и  необходимы человеку  каждый день; научить  детей выбирать самые  полезные продукты Как правильно  есть Сформировать у  школьников  представление об  основных принципах  гигиены питания Удивительные  превращения  пирожка Дать представление о  необходимости и  важности регулярного  питания, соблюдения  режима питания Из чего варят  каши, и как  сделать кашу  вкусной Сформировать у детей  представление о завтраке как обязательном  компоненте ежедневного  меню, различных  вариантах завтрака Плох обед, если  хлеба нет Сформировать  представление об обеде  как обязательном  компоненте ежедневного  рациона питания, его  структуре. Полдник. Время  есть булочки ­познакомить детей с  вариантами полдника,  дать представление о  значении и роли молока здоровья, значении  правильного питания формировать  представление о продуктах  ежедневного рациона;  продуктах, которые нужно  есть часто; продуктах,  которые нужно есть иногда  формировать  представление о том, какие  продукты наиболее полезны  для человека формировать  представление о  необходимости ответственно относиться к своему  здоровью и питанию развивать  представление об основных  правилах гигиены питания,  важности их соблюдения; развивать  основные гигиенические  навыки, связанные с  питанием формировать  представление о роли  регулярности питания для  здоровья; формировать  представление об основных  требованиях к режиму  питания формировать  представление о завтраке  как обязательной части  ежедневного меню; расширить  представление о блюдах,  которые могут входить в  меню завтрака формировать  представление о каше как  полезном и вкусном блюде формировать  представление об обеде как  обязательной части  ежедневного меню формировать  представление об основных  блюдах, входящих в состав  обеда, об опасности питания «всухомятку» формировать  представление о полднике  как обязательной части  ежедневного меню ­уметь называть  полезные продукты ­знать полезные  продукты: овощи и  фрукты, молочные  продукты, мясо и  рыбу. Сюжетно­ролевая  игра «Мы идём в  магазин» Игра­обсуждение  «Законы питания» ­знать правила  гигиены питания; ­уметь выполнять эти  правила в  повседневной жизни; Соревнование Тест. Знать типовой режим  питания школьника и  уметь его соблюдать Конкурс «самая  вкусная и полезная  каша» Знать о компонентах  ежедневного меню и  различных вариантах  завтрака. Урок –представление  (театрализованный) Знать о ежедневном  рационе питания  школьника Конкурс­викторина  «Знатоки молока» Знать о пользе молока и молочных  продуктах; 14 Пора ужинать ­ формирование  представления об ужине  как обязательном  компоненте ежедневного  рациона питания Где найти  витамины весной Как утолить  жажду ­сформировать  представление о значении жидкости для организма  человека, цености  разнообразных напитков Что надо есть,  если хочешь стать сильнее ­сформировать  представление о связи  рациона питания и образа жизни, о  высококалорийных  продуктах питания На вкус и цвет  товарищей нет ­познакомить детей с  разнообразием вкусовых  свойств различных  продуктов и привить  практические навыки  распознавания вкусовых  качеств наиболее  употребительных  продуктов Овощи, ягоды и  фрукты —  витаминные  продукты ­познакомить детей с  разнообразием  фруктов, ягод, их  значением для  организма ­знать об основных  блюдах, подаваемых  на ужин; основные  правила приёма пищи  во время ужина. формировать  представление о продуктах и блюдах, которые могут быть  включены в меню полдника формировать  Урок­практикум представление об ужине как  обязательной части  ежедневного меню расширить  представление о блюдах,  которые могут быть  включены в меню ужина  формировать  представление о роли  витаминов для здоровья  человека, основных  продуктах — источниках  витаминов формировать  представление о важности и  необходимости включения в  рацион питания  растительной пищи Урок  ­ блиц­турнир  «Где прячутся  витамины» формировать  представление о роли воды  для организма человека расширить  представление о  разнообразии напитков,  пользе различных видов  напитков  расширить  представление о роли спорта для сохранения и  укрепления здоровья формировать  представление о продуктах и блюдах, которые нужно  включать в рацион питания  человека, занимающегося  спортом познакомить  детей с разнообразием  вкусовых свойств различных продуктов и блюд формировать  представление о том, как  происходит распознавание  вкуса  формировать  умение описывать вкусовые  свойства продуктов и блюд расширить  представление о пользе  