Программа дополнительного курса "Чувашская литература Аксубаевского края"
Оценка 4.9

Программа дополнительного курса "Чувашская литература Аксубаевского края"

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
воспитательная работа
9 кл
20.09.2019
Программа дополнительного курса "Чувашская литература Аксубаевского края"
Аксубаевского район, её природа, интернациональная культура, история всегда была неиссякаемым источником вдохновения многих выдающихся деятелей чувашской литературы. Больше сотни книг и тысячи произведений, начиная со «Уксах Тим.р П\лере илни» и «Батыр Савруш», «Вёрман ай.нче: Саврёш пу=.нче» созданы писателями, родившимися на нашей земле. Своим происхождением и творчеством связаны с Аксубаевской землёй народный поэт Н.И. Полоруссов-Шелепи, писатель фронтовик Ефрем Еллиев, поэт Михаил Белов, уникальный мастер слова и артист Владимир Левуков, талантливые писатели Михаил Сениэль, Иван Егоров, Валерий Туктар, гордость земляков Григорий Тяманов-Акташ, учитель-поэт Петр Гаврилов-Меречен, Нина Артемьева, Вера Никитина. Аксубаеву посвятил В.И. Волков свои историко-краеведческие материалы, народный академик Н.Я.Пильщиков составил этнографические очерки о Саврушах. Практическая направленность курса опирается на знания, умения и навыки учащихся, которые были получены в процессе изучения базового курса чувашского языка, чувашской литературы и культуры родного края. А именно на формировании у учащихся следующих умений: - развивать воображения, творческие способности, образного, ассоциативного, аналитического, креативного и критического мышления; - формировать у учащихся навыки сопоставительного анализа, чтения сложных с точки зрения художественной формы произведений и обогащение на этой основе их собственного языкового опыта и приёмов речи.
Чувашская литература Аксубаевского края. Программа.doc
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН / АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ ЧУВАШСКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ                                                                   МБОУ «СТАРОСАВРУШСКАЯ ООШ» АКСУБАЕВСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ВАСИКОВОЙ ИРИНЫ СЕВАСТЬЯНОВНЫ 2018 Пояснительная записка Аксубаевского район, её природа, интернациональная культура, история всегда   была   неиссякаемым   источником   вдохновения   многих   выдающихся деятелей чувашской литературы. Больше сотни книг и тысячи произведений, начиная со «Уксах Тим.р П\лере илни» и «Батыр Савруш», «Вёрман ай.нче: Саврёш пу=.нче» созданы писателями, родившимися на нашей земле. Своим происхождением и творчеством связаны с Аксубаевской землёй народный поэт Н.И. Полоруссов­Шелепи, писатель фронтовик Ефрем Еллиев, поэт  Михаил Белов,  уникальный  мастер слова  и артист Владимир Левуков, талантливые   писатели   Михаил   Сениэль,   Иван   Егоров,   Валерий   Туктар, гордость   земляков   Григорий   Тяманов­Акташ,   учитель­поэт   Петр   Гаврилов­ Меречен, Нина Артемьева, Вера Никитина. Аксубаеву посвятил В.И. Волков свои историко­краеведческие материалы, народный академик Н.Я.Пильщиков составил этнографические очерки о Саврушах. Практическая   направленность   курса  опирается   на   знания,   умения   и навыки учащихся, которые были получены в процессе изучения базового курса чувашского языка, чувашской литературы и культуры родного края. А именно на формировании у учащихся следующих умений:   ­ развивать воображения, творческие способности, образного, ассоциативного, аналитического, креативного и критического мышления;  ­ формировать у учащихся навыки сопоставительного анализа, чтения сложных с точки  зрения  художественной  формы  произведений   и  обогащение  на  этой основе их собственного языкового опыта и приёмов речи. 2 Программа   элективного   курса   «Чувашская   литература   Аксубаевского края»     предназначена   для   9   класса   чувашской   школы.   Работа   по   данной программе   предполагает   знание   учителем   элементарных   базовых   навыков обращения компьютером и сетью Интернет.  