фруктов и овощей как об  источниках витаминов расширить  представление об  ассортименте блюд, которые могут быть приготовлены из  растительной пищи Урок­игра  «Посещение музея  воды» Урок­ игра «Мой  день» ­знать о вреде  газированных  напитков,  Знать о важности  достаточного  потребления воды Знать, когда организм  нуждается в  дополнительном  количестве жидкости, углеводах, а когда  количество углеводов  увеличивать не стоит Урок­исследование ­знать, что школьнику важно соблюдать  режим питания Урок – панорама   «Овощи, ягоды и  фрукты – самые  витаминные  продукты» Знать о пользе  витаминов и их  значении для  организма человека 15 Каждому овощу  — свое время ­познакомить детей с  разнообразием овощей,  их полезными свойствами Праздник урожая ­закрепить полученные  знания о законах  здорового питания;  познакомить учащихся с  полезными блюдами для  праздничного стола. развивать  представление о пользе  фруктов и овощей  формировать  представление о сезонных  фруктах и овощах обобщить знания  о правильном питании расширить  представление о наиболее  полезных продуктах и  блюдах Урок  ­ блиц­турнир  «Где прячутся  витамины» Знать о пользе  овощей; уметь готовить  витаминные  салаты Урок ­ ролевая игра  «Русская трапеза»; Знать основные  законы здорового  питания                 При   реализации   программы   я   уделяю   серьезное   внимание   организованному проведению   перемен.   Перемены     использую   для   разумного   отдыха   детей   и   наиболее эффективной   подготовки   их   к   очередному   уроку.   Дежурные   следят   за   очередностью выполнения   упражнений.   Обычно   проводятся   игры   с   малой   подвижностью:   «Пустое место», «Ручеёк», "Второй лишний"  и другие.                 Проводя все названные мероприятия  в режиме  учебного дня, мы стремимся  к сохранению здоровья школьников и их правильному физическому развитию. Формы и методы реализации программы. Успех   обучения,   выполнения   поставленных   целей   зависит   от   способов   их достижения. Поэтому, в ходе реализации программы используются разнообразные формы и методы,   обеспечивающий   носящие   преимущественно   интерактивный   характер, непосредственное   участие   детей   в   работе   по   программе,   стимулирующий   их   интерес   к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности.  1. Наиболее распространенными при этом являются  игровые методики  ­ ролевые, ситуационные,   образно­ролевые   игры   (приложениие),   что   наиболее   соответствует возрастным   особенностям   младших   школьников,   обеспечивает   условия   для   активного включения   их   в   процесс   обучения   и   стимулирует   активное   присвоение   предъявляемых ценностных нормативов и навыков. Кроме того, дидактические игры формируют у детей навыки   учебного   сотрудничества,   развивают   творческие   способности,   умение   работать самостоятельно,   индивидуально   и   в   группах,   способствуют   развитию   психических процессов. 2.  Задания, предлагаемые в рабочей тетради  (авторы: Безруких М.М., Филиппова Т.А. Макеева А.Г.) также ориентированы на творческую работу ребёнка – самостоятельную или   в   коллективе.   В   процессе   выполнения     заданий   в   тетради   дети   делают   записи, 16 раскрашивают.  Ребят привлекает работа с наклейками: это позволяет экономить время на занятии,   формирует   реалистичный   образ   изучаемых   объектов,   доставляет   удовольствие детям.  3.   В   целях   более   эффективной   реализации   программы,   кроме   традиционных словесных  (рассказ,   объяснение,   беседа,   дискуссия)   и  наглядных  (метод   иллюстраций   и метод   демонстраций)  формы   занятий,   которые  методов,   я   использую   такие предусматривают трансформацию и оригинальность стандартных способов организации:             встреча «Какую пищу можно найти в лесу»; сказка «Путешествие зёрнышка», «В гостях у тётушки Припасихи»; экскурсия «Где и как готовят пищу», «Как хлеб на стол пришёл»; блиц­турнир «Где найти витамины зимой»; практикум «Накрываем стол к обеду»; исследование «Шоколад­польза или вред?», «Молоко. Состав молока»  проект «Польза завтрака», «Вкусная азбука»; театрализация «Там, на неведомых дорожках» (о грибах и ягодах); диалог «Чем не стоит делиться», «Правила гигиены»; диспут «Как правильно вести себя за столом»; панорама  «Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты»; путешествие «Кулинарные традиции народов Урала». 4.  Ведение   дневника  (помогает   моим   ученикам   вести   наблюдение   за   своими физиологическими   изменениями   (совместно   с   медсестрой   школы),   осмыслить индивидуальный опыт организации питания, систематизировать полученные знания в виде выводов к занятиям).   5. Активно использую в работе технические средства обучения: а)   презентации   (как   авторские,   так   и   презентации   других   педагогов, адаптированные в соответствии с особенностями учеников моего класса, целями и задачами конкретного занятия). б) видео: мультфильмы из серии «Семья Почемучек», «Желтый школьные автобус»; фрагменты   мультфильмов   и   художественных   фильмов   (например:   м/ф   «Дракоша   на шоколадной   фабрике»,   фрагмент   х/ф   «Девчата»   о   блюдах   из   картофеля,   фрагмент   х/ф «Джентельмены удачи» о приглашении к столу, фрагмент х/ф «Новогодние приключения 17 Маши и Вити» о правилах гигиены (пирожки, яблочки) и меню бабы Яги, фрагмент х/ф «Иван Васильевич меняет профессию» о блюдах старинной кухни). в)   диафильмы:   «Как   мужик   гусей   делил»;   «Каша   из   топора»;   «Война   грибов»; «Лиса и Журавль»; «Горшочек каши»; др. Детские   творческие   работы   создают   положительную   учебную   мотивацию, ответственное отношение к учебному труду. Ребятами нашего класса проведены выставки рисунков в школьной столовой, театрализация сказки для родителей, антиреклама чипсов для учеников начальных классов нашей школы с агитбригадой школы.  Перечень учебно­методических средств обучения: 1. Тетради. 2. Карточки. 3. Схемы. Ребусы. 4. Таблицы. Плакаты. 5. Перфокарты. 6. Анкеты. 7. Предметы быта. 8. Продукты. Материально­техническое обеспечение программы.      В школе созданы необходимые условия для сбережения здоровья учащихся. Все помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.  В   школе   работает  столовая  рассчитана   на   320   мест,  позволяющая   организовывать   горячие завтраки и обеды в урочное время. Охват горячим питанием начальной школы составляет– 100%. В   школе   работают   оснащенные   современным   оборудованием   2  спортивных   зала,   имеется: спортивная площадка; игровая  площадка. 18 2. Система мероприятий по просвещению родителей  в вопросах организации правильного питания детей младшего школьного возраста. Как   показывают   исследования   специалистов,   только   20%   пап   и   мам   знакомы   с принципами организации здорового питания детей. Практически все родители сталкиваются с   проблемами   в   организации   питания   детей.   Несмотря   на   это,   далеко   не   все   родители считают необходимым рассказывать детям о важности правильного питания.             В процессе реализации программы я всегда помнила о существенном правиле: вся работа должна проводиться в системе и в союзе с родителями.  Поддержка  родителей, осознание ими важности и необходимости проводимой педагогом работы – непременное условие эффективности решения поставленных задач.  На первом собрании основной задачей было сделать родителей своими союзниками. Были обсуждены факторы, которые влияют на успешное обучение младшего школьника. В итоге беседы пришли к выводу, что таковыми являются: генетические задатки; здоровье ребёнка; правильное питание; соблюдение режима дня; психологическая поддержка родителей; взаимоотношения ученик – учитель – родитель.  Из этих всех факторов необходимо остановиться на одном – правильном питании, так как оно значительно влияет на здоровье ребёнка в период обучения в школе. Родители ответили на вопросы анкеты.(приложение) Чтобы не возникло сомнений в пользе проведения занятий по программе «Разговор о   правильном   питании»,   на   следующем   собрании   мы   познакомились   с   результатами анкетирования,   поставили   цели   и   задачи   программы.   Родители   получили   информацию   о необходимости   соблюдения   режима   питания,   приняли   активное   участие   в   обсуждении вопроса по организации горячего питания в школе.  Родительские   собрания   проводились   в   форме   диспута,   «круглого   стола», анкетирование, конкурсы, выставки, оформление стенгазет. Анализ работы с родителями помогал   правильно   организовывать   совместную   работу   при   реализации   программы. 19 Совместно был  разработан режим  дня младшего школьника, примерное меню завтраков, рацион питания для детей.  «Мониторинг изучения основ культуры питания», проводимый в конце учебного года показал положительную динамику совместной работы с родителями. Организация взаимодействия с медицинскими работниками  школы,  учреждений  дополнительного образования, спортивных учреждений        Чтобы помочь своим детям, родители должны знать все необходимое об организации правильного питания и значении в занятиях физической культурой. Осветить этот вопрос с научной точки зрения мне помогает детский врач и медсестра.  