Цель элективного курса: ­ реализация потребности учащихся в дальнейшем самоопределении. Задачи элективного курса: ­   развивать   навыки   самостоятельной   аналитической   и   интерпретационной работы с художественным текстом;   ­   научить   школьника   ориентироваться   в   постоянно   меняющемся   и противоречивом   мире   современной   культуры   и   литературы,   самостоятельно оценивать   разнохарактерные   литературные   явления   и   уметь   эту   оценку адекватно обосновывать;   ­   усовершенствовать   навыки   литературоведческого   анализа   поэтических, прозаических и драматических текстов.   ­   пробуждение   и   углубление   чувства   любви   к   своей   малой   Родине, Аксубаевской  земле, раскрытие удивительных человеческих судеб прозаиков и поэтов, издателей и филологов, краеведов, живущих в нашем крае; ­   воспитание   художественного   вкуса   и   воспитание   творческого   читателя   с одной стороны, с другой стороны, предполагает углубление представлений о роли Аксубаевской района в формировании чувашской литературы и культуры. В   старших   классах   углубляется   представление   о   литературных направлениях Чувашской Симбирской школы. В центре внимания школьников ­ творчество   великих   чувашских  писателей,   родившихся   и   проживших   на Аксубаевской земле многие годы — Н.И.Шелепи, Е.В.Еллиева и др., знакомство с литературно­поэтическими оценками их творчества, с монографиями ученых. На занятиях элективного курса, так же как и на занятиях основного курса литературы   отрабатываются   теоретические   понятия,   овладение   приемами 3 сравнительного   анализа,   развития   креативного   и   критического   мышления, которые повышают культуру чтения.   Инновационность курса в том, что впервые обучающиеся вне стандарта образования по чувашской литературе имеют возможность исследовать истоки литературы родного края, а именно:  знакомиться   с   историко­литературными   источниками,   читать   и обсуждать своеобразие художественных произведений;  освоить элементарные знания по истории и теории литературы;  знакомятся   с   биографическими   данными   о   писателях­классиках,   с примерами   устного   народного   творчества,    новописьменной   литературой   и чувашской литературой XX века.  учатся   анализировать   содержания   и   структуры   литературного произведений (тема, идея, сюжет, композиция, основные образы);  получают   нравственное   воспитание   на   историко­культурной проблематике произведений. Проведение элективного курса предполагает сочетание различных  видов деятельности школьника и учителя.  1. Классная работа (уроки различных типов, в том числе лекции, проведение   литературно­краеведческих   викторин,   олимпиад;   элементы фольклорного   и   литературно­краеведческого   театра,   очные   и   заочные путешествия по Аксубаевскому району с использованием литературной карты и др.). 2. Внеклассная   работа  с   книгой   (изучение   художественных сочинений,  изучение  литературно­критических   отзывов,  литературоведческих монографий,   конспектирование   изучаемых   текстов,   отыскивание   справок   в словарях,   энциклопедиях,   справочниках;   составление   библиографических описаний). 4 3. Развитие устной и письменной речи  (классное   и  внеклассное). Опора   на   идеи,   изложенные   в   книге   И.Я.Яковлева   «Воспоминания», Г.Н.Волкова,   стараться   развивать   речь   богатую,   интонационно   и   лексически насыщенную, в которой отражается история и бытие народа, отдельно человека. Форма работы: устный рассказ, запись воспоминаний родных о прошлом. 4. Творческая  (выпуск   литературно­краеведческих   стенных   газет, проведение   литературно­краеведческих   вечеров,   классных   часов,  встречи   с писателями­земляками). Курс «Чувашская литература Аксубаевского края» рассчитан на 17 часов.   В   результате   изучения   курса   «Чувашская   литература   Аксубаевского   края» учащиеся овладеют:  ­ умением анализировать и критически осмысливать авторский текст;   ­   навыком   сопоставлять   несколько   источников   информации   и   делать собственные выводы; ­   техникой   устной   и   письменной   презентации   проекта,   доклада,   статьи   от формально предъявленных требований; ­ различными способами конспектирования; ­   навыком   сопоставлять   несколько   источников   информации   и   делать собственные выводы; ­   техникой   устной   и   письменной   презентации   проекта,   доклада,   статьи   в зависимости от формально предъявленных требований; ­ опытом разработки и выполнения проектов, социологических исследований, вопросников различного типа; ­   опытом   проведения   дискуссий,   учебных   конференций,   в   творческих конкурсах,анкетирования, опроса общественного мнения; ­ соблюдать этикетные правила в процессе речевого общения;  5 ­   представление   результатов   исследования   (текстовое   или   компьютерное представление)   с   использованием   наглядной   информации   (фотографии, видеофрагменты, иллюстрации и др.) в научно­практических конференциях.  