На первом родительском собрании   они   объясняют   родителям,   что   одним   из   эффективных   средств   повышения уровня   физической   подготовки,   укрепления   здоровья,   улучшения   работоспособности школьников является здоровое питание и соблюдение режима дня.         Медицинские  работники  также  оказывают мне помощь в проведении мониторинга знаний о правильном питании каждого школьника.  Мы с детьми ведем индивидуальные карты   физического   развития   и   организации   правильного   питания.   Их   цель   ­ отслеживание   индивидуального   физического   развития   каждого   ученика,   организация индивидуальной работы с учащимися и их родителями в целях укрепления здоровья детей.  20 3.   Система   оценивания   эффективности   и   результативности  полученных знаний, умений, навыков. Предполагаемые результаты по программе  полученные   знания   позволят   детям   ориентироваться   в   ассортименте   наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные; дети смогут оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям   здорового   образа   жизни   и   с   учётом   границ   личностной   активности корректировать несоответствия; дети получат знания и навыки, связанные с этикетом в области питания с, что в определённой   степени   повлияет   на   успешность   их   социальной   адаптации,   установление контактов с другими людьми. Для проведения мониторинга проводили: тестирование  разбор ситуаций («Как вести себя за столом», «Если хочется пить».); анкетирование  кроссворды и ребусы  мини сочинения – рассуждения на заданную тему («Согласен ли ты с пословицей: когда я ем, то глух и нем?», «Зачем нужна жвачка?», «Почему картофель считают вторым хлебом?», «Почему вредно есть на ночь?», др.). Хорошо себя зарекомендовали коллективные творческие дела, т.к. работа в группах помогает проявиться лидерам, есть возможность распределить обязанности по интересам, узнать   что­то   новое   от   других   детей.   Ребятам   понравилось   совместно   составлять   меню сказочного   героя,   сочинять   и   инсценировать   рекламу   жевательной   резинки,   помогать Золушке разбирать крупу, придумывать сказку о грибах и ягодах. В   целях   обобщения   и   систематизации   знаний   дети   совместно   с   родителями выполняют творческие задания: рисуют плакаты, составляют кроссворды, готовят устные сообщения, сообщения с презентацией.    В   ходе   реализации   программы   повысился   эмоциональный   настрой   у   ребят   на занятиях, качество знаний. Дети смогли осознать важность правильного питания. Ученики моего класса  могут объяснить: ­какие продукты полезные  и почему; 21 ­что надо есть, если хочешь быть здоровым и сильным; ­в каких продуктах можно найти витамины весной и осенью; ­какую пищу можно найти в нашем  лесу; ­что и как приготовить из рыбы; ­как правильно накрыть стол; ­как правильно вести себя за столом.                  Как показывают опросы родителей, программа "Разговор о правильном питании" позволяет   реально   сформировать   у   детей   полезные   навыки   и   привычки   в   области рационального   питания,   готовность   выполнять   правила   здорового   питания,   а   также определенные вкусовые предпочтения. Дети самостоятельно выбирают наиболее полезные продукты и блюда для своего рациона.  Более   того,   по   признанию   большинства   родителей,   программа   "Разговор   о правильном   питании"   оказывает   положительное   влияние   на   организацию   и   структуру питания в семье, сделав их более эффективными и полезными. В результате последнего исследования выявлено, что у детей в рейтинге любимых продуктов питания более высокое место заняли молочные продукты (82%), каши (78%), фрукты, овощи и соки (98%).  Ребята реже стали называть в качестве любимых продуктов кондитерские  изделия,  чипсы,  сухарики,  газированные  напитки,  значительная часть детей относит   их   к   числу   опасных   продуктов.   Увеличилось   количество   детей,   ежедневно употребляющих   молочные   продукты,   сливочное   и   растительное   масло,   каши,   соки,   рыбу. Незначительно, но снизился уровень заболеваемости.       Курс «Разговор о правильном питании» вызывает огромный интерес у детей, так как они не только узнают много нового  и интересного, но и сами,  своими руками, прямо на уроке могут приготовить и попробовать вкусные и полезные блюда.  Дети с удовольствием осваивают курс, ждут занятий, готовятся к ним. На вопрос анкеты: «Что нового для себя вы узнали из занятий? » дети ответили так:   ­ Я узнала, что надо есть больше молочных продуктов и соблюдать режим питания.  ­ Черный хлеб очень полезный.  ­ В молоке есть полезные микробы.  ­ Как кашу можно сделать вкусной, добавив в нее варенье, ягоды, фрукты.  ­ Как готовить вкусно салаты.  ­ Нельзя обедать бутербродом, лучше съесть тарелку супа. 22 4. Оценка эффективности конкурсной работы            Современная   ситуация в российском обществе требует обязательного просвещения детей и родителей  в вопросах   культуры питания. Общеобразовательная школа вполне способна  решить  эту  задачу  с  помощью  программы  «Разговор   о  правильном   питании». Преимущество программы заключается в том, что её материал актуален для детей. Всё что они узнают и чему учатся на занятиях, могут применить в повседневной жизни уже сегодня. Представленная   мной   система   реализации   программы   «Разговор   о   правильном питании»       показала     максимальное   вовлечение   детей   и   их   родителей   в     поисковую   и творческую работу, в   отработку знаний, навыков в определении продуктов правильного питания, умений организации меню школьника начальных классов, понятий о витаминном составе продуктов, целесообразности полноценного питания, расширение представлений о многообразии фруктов и овощей  нашего региона, о чём свидетельствуют рисунки, плакаты, сообщения, презентации самих участников занятий. Впереди ещё много педагогических открытий и творческих находок, но главная моя задача как учителя состоит в том, чтобы каждое проведённое занятие приносило детям чувство удовлетворения, радость познания и откровенное желание сохранить своё здоровье как главную ценность человека.  Как   показывает   практика,   порой   одного     занятия   достаточно   для   того,   чтобы отношение к   питанию вообще у ребят кардинально изменилось. После занятия «Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной» это блюдо стало у детей одним из самых любимых, а родителям уже не нужно заставлять ребенка завтракать. Интересна и реакция родителей, которые отмечают: "Мы сами многое узнали для себя", "Я тоже не любил(а) кашу, но теперь с удовольствием ем ее вместе с сыном / дочерью". Некоторые ребята пришли   к   таким   выводам,   что   гречневая   каша   намного   вкуснее,   если   в   нее   добавить немного сахара, а так нелюбимая «овсянка» станет любимым блюдом, если добавить в нее орешков, изюма или ягод; в рисовую кашу можно добавить ложечку меда!  Одними   из   важных   приемов   формирования   знаний   о   правильном   питании   я считаю практические   занятия.   Такие   занятия   можно   проводить   вместе   с   родителями. Некоторые задания могут быть рекомендованы для домашней работы.  23 Традиционно в нашем классе проводится «Ярмарка вкусностей». Отведать вкусных и полезных продуктов, приготовленных руками родителей, ребята могут в том случаи, если продемонстрируют свои знания о здоровом питании. 5. Литература: 1.  Буянова Н. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Медицина. – М.: АСТ, 1998 2.  Зайцев Г., Зайцев А. Твоё здоровье. – С­Пб., 1997 3.  Коростелёв Н. От А до Я детям о здоровье. – М.: Медицина, 1987 4.  Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов природы. ­ М.: ВАКО, 2004 5.  Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании./  Методическое пособие. – М.: ОЛМА­ПРЕСС, 2006.  6.  Безруких М.М., Филиппова Т.А.. Разговор о правильном питании./ Рабочая тетрадь для  школьников. – М.: ОЛМА­ПРЕСС, 2008.  7.  Издательский дом «Первое сентября» «Здоровье детей» № 13 24 Разработка классного часа «Самые полезные продукты. Молоко» Приложение 1 Тема.  «Самые полезные продукты. Молоко.» Цель. Дать представление о значении молока и молочных продуктах, составе молока. Задачи ­ содействовать осознанию учащимися значения правильного питания для здоровья  человека;  ­ формировать отношение к здоровью как одной из основных ценностей жизни;  ­ расширять представление детей о молоке и молочных продуктах как обязательном  компоненте ежедневного рациона;  ­ расширять представление детей об ассортименте молочных продуктов и их свойствах. I. Организационный момент. ­Рано утром просыпайся, Себе, людям улыбайся, Ты зарядкой занимайся, Обливайся, вытирайся, Всегда правильно питайся, Аккуратно одевайся, В школу смело отправляйся! 25 Беседа по теме: 1.