Содержание программы 1. Введение.   Цели   и   задачи   занятий   по  чувашской   литературе Аксубаевского края. 2. 3. 4. Известные Аксубаевские  краеведы прошлого. Вклад Н. И. Шелепи в развитие чувашской литературы. Современное состояние чувашской литературы в районе. Устное народное творчество 1. Народные   заговоры,   заклинания.   Народные   песни.  Защита исследовательского проекта. Мифы и легенды. Литература XIX века Григорий   Калинин   и   песня   «Саврёш пу=.нче: вёрман 2. 1. ай.нче»? 2. Краткие биографические сведения о связи Чувашской Симбирской школы Ивана Яковлева  и Аксубаевской земли. 3. Сопоставительный   анализ   чувашского   фольклора   и   ранней литературы.  Новописьменная литература 1.  Творчество  первого  чувашского   народного поэта  Николая  Ивановича Полоруссова­Шелепи. Тема дружбы народов. Перевод произведений татарских писателей. 2. «Е.В.Еллиев – достойный имени Эзопа», яркий новеллист 30­х годов. Тема   крестьянина.   Нравственно­психологические   стороны   произведений «Масленица»,   «Научился   жить»,   «Жена»,   «Ременные   вожжи».     Колоритные 6 зарисовки быта и нравов крестьянства. Любовь  к простым   людям, к  своей родине. Глубокое знание жизни народа, его языка, образа мыслей. 3. Чувашская литература в годы Великой Отечественной войны. Очерки о замечательных людях района. Отзыв и рецензия.  4. Творческий путь П. Гаврилова­Меречен. Ощущение радости встречи с детством, людьми, оставившими   в памяти. Чтение и анализ стихотворений. Составление исследовательской работы «Моя родословная».    5. Литературная деятельность Григория Тяманова­Акташа. Утверждение красоты земли, силы человеческой любви, нежности в его поэзии. Тема солдата. Чтение и анализ художественного произведения (по выбору учителя). 6. В.И.Волков – известный краевед, историк. Анализ книги «Край родимый Аксубай». Составление литературного путеводителя по знаменитым местам. 7.   Поэт­профессионал   Михаил   Сениэль.   Издательская   деятельность земляка. Литературно­музыкальный вечер.          8. Нина Артемьева­Мокина ( по жизни и творчеству поэтессы). Редактор журнала   «Пегас». Чтение и анализ произведений о матери. Любовь к родной земле, к её  народу.                  9. Владимир Левуков – талантливый артист и прозаик. Руководитель культурного   центра   «Надежда».   Выразительное   чтение   художественного произведения.   «Расцветет   наш   край   аксубаевский»   –   сердечное   пожелание счастья и вечной молодости своей земле.                                    Современная чувашская литература 1. Николай Пильщиков – народный академик Аксубаевского края. Песни, утверждающие   славу   родного   края.   Нежное,   трепетное   чувство   к   родным уголкам земли. Система творческих заданий.  Тематическое планирование 7 № Наименование разделов и тем Часы курса Организационн ые формы, методы Прим.  п/ п 1 Вводное   занятие   «Роль   родной 1 Лекция 1 литературы в жизни человека». Устное народное творчество 2 Народные   заговоры,   заклинания. 2 Народные песни. Мифы и легенды. 1 Практическая работа в группах по   созданию картотеки Литература XIX века 3 3 Поэт   Григорий   Калинин   и   песня вёрман «Саврёш пу=.нче: ай.нче»? /Приложение №6/ 4 5 4 5   Краткие биографические сведения   о   связи   Чувашской Симбирской школы Ивана Яковлева  и Аксубаевской земли. Сопоставительный анализ чувашского   фольклора   и   ранней литературы.   1 1 1 Индивидуальна   по я   работа составлению планов, стихотворения, показ слайдов   анализ Коллективная анализ   работа, архивных документов Индивидуальна   сбор я   работа, местного материала, воспомининий Новописьменная литература 1 1 6 6 Творчество   первого   чувашского народного   поэта   Николая   Ивановича Полоруссова­Шелепи.   Тема   дружбы народов.   Перевод   произведений татарских писателей./Приложение №1/ 7 7 «Е. В. Еллиев – достойный имени Эзопа»,   яркий   новеллист   30­х   годов. Тема   крестьянина.   Нравственно­ психологические стороны   произведений «Масленица», «Научился жить», «Жена», «Ременные   8     Работа в группах с применением   сети Интернет. Подготовка слайдов. Коллективная   анализ работа, произведений, поиск   в   сети Интернет. Подготовка вожжи». Колоритные зарисовки быта и нравов   крестьянства.   Любовь   к простым   людям,   к   своей   родине. Глубокое   знание   жизни   народа,   его языка,   образа   мыслей.   /Приложение №2, №7/ 8 8 Чувашская   литература   в   годы Великой   Отечественной   войны. Очерки   о   замечательных   людях района.  9 9 1 10 Творческий   путь   П.   Гаврилова­ Меречен. /Ощущение радости встречи с  детством, людьми,  оставившими    в памяти. анализ стихотворений.   «Моя   родословная» исследовательская работа. /Приложение №3/   Чтение и         Литературная   деятельность Тяманова­Акташ. Григория Утверждение   красоты   земли,   силы человеческой   любви,   нежности   в   его поэзии. Тема солдата. Чтение и анализ художественного   произведения   (по выбору учителя). 1 11 В.И.Волков – известный краевед,   Анализ   книги   «Край историк.   Аксубай».   Составление родимый, литературного   путеводителя   по знаменитым местам. 1 1 12 13 Поэт­профессионал   Михаил Сениэль.   Издательская   деятельность земляка.  /Приложение №4/ Нина Артемьева­Мокина (жизни и творчества   поэтессы).   Редактор журнала   «Пегас».   Любовь   к   родной земле, её    народу. 9 слайдов. Лекция. Экскурсия районный  музей.   в Групповая   и фронтальная работа.   Подготовка слайдов. Индивидуальна я работа. Просмотр видеоматериала /диск   вкр   №14, личный   архив,   3.35 мин/.   Подготовка слайдов. Групповая   и фронтальная работа. книги.   Рецензия   Индивидуальна работа. я Литературно­ музыкальный вечер. Коллективная 1 1 1 1 1 1 работа.   Чтение   и анализ произведений о матери.   Просмотр видеоматериала /диск   вкр   №11, личный   архив,   2.30 мин/.   Индивидуальна я   работа.   Создание слайдов с применением   сети Интернет. Просмотр видеоматериала /диск   вкр   №18, личный   архив,   1.35 мин/. Самостоятельн ая работа. Создание презентаций 1 2 1 14 Владимир Левуков – талантливый   Руководитель артист   и   прозаик. культурного   центра   «Надежда».   Выразительное чтение художественного     произведения. «Расцветет наш край аксубаевский» – сердечное пожелание счастья и вечной молодости своей земле. 1 15 Мой любимый писатель. Николай Пильщиков   –   народный   академик Аксубаевского   края.   /Приложение №5/ Современная чувашская литература 1 16   Современная чувашская литература.   Система   творческих заданий.   Песни, утверждающие славу родного   края.   Нежное,   трепетное чувство к родным уголкам земли. 1 Зачет (защита презентации) Список литературы для ученика Егоров Иван. Кус сути. – Шупашкар. Чаваш кенеке издательстви, 1. 1992. 2.   Егоров Иван. Шур перчетке. Повессемпе  калавсем.­ Шупашкар. Чаваш кенеке издательстви, 1989. 3.   Егоров   Иван.   Инсет   каваклахе.   Калавсем.   –   Шупашкар.   Чаваш кенеке издательстви, 1980. 10 4.   Егоров Иван. Лайах ача. Калавсем. – Шупашкар. Чаваш кенеке издательстви, 1976. 5.   Егоров   Иван.   Висе   чарлан.   Калавсемпе   повесть.   –   Шупашкар. Чаваш кенеке издательстви, 1977. 6.  Егоров Иван. Амашепе ывале. Калавсем.­ Шупашкар. Чаваш кенеке издаткельстви, 1989. Список литературы для учителя ­ Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. – М,1977. ­ Волков Г.Н. Литературная теория, ­ Чебоксары, 2000. ­ Вопросы анализа литературного произведения в школе.­ М, 1961. ­ Косимов Н. Литературно­краеведческий кружок в школе. – М, 1963. ­   Мочалкина   Ю.И.   Кружок   литературного   краеведения.//   Литература   в школе.,  №4, 1971. ­ Строев К.Ф. Краеведение. Учебное пособие для пединститутов.­ М, 1974. ­ Словарь литературоведческих терминов. ­ М., 1974. ­    Скворцов  М.И. Чувашско­русский  словарь. Москва. «Русский  язык», 1985. ­ Коммунизм ялаве // № 11. Ноябрь, 1990. ­ Фразеологический словарь русского языка. Издание 2­е., стереотипное, ­ М., «Современная Энциклопедия», 1968.  Адреса в сети Интернет 1. 2. http   ://   www   .  chrio    .  cap   .  ru / ссылка «Народная школа»/  ermakova  .21308   http://www.      s  09./   Поэтсем  вилсессен   те вилмессе/ edusite.ru 11 .  cap   .  ru   /  rzau   1.   asp   /   Никитин   В.Рассказы  Ефрема 3.  lib  http://www.   Еллиева и Виктора Рзая/   12