­Ребята, как вы думаете, зачем человек употребляет пищевые продукты?    ­ Чем питается человек?    ­ Какие , по вашему мнению, продукты полезны, а какие вредны? ­ Мы с вами говорили о пользе и видах каш. Какие каши вы знаете и любите? ­ Чем полезны каши? ­ Люди издавна любят каши. Об этом упоминают многие литературные произведения. Послушайте несколько отрывков, назовите произведение и автора.( Братья Гримм «Горшочек   каши»,   р.н.с.   «Каша   из   топора»,   Носов   «Мишкина   каша»,   Перро «Золушка») ­ Дети, давайте поможем Золушке перебрать крупу. Каждый ряд ­  команда называет крупу. Побеждает та команда, которая быстрее и качественнее назовет крупу:  ­ Лучшая   команда   образует   поезд,   который   привезёт   в   магазин   «Самобранка» продукты.  (Дети одного ряда изображают поезд, каждый ребёнок получает рисунок продукта.  Под музыку «поезд» привозит продукты в магазин, распределяет их по полкам,  объясняя расстановку. Зелёная полка – полезные продукты; жёлтая – продукты,  которые можно нечасто употреблять; красная – запрещённые продукты) II   . Знакомство с новым продуктом – молоком. ­ А теперь посмотрите внимательно на витрину нашего магазина (на доске картинки продуктов) и запомните продукты. Теперь закройте глаза. (учитель добавляет илл. пакета молока)  ­ Что изменилось? ­ О каком продукте питания мы сегодня поговорим? ­ Что бы вы хотели узнать о молоке? ­ Откуда на наших столах появляется молоко? (звучит песня «Кто пасётся на лугу?» сл. Ю. Черных, муз. А Пахмутовой ) ­ Почему молоко полезно? 26 III   . Знакомство с составом молока.  ­ Молоко   –   незаменимый   продукт   для   детского   питания.   В   его   состав   входят множество   веществ,   необходимых   растущему   организму.   Все   они   замечательно сочетаются друг с другом, поэтому молоко легко усваивается.  Опыт №1. ­ Несколько часов назад в этот стакан я налила свежее молоко. Что вы теперь видите на нём?  ­ Это жир. Он входит в состав молока (карточка «жир»). ­ Жир делает молоко питательным, им можно утолить голод. Сейчас мы говорим «пьём молоко», а в старину – «едим молоко». Опыт №2. ­ В пробирке находится трёхдневное молоко. Оно уже скисло. Я его нагрею, а вы внимательно следите за изменениями. ­ Какие изменения произошли? ­ Белые  хлопья  – это белок (карточка «белок»).  Он помогает  организму расти, а головному мозгу работать. ­ Жидкость – это сыворотка. Из чего она состоит? (карточка «вода») Вода позволяет утолить жажду.  ­ Из сыворотки я заранее выпарила воду. Остались светло ­ коричневые кристаллы, сладковатые на вкус. Это – углеводы (карточка «углеводы»). Они также помогают работе головного мозга.  ­ Кроме того, в состав молока входят витамины и различные минералы: кальций и фосфор. Они укрепляют кости и мышцы (карточки «витамины», «минералы»). В результате опытов составляется таблица: молоко 27 жир     вода     углеводы     белок     минералы     витамины IV   . Знакомство с разнообразием молочных продуктов. ­ Из молока может быть приготовлено множество вкусных и полезных продуктов. А каким одним словом они называются? (молочные) ­ Какие молочные продукты вы знаете? Найдите их иллюстрации среди наклеек и выполните задание. ­ Какие молочные продукты вы выбрали? ­ А сможете узнать эти продукты на вкус? ­ Проведём   конкурс   дегустаторов.   Ваша   задача   с   закрытыми   глазами   узнать выбранный   молочный   продукт   по   запаху   и   вкусу.   (каждому   из   участников завязывают глаза) Сыр ­ твёрдая масса, получаемая путём специальной обработки молока (известно около  700 видов) Кефир ­ густой питательный напиток из кислого молока. Творог ­ скисшее молоко без сыворотки. Сгущёнка – сгущённое молоко, т.е. с малым содержанием воды и большим количеством сахара для консервирования и длительного хранения. Сметана ­ кисломолочный продукт, название которого произошло от слова «сметать». Масло ­ жировой сгусток молочного происхождения.   Йогурт ­ кислое молоко с фруктовыми добавками. Мороженое ­ замороженное сладкое кушанье из сливок, сахара, сока. Игра – исследование «Это удивительное молоко». Детям предлагается определить количество жира в различных молочных продуктах. Для  этого на отдельные листочки бумаги капается молоко, сливки, простокваша, кладётся  28

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)

Программа «АЗБУКА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ » (Составлена на основе программы: Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г «Разговор о правильном питании») (1 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2019