Программа дополнительного курса "Чувашская литература Аксубаевского края"

Программа дополнительного курса "Чувашская литература Аксубаевского края"

Программа дополнительного курса "Чувашская литература Аксубаевского края"

Программа дополнительного курса "Чувашская литература Аксубаевского края"

Программа дополнительного курса "Чувашская литература Аксубаевского края"

Программа дополнительного курса "Чувашская литература Аксубаевского края"

Программа дополнительного курса "Чувашская литература Аксубаевского края"

Программа дополнительного курса "Чувашская литература Аксубаевского края"

Программа дополнительного курса "Чувашская литература Аксубаевского края"

Программа дополнительного курса "Чувашская литература Аксубаевского края"

Программа дополнительного курса "Чувашская литература Аксубаевского края"

Программа дополнительного курса "Чувашская литература Аксубаевского края"

Программа дополнительного курса "Чувашская литература Аксубаевского края"

Программа дополнительного курса "Чувашская литература Аксубаевского края"

Программа дополнительного курса "Чувашская литература Аксубаевского края"

Программа дополнительного курса "Чувашская литература Аксубаевского края"

Программа дополнительного курса "Чувашская литература Аксубаевского края"

Программа дополнительного курса "Чувашская литература Аксубаевского края"

Программа дополнительного курса "Чувашская литература Аксубаевского края"

Программа дополнительного курса "Чувашская литература Аксубаевского края"

Программа дополнительного курса "Чувашская литература Аксубаевского края"

Программа дополнительного курса "Чувашская литература Аксубаевского края"

Программа дополнительного курса "Чувашская литература Аксубаевского края"

Программа дополнительного курса "Чувашская литература Аксубаевского края"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.09.2019